Верещагин Перед Атакой Под Плевной
картина перед атакой под плевной
Столько дворцов. В их числе: «Монастырь Хемис в Ладаке», «Посмертные памятники в Ладаке», «Главный храм монастыря Тассидинг», «Буддийский храм в Дарджилинге», «Всадник в Джайпуре», «Всадник-воин в Джайпуре», «Повозка богатых людей в Дели», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Раджпугур. И глубоко прав был В. В. Стасов, написавший: «Обращать все внимание только на одни военные картины Верещагина – огромная ошибка, огромное заблуждение и односторонность. Таким образом, темой картины является тема победы, но решена она по-верещагински. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое».
Полки уменьшались до невероятной цифры». Даже когда был успех. Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя».
Смертельно раненный. Сначала загорались конюшни, расположенные около дворца, где имел пребывание Наполеон, а затем Арсенальная башня, находящаяся в северо-восточном углу Кремлевских стен, на спуске против нынешнего Исторического музея. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. И действительно для французов уже наступали черные дни.
Этого было мало. Индийское путешествие длилось два года. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука.
Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Что это значитъ. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878).
Картина воспринимается как слава бессмертному героизму русских солдат. Именно простой народ предстал в произведениях Верещагина истинным героем. Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются).
Он дал картине название «Апофеоз войны» и, по-видимому, передвинул ее с предпоследнего места, которое она должна была занять в серии, на последнее. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. Его палатки не вмещают огромного количества раненых искалеченных людей. Но по первоначальному замыслу она должна была называться «Торжество Тамерлана».
Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем. И наконец, третья картина изображает эмира и его двор у гробницы святого, когда они благодарят «всевышнего» за одержанную победу. Вся жизнь художника была великим подвигом во имя мира и человечества.
Сражение под Плевной глазами русских художников
Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. На основе материалов военных наблюдений, собранных художником в труднейших условиях и с постоянным риском для своей жизни им было создано большое количество картин изображающих различные эпизоды войны на Балканах. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Нет бога кроме бога». Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Какое невероятное решение.
«Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Узнав весной1877г. о началерусско-турецкой войны, он немедленно отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую.
Плевна. Это действительно одно из самых впечатляющих полотен художника, процитированное кинорежиссером Н. Михалковым в изобразительном ряду фильма «Утомленные солнцем.
Наступило 6-е сентября. Однако в Японии он не успел написать ни одной батальной картины, погибнув при взрыве флагманского корабля «Петропавловск» в Порт-Артуре 31 марта (13 апреля) 1904 года спустя месяц службы. В строю— ликование, летят вверх солдатские шапки. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Продолжают тему огромные полотна исторической «Трилогии казней» (1884 – 1887). Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя.
- Верещагин: послание человечеству
- Балканская серия в творчестве легендарного Верещагина
- Василий Верещагин – солдат, художник, патриот
- Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)
- Художник Верещагин Василий Васильевич, картины с описанием – батальная историческая и жанровая живопись
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Памяти воина и живописца Василия Верещагина
- Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
- Арт-уикенд в Москве: война и мир Василия Верещагина в Новой Третьяковке
Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее. Лишь две одинокие фигуры возвышаются на этом мертвом поле – военный и священник, помахивающий кадилом, совершающий последний обряд над убитыми. Еще одно мгновение. Вооружились чем попало.
Действие следующей картины, названной художником «Торжествуют» (1871–1872), происходит в Самарканде на площади Регистан перед зданием медресе Шир-Дор. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Что за люди.
- Василий Верещагин: жизнь и творчество
- Верещагин – путешественник и воин
- 10 самых страшных картин художника
- Если жизнь это путь, то это мои путевые заметки
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Указывать местоположение в твитах
В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. К дулу пушек привязаны мятежники. Результатом этих двух поездок явилось большое количество картин, написанных уже позже (1871–1872) в Париже, Ташкенте, Мюнхене и изображающих быт феодального Востока. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900).
Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Смысл картины, задуманной художником как «Торжество Тамерлана», в процессе расширился, обретя вневременное звучание. Среди них должен быть в первую очередь назван Василий Васильевич Верещагин (1842–1904). Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем.
На обочине пыльной дороги расположился перевязочный пункт. Не то, как люди воюют, а то, как они ведут себя на войне, как проявляют себя в тяжелых испытаниях, какие стороны их души раскрываются. Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». Эпопея, у истоков1 которой стоят имена выдающихся руководителей национально-освободительного движения Г. С. Ра-ковского, Л. Каравелова, В. Левского, X. Ботева, а также десятков и десятков тысяч участников стихийно возникавших «групп отмщения» и гайдуцких дружин, ширившегося народного партизанского движения.
- НАША КАЛИТК (по английски: Портал)/ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
- ОРГАНИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Ряд полотен, объединенных названием «Варвары», воспроизводил сцены священной войны— газавата против иноверцев— русских. Первая из них – «Представляют трофеи» (1871–1872) – дает понять, чем кончилось сражение, перипетии которого были показаны в трех картинах первой части. Третьяковым – это было последнее его приобретение у Верещагина. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. В 1860 году он окончил Морской корпус и в том же году поступил в Академию художеств. Особняком стоит последняя, «Японская серия», созданная в 1903 – 1904 годах накануне Русско-японской войны, в которой художник и погиб.
Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Это они сами. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий.
Лучшей из этих картин является «Торжествуют». Сам художник делил ее на две части.
Страна, разоренная на пути следования к Москве, тяжко мстила за свое разорение теперь на возвратной дороге. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. Французы отступали по разоренной местности. Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах.
Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». Это поясняла и надпись на раме картины, которую сделал художник: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Кажется, что все громадное пространство равнины до самого горизонта усеяно трупами. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство.
А между тем давно ли. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Ужасно. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин.
Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Четыре работы из этой серии куплены в 1896 г. П. М. Картина так и называется «У гробницы святого. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Он не мог совладать с необычайным охватившим его волнешем, не мог ничем заняться, ни на чем сосредоточиться, то принимался за работу, то вдруг бросал ее, нервно переходил из одной комнаты в другую и, не будучи в силах оторвать взор от страшной картины, восклицал: «Какое ужасное зрелище. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу.
Дети должны расти на родине. Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь.
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Но радость победы испытывают не все.
Под Плевной» (1877–1878) и «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». «Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас.
Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». Перевязочный пункт под Плевной» (1877–1878). Жизнь и творчество Верещагина дают яркое тому доказательство. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.
По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью.
Под «чепухой» он разумел искусство условное, основанное на мифологических представлениях, не отвечающее нынешнему уровню научных знаний, трезвому взгляду на жизнь. Никто не обращал на них внимания, каждый думал в данный момент только о себе, неслыханный жестокий эгоизм царил в этой армии голодных истощенных призраков, армии, откуда исчезла не только воинская дисциплина, но все самые обыкновенные чувства, поддерживающие порядок во всяком человеческом сообществе.
Под Плевной», «После атаки. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других.
В «балканском цикле» Верещагин приходит к новому пониманию батальной живописи изображение самих сражений заменяет рассказ о войне, создание обобщенного образа войны. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Работа над этой серией была прервана начавшейся в 1876 году русско-турецкой войной. Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен. В 1862 году им был представлен в Совет Академии эскиз на тему: «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом», за который получена вторая серебряная медаль.
Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. (Надо сказать, что сам Верещагин, при всей нелюбви к самодержавию, не одобрял террористических методов «Народной воли», но был возмущен жестокостью расправы. ) Однако, несмотря на масштабность полотна, оно не несет эмоциональной силы «Апофеоза войны» – отчасти потому, что толпа изображена со спины, что лишает картину определенного драматичного напряжения. Душевное страдание и ужас обессилили его.
Показав в картине «Перед атакой» поле боя перед началом сражения, в картине «После атаки» Верещагин изобразил последствия состоявшегося боя. Небо в трауре льет горькие слезы по великой человеческой глупости, заставляющей раз за разом из поколения в поколение затевать бессмысленные и жестокие войны.
«На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Следующие три картины переносят зрителя в стан победителей. Из них в Третьяковской галерее представлены: «Самаркандский зиндан» (подземная тюрьма), эскиз картины 1873 года, «Политики в опиумной лавочке», «Хор дервишей, просящих милостыню», «Продажа ребенка-невольника» и другие.
Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Это скифы. ». В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). Все они были переколоты штыками.
Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Он распадается на части – первая из них состоит из трех картин: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили – преследуют» (1872). Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость.
Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы». «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Одна из лучших картин балканской серии «Шипка-Шейново» была посвящена победе русских войск у этих селений. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Некоторые крупные художники этого периода организационно не входили в Товарищество. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма.
После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.
Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида». Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». У Шипкинской эпопеи печальный эпилог.
Новый Прометей, он слишком многого хотел. Так, в одном из писем Третьякову художник, посетив сразу после окончания войны окрестности Плевны, рисует картину, близкую изображенной в «Панихиде»: «Не могу выразить тяжесть впечатления, выносимого при объезде полей сражения в Болгарии, в особенности холмы, окружающие Плевну, давят воспоминаниями— это сплошные массы крестов без конца. Особенно сильное впечатление производило заключительное полотно серии «Апофеоз войны» (1871–1872) изображавшее груду человеческих черепов. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность.
В Балканскую серию входит около тридцати картин. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Изображен двор самаркандской крепости.
Но стоит перевести взгляд – и навстречу вам бежит смертельно раненный в атаке солдат, а с другой стороны – зловещая груда черепов «Апофеоза войны», центральной картины серии и самого известного полотна Верещагина. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина».
В полотнах «балканской серии» художник с исключительной правдивостью показал «будни» войны: тяжкие подъемы на высокие горные перевалы, заснеженные траншеи, походные лазаретные палатки. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ».
Что принесет очередное его появление пред народом. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Интерес к ней был огромен. Массовый характер современной войны был передам Верещагиным в картине «Перед атакой» через изображение бесконечных и однообразных цепей пехоты, залегших в ожидании сигнала к атаке. А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству.
Но содержание этой картины далеко не сразу раскрывается зрителю. Это были его собственные слова. После атаки. В то время как французская армия расположилась в Москве и ее окрестностях, русская сосредоточилась в лагере при Тарутине в Калужской губернии, отстоящем от Москвы на 166 верст. Тысячи французов избивались или забирались в плен.
Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882).
Благодарят всевышнего». Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Наполеон оказался побежденным. И вот началось поддержание в Москве порядка. Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. В 1867 году Верещагин совершил свою первую поездку в Туркестан. Однако Академию он не закончил.
Понятны чувства Бенуа, человека изощренного в искусствах и словно не желающего впускать в себя всю правду, весь ужас, кровь, грязь войны, но и, вместе с тем, величие подвига конкретной души. Но этот обобщенный образ всегда основывается на реальной действительности. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным».
Небольшой героический русский отряд был перебит. Семнадцать картин, объединенных названием Наполеон I в России, представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского cражения, вторжения в Москву и кончая гибелью Великой армии в снегах России. Этот замысел состоял в том, чтобы показать жестокость и изуверство феодальных обычаев. На одном из них под названием «Торжествуют» изображена площадь перед мечетью в Самарканде посредине— шесты с головами убитых русских, вокруг них беснуются дервиши, призывая узбеков к дальнейшей войне с «неверными». Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами.
Участвовал в некоторых сражениях. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург.
Эти призраки были солдаты Великой армии. Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Причина этого лежит в ее построении. Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно». Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам.
Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Специально к выставке была отреставрирована картина «Казнь заговорщиков в России», которая на протяжении последних сорока лет хранилась в фондах Музея политической истории России. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. В 1863 году он сделал по этому эскизу большой картон сепией, удостоенный «похвалы Совета Академии».
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Но разве генералам было до этого дело. Путешественника наблюдательного, побывавшего в Китае, Америке, Индии, Средней Азии, Японии, создавшего массу шедевров из которых публика только Апофеоз войны знает, да и то не так, как нужно.
Обучение Верещагина в Академии шло весьма успешно. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. В процессе работы над поэмой «Варвары» в мировоззрении Верещагина произошел существенный сдвиг.
Какие прихоти пригрезятся ему. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные.
Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. А затем, когда армия Наполеона стала отступать, народная война разыгралась здесь во всю ширь, показав в качестве наглядного урока всем будущим завоевателям мира, что значит вести войну, находясь в самой сердцевине враждебно настроенного народа.
Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Заключительной картиной балканской серии является «Шипка – Шейново» (1877–1878). Жестокая правда войны выступает в этой картине в своем обнаженном виде. А Наполеон был такою личностью. Тогда ли, когда он решил, что ей надо сидеть за роялем в русском народном костюме и жемчуга нарядного кокошника заставили светиться бирюзой ее светлые глаза. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Дружным Ура.
Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой».
Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Две картины – «Победители» и «Побежденные. У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус. Но неожиданно для всех Верещагин разрезал и сжег этот картон для того, чтобы «уже наверное не возвращаться к этой чепухе», – как объяснял он свой поступок.
В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Контрастом этой сцене является передний план картины, весь заполненный изображением массы трупов. Его неуверенный бег, острый угловатый силуэт фигуры, наклон падающего тела, маленькая темная тень у ног убедительно показывают, что он осужден на смерть. В план поэмы с самого начала входила картина известная в настоящее время под названием «Апофеоз войны» (1871). В 1869 году он был в Туркестане вторично.
Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре» и многие другие. Самым капитальным произведением Верещагина туркестанского периода явился цикл картин, объединенных под общим названием «Варвары» (художник называл этот цикл поэмой). Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены.
Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Но, верный своему нравственному долгу, продолжал свою самоотверженную деятельность. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. Когда в 1877 году началась русско-турецкая война, Верещагин сразу решил выехать на фронт. Уехав на фронт, Верещагин принял активное участие в военных операциях и был тяжело ранен.
И вот все растаяло исчезло, как дым. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. В апреле 1874 года художник отправился в Индию.
Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Наблюдения и личные переживания Верещагина отразились в картине «Панихида»— скорбном образе «поля смерти». Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики. Вся простота русского человека и величие его души, не показная, а истинная отвага раскрылись Верещагину именно в такую минуту смертельной опасности, томительного бездействия, напряженного ожидания. Сидя и лежа, тесно прижавшись друг к другу, они расположились под открытым небом прямо на земле, заполнив собой все пространство картины. Немало повидал он на своем веку.
Залитые солнцем площади и улочки Самарканда XIX века, бухарские солдаты и калмыцкий лама, дервиши в ярких нарядах – открывающая выставку «Туркестанская серия» (1867 – 1874) захватывает внимание обилием этнографических деталей среднеазиатского быта. В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. Пусто и мертво там, где прошла война. Однако весной 1877-го, узнав о начале русско-турецкой войны, тотчас отправился в действующую армию, оставив свою парижскую мастерскую.
Во время военной кампании Верещагин не прекращал творческую работу: сделал более 200 зарисовок и набросков в альбомах, а также свыше 60-ти живописных этюдов на деревянных дощечках размером в ладонь. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе.
К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876). Художник не воспользовался композицией для того, чтобы выделить и подчеркнуть в картине те элементы, которые существенно важны для раскрытия ее содержания.
И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Вот где открылось буйство красок, цвета. Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м). Работы Верещагина так называемой «туркестанской серии» были показаны публике в марте 1874 года на персональной выставке, открытой в Петербурге. «Передо мной, как перед художником, война, — писал В. В. Верещагин, — и я ее бью, сколько у меня есть сил сильны ли, действительны ли мои удары— это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады».
В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим» – значится на ее раме. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Действие картины происходит на недавнем поле боя.
Особенно впечатляет полотно Побежденные. К числу лучших картин Верещагина этой серии бесспорно относятся две: «Перед атакой. В них художник попытался передать характер «большой войны».
В этом смысле чрезвычайно характерной является картина «Смертельно раненный» (1873). Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера.
Картина эта изображает солдата, раненного в грудь. Это был постоянный и огромный труд, целью которого было познание. Подобные «пирамиды» в далекое время складывались по приказу Тамерлана из черепов побежденных. Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Вот тут-то и понадобились ему деньги. Впечатления этих лет были запечатлены художником как в бытовых («Богатый киргиз с соколом»), так и батальных полотнах. Таким же изучением жизни были и его многократные путешествия.
В Самарканде он едва уцелел, находясь под обстрелом, во время русско-турецкой войны был тяжело ранен, русско-японская война отняла у художника жизнь— он погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Желтом море. Штурм не удался. Среди полотен, посвященных зимней кампании 1877–1878 годов особенно впечатляющ триптих «На Шипке все спокойно» изображающий замерзающего на посту часового, в то время как официальные сводки сообщали, что «На Шипке все спокойно».
На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Два полотна – Победители и Побежденные. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение.
В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Россия оказалась непобедима.
После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет.
Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Немало книг вышло в юбилейном году, «Герои Шипки» — одна из них. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие.
Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя.
отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Верещагин – художник легендарной судьбы и славы. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее.
Ряд картин посвящен боевым действиям под Плевной: «Перед атакой под Плевной», «Атака», «После атаки»— переполненный перевязочный пункт. Но вот смерть неожиданно настигла солдата.