Словесный Портрет Толстого
Составь словесный портрет Льва Николаевича Толстого
Хотела бы и я там присутствовать, слушать о чем они говорят. проснулся в своем кабинете.
Все это – еще одно свидетельство того, что Элен «не приспособлена» к каким бы то ни было «движениям души». В восемнадцать лет она уже невеста Андрея Болконского. Высота их равнялась в среднем одному миллиметру. Исходной формой служил литографский камень с рельефным изображением. Манаев, М. Храпченко, П. Пустовойт, Б. Эйхенбаум).
Этим объясняется, как ни странно, «сложность» портретных зарисовок героини: мало того, что они представлены в динамике (портрет у Толстого «текучий»), к этому добавляются изменения во внутреннем мире героини, что, естественно, меняет ее и внешне. В результате преобладающим у Толстого становится рассредоточенный или «ситуативный» портрет, то есть описание изменяющейся внешности человека в соответствии с каждым конкретным моментом изображения. Но возникает вопрос, почему Толстой не создает прямого портрета своих героев. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Глаза ясные и добрые. Оценки личности Л. Н. Но иногда, в редкие минуты, когда она загоралась прежним пламенем, «она бывала ещё более привлекательной, чем прежде».
Словесный портрет льва Николаевича Толстого
А это именно те качества писателя, которые приближают его образ к народу. Слова и выражения «скука», «лень», «мелкая душонка», «паршивый склочник», «подхалим», «трус», «бездарный дурак» произносил он как-то гнусавя, в нос, с подчеркнутой брезгливостью. В мемуарах, написанных в 1975 году, Николай Сядристый сообщал лишь о том, что после завершения работы над портретом Куприна, почувствовав уверенность в выполнении такой необычной работы, решил «соткать» из букв портрет Ильича. «Это дома так дивно выкрасили, – хвастливо говорил он, – а рубашка и штаны самые обыкновенные – холщовые». Есть что-то отталкивающее в этом портрете. Это сходство будет скоро (в контексте юбилейных оценок) увидено и акцентировано другим авторитетным европейским писателем, С. Цвейгом: «Его лицо – лесная чаща: зарослей больше, чем лужаек и это не дает возможности заглянуть вглубь.
Ср. Нельзя не сказать еще об одной важной особенности толстовских портретов: это прием подчеркивания характерных «примет» действующих лиц использование портретных деталей, которые бывают либо «рассредоточены» на протяжении повествования, либо постоянно «закреплены» за тем или иным персонажем (например, «чисто промытые складки» шрама Кутузова, лучистые глаза княжны Марьи, белые руки Сперанского в «Войне и мире»). : острые глаза курфюрста и турецких стрелков (Петр I) тяжелые глаза «опасного революционера» (Порождения Невзорова) холодные глаза Буденного (Хлеб) или Вольфа (Гиперболоид инженера Гарина). И как беспощадный итог неудавшейся жизни звучит метафора в устах поэта-имажиниста с «гнилозубой улыбкой» Жирова: «— А вы помните Елизавету Киевну — с бараньими глазами. » (18 год).
И лишь в последней фразе этого описания мелькнуло что-то от первоначального наброска: «но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести». Кажется, там сидят настоящие джентльмены, незатейливо беседуя друг с другом. В отношении княжны Марьи мы можем говорить о «диалектике души» (в отличие от Элен), она постоянно ведет напряженную духовную работу.
Это описание говорит о некоторых чертах характера — о лености изнеженности барина. Весь творческий путь Толстого – это процесс постепенного отказа от статичного (описательного) портрета в пользу портрета динамичного (текучего). Год написания картины — 1873. Желая привлечь покупателей, продавцы уверяли их, что изображение создано для того, чтобы преодолеть запрет цензуры на публикацию «Крейцеровой сонаты».
«Конечно же, словесный образ, литературный портрет-первооснова наших
Вместе с тем распавшийся «слитный портрет» не утратил в произведениях Толстого своей цельности. При каждом появлении Анны упоминаются ее «блестящие глаза, густые ресницы и красивое маленькие руки», постоянной характеристикой Стивы является его красивые лицо и, как у Анны, блестящие глаза. Толстого. Среди замечательных портретов И. Н. Крамского есть портрет писателя Л. Н. Толстого. В романе более пятисот персонажей и все они очень разные, яркие и реалистичные. Он был написан в 1873-м году считается лучшим портретом великого писателя. Не одному художнику не удалось запечатлеть образ Толстого – великого гуманиста, мыслители, носителя нравственных идеалов, выразителя народных интересов – глубже, чем это сделал Крамской.
Она по праву считается одним из лучших образов гения русской литературы. Глаза ясные и добрые. Эйхенбаум), «рассредоточенный» (С.
Бесконечное количество мгновенно возникающих и исчезающих зарисовок одного и того же лица, соединяющихся в портрет при помощи «лейтмотивных деталей», непрерывное отражение главного героя в глазах других персонажей составляет особенность толстовского портрета. При первом взгляде на изображение это кажется неправдоподобным: где же тысяча слов. Самое удивительное в его внешности. Иногда портретная характеристика бывает направлена на снижение образа в глазах читателя.
Весь творческий путь Толстого – это процесс постепенного отказа от статичного (описательного) портрета в пользу портрета динамичного (текучего). Человек со стальными глазами презрительно усмехнулся» (18 год). В отношении княжны Марьи мы можем говорить о «диалектике души» (в отличие от Элен), она постоянно ведет напряженную духовную работу. Но их удалось преодолеть еще в 1891 году, когда повесть вышла в свет. : стальные глаза хозяйственного директора Махорочного треста (большевика) и военного комиссара Бройницкого, врага Советской власти: «Ольга Вячеславовна взглянула ему в глаза: серые, холодноватые, цвета усталой стали, они чем-то напоминали те — любимые, навек погасшие и Ольга Вячеславовна так волновалась, что не обратила на нее никакого внимания, видела только его стальные глава» (Гадюка) «Тогда Алексей Красильников заметил у самого оркестра стоящего спиной к залу и теперь, как пружина, выпрямившегося — лицом к орущим, — рослого и стройного человека в щегольской кожаной куртке с офицерскими, крест-накрест ремнями. Манаева «За гранью невидимого», с. 121).
Любое нарушение внешнего и внутреннего (например испуг) спокойствия Элен отображается на лице героини, но эти эмоции никак не украшают его, недаром автор в описаниях использует эпитеты «неприятно-растерянный», «страшный». Функция портрета у Толстого заключается в обнажении именно этой изменчивости. Вероятно, такие руки были у Леонардо да Винчи. Часто, обращаясь к портрету второстепенных персонажей (купец Рябинин, покупающий за бесценок лес у Стивы, мадемуазель Варенька, адвокат Каренина), Толстой дает им прямую, ясную характеристику.
Всегда и всем одинаково улыбается Элен. В этом же году я переехала в Петербург и мое мимолетное знакомство с Толстыми оборвалось. Анатоль сразу оценил «достоинство её рук, плеч и волос». Еще одна отличительная черта текучего портрета у Толстого – прием подачи портрета «на людях». В 1900 году, появился первый портрет с подписью: Граф Л. Н. Толстой. Для М. Горького Толстой это и есть истинное воплощение справедливого и божественного.
Создается впечатление острого, пронизывающего взора. И действительно, Хазин уместил всю главу, которая состоит из 4700 знаков. У него самая большая серия портретов писателя. При каждом появлении Анны упоминаются ее «блестящие глаза, густые ресницы и красивое маленькие руки», постоянной характеристикой Стивы является его красивые лицо и, как у Анны, блестящие глаза.
То, что, видимо, определяет его близость к истинно-божественному, сакральному. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. То есть полностью портрет героя (а, следовательно и его внутренний мир) может раскрыться только в сложном сцеплении со сценическим эпизодом и другим лицом (становится принципиально важным, как герой относится к тому или иному событию и как другие герои относятся к нему). Манаева «За гранью невидимого», с. 119).
Составьте словесный портрет л н толстого по картине и н крамского
В «Анне Карениной» психологический портрет является одним из важнейших средств создания художественных образов. Не прибегая к конкретизации подобных прилагательных, писатель чаще всего дает их в одном ряду с цветовыми определениями в прямом значении: темные тяжелые глаза «великолепной женщины в собольем палантине» (Месть) желтоватые жесткие глаза лифляндского рыцаря Паткуля (Петр I) глаза серые, холодноватые директора Махорочного треста (Гадюка). В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Лаконизм деталей связан с усилением их психологической выразительности. Среди замечательных портретов И. Н. Крамского есть портрет писателя Л. Н. Толстого. Заменяя статичный портрет динамичным, раскрывающимся во времени, Толстой реализует одно из важнейших требований, которое он предъявлял к художественному произведению: «Художник, для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием.
И как не похожа Анна из черновиков на образ Анны в завершенном тексте романа: «Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении. ». Кстати, Тургенев отрицал необходимость использования столь навязчивых, по его мнению, повторяющихся деталей портрета героя: « как мучительны эти преднамеренные, упорные повторения одного и того же штриха – усики на верхней губе княжны Болконской» – писал он Анненкову. Невозможно представить роман Толстого «Война и мир» без ставших уже хрестоматийными портретных деталей главных героев: черные глаза Наташи Ростовой, плечи Элен, глаза Долохова, верхняя губка маленькой княгини Болконской, лучистые глаза княжны Марьи и т. д. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Сама поза кажется непринужденной и легкой, но при этом интеллигентной. Любое нарушение внешнего и внутреннего (например испуг) спокойствия Элен отображается на лице героини, но эти эмоции никак не украшают его, недаром автор в описаниях использует эпитеты «неприятно-растерянный», «страшный». И лишь в последней фразе этого описания мелькнуло что-то от первоначального наброска: «но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести». Зато и качество достигалось высочайшее.
Лев Толстой – неизвестный словесный портрет –
«Расщепленный» (Б. Величественный силуэт, красиво ниспадающие складки сорочки придают портретируемому особое благородство. Очень проникновенно отображены в портрете и простота писателя и его мудрость. Лаконизм деталей связан с усилением их психологической выразительности. Читатель встречает Наташу Ростову впервые, когда ей тринадцать лет. В подобных ситуациях они выступают как синонимически определения: «Они вертелись по комнате и трещали, глаза же их оставались холодными и дерзкими» (В гавани) «Мужик помолчал, перестал мигать.
Весь творческий путь Толстого – это процесс постепенного отказа от статичного (описательного) портрета в пользу портрета динамичного (текучего). Чаще всего мастера выбирали образ Ленина. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Любой, кто видел портрет, на себе испытал большую силу его воздействия. Портрет выполнен в серовато-коричневой гамме. Нельзя не сказать еще об одной важной особенности толстовских портретов: это прием подчеркивания характерных «примет» действующих лиц использование портретных деталей, которые бывают либо «рассредоточены» на протяжении повествования, либо постоянно «закреплены» за тем или иным персонажем (например, «чисто промытые складки» шрама Кутузова, лучистые глаза княжны Марьи, белые руки Сперанского в «Войне и мире»).
Вопрос: Составь словесный портрет Льва Николаевича Толстого
И. Н. В художественной системе Толстого выделяются описательный и текучий портреты (Н. Но бывает и так, что Толстой не может обойтись без прямой портретной характеристики. Чтобы он не «растекался», Толстой пользуется «лейтмотивными деталями» (В. Дружкина), которые должны воскрешать портрет в памяти. В романе более пятисот персонажей и все они очень разные, яркие и реалистичные. В последующих портретных рисунках Елизаветы Киевны продолжает повторяться описание глаз: «стала глядеть на Алексея Алексеевича нарисованными глазами» — У вас страшные глаза: дикие и кроткие» «близорукие глаза» «Стала глядеть на него выпуклыми близорукими глазами» «Кий Киевич, очень похожий на сестру, с такими же нарисованными глазами», «Елизавета Киевна в мужском пальто, с жалкой улыбкой и кроткими глазами».
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Но Крамскому удалось убедить писателя. Однако уговорить писателя позировать было непросто и Крамской должен был заинтересовать своей личностью человека, в те годы очень далекого от христианского смирения – крутого, властного и даже жесткого: «Описывать Вам мое свидание с ним я не стану, слишком долго: разговор мой продолжался с лишком 2 часа, 4 раза я возвращался к портрету и все безуспешно никакие просьбы и аргументы на него не действовали». Историю развития портрета часто называют «завоеванием индивидуальности» (Галанов Б. Искусство портрета, с. 87) и если народная эпическая поэзия еще не выделяла человека из общей массы, наделяя героев одинаковым «набором» черт, то примерно с эпохи Возрождения индивидуальный портрет набирает силу, достигая своего расцвета в творчестве писателей – реалистов. Вскоре бредень был отцеплен, а Алексея Николаевича с трудом уговорили выйти на берег.
Нужно описывать, как отражается то или другое на действующих лицах». Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Весь день поглощена она этим. «Краткость, ясность и простота выражения», провозглашенные в трактате «Что такое искусство. » признаком идеальной «формы искусства вообще», стали творческой установкой для Толстого. Например, лицо Элен – деталь, представленная в динамике: то Элен принимает «то самое выражение, которое было на лице фрейлины», то «лицо ее зарумянилось», то лицо ее поражает Пьера «своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением» или «лицо Элен сделалось страшно». Наша страна богата изображениями великого соотечественника.
Лев Толстой – неизвестный словесный портрет
он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинках дивана. ». Такие детали можно считать многофункциональными: они дают представление о наружности персонажа, выражают отношение к этому персонажу автора или других действующих лиц и позволяют «овладеть ключом» к характеру героя, что является высшей задачей портретного искусства Толстого. Свободному разуму хочу я воздать здесь хвалу. В двадцать пять лет она стала «сильной матерью», в которой «часто было видно лицо её и тело, а души вовсе не видно».
Исходной формой служил литографский камень с рельефным изображением. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Именно мысль о Боге заметно чаще других точит его сердце. Такими руками можно делать все. Брюки коричневого цвета и пошиты с грубой ткани.
- Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
- Портрет в художественном произведении
- Лев Николаевич Толстой в живописи
- Сочинение по картине Крамского «Портрет Толстого»
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Простая обстановка мастерской действует расслабляющее. Стремление к потере «особенности», нежелание выделяться среди окружающего мира и тайная радость потери ее – основная толстовская черта. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Уже при первом её появлении «неизменная улыбка» упомянута трижды. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Портрет производит яркое и сильное впечатление. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. В ней чувствуется что-то властное и энергичное.
- Толстой и Третьяков (Портрет графа Льва Толстого)
- Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи
- Портрет Льва Николаевича Толстого, Крамской, 1873
Как правило, подобное описание фиксирует изменения, произошедшие в персонаже. Главным заводилой был, конечно, Алексей Николаевич. Помимо этого повторяющаяся деталь, зачастую, выражает у Толстого не только индивидуальную психологическую черту характера, но и типическую, социальную. Среди замечательных портретов И. Н. Крамского есть портрет писателя Л. Н. Толстого. Кажется, там сидят настоящие джентльмены, незатейливо беседуя друг с другом. А это и есть главная особенность литературного портрета.
В художественной системе Толстого выделяются описательный и текучий портреты (Н. Манаев, М. Храпченко, П. Пустовойт, Б. Эйхенбаум). Например, лицо Элен – деталь, представленная в динамике: то Элен принимает «то самое выражение, которое было на лице фрейлины», то «лицо ее зарумянилось», то лицо ее поражает Пьера «своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением» или «лицо Элен сделалось страшно».
Мы все стояли на берегу и наблюдали за рыболовами – больше всех волновался Толстой. Из-под широкой синей куртки видно воротник и манжеты белой рубашки. Во время сеансов позирования Л. Н. В двадцать лет Пьер сразу не узнал этого лица, это уже не девочка, а «дама в черном платье», она «действительно постарела», но сохранился ее «внимательный, ласково-любопытный взгляд», который помог Пьеру увидеть в ней прежнее «милое, доброе, славное существо». На портрете записано (88 тысяч знаков. ) целиком произведение Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича».
Это «черноглазая», «с большим ртом», «некрасивая, но живая», «тоненькая», «грациозная» девочка. По ночам же – до 3-х час. Куртка очень большая и массивная, вот таким образом непонятно какого он телосложения.
И как не похожа Анна из черновиков на образ Анны в завершенном тексте романа: «Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении. ». Еще одна отличительная черта текучего портрета у Толстого – прием подачи портрета «на людях». Так, автор подчеркивает, что походка у Каренина была такая, что «он ворочал всем тазом и тупыми ногами».
Нужно описывать, как отражается то или другое на действующих лицах» (из книги Н. С. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Портретные изображения в романе Толстого оказываются тесно связанными с динамикой сюжета: из них «прорастают» узловые в смысловом отношении сцены и эпизоды. Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового значения и его, по определению В. И. Ленина, «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», были осознаны многими людьми отечества. Но при этом одни настаивают на архаичности его сакральных устремлений (Цвейг, Роллан), другие на страшных и темных силах, таящихся в глубинах его исканий (И. Кроме того – у них 23 внука.
Еще одна отличительная черта текучего портрета у Толстого – прием подачи портрета «на людях». Он сидит на стуле, его руки скрещены на коленях. Придумал и организовал производство таких портретов в России издатель С. Б. Хазин. «Краткость, ясность и простота выражения», провозглашенные в трактате «Что такое искусство. » признаком идеальной «формы искусства вообще», стали творческой установкой для Толстого.
Манаева «За гранью невидимого», с. 119). Шаляпина, Андрея Белого, Александра Блока, Станиславского», так как «эта сволочь хуже большевиков» (Похождения Невзорова), смотрит на жизнь тухлыми глазами (залитыми водкой, ослепленными ненавистью к людям). У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. «Расщепленный» (Б. Эйхенбаум), «рассредоточенный» (С. Бочаров), «полидинамичный» (П. Пустовойт) портрет Толстого не занимает особого самостоятельного места в произведении, он растворен в потоке мыслей и чувств.
Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. То есть полностью портрет героя (а, следовательно и его внутренний мир) может раскрыться только в сложном сцеплении со сценическим эпизодом и другим лицом (становится принципиально важным, как герой относится к тому или иному событию и как другие герои относятся к нему). Год написания картины — 1873. Только в их произведения портрет вбирает всю полноту духовной жизни человека, в нем, как в зеркале, отражается не только внешность героя, но и его внутренний мир, «жест, улыбка, поворот головы оказывается непосредственным отражением внутреннего, «сигналом» от внешнего к внутреннему» (Галанов Б. Искусство портрета, с. 15). Бочаров), «полидинамичный» (П. Наличие у деталей психологического подтекста позволяет не воспринимать толстовские портреты как эскизные из-за использования малого количества этих самых деталей.
На этом фоне странным кажется то, что главные герои романа как бы лишены портретных черт. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». В пятнадцать лет в ней все еще много детского: встречая своего брата, «держась за полу его венгерки», «она прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно визжит». Светотенью, мазком по форме Крамской лепит лицо, не сглаживая грубоватости форм, «разлапистости» широкого носа, не пытаясь спрятать большое оттопыренное ухо. Толстовский метод, получивший в литературоведении своё определение как «диалектика души», обусловил новый взгляд на человека, показал изменчивость и текучесть характеров.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Собственно, в литературном портрете из книги «Жизни великих людей» эта противоречивость Л. Н. В 1905 году в Одессе начали печатать еще один портрет Льва Толстого, составленный из букв. Крамской монументализировал невысокого Толстого и зрители, знавшие писателя по этому портрету (в их числе Репин), нередко поражались тому, как мало соответствовал сложившийся в их представлении образ писателя первому жизненному впечатлению. «Маленькой княгине» Болконской не прощается её вполне невинное кокетство только потому, что и с хозяйкой гостиной и с генералом и со своим мужем и с его другом Пьером она разговаривает одинаково капризно-игривым тоном. Алексей Николаевич любил детально обдумывать свою одежду и цвет играл в этом не последнюю роль. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».
Но иногда, в редкие минуты, когда она загоралась прежним пламенем, «она бывала ещё более привлекательной, чем прежде». Кроме того – у них 23 внука. Весь день поглощена она этим. Именно так и достигается неимоверная схожесть портрета с оригиналом. Лицо – основная деталь портрета.
Бесконечное количество мгновенно возникающих и исчезающих зарисовок одного и того же лица, соединяющихся в портрет при помощи «лейтмотивных деталей», непрерывное отражение главного героя в глазах других персонажей составляет особенность толстовского портрета. Всегда и всем одинаково улыбается Элен. (В истории Леопольд I известен как большой любитель музыки и покровитель алхимиков. ) Текст на гравюре, состоящий более чем из тысячи слов, посвящен описанию достоинств и заслуг императорской четы. Все любимые герои Толстого привлекательны по-разному, но всегда в меру своей способности к духовному изменению и нравственному росту.
Пожалуй, без этой характеристики образ героя был бы неполным. Нужно описывать, как отражается то или другое на действующих лицах». Интересно проследить, как выстраивает Толстой «полидинамичный портрет» своей любимой героини романа «Война и мир». Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Это описание говорит о некоторых чертах характера — о лености изнеженности барина. XIII гл.
Часто, обращаясь к портрету второстепенных персонажей (купец Рябинин, покупающий за бесценок лес у Стивы, мадемуазель Варенька, адвокат Каренина), Толстой дает им прямую, ясную характеристику. То есть полностью портрет героя (а, следовательно и его внутренний мир) может раскрыться только в сложном сцеплении со сценическим эпизодом и другим лицом (становится принципиально важным, как герой относится к тому или иному событию и как другие герои относятся к нему). А это именно те качества писателя, которые приближают его образ к народу. Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку. И он с прерывающимся дыханием угасающим голосом диктует дочери свои последние мысли, называет Бога «той безграничной вселенной, от которой человек чувствует себя ограниченным, его откровением в материи, во времени и пространстве» и проповедует, что соединение этих земных созданий с жизнью других существ совершается лишь любовью. Крамским.
Художник метко передает искристость глаз, когда Толстой описывает ему свою задумку на новое произведение. «Маленькой княгине» Болконской не прощается её вполне невинное кокетство только потому, что и с хозяйкой гостиной и с генералом и со своим мужем и с его другом Пьером она разговаривает одинаково капризно-игривым тоном. Колоссальную мощь личности Толстого Бунин видел в его умении преодолеть, прежде всего, самого себя, в обретении внутренней свободы, «освобождении», что позволило встать в один ряд с великими мудрецами и проповедниками. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Красивая, рослая и румяная девушка с близорукими, точно нарисованными глазами» «В столовую вошла Елизавета Киевна, — на ней была накинута турецкая шаль и на ушах бараньими рогами закручены две косы» «Глаза ее продолжали оставаться грустными и кроткими» «Елизавета Киевна продолжала глядеть на него близорукими, грустными точно нарисованными глазами» (Сестры).
А на неделе, к вечеру, собирались более близкие друзья. В результате преобладающим у Толстого становится рассредоточенный или «ситуативный» портрет, то есть описание изменяющейся внешности человека в соответствии с каждым конкретным моментом изображения. Простая обстановка мастерской действует расслабляющее.
Толстовский метод, получивший в литературоведении своё определение как «диалектика души», обусловил новый взгляд на человека, показал изменчивость и текучесть характеров. Герои романа «Война и мир» делятся не на положительных и отрицательных, даже не хороших и плохих, но на изменяющихся и застывших. Как впоследствии заметила старшая дочь Л. Н. Это не занимательно, не сценично, так как стоит на месте.
Чуган разворачивал фаянсовое лицо к Ворошилову, к Лукашу. » «Фаянсовые без выражения глаза его завораживали». Величественный силуэт, красиво ниспадающие складки сорочки придают портретируемому особое благородство. Глаза его стали умными, тяжелыми» (18 год) «У Андрея серые, широко расставленные глаз стали холодными и злыми» (Рассказы Ивана Сударева).