Стиль Грачи Прилетели

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику.

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

На выставке, посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проходила в 1947 году в Москве56, были представлены два этюда, выполненные на красном дереве. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Также на них заметны птичьи гнезда.

Но эта заурядность кажущаяся. Затем в 1882 году его уволили с работы. На переднем плане – рыхлый грязный снег.

Детали картины Алексея 
Саврасова "Грачи 
прилетели"

Детали картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели"

Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа, которые привели его в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. Проектом реставрации в 1976 году было предусмотрено установить в холодном храме Воскресенской церкви иконостас, вывезенный ранее реставраторами из храма села Попкова Галичского района и в разобранном виде сложенный в подклете Богоявленского монастырского собора в Костроме (как раз там, напомним, где были погребены владельцы Молвитина Салтыковы, в том числе, наверняка и строитель Воскресенского храма П. М. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами.

Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Зима еще не отступила. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93.

Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город.

Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Коровин вспоминает наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать – как хорошо в воздухе чувствуется весна». Обычный весенний немного сероватый день. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться.

Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. боярином Г. И. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. По мутному пепельному небу плывут облака. Чудесная картина, написанная Саврасовым «Грачи прилетели», одновременно и очень поэтичная и радостная и тоскливая.

Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. На переднем плане полотна – снег. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя.

«Грачи» стали открытием в живописи. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого. В нижней части этюда была подпись: «А. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи. Продолжим осматривать картину.

По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59.

Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Всё это было граничит с творческим методом Саврасова, который, не будучи простым копиистом, мог в своих произведениях отступать от фактической точности изображаемых объектов64. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11.

С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Но для своего времени картина Саврасова была свежа и прелестна. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.

В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Горячим ключом била в ней жизнь.

Кстати, пейзаж написан с натуры в Костромской области и эта церковь до сих пор стоит на том же месте, на котором видел ее художник. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.

История одного шедевра: 
«Грачи прилетели» 
Саврасова

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Вторым главным мазком является – талая вода именно она кричит нам о наступлении весны. Автор этой статьи Б. В.

Там он и создал первые этюды, легшие в основу «Грачей». Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.

Картина «Грачи прилетели» 
Алексея Саврасова, 
описание

Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание

«Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся.

27192)386. Перед вами авторское повторение 1879 года. Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели». Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. «Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. На среднем плане мы видим серое пятно.

Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Это было настоящей трагедией для него. Это скорее эскиз по памяти. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим.

Этим, собственно и исчерпывается весь внешний сюжет, все предметное содержание Грачей. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Благодарный саврасовский ученик И. И.

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. РЖ-627)90. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный».

Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Мягкий свет от косых лучей весеннего солнца падает справа налево, образуя лёгкие тени берёз на всё ещё белом, но уже немного потемневшем снегу61.

Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена.

Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Молвитино»36. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Вот так жил и творил Саврасов.

При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских.

Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

Ещё один вариант-повторение, очень близкий по размеру и содержанию к варианту из Русского музея, хранится в Национальном художественном музее Белоруссии (1880—1890-е, холст, масло, 51 38см инв. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Чайковского и Н. А.

Грач зиму расклевывает, – говорят у нас в народе. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. По этому поводу высказывались разные версии. Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника.

Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Некоторые художники взяли за основу своего творчества весну и пишут из года в год картины, на которых изображены праздные «последние снега», «распутицы» и т. п. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание.

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.

Однако, это лишь поначалу. На каждой выставке их можно увидеть десятками.

Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.

Какая простота. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». До 1871 года вся творческая деятельность Саврасова была более жалкой бледной и невостребованной, но с появлением картины «грачи прилетели» изменилось не только отношение к художнику, но и его настроение. По предположению художника и искусствоведа Игоря Грабаря, высказанному в период подготовки к выставке, этот этюд мог быть написан Саврасовым позже, по памяти: «По такому этюду не сделаешь картины.

Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Они, щебеча, расселись на деревьях и разносят радостную весть о приближении весны. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели».

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Римского-Корсакова. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения.

Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Он обращается к переходным, переменчивым состояниям природы, показывает некое противостояние зимы и весны, тепла и холода. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля — все обжито и согрето сердечным теплом.

Эта картина истинно весенняя, ее часто сравнивают с вступлением к опере Римского «Снегурочка». В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». На картине тонко и с большим чувством изображена в композиционно вольном варианте окраина села Молвитино (ныне Сусанине) близ Костромы в ранний весенний бессолнечный день, ознаменованный прилетом первых грачей, этих бесконечно дорогих для русского сердца вестников весны. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17.

Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650).

Грачи прилетели 
— Алексей Саврасов

Грачи прилетели — Алексей Саврасов

Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). Сопоставление обычно уточняет оценку.

По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Даже сам Саврасов впоследствии не написал больше ничего подобного, может быть потому, что его картина «Грачи прилетели» была выше его творческих талантов.

Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819.

Картина Саврасова 
«Грачи прилетели»

Картина Саврасова «Грачи прилетели»

В те годы, по свидетельству М. В. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей.

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь.

Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Ступайте писать, пишите этюды изучайте, главное – чувствуйте», – говорил художник. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). В конце 80-х годов, когда наиболее яркие представители русского искусства начали писать пейзажи имея для этого все технические средства (свет, краски и т. д. ), картина Саврасова «Грачи прилетели» являлась своеобразным эталоном, путеводной звездой для многих художников пейзажистов. – Оденешь его – опять пропьет все.

Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден.

«Грачи прилетели»: описание картины

Верхний пояс, охватывающий примерно половину холста, занят светлым небом, в цветовой гамме которого преобладают холодные голубые тона. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. А потом все-таки сбежит. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился.

Береза всегда имеет свой рисунок. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

  1. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
  2. Эффект бескрайнего пространства
  3. Творчество, заказы известных людей
  4. Работа и страсть к путешествиям
  5. Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
  6. Алкоголизм и увольнение с работы
  7. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Б. В. С. Молвитино. Но больше всего нравилась Саврасову Центральная Россия с ее скромной природой, которую он любил рисовать.

«Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению.

  1. Этюды, эскизы, повторения и варианты
  2. Словари и энциклопедии на Академике

Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Это можно определить по тени на картине под деревьями. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ).

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 
Алексей Саврасов

На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.

В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94.

А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. А. Саврасовъ»3. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие.

(. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Затем в 1882 году его уволили с работы. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.

Однозначно ответить нельзя. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Без воздуха пейзаж – не пейзаж.

Может быть, он понимал, насколько неожиданно для него было ее написание. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда.

«Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485.

Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48.

ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. В то время, художники перенасытили свое творчество всевозможными картинами ор весне. Салтыков). Необходимо основательно к этому подготовиться.

На той же выставке присутствовали работы таких известных мастеров пейзажного жанра, как Алексей Боголюбов, Михаил Клодт и Иван Шишкин. Дошедшие до нас многочисленные этюды свидетельствуют о настойчивой и кропотливой работе художника, об упорном поиске им художественных средств и композиционных решений прежде, чем ему удалось воплотить свой поэтический замысел с такой гениальной простотой. По такому этюду не сделаешь картину. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Поездки оставляли глубокий след в его душе. Саврасова в Молвитино. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда.

Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Помимо этого, от московских пейзажистов были представлены картины Льва Каменева, Сергея Аммосова и Владимира Аммона51.

Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Дата создания: 1871 г. Автор: Саврасов А. К. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В.

Саврасовъ. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели».

Это было настоящей трагедией для него. Ветерок принес с собой и целую стаю веселых птиц. Это скорее эскиз по памяти».

В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев.

Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах их невидимых обитателей, купола церкви. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59.

Один из учеников Саврасова в Училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино – изучать природу, проникаться ею и писать этюды. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656.

От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом. Как все это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее ее дыхание. Ужаснее картину представить трудно. Несколько голых берез – кривых и изломанных. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22.

В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.

Его воодушевление передавалось ученикам, они жадно впитывали впечатления, закрепляя их в памяти множеством зарисовок и этюдов и все училище смотрело на саврасовскую мастерскую какими-то особенными глазами, ожидая новых успехов от талантливых учеников и преклоняясь перед художественным и педагогическим даром их наставника. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет.

Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75.

В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Центральная группа берёз является основой композиции.