Сватовство Майора Картина
Так и к «Сватовству майора» он сочинил оригинальный авторский комментарий, описывающий персонажей и детали картины. Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. Картина Сватовство майора показывает зрителю заключительные этапы подготовки купеческой семьи к визиту жениха. Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность. Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора».
Картина «Сватовство майора» принесла автору известность и звание академика, а также некоторое улучшение материального положения. Описание картины Сватовство майора было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме. Содержание картины «Сватовство Майора» было хорошо понятно зрителю.
Картина Павла Андреевича Федотова «Сватовство Майора» произвела настоящий фурор в обществе. «сватовство майора» – картина, стараниями Федотова практически списанная с натуры. Жанр картины Сватовство майора можно отнести к иронической комедии.
История картины Сватовство майора тоже интересная. Несмотря на острый юмор, с которым художник написал своих персонажей, картина Федотова «Сватовство майора» не передает атмосферы злобности и насмешки. В настоящий момент картина Сватовство майора находится в Третьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Все не столь однозначно с Купцом. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки.
А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». В ту пору, будучи офицером, Федотов получал жалование 300 руб.
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно.
Кроме одного. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Женщинам брак давал всё, на что они вообще могли тогда рассчитывать: положение в обществе, секс и деторождение, доход и занятие домохозяйки. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". И зачем.
Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Со вчерашнего дня Ее нет для меня.
Помимо натурщиков, Федотов также использовал приобретённый ранее манекен с подвижными суставами, облачая его в одежды различных персонажей и придавая ему требуемые позы35. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Не аристократический (мира аристократов выросший в Замоскворечье художник изнутри знать не мог), а именно купеческий. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса.
Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. / Нет, в светлицу уйду. »46.
Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. «Особенности национальной женитьбы» в середине XIXвека. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Вот, кстати и он – в смежной комнате. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
Завершают череду колоритных образов глуховатая старуха-приживалка, расспрашивающая у помощника купца о происходящем и кухарка, держащая поднос с пирогом. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». — стыд какой.
Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею1. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Более светлое, чем у её матери, платье невесты помогает выделить её из центральной группы в качестве наиболее важного персонажа32. Возможно, переживает, чтобы всё сладилось – подкручивает свои гусарские усы. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил.
Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
Картина Сватовство майора: описание картины
Это излюбленный приём Павла Федотова. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности.
Откуда лента здесь взялась. Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса. Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Ей, ей, за весь успех мой обязан. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. ассигнациями в месяц». Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
Лицо сидельца, в первом варианте частично скрытое головой кухарки, во второй версии полностью открыто57. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили.
О знаменитой картине Сватовство майора
Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11. ассигнациями в месяц».
Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
А дальше можно предполагать.
Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
Это случилось в 1848 году, через 4 года после увольнения из гвардии, когда высочайшее повеление дозволило: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки. А переливчатые ткани на платьях.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
А росписи на потолке. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его.
Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Но не всё так однозначно. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха.
Помогите описать картину Сватовство майора
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены— как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка. Подобных вопросов возникает множество. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника.
Описание картины «Сватовство майора»
Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». / Ой, стыд какой. Честностью он обладал безмерною но она, как у многих честных стариков, перенесших немало в жизни, облечена была в формы суровые, жестокие и угловатые"2. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. чужой. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен.
Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
Сватовство майора и шутовство художника
Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Вот-вот состоится (или не состоится) свадебный сговор. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром.
Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Подобные браки случались тогда повсеместно. Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. 5. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату.
Описание картины Сватовство майора
Вот и получается, что все герои картины просто заложники ситуации, вот таким образом и смеяться над ними можно без особой злобы и укоризны, а лишь со снисходительно-добродушной иронией. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. А дальше – ступеньки служебной лестницы: прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор.
А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (. ). В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.
Служанки шушукаются. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5.
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. А там, если помните, никакого туалета.
У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка. Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света.
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм.
Описание картины Федотова «Сватовство майора»
Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. А седобородый батюшка-купец. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём.
Ведь они не виновны в падении нравов современности. Для большего не хватало грамотности, связей. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя.
Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
А картины. Все присутствующие ждали этого события. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.
Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Ах, уж эта кулебяка. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. стоили. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
Полотно Сватовство майора принесло отставному лейб-гвардии капитану Павлу Федотову (1815-1852), не имеющему официального художественного образования, звание академика живописи. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. 58, 375, 4. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Постепенно сюжет сложился.
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
/ По-старинному— в сизом платочке. В ней борются противоречивые чувства. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.
Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное.
Видимо, в псалтырь. Возникнет (или не возникнет) новая семья. Ж-4521)8910.
И мундир надел с эполетами, а мог бы ведь по-простому, по-граждански – сюртук. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Грустная история. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино».
Павел Андреевич Федотов Сватовство майора: Описание произведения
Только наверняка он «происхождения тёмного». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
Федотов вводит нас в купеческий дом. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол.
Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Самое интересное в виде мозаики
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Ведь он жених. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. П. А.
Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.
Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Браки по расчёту вообще самые крепкие. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира.
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Слева от майора изображена пришедшая вместе с ним сваха, которая уже успела войти в комнату. Дом, несомненно, богатый – одна люстра чего стоит.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Вариант-повторение из Русского музея
- За каждым великим человеком стоит кот
- Это надо видеть: в «лексусе» взорвалась монтажная пена
Сын был гордостью и надеждой семьи. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния.
Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Ведь на столе наготовлены разные угощения. Ах, уж эта кулебяка. В юности «забрили лоб».
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом.
Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Майор тоже привлекает внимание зрителя, поскольку его фигура расположена контражуром, то есть против света, но при этом за счёт поворота головы влево его лицо оказывается освещённым33. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Мы видим на картине Федотова высшую точку этой напряженной неопределённости и то, как каждый из акторов (действующих лиц) её переживает. Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».
Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния.
А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Стерпится – слюбится. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.
Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Вечные брачные архетипы с поправкой на старомосковский колорит. Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день.
Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство.
Продолжатся (или не продолжатся) две династии – военная и купеческая. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику.
Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Отдали её за другого. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов.
Еще не вошёл в залу. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. И здесь – важный момент. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. / Никогда с ними я не бывала».
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Жених уже стоит в дверях при полном параде.
Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый98. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.