Шарден Жан Батист Симеон Картины

Жан Батист Симеон Шарден картины

Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника.

Центральная тема Шардена – натюрморт. Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. Шапиро.

Для денег. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Как одни предметы отражаются в других. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы.

В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера.

Жан Батист Симеон 
Шарден – биография 
и картины

Жан Батист Симеон Шарден – биография и картины

Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. А. С. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Куапеля, Ж. Б.

Отец художника был мастером-столяром и Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж). Натюрморт был любимым жанром Шардена. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.

Родился в семье ремесленника в Париже, с этим городом связана вся его жизнь. Первые настоящие уроки он получил в мастерской Ноэля Никола Куапеля.

Шарден Жан Батист 
Симеон – все картины 
художника

Шарден Жан Батист Симеон – все картины художника

В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр). Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Героиням художника свойственно непроизвольное мягкое изящество, -- достаточно вспомнить тончайшие нюансы в наклоне фигуры, повороте головы молодой матери из эрмитажной Молитвы перед обедом.

Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден.

Жан Батист Симеон 
Шарден картины с 
названиями

Жан Батист Симеон Шарден картины с названиями

Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая.

К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Он любил изображать вещи, прожившие с ним жизнь, ставшие ему как бы близкими друзьями. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. В Салоне 1738 года Шарден показал картины «Мальчик половой» и «Мойщица посуды» (обе – 1738), а также два портрета – «Мальчик с юлой» и «Юноша со скрипкой» (обе – 1738). Не знаешь, в чем именно кроется очарование ибо оно разлито повсюду» В четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы — фигурку Меркурия, папку с рисунками, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги.

  • Картины — Шарден, Жан-Батист Симеон
  • Шарден Жан Батист Симеон (1699 – 1779)
  • Жан-Батист Шарден: биография, произведения
  • Шарден Жан БатистКартины и биография
  • Картины Жан Батист Симеон Шарден
  • Жан-Батист Симеон Шарден (1699 — 1779)

Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность. Шарден (1699 — 1779) — художник чистейшей воды, он только художник и в то же время один из самых первых живописцев всей истории искусства. Остались у нас без рассмотрения два французских художника XVIII века — Шарден и Грёз. Оба выпадают из общего настроения, обоих нельзя никак включить ни в группу официальных академических художников, ни в группу светских интимистов.

Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»). Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. С благоговением и подлинным лиризмом изображает художник женщину наставницу, воспитывающую у своих питомцев добрые чувства. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств).

Вновь он женится только в 1744 году. 1740-е годы – время расцвета жанровой живописи Шардена. Работа с натуры была основой его творчества. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло.

Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло.

  1. Картины и репродукции Жана Батиста Симеона Шардена
  2. ШАРДЕН ЖАН БАТИСТ СИМЕОН Скат, 1728
  3. Шарден Жан Батист Симеон – Биография
  4. Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779)
  5. Жан Батист Симеон Шарден краткая биография
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Натюрморт со скатом, 1727–1728. Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей и отражающей мерцающий свет пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены.

Свой реализм, унаследованный от прошлого столетия, Шарден обогащает всем, что принес в живопись ХV111 век. Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. То, что еще вчера считалось низким и недостойным, сегодня увлекает своей новизной. В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Ученик П. -Ж.

Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. Лувр, Париж.

  • Техника живописи и новые сюжеты
  • Все Картины Жан Батист Симеон Шарден по алфавиту
  • Шарден Жан-Батист Симеон 1699-1779
  • Напишите отзыв о статье Шарден, Жан-Батист
  • Отрывок, характеризующий Шарден, Жан-Батист

Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Шарден почти не получил художественного образования. И это было справедливой закономерностью. Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов.

Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. Неожиданностью было и обращение к портретам. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную.

Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере. С годами популярность художника растет. Грёз (1725 — 1805) — тоже превосходный мастер, но, к сожалению, отдавший свое искусство на служение литературной программе.

Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни.

Он никого не пускал в мастерскую, работал очень медленно, вдумчиво. Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия. Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр).

Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.

К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Каза, Н. Н. Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние.

Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.

Искусство Шардена вызывает восхищение художественной достоверностью, образной и колористической цельностью, правдивостью деталей, оно лишено как сухости реализма, так и сентиментальности, наставнической претенциозности. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.

Картины — Шарден, 
Жан-Батист Симеон

В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное – его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей). Достоинство этих картин— не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия. Наиболее известные между ними – "Карточный замок", "Молитва перед обедом", "Трудолюбивая мать", "Битый заяц и охотничьи принадлежности", "Плоды на мраморном столе" и "Атрибуты искусства" (все – в Луврской галерее), "Три мальчика, пускающие мыльные пузыри" (в гаврском музее), "Кухонный стол с провизией и посудой" (в руанском музее), портрет г-жи Жофрен (в музее Монпелье), "Девушка, читающая письмо", "Возвращение с рынка", "Кухарка, чистящая репу" и повторения "Молитвы перед обедом" (в королевском дворце в Берлине), повторение "Карточного замка" и "Молитвы перед обедом" и "Прачки" (в Эрмитаже), "Молодая женщина, вышивающая ковер", "Служанка, наливающая воду в кувшин", "Битый заяц и медный котел" и повторения "Прачки" и "Молитвы перед обедом" (в стокгольмском музее) и "Мать и дитя" (в галерее князя Лихтенштейна). Солнечный блик играет на мыльном пузыре и видны переливы разных оттенков на пене.

1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта.

Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. Шарден не получил академического образования. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.

Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Натюрморт Шардена – это мир домашних, обжитых человеком вещей, ставших частью интимной сферы чувств и мыслей. Шапиро. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын.

Пушкина. Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности. Французский художник. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению.

Французский художник, мастер бытового жанра. Уже в сентябре кандидатура Ш. была принята и он был занесён в списки как изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен. В 1765 году художника избирают также членом другой академии – Руанской.

Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Заказчиком ее был Антуан де Ла Рок, владелец журнала Меркюр де Франс. Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо.

Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном «Автопортрете» 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Непритязательные, лишенные нарочитой эффектности картины живописца показывали красоту простых вещей, наделенных собственной жизнью и как бы ведущих неторопливый разговор со зрителем («Медный бак», 1734). Мастер вынужден был продать свой дом.

Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). В 1730-е — 1740-е гг. Ему не были интересны аллегории или исторические сцены. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств». У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности.

Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине «Мальчик с волчком» и десятилетний Шарль («Портрет Шарля Годфруа», 1738, Париж, Лувр). Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла.

Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников.

И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Мастер пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г. ). Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж.

Зрители были в восторге. Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница". В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.

Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета.

Так, на картине «Прачка» изображена женщина, стирающая белье и сидящий рядом с ней мальчик, пускающий через соломинку мыльные пузыри. Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист. Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом.

Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку. Ради эксперимента. Он обратился к технике постели-не надо ждать высыхания красок, хорошо делать растушевки, быстро вносить изменения, а цвета яркие.

Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Одновременно с Прачкой Шарден написал для него Женщину, наливающую воду из бака. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна.

Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774).

«отказ от развлекательности и нарочитых эффектов, преданность натуре изображение людей и вещей такими, какими их можно видеть в жизни, но какими их никогда до этого не изображали художники Франции, привлекали внимание к этим произведениям. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — «Скат» и «Буфет» (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения.

Вместе с этими новыми для искусства героями в живописи появились изображения простых повседневных вещей, окружающих человека: предметов домашнего обихода – кухонной и столовой посуды съестных припасов – дичи, овощей и фруктов а также предметов, которыми пользуются люди интеллектуального и художественного труда – архитекторы, художники, музыканты, ученые. Но это и понятно. Холст, масло, 114146 см.

Пусть его путь был намечен еще Ленэнами, художник далеко опередил своих предшественников, чьи полотна кажутся рядом с его картинами суровыми, неподвижными, почти отчужденными в своей строгости. Холст, масло, 112140, 5 см. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии.

Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.

В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета).

Современники очень скоро забыли Шардена. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины.

Большое место в творчестве художника занимают образы детей. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.

Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен» : на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника.

Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Чаще всего художник изображал женщин и детей. Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете.

Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ). После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. Лувр, Париж.

Этим настроением проникнута почти каждая его работа. Каждый предмет на его полотнах подан с особой интимной интонацией. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок.

И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Ему поручается организация ежегодных выставок. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы— кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.

С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба — 1740, Париж, Лувр). Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».

В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) и «Портрет жены» (1776, Чикаго, Институт искусств). И это обращение к разуму ребенка, забота о его нравственном воспитании, о соблюдении им норм поведения характерны и типичны для времени распространения просветительных идей (Молитва перед обедом, Гувернантка)», – пишет Ю. Г.

Куапеля, Ж. Б.

Начинал Шарден обычно, как все: работал подмастерьем у мастеров — Каза, Куапеля, позднее — Ванлоо. Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Атрибуты искусств, 1765. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат».

Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи.

Обе картины находятся сейчас в Национальной галерее в Стокгольме. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»). Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Она ничего не дала ему.

Дидро восторженно пишет о нем: «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Впрочем, надо сразу сказать, что между обоими художниками и огромная разница. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте). Среди них — предметы обихода художника.

Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Каза, Н. Н. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния.

Прачка – одна из первых жанровых картин, написанных Шарденом. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Шарден стремился раскрыть сущность искусства.

Мастерство Шардена он называл колдовством. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст». Их хорошо видно и подслеповатым глазам.

Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». На полотнах своих патронов он писал неодушевленные предметы: ружье в сцене охоты, битую дичь, хозяйственные принадлежности, плоды, овощи, цветы. Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Шарден – блестящий мастер натюрморта.

Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. Такие жанровые сцены близки и понятны Шардену, который родился и вырос среди подобных людей. А старцу было удобно и он не так мерз. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.

Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Шапиро. Здесь царят здоровые нравственные устои.

Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon) Французский художник (1699-1779).

Особенно восхищался, конечно же, Ла Рок. Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита.

Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака.