Тормоз Рене Магритт
Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Он умер, написав множество пугающих или ироничных работ, переворачивающих мир если не вверх тормашками, то выворачивающих его на изнанку – а кому понравится изнанка мира.
В 1927 году устраивает свою первую выставку. В Центре Помпиду (Centre Pompidou) в Париже — самая долгожданная выставка 2016 года: «Вероломство образов» бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта (1898 – 1967). При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. В этих грёзах – назову их теперь впечатлениями души – нет ничего сколько-нибудь похожего на обычные впечатления. Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Последний раз его ретроспектива проходила здесь почти сорок лет назад, в 1979 году. Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру.
Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. По одной из версий его мать совершила самоубийство, утопившись в реке.
- Вероломство Рене Магритта: 5 загадок сюрреализма
- Магритт РенеКартины и биография
- Рене Магритт: загадочный и непредсказумый
- Рене Магритт: жизнь и творчество художника
- Рене Магритт: чужой среди других
- Сюрреализм по-бельгийски: обманчивая простота картин Рене Магритта
Обескураженный провалом, он отправился в Париж, где подружился с Андре Бретоном и примкнул к группе сюрреалистов. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. В 1922 Магритт женится на Джоргетт Берджер, с которой был знаком с детства.
До четырнадцати лет месье Магритт был просто наблюдателем: ему нравились шахматные фигуры, рыбы, воздушные шары (и однажды на крышу их дома упал один из аэронавтов, вместе с корзиной и шаром). На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака.
- Рене Магритт – поэтический сюрреализм
- Бельгийский художник — сюрреалист Рене Магритт — жизнь и творчество
- Человек без лица и голубь в рукаве
- Указывать местоположение в твитах
- Предварительный просмотр виджета
- Сюрреализм как иллюзорное направление в живописи и литературе века
Да. Мысли великого романтика XIX века созвучны настроению, возникающему при созерцании картин Рене Магритта.
Одним словом гак, чтобы спокойно можно было сказать: гениально. Что автор хочет этим сказать. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. В1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру.
- Отличительные характеристики сюрреализма
- Картины Рене Магритта с названиями
- Умберто Эко: глашатай вселенских тайн
- Александр Фролов «Юность шума» (стихи фото)
- Лесик Панасюк: «Особиста Африка» (вибрана поезя)
Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Большую часть своей жизни онпровел совсем просто: вего доме вБрюсселе поадресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), небыло даже ванной— онсоорудил еенакухне для своей жены Жоржетты. С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. 6 Яблоко. В скульптуре Магрит дублировал образы своей живописи, продолжая развивать тему соотношения физической и ментальной реальностей. Недаром мастер называл свое искусство не сюрреализмом, а магическим реализмом.
«Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Согласно этой легенде, при обнаружении ее тела присутствовал и 13-летний Магритт. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни».
Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени— унего есть, например, картина сточным изображением насилия, «LAube desarmee», — нонамного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если непервым) поместил слово вплоскость картины. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим.
- Картины Магритта с отдельным описанием (открытие в отдельном окне)
- Словари и энциклопедии на Академике
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Ему также нравилась вода, жокеи и скачки, карусели и рыбы. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения.
«Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. К слову, Магритт объяснял название этой картины просто – на ней изображен современный бизнесмен, который, что бы ни происходило, остается сыном Адама, вот таким образом для него характерна склонность к искушению. В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров.
Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. Наполу лежал «коврик для бедных»: паркет был покрашен вкрапинку, как это часто делали старые бельгийские семьи. В 1922 году женится на Жоржетт Берже.
С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Никакая виртуозность кисти иточность наблюдения неспособны, поМагритту, «словить» наполотне реальный физический объект.
В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Это всегда тайна". Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд).
Они скрывают множество тайн. Действительно, природа его творчества не столькопсихологическая, сколькофилософски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг8. Магритт родился 21 ноября 1898 г. в маленьком городке Лессине, в Бельгии. Для Магритта натура неизменна, каждая ее часть всегда остается узнаваемой изумляет лишь ее таинственная жизнь, разительно несовпадающая с опытом обыденности и та невозмутимость, с которой художник «фиксирует», «констатирует» эти чудеса и превращения.
Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. «Жизнь обязывает меня делать что-нибудь, вот таким образом я рисую» — вот единственная мотивация, которая была сформулирована Магриттом для того, чтобы объяснить, почему он пишет. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок.
Кстати, о хорроре – Магритт многое любил, причем как настоящий поэт, любил мелочи и впечатления: «Люблю то, что скрыто, ямочки на щеках, женские колена, длинные волосы, смех детей, когда им никто не мешает, девочку, куда-то бегущую вдоль улицы» — и ко всему этому беззаветно любил кино. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Клетка же воспринимается как символ несвободы искусственности.
Магритт убежден: цель искусства – удивлять, показывать неожиданную связь между предметами и названия придумывал такие, которые способствуют важному – заставляют задуматься, сделать открытие и непременно удивиться. Человек в котелке это господин Посредственность при всей своей анонимности. В 1922 Магритт вступил в брак с Жоржеттой Бергер, с которой познакомился в пятнадцать лет. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. Как только вего жизни появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его нахолст. Даже если Вы ничего не знали о Рене Магритте, то его творческие работы (особенно его "джентельмены" в котелках), скорее всего, очень даже известны.
Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Тёплого оттенка шторы на переднем плане усиливают впечатление воздушности этого зачарованного пейзажа Картины Магритта кажутся выполненными спокойной, бестрепетной рукой. Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок).
Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, от рака, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. «Это не трубка» — предупреждает надпись там, где изображена именно курительная трубка. Вот таким образом наизвестном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий ввизуализации незримого, отношении кживописи каккколдовству. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения.
С наибольшим энтузиазмом их защищал Андре Бретон, полагавший себя подлинным основоположником течения – в отличие от Сальвадора Дали. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру.
В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Он даже работал не так, как «нормальные» художники: всегда прерывался на обед писал по расписанию не имел мастерской, предпочитая использовать для этого гостиную. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954).
В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание «Искусство разговора», 1950, частное собрание). Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Эго человек вообще, любой человек. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира».
Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»13. Еще один сквозной образ в творчестве Магритта.
Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. Критика сразу обвинила его творения в излишней громоздкости. В основу представленной общественности гардеробной вешалки легка картина «Сын человеческий».
Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Образ «Сына человеческого» был многократно15 использован в кинематографе. Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет.
Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей. На знаменитой картине «Сын человеческий» (безликий джентльмен в котелке) – похоже, он сам. Он называл направление «не слишком серьезным и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка».
Ты победил смерть». Созданные им образы – не плод всплывающего на поверхность подсознания. Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Перед нами не трубка, а образ трубки, образы же обманчивы, они могут (по крайней мере, на картинах Магритта) обернуться совсем не тем, за что мы их первоначально приняли. Однако самого художника больше занимал мотив сокрытия лица персонажа посторонним предметом, что, по его словам, порождает сильное чувство, «конфликт между видимым неявным и видимым явным».
В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой.
Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Гёте, затем используется М. Вебером в труде 1930 г. «Протестантская этика и дух капитализма». "Ключом" здесь также становится название. В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы.
Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля. Картина эта задумывалась как автопортрет. Образы Магритта узнаваемы во всем мире. "Моя последняя картина, - писал он, - началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, что бы он не был нам безразличен.
Некоторые исследователи считают это яблоко «запретным плодом», символом различных соблазнов для человека Новейшего времени. Его картина «Это нетрубка» должна стоять водном ряду сдюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял наотношение Магритта кобъекту. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля. При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной.
Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Настоле перед художником — яйцо, ана холсте намольберте — ужептица.
НетоМагритт. То есть драма, конечно, была: любовь с первого взгляда, возраст Ромео и Джульетты и даже родители, которые насильно разлучили героя с героиней: Жоржета Бергер была увезена из маленького провинциального городка Шарлеруа в Брюссель. Носил костюмы и котелки: «Котелок — самый неоригинальный головной убор, удивления не вызывает. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций.
«Я не знаю настоящих причин живописи, так же как не знаю, зачем мы живем, страдаем и умираем». Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962).
Ниже представлена разработка молдавского графического дизайнера Игоря Удушливого. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Проекты Магритта были созвучны и«Новым реалистам» вПариже (предвестники поп-арта.
– Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума. В1926 годуМагритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Детали полотна «Сын человеческий» также могут немало рассказать о пытавшемся спрятаться авторе и его внутреннем мире.
Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). «Характерный силуэт, «закрытое» прорезью лицо.
Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". Персонажи в пальто и котелках отправляются по своим таинственным делам далеко за черту города в сопровождении тонкого лунного серпа («Шедевр или Мистерия горизонта», 1955 г., частное собрание) (илл. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье.
Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла.
Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии.
Это всегда тайна. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Его картины называют парадоксальными.
В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Уже серия работ конца1920-х — начала1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни».
Вот котелки стройными рядами заглядывают в окно пустой комнате (Сезон сбора винограда), вот зависают в воздухе подобно каплям дождя (Голконда), а вот уже над их головами подобно нимбам висят молодые полумесяцы (Мистерия горизонта). Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи.
– Настаивал он. Названия выбраны таким образом, что они не дают поместить мои картины в область привычного, туда, где автоматизм мысли непременно сработает, чтобы предотвратить беспокойство, – объяснял Магритт. Знакомство с метафизической живописью Джорджа де Кирико и поэзией дадаистов было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. Именно так мы видим мир. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939).
«Я не люблю самопожертвование, профессиональный героизм, терпение, украшательство, фольклор, рекламу, голоса радиоведущих, бойскаутов, пьяниц и выпуски новостей», — говорил он. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Она же вдохновила авторов постера к фильму1617.
Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Критики разнесли ее в пух и прах. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа.
ред. ). Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла ("Это не трубка", предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка). Огорченный художник решает уехать в Париж, где быстро примыкает к кругу сюрреалистов. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»). Об этой работе, кстати, написал целое эссе Фуко, так же активно занимавшийся проблемой взаимоотношений слов и вещей.
И это глубокой ночью. Рене Магритт (21 ноября 1898, Лессин, Бельгия — 15 августа 1967, Брюссель, Бельгия)– полная противоположность и самому Дали и его пониманию сюрреализма: все предметы на полотнах Магритта никогда не теряли своих четких форм являются именно тем, чем кажутся обычно. Зачастую элементы картины чрезвычайно просты и реалистичны. «Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда.
В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев.
Бельгийский художник Рене Магритт – один из самых загадочных живописцев прошлого столетия. О детстве Рене Магритта известно немного. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). По моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. Значит, цель Магритта достигнута.
Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». У нее было много попыток суицида и ее мужу, Леопольду приходилось запирать ее в спальне.
Избранницей Магритта стала подруга юности Жоржетта Бергер. Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. И вдруг мы замечаем, что эти предметы огромны, что они занимают практически всю комнату. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Если на вешалке пальто или мужской пиджак – аллюзия особенно сильна. Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её.
Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938).
Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Жизнь была весьма тяжёлой. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака.
В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». В группу дадаистов Магритт даже входил официально. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка».
То есть изображение трубки обманчиво, образ предмета — это не сам предмет именно так Магритт видит предательство образов. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Птица в клетке также не кажется чем-то экстраординарным, это ее «окультуренное», регулируемое человеком бытие, зрелище, ставшее привычным и нисколько не шокирующее человеческий взгляд. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». Более забавен тот малотиражируемый факт, что мирный буржуа Магритт какое-то время состоял в Бельгийской компартии и публиковался (под псевдонимом своего тестя Флорана Берже) в газете Глас народа. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало.
Почему такое сочетание. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма.
Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник. И эту силу я называю поэзией». Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее— тообщее, что есть уяйца иптицы».
Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Его картины называют ребусами, загадками. Подобные показы всегда событие международного масштаба.
Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. Выставка La Trahison des Images — «Вероломство образов» названа по имени его знаменитой картины. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Небо с плывущими по нему облаками – настолько повседневный и употребляемый образ, что сделать его визитной карточкой какого-то конкретного художника кажется невозможным.
Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Потом из дерева делают гроб, дерево возвращается в землю. Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин. С этого момента он – сюрреалист. В это время он подрабатывает подделкой работ Пикассо, Жоржа Брака и Джорджо де Кирико.
На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. Но и тебе не дано ничего увидеть. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»14. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. Только тогда, в пятидесятые, Магритт стал виден не только в своем художественном, далеко небельгийском масштабе, а еще и в своем философско-поэтическом размахе. Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств).
Второе ответвление берет за основу воплощение ирреального образа, порожденного подсознанием человека, с иллюзорной точностью. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. То же самое он проделал с двумя портретами парижской светской львицы мадам Рекамье – Жак-Луи Давида и Франсуа Жерара. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Таков, например, «Привычный вид» (1926 г., Художественное собрания земли Северный Рейн — Вестфалия, Дюссельдорф) (илл.
Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях. Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к нео-дадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта). Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». С декабря 1920 по сентябрь 1921 Магритт служил в армии, в бельгийской пехоте во фламандском городе Беверло рядом с Леопольдсбургом.
Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам и художник вернулся к прежнему методу. В1927 годуустраивает свою первую выставку. С Жоржеттой Бергер он прожил до самой смерти.
С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. В 1916 г. он поступил в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Это неслучайно: если европейцы (иособенно Париж) недооценивали Магритта при жизни, тоименно вАмерике (где сейчас собраны его самые известные работы) онполучил признание, продавал свои работы— иповлиял наследующее поколение художников.
На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. 180). Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». «пищевод»). Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира.
Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Вместо «сказочного» окружения зритель видит привычные вещи и это придает мистическому настроению полотна особую остроту. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота.
С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. После свадьбы она стала единственной моделью для его картин.
Он начинал как постимпрессионист, потом стал экспрессионистом и дадаистом. В их числе и картина «Голконда» (1953). После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Все вещи здесь странно изменились, как будто ожили, приобрели неутилитарный вид, хотя, как всегда у Магритта, предметы не изменили своего обличья, фактуры, цвета и прекрасно "узнаваемы".
Вот, что значит концептуальность. Ты проник в зазеркалье, но остался. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». В этих словах — ключ к поэтике Магритта. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.
Яркий пример – работа Вероломство образов. 184) было создано им за три года до смерти. Они живут вместе с нами.
Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя.
С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Имя с афиши можно встретить на дизайнерской продукции, в средствах массовой информации, на аукционных торгах и в галерейной продаже (если не самого героя, то представителей его школы).
Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника.