Аркадий Пластов Художник

Богоявленскую церковь, стоявшую в Прислонихе с XIX века и расписанную прадедом художника иконописцем Гаврилой Пластовым, сначала превратят в амбар, а после и вовсе разрушат на глазах у Аркадия Пластова, в пятидесятые годы ХХ века. Церковь в Прислонихе была построена в 1896 году и расписана дедом и отцом художника Аркадия Пластова. Художник Аркадий Пластов – Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии и Государственной премии имени И. Е. Живописец, народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов родился 31 (19 по старому стилю) января 1893 года в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье, дед и прадед Пластова были иконописцами.

Пасхальный натюрморт русского художника Аркадия Пластова написан в 20-е гг. Аркадий Александрович Пластов стал любимым зрителями русским художником. Жизнь колхозной деревин, ее труд и быт, горе и радости на протяжении долгих лет составляли содержание творчества народного художника СССР, лауреата Ленинской премии Аркадия Александровича Пластова (1893-1972). Пластов Аркадий Александрович – художник, биография и творчество которого не могут остаться незамеченными в истории искусства периода 20 века. Весной 1941 года, возвращаясь из поездки в Тбилиси (результатом этого путешествия стала серия великолепных этюдов Кавказ пленил Пластова, как и множество других русских художников), Аркадий Александрович написал в поезде редкостный автопортрет – отражение в синем ночном окне вагона.

Своими лучшими образцами для подражания Аркадий Пластов навсегда считал живопись художников Поленова, Васнецова, Репина, Сурикова и Нестерова. В 1962 году Аркадию Пластову было присвоено звание народного художника СССР. Сегодня 31 января — день рождения гениального русского художника Аркадия Пластова. Пластов Аркадий Александрович (1893 г. -1972 г. ) – советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947).

Пластов Аркадий Александрович – художник, биография

Продолжает сельскую тему картины «Колхозный ток» (1949) и «Ужин трактористов» (1951). Пластова. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть. Чтобы скрасить пребывание в семинарии Аркадий много читает и рисует портреты своих однокурсников.

думаешь, что надо об этом поведать людям. музее, Саратовском гос. В них всегда чувствуется большой живописный талант художника. Но вопреки моде и критике Пластов продолжал изображать своих односельчан, обычных женщин, детей и стариков, чьи образы не вписывались в каноны красивых идеальных людей соцреализма. Да и отход этюдов был громадный.

Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году. В сорок лет, художнику довелось начинать все сначала. И это придаёт многим его картинам лирическое звучание. Аркадий Пластов— «певец советского крестьянства». Его работы попали даже в школьные учебники. Во-первых, как и в портретах 1920-х годов, в них наблюдается соединение различных (разновековых) традиций и стилей, теперь главным образом западноевропейских – старых и современных.

Народный художник 
Аркадий Пластов

Народный художник Аркадий Пластов

Пластов сказал: «Нет. Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) был признан классиком советского искусства. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку. Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Красоту и жизненную силу своих героев он раскрывает именно через связь с ней.

Пластов был, наверное, как никогда далек от исполнения своего главного предназначения. Грустные осинки теряют последние пожелтевшие листья. Он сумел разглядеть в рабочих и крестьянах ту неподдельную красоту, которую вряд ли заметит городской житель. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху.

Художник Аркадий 
Пластов и отец НА 
художник Алексей

Художник Аркадий Пластов и отец НА художник Алексей Васильев

Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов. работал главным образом над политическими плакатами и книжными иллюстрациями. Встав в шеренгу лучших живописцев страны, он в полной мере ощутил ту удушающую атмосферу несвободы и страха, которую несла хотя бы даже относительная близость к публичной жизни столицы. В 1925 году, бросив «всякие секретарства» и заработав денег за выполнение ряда живописных и скульптурных работ для Ульяновска, Пластов едет в Москву, куда уже давно «тянуло неодолимо». «Автопортрет в розовой косоворотке» (середина 1930-х, собрание семьи А. А.

Ее можно считать началом целой галереи крестьянских портретов Пластова середины 1930-х исполненных с помощью тех же приемов («Федор Тоньшин», «Николай Шарымов (Назаров)» и другие). Очень интересно было прочитать выдержки из книги А. Пластова. В экспозицию вошли также личные вещи А. А. Похоже на жизнь.

Пластов Аркадий 
Александрович – 
советский художник-художник

Пластов Аркадий Александрович – советский художник-художник

Яркая, горькая, сочная и терпкая, какая она есть. «Не отступиться от лица» – не потерять его в самые драматичные и трагические моменты своей жизни, вплетенной в жизнь страны, в историю. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы.

Родился в 1893 году в Ульяновской области, с. Прислониха. Аппиева дорога» и любезно предоставленная семьёй художника картина «Родник» (авторское повторение). 13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие выставки произведений советского художника Аркадия Пластова. После окончания художественного училища поступил на скульптурное отделение в МУЖВЗ. Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда. Я торопливо шел по улице, чуть-чуть не плача от счастья. Это было больше, чем могло вместить мое бедное сердце.

Глаз, пронзительно острых, порою лукавых, порою гневных. В феврале 1932 года он впервые получил предложение участвовать в Москве в создании живописных панорамных полотен на темы «Сенокос» и «Животноводство». Пластов Аркадий Александрович (1893-1972), советский художник.

Картины художника 
Аркадия Александровича 
Пластова

Картины художника Аркадия Александровича Пластова

«Вот она Москва. Враг безделья, он воспел в своих картинах труд крестьянина. Но еще сорок лет неустанного труда – и число его произведений приблизилось к 10 000. Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно Фашист пролетел (1942). До пожара 1931 года он висел в сельском доме Пластова.

Аппиева дорога»и любезно предоставленная семьёй художника картина«Родник» (авторское повторение). Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Опушка небольшого осеннего леса. В 1912 году он приехал в Москву.

«Памяти наставника» 
– художник Юрий 
КУГАЧ

«Памяти наставника» – художник Юрий КУГАЧ

После обучения Аркадий Пластов решил не оставаться в Москве и вернулся в родное село, где и прожил до конца своей жизни (умер в 1972 году). Пластов предстает здесь в обычном, естественном «прислонишенском» облике. Небо подернуто легкими облачками и в глубине его видна удаляющаяся зловещая черная точка.

Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Приехав осенью 1917 года заканчивать училище, молодой художник «наткнулся абсолютно неожиданно на баррикады и стрельбу на улицах». В портретах этих лет можно увидеть две тенденции, два способа изображения, которые он тогда осваивал: продолжение линии «Автопортрета в шляпе» (с четким обозначением свето-теневых границ, переломов формы) и иная «кладка», когда мазки теряют четкие границы, создавая трепещущую живописную ткань. музее русского искусства, Гос. Пластов – чародей.

  1. Пластов Аркадий Александрович картины
  2. Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)
  3. Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)
  4. Аркадий Александрович Пластов: биография
  5. Аркадий Александрович Пластов, краткая биография
  6. Пластов Аркадий Александрович (1893 – 1972)
  7. Пластов Аркадий Александрович1893-1972Просмотреть экспозицию работ

Вспоминались слова поэта: Други, дружно гребите во имя прекрасного против течения» 5. Картины Колхозный праздник (1937). В 1931 году в огне пожара сгорели дом и все его работы. В 1931 году у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».

Подумай только.

  1. 0 Пластов Аркадий Александрович картины
  2. Краткое описание Творчества Пластова
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Аркадий Александрович Пластов, советский художник
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Выставка работ Аркадия Александровича Пластова

Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Фу, черт, скажешь себе, сколько жизни. Художник крестьянствовал, одновременно делая эскизы к задуманному им циклу картин о деревне. музее, Тульском обл. Иными словами, это соединение технологии и законов «старого» портрета (Караваджо, Рибера, Жорж де Латур, Веласкес, Хальс, Рембрандт) с открытиями импрессионистов. Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по-черному».

Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии. Огромную ценность представляют ранние рисунки Пластова, старинные фотографии односельчан художника и предметы народного быта из Прислонихи, переданные в дар жителями села. Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ). Они очень близки по мировосприятию его картинам. Осенним вечером 1935 года он впервые показал свои работы «Стрижка овец», «Сенокос» и «Колхозная конюшня» на заседании художественного совета «Всекохудожника» (Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства).

  • «Благодатное небо» – чудотворный образ Пресвятой Богородицы
  • Золотисто-коричневый бархат борозд
  • Напишите отзыв о статье Пластов, Аркадий Александрович
  • Отрывок, характеризующий Пластов, Аркадий Александрович
  • Военный и послевоенный период творчества

Автопортрет исполненный в первой половине 1920-х, (собрание семьи А. А. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948 «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948 – 1949 произведения Л. Н. Толстого, 1953 рассказ А. П. Чехова, 1954 и др. ), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Дервиз с ребенком», 1888 – 1889, ГТГ), Эдуарда Мане, Эжена Делакруа («Автопортрет», 1837, Лувр). Портрет напоминает фотографию с документа из личного дела (не хватает только изображения в профиль). В 1914 году, он поступил в училище живописи в СПб, правда, его взяли только на отделение скульптуры.

Еще страшно болели раны и время не притупило горечь утрат ушедшей войны. С юности мечтал стать живописцем. Его палитра становится здесь еще более яркой.

На одном из автопортретов отца он именно в этой рубашке» 9. На фоне ярких, киноварно-красных подушек особенно выделяются фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико грудного ребенка и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Пластов – природный реалист. По воспоминаниям его сына, косоворотки были излюбленной одеждой художника в довоенный период: «Косоворотки черные, белые, тускло-кобальтовые и очень мне нравящаяся коричнево-красная (глухой капут-мортуум с лиловым) косоворотка с подоплекой была доношена на моей памяти в тридцатые годы, выгоревшая на плечах и спине до тускло-розового.

Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Можно расценивать творчество А. А. Пластова как идеологическое, называть художника «певцом эпохи коллективизации», но внимательный зритель увидит в его полотнах ту Россию, которой она больше никогда не будет. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос» Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь. Ему не хватало там, на чужбине, аромата прислонихинских лугов и полей.

музее Молдовы, Киевском гос. В годы Великой отечественной войны художник создал картину Немец пролетел (1942 год), потрясшую современников почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. Интерес русских мастеров к французам, прежде всего к Сезанну, видится в стремлении перенести акценты на саму живописную сущность, на четкое выявление конструкции предмета как организации объемов и плоскостей (в том числе цветовых). В своей автобиографии художник писал о работе над картиной «Купание коней»: «Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться. Он познал всю меру признания.

Открытость искренность, даже какая-то мольба читаются во взгляде. Но такие мастера, как Пластов поднимают этот стиль до таких высот, какие и не снились многим современным «постмодернистам». Часто заметно наличие акцента: света на руке, книге или белом воротнике. Его отец – деревенский книгочей, а дед – местный иконописец.

Очень интересный и искренний человек открывается. Буйство природных красок придает особый лиризм произведению. Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи.

  1. Описание картины Пластова «Летом»
  2. Описание главных героев картины
  3. Главная О сайте От автора Контакты Рекомендую

Мало у кого в истории живописи найдешь такое слияние природы и человека. музее, Самарском обл. С тех пор он стал постоянным участником крупных художественных выставок. Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям. Среди работ Аркадия Пластова также выделяется и картина Весна (1051).

Пластов Аркадий 
Александрович картины

Параллельно учился живописи. Он написан в Немчиновке или в Москве. «Быть живописцем и никем больше» – эта клятва, данная 15-летним подростком в церкви, построенной и расписанной дедом, Григорием Гавриловичем Пластовым, стала девизом всей его жизни.

Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Мастерски написанное лицо поражает жестким, напряженным выражением. В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек Девушка с велосипедом (1955-1956), Девушка с граблями (1957), Ванюшка Репин (1958) и др. Аркадий Пластов (1893-1972).

Вместе со скульптурой он изучал и живопись. Другое яркое произведение— «Колхозное стадо» (1938). Картина Сенокос была написана художником летом 1945 года. Вверху картины, над колхозным застольем и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. Долгие восемь лет он безвыездно жил в родном селе Прислониха, «заделался пахарем, косцом, жнецом», на правах самого грамотного человека избирался в «комбед» и «помгол».

Учился в СХПУ (1912-14) и на скульптурном отделении МУЖВЗ (1914-17) у С. М. Болнухина. Колористические поиски Пластова ясно ощущаются и в полотне Ужин трактористов (1951). Хорошо прослежена градация тона.

Народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX века. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле – Сенокос (1945). Художник говорил:,, Я люблю эту жизнь. Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе.

Он презирал ложь. Соединяя традиционные классические приемы (Караваджо, Жоржа де Латура) с открытиями современных течений, Пластов создает абсолютно неожиданный образ.

Никогда не забыть его открытого лица. Стадо (1938), Купание коней (1938) принесли ему известность. При всем разнообразии и непохожести (порой кажется, что они представляют не одно, а множество лиц) эти работы имеют определенные общие черты и приемы написания, закономерности, отражающие пути исканий художника.

Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. В 1914 году сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но его приняли лишь на скульптурное отделение. В-третьих, здесь присутствует особая последовательность работы – движение от теплого, живого подмалевка (сиена, умбра) к холодным формообразующим мазкам, от внутренней абстрактной константы – к реальному пленэрному восприятию (рефлексы, прозрачные тени). В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) вернутся лишь человек 20. Проходит еще несколько лет и картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» в 1937–1938 годах, приносит автору заслуженный успех.

худ. картинной галерее, Гос. Маленький Аркадий даже не думает о карьере живописца. Среди них такие известные как«Деревенский март», «Костёр в поле», «Мартовское утро», «Рим. Все зазывали к себе как охотнорядцы в свою лавку, на все надо было оглянуться, оценить, познать, услыхать самого себя» 1.

Для обучения художественному ремеслу в 1912 году уехал из родного села в Москву. Знал о Пластове, как об одном из самых самобытных мастеров цвета. Виктор Киселев, занимавшийся у Пластова в 1920-е годы, вспоминал, что важнейшим этапом обучения было копирование работ (в том числе портретов) Хальса, Рембрандта, Милле, Ван Дейка, Серова.

К таким картинам относятся, например, Лето (1958) и Полдень (1961). В 1940-х и 1950-х они спокойны и уравновешенны. Пластов-скульптор выбирает выгодную свето-теневую границу освещенности на форме. Проучившись три года, Аркадий поступил в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) на отделение скульптуры. Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. «Копировали с разных репродукций, с картин, портретов (но в рисунке).

Это надо уметь видеть, замечать. Он жил в мире и любовался его красотой. В 20-х – начале 30-х гг. После смерти И. В. По-видимому, многие из них создавались без какого-либо особого сюжета (в отличие, например, от автопортретов Петра Кончаловского).

«Караваджийское» освещение, абрис франтоватой шляпы, определенная условность колорита оставляют впечатление некой игры, роли, принятой на себя молодым художником, что, вероятно, объясняется осознанием следования новой для него живописной манере. А когда из года в год видишь ее. Мастер был прост и внешне доступен. Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». Сближенная по тону поверхность холста объединяет лицо с фоном и только акцент темной пирамиды одеяния придает портрету остойчивость.

Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. Произведения Пластова отличаются стремлением к безыскуссности и простоте. Как и в его правдивых картинах — нелегкий и радостный, честный и благородный труд русских крестьян. Никогда не создававший натурных заказных портретов, «убогих натурщиков с деревянными жестами, с лицами, безличными как дно ведра» избегавший банальной красивости искавший в портрете выразительности и характерности, художник по большей части писал стариков, на лицах которых запечатлены следы пережитого и детей – эти ростки надежды с приметами будущей жизни. Для русской интеллигенции «быть живым» означало не просто физическое выживание, но «думать, чувствовать, любить, свершать открытья» и, главное, сохранить себя для творчества, ради которого призваны на землю поэт и художник. Но трагедия не сломила Пластова: он серьезно занялся живописью и уже с конца 1930-х годов начал выставляться. Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. В экспозицию вошли также личные вещи А. А.

Пластов достигает того совершенства мастерства, когда каждое его намерение мгновенно реализуется в точных движениях кисти. Все мне казалось, что каждый, кто увидит их, поднимет губу с презрением. А на земле, уткнувшись простреленной головой в побуревшую траву, лежит мертвый пастушок. Картина привлекла яркой красочностью. худ. Однажды, увидев работу иконописцев в сельской церкви, юный Пластов уже не мог мечтать о другой судьбе. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия – Фашист пролетел (1942). Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции.

А. Н. Радищева, Смоленском гос. Во второй половине 1930-х были написаны «Праздник урожая» (авторское название «Колхозный праздник»), «Купание коней», «Стадо». Да, не все в его огромном наследии равноценно. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни.

музее изобразительных искусств, Музее изобразительных искусств Таджикистана им. При несомненном колористическом аскетизме (использовано всего пять-шесть цветов: темный краплак, охры, кость, сиена жженая) портрет обладает поразительной живописностью. Пластова) несомненно имел особое значение для художника. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Опять она передо мной, вот опять я в Третьяковке и точно не было семи лет разлуки.

По-своему столь же уникальная серия, как и Русь уходящая Павла Корина. музее искусств Республики Казахстан им.

Не надо писать красиво, надо писать правду и она будет прекраснее любых фантазий. Надо будет найти и прочитать.

Пластов. А. Кастеева и других крупных музеях бывшего СССР. Среди них такие известные как «Деревенский март», «Костёр в поле», «Мартовское утро», «Рим. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой. После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Помню в 80-90-х было принято насмехаться над стилем «соцреализма».

Жил и работал на родине, в селе Прислониха (ныне Ульяновской области). Закончил духовное училище и семинарию. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры.

В картине На колхозном току (1949) художник утверждает поэзию коллективного труда. Все тягости и радости испытал Аркадий Александрович Пластов. Копировать заставлял почти каждый день» 2.

худ. Родился в с. Прислониха Симбирской губернии, где прошла вся его жизнь. Совершено жестокое, бессмысленное убийство, которое вместе с верной собакой мальчика, кажется, оплакивает сама земля, по-осеннему печальная природа. Труд тяжелый, от зари до зари, труд, радостный плодами своими. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой.

Вот откуда эти смелые яркие краски — от иконописной школы. Произведения: Фашист пролетел (1942, ГТГ), Сенокос и Жатва (оба – 1945, ГТГ, Государственная премия СССР, 1946) цикл картин Люди колхозной деревни (1951-65, Ленинская премия, 1966 в том числе Ужин трактористов, 1951, Иркутский областной художественный музей, Витя-подпасок, 1951, ГРМ, Весна, 1954 и Мама, 1964, – оба в ГТГ). Словно специально для художника, художнику на радость. худ.

Автопортреты 1930-х (их более 17) – почти всегда живописные эксперименты, дальнейшее формирование своего художественного языка. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства. Ясная античная пластика лица достигается не резкой отчетливой геометрией плоскостей, но неуловимыми, «подробными», растворяющимися друг в друге мазками, заставляющими вспомнить трепещущую плоть поздних творений Тициана. Работа писалась в несколько сеансов, была частично соскоблена и осталась неоконченной. Его можно считать началом серии портретов-экспериментов, проб кисти.

Но полотно и краски манили к себе. Пластов – великий художник крестьянской России. Одних портретов – несколько сотен. Безмолвно и сурово наступает она на преграды. музее им.

В этом произведении художник достигает свободы своего любимого Хальса. В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Родился будущий художник в деревне Прислониха (сейчас – территория Ульяновской области), в январе 1893 года, в небогатой семье. С юности Пластов хотел стать живописцем.

В основном это портреты односельчан. 1930-е ознаменовали в судьбе Аркадия Александровича значительные перемены. Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». «Среди пресных прочих вещей, от моего, например, Сенокоса (несмотря на кучу его недостатков, по моей исключительно лени и расхлябанности) веяло какой-то удивительно крепкой свежестью и целомудрием, какой-то щемящей правдой, очарованию которой поддались сразу все, точно на всех набежала хрустальная волна.

Яркие цвета его работ будто утверждают: жизнь прекрасна и каждый её миг важен. И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни – классически сдержанная и прекрасная Жатва (1945). В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Одним из его наставников был Ф. Федоровский.

Импрессионистическое цветовое решение, построенное на темных тонах (земляные пигменты), особая структура живописной «кладки» создают эффект живой гармонии жизни и как бы двойной перспективы, когда при взгляде на полотно планы изображения меняются местами. Картина называется «Фашист пролетел» и написана она в 1942 г. Произведения художника находятся в постоянной экспозиции в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Национальной картинной галерее Армении, Екатеринбургской обл. К профессиональному художеству он смог вернуться только в конце 1920-хх годов. Но страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин.

музее Л. Н. Толстого, Ульяновском обл. Ситина). На тугом и могучем хребте вешних вод раздаются в стороны тусклые лохмотья льда. В жизни Пластова-живописца произошел триумфальный взлет. музее-заповеднике, Ростовском обл. Связь с Москвой прервалась.

Поиски собственного живописного языка были тогда главной заботой художника. Да и отход этюдов был громадный. Позанимавшись в мастерской И. Машкова, поступил в Строгановку (Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище). Почти черный, монохромный, контрастный к лицу фон, классический светлый акцент на воротнике (явно подсмотренный в произведениях старых мастеров) создают живописную напряженность, некоторую тревогу, что, по-видимому, соответствовало настроению художника. Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору. В «Автопортрете в черном пиджаке» – та же сдержанная и вместе с тем словно трепещущая живописная ткань, тот же счастливый повод написать свою палитру так, чтобы чистые, открытые цвета не выпадали из общей колористической системы произведения.

И как награда – радость чистого цвета на развернутой к зрителю палитре. О, милый Сенокос мой, вот ты и не поруган, вот и не один я ласкаю взглядом и огрехи твои и достоинства» (из вышеупомянутого письма жене). Он так пишет о замысле этого полотна: «Шум, толчея, гам, песни.

Как и «Автопортрет в шляпе», эта работа построена на подчеркнуто выявленных плоскостях. Вся мощь и темперамент живописца отныне реализуются в картинах: трагических военных – «Немцы идут» (1941, Тульский музей изобразительных искусств), «Защита родного очага» (1942, местонахождение неизвестно), «Фашист пролетел» (1942, ГТГ), триумфальных, победных – «Жатва», «Сенокос» (обе – 1945, ГТГ) и мирных, утверждающих жизнь, – «Ужин трактористов» (1951, Иркутский областной художественный музей авторское повторение – 1963, ГТГ), «Весна» (1954), «Лето» (1959-1960, обе – ГТГ), «Полдень» (1961, ГРМ), «Родник» (1952, Национальная картинная галерея Армении, Ереван). Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. «Последнее полотно наполнено какой-то особой теплотой, покоем мирного бытия. Напряженный путь поисков своего живописного языка в автопортретах был, кажется, завершен. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты погибших односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера: Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин и другие портреты односельчан.

Случилось так, что эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. Среди графических работ: иллюстрации к рассказам А. П. Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920-27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова Мороз, красный нос (издание 1949), к рассказу Л. Н. Толстого Холстомер (акварель, гуашь, 1952-54, ГТГ). Пластов учился в духовном училище и семинарии. Ярким примером служит картина «Весна» (1954).

Родился Аркадий Пластов 31 Января 1893 года в семье деревенского книгочея. Самый ранний портрет маслом (очень похожий, судя по известным фотографиям тех лет) написан в студенческие годы. Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина «Едут на выборы» (1947). Тут надо не спорить, надо писать – и так, чтобы было похоже. Да, вы знаете толк в работе». Глядя на эту картину, хочется говорить о ее целостном образе.

Крупное лицо в характерном излюбленном Пластовым ракурсе – в полуобороте на зрителя – на небольшом вытянутом холсте (взятом, по-видимому из того, что было под рукой) представляет собой один из лучших живописных экспериментов художника. Благодаря Вашему рассказу узнал и полюбил его еще больше. Он был по-мужицки основателен и трудолюбив, вот таким образом ненавидел щелкоперов и верхоглядов. Бекзаде, Национальном худ. Четкий мазок представляет собой самостоятельную живописную ценность.

.