Ван Гог Едоки Картофеля Картина
Картина Винсента ван Гога Едоки картофеля: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога. Ван Гог считал картину Едоки картофеля лучшим своим произведением. Сюжет фантастической повести Севера Гансовского «Винсент Ван Гог» и фильма «Визит к Ван Гогу» снятого по её мотивам построен вокруг кражи «Едоков картофеля» путешественником во времени, позже раскаявшимся и вернувшим картину.
Картина «Едоки картофеля» является одним из самых известных произведений Ван Гога.
Картина Едоки картофеля, Винсент Ван Гог, 1885 – описание
Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы». Моя палитра оттаяла, – констатировал он. Сюжет полотна очень прост. Большую часть картин приобрел бредский портной господин Маувен.
Так или иначе, отцу стало невмоготу разговаривать с сыном. Он должен жить среди декорации своих сюжетов. Это нисколько не поставит под угрозу его самобытность. Это вялая, равнодушная дружба.
Объясняли, что деньги, которые присылает ему Тео, всего лишь временная помощь, милость, оказываемая пачкуну. надеяться, что когда-либо вкусит нормальную жизнь. Он страдал от своего одиночества, но именно в нем черпал он силу и вдохновение.
Описание картины Ван Гога Едоки картофеля
Но куда. И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями. Тот, кто хочет совершить что-либо доброе или полезное, не должен рассчитывать на всеобщее одобрение или похвалу, ни даже этого желать, напротив, ему следует ожидать сочувствия и поддержки лишь со стороны редких людей, наделенных благородным сердцем – эту фразу Ренана, которую Винсент по памяти приводит в письме к Тео, он никогда не забывает. Дом стоял в саду, среди деревьев.
Все это надо прочно освоить. Неточности, а подчас и огрехи. Брата Тео, приехавшего на похороны, Винсент настойчиво убеждал взять его с собой в Париж. Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики.
В поисках сюжетов для картин они вместе бродили по окрестностям. Больше всего я хочу научиться допускать такие неточности и погрешности против правил, такие видоизменения и искажения действительности, чтобы в результате получилась – да, если хотите, – ложь, но более правдивая, чем любая буквальная правда. Братская привязанность Тео. Сам же он пользовался так называемым перспективным шасси – железным прутом, к которому он прикреплял на заданной высоте небольшую рамку.
Описание картины «Едоки картофеля»
Конечно, его работам присуще множество недостатков, он отнюдь не склонен это отрицать. Это висячая керосиновая лампа.
– Возьмите, к примеру, этот тон (он показал пальцем на серую, грязную мостовую) так вот, если бы Паоло Веронезе сказали: Напишите белокурую красавицу с телом такого тона, он написал бы ее и на его картине женщина и впрямь была бы белокурой красавицей. Художник, стоя у холста, не отгораживается от своих моделей.
Ван Гог: описание картины «Едоки картофеля»
Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы. Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их». К тому времени он уже постиг многие тайны мастерства и убежденно провозглашал свое кредо. Одна лишь работа давала ему отдохновение. У родителей нет больше с сыном общего языка.
Кругом все черным-черно. Чего он добивался. Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей. Почему бы и нам не поступать точно так же. Только в труде его раненая душа забывала о жизненной пытке. Начало лета застало Винсента в процессе стремительного творческого роста.
Абсолютно верно, – подтвердил он. Напротив, вплоть до самого последнего времени я ничего другого и не встречал. «Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент. Винсента корили за то, что он не зарабатывает денег. Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине.
К тому же он признавал только индивидуальную технику. Винсента презирали и третировали, как никогда раньше. Винсент оборудовал себе временную мастерскую в чулане прачечной, пристроенной к дому.
Описание картины Винсента ван Гога «Едоки картофеля»
Сразу же после приезда в Нюэнен Винсент понял, как непоправим его разлад с родными. Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады». Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян. Можно сказать, что в то лето 1884 года Ван Гог открыл для себя живопись.
Подавленный печалью этого края, он, как никогда, страшился своей участи. Уставшие (крестьяне вообще редко едят отдохнувшими), они безрадостно, но и спокойно поедают свой бедный ужин, ведя неспешный разговор.
Едоки картофеля – 1885 Ван Гог – картины
Работы почти никто не покупает, его манеру живописи называют «мазнёй» и «примитивом». Причинив ему острую боль, она глубоко омрачила его настроение. Вдвоем они много работали.
Убежденный в своей правоте человек наконец-то уверенно зашагал к светлой и ясной цели. Они не смотрят друг на друга. В мае, на радость Винсенту, к нему приехал Ван Раппард. Правда, время от времени Винсент отпивал глоток коньяка из фляги, которую всегда брал с собой в свои походы и, не переставая, курил.
Он писал все, что окружало его в том маленьком крестьянском городке: ткацкие станки, церковь изгороди, тополя. Неужели его отец прав. Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника.
Винсент Ван Гог – Едоки картофеля
И шедевр родился в ноябре 1885 года. Но при всем этом мужество мое, а, возможно, также и силы скорей окрепли, нежели ослабели. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс». Он избрал себе образцом Милле. То же относится к синему и желтому. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны.
Хотя того несколько смущали размеры картин, как и то, что Германе хотел получить композицию с пятью-шестью фигурами (тогда как Ван Гог предпочитал иметь дело с меньшим числом персонажей), Винсент был в восторге от этой сделки, дававшей ему возможность писать картины без каких-либо затрат и с рвением принялся за работу. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины. Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются.
Картина Едоки картофеля Винсента ван Гога
Я решил выбрать второе и притом с таким восторгом, словно возвращаюсь из изгнания. Сходя с поезда в Хелмонде, куда она ездила за покупками, мать упала, сломав правое бедро. Столкнулись лицом к лицу два разных мира. Однако, добавил он, я нипочем не желал бы избежать этой ошибки.
До этого еще очень далеко. Посылая Винсенту деньги и позволяя ему отдаваться своему увлечению в отрыве от тяжких материальных забот, Тео тем самым как бы тоже становился художником. Теперь живопись открылась Винсенту во всем великолепии. Показывайте всем мои рисунки, – просил он Ван Раппар-да. И какая чудесная стремительность.
Рассматривая картину Ван Гога "Едоки картофеля"
А о ком-то пишут в книгах через 200 лет, что вот, мол, внёс неоценимый вклад, создал новое направление в искусстве, был автором великих шедевров, только вот современники не оценили, личная жизнь не сложилась, умер в нищете Конечно, никакой жёсткой связи между талантом и материальным достатком нет, здесь большую роль играют и везение и умение ладить с людьми и деловая хватка, но всё же призвание артиста, художника всегда считалось делом зыбким, неверным: сегодня сыт и одет, а завтра – как Бог даст. Так, значит, вперед. Вы ничего не говорите мне о технике, – писал он ему в своем первом письме.
С редкой преданностью ухаживал он за матерью, дневал и ночевал у ее постели. Женщина, воспылавшая к нему нежным чувством, – это было нечто новое для Ван Гога. Трудно вообразить более трагический контраст. По фасаду вился плющ. Керссе-макерсу он дал множество полезных советов.
Ван Гог, Едоки картофеля: описание
Съездив в Утрехт, он беседовал там с врачом клиники. Профессионализм сплошь и рядом обращается в штамп – неужели он этого не уразумел. Они, как люди, вовлечены в круг существования.
Он давно уже перестал. Хальс – колорист из колористов. Раз ей мешают соединить свою жизнь с любимым человеком, она примет яд. Эфемерная и трагическая идиллия. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином или служит ему.
Куда он шел. Здесь он будет лишь топтаться на месте и вянуть. Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать. Если Винсент так остро реагировал на нападки Ван Раппарда (Порой мне кажется, – гласит его душераздирающее признание, – что поднимают руку на меня самого, настолько я связан с моим творчеством, настолько мои убеждения – часть меня самого) и если ему не всегда удается – он и это признает – сохранять спокойствие, то потому только, что суждения, высказанные Ван Раппардом, на взгляд Ван Гога, могли исходить лишь от невыносимо педантичного человека, верного питомца академии, от человека, абсолютно неспособного понять истинный смысл его творчества, направления, которое он избрал. Может быть, вернуться в Дренте. И она выполнила свое намерение, не сумев, однако, себя убить.
Мог ли он написать их иначе, не погрешив против жизненной правды, не изменив самому себе. Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. Он как бы разучивал гаммы. Впрочем, разве речь идет о продаже картин, о деньгах, о каких-то обидах. – восклицал он, откликаясь на зов величайшего из мастеров цвета.
Картина «Едоки картофеля» —настоящая крестьянская картина
К последним Винсент питал истинную страсть. Приехал он к своему отцу, к своим родным, но Нюэнен не был его родиной. С той и другой стороны были брошены резкие слова. Многочисленные гости, приходившие навестить больную, неумолчно расточали ему хвалу.
Теперь его волновали важные технические проблемы. Разве они не наглядное олицетворение, глубоко поэтический символ семейного очага. Пачкун с каждым днем вызывал в Нюэнене все большую настороженность.
На рисунках Ван Гога крестьянка, согнувшаяся под мешком с торфом изображается как бы сросшейся с ним. Так или иначе, есть все основания полагать, что Винсент решил – будь что будет. Грубым формам сопутствуют мрачные тона: глинистый коричневый, грязноватая охра, оливковый зеленый, берлинская лазурь, почти переходящая в черный (Цвета черного мыла – по меткому замечанию Юлиуса Манер-Грефе). Цвет – это поэзия.
- Винсент Ван Гог — концерты в Москве 2018
- Человечность искусства Ван Гога
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В мае 1886 года, после отъезда его матери, – пишет Ж. Б. де ла Фай, – грузчики сложили произведения Ван Гога в ящики и оставили на хранение у колбасника города Бреды (в действительности это был краснодеревщик по фамилии Схрауэр). Ван Гога очень волновала эта тема. Подобная концепция красоты абсолютно чужда Винсенту. В это же самое время, когда никому не ведомый голландский художник писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением. Скоро учение будет завершено – уже теперь он рисовал с удивительной легкостью.
Все сомнения остались позади. Это стремительность кисти дает такой мощный эффект, – прочитал он в статье о Гейнсборо. Семейные беды еще больше сблизили братьев. Я был бы в отчаянии, – уверяет он, – будь мои фигуры хороши. Видит бог, неустанно повторял он, ведь он не злоупотребляет помощью Тео.
Здесь кончается «ранний Ван Гог». Так что же, отказаться от мечты, забыть свои волшебные эксперименты в области цвета и рисовать «правильные» картины для обывателей. Винсент стал мастером своего дела. Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян.
Таков закон внезапного контраста, который отчасти уже широко использовал Делакруа. Он должен бежать от этих унылых степей. В своем исступлении Винсент накинулся даже на брата.
Может быть, на этот раз Винсент и вправду поверил, что пришел конец его одиночеству. Оставшись без моделей, Винсент начал писать натюрморты. Благодаря этой покупке было спасено все, что относится к нюэненскому периоду (точнее, все, что сохранилось от этого периода). Они настолько отличались от всего, что он до сей поры привык понимать под живописью, что он простился с Винсентом довольно холодно и даже не пообещал зайти в другой раз. Но не тут-то было.
Соответственно темнота других частей картины усилена. Здесь я только писал и писал без устали, чтобы научиться писать. Ни в коем случае. Это не античность, а ренессанс – сказал Делакруа.
Теперь Винсент одерживал один успех за другим. Вы потом измените свое мнение, – ответил тот.
Однако, – тут же добавлял он, – не утруждайте себя сверх меры: ничего не форсируйте. То и дело вспыхивали ссоры. – Непосредственность впечатления при этом полностью сохранена и передается зрителю.
Завтра, как и сегодня, она будет его кредо. Однако сын его неприятно поразил жителей Нюэнена. Потянулись пасмурные месяцы.
Винсент сердился, мечтал как можно скорее убраться отсюда. Послушайте, дружище, вещь эта довольно хороша, но она сделана с линии, а античные художники шли от объемов (от массы или ядра). Винсент будет писать картины.
Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию. Отныне Винсент будет жить только живописью и для живописи. Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски. В Нюэнене Винсент почти ни с кем не поддерживал отношений. Они страдают, радуются, ненавидят.
И очень важно, каково это «другое». Неизменно угрюмый, он лишь ненадолго заходил в пасторский дом. Можно ли с уверенностью сказать, что это было именно так. Искусство, к которому его влечет, – это субъективное искусство экспрессивного толка. Она никоим образом – точнее, почти никоим образом – не отвлекла Винсента от его исканий. Всегда и за все надо платить.
Я горю желанием видеть картины Рубенса. Нет, скорее всего, нет. Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе.
Разве может их дочь выйти замуж за этого пачкуна, за неудачника оборванца. Почему ты не продаешь своих картин. – говорил Винсент.
Винсент провел в Амстердаме три дня. История с Марго никак, точнее, почти никак не отразилась на его работе. Все в этом мире эфемерно, преходяще и недолговечно.
Холст, если так можно выразиться, отстранял художника от его моделей. С восхищением и страхом смотрел художник на Винсента, человека, беззаветно преданного искусству, который питался одним лишь хлебом и сыром (Это не портится в дороге, – шутил Винсент) и, вечно голодный, готовился и впредь жить в нищете. Природа открылась ему, позволив заглянуть в свою душу. У Хальса по меньшей мере двадцать семь черных тонов. Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю» исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой.
Он стушевался и, надо сказать, без особого труда. Надо заставить обыденное служить выражению прекрасного (Запись на полях рисунка), – говорил Милле. Осенью Винсента вновь навестил Ван Раппард. Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре. Винсент продолжал писать – натюрморты, птичьи гнезда, кое-какие пейзажи. С какой изощренностью он располагал цвета играя на контрасте и нюансах, варьируя оттенки. Куда важнее другое – обвинения Ван Раппарда по части искусства живописи. Но есть одна объединяющая деталь в этой мрачной атмосфере изоляции – горящая лампа, символ его (Ван Гога) любви, свет, несущий утешение им в их одиночестве, от которого он сам так много страдал всю жизнь».
С тех пор Винсент часто виделся с Керссемакерсом. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. В письмах к Тео он полностью изложил свою теорию цвета, сформулировал законы рисунка: Древние шли не от линии, а от объемов, короче, надо браться за эллипсоидальные основы или начинать с массы вместо контуров (Винсент писал Ван Раппарду: Художник Жигу принес Делакруа бронзовую античную статуэтку и спросил, как он полагает, подлинная эта вещь или нет. Вслед за этим Винсент решил написать за зиму пятьдесят крестьянских голов (Некоторые из этих холстов в настоящее время находятся в музеях Парижа, Брюсселя и Лондона (Крестьянка в зеленой шали) используя относительный досуг, которым крестьяне располагают в ненастное время года. Несмотря на все мои недостатки, сбить меня с толку не так легко, как некоторые воображают.
Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать. О нем все время ходили сплетни, недобрые толки. Образы закопченного неба, непосильного труда и болезней, взрывы рудничного газа и мучительные смерти горняков, как призраки, преследовали Винсента.
Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. Винсент торопился уехать. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Sorrow is better than joy.
Пусть даже он найдет ее плохой. Его невольно влекло к Винсенту и он снова поехал в Нюэнен. Не поладил он и со священником католической церкви. Кстати, по обыкновению стремясь оправдать свое решение в глазах Тео, Винсент в каждом письме приводил все новые и новые доводы в пользу отъезда – в Антверпене он мог бы немного поработать с обнаженной моделью. Повторяю, я вынужден просить Вас об этом.
Три дня подряд я сидел перед холстом величиной с тот, что я тебе послал, где изображены хижина и крестьянское кладбище. Этот возглас словно вырвался из самого сердца Винсента. Но делать ему на ней больше нечего. Жертвой своему призванию. Мысль его ежеминутно возвращалась к ним. Впрочем, это была не мастерская, а, скорее, своего рода сарай, где вокруг печурки изрыгающеи золу, среди стульев с продырявленным сиденьем вскоре выросла беспорядочная груда рисунков, акварелей и холстов, а также куча самых разнообразных, но чрезвычайно интересовавших художника предметов – прялки, грелки, старинные костюмы крестьян и ткачей, деревянные башмаки, женские чепцы, сельскохозяйственные орудия, чучела птиц, высушенные цветы и растения, птичьи гнезда. Он преисполнен решимости жить самостоятельно – согласно своим убеждениям. – Мой долг – искать случая и использовать всякую возможность для продажи моих работ.
Есть нечто необыкновенное, – писал он Тео, – в ощущении, что ты должен ринуться в огонь. Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль». Техника – не риторика, она должна выражать личность художника. Винсент не поладил также с новым пастором, пришедшим на смену его отцу.
Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции, – и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены. Эта утрата, по существу, завершила долгий период в жизни Винсента. Затем, скопировав полотна, он вернет их Винсенту. – В сущности, ты даже не пытался этого сделать. Этого он и сам не знал. Винсент ощупью продвигался вперед.
Вот так и родилась великолепная картина «Едоки картофеля». Я намерен и впредь поступать таким же образом. Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что». Теперь он снова ощутил потребность сопоставить свое творчество с работами великих мастеров искусства испросить у них немого совета.
Это было одним из его любимых выражений. Слабый дрожащий свет лампы в равной степени освещает лица персонажей: на каждом из них лежит печать трудной, полной забот жизни, но все они проникнуты единым чувством благодарности за прожитый день, за эту пищу, за то, что все они сегодня, как и вчера, собрались за общим столом.
Инстинкт отвращал его от штампов, которым следовали голландские художники его времени, заставлял восставать против их более или менее закосневших традиций. Художника начал работать над картиной после смерти отца. Он испытывает таинственное влечение к цвету. Винсент отказался от своей доли наследства поскольку в последние годы он был в серьезном разладе с отцом, заявил он, он не станет ни предъявлять своих прав, ни даже притязать на то, что некогда ему принадлежало. Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него». – принять предначертание судьбы.
Он довольствуется самой малостью – тем, что абсолютно необходимо для жизни. Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках».
Винсента угнетал Нюэнен, где теперь работать ему было невмоготу. Он отождествляет себя с ними. Но.
– к любым лишениям. И Винсент снова остался один.
И он шел вперед гигантскими шагами. Это одна фигура, один организм.
Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом. Он с готовностью ответил на ее любовь вдвоем они стали строить планы женитьбы. И вот, после нескольких лет бесплодной борьбы, Ван Гог возвратился в семью. Винсент был более философ, чем это принято думать.
Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». В первой книге его особенно поразила следующая, весьма характерная история. Он вконец озлобился. Мгновение, которое проходит, уже ушло от тебя навсегда.
События тоже следовали одно за другим. Тупость, трагическое уродство их лиц, животный облик – всего лишь плод жестокой враждебности мира, роковая печать судьбы. Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. Винсент с первых же слов затронул здесь самую суть вопроса. В этом мире все случайно, неповторимо и невозвратимо.
Но еще больше удивило кожевника то, что он никак не мог забыть холсты и рисунки Ван Гога. Но Марго (судя по всему, наделенная крайне хрупкой нервной конституцией) не примирилась с этим отказом.
Что поделаешь. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он даже сказал ему об этом.
Винсент возобновил работу над Едоками картофеля и одновременно начал новую серию крестьянских портретов, отличающихся еще большей характерностью, чем прежние. Даже если ему не понравились мои рисунки, все равно покажи ему эту картину. Винсента захлестнуло безграничное отчаяние. Но это трудно осуществить.
Тогда Жигу спросил, почему он так думает. Чем скорей я уеду отсюда, тем будет лучше. Старые мастера пользовались подобной штукой. Продолжай писать, сделай для начала сто этюдов, а если и этого мало, сделай двести и посмотрим, не отобьет ли у тебя это охоту заняться чем-то на стороне.
– представить его как нечто абсолютно естественное. «Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага хорошо чувствовать, что так было и будет всегда». Родственники Марго тут же расстроили эти планы – такой скандал допустить было нельзя.
Да что там. Судя по всему, он не слишком надеялся на это. К возмущению родных, Ван Гог и вернувшись домой, продолжает делать то, что «никому не нужно». Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему.
Он вновь с мрачным ожесточением взялся за кисть. Как говорят врачи, поначалу убиваешь, затем исцеляешь. Даже изобразил двух женщин, копающих картофель.
Дрожь нетерпения била Винсента. Он уезжает из дома, «в мир», доказывать свою правоту. Табак, как он утверждал, действовал на него успокаивающе. Но мог ли Винсент написать брабантских крестьян веселыми красками.
Он колебался, стараясь совладать с нетерпением, от которого его вдруг начало лихорадить. На сей предмет он заручился адресами шести торговцев картинами. Закончив работу, Винсент часто наведывался в Эйндховен, чтобы помочь советом Германсу, начавшему копировать картины. Шахтеры любили его, но считали чужим.
Он жил на отшибе от всех, окруженный молчаливой враждебностью поселка, под осуждающим оком родных, от которых он отдалялся все больше и больше и которых старался избегать. В пасторском доме, который отныне многие люди обходили стороной, Винсент появлялся все реже и реже. Это так но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви, – то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету.
В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. Не лучше ли ему устроиться в каком-нибудь другом месте. В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей. (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике). Смотрите, как хорошо. Ее поместили в утрехтскую клинику.
Я не хочу, чтобы они были академически правильны. Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно, – разумеется, за плату. Все черным-черно вокруг него и в душе тоже. Прошло время колебаний, сомнений, вопросов. Звали человека Винсент Ван Гог. Жерико и Гро, пояснил он, научились у греков первым делом выражать массы контура (почти всегда в форме яйца) и выводить все дальнейшее из расположения и соотношения этих овалов). Вчера я именно так подшутил над почтенным собратом моего отца.
Светлые краски. В декабре 1883 года в небольшой брабантский (Брабант – провинция в Голландии) городок Нюэнен приехал ещё нестарый, но уже изрядно помятый жизнью человек. Загадочность Рембрандта, виртуозность Хальса. Нет.
Винсент знал, чего он хочет и куда идет. На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Тогда он еще не слыхал об импрессионистах – французских живописцах, которые, опираясь на научную теорию, максимально использовали эффекты света и цвета. Единственное сходство между двумя художниками – в общности их любимых сюжетов, которые и тот и другой брали из крестьянской жизни.
Среди жителей Нюэнена он был белой вороной. Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской. Вот почему можно говорить о взаимосвязи между цветами. А между тем Милле, будь он к тому времени еще жив (Он умер в 1875 году), содрогнулся бы при одном виде картин Винсента, его плотных мазков и резкой, жесткой манеры. На моем холсте были табачные тона, нежно-зеленый и белый (серый), даже чистый белый – такой, каким выдавливаешь его из тюбика.
Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. Для чего же теперь оставаться в Нюэнене. Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть жизнь господская, с науками искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной. Незачем даже вспоминать об этом благонравном бессилии. Так, например, о корзине с яблоками: Сказать тебе, как я написал этот этюд, совсем нетрудно: зеленый и красный – дополнительные цвета. – беспрестанно спрашивали они. Я готов признать, что было бы безумием и глупостью работать в той же манере и впредь, но не соглашусь с тем, будто бы я понапрасну тратил время и силы.
Он почти не выходил из музея, без устали разглядывая картины великих мастеров. И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника— подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия».
Он отчетливо знал это – как в нравственном, так и в эстетическом плане. После ссоры, разыгравшейся между ними, дело обернулось совсем плохо. Дает жизнь. (Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего).
Как знать – может быть, в Антверпене ему даже удастся продать какие-нибудь из своих работ. Винсент неизменно старался убедить в этом брата и самого себя. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Откуда ему знать, что его сын – Ван Гог. Жители поселка смеялись при одном появлении,, пачкуна, этого неудачника, который без зазрения совести жил на средства своих родных. Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом. (Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре). «Едоки картофеля» — это прощание с родиной исполненное горечи и поэзии. Повинуясь первому побуждению, он вернул Ван Раппарду его письмо с почтительным приветом. В мае Винсент завершил свою картину.
Никогда еще он не был озабочен таким множеством технических вопросов. В конце концов, если уж Винсенту так приспичило быть художником, пусть рисует и продаёт картины, пусть забудет свои бредни о «настоящем» искусстве. Но понимает ли Ван Раппард смысл всех его исканий.
В этом споре отец Ван Гога был не на стороне сына. Страдание свято.
Когда он приходил, то обычно ссорился с отцом. – говорил Винсент. Его судьба определена иначе. Подобное заявление, право, способно обескуражить кого угодно. Да и какой отец на месте пастора вел бы себя по-иному. Этот розовый – заглушённый цвет, полученный в результате сочетания красного с зеленым.
В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало. Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное. И все же инстинктивно стремясь к той же цели, он шел к ней вслепую.
Но ты все равно покажи ее ему – он должен видеть, что мы упорно идем к своей цели. Художник должен быть художником и ничем больше. Вечером, взяв с собой этот холст, я отправился в Эйндховен, где живет один мой приятель (Германе), владелец довольно изящной гостиной (серые обои и мебель черная с золотом) и мы повесили там картину. Отсюда вывод: Львы – не обезьяны, они не подражают друг другу. Никогда.
Произошел давно назревавший его разрыв с семьей. Вскоре Ван Гога увольняют с должности помощника пастора. Инстинкт вел его вперед с поистине волшебной безошибочностью.