Что Изображено На Картине Боярыня Морозова

То, что главным героем картины является боярыня Морозова, следует и из самого названия картины и из того, что фанатичная боярыня-страстотерпица изображена в центре картины. Постарайтесь абстрагироваться от того, кто написал картину «Боярыня Морозова», что на нейизображенос исторической точки зрения, а просто отдайтесь впечатлению и вы навсегда останетесь верным адептом великого русского художника, Василия Ивановича Сурикова и его гениальной картины «Боярыня Морозова».

Боярыня Морозова картина Сурикова

Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. В движении есть живые точки, а есть мертвые.

Картина потрясающая. Толпа стоит лишь в глубине сцены.

На шапку накинут платок. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.

Произведение поражает воображение зрителя – этому способствует не только энергетика полотна, но и необычайные размеры – более 5 метров в длину и 3 метра в ширину. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. 1883–1884 — Путешествовал по Европе. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. «Не идет у меня лошадь, да и только. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.

Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню.

В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». (8) Церковь. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья.

Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Все лицо мелко было.

Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. «Персты твои тонкостны. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума.

Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Созданию «Боярыни Морозовой» так же, как до этого созданию «Меншикова в Березове» и «Утра стрелецкой казни», предшествовала огромная подготовительная работа. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась.

16 символов, зашифрованных 
в картине «Боярыня 
Морозова»

16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»

В ссылке, умирая голодной смертью, Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. (1) Феодосия Морозова. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.

Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Но оно выражается не столь решительно и последовательно, как у юродивого и нищей старухи. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова.

История одного шедевра: 
«Боярыня Морозова» 
Сурикова

История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова

На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.

Художник долго работал над тем, чтобы толпа, народ не подавляли образа боярыни. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Она сидит в розвальнях, на соломе.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. 1888 — Овдовел и переживал депрессию. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.

1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове». очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Основную роль и здесь сыграли пропорции.

В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Суриков неоднократно удлинял холст. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».

Картина «Боярыня 
Морозова», Суриков

Картина «Боярыня Морозова», Суриков

Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Каменный храм построили в 1703 году.

1877 — Поселился в Москве. Хотя всвоё время имя этой женщины было известно многим. Там, в Преображенском, все меня знали. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.

Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». 1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.

Портретный этюд был написан всего за два часа. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Детей у них не было. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят.

А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Героизм данного образа заключается в том, насколько человек становится сильным, мужественным и целеустремленным, когда верит в идею, когда у него есть собственные убеждения, которых он всеми силами придерживается и следуем им до конца.

В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Это был раскол из-за убеждений и веры. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице.

На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала.

Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в этом, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокофьевну иначе, чем она изображена на его картине. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.

Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Ноги у нее скованы цепью. (8) Церковь. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Разъезжавшую до опалы в роскошных экипажах боярыню везут в крестьянских санях, чтобы народ видел ее унижение.

Сочинение по картине 
Сурикова Боярыня 
Морозова 7 класс

Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. На переднем плане картины мы видим сидящего прямо на снегу юродивого и старуху нищую.

«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Более того, он неразрывно с нею связан: он объединяет ее собою и вместе с тем сам благодаря ей приобретает особую выразительность и особое значение.

Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.

Но Сурикова абсолютно не занимала религиозно-догматическая сторона раскола. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Выражение ее сурового лица, рука, поднятая вверх изображающая двуперстный жест по старообрядческому канону, холодный уверенный взгляд – все это говорит о великой силе и непоколебимости ее убеждений. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века.

Ведь сколько времени я его искал. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Это сама героиня и юродивый. К числу подобных работ следует отнести этюды «Голова Морозовой», «Боярышня со скрещенными на груди руками», «Боярышня в синей шубке». Приглядел для работы соседний переулок. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.

16 символов, зашифрованных 
в картине "боярыня 
Морозова"

16 символов, зашифрованных в картине "боярыня Морозова"

Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения. Ее увозили в ссылку. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.

Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. В ту пору в русской церкви произошел раскол.

Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Лица большинства из них говорят о сочувствии Морозовой. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). «Я ему три рубля дал, — рассказывал Суриков.

Описание картины 
Василия Сурикова 
«Боярыня Морозова»

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Её вернули под арест. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.

Рукой она изображает два перста. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.

Василий Суриков, 
картина «Боярыня 
Морозова»

Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»

Но вскоре скончался её сын Иван. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Это то, где черты лица сгармонированы. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма.

Так и моя бабушка говорила. 1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье. Это группа соболезнующих свидетелей. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Сочинение по картине 
Боярыня Морозова 
Сурикова 7 класс

Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать.

В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». — Это для него большие деньги были. Нравилось им, что я казак и не курю.

Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя.

Боярыня Морозова 
в жизни и в живописи: 
история мятежной

Боярыня Морозова в жизни и в живописи: история мятежной раскольницы

Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Нищенка тянется за розвальнями, утопающими в рыхлом снегу, протягивает руку вслед женщине, которая никогда не отказывала в помощи сирым и убогим. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.

Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. И как вставил ее в картину- она всех победила. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Нравилось им, что я казак и не курю.

Сообщение «Боярыня 
Морозова» по картине 
Сурикова

Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова

«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Вот какой человек был». (16) Икона «Богоматерь Умиление». В толпе терялось. Она не хотела изменять старой вере.

Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. (15) Юродивый в веригах. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета.

Боярыня Морозова 
– математика и искусство

Боярыня Морозова – математика и искусство

Все лицо мелко было. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.

Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Картина ожила. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Но нет.

Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения

Раскол интересовал его лишь в той мере, в какой он затрагивал чувства и жизнь народа. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.

И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней.

Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Картина вызывает восторг. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. 1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка».

Василий Суриков 
картина Боярыня 
Морозова

Василий Суриков картина Боярыня Морозова

Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной.

В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.

Чуть меньше расстояние — сани стоят.

Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.

Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. В девичестве она была Соковнина.

Люди потянулись к ней взорами. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.

Она почти не смотрит на боярыню. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Она легла в основу таких капитальных произведений русского искусства, как картина Сурикова «Боярыня Морозова» (1887). Очень трудно ее лицо было найти.

Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.

Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Однако в стране было неспокойно. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. (1) Феодосия Морозова.

Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон.

Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.

Людская масса едина, но ни одно лицо не растворяется в ней, художник достигает удивительной гармонии в изображении массы и отдельной человеческой личности: каждый в толпе по-своему воспринимает событие, каждое лицо — новый голос в едином трагическом хоре. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Это и отразил художник на картине.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Греческую красоту можно и в остяке найти». Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила».

Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги изменить некоторые обряды. Это настоящая математика. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.

Описание картины 
Боярыня Морозова

Описание картины Боярыня Морозова

Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. 1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни».

Морозову подвергли пытке. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Главное действующее лицо в полной мере обладает той значительностью, которая оправдывает грандиозное впечатление, произведенное его появлением перед народом.

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни, несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни. Здесь уже намечены все основные и второстепенные персонажи картины: рядом с санями появляется изображение стрельца с секирой, второго стрельца слева у дуги, странника в правой части композиции яснее обозначена фигура склонившейся боярышни в голубой шубке.

Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Какие же чувства вызывает Морозова в толпе. Его лица не видно.

Эта толпа вся соучаствует в этом событии., они уже видят эту большую картину. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). События происходят в 17 веке.

Работа над картиной: 
центральный образ

Работа над картиной: центральный образ

Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.

На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Знаете, что значит симпатичное лицо. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был.

Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. На ее лице глубокая скорбь.

Описание картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Ведь сколько времени я его искал. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности.

Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Позади юродивого и нищей старухи – большая группа горожан. Приступая к работе над картиной, Суриков не имел перед собой ничего равного запискам Корба, с их исчерпывающей обстоятельностью в передаче деталей и необыкновенной силой повествования.

Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Она к старой вере стала склоняться. Вот пять женщин в правой части картины.

Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Но смеялись немногие. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Но боярыня отказалась.

Жизнь, унижение 
и смерть боярыни 
Морозовой

Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой

До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Там в Преображенском все меня знали. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. «Персты твои тонкостны. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.

Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. И как вставил ее в картину — она всех победила».

Праздник явлению 
образа Казанской 
иконы Пресвятыя

Праздник явлению образа Казанской иконы Пресвятыя Богородицы

Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Все на картине будто напряглось. Оно вошло в обиход уже в 18 веке.

Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»., они уже видят эту большую картину. 1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Естественно, я говорю о староверах православных. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Она готова принять любые муки, пойти на смерть. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой.

И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. И вот однажды В. И. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики.

Суриковым было создано несколько эскизов, множество этюдов. Художник Суриков прославил Феодосию Прокопьевну Морозову (1632— 1675) своей картиной навека. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Не смею, - отвечал стрелец.

Морозову окружает атмосфера народной любви. Ее глаза полны слез. Женское их дело что они много смыслят. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.

Другие картины Василия 
Ивановича Сурикова

Другие картины Василия Ивановича Сурикова

С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. «Действительные размеры каждого предмета найти нужно, — говорил Суриков. — В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна.

В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. Каменный храм построили в 1703 году. В толпе терялось.

Образ женщины на 
картине, представляющей 
староверов

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.

Её поручили патриарху Никону. Тема раскола привлекала к себе русское демократическое искусство. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли.

Слишком много места 
внизу полотна

Слишком много места внизу полотна

По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Впереди на коленях старая нищенка. Они провели допрос Феодосьи и её сестры.

Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Называли себя староверами. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок.

Создание образа 
женщины в санях

Создание образа женщины в санях

По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. 1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. 1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова».

Женщины сочувствуют. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Это математика.

Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Страшная бледность выделяет ее лицо среди всех окружающих лиц. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Очень трудно ее лицо было найти. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.

Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована.

И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки.