Анна Ахматова Портреты

Портретов с Анной Ахматовой очень много. Это портреты уже совсем другой Ахматовой, такой, какой вспоминал ее художник и писатель Юзеф Чапский: «Анна Андреевна в большом кресле, внушительная, спокойная, полная, чуть глуховатая. Русский и французский художник Юрий Анненков сделал портрет Анны Ахматовой в 1921 году в Петербурге, в доме на Кирочной улице.

Кузьма Петров-Водкин, увидев однажды портрет Анны Ахматовой, вероятно именно тот, что кисти Натана Альтмана, написал её в необычайно строгой для него манере. Портрет Анны Ахматовой. 1914. Памятник «Серебряный век»— скульптурный портрет поэтов Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Но Ахматова очень нравится портрет, Митяодобряет К этому времени портрет Анны Андреевны у моей матери почти закончен, так как дальше она пишет, что "осталось доделать пустяки, но нужно скорее заказывать раму". Анна Ахматова (урок – портрет).

Галерею портретов Анны Ахматовой создал в начале 20-х годов выдающийся фотомастер М. Наппельбаум. Картину Альтмана «Портрет Анны Андреевны Ахматовой (1914)» богема впервые увидела в 1915 году на выставке в одном из домашних салонов Петербурга.

Анна Ахматова: галерея портретов (фото)

Их брак был не самым счастливым, Ахматова писала: «Мне муж палач, а дом его тюрьма». 1928 год. Она была третьей из шести детей. Их немного, но вполне достаточно, чтобы понять, почему Модильяни в жизни Ахматовой был «многих бедствий виной» и мог «даже в сон вносить расстройство», а также почему Ахматова была для него наваждением, счастьем, «ангелом с печальным лицом» — источником вдохновения для многих его работ. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера.

1946 год. Николай Степанович, узнав о беременности жены, повез ее в Италию от сырой весны, от пронизывающих балтийских ветров. 1939 год. Впервые молодые люди встретились в 1906 году в Париже. Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства.

Анна Ахматова — 
Старый портрет: 
Стих

Анна Ахматова — Старый портрет: Стих

Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой». В своих воспоминаниях дочь художницы Екатерина сравнивала эти две работы: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья – поэты, поклонники тех лет, Ахматова «четко» передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». Я давно предчувствовала этот Светлый день и опустелый дом.

К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: «После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Начинаю сеанс в 11 и до 2-х, чтобы успеть к мостам». Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (ФОТО)

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». В этом году вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». 1939 год. В этот год Моисей Лянглебен написал один из последних портретов Ахматовой (уже в 1966-м ее не станет). К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника.

Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Анна Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку»23. Ю. Анненков. Ахматова была уже известна как поэт, но для узкого круга читателей. Основное у нее – это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет.

Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Ахматову снова начали печатать, восстановили в Союзе советских писателей. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота.

Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.

Портреты А. Ахматовой создавали многие видные художники начала века. 7 октября в 15:00 в музее состоится музыкально-поэтический вечер «Посвящение поэту», к 125-летию великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Не только ее читательницы и бесчисленные подра-жательницы учились «любить по Ахматовой», — даже молодой Маяковский, по воспоминаниям близких ему людей, когда бывал влюблен, всегда читал ее стихи, которые знал наизусть». 1911 год.

К этому замечательному событию в фойе музея оформлена книжная выставка из фондов библиотеки музея с простым названием «Портреты Анны Ахматовой». Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Начинаю сеанс в 11 и до 2-х, чтобы успеть к мостам». О рисунке пером Юрия Анненкова Е. Замятин писал: «Портрет Ахматовой – или, точней: портрет бровей Ахматовой. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников).

Писательница Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Значительность не только внутреннего мира, но и внешнего облика Ахматовой ярко запечатлел в стихотворении «Вполоборота, о печаль» Мандельштам. Увиденное её поразило — худой, бледный, осунувшийся художник не выдержал нищенской жизни и пристрастился к вину и наркотикам.

Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевымпоехала в Париж. «Вы во мне как наважденье», – писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы – по памяти. Писательница Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом. Н. И. Альтман в 1914г.

Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. 1922 год. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Практически в одно время с Альтманом Ахматову написала Ольга Делла-Вос-Кардовская.

Презентация на тему: 
Анна Ахматова (урок 
– портрет)

Презентация на тему: Анна Ахматова (урок – портрет)

В этот тяжелый период жизни поэтессы ее написал Кузьма Петров-Водкин. 1911 год. 1946 год. 1922 год. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция.

Непосредственно для юбилейной выставки передали нам фотографии Н. Глен и А. Найман. Вид у него был довольно нелепый, но художник смог так изящно преподать себя, что показался ей элегантным красавцем, одетым по последней парижской моде. На Западе документов об Ахматовой, связанных с именем Модильяни, вообще не существует. Но самые известные из них написанных до революции — портреты Н. Альтмана и О. Дела-Вос-Кардовской. Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. В этом году вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». На ней представлены книги, журналы с иллюстративным материалом по теме вечера.

Фигура «Ночи» (портрет 
Модильяни)

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

Это был долгожданный ребенок. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевымпоехала в Париж. 1914 год.

А вот сама поэтесса отзывалась о нем так: «Не похож – он робкий». Вышел второй сборник Ахматовой – «Четки», который принес ей признание. Держалась она очень уединенно». В этот тяжелый период жизни поэтессы ее написал Кузьма Петров-Водкин. Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой». Через месяц «для разъяснения постановления» в Ленинграде выступил с докладом член политбюро Андрей Жданов: «До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной.

Через месяц «для разъяснения постановления» в Ленинграде выступил с докладом член политбюро Андрей Жданов: «До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. В одном из её стихотворений того времени можно найти автопортрет. 1964 год.

Об авангардном портрете и самом Натане Альтмане поэтесса писала в стихотворении «Покинув рощи родины священной» : Как в зеркало, глядела я тревожно На серый холст и с каждою неделей Все горше и страннее было сходство Мое с моим изображеньем новым. Художник не успел дописать руки поэтессы. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее. Уже в 1916 году он писал, что ее поэзия «близится к тому, чтобы стать одной из символов величия России.

А не то. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. «Вы во мне как наважденье», – писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы – по памяти.

«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)

В своих воспоминаниях дочь художницы Екатерина сравнивала эти две работы: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья – поэты, поклонники тех лет, Ахматова «четко» передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». Об авангардном портрете и самом Натане Альтмане поэтесса писала в стихотворении «Покинув рощи родины священной» :Как в зеркало, глядела я тревожно На серый холст и с каждою неделей Все горше и страннее было сходство Мое с моим изображеньем новым. В результате «Ленинград» закрыли, в «Звезде» сменился главный редактор и редколлегия. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она часто говорила, что «эта тема в живописи и графике уже исчерпана», однако согласилась позировать бывшему участнику группы «Бубновый валет» Александру Осмёркину.

Справлюсь с этим как-нибудь. Почему-то все были уверены, что родится мальчик. 1914 год. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. В рисунках Тышлера и в портрете, написанном М. Сарьяном, она спокойна и горда.

«Печальная красавица» 
 (портрет Анненкова)

«Печальная красавица» (портрет Анненкова)

К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: «После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Поэтесса продолжала получать предложения написать ее портрет. Уцелел лишь один, самый дорогой, с которым она уже никогда не расстанется, – тот, где Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры «Ночи». Нет и тени плакальщицы и вещуньи. Альтман познакомился с Ахматовой в 1913 году в Петербурге, в артистическом кабаре «Бродячая собака». В Италии поэтесса получила литературную премию «Этна-Таормина». По-видимому, некоторые из этих пометок сделаны ею именно в те дни, когда она бывала в музее. Повышенный интерес к фо-тоизображениям Анны Ахматовой среди широких кругов почитателей ее поэзии вполне понятен и легко объясним: в ее внешнем облике читатели ищут сегодня подтверждения тех черт личности автора, которые так ярко проступают в ее стихах.

Как я понимаю, такую влюбленность моя мать испытывала и к Анне Андреевне, работая над ее портретом и как часто бывает у влюбленных — у нее возник свой образ идеал, мечта об Ахматовой. На портрете Натана Альтмана она предстала гордой, но уязвимой. В это время выходят два сборника стихов Ахматовой – «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», в которые вошли стихотворения, посвященные обоим поэтам. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву.

«Духовный портрет» 
 (портрет Петрова-Водкина)

«Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)

Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина23 инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848—1915), ставшего после переезда в столицу коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля24. 1921 год. В самые тяжёлые для поэта годы её рисовал В. Фаворский.

А вот сама поэтесса отзывалась о нем так: «Не похож – он робкий». От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК – не арестовывать, но и не печатать». Это уже не «декаденская богиня» изысканная и вдохновенная, как в ранних, дореволюционных портретах.

Вышел второй сборник Ахматовой – «Четки», который принес ей признание. Их брак был не самым счастливым, Ахматова писала: «Мне муж палач, а дом его тюрьма». Ахматова жила в Петрограде, она была замужем за Владимиром Шилейко (они поженились в 1918 году сразу после развода Ахматовой и Гумилева). Ничего, ведь я была готова. Мир признал Модильяни великим художником только через пару лет после его смерти. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Горячий шелест лета Словно праздник за моим окном.

В тот же год она рассталась со своим вторым мужем. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной: в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова». Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Она часто говорила, что «эта тема в живописи и графике уже исчерпана», однако согласилась позировать бывшему участнику группы «Бубновый валет» Александру Осмёркину. Сейчас его картины на различных аукционах оцениваются в миллионы. Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова— дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой25 её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки»26, которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата23.

Его письма, которые она цитирует в очерке, не сохранились. Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья— поэты, поклонники тех лет, Ахматова чётко передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». Анна больше не отрицала своей любви к итальянскому художнику Амадео Модильяни. Их работу признали «абсолютно неудовлетворительной» из-за «безыдейных идеологически вредных произведений» Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. В это время выходят два сборника стихов Ахматовой – «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», в которые вошли стихотворения, посвященные обоим поэтам. В тот же год она рассталась со своим вторым мужем.

В белом платье в 
белой ночи (портрет 
Осмёркина)

В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)

Они провели вместе незабываемых три месяца. Собрание фотографий, запечатлевших Анну Ахматову, в Государственном литературном музее уже насчитывает 118 единиц хранения и имеет отчетливую тенденцию к дальнейшему росту. 1911 год.

1928 год. На портрете Натана Альтмана она предстала гордой, но уязвимой. написал портрет Анны Андреевны Ахматовой. Специально для портрета поэтесса заказала белое платье, правда, сшить его не успели – позировала в прокатном. Пометка «дар Ахматовой» стоит и на некоторых снимках, поступивших в музей в 1960 году.

Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Я встретила на Невском М. Шагинян. Они провели вместе незабываемых три месяца.

Представительница 
«пустой безыдейной 
поэзии» (портрет

Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)

Его жизнь была насыщена событиями и во многом ему сопутствовала удача. Таким образом, очерк, рисунок и две не вошедшие в «Поэму» строфы являются единственными опубликованными в России документами. Ее муза олицетворяет скорбь. Поездка не состоялась.

Ее сына реабилитировали – он был освобожден в 1956 году. Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства. C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет. Мы можем только предположить, какого рода чувства и мысли вызвала у нее «аннотация», которую она увидела на обороте одного из своих портретов, что-то вроде «поэтесса декадентского акмеистического направления». Иванова, М. Дудина, Л. Озерова, И. Бродского. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Поэтесса продолжала получать предложения написать ее портрет.

Основные источники — мемуары. Художник не успел дописать руки поэтессы. Практически в одно время с Альтманом Ахматову написала Ольга Делла-Вос-Кардовская. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.

«Русская царица» 
 (портрет Лянглебена)

«Русская царица» (портрет Лянглебена)

Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК – не арестовывать, но и не печатать». Их работу признали «абсолютно неудовлетворительной» из-за «безыдейных идеологически вредных произведений» Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Заметный вклад в комплектование фотофонда Литературного музея внесла сама Ахматова.

Уцелел лишь один, самый дорогой, с которым она уже никогда не расстанется, – тот, где Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры «Ночи». «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку.