Врубель Триптих

В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Портреты С. И. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля».

Художник: Врубель Дмитрий ВладимировичБратский поцелуй (триптих)

Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Когда не было моделей, он рисовал себя. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу.

Но все же ее надо было так или иначе завоевать, приучить. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Художник осознанно проведет несколько часов, стоя перед открытой форточкой, вдыхая морозный воздух, что обернется воспалением легких. Вариацией Кармен воспронимается и Гадалка, картина, написанная, если верить свидетельству К. Коровина, ни для кого и ни для чего, наутро после пирушки, с какой-то дамы, с которой познакомился накануне (так вдруг, внезапно и в короткие сроки Врубель нередко создавал свои шедевры).

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. И впервые стал выставляться Врубель.

  1. Сообщество «Сообщество любителей литературы»
  2. 7 московских особняков, руку к которым приложил Михаил Врубель
  3. Надгробный плач – 1887 Михаил Врубель
  4. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)

Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). Модерн не был монументален — только декоративен. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует.

Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению.

: Из истории русского искусства второй половины XIX —начала XX в. М., 1978, с. 79). Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Это чувствуется в портретах 1897 г. — К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Это состояние неподвижности может продлиться долго. Они украшали потолок над парадной лестницей.

Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Герой сопротивляется до конца. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Мамонтова, Н. И. Л.

Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. И свою картину художник сначала назвал Сатир.

  • Городская усадьба Казакова-Дункер-Цетлина
  • 5 причин посетить фестиваль «Форма»
  • На фестивале дизайнеры из Голландии устроят граффити-перформанс
  • Чего нельзя делать Британской королевской семье
  • «Действительный студент» Михаил Врубель
  • «Дивная патетическая симфония» Врубеля

Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». К. Коровин писал о творчестве художника: «Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.

Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.

В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными».

  1. 0 Врубель Михаил Александрович

В 1906 художник ослеп. Думается, что такой тенденциозный подход не помогает разобраться в специфике этого художественного явления (Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX в. М., 1978, с. 124). Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.

Сообщество «Сообщество 
любителей литературы»

Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. А. Врубелю». В его даровании раскрылись универсальные возможности. Когда художественные ценности состоятельных россиян национализировались, плафоны «Цветы» поступили в собственность Государственного музейного фонда. Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля».

Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Единственное, что из эскизов Врубеля было осуществлено, это проекты его орнаментов, составленные из элементов органического мира цветов, листьев, птиц, женских ликов. Время неумолимо расставляет все по своим местам, воздавая должное тем ярким личностям, чье большое и неординарное творческое дарование при жизни далеко не всегда оказывалось по достоинству оцененным современниками. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. – М., 2000.

В 1905 году Врубеля избрали академиком живописи. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. М., 1980, с. 78). Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.

Демон замер в позе ожидания и созерцания. К началу 1904 года он почти умирал. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. В этом эскизе художник был близок к оптимистическому пониманию евангельской сцены. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Это не борьба добра и зла.

Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». До тех пор его работы приобретались частными лицами, а в выставочных залах не появлялись. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Впрочем, финансовые расчеты Врубеля всегда оказывались мыльными пузырями и эту доходную работу он скоро оставил (хотя от частичного использования фотографий и впоследствии не отказывался). Круглые плафоны располагались по обеим сторонам центрального имеющего сложную форму. Все это сближало его со стилем «модерн», вызов которого был принят художником. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате.

Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Суриков восхищался Врубелем и как-то сказал ему: Ведь и вы — чистяковец. Их экспрессивно-выразительная форма, хрустальная прозрачность и утонченность лепестков знакома нам и по другим врубелевским произведениям. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника.

Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. Мучившие художника головные боли усиливаются. По сравнению с ними фантомы Сомова, Бакста, Судейкинавсе-таки только читка.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.

Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. Это черта исконно присущая романтической личности. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). Вся цветовая композиция приведена в единство. То же самое происходитв романе В. Я.

Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно — «Пан» (1899). Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. Горят прекрасные цветы чертополоха. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.

Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Он чрезвычайно сложен и многогранен. В апреле 1910 года Александром Блоком был прочитан доклад «О современном состоянии русского символизма», где он несколько раз ссылался на творчество Врубеля. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. Когда он брал бумагу, то, отмерив размер, держа карандаш или перо или кисть в руке как-то боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина».

Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон».

Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Журнал Мир искусства стал помещать репродукции его произведений. «Демон поверженный» (1902) — последнее законченное полотно Врубеля — завершает его «демониану».

Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений.

Через два дня его не стало. Более всего он работал над двумя сюжетами — «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887).

В этом опаловом или перламутровом ключе написаны прекрасные большие акварели Тридцать три богатыря (1904), Царевна Волхова (1898) изменчивые фантастические тона, то вспыхивающие, то гаснущие, царят в окраске майоликовых скульптур (1899—1900), которые теперь изображали Морскую царевну, Снегурочку, Леля, Купаву, Садко, Весну, царя Берендея, которого Врубель сделал похожим на Римского-Корсакова. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. mw-parser-output. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком.

Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. В творческом плане между поэзией Блока и живописью Врубеля существует ряд точек соприкосновения (трагические «синие» и «лиловые» цвета и др. ), что многократно отмечалось в исследовательской литературе.

В этом эскизе художник был близок к оптимистическому пониманию евангельской сцены. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией.

После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.

В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. В знаменитой картине Демон сидящий (1890, ГТГ) Врубель пишет молодую, уныло-задумчивую фигуру среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов.

Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи.

Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. В левом плафоне над букетом роз царят лилии.

Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Его образы существуют будто «по ту сторону добра и зла», границы между ангелами и демонами размываются, как переходы между цветов в акварельной технике. Вазы, наполненные цветами, брошенная на перила темно-зеленая драпировка (может быть, плащ романтического героя. ), вызывают в воображении сцену встречи Ромео и Джульетты в саду Капулетти. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка.

Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Там Врубель начал писать портрет В. Брюсова (1906, ГРМ), но болезнь неотвратимо обострялась, в 1906 году художник ослеп, портрет остался незавершенным. Чистяков разглядел необыкновенную одаренность ученика и выделял его среди других. Собр.

Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. Плафоны отличает характерная для мастера живописная техника. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба.

Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».

В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, — полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.

Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. В наступающих сумерках преображается, становится таинственным сад. Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду, — писал он композитору (Врубель, с. 88). Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства.

С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества — в 90-е гг. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. За спиной Саввы Ивановича – миниатюрное надгробие испанского скульптора Бенльюре известного своими аллегорическими скульптурами Управление и Справедливость. Какое-то время Михаил Александрович страдал бредом, слуховыми галлюцинациями.

Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. В докладе содержался ряд прямых текстуальных пересечений с его речью «Памяти Врубеля». появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков.

Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Образ его смерти — и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Круг жизни замыкался.

Она была пианисткой, так будущий художник близко познакомился с классической музыкой. Художник обращается к любимой им теме ночи. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Отдавая дань разным стилевым тенденциям, художник был, прежде всего, символистом. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова.

Вскоре у художника снова начались приступы болезни. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Иногда получались целые сцены — играющие в шахматы, беседующие. Круглые плафоны располагались по обеим сторонам центрального имеющего сложную форму.

В трех остальных вариантах «Надгробного плача» преобладает тема мировой скорби, «уныния». Уже с 5 лет он увлеченно занимался в рисовальной школе. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы — ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы — азалии или компанулы. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.

Торжественной ночной мелодии вторят пронзающие небо темно-красные гладиолусы. mw-parser-output. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. Это состояние неподвижности может продлиться долго. Герой сопротивляется до конца.

Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих «Фауст» для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 «Утро», 1897)». Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его».

Горят прекрасные цветы чертополоха. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Вы художник. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В левом плафоне над букетом роз царят лилии.

Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. А. Бенуа в своих воспоминаниях рассказывает, что первым произведением Врубеля, воочию увиденным им и его товарищами по Миру искусства, было панно Утро (1897) — и оно их разочаровало. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Склонности к примитиву в модерне не было.

В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Расцветшие бутоны роз дополняют эту великолепную картину царства цветов. «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы.

Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. Все это для художника было ново, заманчиво и определялось им как поиски чисто и стильно прекрасного в искусстве (Врубель, с. 57). Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Листы более чем вдвое укрупнены по сравнению с размерами всего триптиха.

Цикл Фауст (1896) принадлежит к лучшим панно Врубеля: образный строй здесь глубок, еще раз и по-новому выражена одна из заветных тем художника, аналогичная теме Гамлета и Офелии, Демона и Тамары (демоничен здесь Фауст, а не Мефистофель, который у Врубеля, по верному замечанию Суздалева, похож то на оперного актера, то на старую ведьму) (П. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».

В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Алпатов М. В., Анисимов Г. А. Живописное мастерство Врубеля. Собр.

Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. Когда художественные ценности состоятельных россиян национализировались, плафоны «Цветы» поступили в собственность Государственного музейного фонда. В 1927 году их передали в Омский музей.

Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. Сам Врубель называл свою картину иконой. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Конечно, публика не понимала.

В 80-е гг. П. Лапшин. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри.

Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись.

Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Творчество Врубеля суть один из наиболее репрезентативных вариантов реализации типологической модели символизма в сфере изобразительного искусства (илл. 5). Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Он болезненно ощущал несправедливость, но специально не искал успеха, его не интересовали художнические дела, он даже не ходил на выставки.

В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Хозяин, даже не взглянув на рисунок, поднял скандал. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Демон замер в позе ожидания и созерцания. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.

Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. Он чрезвычайно сложен и многогранен. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной.

«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. Ему все удавалось, он мог делать все классически хорошо, по выражению А. Головина, с восхищением наблюдавшего, как лепил он в Абрамцевской гончарной мастерской кувшинчик, вазу, голову негритянки, тигра все на месте (Там же, с. 58).

Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Все здесь подвержено метаморфозам.

Именно в качестве декоратора Врубель получил свою известность среди современников, а многие известные люди стремились видеть художника «дизайнером» своих шикарных особняков. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным.

Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.

И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.

Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Его художественные способности проявились очень рано. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах — в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве.

Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Врубель винит в беде себя.

Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. В эти годы он вновь писал демонов. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Меня и Серова поражало это. ».

В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Ладно идите. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).

Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. — В кн. Как раз архитектурой и прикладным искусством давно уже занимались в кружке Мамонтова. Меня и Серова поражало это». На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся.

Серов, упрямый молчальник, сдержанный на излияния и похвалы, признавался Коровину: После того, как я увидел холсты Врубеля, эту умышленную четкость форм, мои работы мне показались какими-то бледными, гладкими, как мыло (Там же, с. 238). Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.

Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. Такое поразительное сочетание взаимодополняющих друг друга противоположностей позволяло Михаилу Александровичу создавать удивительно сильные по своему выразительному воздействию художественные образы, которые были совершенно нетипичны для современной ему российской живописи. Будучи наполнены очень мощным логико-философским началом, картины художникав то же время несли в себе особую эстетическую утонченность изящество уникального авторского стиля.

Но вряд ли многие из вас знают, что на фасаде гостиницы «Метрополь» красуется невероятное панно «Принцесса Грёза», а в Доме Черткова находится камин, виртуозно оформленный художником в стиле модерн. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из способных студентов для реставрации древних фресок в храме Кирилловского монастыря (XII в) под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: Лучшего, более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать. Уязвимые стороны модерна еще не доказывают, что он не создал подлинных ценностей. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры — и Демон поверженный (1902), с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна.

Н. Толстой в своем разгромном трактате Что такое искусство. Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое.

По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека.

Накануне революции плафоны оказались в собрании банкиров Рябушинских. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Это музыка цельного человека (выделено мною. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы («Пан», 1899, «К ночи», 1900, «Сирень», 1900). В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).

Неожиданно заболел ребёнок – маленький Саввочка, только начинавший говорить. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что писал и Христа и Демона. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта.

Он тяготеет к орнаментальной структуре своих произведений, что проявляется как в живописи, так и в графике. Тема величия цветущей природы развивается и в круглых плафонах торжественностью звучания и построением – компоновкой цветов и абриса облаков, как бы замыкающих композицию триптиха. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона.

Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля». Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Врубель. Брюсова «Огненный ангел», где Мадиэль– это и посланник и рая и адав одном лице, аРената то погружается в чернокнижие, то уходит монахиней в монастырь.

Исследователи отмечают: «Если попытаться кратко сформулировать – что же такое символизм Врубеля в его, так сказать, живописном воплощении – отметим, прежде всего, стремление мастера к одухотворенной форме, к символико-аллегорической обобщенности, к монументальности живописи, лишенной жанрово-бытовых характеристик. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения.

Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Удивительно, но церковь, в которой Врубель трудился над своей, пожалуй, первой монументальной работой, находилась на территории психоневрологического диспансера, а в годы советской власти была и вовсе передана больнице. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона.

Сильное, грозное произведение. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.

Константин Коровин так отзывался о манере письма лучшего друга: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы Отмерив размер, держа карандаш или перо или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Если не считать орнаментальных стилизаций, первым большим опытом на этом пути было панно Микула Селянинович (1896) — то, которое вместе с Принцессой Грёзой (довольно странное сочетание) он представил в 1896 году на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде, где и разыгралась бурная скандальная история с отвержением обоих панно, после чего Мамонтов выстроил для них отдельный павильон. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Его Демон остался верен своей натуре. Очень впечатляет готическое построение этих панно, узких, вытянутых в высоту.

Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. ts-comment-commentedText:not (. Цветы часто фигурируют и в картинах мастера.

Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. При взгляде на смятую простыню или висящее платье, формы которого прослежены с невероятной тщательностью, возникают ассоциации, смысл которых выходит далеко за пределы самого предмета. Но с какой радостью ему вернули акварель, когда он принес долг. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. В 1906 художник ослеп. Из жизни своей Врубель сам творил легенду.

При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В этих рисунках была заключена целая программа. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Потом они стали появляться и на московских выставках.

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Как художник Врубель сформировался стремительно. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине.

Цветы были излюбленным объектом художника: он пристально вглядывался в сложную конструкцию цветка, создавая свои карандашные этюды. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).

В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». В трех остальных вариантах «Надгробного плача» преобладает тема мировой скорби, «уныния». Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.

В его даровании раскрылись универсальные возможности. Врубелевский демонизм – это демонизм в смягченной форме, вне крайностей индивидуализма, с оттенком того всеобщего страдания за людей, которое красной нитью проходит через всю русскую культуру XIX в. В этой картине Врубель выступает как символист. Спустя 4 года его отец вновь женился – на Е. X. В 1927 году их передали в Омский музей.