Врубель Жемчужина Описание

Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины

Первое впечатление: сумасшедший. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь.

В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». А свет также дает о себе знать. Сразу выражение его лица изменилось. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

Да. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.

  1. Врубель Описание Картины Жемчужина
  2. Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»
  3. История гениального художника Михаила Врубеля
  4. Сочинение по картине Врубеля Жемчужная раковина
  5. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  6. Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
  7. Врубель Михаил Александрович "Жемчужина" 1904

Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.

В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны.

Врубель Описание 
Картины Жемчужина

Прошение было удовлетворено157. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.

Сильное, грозное произведение. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. А если картину поставить вертикально, то изображение морского чуда точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».

Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Во многих его стихах (я часто в разных работах обращалась к его поэзии) – стремление к самопознанию без надлома.

«Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Помимо Вас.

Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Представители рода Врубелей (от польск.

Только на этот раз она была еще сложнее. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение.

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму.

Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.

Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Спасибо за интересный комментарий. Нет, не стоит писать. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика.

«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.

Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Я долго и внимательно изучал Врубеля и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой.

Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.

«Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.

Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.

Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.

«Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович.

Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Кирилле», «Св. Чуть намечена фигура Нептуна.

Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).

wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.

Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Свадебное торжество проходило в Женеве.

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.

Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись.

Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения.

Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Однако по сравнению с прочим кругом интересов, занятия живописью представлены крайне лапидарно1213. nbsp Жизнь и творчество художника. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40.

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними.

Кандинского и Явленского в объединение «Синий всадник» вошли Габриель Мюнтер, Александр Канольдт, Марианна Веревкина, Август Маке, Пауль Клее, Альфред Кубин и др. В кружевной пене на поверхности волн игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизация инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства -- такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше -- киевских цветочных этюдов (1886--1887) и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины». Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.

Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.

Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Полезные программы для работы и бизнеса от макросов excel до специализированных. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Кушает хорошо— и в своё время. Сильное, грозное произведение. В его сборнике «Фейные сказки» – вообще легкая импрессионистичность и умиротворенность.

Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. «Декоративно все и только декоративно». Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».

Через несколько дней он полностью ослеп155. А. Врубелю».

Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы.

Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Работа не привела к улучшению. Редон в суровой черно-белой гамме представляет нам как бы чудовищную изнанку этого мира, наполненную ленивыми толстыми гусеницами, перекошенными лицами, «воздушными шарами глаз». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.

Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

1910 г. в галерее Танхаузера. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).

Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.

В его даровании раскрылись универсальные возможности. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В них нет того, что чувствуется у Врубеля – внутренней борьбы мятущегося духа. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В них есть желание понять метафизическую сторону жизни. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.

Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.

Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. Академизм же им воспринимался как отправная точка для собственного движения вперёд, как совокупность базовых профессиональных навыков173. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Да и название выбрано не случайно. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.

Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой.

Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). У Бальмонта, на мой взгляд, его «Я – внезапный излом» – скорее, декларация, чем внутренняя сущность.

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Перламутровая поверхность раковины и вся она связывалась в воображении со сказочными существами, которые воспел композитор. Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность.

Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Первая выставка проходила с дек.

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Первое впечатление: сумасшедший.

Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Михаил Врубель. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).

Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Кто же, как не дочери морского царя. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.

А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность.

Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей».

синтезированных жанров. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. В фантастический сказочный мир или в седую древность, эпоху былинных героев, которая и сама уже давно стала сказкой, погружают вас его картины. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Образы пугающей, невероятной графики Одилона Редона — одного из основоположников французского символизма, далеко ушли как от традиционного реализма, так и от объективного отображения действительности.

Завоевания культуры «серебряного века» не прошли бесследно и периодически возрождаются. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Они отсвечивают и тонами моря и закатного неба и сиянием радуги и мерцаниями тусклого серебра. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством.

Сон как будто бы стал продолжительнее. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Группа была довольно разнородная, об этом говорят и выставки этого объединения. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.

После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз.

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В его работах есть что-то от Босха, что-то от позднейшего сюрреализма. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.

Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Их след мы видим в современном театре пластической драмы (французский театр пластической драмы «Донка», российский театр пластической драмы «ЧелоВек» и др. ), в постановках опер-балетов (например, в опере-балете «Князь Игорь» мы слушаем оперные арии князя Игоря, хана Кончака, но они перемежаются с уникальными танцевальными композициями балета такова половецкая пляска), рок-опер и произведений др.

Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей». Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны.

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича.

Так, в 1909 г., в Мюнхене, было организовано объединение художников «Синий всадник», в противовес «Мюнхенскому Сецессиону», который отказался принимать произведения «авангардистских» художников. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. 5. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно.

Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Сквозь безумие проглянул гений».

Да. Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. 1909 г. по янв.

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.

Врубель делает множество набросков раковины углем и карандашом, прежде чем взяться за кисть. Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны.

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.

(«Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».

На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия.

Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.

Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Представители рода Врубелей (от польск. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. А свет также дает о себе знать. Живопись, графика, старые фото. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой.

Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.

В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Савву похоронили на Байковой горе. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Но эффект целого неотразим. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Работа не привела к улучшению.

По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.

Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Михаил Врубель. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.

Позднее к нему примкнули: Франц Марк, Карл Хоффер, братья Бурлюки, Ле Фоконье. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».

Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза».

В его даровании раскрылись универсальные возможности. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, абсолютно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины -- метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).

Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.

У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).

В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства.

И свою картину художник сначала назвал Сатир. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.

Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.

Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.

В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках.

Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.

Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.

Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. 6. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.

Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Тонкость, подробность, деталь -- ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.

Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.

В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. 20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Да.

Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Еще раньше Врубель говорил, что напишет сирень одной зеленой краской — и все же это будет самая настоящая сирень.

Выходом стала командировка художника в Италию— в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга.

По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Например, циклы: «Индийские травы» «Четверогласие стихий» «Мировое кольцо» «Цветные ткани». Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа.

Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями.

И в нем кто-то должен обитать. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.

Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Вторая в сен.

Символы художника подчас можно только прочувствовать, но не разгадать. В 1906 художник ослеп. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Как мы видим, старец не совсем обычный. Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.

Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.

»Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки.

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.

Кирилле», «Св. Берите все оттуда». Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.