Троица Рублева И Ушакова Сравнение
троица ушакова и рублева сравнение
Архитектурный фон, по всей видимости, заимствован из картины Веронезе «Пир у Симона Фарисея», знакомой художнику, вероятно, по гравюре. В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей». Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством».
Дух в виде голубя и того ради на том месте и следует изображать Св. «Троица» Симона Ушакова — не молчаливый диалог ангелов, как у Андрея Рублева, а всего лишь обычная трапеза. И это также свидетельство о тайне Св. Троицы. Троицы, к тайне их единосущности.
Конечно иконописный язык условен и содержание образа нельзя передать на словах. Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. Вывод из всего сказанного может быть только один.
Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного 3. Тюлиным и А. И. К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. К РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЕ» ПРИХОДЯТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ПРОФЕССИЙ, ВОЗРАСТОВ, ЕДИНЫХ В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИДЕАЛЬНОЙ КРАСОТЕ И ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ.
Если реплики Паисия и других мастеров в конечном итоге восходят к Троице Рублева (а это скорее всего так), то не к той, что дошла до нас, а к иной (или к иным). «Обыкновение Церкви, – говорит он, – представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22. Но, это, по-видимому, заблуждение. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым. Имеем в виду прежде всего гору с ее крутыми уступами и причудливыми формами75.
- Две иконы «Троицы»: Рублев и Ушаков
- Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671
- Сравнительный анализ картины Андрея Рублёва Троица, И картина Симона Ушакова
- Сравненение икон Андрея Рублева и Симона Ушакова "Троица"
- Сравнительный анализ картины Андрея Рублёва Троица, И картина Симона Ушакова Святая Троица ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА)
- Тема Троицы в творчестве Андрея Рублева и ее отражение в древнерусском искусстве - вв
- помогите найти описание Иконы Святой Троицы Андрея Рублева
За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. На всех изображениях у центрального ангела отсутствует золотой клав (. ) 25. Но иконописец явно стремился вернуть в изображение нарушенную Рублевым (очевидно, по непонятным для Паисия мотивам) симметрию. Целый ряд тринитарных композиций редакции АН отличается от редакций СС, СН и АС (первого вида) лишь по основному классифицирующему признаку. эстетическим нормам, тогда как в Троице пейзаж стеснен масштабностью фигур.
Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы. » Ее создал Андрей Рублев. 117. 22 Мф. 14. 6). Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица».
- Образ Святой Троицы Андрея Рублева
- Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины
- Последние заданные вопросы в категории История
Виталия в Равенне (VI в. ) 30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. 1. 18). От рублевской одухотворенности, от рублевской поэзии не сохранилось и следа». Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе» 23.
Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба и зацветающий лен и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи. свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного. Духа в виде голубя. В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. Существенно также, что пять произведений этой группы (икона, пелена, клейма пелен ЗИХМЗ и ГРМ) относятся к XV в., подтверждая древность протооригинала, а четыре из них связаны с Троицким монастырем.
До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь и этот образ дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения, уча: «воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего».
Ф. И. Тютчев). Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица». Поскольку круг всегда почитался символом неба, света и божества, его присутствие в «Троице» должно было увлечь мысль к незримому, возвышенно духовному. Плугин икона попала, возможно, в декабре 1564 года.
Различия же касаются самого существенного как с точки зрения формы, так и содержания- взаимного отношения ангелов: их сближенности (сомкнутости крыльями) или отдаленности (разомкнутости), симметричности или асимметричности положения среднего ангела относительно крайних. Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11. 109. 1) или: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. В построении архитектуры использован принцип «итальянской» перспективы 1образцом послужила гравюра с картины Паоло Веронезе). 14. 26 16. 7).
Некоторые вторичные признаки связывают эту композицию с иконами ЗИХМЗ, ГРМ, ГТГ (илл. В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Фил.
Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. Ведь иконография Богоматери Одигитрии типа Смоленской, несомненно, была известна москвичам. Св. Василий Великий учил: «Бог не имеет очертаний, Он прост.
Непосредственная ясна и понятна – это заказ со стороны преп. На иконе Евстафия Головкина (клеймо) средний ангел, сильно возвышающийся над остальными, напоминает ангела Затьмацкой Троицы (как и центральная фигура иконы конца XVII – начала XVIII в. в ГТГ), жест правого ангела осмыслен по-византийски (ср. По мысли авторов это изображение должно символизировать три ипостаси св.
Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. 14. 9). Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы. Копируют ли они именно это произведение Рублева или какое-то другое. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении.
На иконе северных писем в ГТГ, в клейме палехской Четырехчастной крылья ангела взметнулись вверх, как на Четырехчастной из Новгорода начала XV в. Таким образом, если ранее при анализе изображений мы опирались на воспроизведение в них с высокой степенью точности композиционно-иконографической формулы, выражающей личностные особенности и взаимные отношения ангелов и созданной Андреем Рублевым (по крайней мере именно у него впервые встречающейся), то теперь мы этого основания лишились. Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в. ) у дуба мамврийского находилась картина изображавшая явление Аврааму трех странников 24. Это значит, что Сын достиг славы Отца» (Дан. Поскольку престол в Троице явно перечищен, а на уровне пальцев левой руки левого ангела проходит вставка нового левкаса, продолжаемая тонировками (что вызвало искажение формы крыла и утрату конца гиматия среднего ангела), то части разночтений первоначально могло и не быть. Троицы: седобородый старец («Ветхий денми») -- Бога Отца, средовек -- Бога Сына, Христа и голубь -- Св.
Иконографический тип «Троица Ветхозаветная», как он стал называться позже по аналогии с «Новозаветной», является наиболее целомудренным образом св. копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»). Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. Обычно в таких композициях представлены две фигуры -- старца и средовека, над которыми витает голубь.
Рублевым троичной темы, который предшествовал созданию протооригинала Затьмацкой Троицы. В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля» из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери.
За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Однако существовали разногласия: явился ли Аврааму Господь с двумя ангелами или это были три ангела, служившие средством к внешнему обнаружению через них Божества или же это все три Лица Святой Троицы в образе ангелов 20. Она проникла в Православную Церковь от латинян». Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу». Таким образом, «сквозь тусклое стекло» (1 Кор.
Образ св. Троицы есть прежде всего образ единства -- образ, данный для нас, чтобы нас исцелять («исцелять» -- от слова «цельный»). 18) (первый вид группы АН), угличской (МиАР) (второй вид группы АН) и александровской (МиАР, группа СС).
Несмотря на очень большую близость реплик (особенно иконы, заказанной Борисом Годуновым) к сохранившейся Троице, у нас на этот счет есть сомнения. Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. Вот как об этом пишет св. И если когда-то икона, ее ясные лики и прозрачное богословие были свидетельством торжества Православия, то теперь она стала свидетельством упадка веры -- «ортодоксии без ортопраксии». М. 1861.
Различные мнения исследователей об идентификации каждой фигуры в иконе Андрея Рублева свидетельствуют о том, что иконописцу удалось достичь поставленной цели: изобразить триипостасность Бога, а не три ипостаси. Так, на створке новгородского панагиара 1435 г. мастера Ивана – пожалуй, первой известной реплики троичной композиции Андрея Рублева – ангелы расположены абсолютно несимметрично и очень сильно сближены друг с другом (что объясняется условиями размещения крупных фигур на сравнительно небольшом пространстве). Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в. ГТГ). 14), клеймо иконы Иоанн Богослов с житием в МиАР62 иконы ГРМ63 и Кирилловского музея (все XVI в. ), пластически выразительную, очень рублевскую по рисунку панагию64 и дробницу (XVI в., ЗИХМЗ), средник складная 1644 г. из собрания А. В. Морозова65, круглую икону Никиты Павловца 1674г. «Дерзкий» дьяк, не удовлетворившись, подал прошение на собор, который в это время заседал в Москве, расследуя ересь Матфея Башкина. Так Симон Ушаков сближал два мира: божественный и человеческий, «горний» и «дольний».
Интересуйтесь мировой культурой. в ГРМ66. Дьяк вопросил о том митрополита Макария, того самого, что председательствовал на Стоглавом Соборе, а также автора знаменитых «Четий Миней». Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться.
На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. Впрочем, то же самое можно сказать об ангеле новгородской иконы ГРМ, близкой к записанной иконе того же происхождения с чисто рублевской иконографией центрального персонажа. А в Троице-Сергиев монастырь, предполагает В. А. Собор также увидел в словах Висковатого соблазн и недозволенную дерзость. На специальном заседании собора в январе 1554 г., посвященном «богохульным строкам» Висковатого, мнение Ивана Михайловича было признано еретическим, а его писания «развратными и хульными», а сам он силой склонен от него отречься, смирившись перед авторитетом Церкви. Иоанна Дамаскина, учившего, что Бог изображается по плоти только в лице Иисуса Христа, родившегося от Приснодевы Марии.
Троицу в виде фигуры с тремя головами, как кощунственные. Иначе в рисунке и не было бы надобности. Так как образцы, в каком бы виде они ни существовали – в виде рисунков (что очевидно), таблеток (что вероятно) или прорисей (что допустимо)37 и каким бы искажениям они ни подвергались в процессе неоднократного перерисовывания, позволяли удовлетворительно воспроизвести оригинал, по крайней мере, в рисунке.
Конкретно оно могло заключаться либо в использовании мастером сени лаврской Троицы или ее очень близкого повторения в качестве одного из источников при создании собственного изображения, либо в воспроизведении неизвестной нам иконы Рублева (может быть, также средника сени – оба евхаристических сюжета иконографически повторяют иконы праздничного чина троицкого иконостаса). «Бога не видел никто никогда единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. Видимо, в данном случае мы сталкиваемся с другой стороной творческой манеры художника.
Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». На одной из них, «Четырех-частной» и усмотрел дьяк Висковатый смутившие его сюжеты.
также ростовскую икону). Не фантазируй насчет Его строения (. ) Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего». Перечисленные и иные памятники, таким образом, действительно могли в какой-то степени (в какой – остается вопросом) восходить к творениям Андрея Рублева. Отцы Собора ссылались на св.
Почти идентична и трактовка мамврийского дуба – также уникальная особенность, встречающаяся только в Троице Бориса Годунова (в коломенской живопись утрачена), но выраженная там более схематично. Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis).
Дух Святой в Писании назван Утешителем (греч. Так, еще во второй половине XIX века Д. А. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления) 6. Троицы.
Основной смысл образа прозрачен -- в недрах св. Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. Троицы -- Святой Дух. Тем не менее мы считаем вероятной зависимость от рублевских оригиналов круга памятников (впрочем, достаточно иконографически пестрого) с близкой к византийской иконографией центрального ангела (существенно, что к ним принадлежат совершенное большинство произведений мелкой пластики, связанных с Троице-Сергиевым монастырем, начиная с панагии Никона). Особенно разительно сходство (не ощущаемое в такой степени нигде) в цвете, рисунке (например, вырез хитона у шеи, форма и характер световой моделировки складок гиматия) и глубже – самом образе центрального ангела, необычайно тонко прочувствованном художником (илл.
Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. Их лики похожи -- будто изображен один и тот же лик в трех вариантах.
Постепенно от прямого толкования образуется относительное желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества. Первый вид включает знаменитую пелену XV в. Загорского музея59, клеймо современной ей пелены Явление богоматери Сергию (довольно близкое по цвету к Троице)60, прекрасную икону конца того же столетия61 (обе также в ЗИХМЗ), Троицу на сени царских врат собора Василия Блаженного (илл. Но если «Троица» попала в Троице-Сергиев монастырь только при Иване Грозном, где же тогда она находилась в течение ста пятидесяти лет. До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Одесную Бога Отца сидит Сын. Дух вторит Отцу ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры.
18. Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. Духа в виде голубя. » Все эти аргументы касаются не только композиции «Новозаветная Троица», но и всех остальных случаев, когда в тех или иных сюжетах («Символ веры», «Страшный Суд», «Шестоднев» и проч. ) изображают Саваофа в виде старца и подразумевают под этим изображением Первое Лицо Троицы -- Бога Отца. В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева.
(вспомним Троицу Феофана Грека). Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», так как (как об этом говорилось выше) произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. 3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского».
Ровинский еще в прошлом веке высказал мысль о том, что икону мог написать итальянский мастер. Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы. Где же искать эти теоретически предполагаемые, но утраченные произведения Рублева. Мотив раскинутых крыльев среднего ангела встречается в анализируемой группе памятников весьма часто (хотя и в разном иконографическом контексте), что косвенно может указывать на какой-то популярный образец, восходящий, возможно, к рубежу XIV-XV вв. До передачи в Троице-Сергиеву лавру икона могла находиться либо в Благовещенском соборе Кремля, либо в кремлевских царских «казнах»-хранилищах, либо в покоях (например, в личной молельне царя). Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21. Думаем, что это весьма вероятно. Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу».
Именно этому учит любая икона, а тем более рублевская Троица. Всюду (за исключением иконы ГРМ) седалища ангелов украшены прорезями, у левого из них оно вытянуто в ширину и конструктивно одинаково с седалищем правого, т. е. не имеет высокой фигурной задней ножки, увенчанной балясиной, как в лаврской Троице и совершенном большинстве реплик (за исключением произведений мелкой пластики и других малоформатных изображений)71 палаты завершаются бочкообразной кровлей72 горки уходят вверх многоступенчатой скалой позем в отдельных случаях не охристый (гористый), а темный (травный. ) 73. отцов, подчеркивал, что имя «Саваоф», что значит «Бог сил» или «Бог воинств», относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси). Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Что значит «достиг Ветхого денми» -- пространственно ли. Духа, а образ троичности Божества и троичности бытия.
Это развитой пейзаж (для икон), формы которого тяготеют к типологической однородности (преобладают рублевские палаты с колонной и велумом, дуб с двумя кронами, гора с двумя или тремя вершинами, обычно с пещерой) отсутствие клава (почти всюду) у среднего ангела сдвинутое вправо подножие (иногда третья ножка у седалища) левого ангела, удлиненный левый рукав его гиматия, охватывающий ладонь три чаши и натюрморт на трапезе гористый позем. Абсолютно естественно задать вопрос: кто есть кто на этой иконе. Наконец, нигде не заметно явного подражания Троице Рублева и в колорите. Например, серебряная позолоченная панагия XV в. в ГИМ80, по выражению А. В. Рындиной, одно из самых очаровательных повторений рублевской иконы в мелкой пластике81, две серебрянные панагии второй половины того же столетия в Оружейной палате ЗИХМЗ82, серебряная золоченая панагия 60-х годов XV в. в Серпуховском музее83, деревянная панагия и клейма запрестольного и напрестольного крестов работы знаменитого троицкого мастера XV в. Амвросия (ЗИХМЗ)84, белокаменная резьба 1447 г. из Борисоглебского монастыря85, клейма московской иконы середины XV в. Богоматерь Одигитрия86 и великолепной по исполнению пелены из владимирского Княгинина монастыря (вторая половина XV в. ) в ГТТ87, упомянутая икона 1486 г. из села Бородавы, деревянный (ЗИХМЗ)88 и стеатитовый (ГИМ)89 образки конца XV в., клеймо оклада Христофорова евангелия 1533 г. 90, деревянная резная икона в ГИМ91, створка складня Спас-Влахернского монастыря под Дмитровом92, целый ряд панагий и других произведений мелкой пластики XVI в. в ЗИХМЗ93, несколько икон (и иконных клейм) в ГТГ94, новгородская икона в ГРМ95 икона ВСИХМЗ96, фреска галереи Благовещенского собора в Кремле97, клеймо деревянного расписного напрестольного креста Кирилловского музея98, сербская Троица из ризницы монастыря в Дечанах (все XV в. )99, клейма покрова 1525 г. 100, плащаницы Старицких 1560 г. 101, пелены 1560 г. 102 иконы Сергий Радонежский с житием 1591 г. кисти Евстафия Головкина103, покровов Никона Радонежского 1587 и 1633 гг. 104, хоругви XVII в. 105, покровов Саввы Сторожевского 1647-1649 гг. 106 (все в ЗИХМЗ) и Александра Свирского 1645 г. (ГРМ)107, местные образа иконостасов Ризположенской церкви Московского Кремля 1627 г. 108 и церкви Троицы в Никитниках (вторая половина XVII в. )109 иконы 1675 г. 110 и конца XVII – начала XVIII в. в ГТГ111, клейма икон XVII в. Емельяна Москвитина XVII в. (там же)112 и суздальской (ВСИХМЗ)113, палехских писем второй половины XVIII в. в собрании П. Д. Корина114 и т. д. На всех перечисленных изображениях ангелы, сохраняя общее сходство с рублевскими, в то же время чем-либо от них отличаются. Одно из типичных произведений Симона Ушакова икона «Троица» создана им в период творческой зрелости. Во-первых, потому, что реплики не совпадают с Троицей по размерам и пропорциям.
Именно против этого предостерегает их Божественный Глагол. Сергия Радонежского, «подало повод И. М. К сохранившейся Троице Рублева чрезвычайно близки общий рисунок и пропорции композиции, совпадают отдельные характерные детали (клав у среднего ангела, единственная чаша на столе). Знаток и собиратель икон Д. А. Этому образу в деисусе отвечал образ Спаса. «Чаша» прошла долгий путь и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка».
Их возглавлял любимый царский изограф Самая Ушаиаа)1626 — 1686). Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. Строгие архитектурные формы контрастируют с изысканной пластикой фигур. Всего через два года после Стоглава возникло дело, вошедшее в историю как «Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 1553». Иначе как объяснить, что среди многих десятков произведений, могущих быть возведенными к рублевской традиции, почти нет таких, авторы которых смогли без ошибок передать художественную концепцию лаврской Троицы или хотя бы показать удовлетворительное понимание этой концепции (исключение составляют две-три иконы, о которых речь пойдет ниже).
Это третье лицо св. На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Августина и других западных отцов 31.
Вместе с Симеоном славит Господа пророчица Анна. Сопоставляя эти произведения, легко убедиться в том, что в массе они обнаруживают между собой чрезвычайно большое сходство по всем ранее выделенным нами компонентам, подтверждая восхождение этих компонентов к древней первооснове40. В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица» 8. 21. 42).
В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на фаворе, Вознесение — на горе Елеонской. Гурьянов вместе с В. А. Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. (То обстоятельство, что в данном случае вторичные иконографические особенности объединили экземпляры разных видов и групп, свидетельствует о сложности путей иконографических и стилистических миграций и реальных взаимоотношений между отдельными изображениями, но, полагаем, не ставит под сомнение самый принцип предложенной здесь классификации. ) Реконструированный образец также сохранил, как нам кажется, приметы своего происхождения из рублевской мастерской. Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в. ) 29.
В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в. ) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы. 33. 20). Ветхозаветная Троица была символом единения еще в середине XIV века. Как известно, после пожара 1547 года, опустошившего столицу, государь Иван Васильевич Грозный отдал приказ свозить отовсюду различные иконы для пополнения Кремлевских соборов. Близки по композиции клеймо хоругви Троице-Сергиева монастыря и икона 1675 г. в ГТГ. Увидеть Бога Отца невозможно, «так как человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.
Общепризнано (и справедливо), что рублевское истолкование Троицы стало на Руси необычайно популярным. Большинство известных произведений гвдуиввской юквлы выполнено по заказу царя Бориса Годунова и его родственников. Для выполнения этих работ требовалось немало времени и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут». Об этом свидетельствует и иконография крайних ангелов и рисунок стола-трапезы (ср. Она то самое мутное стекло, сквозь которое мы созерцаем реальность (1 Кор. Уж слишком много различий между ней и перечисленными выше памятниками. Наконец, к этой группе принадлежит единственная из сохранившихся реплик, вызывающая в памяти образ Троицы Рублева не только своей композицией или рисунком, но и колоритом.
Музыке линейного ритма вторит гармония по-рублевски изысканного колорита. Только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины».
Основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы. На ростовской и суздальской иконах размах крыльев не захватывает крайних ангелов. Наконец, рядом произведений представлена группа АН, в которой также можно выделить два вида. К этому прибегал даже такой тонкий и глубокий богослов, как отец Сергий Булгаков. Содержание «Троицы» многогранно.
Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля. После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева 9. На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица». Таким образом, произведения знаменитых художников (к которым принадлежал и Рублев) сразу вызывали большой интерес в кругах рядовых иконописцев32 и воспроизводились, по-видимому, весьма тщательно. «Я открыл имя Твое человекам» (Ин.
и Св. Дерево на иконе вполне живое, с зелеными листьями, хорошо вьщеляется на золотом фоне. После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто.
Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры. В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» 15. Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. 15). Наш уважаемый преподаватель-искусствовед объяснял этот вопрос по-иному. Но, кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу».
Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое.
Мысль современного протестантского богослова Карла Барта, кажется, выражает именно иконографическую идею: «Троичность Бога есть тайна Божественной красоты. В. А. Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь — место своего крещения.
Но пейзаж выполнен в описанных выше формах и буквально втиснут в узкую полоску фона. Горки кажутся невесомыми и лучащимися светом. Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном и только в качестве дара.
Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». 13. 12). Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Как свидетельствует Евсевий, фигуры изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира. Эта близость, свидетельствующая об использовании одних и тех же образцов, указывает еще на один частный случай изготовления точных копий – при исполнении крупных и срочных заказов, когда мастера не имели времени (а ученики – права) вносить существенные изменения в трактовку композиций.
Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него» 16. Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца («быв послушен, даже до смерти и смерти крестной». Это известно из письма толмача Димитрия Герасимова псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину: в 1518 г. или 1519 г. образ типа «Новозаветной Троицы» был представлен Максиму Греку и тот отверг его ибо ничего подобного «ни в коей земле» не видел и считает, что иконописцы этот образ «от себя составили».
Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф. а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. 10. 15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.
Посмотрите Троицу Ушакова, она совсем другая. Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.
Если выстроить в ряд все промежуточные иконы между этими двумя образами -- рублевским и ушаковским -- то «эволюция» станет очевидной. Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказания о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет. Только в этом случае «неописуемое Божество описуется по человечеству». В то время, как Макарий смог противопоставить Висковатому только практику Церкви и церковную дисциплину: «не ведено нам о Божестве и Божиих делах испытывати, но токмо веровати и со страхом святым иконам поклоняться», на этом Макарий считал дискуссию завершенной. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Материалы и исследования.
Этап этот ознаменовался внезапным отъездом царя в Александровскую слободу — со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью» По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах. Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин. 120. 1), о которой Давид в Псалмах восклицает: «возведи меня на гору, для меня недосягаемую» (Пс. После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета.
Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет. Почему Андрей Рублев должен был писать иконы такого типа и почему именно данная редакция его Троицы получила впоследствии особую популярность (учитывая вероятную зависимость от нее группы СН), это мы попытаемся показать в следующей работе78. При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом.
Например, св. На иконе Паисия (1485 г. ) Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря4 композиция в целом (кроме пейзажа) выглядит особенно близко к композиции Троицы Рублева5. Во-вторых (и это главное), потому, что наряду с индивидуальными отличиями реплики содержат общие иконографические чтения, отсутствующие в Троице Рублева: рукав гиматия, охватывающий ладонь левой руки левого ангела видные средний и безымянный пальцы правой руки правого ангела ромбовидная форма овала чаши пещера в горе прямоугольные (в плане), а не трапециевидные завершения ножек седалища левого ангела (аналогично седалищу правого). Дошедшая до нас Троица Рублева, как представляется вероятным, до перенесения в каменный храм входила в состав иконостаса с деисусным чином типа Звенигородского (это мог быть и сам Звенигородский чин)117. Т. 2.
Стол тесно уставлен разнообразной утварью — золотыми и серебряными чашами, высокими стаканами и тарелками, напоминающими реальные изделия русских мастеров XVII века. Эти варианты больше опирались на традицию, следовательно, легче прочитывались. Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. На благовещенской фреске и троицкой хоругви так написан левый ангел. Почти всегда на столе стоит не одна, а три чаши27. Из произведений этого типа хотелось бы отметить перевернутое клеймо хоругви Троице-Сергиева монастыря (XVII в. ) иначе родственное панагии ЗИХМЗ, а также суздальской иконы XVI в. Абрис фигуры среднего ангела отличается здесь несколько подчеркнутой пластичностью.
Панагия ЗИХМЗ (вклад Марии Никифоровны Мирославлевой), относящаяся к тому же ряду памятников, напротив, ассоциируется с Рублевым (помимо особенностей рисунка и композиции) своим отходом от канонической для художника иконографии. В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь. Позем обыкновенно не травный (зеленый), а гористый (охристый). Предложенный вариант прочтения всего лишь одна версия из многих возможных. Соотношение между фигурами и пейзажем в них соответствовало принятым в XV-XVII вв.
Примеры всех этих вариантов можно видеть на фасадах Успенского собора Московского Кремля. Никто из святых отцов и учителей Церкви не сомневался, что в этом рассказе скрывается одно из бывших Аврааму Богоявлений. 2. 8). Троицы идет совет об искуплении человечества. Христос -- краеугольный камень (Пс. Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм.
Сравнивая копию тверича с сохранившейся иконой Рублева, легко увидеть, что эволюция образа Троицы в творчестве великого мастера отличается следующими важнейшими чертами: решительной переработкой фигуры среднего ангела (выявление и акцентирование пластического начала, развертывание в плоскости иконной доски и т. д. ), что сделало его центром изображения иным иконографическим типом и несколько иным местом в композиции левого ангела, что в корне повлияло на построение всей сцены смыканием ангелов между собой обусловленным всем этим удалением дополнительных персонажей, оставлением на столе единственной – евхаристической – чаши, уменьшением роли пейзажа. Для архитектуры барокко (Л. Иоанна Дамаскина. В его иконах ощущается связь с земным миром, близость к повседневной хгизни. Остается решить вопрос о возможности восхождения к рублевскому образцу (образцам) группы АН. Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"» 32.
Не случайно образ св. Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу. » 14.
Подножие левого ангела всюду сдвинуто вправо, так что становится полностью видна передняя ножка седалища, к которой в ряде случаев пририсовывается еще одна26. И только таким образом можно объяснить популярность редакции. В 1929 ГОДУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ БЫЛА ПЕРЕДАНА ИЗ ЗАГОРСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЕВА «ТРОИЦА», ПО ПРАВУ СЧИТАЮЩАЯСЯ САМЫМ ВЫСОКИМ СОЗДАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ РУССКОЙ ИКОНОЙ.
В 1904-1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи И. С. Определенное сходство с этими произведениями обнаруживают, с одной стороны, памятники, сохраняющие известную асимметрию благодаря небольшой разомкнутости центрального и правого ангелов (клейма пелены второй половины XV в. из Кирилло-Белозерского монастыря15 и вкладной пелены 1499 г. Софьи Палеолог в Троице-Сергиев монастырь16, храмовый образ начала XVI в. школы Дионисия17 из собора Ферапонтова монастыря икона того же времени из Углича18, створка складная XVI в. из Кирилло-Белозерского монастыря19, Троица 1671 г. Симона Ушакова20, небольшая иконка 1710 г. работы Кирилла Уланова21), с другой – симметрические композиции также с несколько разобщенными персонажами (клеймо Вологодской иконы 1549 г. Богоматерь Владимирская с праздниками22, створка складня первой половины XVI в., вложенного в Троице-Сергиев монастырь В. Ф. Карачаровым23), хотя генетически они могли восходить к образам со свободно расставленными, разобщенными фигурами. С конца XV в., когда древняя икона окончательно утверждается в Москве, появляются ее узнаваемые отображения, далекие от тех вольностей, которые приписывают иконописцам, повторявшим Троицу Рублева35. 14. 62) или: «Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия 4.
Например, композиция «Сопрестолие» содержит фронтальное изображение двух фигур, у старца в руке сфера, у средовека -- Книга или крест. Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. По этим признакам восстанавливается образец – протограф перечисленных произведений (вторичный или параллельный по отношению к Троице собора Василия Блаженного). Во всех остальных случаях художники поступают по «самомышлению». Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица» 19. Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название «Предвечный совет».
Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. К группе СН можно отнести (кроме упомянутых ранее) клеймо креста мастерской Амвросия41, деталь оклада Евангелия Николо-Песношского монастыря (конец XV в. )42, панагию XV в. и несколько ламатий XVI в. в ЗИХМЗ43, новгородскую икону начала XVI в. в ГТГ44, Троицу первой трети XVI в. из Успенского собора в Дмитрове45 икону того же столетия из праздничного ряда иконостаса Богородице-Рождественского придела Софии Новгородской, клеймо иконы Архангел Михаил в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря (середина XVI в. )46, тверскую Троицу 1560-х годов, написанную замышлением многогрешного Нечая47, палеосную икону второй половины XVI в. из ризницы Ипатьевского манастыря48, клеймо покрова Сергия и Никона радонежских 1569-1592 гг. 49, прорись XVII в. (. ) из собрания А. В. Тюлина50 (четыре последние, а также клеймо амвросиевского креста и одна из панагий включают изображения Авраама и Сарры по сторонам среднего ангела), клейма покрова Александра Свирского 1582 г. 51 и створок киота Троицы Рублева 1601 г. 52 икону праздничного ряда иконостаса Ризположенской церкви Московского Кремля (1627 г., Назарий Савин с дружиной)53, деталь иконостаса – складня первой трети XVII в. в ЗИХМЗ54 икону на сени царских врат 1643 г. Троицкого собора (Загорск)55, клеймо костромской иконы XVII в. Богоматерь Умиление со святыми на полях56, а также две композиции, близкие к фреске Феофана Грека и клейму новгородской Четырехчастной – с Авраамом и Саррой внизу – галицко-украинского или белорусского происхождения XV в. 57 и новгородскую, находящуюся под записью.
Итак, антропоморфный образ Бога Отца св. Св. И это предостережение особенно важно для иконографии. Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад. «Архитектура барокко» – Архитектура барокко в России (первая половина XVIII века).
1. 23). Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св. Что же значит «достиг Ветхого денми». Однако и тут некоторые искусствоведы выражают сомнение в том, что «Троица» к Ивану Грозному перешла по праву прямого наследования. Вот по этим характеристикам (с учетом асимметричного расположения ангелов) и может быть смоделирован предполагаемый рублевский образец.
17. 21). За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. Вместо ангельских ликов — человеческие лица. Рбсбклзфпт) и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин. Вариантов «Новозаветной Троицы» в русской иконографии несколько, в зависимости от расположения двух главных фигур (старца и средовека), эти иконографические варианты имеют и соответствующие толкования и наименования. Подножия престолов, на которых покоятся ноги ангелов, обутые «в готовность благовествовать мир» (Еф.
Изображаются три в единстве, а не трое. Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп. Привезли несколько икон также и из Пскова. О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан 26. А на ином месте имея разум, не изображать Св. Отцы Собора также предлагали иконописцам следовать канону Андрея Рублева изобразившего Св.
7. 13). Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием «Троица Новозаветная». Из всего сказанного выше вовсе не следует призыв к новому иконоборчеству. Ангелы тесно соединены между собой крыльями.
В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Сказанное подтверждают дошедшие до нас реплики другой знаменитой иконы – Владимирской.
17. 6), молится Христос Отцу в Своей последней земной молитве. В композиции «Отослание Христа на землю» старец благословляет средовека и так далее. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. То же самое мы видим на иконе конца XV – начала XVI в. из Александрова (МиАР илл. Это Махрищская Троица начала XVI в., отличающаяся, впрочем, некоторыми специфическими особенностями (слишком широкая расстановка фигур, благословляющая рука правого ангела, палаты со сдвинутым вправо окном, гора без пещеры)39.
Такое же чередование поз, как у крайних ангелов на панагии, можно видеть у апостолов в Страшном суде Успенского собора во Владимире (ср., например, левого ангела с Фомой, а правого – с Симоном или Иоанном на южном склоне свода). Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.
Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. С. 379-380). Вып. Их иконографические разногласия с Троицей легко объясняются тем постоянным художественным поиском, который вел мастер, задачами, которые он в разное время решал, наконец, различными жанрами, в которых он воплощал задуманное (икона, фреска, а вероятно и миниатюрные изображения для панагий, клейм шитья и икон и т. д. ).
И тем не менее «еретик» Висковатый оказывается более православным, чем все его оппоненты, утверждая, что «не подобает почитать образ выше истины». Остроухова, под наблюдением Московского Археологического общества и с разрешения лаврского начальства иконописец-реставратор В. П. До образов ли было. Тот же Епифаний свидетельствует прямо противоположное, когда говорит об обычной ремесленной практике (недоумения наполнишася присно приницающе, очима мещуще семо и овамо, не толма образующе шарми, елико нудяхуся на образ часто взирающе). И может быть иконописный образ в данном случае больше говорит сердцу, чем слова («мысль изреченная есть ложь».
Историк В. А. Икона Ушакова является как бы крайней точкой в эволюции рублевского варианта. Собор, также ссылаясь на св. При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре. Панагия ГИМ подкупает более всего своим по-рублевски изящным и выразительным рисунком. Это было бы невежество, так как Божество не в пространстве, а все исполняет.
Возможно такое объяснение. Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание. В частности, было там и изображение Бога Отца в виде старца именуемого Саваоф. отцами всегда отвергался и изображать подобные образы они почитали за невежество.
Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»). Советский художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев». Его заменило еврейское написание имени Божьего, что больше соответствует раскрытию смысла таинства Евхаристии. О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям» 17.
3). Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова). Надо сказать, что на протяжении всей истории, с момента появления подобных «Новозаветной Троице» или «Отечеству» изображений, в Церкви раздавались голоса протестующие. Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. 60. 3).
1. Наконец, В. Н. Лазаревым в свое время была отмечена и проанализирована необыкновенная иконографическая близость деисусных и праздничных икон иконостасов Благовещенского и Троицкого соборов (к ним надо причислить и Успенский владимирский), созданных артелями, в состав которых входил Андрей Рублев36.
Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру. 17), на пелене 1593 г., вложенной боярином Д. И. Годуновым в Костромской Ипатьевский монастырь6, клейме иконы Чудо в Хонех XVI в. (. ) старообрядческого рогожского кладбища7, покровце 1601 г. вклада Ксении Годуновой в Троице-Сергиев монастырь8, образе из походного иконостаса царя Алексея Михайловича9, резных панагиях XV – XVI вв. 10, где выравнивание композиции доводится до логического конца и ангелы, раздвинутые более широко, лишь соприкасаются крыльями11. Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть, а Бога никогда никто не видел, как и свидетельствует Иоанн Богослов Евангелист, только на Иордане при святом крещении Христово явился Св. За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Григорий Богослов: «Оно (исповедание Троицы – И. Я. ) есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый умосозерцаемый сам по себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в каждом личного свойства и Три, умоопределяемые вместе, -- также Бог первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия. В копиях позднейших древнерусских мастеров.
В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями 5. Об этом в Библии говорится неоднократно: например, «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. Таким образом, мы имеем здесь изображение Христа, Второго Лица св. После проведения реставрационных работ Н. П. М. 1956.
То же самое можно, очевидно, предположить относительно группы СН, с той разницей, что большинство входящих в нее произведений ориентируется, по-видимому, на образцы группы АН. Третьяковская галерея. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг. Буслаев Ф. И. И для какого храма она была написана первоначально. Спаситель молился накануне Своих страстей: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин.
«Троица» с момента своего создания «была любимейшей иконой древнерусских художников», служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. С другой стороны, рублевские корни группы АС очевидны для второго вида (сохранилась подлинная икона) и вероятны (как мы пытались показать) для первого. Произведения группы СС уже перечислялись.
Но Собор пришелся на страшное время, когда Церковь в России сотрясали страсти раскола. Мы не можем согласиться с распространенным мнением, что расхождения между Рублевым и его подражателями объясняются присущим средневековым живописцам свободным, творческим отношением к копированию (а также состоянием самой Троицы ко времени копирования). Духа.
Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу» (в конце XVI века этот оклад был заменен новым, сделанным по заказу Бориса Годунова). Что же касается колорита, то здесь, вероятно, необходимо было обращение либо непосредственно к подлиннику, либо к какому-то промежуточному списку, что, как уже говорилось, не прослеживается ни в одной из рассмотренных выше копий. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Василия Великого, «Сын есть Образ Отца, а Дух -- образ Сына».
Московская школа иконописи мо, кет быть рассмотрена на примере иконы «Сретение» (встреча) (начало ХЧ в. ). Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности» 18. Сергию чудотворцу». Никоне» 12. Это прекрасно показано Епифанием на примере Феофана. Не за горами было упразднение патриаршества и окончательное пленение Церкви государством.