Босх Википедия
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Лишь семь творений Босха подписаны. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.
- Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
- Иероним Босх: жизнь и творчество художника
- Биография Иеронима Босха, перечень картин
- Иероним Босх биография, картины
- Отзывы о Отзывы о выставке «Босх» в Москве
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Его техника называетсяалла прима. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года).
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
Его техника называется алла прима. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто.
А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Мистический художник Иероним Босх
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы, символически обозначенной в виде скалы, на вершине которой свил своё гнездо пеликан. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Одновременно он стал членом Братства Богоматери — религиозного общества, возникшего в Хертогенбосе в 1318 г. и включавшего в себя как монахов, так и мирян. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов.
- Документальные фильмы о Босхе Править
- Шок-контент под увеличительным стеклом
- Подражатели и нынешние последователи
- Переделки картин от юных умельцев
- О знаменитости:Нидерландский художник
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Композиция построена в два яруса, что приводит к уплотнению и сжатию живописного пространства.
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. В верхней части толпа увлекает за собой кроткого и смиренного Христа, а в нижней изображены ведомые на Голгофу два разбойника, один из которых уверовал перед смертью. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Меня зовут Лубберт Дас». Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
- Художественные произведения Босха
- Сад земных наслаждений – про картину
- Никто не рисует сов лучше Босха
- "Почетный профессор кошмаров" – Иероним Босх
- Иероним Босх, дьявол с крыльями ангела Док фильм Франция, 2016 13 10 2018
Лишь семь творений Босха подписаны. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Еще одна тайна связана с могилой художника. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Босх превратилискусствов зеркало современного мира.
Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может».
- ВИНСЕНТ ВАН ГОГ / биография и картины/ курс эрудиции
- ТАЧКА на ПРОКАЧКУ 3 – оживил авто подписчика на 300к
- Архитектурные стили с примерами зданий / Курс эрудиции
- чудеса света / хиппи / Жанна Дарк / курс эрудиции
- ИЕРОНИМ БОСХ – Самый загадочный художник Возрождения: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант).
- ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА / МИШЕЛЬ НОСТРАДАМУС /курс эрудиции
- Иероним Босх (рассказывает Евгений Жаринов)
- ПРОВЕРЬ СВОЮ ЭРУДИЦИЮ / ВОПРОС – ОТВЕТ
- Андрей Макаров: Эстетика безобразного: кошмары Иеронима Босха
- Указывать местоположение в твитах
Св. Это увлечение длилось несколько десятилетий. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года.
Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции.
- "Сад земных наслаждений" Иеронима Босха
- Разведопрос: Александр Таиров про Иеронима Босха
- МОСТ НАД БЕЗДНОЙ Босх Иероним Корабль дураков 1 из 12 серий
- Иероним Босх триптих Сад земных наслаждений
- Иероним Босх – Человек в картинах Босха
Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Достоверные факты скупы.
- Иероним Босх "7 смертных грехов и 4 последние вещи"
- Иероним Босх: «Сад земных наслаждений»
- Музыка из "Сада земных наслаждений" Босха
- Босх для Большого экрана / 1080
- Иероним БОСХ Нескромное обаяние зла Валерия Косякова
То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3.
- Нидерландский художник Иероним Босх
- Босх с тобой – Совершенное насекомое
В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». в Хертогенбосе (Брабант). Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Вот, собственно и всё. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.
Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
12:1). В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин.
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. 1500, Мадрид, Прадо). На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
Св. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. вХертогенбосе (Брабант). К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Его техника называется алла прима. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Ерун ван Акен родился около 1453г. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. В триптихе Искушение св.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Это было последнее произведение Босха.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх.
Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Король Испании Филипп II видел в этих картинах религиозные наставления, предостережения для верующих.
Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Лишь 7 творений Босха подписаны. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит».
Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». И все же лучше судить о Босхе по его работам. Меня зовут Лубберт Дас».
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Постепенно творчество Иеронима Босха распространилась далеко за пределы его родного города: к художнику обращались с заказами отовсюду, в том числе короли Франции и Испании. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 1 3, 9 м) и самое загадочное из творений Босха.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Ерун ван Акен родился около 1453г. Каким-то образом он додумался соединять в своих созданиях вообще левые предметы— например, музыкальные инструменты срастались с пузатыми жабами, а ножи росли оттуда, где как бы должны быть головы.
«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей. Это увлечение длилось несколько десятилетий. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая.