Врубель Роза В Стакане

Купить картину или постер "Роза в стакане", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

Описание картины «Роза в стакане»

Тяжелый венчик цветка будто впитывает и одновременно излучает свет. В каждой природной форме художник видел духовную сущность. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).

Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Чаще всего он передает форму сетью прерывистых штрихов, ломких, пересекающихся.

Сочинение по картине 
Врубеля Роза в стакане

Сочинение по картине Врубеля Роза в стакане

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Всё это особенно ярко проявилось в натюрморте.

Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».

Розы в картинах 
художников 19-20 
веков

Розы в картинах художников 19-20 веков

Еще лучше, пожалуй, шахматисты.

В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Сон как будто бы стал продолжительнее. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Тем самым природа персонализируется, превращается в одушевленного собеседника». Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Это значит, что не я толкую природу, а природа растолковывает, объясняет мне — меня.

Константин Вихляев 
и Юта Арбатская 
представляют

Константин Вихляев и Юта Арбатская представляют

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Чаще всего он передает форму сетью прерывистых штрихов, ломких, пересекающихся. Ему казалось, что в нем самом тлеет тусклым углем — ответный огонь Но огонь чего — Бунта.

Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Прозрачные, тающие мазки акварели передают нежность лепестков и одновременно гранят форму. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.

В светлых местах прикосновениями остро отточенного карандаша намечал нужные детали и наносил те легкие штриховые арабески, которые одновременно и строили форму (без них светлые места выглядели бы плоскими) и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Через два дня его не стало. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.

Работы студентов 
по этомумастер-классу 
на видео

Работы студентов по этомумастер-классу на видео

Пятеро за столом играют в карты. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

Тем самым природа персонализируется, превращается в одушевленного собеседника». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом — после эйфорического подъема, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку166167.

Один из лучших рисунков Врубеля, сделанных им в больнице. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Если же присмотреться внимательно, то можно увидеть, что ни один штрих не положен случайно или только для красоты – он обрисовывает план формы, характеризует фактуру. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

Жесткие стебли и листья словно вырезаны резцом в прозрачном кристалле. Он считал, что эти открытия были результатом его личной связи со светлым миром. В 1957 его освобождают, но прожить ему долго не суждено. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II.

Так и появилась картина «Роза в стакане». Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Тем самым природа персонализируется, превращается в одушевленного собеседника».

Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом – после эйфорического подъема, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Через несколько дней он полностью ослеп155.

Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Художник разнообразил свои приемы рисования. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Они доехали до Киева и остановились в гостинице. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Его тянуло на Украину и в мае 1903 года Врубели с сыном отправились в Киевскую губернию, в имение В. В. фон Мекка, одного из богатых поклонников Врубеля, который приобрел «Демона».

Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Карандашные рисунки 1904 года исключительно интересны. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В это время он мало «фантазировал».

Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Однако скорее всего художник создал собирательный образ, в котором преломились черты Э. Л. Праховой— былого объекта поклонения и Н. И. Забелы, а может быть и ещё чьи-то123. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Художник утверждал, что в основе всякой красоты — «форма, которая создана природой вовек. Они доехали до Киева и остановились в гостинице.

Художник утверждал, что в основе всякой красоты – «форма, которая создана природой вовек. Его тянуло на Украину и в мае 1903 года Врубели с сыном отправились в Киевскую губернию, в имение В. В. фон Мекка, одного из богатых поклонников Врубеля, который приобрел «Демона». Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю.

К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Его тянуло на Украину и в мае 1903 года Врубели с сыном отправились в Киевскую губернию, в имение В. В. фон Мекка, одного из богатых поклонников Врубеля, который приобрел «Демона». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.

По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Врубель любил погружаться в мир «бесконечно гармонирующих, чудных деталей». Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.

Тем самым природа персонализируется, превращается в одушевленного собеседника». Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Считается, что как и Данте, Андреев имел талант вестника. Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. Неожиданно заболел ребенок — маленький Саввочка, только начинавший говорить. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Прозрачные, тающие мазки акварели передают нежность лепестков и одновременно гранят форму.

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. («Надя все молчит», — с тоской говорил он. ) Минувший год был мучителен для Забелы: смерть отца, тяжелая болезнь матери, сумасшествие мужа и, наконец, внезапная смерть единственного ребенка.

Через два дня его не стало. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою. Неожиданно заболел ребенок – маленький Саввочка, только начинавший говорить. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог.

В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Это единственная в наследии Врубеля сохранившаяся большая серия натурных зарисовок. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Кирилле», «Св. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122.

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.

Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.

Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Она – носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою.

Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Роза в стакане — один из лучших рисунков Врубеля, сделанных им в больнице. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом — после эйфорического подъема, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным.

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Представители рода Врубелей (от польск. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Возвращаясь к художественному труду, Врубель чувствовал потребность заново, как в годы ученичества, упражнять руку и глаз усиленной работой с натуры.

Срезанная и поставленная в стакан с водой роза кажется нетленной. Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день.

Нет, не стоит писать. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Это значит, что не я толкую природу, а природа растолковывает, объясняет мне — меня.

Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Врубель, рисуя, всегда начинал с прокладки основных пятен – от темных к светлым. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками.

Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Так и появилась картина «Роза в стакане».

Это значит, что не я толкую природу, а природа растолковывает, объясняет мне – меня. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Еще лучше, пожалуй, шахматисты. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Так и появилась картина «Роза в стакане». «Демон поверженный» был скорбной вехой в биографии Врубеля.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.

Прошение было удовлетворено157. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. В 1901 г. появились первые признаки душевного расстройства, сведшего его в могилу. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Срезанная и поставленная в стакан с водой роза кажется нетленной. («Надя все молчит», – с тоской говорил он. ) Минувший год был мучителен для Забелы: смерть отца, тяжелая болезнь матери, сумасшествие мужа и, наконец, внезапная смерть единственного ребенка. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.

После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.

Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Третий наблюдает. Она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Впоследствии он говорил сестре, что если бы она ему отказала, он бы немедленно покончил с собой109. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом – после эйфорического подъема, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Через два дня его не стало. Работа не привела к улучшению.

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Савву похоронили на Байковой горе. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75. Помятые куртки и пиджаки на мужских портретах – что может быть прозаичнее. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.

Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Это значит, что не я толкую природу, а природа растолковывает, объясняет мне — меня. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».

Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.

Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров.

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Кушает хорошо— и в своё время. Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Блок писал в статье Памяти Врубеля: Падший ангел и художник заклинатель: страшно быть с ними, увидать небывалые миры и залечь в горах. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В каждой природной форме художник видел духовную сущность.

Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Художник утверждал, что в основе всякой красоты — «форма, которая создана природой вовек. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Тяжелый венчик цветка будто впитывает и одновременно излучает свет.

Прозрачные, тающие мазки акварели передают нежность лепестков и одновременно гранят форму. Один из лучших рисунков Врубеля, сделанных им в больнице. Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом — после эйфорического подъема, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Жесткие стебли и листья словно вырезаны резцом в прозрачном кристалле. Этому периоду его творчества характерна чёткость и отточенность графических линий.

Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Его тянуло на Украину и в мае 1903 года Врубели с сыном отправились в Киевскую губернию, в имение В. В. фон Мекка, одного из богатых поклонников Врубеля, который приобрел «Демона».

Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом — после эйфорического подъема, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Врубель любил погружаться в мир «бесконечно гармонирующих, чудных деталей».