Сюжет Картины Грачи Прилетели
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Не только потому, что вообще пришли времена новых исканий. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Они летают вокруг берез, вокруг своих гнезд, в которых будут вылупляться птенцы. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины.
Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. В нем уже ничего не осталось от зимнего великолепия и белоснежной пышности. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Какая простота.
Салтыков). В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Ясный летний день. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.
Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Так можно закончить сочинение-рассуждение по картине Грачи прилетели.
Необходимо заметить, что Коровин и Левитан были учениками Саврасова, они восхищались своим преподавателем и всю жизнь были ему благодарны. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. В феврале 1871 года эта спокойная жизнь была нарушена трагическими событиями— в переписке с Третьяковым 13 февраля Саврасов сообщал, что тяжело заболела его беременная жена, а 18 февраля написал, что были преждевременные роды, жена поправляется, но ребёнок очень слаб3132.
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа.
Попробуем представить пейзаж без грачей. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше.
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Третья смерть ребёнка в семье. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.
Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне.
Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
Но в общем-то ему проще было быстренько, «на автопилоте», сляпать, например, повторение «Грачей» и чуть ли не на улице загнать кому попало за бутылку. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. В этом кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало.
Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69.
Описание картины «Грачи прилетели»
Рассмотрим ее внимательно. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Это первые предвестники и глашатаи весны. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.
При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74.
Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Васильеву. Это было единственное произведение на выставке, в котором Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.
Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Сочинение помогает сформировать письменную речь, научиться правильно излагать мысли на определенную тему, видеть и понимать содержание сюжета, описывать увиденное словами. Саврасовъ. Также на них заметны птичьи гнезда. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей.
Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных.
По этому поводу высказывались разные версии. Ему пожаловали дворянство (под именем Комиссаров-Костромской), дали пожизненную пенсию, в его честь учредили особую медаль, выходили плакаты-лубки с описанием подвига, поэты (включая Н. Некрасова) посвящали ему стихи, он ездил по стране с банкета на банкет Слава оказалась тяжким грузом: Осип мало-помалу пристрастился к пьянству. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22.
Замысел картины «Грачи прилетели» (1871), прочно связавшем творчество художника с весенней темой и сюжетом, близким народной жизни, зародился еще в Ярославле. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году.
Птицы вернулись в родные края и обживают свои гнезда. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Это было настоящей трагедией для него. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».
«Грачи прилетели» картина Саврасова
Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. «Грачи» – известный факт – запечатлели пейзаж костромского села Молвитино (см. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны.
Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Слева – рыхлый, талый снег со следами животных и птиц. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине.
Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. С. 282. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.
Одна из птиц на земле держит в клюве веточку и собирается строить гнездо. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Это же художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.
В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Еще несколько птиц вокруг берез. Верхний пояс, охватывающий примерно половину холста, занят светлым небом, в цветовой гамме которого преобладают холодные голубые тона. Обычный весенний немного сероватый день.
Картина Грачи прилетели: описание
Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Затем в 1882 году его уволили с работы. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое.
Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Как он изменится. Есть воспоминания В. Гиляровского о Саврасове у «последней черты». На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.
Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Береза всегда имеет свой рисунок. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла).
Один тоже известен как яркий художник, но другого направления – входил в объединение «Бубновый валет», потом был сподвижником Малевича (правда, в советские годы пришлось перейти на сугубый соцреализм). Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Птицы символизируют жизнь.
Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Очевидно, в Саврасове жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам в природе, до него еще никем из русских живописцев не расслышанным. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Б. В.
Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Молвитино»36. Однако, это лишь поначалу. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». (Шишкин). Он тусклый и потому не дает блики на свету.
Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Береза всегда имеет свой рисунок. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Тот воодушевлённо приступает к новой картине – но через неделю холст стоит недописанный, Саврасов валяется рядом и на все вопросы пьяно ревёт: «Никаких. » А там глядишь – он снова на улице, грязный, всё пропивший, с всклокоченной бородой у дверей дешёвого трактира шарит в карманах в поисках нескольких копеек.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
На переднем плане полотна – снег. По такому этюду не сделаешь картину. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. На переднем плане – рыхлый грязный снег.
А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Описание картины Грачи прилетели начнем с композиции. 156.
Грачи прилетели (картина Саврасова
Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Одна за другой появляются картины Волга под Юрьевцем (1871, местонахождение неизвестно), Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) и, наконец, Грачи прилетели (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.
В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. А посередине преобладают коричневые тона. Но пройдет совсем немного времени и деревья наденут на себя красивую зеленую, яркую, сочную листву. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Но все это – деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах, – писал И. Н.
Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Это скорее эскиз по памяти». Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. В подтаявших лужах воды проглядывает земля и отражается небо тени, упавшие на снег от деревьев, выглядят легкими и полупрозрачными.
Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Автор этой статьи Б. В. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»» Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века.
РЖ-627)90. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Родилось ещё двое сыновей. Но, в конце концов, чего гадать.
Вдалеке раскинулось черное поле. Судьбоносным для Алексея стал 1871 год именно тогда проводилась экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок, в организацию которой он внес посильный вклад. Первый план полностью отдан изображению весенней природы. А Бенуа даже охарактеризовал самого мастера на основе этой картины: «Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Каменевых – от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, – жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам природы, до него никем еще из русских живописцев не расслышанным» Бенуа А. «История русской живописи в 19 веке».
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Искусствовед Фаина Мальцева тоже отмечала ряд отличий между храмом изображённым на картине и Воскресенской церковью— в частности, отсутствие у реальной церкви закомар изображённых художником. Между тем в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и «романтических ландшафтов». За ними виднеется черное поле, серый горизонт.
Тогда в картине не будет той динамики, которая есть сейчас. Ученик шляпника Осип Комиссаров (родом из Молвитина) подбил руку с пистолетом. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе.
Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Несколько голых берез – кривых и изломанных. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки».
Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. – О. И. ). А пока голые ветви деревьев облюбовали грачи.
«Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. На лугах мирно пасется стадо. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.
Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами.
Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. На первый взгляд, все здесь просто, знакомо каждому. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8.
«Грачи прилетели» : описание картины
Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Поездки оставляли глубокий след в его душе. Пейзаж получил множество восхищенных отзывов. С. 319. Нашли, накормили, похмелили, отмыли, одели, сняли комнату – работай, Алексей Кондратьевич. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Центральная группа берёз является основой композиции.
Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. По такому этюду не сделаешь картину. Продолжим осматривать картину.
На среднем плане мы видим серое пятно. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 г. стрелял в Александра II.
В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Молвитино – это достаточно далеко от Ярославля. Для изображения взят задний двор церкви. боярином Г. И.
Цели и задачи сочинений по картине
Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Но при таком ракурсе горизонт должен был бы находиться довольно низко, в то время как на картине он изображён примерно посередине холста, на уровне церковных главок. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг.
Для чего даются подобные творческие задания. Годом ранее он из поездки на Волгу привёз серию замечательных полотен («Волга под Юрьевцем», например, получила первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств). В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака.
Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Но эта заурядность кажущаяся. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Но не только критики и художники оценили по достоинству картину.
Крамской Ф. А. Картина называется Грачи прилетели и это дает нам ключ к пониманию картины. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. На самом же деле эта обыденность мнимая.
«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. На картине изображена не природа в целом, а непосредственный момент, который говорит нам о том, что вот именно сейчас приближение весны чувствуется особенно остро. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54.
В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Поскольку эти впечатления были, вероятно, единственным светлым лучом среди тяжелых испытаний, выпавших тогда на долю его семьи, они естественно будили творческую мысль и требовали своего закрепления. Такова краткая история написания картины «Грачей». Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Это скорее эскиз по памяти». Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).
Птицы – символ весны в сочинении по картине Грачи прилетели
ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. И Саврасов горевал.
Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. И в 1872 году именно она выставлялась на Всемирной выставке в Австрии. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Сто великих картин мира. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.
Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)
Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. В Ярославле сняли большую квартиру.
Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Мы можем заметить, что грачи несколько больше по размеру, чем в реальности. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. По мутному пепельному небу плывут облака. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника.
Всё шло замечательно – и вдруг удар: умерла новорождённая дочь. Именно птицы дают нам почувствовать приход весны, так как с их появлением начинается движение и возрождается жизнь. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух.
- ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
- Эффект бескрайнего пространства
- Творчество, заказы известных людей
- Работа и страсть к путешествиям
- Алкоголизм и увольнение с работы
- Этюды, эскизы, повторения и варианты
- Словари и энциклопедии на Академике
- Другие варианты этого сочинения
Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Сохранился его печальный рисунок – могила девочки. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».
Вот, дескать, ещё одно воплощение «немытой России». В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Ученик должен увидеть глубокий смысл, который скрывается за простотой сюжета. «Грачи прилетели» – назвал свою картину Алексей Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Что с таким делать. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи.
Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Жена от потрясения слегла.
То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь — у околицы обычного русского села — приобрело особую силу и очарование. Как Алексей Кондратьевич там оказался – тоже любопытно. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Сколько было таких сел в России. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93.
27192)386. На картине мы видим окраину деревни или небольшого села. Нет и после слома им было написано несколько отличных полотен, осталась прелестная графика. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег.
А. К. Саврасов использовал такой прием не только в этом пейзаже, но и в других работах. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег.
Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт и И. И.
Необходимо основательно к этому подготовиться. В нижней части этюда была подпись: «А.
На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. – Оденешь его – опять пропьет все. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. То, что он пошёл иным путём, закономерно. Солнечный свет падает с левой стороны и тени от берез мягко ложатся на подтаявший снег.
Родимый русский пейзаж, от которого замирает сердце. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения.
Вот так жил и творил Саврасов. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился.
Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Саврасова в Молвитино. Описано несколько встреч, но сюжет один: какие-то люди (друзья, сам Гиляровский, некий заказчик) решили помочь художнику. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах».
Ужаснее картину представить трудно. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Итак, начнем работу над сочинением. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Несмотря на понятный на первый взгляд сюжет, описать эту картину не так уж и просто. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.
В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Смешно, но и при жизни Саврасова и тем более в советские годы находились умники, всё пытавшиеся присобачить к «Грачам» какой-нибудь социальный подтекст. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами. Есть околица села Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, березки – и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса.
(Шишкин. Поместив на полотне грачей, художник как бы говорил: если бы русский народ был также свободен, как эти птицы, он сумел бы построить свою жизнь так, чтобы не было голода, нищеты, угнетения. 39 Нельзя не видеть, что и подобные глупости и пребывание храма в полуразрушенном состоянии — это всё явления одного порядка. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.
Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. А потом все-таки сбежит. Туда Саврасов вряд ли доехал иначе обязательно остались бы какие-то наброски, зарисовки. Но Саврасов смог с удивительной любовью и трепетом рассказать о весне, когда природа оправляется от зимних холодов. Однозначно ответить нельзя. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.
И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23.
На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Церковь была построена в конце XVIII века. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48.
Центр композиции – несколько берез на переднем плане. У Саврасова получилось передать грусть от уходящей зимы и счастье от наступающей весны. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души.
И так – много раз. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Это скорее эскиз по памяти. Ведь он полотно назвал «Грачи прилетели. » – с восклицательным знаком, явно желая передать свои бьющие через край эмоции.
Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Это Алексей Моргунов (1884 – 1935). Возможно, понимал – в традиционной живописи отца не превзойти, надо пробовать что-то своё.
Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. справку).
Время их расцвета еще впереди. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Стр. Понять, что наступила весна, можно по проталинам на снегу. Мир увидел ее в 1893 году и она сразу получила хвалебные отзывы, однако подлинного восхищения она уже вызвать не могла – за это время многое изменилось.
Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Как Саврасов там оказался. Обратим внимание на птиц, которые послужили основой сюжета.
Так могло возникнуть желание отправиться в глушь Костромской губернии и там, на окраине села Молвитина, непосредственно встретиться с чудом пробуждавшейся от зимнего сна природы, запечатленным позднее в картине «Грачи прилетели». Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Справа снег уже превратился в весеннюю проталину, наполненную прозрачной, холодной водой.
Была у мастера такая привычка – постоянно что-то рисовал, набрасывал. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Фамилия по матери, Евдокии Моргуновой, ведь брак родителей не оформлялся. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Готовцев в 1685 году возвёл в с. Ликурге под г. Буем каменные Троицкий и Михайлоархангельский храмы, устроив при них особую каменную усыпальницу для себя и членов своего рода.
Произведение Саврасова тут же было куплено Третьяковым для своей коллекции, в которой она находится и сегодня. Сразу понятно, что от этой приметы холодного времени года скоро не останется и следа. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок».