Декорации К Опере Сказка О Царе Салтане
Создание декораций к опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"
Царь со слезами обнимает ее и своего сына, на радостях прощает завистливых сестер. Открывается им и введение оперы, занимающее место увертюры. Милитриса в отчаянии. Пустынный берег острова Буяна. Няньки поют ему весёлую детскую песенку «Ладушки».
Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы— Товарищества Солодовниковского театра. Царь входит в светлицу. Все в недоумении.
Оказалось, она и есть эта прекрасная царевна. Однако в условиях русской действительности концаXIXвека в «Сказку о царе Салтане» был привнесен новый оттенок. Эскиз декорации к первому и третьему действиям Царский двор в Тмутаракани. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: это на море «бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней». Одинокий кедр у гавани готов встретить заморских гостей. Оба засыпают. Начинается буйный пир.
Звучит знаменитый оркестровый полёт шмеля – это Гвидон улетает догонять корабль. В радостном нетерпении Гвидон и Милитриса ждут приезда Салтана. Положение было крайне тяжелым. Входит Повариха с подносом яств.
Театрально-декорационное искусство
Гвидон мечтает о прекрасной царевне. В таком стихе может отсутствовать рифма. Милитриса грустит. Бочку с Милитрисой и царевичем пускают в море. Шмеля ловят, но он благополучно улетает. Вдали виден корабль, везущий гостей-корабельщиков в Тмутаракань. Дьяки читают царскую грамоту: «Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод В бочке бросить в бездну вод».
Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Станиславского и Немировича-Данченко 17 января 1997 г. (режиссер А. Титель). Можно предположить, что текст составлен автором либретто В. И. Бельским. Корабль пристаёт к пристани. Еще раз в репертуаре Большого театр опера появилась в 1986 году (дирижер А. Лазарев, режиссер – Г. Ансимов). Стемнело.
А с первыми лучами утренней зари из тумана, по волшебству, возник город. На берег сходит свита царя, а за ней— Салтан в сопровождении поварихи, ткачихи и Бабарихи. Среди постановок спектакли в Барселоне (1924), Брюсселе (1926), Буэнос-Айресе (1927), Ахене (1928), Милане (1929), Софии (1933). Он прислушивается к разговору сестёр. Иван Билибин.
Раздаётся колокольный звон. Мать и сын уснули.
В 80-х гг. Оба засыпают. Вечер. Милитриса грустит.
Эскиз декораций к опере Николая Римского-Корсакова "Царская невеста"
Царица обнимает его, в грустной песне изливая свою скорбь. В послевоенные годы опера ставилась в Кельне, Дрездене и других городах Европы. С успехом опера была поставлена также в Мариинском театре (2005 год), Московском детском музыкальном театре им. Появляется старый дед и просит пропустить его к царевичу, чтобы распотешить его сказками.
Эскиз декорации ко второму действию. Многие друзья отвернулись от Саввы Ивановича. Режиссером на этот раз выступил А. Титель. Смотрите.
Декорации "Сказки о царе Салтане"
Комически-грозный, туповатый, вздорный, он отнюдь не безобиден. Это был трудный период в мамонтовской антрепризе. Раздаётся колокольный звон. Реализована эта мысль была позднее (1899—1900), в период празднования столетия со дня рождения великого поэта.
Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу. Вводят царевича Гвидона. Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь «остров пуст и дик».
На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Он зовёт Лебедь-птицу, признаётся ей в любви к царевне и просит найти её. На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Проследим кратко постановочную судьбу произведения. Начинается общий переполох.
Он жалуется царице на то, как плохо был принят царём Салтаном и рассказывает о «хлебосольной бабушке», накормившей его досыта и напоившей допьяна. За рубежом опера была впервые поставлена в Барселоне (1924), затем в Брюсселе (1926), Милане (1929), Париже (1929, антреприза М. Кузнецовой-Бенуа, режиссер Н. Евреинов), Лондоне (1933), Берне и Кёльне (1959), Штральзунде (1962, режиссер Г. Купфер). Царский двор наполняется народом. В начале 1899 года ушли на императорскую сцену Ф. Шаляпин, режиссер П. Мельников, К. Коровин (который позже, во время судебного преследования Мамонтова, вообще повел себя не очень корректно по отношению к нему, уничтожил всю переписку).
История создания оперы Сказка о царе Салтане
Но больше всего ему понравилась речь младшей сестрицы и ее желание родить ему богатыря. Приходит Ткачиха— похвастать вытканным ею затейливым ковром. Около неё Бабариха и скоморох, прислужницы, а у ворот – стража. Царь входит в светлицу. И наконец Лебедь говорит: Нет, зачем искать далёко.
Усилена в опере сатирическая линия. Около неё Бабариха и Скоморох, прислужницы, у ворот— стража. Салтану и его окружению противостоит светлый образ Лебедь-птицы, превращающейся в Царевну Лебедь. У дверей светлицы остановился царь, проходивший со свитой бояр мимо. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени.
Расталкивая толпу, вваливается пьяный Гонец с грамотой от царя. Все в недоумении. Тогда Бабариха рассказывает о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне, которая красотой «днём свет Божий затмевает, ночью землю освещает». Ты не коршуна убил, чародея подстрелил».
Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. Безмятежно льется песня старшей и средней сестер, выдержанная в народном духе. Проснулся царевич. Размечтались они, чем каждая прославилась бы, если бы царь взял ее замуж.
Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Художник-постановщик — Михаил Врубель. В. Стасов посоветовал написать оперу на сюжет «Салтана». Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Текст написан тоническим стихом.
Царь уехал на войну, а тем временем родился у молодой царицы Милитрисы сын. Берег острова Буяна. В литературном подлиннике Сказки о Царе Салтане слов, взятых для хора, нет. По своему характеру текст близок русским былинным сказаниям. К сожалению, карикатурность, шаржировка стали традицией.
Активным сотрудником композитора стал его либреттист В. И. Бельский. У дверей светлицы остановился царь Салтан, проходивший мимо со свитой бояр. К опере обращались и зарубежные театры. Царевна Лебедь пообещала помочь ему в этом деле.
Корабль приплыл к Салтанову царству. Корабль пристаёт к пристани. Но Гвидон настаивает и готов идти за любимой «хоть за тридевять земель».
Словари и энциклопедии на Академике
Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок. Композитор активно участвовал в постановочном процессе. Приходит Ткачиха – похвастать вытканным ею затейливым ковром. Он прислушивается к разговору сестёр. Царству Тмутараканскому противопоставлен город Леденец, вырастающий на острове Буяне.
Канула в прошлое размолвка, связанная с участием в «Снегурочке» его жены Н. Забелы (Мамонтов не хотел отдавать предпочтение только ей одной, «двигал» и других певиц). Появление царевича сопровождается мелодией детской народной песенки «Ладушки». В советское время опера также неоднократно ставилась в Ленинграде (1937), Риге (1947), Москве (1959, Большой театр, дирижер В. Небольсин), Куйбышеве (1959), Фрунзе (1964) и других городах Советского Союза. Эскиз костюма боярина. Гвидон успокаивает мать и принимается за дело— мастерит лук и стрелу. Еще раз в репертуаре Большого театр опера появилась в 1986 году (дирижер А. Лазарев, режиссер – Г. Ансимов).
В 1902 году опера была поставлена в Петербургской консерватории (антреприза У. Гвиди, дирижер В. Зеленый), в 1906 в Оперном театре Зимина (дирижер Ипполитов-Иванов). Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу. Наибольшим изменениям подвергся образ Царевны Лебеди.
Гвидон и Царевна-Лебедь просят её дать согласие на брак и Милитриса благословляет их. Вторая его половина представляет собой свободное чередование сольных и хоровых эпизодов, среди которых выделяется жалобное ариозо Милитрисы «В девках сижено». Впервые он попытался воплотить их в симфонической «Сказке» (1880), навеянной прологом к «Руслану и Людмиле». Проследим кратко постановочную судьбу произведения.
Музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. Она пообещала отплатить добром за добро и исчезла. Художник-постановщик— Михаил Врубель.
К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Особо надо отметить постановку 1929 в Париже («Театр Елисейских полей»), осуществленную «Русской частной оперой в Париже». Мать поёт сыну колыбельную песню. Мать поёт сыну колыбельную песню. Это произведение отлично подойдет для семейного просмотра и понравится всем без исключения.
Истории создания, сюжеты, музыка
Однако младшей сестре, Милитрисе, не дают сидеть сложа руки. Эти эпизоды органически включены в сценическое действие, дополняют его. Особо надо отметить постановку 1929 в Париже (Театр Елисейских полей), осуществленную Русской частной оперой в Париже. Мягкий юмор, окрашивающий это произведение, приобретает в обрисовке глуповатого, незадачливого царя и его придворного окружения характер нескрываемой иронии, которая предвосхищает остро сатирическую направленность последующих сказочных оперРимского-Корсакова«Кащей Бессмертный»и«Золотой петушок». Последняя предлагает план: когда Салтан уедет на войну, а его жена родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту: «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь, Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку».
Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку». СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди — опера Н. Римского-Корсакова в 4 д. (7 к. ) с прологом, либретто В. Бельского по одноименной сказке А. Пушкина с сохранением многих стихов подлинника. За внешней непритязательностью сюжета скрывается многозначительный смысл.
Плач толпы сливается с шумом набегающих волн. Радостный приветственный хор вводит в действие. Любовный дуэт Милитрисы и Салтана передает ощущение полноты счастья.
Приморская сцена Мариинского театраВсе фотографииДекорации "Сказки о царе Салтане"13
Активным сотрудником композитора стал его либреттист В. И. Бельский. В этом спектакле активно использовались современные технические средства. Деревенская светлица.
Именно Врубель стал художником всех постановок 1900 – начала 1901 года («Ася» Ипполитова-Иванова», «Чародейка» Чайковского, «Вильям Ратклиф» Кюи, «Тангейзер» Вагнера). На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: это на море бьётся «лебедь средь зыбей, коршун носится над ней». На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. В середине 90-х годов опера была поставлена в берлинской «Комише-опер» (режиссер Г. Купфер).
В начале 1899 года ушли на императорскую сцену Ф. Шаляпин, режиссер П. Мельников, К. Коровин (который позже, во время судебного преследования Мамонтова, вообще повел себя не очень корректно по отношению к нему, уничтожил всю переписку). 1936 Картина первая: Берег острова Буяна. Вводят царевича Гвидона.
Царь велит всем следовать за ним во дворец, чтобы стать: Милитриса— царицей, а её сёстры— Поварихой и Ткачихой. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени. Раздаётся колокольный звон.
В главных ролях были задействованы (кроме Забелы) известнейшие певцы А. Секар-Рожанский, Е. Цветкова и др. За кротость и скромность сестры считают ее дурочкой и заставляют работать на себя. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Изумлённые царица и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. Под колокольный звон и приветствия народа царь со свитой вступает во дворец. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе.
Конечно же, такая неожиданная новость сильно огорчила его. В 1915 была осуществлена постановка оперы в Мариинском театре (дирижер А. Коутс, партию Гвидона исполнил выдающийся тенор И. Ершов). Сёстры и Бабариха злобно радуются. Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил. У царя Салтана всё усиливается желание посетить чудесный остров. Действие четвёртое: Иван Билибин.
Самые значительные постановки: Большой театр, 1913 г. (дирижер Э. Купер, режиссер В. Лосский, художник К. Коровин) Мариинский театр, 1915 г. (дирижер А. Коутс, режиссер В. Лосский, художники К. Коровин, А. Головин) Театр им. Только в 1913 произведение «добралось» до императорских театров и было исполнено в Москве (Большой театр, дирижер Э. Купер, партию Салтана пел Г. Пирогов, Царевны-Лебедя – Е. Степанова). На крыльце показывается царица. В середине 90-х годов опера была поставлена в берлинской Комише-опер (режиссер Г. Купфер).
Старшая и средняя хвастают своей красотой и дородством, а младшая молчит. Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег и из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. Милитриса в отчаянии.
Все восхищены и прикрывают глаза руками, ослеплённые её красотой. В опере использованы традиции народного театра, скоморошьей игры, приемы сказа. Юмором народных прибауток проникнут шутливый диалог Скомороха и Старого деда. Многие друзья отвернулись от Саввы Ивановича. Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь «остров пуст и дик». Няньки поют ему весёлую детскую песенку «Ладушки».
Конечно, Салтан не Додон из Золотого петушка, но он близок к Додону. Но как часто это бывает в сказках, две другие девушки от зависти решили отомстить ей. Положение было крайне тяжелым. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. В сезоне 2008/09 годов опера входит в репертуар театров Мюнхена, Афин и Маастрихта (Нидерланды). Предлагаем и вам по достоинству оценить и посмотреть прямо сейчас оперу «Сказка о царе Салтане» в оригинальной постановке и отличном качестве.
Царский двор в Тмутаракани. На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Например, по его настоянию шмеля и белку изображали дети (а не механические куклы, как предполагал режиссер). В послевоенные годы опера ставилась в Кельне, Дрездене и других городах Европы. «Салтан» относится к излюбленному композитором сказочному жанру, но среди аналогичных произведений занимает рубежное положение.
Оркестр рисует величественную картину водной стихии. Сюжетсказки начинаетсяв городе Тмутаракани. «Сказка о царе Салтане» — одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Наиболее крупные исполнители центральных партий — Г. Пирогов, М. Донец, П. Журавленке, В. Осипов, В. Шаронов, И. Петров (Салтан), А. Богданович, И. Ершов, С. Стрельцов, Г. Нэлепп (Гвидон), Н. Забела, А. Нежданова, Е. Степанова, В. Барсова (Царевна Лебедь) и др. Картина вторая: Царский двор в Тмутаракани.
Хор С крепкий дуб тебе повырастииз Первого действия оперы. Теперь счастью влюбленных уже ничего не могло помешать и Милитриса с радостью благословила их. Среди постановок спектакли в Барселоне (1924), Брюсселе (1926), Буэнос-Айресе (1927), Ахене (1928), Милане (1929), Софии (1933). В сезоне 2008/09 годов опера входит в репертуар театров Мюнхена, Афин и Маастрихта (Нидерланды). Три сестры прядут.
Наконец вдали показался его флот. Истоки замысла оперы по пушкинской «Сказке о царе Салтане» (1831) точно не установлены. К опере обращались и зарубежные театры. При его дворе царят раболепие, тупая покорность, пресмыкательство. Дьяки в смущении читают приказ: «Царицу и приплод в бочке бросить в бездну вод».
Дуэт Салтана и Милитрисы радостен и взволнован. Сюда, вняв мольбам царицы, волна вынесла бочку. Неслучайно сам композитор очень высоко ценил это свое произведение. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Народ с поклонами обращается к Царевичу Гвидону, желает ему всяких благ. Лебедь не сразу выполняет его просьбу: она не уверена в его чувстве.
Премьеру осуществили дирижер Э. Купер и режиссер Н. Евреинов (впоследствии еще раз обратившийся к этой опере в 1935 году в Праге). Также Бельский предлагал показать Гвидона-ребенка за счет утрированных детских интонаций. Выкатывают огромную бочку. Сам композитор был весьма доволен работой театра (что, при известной всем его строгости и взыскательности, можно рассматривать как значительное достижение Товарищества). Наталии Сац и Ростовском музыкальном театре (2008).
Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Царь спрашивает о сыне. В том же году спектакль (вместе с другими постановками, среди которых были Князь Игорь, Садко, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Снегурочка) был с большим успехом показан на гастролях в Мадриде, Барселоне, Мюнхене, Милане, городах Южной Америки. В том же году спектакль (вместе с другими постановками, среди которых были «Князь Игорь», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Снегурочка») был с большим успехом показан на гастролях в Мадриде, Барселоне, Мюнхене, Милане, городах Южной Америки. Корабль пристаёт к пристани.
Мирно течет жизнь на широком царском дворе. Но были и «приобретения». Дьяки читают царскую грамоту: «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром и царицу и приплод в бочке бросить в бездну вод». Приветственным хором народа заканчивается первая половина акта. Торговых гостей приглашают к царю, сажают за уставленный яствами стол и потчуют.
Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Благодаря ее волшебной силе, Гвидон смог превратиться в шмеля и отправился на корабле в Тмутаракань, чтобы познакомиться с отцом Салтаном. Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. В. Стасов. Кирова, 1937 г. (дирижер А. Пазовский, режиссер В. Лосский, художники И. Билибин, А. Щекотихина-Потоцкая) новый спектакль в Большом театре (1959) и др. В 1915 была осуществлена постановка оперы в Мариинском театре (дирижер А. Коутс, партию Гвидона исполнил выдающийся тенор И. Ершов).
Наступает рассвет из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает «отплатить ему добром» и открывает свою тайну: «Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Салтан взволнован и просит волшебницу Лебедь показать ему царицу Милитрису. Это был трудный период в мамонтовской антрепризе.
Режиссер М. Лентовский создал яркий сказочный мир народно-ярмарочного действа. Все это слышал притаившийся под окошком царь Салтан. Она отвечает: Дар чудес царевне дан: Взглянь на терем, царь Салтан. Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. Эскиз декорации к третьему и четвёртому действиям Картина первая: Берег острова Буяна.
Есть основания полагать, что эту мысль подалРимскому-КорсаковуВ. Все восхищаются царевичем, хор исполняет здравицы в честь него и царицы. Дирижёр— Михаил Ипполитов-Иванов. Так, некоторые предложения Бельского, Римский-Корсаков вынужден был отклонять, например, предложение добавить Гвидону реализма за счет его желания лишить себя жизни, если тот не найдет нигде прекрасную Царевну.
Около него повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха. Для тонического стиха характерно ударение на 3 слог от начала и от конца строки. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства.
Старшая хвалится задать невиданный пир, средняя — в одиночку наткать на весь мир полотна, а младшая пообещала родить для батюшки-царя богатыря-сына. Эта антреприза была организована выдающейся певицей М. Кузнецовой совместно с известным антрепренером А. Церетели (в частной труппе которого в 1904 состоялся ее оперный дебют в партии Маргариты в «Фаусте») на деньги ее тогдашнего мужа А. Массне (племянника выдающегося композитора). Премьера последней постановки прошла в московском Музыкальном театре им.
Проснулся царевич. Все восхищаются царевичем, а хор исполняет здравицы в честь него и царицы. Он тут же пригласил их жить во дворец, а третью сестру выбрал себе в супруги. К берегу пристаёт корабль. Он жалуется царице на то, как плохо был принят царём и рассказывает о «хлебосольной» бабушке, накормившей его досыта и напоившей допьяна. Начинается показ чудес города Леденца. Стемнело. Расталкивая толпу, вваливается пьяный гонец с грамотой от царя Салтана.
Оркестр рисует величественную картину водной стихии. Замысел Римского-Корсакова много сложнее, глубже и богаче подобного подхода. Акт завершается скорбным причитанием хора. Эта антреприза была организована выдающейся певицей М. Кузнецовой совместно с известным антрепренером А. Церетели (в частной труппе которого в 1904 состоялся ее оперный дебют в партии Маргариты в Фаусте) на деньги ее тогдашнего мужа А. Массне (племянника выдающегося композитора). Впрочем, психический недуг художника скоро прервал это плодотворное сотрудничество.
Сёстры и Бабариха злобно радуются. Царица обнимает его, в грустной песне изливая свою скорбь. 1940 Берег острова Буяна. Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. Под плач и причитания народа царицу с сыном замуровывают в бочку и провожают до берега. Только в 1913 произведение добралось до императорских театров и было исполнено в Москве (Большой театр, дирижер Э. Купер, партию Салтана пел Г. Пирогов, Царевны-Лебедя – Е. Степанова).
Входит повариха с подносом яств. Гвидон успокаивает мать и принимается за дело – мастерит лук и стрелу. Как только царь уехал на войну, они написали ему письмо, в котором сообщили, что государыня родила «неведому зверушку». Более близкими и дружескими стали отношения с М. Врубелем.
В изображении Салтана и его окружения подчеркивались комедийные черты. Царский двор наполняется народом. В советское время опера также неоднократно ставилась в Ленинграде (1937), Риге (1947), Москве (1959, Большой театр, дирижер В. Небольсин), Куйбышеве (1959), Фрунзе (1964) и других городах Советского Союза. Опера «Сказка о царе Салтане», это прежде всего сказка, настоящая, добрая, где добро обязательно побеждает зло. Царь Салтан сидит на троне – он грустен.
Вернувшись на остров Буян, Гвидон снова обратился за помощью к Царевне Лебедь. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. В Салтане нет ничего от просветленной мудрости Берендея в Снегурочке, хотя он не лишен и человеческих черт, по-своему искренне любит жену, с которой был разлучен обманом. Особо следует сказать о музыкальных достоинствах постановки, где важнейшую роль наряду с автором сыграл дирижер М. Ипполитов-Иванов, сумевший раскрыть замечательные изобразительные находки и поэтическую прелесть оркестровых эпизодов музыки Римского-Корсакова (вступление ко 2 акту «В синем море звезды блещут», симфоническая картина «Три чуда», «Полет шмеля» и др. ).
Незаметно наступила ночь. Эскиз декорации к первому действию Зимний вечер. К изумлению царицы и царевича Лебедь-птица вышла из моря и заговорила человечьим языком.
Представление начинается. ». Царь не кукла, не паяц, а человек — иначе непонятно, за что его полюбила Милитриса. Премьеру осуществили дирижер Э. Купер и режиссер Н. Евреинов (впоследствии еще раз обратившийся к этой опере в 1935 году в Праге). Дирижёр — Михаил Ипполитов-Иванов. Тут шмель жалит Бабариху в самый глаз и она кричит.
Бабариха в страхе убегает, но на радости царь прощает всех. С тоской смотрит им вслед Гвидон. Изумлённые царица и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. В 1902 году опера была поставлена в Петербургской консерватории (антреприза У. Гвиди, дирижер В. Зеленый), в 1906 в Оперном театре Зимина (дирижер Ипполитов-Иванов).