Ярошенко Кочегар Описание

Ярошенко курсистка краткое описание

К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Безсонов СВ.

В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Автор статьи отмечает, что у художника «поиски выражения определенных типических черт заслоняют черты индивидуального характера, отодвигают на второй план собственно портретную задачу» С. Н. Его первым учителем был художник А. М. Портрет второй половины XIX века – М. : Искусство, 1970., где В. А. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Для Гаршина Христос, написанный Крамским, — «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, абсолютной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. С. 187-188. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу.

Гольдштейн, проводит параллели между Ярошенко и Крамским. Литератор Неведомский, после смерти художника подводя итог его деятельности, назвал «Кочегара» «самой лучшей и характерной из картин жаления» («жаление», объяснял он, нерв той эпохи: это и жалость и сострадание и любовь, от крестьянского «жалеть» — любить). Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. К теме «Заключенного примыкает рисунок Ярошенко из папки отдела рисунков Русского музея. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Через год после появления ярошенковского «Кочегара» в «Отечественных записках» был напечатан рассказ Гаршина «Художники». Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента».

Напишите сочинение 
по картине "кочегар" 
Ярошенко

Напишите сочинение по картине "кочегар" Ярошенко

Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Первые кавказские пейзажи, которые художник нарисовал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Таким образом, в картине «Заключенный» Ярошенко, несомненно, впервые в русской живописи с такой глубокой жизненной правдой и искренней симпатией показал подлинно типичную фигуру революционера-разночинца, подчеркнув его мужество и простоту, его живые человеческие качества.

В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко.

Сталкиваются две исповеди. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). «Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды и общечеловеческих идеалов далось нам только благодаря вековым страданиям народа» — определял общественное настроение Михайловский.

Напишите сочинение 
по картине кочегар 
Ярошенко

Напишите сочинение по картине кочегар Ярошенко

Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Работа над картиной происходила в 1877 г., в год крупных политических процессов. Стрепетовой» (1884). Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. На нем изображен мужчина, тревожно поднявшийся с постели среди глубокой ночи.

Художник может прожить в искусстве долгую жизнь, даже познать определённый успех у зрителей, критиков и покупателей картин, но этого сладчайшего чувства — «наутро проснуться знаменитым» — так никогда и не испытать. Письма, 1937, С. 325. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Даже критика тех времен отметила, что художник выразил симпатию не только к личности своего героя, но и к зарождающемуся рабочему движению в целом. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А.

Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. «Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные — только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений». Все это – время, эпоха художник не может подойти к чистому холсту, отрешась от своего сегодня, тем более, когда предполагает запечатлеть на холсте «исторический портрет» одного из сословий сегодняшнего общества, тем более, когда художник – Ярошенко, человек политически, общественно чуткий, человек, сделавший злободневность своим творческим знаменем (схватывать и запечатлевать сегодняшнее, которое завтра «впишется в историю»).

  • Ярошенко, Николай Александрович
  • Художник-передвижник Николай Ярошенко
  • Ярошенко Николай АлександровичКартины и биография
  • История одного шедевра:«Всюду жизнь» Ярошенко
  • Биографии великих и известных людей

Крамскому, выпущенных в той же серии. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Да и присущий художнику гуманизм получил в «Кочегаре» и «Заключенном» более четкую форму сочувствия и уважения уже не к человеку вообще, а к представителю русского революционного подполья. Огромное впечатление на русское общество произвел «процесс 50ти». Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Ярошенко проводили лето именно здесь.

Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть не только интересной, но замечательно красивой, а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Статья А. Н. Ге и И. Н. Ярошенко полны идеологической направленности. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице.

  • Сочинение по картине: Ярошенко — «Кочегар»
  • Описание картины Николая Ярошенко «Кочегар»
  • Мы в перечне библиотечных блогов
  • исторические науки и археология
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Предстоящие события и мероприятия
  • Казачество Украины – жертва украинского национализма

За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины. Трепова. Текст речи, тайно отпечатанный, разошелся по России во множестве экземпляров. Книге предшествовали серьезные архивные изыскания, но, как сам автор отметил в «Кратком преуведомлении», личная жизнь Ярошенко осталась «тайной за семью печатями», так как найти новые документальные материалы, письма автору не удалось.

Широко известны последние слова речи рабочегореволюционера: «подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. М. : Искусство, 1952.

Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. А вот Николай Александрович Ярошенко, который и художником-то профессиональным тогда ещё не был (он носил военный мундир, служил начальником штамповальной мастерской на патронном заводе, а после службы в качестве вольнослушателя посещал вечерние рисовальные классы Академии художеств), такое состояние ощутил в полной мере — в марте 1878 года, когда перед посетителями Шестой передвижной выставки, открывшейся в городе на Неве, предстал ярошенковский «Кочегар», о молодом живописце заговорил сначала Петербург, а затем его имя с восторгом стала произносить вся интеллигентная, демократическая Россия.

Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. Усадьбу назвали Белой виллой. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки.

В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). С. 105. В 1876 году за картину «Невский проспект ночью» (не сохранилась) он был единогласно принят в члены Товарищества Передвижных Выставок и избран в состав правления, где более десяти лет вместе с И. Н. Крамским руководил ТПВХ, а после смерти последнего стал его идейным преемником. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. «В сущности в его жанровых картинах – в любви к однофигурным композициям, в сосредоточенности внимания не столько на чертах быта и сюжетном действии, сколько на психологической выразительности самих персонажей, яркости самого «типажа» – чувствуется, по преимуществу, художник-портретист» Там же.

  1. Дума про педагога или Полёты мовного инспектора
  2. Приливы осеннего обострения сотрясают СМИ Украины
  3. Украинские националисты всегда были сепаратистами
  4. Святитель Георгий Конисский: «Вера наша – вот единственное преступление, в котором нас обвиняют»
  5. Видеоканал Александра Колпакиди

Короленко, Вс. На первом плане виднеется силуэт женщины-доносчицы, показывающей на арестуемого. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Он писал о «симпатиях и антипатиях, крепко осевших на дно человеческого сердца под впечатлением жизни и опыта», о живущей в художнике «страшной потребности рассказать другим то, что я думаю». Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь». Картина — долг, который художник отдает народу.

Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. По всей вероятности, это этюд к задуманному художником самостоятельному произведению – «Ночной арест». Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений».

  • В центре Киева подростковая банда ограбила продуктовый магазин
  • ДНР: силовики 25 раз за сутки нарушили перемирие
  • Украинские шахтеры шестой день протестуют на трассе Днепр-Донецк
  • Медведчук прокомментировал вмешательство Киева в дела церкви
  • Киев проведет военные учения возле границы с Ростовской областью
  • Шпрехенфюреры в театре насильственной украинизации

По воспоминаниям жены Ярошенко – Марии Павловны – «он не мог писать тех лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально он не был обеспечен» В. А. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть не только интересной, но замечательно красивой, а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари — последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».

Среди них – книга о Московской городской художественной галерее П. и С. М. Замечательный русский критик еще в своих обзорах непосредственно с выставок Товарищества давал очень высокую оценку многим работам Ярошенко – «Заключенный», «Кочегар», «Всюду жизнь». Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. В глазах «Кочегара» Неведомский читал упрек: «Вот до чего вы довели, низвели меня. » (до степени придатка машины, объяснял критик) ему даже слышался из уст «Кочегара» перифраз Михайловского: «Господа. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Сочинения по картинам известных художников

Ярошенко был именно художником-портретистом. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Мне очень неприятно отвечать отрицательно на Ваше письмо, но, по моему положительному убеждению, художник не должен отступать от цены, раз назначенной, даже в том случае, если он, назначив по ошибке цену слишком высокую, рискует вовсе не продать свою картину. – заключает автор.

Ярошенко, Николай 
Александрович

На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя.

Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Для Гаршина Христос, написанный Крамским, — «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, совершенной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.

Общество, созданное для борьбы с Товариществом, «задумало удивить мир», но «грустная выставка, бедное Общество». Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. «Глухарь» — не выдумка Гаршина.

Но интересно задуманная картина, так и не была написана. Ярошенко и В. Г. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. А вот Николай Александрович Ярошенко, который и художником-то профессиональным тогда ещё не был (он носил военный мундир, служил начальником штамповальной мастерской на патронном заводе, а после службы в качестве вольнослушателя посещал вечерние рисовальные классы Академии художеств), такое состояние ощутил в полной мере — в марте 1878 года, когда перед посетителями Шестой передвижной выставки, открывшейся в городе на Неве, предстал ярошенковский «Кочегар», о молодом живописце заговорил сначала Петербург, а затем его имя с восторгом стала произносить вся интеллигентная, демократическая Россия. Мучившая совесть мысль о долге была немаловажной в тогдашней поэзии, прозе, публицистике, но тогдашние читатели обнаруживали ее и там, где она не была ведущей, где ее вовсе не было, обнаруживали и ставили «во главу угла». К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе.

«Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды и общечеловеческих идеалов далось нам только благодаря вековым страданиям народа» — определял общественное настроение Михайловский. Главной фигурой процесса стал рабочий Петр Алексеев. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Ярошенко.

Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.

Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. С. 11 – 13. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор».

Эта связь представляется еще более многозначительной, учитывая то, что в Полтавском художественном музее находился этюд к картине «Заключенный», на котором был изображен молодой мужчина в кожаной куртке с меховым воротником. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Третьяковых, написанная С. Глаголем и И. Остроуховым С. Глаголь, И. Остроухов.

На первом плане виднеется силуэт женщины-доносчицы, показывающей на арестуемого. Повествование в рассказе ведется поочередно от лица двух художников — Дедова и Рябинина. Прытков. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.

Крамского. Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», 1939, 1. Сегодня еще по инерции это вызывает некое отторжение. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара».

Нельзя прямо связывать замысел, даже первую мысль «Кочегара» с ростом революционности русских рабочих, с обретением ими силы и уверенности в своей силе, с политическими процессами, но нельзя сбрасывать все это со счета, размышляя о рождении замысла картины. Работа над картиной происходила в 1877 г., в год крупных политических процессов. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари — последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение.

Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. К теме «Заключенного примыкает рисунок Ярошенко из папки отдела рисунков Русского музея. Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь». Но впечатлению огромной силы, заключенной в этих руках, странно противоречат устало опущенные плечи и выражение глаз, с вопросительным упреком устремленных на зрителя.

На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Другой работник в это время тащит раскаленную добела заклепку и щипцами накладывает ее на наружный конец гвоздя, а третий работник тут же начинает пудовым молотом с размаху наколачивать эту заклепку на гвоздь. Отзвуки письма Крамского слышатся в монологе Рябинина, но образ, не дающий покоя герою рассказа, — не Христос, а рабочий-клепальщик, «глухарь». Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. С 1864 года Ярошенко посещал и вечерние рисовальные классы при школе Поощрения художеств. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.

В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Следы ее абсолютно затерялись в необозримых архивах военного ведомства.

Перед нами человек не только мысли, но и дела. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. В отличие от «Кочегара» или этюда к «Заключенному» образ революционера здесь раскрывается не столько путем глубокой психологической характеристики узника, сколько путем создания определенного настроения в картине, эмоционального воздействия на зрителя. И умер Николай Александрович летом 1898 года на следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя.

Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). И так всегда. Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Да и присущий художнику гуманизм получил в «Кочегаре» и «Заключенном» более четкую форму сочувствия и уважения уже не к человеку вообще, а к представителю русского революционного подполья. Есть еще эскиз, где сюжет разработан более детально: к поднимающемуся с кровати мужчине входит стража. «Им не важны «заказы» и не знаменитость, а непобедимая, глубочайшая потребность написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить, в картине своей кисти, для потомства.

За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Следуя передовым тенденциям времени, Ярошенко писал картины, в которых искал образ положительного героя (как знаменитый «Кочегар», «Заключенный», обе 1878, «Курсистка», 1883), развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции («У Литовского замка», «Старое и молодое», обе 1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888), писал жанровые картины («На качелях», 1888). Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени.

Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. Прытков отмечает преобладающее место портрета в творчестве Ярошенко. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта.

По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Рябинин — представитель «мужичьей полосы в искусстве» Дедов предпочитает «компоновать закаты, восходы, полдни, начала и концы дождя, зимы, весны и прочее». Начальник впереди, солдаты в касках – в дверях. Гаршин, Н. Михайловский.

Через год на его могиле был установлен памятник— бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений». А вследствие этого «его жизнь не имеет того шаблонного характера, каким отличается жизнь почти каждого профессионального художника» Памяти Ярошенко. Все это – время, эпоха художник не может подойти к чистому холсту, отрешась от своего сегодня, тем более, когда предполагает запечатлеть на холсте «исторический портрет» одного из сословий сегодняшнего общества, тем более, когда художник – Ярошенко, человек политически, общественно чуткий, человек, сделавший злободневность своим творческим знаменем (схватывать и запечатлевать сегодняшнее, которое завтра «впишется в историю»). А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.

Ярошенко проводили лето именно здесь. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Мысль о неоплатности долга в конце концов подвигает Рябинина отложить живопись, чтобы учительствовать в деревне (Дедов отправляется в заграничное путешествие). Следы ее совершенно затерялись в необозримых архивах военного ведомства. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Первой картиной, посвященной этой теме становится картина «Кочегар». Литератор Неведомский, после смерти художника подводя итог его деятельности, назвал «Кочегара» «самой лучшей и характерной из картин жаления» («жаление», объяснял он, нерв той эпохи: это и жалость и сострадание и любовь, от крестьянского «жалеть» — любить). В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери.

Видимо имел место процесс влияния современной литературы на Ярошенко. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона.

Личные дела Н. А. «Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные — только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений». Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины.

Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Уделите мне, человеку, вывариваемому в котле капитализма, милостыню вашего внимания». Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. В отличие от «Кочегара» или этюда к «Заключенному» образ революционера здесь раскрывается не столько путем глубокой психологической характеристики узника, сколько путем создания определенного настроения в картине, эмоционального воздействия на зрителя. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта.