Жестокие Романсы Прянишников
Картина Прянишникова «Жестокие романсы» написала в 1881 году. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881).
описание картины жестокие романсы
Местом рождения жестокого романса считают городскую и пригородную среду, где проживали преимущественно низшие и средние слои населения («мещане»)— крестьяне, пришедшие на заработки, рабочие, мастеровые, небогатые торговцы. Рыболов зябко съежился в холодной воде. Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. Жестокий романс часто рассказывает о кровосмесительстве. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны».
Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. Все это общество сытых и самодовольных людей предается своеобразной забаве. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком.
Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Симпатии к преподавателю не могло помешать и то, что (как часто бывает в отношениях отцов и детей) не все поиски молодежи оказывались Прянишникову понятными и близкими. Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими.
Описание картины Иллариона Прянишникова «Жестокие романсы»
Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные герои Отечественной войны, в отношении к которой Прянишников близок Л. Толстому (роман Война и мир был полностью опубликован в 1868 году, когда художник сделал первые эскизы картины). Догорает малиновая зимняя заря. О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. блаженно улыбался. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве.
отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Значительным произведением Прянишникова является картина «В 1812 году» (1874). (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. Островского того же названия, поставленной на сцене московского Малого театра. Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. Советская власть мне ничего дурного не сделала.
Динамика популярности – Прянишников жестокие романсы описание картины
Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от лица погибших героев. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. В других живописных новеллах Прянишникова проявились его сатирические наклонности (Жестокие романсы, 1881).
Тоже нет: очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Окрепнув, «третья культура» начала влиять уже на традиционную деревенскую культуру. Но его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной мелодичности. И такая музыка появилась. Собранная из разнородных элементов, мещанская или, как её иногда называют, третья, культура включала в себя поэзию и музыку (частушка, романс), танец (например, кадриль), театр (балаган), живопись (лубок), декоративно-прикладное искусство и даже архитектуру.
Также Ягубов отмечает влияние «цыганского романса» на формирование данного жанра. Первая картина до нас не дошла и судить о ней мы можем только по ее описаниям в художественно-критических статьях того времени. В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают исключения. О нет. С наступлением советской эпохи жанр жестокого романса попал в опалу.
Характерна для 60-х годов картина Иллариона Михайловича Прянишникова (1840–1894) «Шутники» (1865). Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем. Как мы уже говорили, романс схож с песней. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице.
После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. В то же время (и это тоже типично для шестидесятников) художник любил и внимательно изучал искусство старых мастеров, прежде всего голландских и испанских живописцев 17 века. Также Ягубов отмечает влияние «цыганского романса» на формирование данного жанра3. Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но.
Появились и национальные школы романса, особенно известные в Германии, Франции и России. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. Примеров на данный сюжет среди фольклорных произведений нам найти не удалось, зато яркое свидетельствотому – жестокие романсы литературного происхождения «У церкви стояла карета. » Я слышал – в толпе говорили: «Жених неказистый собой. И Анюта покорно отправляется к художнику. Свойственная романтизму «вселенская скорбь» переходила в слезливую сентиментальность, а затем и надрывность, а исключительные характеры и события преобразовывались соответственно в героев и в сюжеты жестокого романса. Она с такой любовью и самоотвержением заботится о Клочкове, настолько преисполнена сознанием важности его дела, что готова бесконечно стоять перед ним с прорисованными угольком на теле ребрами, не жалуясь на стужу дешевого меблированного номера, в котором они живут.
Напишите отзыв о статье Жестокий романс
Я ненавидел Советскую власть. «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. Близкая дружба связала его на долгие годы и сФёдором Шаляпиным.
Выставка не прошла мимо внимания Чехова. Затем были США, Китай, Ливан, Палестина И только в 1943 г., после многочисленных обращений и просьб, он смог вернуться на родину, в Россию. При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском.
Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра. В это время в училище занимался брат Чехова Николай, друзьями Антона Павловича стали учившиеся с Николаем И. И. Левитан, К. А. Коровин, архитектор Ф. О. Шехтель.
Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Причины эмиграции сам он объяснял так: «Что толкнуло меня на это. Я был приверженцем какого-либо другого строя. Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем.
Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. И такая музыка появилась. О нет. Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883). Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула.
Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. Как отмечает Борис Ягубов, жанр жестокого романса оказался востребован не только малообразованной публикой: «Топорность, китчевость, перешедшие из цыганского романса в жестокий романс и городскую балладу, были подхвачены иронически переосмыслены исполнителями-шестидесятниками, эстетизированы, вследствие чего жестокий романс и городская баллада приобрели такое качество, как эстетическая амбивалентность— часть публики могла принимать их всерьез, тогда как другая наслаждалась именно нелепостями и несуразностями этих поделок»3. Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). В эти годы Вертинский сдружился с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной и Иваном Мозжухиным. «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков.
Отрывок, характеризующий Жестокий романс
В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека».
Тем не менее «жестокие романсы» продолжали бытовать в народной среде, повлияв, например, на возникновение городского романса. Здесь он активно работал на эстраде, в том числе и на фронте. Тем не менее «жестокие романсы» продолжали бытовать в народной среде2, повлияв, например, на возникновение городского романса. Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем. А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть.
тяга ко всему необычному из ряда вон выходящему. И Анюта покорно отправляется к художнику. Не было даже серьёзных попыток научного исследования этого жанра.
- Прянишников Жестокие Романсы Описание
- Прянишников ИлларионКартины и биография
- Прянишников Илларион Михайлович – русский художник-передвижник
- Поиск слов по маске и определению
- Словари и энциклопедии на Академике
Не было даже серьёзных попыток научного исследования этого жанра. Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864). На городской окраине по колено в мутной, мелкой речушке стоит человек в потрепанной одежонке, сосредоточенно насаживая наживку на рыболовный крючок. Обычно романсы являются камерной музыкой (пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно). Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню.
Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». По дороге, растянувшись до самого горизонта, движется обоз саней. Выставка не прошла мимо внимания Чехова. Обычно романсы являются камерной музыкой (пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно). «Клочков занялся выстукиванием и так погрузился в это занятие, что не заметил, как губы, нос и пальцы у Анюты посинели от холода.
Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. Всё одно, как запой. Не имея средств, он пристроился к «порожнякам» для того, чтобы добраться из города, где учился, в далекую деревню. Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». Свойственная романтизму «вселенская скорбь» переходила в слезливую сентиментальность, а затем и надрывность, а исключительные характеры и события преобразовывались соответственно в героев и в сюжеты жестокого романса2.
В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». Художественный мир жестокого романса сложился на основе романтизма. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем. Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881).
- Последние комментарии (всего 0)
- Прянишников Илларион Михайлович
Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. Произведение в полной мере передает комичность и абсурдность поведения молодых людей. Причины эмиграции сам он объяснял так: «Что толкнуло меня на это. Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864).
Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба». Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки.
Точно так же стоит героиня картины Прянишникова перед важным, самодовольным лавочником и мы сочувствуем обеим женщинам. В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного. И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). В рассказе Чехова — тот же психологический контраст.
В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. блаженно улыбался. Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Юношеская беспечность». В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов.
Как мы уже говорили, романс схож с песней. «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. фуй.
С наступлением советской эпохи жанр жестокого романса попал в опалу. День выдался пасмурный и ненастный. Всё одно, как запой. Как отмечает Борис Ягубов, жанр жестокого романса оказался востребован не только малообразованной публикой: «Топорность, китчевость, перешедшие из цыганского романса в жестокий романс и городскую балладу, были подхвачены иронически переосмыслены исполнителями-шестидесятниками, эстетизированы, вследствие чего жестокий романс и городская баллада приобрели такое качество, как эстетическая амбивалентность— часть публики могла принимать их всерьез, тогда как другая наслаждалась именно нелепостями и несуразностями этих поделок».
Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Здесь он активно работал на эстраде, в том числе и на фронте. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века. В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение.
«В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. То, что мы знаем из литературы об эпохе «хождения в народ», о самоотверженной молодежи 70-х годов, предстает перед нами в картине Прянишникова в живом и конкретном, глубоко поэтическом образе. В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». Жестокий романс уже почти два столетия поют и в деревне и в городе.
Спасибо вам». О ней с восхищением отзывался Стасов. Действие происходит в одном из торговых помещений Гостиного двора. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями— Виктором и новорождённым Николаем— отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца— Павла Астафьева. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе.
Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем. «Жестокие романсы» имеют не только сатирическое наполнение, но и оригинальное авторское название. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок.
В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Напрасно красотку сгубили». Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Каждый образ несет в себе какоето настроение, характер, определенную атмосферу.
– И вышел я вслед за толпой. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от лица погибших героев. Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного.
Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Близкая дружба связала его на долгие годы и сФёдором Шаляпиным.
В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. В самостоятельных работах Прянишникова начала 1860-х годов (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) уже достаточно ярко проявились характерные черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым, точным социально-психологическим характеристикам, сочная цветность живописи. Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865).
Излюбленный сюжет жестокого романса – совращение девушки коварным соблазнителем. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве.
Как шакалы». Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году.