Бартоломео Мурильо

Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Неизвестно, рисовал кто-то портрет Бартоломе Эстебана Мурильо. Бартоломе Эстебен Мурильо родился в Севилье в семье цирюльника четырнадцатым ребенком. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что организовать тур в Испанию стоило бы лишь из-за одной возможности непосредственного соприкосновения с картинами художника Бартоломе Эстебана Мурильо. Бартоломе Эстебан Мурильо (исп.

Мурильо БАРТОЛОМЕО ЭСТЕБАН (Bartolomе Esteban Murillo род. Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolom Esteban Murillo род. Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolom Esteban Murillo род.

Мурильо Бартоломе ЭстебанПерес (Bartolome Esteban Murillo) (род.

Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме. Карьера мастера постепенно набирает обороты. Диего» или так наз. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св.

В 1668г. Августина, но, узнав о житии св. Одной из главных задач стало более углубленное исследование его жизни и творчества, освобождение их от груза легенд и ошибочных представлений.

И здесь, Мурильо удалось найти верные решения, хоть и не лишенные сентиментальности. Но даже тогда Мурильо не создавал «проходных» вещей. Рядом с ним стоит его жена Ревекка, а его Иаков стоит на коленях у ложа отца. Тем не менее, эти упреки не совсем справедливы. Слева Дева Мария перематывает нитки, но вся она поглощена игрой ребёнка. Справа композицию завершает столярный верстак, что напоминает зрителю о роде занятий Иосифа (он был плотником).

  1. Бартоломе Эстебан Мурильо: жизнь и творчество художника
  2. Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)
  3. Бартоломео Эстебан Мурильо (1618 – 1682)
  4. Картины — Мурильо, Бартоломе Эстебан Перес

Knackfusz «M» в серии «монографий Кнакфуса». До 1663г. Молодой Веласкес написал картину «Непорочное зачатие» (Лондон, Национальная галерея), показав на ней юную, вполне земную девочку с немного скуластым личиком, смущенно опустившую глаза. После смерти жены 1 января 1664 года Мурильо два года работал довольно медленно.

Она представляет сцену из жизни испанского семейства. Популярный в XVII столетии тип испанской религиозной картины основывался на католическом догмате о непорочном зачатии самой Марии ее родителями. Справа внизу — полная тьма — это покинутая земля. Но, 1 января 1664 года, после трудных родов, скончалась жена художника. Эстебан Мурильо был необычайно популярный в ХIХ веке.

  1. Музеи ЕвропыО художниках и картинах
  2. Золотой век испанской живописи: Бартоломе Эстебан Мурильо
  3. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 — 1682)
  4. Испанская живопись с по век – Бартоломе Эстебан Мурильо
  5. Эстебан Бартоломео Мурильо Мадонны
  6. мои любимые книги «Сто великих художников»

Довольно рано жанровые работы мастера стали известны за пределами Испании. Антония» для капеллы этого святого в соборе. Плащ Богоматери развевается, словно подхваченный ветром.

Все полотно проникнуто теплом домашнего уюта и семейного счастья. Вот ещё несколько изображений мадонн. Мурильо обратился к теме мученичества. Будучи талантливым живописцем, великолепно владевшим колоритом, Вальдес Леаль предпочитал писать мрачные картины, проникнутые трагизмом, мистикой и страстной динамикой. Но различия в творчестве художников определялись не только их личностями и характерами, но и сложностью противоречивого искусства конца «золотого века» испанской культуры. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц.

Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Арагон в те времена пользовался рядом привилегий и некоторыми вольностями.

  • Мурильо, Бартоломе Эстебан: биография
  • Бартоломео Мурильо /, Религиозная и Жанровая живопись скачать торрент бесплатно
  • Бартоломе (Эстебан) Мурильо биография
  • 100 великих картин (с репродукциями)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Благословенна земля, производящая в изобилии прекрасные плоды. Он провел около двух лет в Мадриде (вероятно с 1648 по 1650 год), где действительно мог встречаться с Веласкесом и изучать благодаря нему картины великих мастеров в королевских собраниях. Свободно и весело текла в Севилье жизнь — в городе, «таком удобном для всяких приключений». Леандр» в соборе 9 марта 1656 г. (в год создания «Менин» Веласкеса) капитул собора заключает с мастером контракт, обязавший его написать грандиозную картину «Видение св.

Только молодой Мурильо был исполнен желания проявить себя и предложил свои услуги. душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Дома у него появились чернокожие рабы.

  • Музей истории автомобилей в моделях
  • Национальный музей искусств Ханенко
  • Музей театрального, музыкального и киноискусства
  • Музей исторических драгоценностей
  • Музей украинской архитектуры и быта
  • Музей астрономической обсерватории
  • Национальный музей игрушки Украины

Поццо-ди-Борго в Париже) и «Св. Антония Падуанского» (1656 Севильский собор). Диего насыщает нищих» (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид), «Чудо св. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Именно Дева Мария была покровительницей Севильи, а также всех городов и сел Андалузии. Лишь единственный раз он направился в Кадис для работы над росписями монастыря. она сама была зачата «без вожделения».

«Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Его Мадонны («Благовещение», «Мадонна в облаках», «Мадонна с четками», «Воспитание Марии» и другие картины) — это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Антония», в Имп. Он первым присоединился к ордену св.

Это заставило его последующих критиков осторожнее судить о том, чего они не понимают. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Судьба определила ему стать последним представителем Золотого векаиспанской живописи. музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. В этих «севильских Мадоннах» воплотилась наивная и страстная вера, свойственная испанскому народу.

Когда у Мурильо завелись деньги, он (чтобы не тратиться на дорогу) пешком пошел в Мадрид, намереваясь оттуда отправиться в Италию. Они интересовали его не менее, чем классические сюжеты «Вознесения мадонны» и «Непорочного зачатия», множество примеров которых можно найти в музеях всего мира – в Прадо, В Эрмитаже, в Лувре, музеях Севильи и частных коллекциях. Из привозимого сырья искуснейшие ремесленники Севильи (точнее её предместий Триане и Макарене), создавали великолепные сосуды, золототканые парчовые алтарные покровы, одежды для духовенства, производили и расписывали массивные и тяжелые церковные свечи. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св. В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства.

  • Национальный художественный музей Украины
  • Национальный музей медицины Украины
  • Национальный музей истории Украины
  • Уроки рисования и феномен творчества
  • Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Биография Бартоломе (Эстебан) Мурильо

Они святые — но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец. М. Tubino «Murillo», Sevilla, 1864 г. Luis Alfonso «Murillo el hombre, el artista у las obras», Barcelona, 1886 г. С. Justi «Murillo», Leipzig, 1904 г. A. В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. В 1645г. Молодой чернобородый Иосиф ведет одетого в длинную фиолетовую рубашонку кудрявого мальчика, беседуя с ним по дороге. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Правая рука Мадонны поднята, голова чуть откинута, глаза подняты к небу. Серые тона неба светлеют к линии горизонта, справа высится желтоватая стена с невыразительным бледно-зеленым деревом. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц.

Бартоломе Эстебан 
Мурильо: жизнь и 
творчество художника

Все сюжеты черпались из Библии, Евангелия и более поздних легенд о святых. Его имя Эстебан Бартоломео Мурильо и именно его назовут истинным представителем севильской школы живописи, «главой испанских колористов». Мурильо всегда охотно писал сцены с Иосифом. d. Gabelentz «M.

национ. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном. Когда у Мурильо завелись деньги, он (чтобы не тратиться на дорогу) пешком пошел в Мадрид, намереваясь оттуда отправиться в Италию. Именно таково хранящееся в Эрмитаже «Непорочное зачатие».

et ses eleves», Paris, 1892 г. F. F. Calvert «Murillo», London, 1908 г. G. Их фигуры написаны ещё довольно жестко, а их размещение не слишком удачно: они поставлены «лесенкой» — один над другим. Леандр» и «Св.

Одна из удивительных и прекрасных его работ находится в Музее Прадо (Мадрид) – «Непорочное зачатие. Характерным для севильской школы живописи было изображение Мадонны, улетающей в небо в сопровождении ангелов. Леандр» и «Св. В особенности, это касается работ «Девушек в окне»1670 г. и «Крестьянский мальчик». Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо.

Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц. Антония Падуанского» (1656 Севильский собор).

Таковы: «Рождество Богоматери», 1661 г., «Воспитание Девы Марии» 1665 г. и «Непорочное зачатие». По содержанию, как уже указывалось выше, они мало разнятся друг от друга: красивая девушка в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе). Про «Непорочные зачатия» исследователь его творчества Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершинXVIIвека и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля». Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубого.

Внизу видны здания и улицы Севильи. Младенец держит в руке маленькую птичку.

Более вероятно, что художник изобразил в «Смятом Семействе» досуг собственной семьи, дав картине религиозное название для того, чтобы убедительнее обосновать ее появление. Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св.

В архитектуре нарастала вычурность пышных орнаментов, а в деревянной скульптуре статуи зачастую не просто раскрашивались, а наряжались в настоящие роскошные наряды. Столь лестному для художника мнению послужил отчасти и такой случай. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Темно-серое небо выписано характерными большими размашистыми мазками.

из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. На ее улицах можно было встретить испанцев, немцев, англичан, голландцев, мавров, негров индейцев и все они перемешались в пестрой говорливой толпе. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Мурильо был принят в Братство милосердия.

На самом деле, дети, которых мы видим на полотнах «Иоанн Креститель с ягненком» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Добрый пастырь» (Мадрид, Прадо) и других — типичны для Андалузии их и сейчас можно увидеть в Севилье и окрестных селениях. Дело заключается в самом раскрытии затронутой темы. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Выполнение этого заказа стало своего рода отчётом о годах ученичества. Достоверных фактов о жизни Мурильо крайне мало.

Расположенная далеко от столицы, где творчество художников было сковано вкусами придворной знати, Севилья имела свои преимущества. Одной из самых известных серий картин Мурильо стал цикл из одиннадцати работ (1671-1674 годы), выполненных для госпиталя Каридад, расположенного в Севилье. Столь лестному для художника мнению послужил отчасти и этакий происшествие. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Антония», в берл.

В 1665г. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса вНью-Йорке) и т. д. Содержание их в основном религиозное. Его картины редко могут быть восприняты однозначно, на волне лишь одного чувства.

Творчество Вальдес Леаля было диаметрально противоположно искусству Мурильо. Антония Падуанского» (1656 Севильский собор). И ему волей-неволей приходилось писать то, что хотели получить от него клиенты. Содержание их в основном религиозное. Оживленно текла в Севилье и художественная жизнь.

Основные из них: «Св. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes» в переводе на русский «почтенных священнослужителей» между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. E. Lindner «Murillos Madonnen» в «Kunstfreund», XXIII, 1907 r. У юного Бартоломео не было средств для поездки в Италию и тогда он купил полотно, разрезал его на кусочки и принялся день и ночь расписывать их всякими сюжетами, какие только представлялись его взору. В ней правдиво изображена сидящая фигура уличного мальчишки. Одно из первых «Непорочных зачатий» было заказано архиепископом Севильи и этот факт говорит о возросшей репутации Мурильо: ему стали верить без боязни, что он ошибется.

Есть у Мурильо и другая Мадонна — хозяйка бедного дома, обычная жена ремесленника. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св.

Натурщиками для его картин были обычные люди из народа. Мурильо не был рожден борцом и не смог стать философом. Легенда гласит, что с его отъездом для Мурильо началась самостоятельная жизнь.

Через несколько дней это и произошло.

музее «Отдых св. И это странно. Тени, набегающие на ее края из облаков, придают ей состояние независимого движения в пространстве. И так повторилось трижды. Но явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Судя по тому, что этот монастырь был тогда самым большим в городе, Мурильо в свои двадцать четыре года уже успел зарекомендовать себя с лучшей стороны.

Восседающие на облаках небожители окружены сияющим потоком парящих ангелочков. для монастыря Сан-Франсиско, частью еще выдают робость (особенно картина «Св. Доходы живописца были, по-прежнему, весьма значительны.

Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. и мадрид. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Содержание их в основном религиозное. Семейство со св. Мы видим усталое, печальное, немолодое лицо. Диего насыщает бедняков», написан ная, вероятно, еще до поездки в Мадрид и находящаяся ныне в Мадридской Ака демии), в других сказывается влияние «романистов» и Сурбарана (музей в Тулузе, собрания Ford в Лондоне и P. W.

Но сестры, не желая, чтобы плоды их рук служили «нуждам» богини любви, отказались продать горшки жрецам. В 1678г. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г. «Святое семейство», 1645— 1650). Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек» – мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Смешанные чувства владеют зрителем при просмотре картины «Продавщица фруктов». Это кажется вероятным, так как в торговой Севилье многие художники работали для верфи. В 1665 г. Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад.

Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Семейство со св. Только в Музее Прадо находится еще две версии. Здесь Мурильо прошёл хорошую школу. Хуан дель Кастильо когда-то учился у знаменитого Хуана де Роэласа (1560 — 1625), которого впоследствии очень почитал Мурильо. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Основные из них: «Св.

Всеми этими очаровательными женщинами, смотрящими на зрителя, можно ещё и любоваться, а не только молиться им. Они святые — но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец. Эта особенность Мурильо создавать Мадонн с ярко выраженными чертами испанки постепенно развилась настолько, что некоторые его Мадонны вызывают весьма специфические ассоциации. Они погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к правому краю картины. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Причем, ценили их не только в Испании, но и по всей Европе.

Родители умерли в 1628 году и парень – сирота 10 лет остался на попечении младшей сестры матери (родной тети) и ее мужа, хирурга. Полотно «Вознесение» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) написано несколькими годами позже. Но, Мурильо, скорее всего, не имел в виду голландцев, при написании картины. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме. Картины разительно отличаются друг от друга.

Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Прошли долгие годы и во второй половине XX века популярность Мурильо заметно выросла.

L. Mayer «Murillo» в серии «Klassiker der Kunst», Stuttgart, 1913 г. P. Это огромные декоративные произведения, предназначенные для украшения дворца. Таким образом, Севилья была городом контрастов — роскоши и нищеты, богатства и убожества. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св.

В молодости ему приходилось много писать, чтобы сохранять востребованность. Фомы и для монастырей «de la Merced» и Regina Angelorum рассказы вернувшегося из Нидерландов Мойи якобы побудили Мурильо отправиться в 1642 г. в путешествие, однако накопленных денег ему хватило лишь до Мадрида, где он сблизился с Веласкесом, открывшим для его изучения богатейшие сокрови ща живописи во дворцах в это же время сказывается влияние на мастера Риберы, произведения которого Мурильо также мог видеть как в Мадриде, так и в Севилье в 1645 г. М. возвращается в родной город и здесь быстро завоевывает популярность работы исполненные им в 1645 и 1646 гг. Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Примерно с 1650 ориентируется на произведения Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса и Рафаэля. Творчество).

Одна из главных тем Мурильо — видения, чудеса, небесные апофеозы. Композиция не лишена юмора, который, правда, не мешает восприятию сюжета.

А вообще всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450. Непорочное зачатие, заказанное монахами францисканского монастыря для главного алтаря, должно было висеть приподнято, на большом расстоянии от зрителя. В 1675—76 гг. Три из них, так наз. «Непорочное зачатие», заказанное монахами францисканского монастыря для главного алтаря, должно было висеть высоко, на большом расстоянии от зрителя. Примечательно, что эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. Семейство со св.

музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. Уже в 1673 году некоторые из работ упоминались в инвентарях собраний живописи. Святой Иосиф поддерживает маленького Иисуса играющего с птичкой и собакой. Его творчество оказало большое влияние на искусство Испании, оно было признано в Европе. Из Эскориала». Мы видим отвалившуюся кое-где штукатурку на стене дома.

Вероятно, обе картины были написаны мастером с одной модели. Причём Иосиф показан не старым, а средних лет мужчиной с испанскими чертами лица. В 1656 году он написал «Видение святого Антония Падуанского» для кафедрального собора Севильи и получил за эту работу весьма значительную сумму в десять тысяч реалов. Здесь Мурильо великолепно передал сказочность и богатство сновидения. Например, знаменитая картина «Мадонна-цыганка».

Для каждого сюжета он искал свою композицию, свое звучание. Антония» (окончена уже к 21 ноября того же года поныне в соборе), причем Мурильо просто обозначен в договоре, как «лучший художник города» в 1660 г. М. избран президентом только что основан ной Академии (интриги Вальдеса Леаля заставляют его вскоре отказаться от этой должности) приблизительно с 1665 г. Мурильо начинает работать для церкви мо настыря S. Maria la Blanca, перестроенной в 1659 г. (лучшие картины ныне в Прадо и в Лувре) в том же году, 4 июня, он вступает в избранное братство «de la Caridad» для монастыря этой же Hermandad, пользовавшейся особенными благодеяниями Маньяры, Мурильо исполняет с 1671 по 1674 гг. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. В 1658 году художник прибыл в Мадрид.

Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Среди них можно выделить работы «Лестница Иакова» и «Благословение Иакова Исааком» (обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Мадонна изображена то в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе среди облаков, то окруженной ангелами иногда с лунным серпом или земным шаром под ногами. Со второго из только что указанных годов вообще начинается самый продуктивный период творчества Мурильо. Самые знаменитые мадонны Мурильо: «Мадонна с младенцем» (Флоренция, Уффици), «Мадонна с четками» (Мадрид, Прадо), «Мадонна с младенцем» имеющая второе название — «Мадонна с салфеткой» (Севилья, Музей изящных искусств) и «Мадонна с младенцем» известная также под названием «Цыганская мадонна» (Рим, галерея Корсини). Антония», в Имп.

Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617, Севилья – 1682, Севилья) — главный представитель высокого барокко и один из известнейших испанских художников. В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде.

1670 гг. Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т. д. ). Леандр» и «Св. Очень тонко решен общий колорит картины. Произведение «Лестница Иакова» отличается большей декоративностью. Искусство Мурильо принадлежит новому историческому этапу, связанному с активным развитием в испанском обществе второй половины XVII столетия барочной церковной живописи.

Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Жанровые картины художника завоевали популярность еще при его жизни. Оба маленьких героя картины сидят на земле. Антония Падуанского» исполненную для алтаря севильского собора. Отложив работу, он взял ребёнка на руки, лицо отца спокойно и ласково.

В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Мурильо, как все великие испанцы, — замечательный мастер колорита. В Севилью Мурильо возвращается совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ отмонастыря ордена францисканцев, а потом вместе с коллегами-художниками (Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и др. )создаст Академию художеств в Севилье и станет ее первым главой. Но в начале XVII века иконография католических святых пополнилась именами тех, кто жил не в столь отдаленные времена. В течение двух лет после ее смерти Мурильо почти не писал.

Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. музее «Отдых св. Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридском музее Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильского и мадридского музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лондонской национальной галерее «Видение св.

В его руке корзина. Милые любопытные ангелочки, боясь разбудить дитя, стоят, обнявшись поодаль. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника.

Они подходят к дверям кухни, отворяют их (удивленные странным светом, пробивающимся в щель под дверью) и застывают в изумлении. Многие персонажи правдивы, но иногда приукрашены. Легкими, почти прозрачными длинными мазками создает художник свисающий край белой пелены и складки занавески, плетение же корзины, наоборот, написано короткими ударами кисти.

Светотень прозрачна, переход тонов незаметен, а контуры фигур растворяются в воздухе. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк). Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Вглядываясь в эти лики, можно обнаружить, что Богоматерь Мурильо – всегда уроженка Андалусии. C. Williamson «M», London, 1903 г. A.

Три из них, так наз. Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Семья была вынуждена жить в квартире, которая арендовала у местного монастыря. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св.

Клары» (Дрезденская галерея) и др. Его большие циклы, состоявшие из многих картин, часто исполнялись при помощи учеников. Франсиско Сурбаран – самый «испанский» из трех великих представителей «золотого века». из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св.

Он 14 ребенок в небогатой семье. Белая собачка, сидящая рядом, умильно смотрит на нее. Мурильо стал членом братства, написал в 1674—1680 годах серию картин для госпиталя Милосердия (Ла Каридад) в Севилье. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (в Луврском музее в Париже), «Кончина св.

Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи». Леандр» и «Св. Антония», в берл. В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Учился живописи у Хуана де Кастильо, затем самостоятельно переехал в Кадис (Андалусия) – город, считавшийся в то время культурным центром страны. Отец – цирюльник, что при жизни так и не смог приобрести собственный дом.

С конца XVII в. изобразительное искусство Испании переживает упадок. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке).

Темный участок фона в нижнем правом углу резко контрастирует с Ее сияющей белой одеждой. творческая эволюция мастера представляет собой динамичное движение вперед. Годы 1642 – 1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. Мальчик внимательно высматривает закопавшееся в лохмотья насекомое.

Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св. Картина «Иосиф, ведущий младенца Христа» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная в 1670 году, трактована как жанровая сценка. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридском музее Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильского и мадридского музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лондонской национальной галерее «Видение св. В 1645 г. он возвращается в Севилью совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ от францисканского монастыря. Апокрифы — это легенды, не допущенные официальное церковью в тексты четырех существовавших канонических евангелий: сказания об играх маленького Христа с его братьями (сыновьями Иосифа) о финиковой пальме, выросшей по мольбе Мадонны во время её пути в Египет о нападении на святое семейство зверей и разбойников (дракона, волков, льва и леопарда) о воспитании мальчика Иисуса Иосифом о детстве Марии и многие другие. галерее «Видение св.

Диего насыщает нищих» (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид), «Чудо св. Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени. Если раньше мастер шел по пути конкретизации образа Мадонны (каждая из его ранних Мадонн не похожа одна на другую, но каждая, в то же время, напоминает уроженку Андалусии), то теперь, художник, напротив, стремился максимально обобщить его. Семейство со св. Эстебан Мурильо же любил жизнь в самых разных её проявлениях. Многие картины гения рассеяны в настоящее время по лучшим музеям мира и составляют их гордость: «Св.

Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Именно в это время Мурильо, после долгого перерыва, вновь возвратился к «детскому» жанру и сделал множество «зарисовок» из жизни севильских детей и подростков таких, как «Едоки паштета», «Два крестьянских мальчика и негритенок», «Игроки в кости». Да и сам его дом стал не таков, как тот, где он начинал свою самостоятельную семейную жизнь. Поздние работы Мурильо, причисляемые к жанровым, уже не совсем таковы.

До 1633 года творческая эволюция мастера представляла собой динамичное движение вперёд. Елизавета Венгерская, моющая прокаженных»— в Мадридской галерее, «Ангел изводит ап. Но, распоряжался ими художник не так как прежде: жертвовал монастырям, раздавал бедным.

A. De Valencienne «Murillo у los Capuchmos», Sevilla, 1908 г. Curtis «Velasquez and Murillo. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. Святой Антоний Падуанский (XIII в. ) родился в Лиссабоне и получил воспитание в церковной школе. Мурильо – один из наиболее значительных испанских художников XVII века.

Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва – так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Этот момент Страстей (страданий) Христовых и запечатлел Мурильо на своей картине. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите. Петра из темницы»— в Императорском Эрмитаже, в С. -Петербурге, «Посещение Авраама тремя ангелами»— в Стаффорт-Гоузе, в Лондоне, «Христос в Силоамской купели»— у г. Томлина, в Суффольке, в Англии). Ею любуются и люди и деревья и солнце и море и ручьи.

Прелестный образ Мадонны встречается у художника в различных сюжетах: «Непорочное зачатие», «Благовещение», «Поклонение пастухов», «Отдых на пути в Египет», «Бегство в Египет», «Святое семейство», «Взятие мадонны на небо» и многих других, как написанных по заказу церкви, так и созданных для других заказчиков. И, тем не менее, работы сильно отличаются друг от друга. В 1675—76 гг. К ним можно отнести: «Мученичества святого Андрея», «Бичевание Христа», «Распятие», «Святой Франциск, обнимающий Христа». Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св.

Наилучшим образом Мурильо представлен – кроме Севильи – в Прадо, в Эрмитаже и в Лувре. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные: «Св. В мае 1665 года Мурильо был принят в Братство милосердия. Елизавета, королева венгерская, лечит больных» (Мадрид, Прадо). Таковы: «Портрет молодого человека в сером» и «Портрет неизвестного кавалера», ок. 1670 г. Возможно, что нежелание Мурильо занять должность придворного живописца, предполагающую частое обращение к портретному жанру проистекало именно из его нелюбви к последнему.

Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Его изображения «Мадонны с младенцем», «Вознесения мадонны», «Непорочного зачатия», «Святого семейства», в которых поэтичность нередко переходит в слащавость, снискали ему европейскую славу, равно как и изображения детей улицы, мальчишек в поэтических лохмотьях («Мальчик с собакой» – находиться в Эрмитаже, стоимость – 90000 руб. ). Это заставило его последующих критиков осторожнее судить о том, чего они не понимают. Хуан де Диос, переносящий больных», остались на своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям.

Он очень часто писал различные варианты мадонн. Заметно смятение чувств и двух кабальеро. Самым крупным художником второй половины XVII столетия был младший современник Веласкеса – Бартоломео Эстебан Мурильо (1618-1682), один из основателей, а затем президент Севильской Академии художеств.

И даже в более спокойных по сюжету композициях (таких как «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» Ок. 1668 г., «Милосердие Елизаветы Венгерской». Антонием часто изображают коленопреклоненного осла. На св. Все персонажи очень характерны для Мурильо. В картине «Благословении Иакова Исааком» сцене с участием главных героев отведено значительно меньшее место, чем остальному пейзажу с фигурами. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк).

На картине для францисканского монастыря нижний край композиции начинается тенями разной глубины. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Эта работа занимает особое место в европейской портретной живописи XVII века.

На папертях многочисленных церквей толпились, прося милостыню, бедняки, нищие и калеки. Работает в основном в Севилье и в 1660 становится соучредителем академии искусств. В 1674г. Здесь мы видим безмятежный сон младенца, заботливый жест материнской руки с открытой ладонью, оберегающей дитя, спокойное нежное лицо Марии, надежную сень дерева, под которым она расположилась на отдых. Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) — их разрез, открытость, припухлость лоб — чуть покатый или прямой, нос — чуть длиннее, короче, разная форма крыльев подбородок, округлость щек. На полотне «Иосиф с младенцем Христом» (Москва, ГМИИ) мы видим, как Иосиф обнимая Христа, забавляет его цветущей веткой. Религиозная картина была написана по заказу францисканского монастыря.

Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. В 1668г. Испытывает большое влияние Франсиско де Сурбарана и Хусепе де Риберы. Мурильо превосходен в колорите и светотени.

Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «Непорочное зачатие» («La Inmaculada Concepcin»), «Вознесение» («La Asuncin») и «La Pursima». и мадрид. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Художник отклонил приглашение короля занять место возле престола.

Что касается «Продавщицы фруктов», то ее традиционно относят к началу 1670-х годов. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Основные из них: «Св. В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты.

В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Отец бережно поддерживает мальчика и, возможно, что-то говорит ему или собачке. Вероятно, часть именно этих средств художник вложил в торговое предприятие в Новом Свете. Клары» (в Дрезденской галерее), «Чума» (у герц. До XVIII в. слава мастера была скорее локального характе ра значение же мирового художника он получает после того, как масса его картин была вывезена стараниями королевы Изабеллы Фарнезе в Мадрид.

Святой Иосиф (отец) изображен не старцем, как это обычно было принято, а молодыми и полным сил. Непорочное зачатие писали все испанские художники. Вершиной этих изображений признаны феерические видения Мурильо. Светлое покрывало на голове Марии и её плечи сливаются с облаком. Мурильо прожил всю жизнь в Севилье.

Типична для Вальдеса Леаля и работа «Портрет Маньяры». И возникает результат присутствия многих лиц в одном. Художник задался целью максимально достоверно изобразить источник света в полутемном помещении. Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц. 1670-80 гг. Она является своеобразным подведением итогов жизни, таким же программным произведением, как «Менины» Веласкеса или «Автопортрет» Пуссена.

Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Вероятно, Мурильо чувствовал в их семье себя комфортно. Новая семья была богатой, так как имела имения в окрестностях Севильи, а отношение к сироты было хорошим.

62 Bartolome Esteban Murillo крещен в церкви S. Magdalena в Севилье 1 января 1618 г. потеряв в 1627 г. отца (Гаспара Эстебана) и в 1628 г. мать (Марию Перес), юноша был отправлен своим опекуном, хирургом Хуаном Аугустином Ласаресом, женатым на Анне Мурильо, к позднему «романисту» Хуану дель Кастильо послед ний покидает в 1639 г. Севилью и юноша с тех пор начинает сам искать себе за работка, расписывая знамена для флота и занавеси для церквей, а также исполняя заказы для коллегии св. В зрелые годы заказчики не давали художнику покоя.

В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Искусство мастераавтобиографично. Два года после её смерти Мурильо практически не рисовал. Маньяра предложил Мурильо написать для госпиталя одиннадцать картин, прославляющих милосердие. Постепенно, Мурильо арендовал все более и более комфортабельные дома, пока, наконец, не остановил свой выбор на роскошном особняке, при котором был «сад с бегущей водой». В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 году – одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Никто не понимал, как мог этот «мазилка», еще абсолютно неизвестный три года назад, так быстро усвоить столь мощную и благородную манеру письма.

ряд своих шедевров из которых некоторые остались на местах, другие украшают Эрмитаж, Прадо и лондонский Stafford House столь же значительна была и следующая работа мастера – для мона стыря капуцинов на окраине города (ныне почти все картины в Севильском музее, главная же картина – в Кельнском музее) к концу 1670-х гг. Одновременно, Севилья была и крупным центром всесильной и богатой католической церкви. Великий мастер занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. Основные из них: «Св. В 1674г.

Его избили плетью и распяли вниз головой. Нежные хрупкие ангелы облачены в бледно-желтые, розовые и голубые одежды. Вероятно, картины «Спящий Младенец Христос с ангелами» и «Младенец Христос и маленький Иоанн Креститель с ягненком», ок. В 1627 году Гаспар Эстебан, отец Мурильо, скончался. Наклон головы возвращает движение вниз, Мария заглядывает туда, будто боясь высоты.

В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Бартоломе Мурильо был скорее лирическим художником. Маленькие ангелы создают для Нее «живую лестницу», по которой Она восходит к свету. По содержанию, как уже указывалось выше, они всего ничего разнятся товарищ от друга: красивая девица в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе). Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т. д. ).

На многочисленных изображениях Мадонны ее лица каноничны, ведь отступление от догмата было просто немыслимо. Золотистый мягкий свет заполняет все пространство. Величие Испании ушло в прошлое, как и её мечты о всемирном господстве. В мае 1665г.

Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Свободно и весело текла в Севилье жизнь — в городе, «таком удобном для всяких приключений». Три великих мастера – Рибера, Сурбаран, Веласкес – определяют значение ХVII столетия как «золотого века испанской живописи». В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes» в переводе на русский «почтенных священнослужителей» между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея.

Сам художник был счастлив в браке, эта тема была ему близка. Диего» или так наз. Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь. ». Его Мадонны (Благовещение, Мадонна в облаках, Мадонна с четками, Воспитание Марии и другие картины) – это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами.

Учился живописи он у Хуана де Кастильо. Коленопреклоненные монахи обращают к ним взоры, воздевают руки в экстатическом восторге. Однако, в действительности все обстояло, по-видимому, гораздо прозаичнее. Не только по тематике (сцены мученичеств) и образным приемам (неидеальная натура и миф, травестия игровое начало, перенос религиозной картины в сферу обыденной жизни), но и по духу (верность натуре, демократизм идеала, народность типов, «веризм» – ориентация на неприкрашенную правду) может считаться одним из наиболее ярких приверженцев Караваджо в «Хромоножка» Риберы – один из наиболее содержательных примеров народного жанра середины ХVII века, сохраняющего монументальность крупной караваджистской формы и утверждающего новые принципы конкретно-жизненного гуманизма на почве народной поэтики, в русле не стилевого, реалистического мышления.

Хуан де Диос, переносящий больных», остались на своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям. За неимением лучших предложений францисканцы приняли их.

Во всяком случае, это не те классические образцы, которыми представлена картина «Едоках дыни и винограда». Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал его лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение св. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п. Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св.

Счастье материнства у Мурильо передано с особой теплотой. Непорочное зачатие Христа – важный момент в Библии. Картина имела большой успех. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св.

Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «Непорочное зачатие» («La Inmaculada Concepcin»), «Вознесение» («La Asuncin») и «La Pursima». Молодой Мурильо предпочитал изображать видения или же деяния святых. Самая крупная коллекция произведений мастера хранится вМузее Прадо (Мадрид), среди которых «Поклонение пастухов», «Мученичество св.

Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. Вот таким образом рядом со св. Относительно личности монаха давно ведутся искусствоведческие споры. В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Он возносил Мадонну на пьедестал, с высоты которого она представлялась зрителю далекой и, в сущности, безразличной к его мелким земным скорбям и радостям. Исключениями являются лишь «Мадонна-цыганка» и «Вознесение Девы Марии» из коллекции Государственного Эрмитажа, где Мурильо вновь возвратился к своей прежней стилистике.

галерее «Видение св. Андрея», «Добрый пастух Христос», «Святое семейство», «Мадонна с четками». Что мешает картине выглядеть одним из сюжетов пасторали.

Однако, этот жанр, по-видимому, не слишком привлекал художника. Его Мадонны («Благовещение», «Мадонна в облаках», «Мадонна с четками», «Воспитание Марии» и другие картины) — это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Однако, в 1670-х годах он брался писать абсолютно новые, не характерные для себя сюжеты. К числу лучших произведений мастера принадлежит картина «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» (Севилья, Музей изящных искусств). художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Как уже говорилось ранее, значительная часть работ гения прославляет Богоматерь.

В мае 1665года Мурильо был принят в Братство милосердия. После указа Филиппа III все церкви и монастыри Испании хотели располагать картину с Мадонной, посвященную этой евангельской догме и Мурильо пришлось накарябать весь строй повторений с первоначального полотна. Именно к таковому роду рисунков относятся работы «Святой Иосиф со спящим Младенцем Христом», «Святой Франциск, обнимающий Христа» и «Маленький Иоанн Креститель с ягненком». В конце XIX столетия слава художника постепенно померкла, критике подвергались слабые стороны его творчества, обозначаемые как «приторная слащавость», «поверхностность», «приглаженность».

Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц. Мурильо два года работает довольно медленно. Фигура Иакова в бледной одежде малозаметна. Но вскоре Мурильо оказался предоставленным самому себе, так как его учитель уехал в Кадис. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую.

Возможно, юный Мурильо написал картину «Поклонение пастухов», находящуюся сейчас в Эрмитаже. Неизвестно, ни когда он появился на свет, ни откуда взялось его (ныне всемирно известное) имя Мурильо. Конечно, не только тот самый факт стал поводом для создания великим мастером своих знаменитых мадонн. Диего насыщает нищих» (), «Чудо св. национ.

Семейство со св. Его лучшими картинами этого жанра признаны знаменитые «Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой» и др.

В 1639 году в Кадис отправился и Хуан дель Кастильо. Сохранилось лишь очень небольшое количество портретов, принадлежащих его кисти. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Мурильо показывает это устремление и богатой цветовой гаммой и светом. Леандр» и «Св. О жизни будущего художника сохранилось мало достоверных сведений.

Поражает спокойный и словно отрешенный взгляд Мурильо. В 1645г. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Он смотрит прямо на зрителя, но, в то же время, не видя его.

Наступил час и Сын Человеческий предается в руки грешников. Самыми известными работами этой серии стали «Моисей, высекающий воду из скалы» (Севилья, Каридад), «Христос исцеляет паралитика» (Лондон, Национальная галерея) и «Св. Все оттенки цветов неба превосходно сочетаются с коричневато-золотистым тонами дороги и тенями на ней. В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Ответ прост – весь дневной заработок девочки умещается в ладони.

В 1675 – 76 гг. Таким образом, это значит, что она единственная из рода человеческого была свободна от порока Первородного Греха, т. е. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк). Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. Строгая и скорбная складка возле рта.

Картина «Маленький нищий» (Вшивый нищий) относится к ранним работам мастера. По некоторым свидетельствам, заботливые родственники, рано заметив способности мальчика к рисованию, отдали его в ученики к Хуану дель Кастильо (1584 — 1640) известному в то время живописцу. Именно эти стороны искусства Мурильо вызывали восхищение последующих поколений. Лицо девочки сильно напоминает лицо Марии из «Непорочного зачатия», созданного художником для монастыря капуцинов и хранящееся в Севилье. Чуть выше густой пелены облаков открывается молочной белизны сфера. Все это косвенно коснулось творчества Мурильо.

После смерти жены 1 января 1664 года Мурильо два года работал довольно медленно. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия – произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Сам Маньяра был весьма интересной фигурой, впрочем, характерной для своего времени.

Первые сведения о том, что они оказывали влияние на голландскую жанровую живопись, относятся еще к 1650 году, т. е ко времени создания «Едоков дыни и винограда». Художник наивно расшифровывает название ордена (доминиканцы — псы господни) включением в композицию лежащей собаки. Мягкое, окутывающее сияние придает Ее образу еще большую теплоту и выразительность.

Антония», в берлинском музее «Отдых св.

Подтверждение этому можно найти в его автопортрете, датированном 1672-75 гг. Мурильо завсегда имел охота художественно разработать одно местоположение из Священного Писания, где говорится о появлении на небе женщины, облеченной в солнечные ризы, с луной под ногами и венцом из двенадцати звезд на голове. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). В обоих полотнах библейский сюжет как бы отодвинут на задний план. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св.

Там же в 1664 году был устроен небольшой госпиталь, вход в который украшала надпись, кончающаяся словами: «дом бедных и лестница на небо». Все это взято из жизни и показывает нам быт простых андалузсцев.

Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Мурильо предпочитает религиозные темы и жанровые сцены. Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Bielefeld – Leipzig, 1904 H. v.

Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. У плотника Иосифа настал час отдыха. В 1665г.

Глаза Девы Марии возведены к небу. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Юсту и Руфину схватили и казнили. Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св. Севилья был одним из двух портов в Испании, которым было позволено торговать с Америкой (согласно королевскому указу 16-го века). На их мученическую кончину указывают пальмовые ветви (традиционные символы мученичества в религиозной живописи), которые сестры держат в руках.

относятся работы для августинского монастыря и для госпиталя братства «Venerables Sacerdotes» послед ним произведением мастера является алтарь в монастырской церкви капуцинов Кадиса, во время писания которого Мурильо упал с лесов и получил тяжкие по вреждения умер мастер вскоре после этого в Севилье, в 5 ч. вечера 3 апреля 1682 г. (жена его умерла до него) похоронен Мурильо в капелле церкви S. Cruz, в то вре мя украшенной любимой его картиной Педро Кампаньи «Снятие со Креста» (ныне в соборе). Из обширной литературы о Мурильо мы ограничимся указанием на следующие труды: D. F. Большеформатное полотно «Смерть инквизитора Педро Арбуэса», также принадлежащее коллекции Эрмитажа, было заказано живописцу трибуналом севильской инквизиции. Андалузцы называли свою землю «краем Марии Пречистой». Двое кабальеро еще не успели проникнуться чудом, которому они стали испольными свидетелями и чувства, обуревающие их, представляют собой, по-видимому, смесь изумления, страха и священного трепета. als Maler Kirchlicher Visionen» в «Deutsche Revue», 1909 г., I C. G. Вскоре Антоний стал любимым учеником и близким другом Франциска. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же).

Lefort «M. Первые картины Мурильо, которые вызвали общий восторг («Вдохновение монаха», «Милостыня святого Диего» и «Смерть святой Клары»), были написаны им для Малого монастыря Святого Франциска. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Апостол Петр прежде был рыбаком из Галилеи, как и его брат Андрей Первозванный.

Семейство со св. Фигура очерчена мягкими плавными линиями. Примером могут служить две его наиболее известные картины, написанные для Каридид — «Иероглифы смерти» и «Конец земной славы». Необычайно виртуозно передано плавное движение ввысь. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке).

Там, в сияющей высоте, Она видит нечто, недоступное взору зрителя. В 1627 идет в обучение к Хуану де Кастильо. В 1668г. В 1668г. Маньяра сидит за столом, указывая на распятие немного театральным жестом руки.

Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни. A descriptive Catalogue», New-York, 1883 г. H. До 1633 года творческая эволюция мастера представляла собой динамичное движение вперёд. В 1665 году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Колорит картины неярок, строго продуман и довольно графичен.

На его работах, мы видим изображены в порыве фигуры, беспокойные блики света чередующиеся с словно бегущими тенями, сочетания красок хоть и изысканны, но чрезмерно резки. Мурильо мог бы, подобно Веласкесу стать выдающимся портретистом. К образам святых Мурилъо приходилось обращаться на протяжении всего своего творческого пути. Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа.

Например, знаменитая картина «Мадонна-цыганка». Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника.

Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Мурильо часто обращался к этому не вошедшему в канонические евангелия сюжету. Но спокойное и гармоничное искусство Мурильо тяготело к идеальной трактовке образов. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св.

Исидор» и «Св. Это тема «Уличные ребятишки». Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. В левом углу в полумраке помещена живая группа женщины с ребенком: к сидящей на полу матери подбегает радостный малыш, показывая ей полученную монету.

«Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). Кончено. Впечатление движения вверх достигается не одной лишь композицией. Мы видим мальчика идущего по улице. Монах, парящий в золотом ореоле, является смысловым центром всей композиции. Антония», в берлинском музее «Отдых св. Мадонна одета в белое длинное платье, на её талии — золотистый поясок, шарф, накинутый на плечи, легко клубится в воздухе.

По всей видимости, работу над каждым своим полотном Мурильо начинал именно с подготовительного рисунка, где прорабатывал позы персонажей, продумывал расположение деталей, «собирал» элементы композиции в единое целое. Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо и он возвращался к ней не раз. Изображение Богоматери составляют значительную группу произведений Мурильо. В 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия.

Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Действие происходит ночью при свете луны, отбрасывающей свои слабые лучи на реку, водопад искривленные стволы и ветки деревьев. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Темный колорит полотна слева озарен светом исходящим от младенца.

Франциска, решил разыскать его. Он открывает торговое предприятие в Америке, берёт в аренду для своей семьи роскошный особняк. В 1675—76 гг. S. Miles в Kings Weston) однако вскоре мастер находит вполне свой особенный стиль и уже картины из того же монастыря Сан-Франсиско в Лувре и в Дрезденской галлерее – «типичные Мурильо», по существу мало чем отличающиеся от работ позднейшего времени в 1646 г. Мурильо женится на донье Беатрисе де Кабрере-и-Сотомайор, а в 1648 г. у супругов рождается стар шая дочь, ставшая впоследствии доминиканской монахиней в монастыре Madre de Dios крестным отцом старшего сына Мурильо, Габриэля, также постригшегося в монахи, был знаменитый «покаявшийся Дон Жуан Севильи XVII в» Мигуэль Ма-ньяра имя которого мы еще встретим в биографии Вальдеса Леаля к 1655 г. отно сятся образа «Св.

Леандр» и «Св. Он всеми силами стремился к правдивой передаче окружающего и был в этом стремлении глубоко искренен. Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св. У ног ее, под пятой извивается змий — символ попранного греха, вокруг Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных). Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св.

Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 году— одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Вероятно, этот же мальчик послужил живописцу моделью и для произведения «Мальчик в окне» (Лондон, Национальная галерея), в которой также он прорабатывал свой отличительный колорит, продолжая экспериментировать с светом и цветом. Только по настоянию Мурильо они разрешили «для пробы» повесить картину на место и. были поражены необычайной красотой как центральной фигуры, так и всех ее деталей.

К числу первых картин молодого Мурильо этого типа принадлежит еще несколько тяжеловатая и многословная Мадонна, передающая четки Святому Доминику (1642, Севилья, Архиепископский дворец). Дитя тянет ручки к матери, которая, оставила шитье, чтобы взять сына. Известность пришла к Мурильо в 1645 году с выполнением заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев. Неподалеку стоит Иосиф, придерживая мула. Среди них история о еретике из Тулузы, который отказывался поверить в то, что Святые Дары причастия – это кровь и плоть Христовы, пока его осел не выйдет сам из конюшни и не поклонится им.

Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др. ).

В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. Иконография Девы Марии у Мурилъо традиционна (в условиях Испании XVII столетия не представлялось возможным отступить хоть на малость от канона). «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо.

К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Антонии обычно надета ряса ордена францисканцев.

Что касается имени, существует упоминание о якобы существовавшем документе, где мать живописца именуется не Марией Перес, а Марией Мурильо. Никто из испанских мастеров так часто не обращался к апокрифическим сюжетам, как Мурильо. У ног ее, под пятой извивается змий – символ попранного греха, кругом Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных). На этом блеклом фоне четко выделяются темные рукава куртки, светлая шерсть собаки и золотистая корзинка. Перед юной миловидной Мадонной, нежно смотрящей на младенца Иисуса, лежащего в убогих яслях, стоят простые андалузские крестьяне, принесшие свои скудные дары.

Городской пейзаж, который мы видим за ними, — Севилья, её здания и улицы не раз узнаются в произведениях мастера. Три из них, так наз. В 18 веке Эрмитаж приобрёл полотно «Святое семейство», небольшой формат которой соответствует интимной трактовке сюжета. Но это все в будущем, а пока он был четырнадцатым ребенком в скромной семье цирюльника. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св. Рано лишившись родителей, маленький Эстебан воспитывался в семье свой сестры — жены хирурга. В этот период и появился на свет будущий великий художник Бартоломе Эстебан Мурильо.

«Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «LImmaculata Concepcion», «LA s uncion» и «La Purisima».

Диего» или так наз. Об особом отношении мастера к образу Девы Марии говорит и то, что он не только писал «традиционных» Мадонн, но и «иллюстрировал» различные этапы ее жизни. Но, следует отметить, что в поздних жанровых работах Мурильо гораздо меньше той «беспричинной жизнерадостности», которая характеризует его ранние картины (исключение составляет лишь картина «Маленький нищий» 1650 года). Картина «Мальчик с собакой» написана в середине 50-х годов.

В поздний период творчества, Мурильо, после довольно долгого перерыва, создал несколько блестящих вещей в «детском жанре». Та, в свою очередь, хорошо позаботилась о ребенке и дала ему приличное образование. Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Картина «Освобождение апостола Петра из темницы» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для Каридад, отличается необычайной трактовкой светотеневого решения.

Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее).

Реалистические тенденции и лирический талант Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым». Петр понял слова Христа и вернулся в Рим, где его арестовали и бросили в тюрьму. «Едоки дыни и винограда» относятся к лучшим картинам художника. На руках у него осталось пятеро детей. Ребенок рано стал сиротой, в 1627г.

В 1670-е годы образ Девы Марии в творчестве Мурильо утратил теплоту, становясь «обобщенно-теологическим». Христос, апостолы и особенно Мадонна изображаются художником самыми подлинными испанцами не только по типу лица, но даже и в отношении костюмов. Простой народ чтил её как заступницу, слагал о ней песни, сказки и легенды. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. «Детский цикл» 1670-х годов является своего рода предтечей живописи реализма XIX столетия.

он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Типологически, большинство работ восходит к «Едокам дыни и винограда» (ок. 1650 г. ).

В ранних картинах (Мальчик с собакой, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) больше жизненной прозы, дети некрасивы, естественны. Три из них, так наз. На первый взгляд они похожи на «Едоков дыни и винограда. Старые испанские авторы называли эффектные приемы живописи позднего Мурильо — «вапоросо» (от слова пар), т. е. насыщенными переходами цвета, тающими переливами воздушной светотени. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы. Количество нищих, беспризорных детей и бездомных бродяг было огромно.

Доверчивость проявляется и в раскрытых ладонях Девы Марии. Реалистично изображены его загорелые руки, грязная рубашка, худые колени, грязные ноги. Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, пустяковина эта крайне важна для физиогномики) – их разрез, открытость, припухлость лоб – едва покатый или прямой, нос – малость длиннее, короче, разная форма крыльев подбородок, округлость щек. Такова работа «Отдых на пути в Египет».

Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Трогательное материнское чувство художник подчеркивал в Святых Семействах. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Розовато-желтые фигурки ангелов обходят сферу и наплывающие на нее облака, увеличивая это впечатление. Уже в 1656 году он получил звание первого живописца родной Севильи за большую картину «Видение св.

Это было для него страшным ударом. Монастырский заказ сделал художника выгодным женихом. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города.

После смерти жены 1 января 1664г. Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Таковы работы «Два крестьянских мальчика и негритенок», 1668-70 гг и «Игроки в кости», 1670-75 гг. Они едят, болтают играют в кости их радости просты, огорчения мимолетны. Последнее поколение испанских живописцев «золотого века».

Но ученики уснули. Его задачей было показать историю нищенствующего ордена с первых дней его основания.