Добужинский Мстислав Валерианович Картины
Галереи, серии картин, портретов
Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. Попеременно местом жительства были Кишинев, прибалтийский Вильно, тамбовская провинция, Волга и окрестности Петербурга. Что здесь иллюстрировать. Первый рисунок играет роль фронтисписа. Но уже первые выступления принесли ему известность. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью.
Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова).
Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. В 1902–1909 служил в Управлении водных путей и шоссе Железнодорожного министерства. В рисунках к Барышне-крестьянке (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909). Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.
- Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
- Добужинский, Мстислав Валерианович
- Добужинский Мстислав Валерьянович
- Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
- Добужинский Мстислав Валерианович
Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Мстислав Добужинский родился 2 (14)августа1875 г. в Новгороде. Дж. М. М. Фокин) для Русского балета С. П. Дягилева. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести.
Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителейантикварной живописи. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Лицо непроницаемо, поза неподвижна, но чувствуется внутренняя сосредоточенность, создается ощущение замкнутости, одиночества.
Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде. Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами.
- Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского
- Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
- Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев
- Мстислав Валерианович Добужинский
- ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
- ДОБУЖИНСКИЙМстислав Валерианович
Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. В 1902 рисовал карикатуры для сатирического журнала «Шут». Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города».
После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену.
В первые советские годы участвовал в оформлении уличных празднеств в Петрограде (украшение фасада Адмиралтейства к 1-й годовщине Октября оформление массового спектакля Ю. П. Анненкова «Гимн освобожденному труду» 1 мая 1920 у здания Фондовой биржи и др. ). Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой).
- Картины ДОБУЖИНСКОГО Мстислава Валериановича, 1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Все Картины Мстислав Добужинский по алфавиту
- Книжная графика и театрально-декорационные работы Добужинского
- Словари и энциклопедии на Академике
На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. с Анненковым, Франция, 1937), «Опозоренная женщина» и «Странная женщина» Р. Стивенсона (оба – совм. С 1907 оформлял драматические спектакли для петербургских и московских театров: «Лицедейство о Робине и Марион» А. де Аля для Старинного театра (1907), «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907) и «Франческа да Римини» Г. ДАннунцио (1908) для театра В. Ф. Комиссаржевской, «Петрушка» П. П. Потемкина (1908) для театра «Лукоморье», «Месяц в деревне» (1909), «Где тонко, там и рвется» (1911), «Нахлебник» и «Провинциалка» (1912) И. С. Тургенева, «Николай Ставрогин» (1913) и «Село Степанчиково» (1917) по Ф. М. Достоевскому – для МХТ. Ничто не упущено, скорее даже можно признать излишним изображение Дуни с ребенком, едущих в карете, так как эпизод возвращения дочери смотрителя достаточно отражен в другом рисунке. Работал в области архитектурного пейзажа (Уголок Петербурга, 1904, ГТГ) исторической живописи, портрета (Человек в очках, 1906), а также как иллюстратор (Казначейша М. Ю.
Какой-то немецкой кажется вся книжка. В рисунках к "Барышне-крестьянке" (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу.
- Рисунок акварелью собирателя открыток
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
- Общееколичествопросмотровстраницы
Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре. В 1919–1921 оформил спектакли: «Дантон» Ш. Левберга, «Разбойники» Шиллера, «Макбет» и «Король Лир» Шекспира – для БДТ в Петрограде, «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского – для московского Малого театра и др. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Коллекция Русского музея обладает значительным собранием произведений мастера.
Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Добужинский видел Петербург, пронизанный духом Достоевского, с символизмом и мистичностью лабиринтов домов, каналов, улиц. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать.
Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Иллюстрации же рисует редко. Но уже примерно с 1916-1917 гг. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы.
Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. М. И. Фокин, с которым художника связывала давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести Ю. Н. Тынянова Подпоручик Киже и использовал для балета музыку Прокофьева. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Старая Литва» прошла в Минске (Национальный художественный музей Республики Беларусь) и в С. -Петербурге (ГРМ, 2009).
Плодотворной для него была связь с MX AT, где художник оформляет двенадцать спектаклей. Умер Добужинский в 1957 году. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца.
Баланчин, 1941, 1945), «Кавказский пленник» А. И. Хачатуряна (1957), оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (1947) и «Хованщина» М. П. Мусоргского (1950), опера-балет «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (балетм. Юный Художник много рисует, развивается его наблюдательность. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками.
В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». В 1957 году Добужинский ушел из жизни. Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики. Плоскость листа строго блюдется. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером.
К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. Для творчества Д. характерны стилизация, декоративность. В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной.
И ни о чем не позабудет: и про котелок и про то, как фрейлина торговалась о цене на него и про трещотку. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». загадочных приключений «Ночного принца». Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова.
Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве». На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Преподавал в мастерских бывших ЦУТР (1917–1919) и ИАХ (1919–1923). Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева.
Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Вскоре по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы». Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее им. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Произведения из наследства сына» (Парижский аукционный дом Le Roux-Morel Mathias Baron Ribeyre et Associes июнь, ноябрь 2005, март 2006).
Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена Свинопас (1917). Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского "Ревизора".
Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть.
В последнее время работы Добужинского участвовали в выставках Русского музея и опубликованы в каталогах, в том числе: «Символизм в России», «Санкт-Петербург. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Каунас). Контрастов черного и белого нет. Кое-что было сделано для «Детского альманаха».
В 1895 году Добужинский начинает занятия на юридическом факультете Петербургского университета и тогда же делает попытку поступить в Академию художеств. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю.
И надо ли говорить, с какой проникновеннейшей любовью и именно в духе раннего Достоевского воспроизведен Петербург сороковых годов. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Много лет рисовал фантастические пейзажи на тему «Городские сны». Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. В том же году уехал с ней в Мюнхен. Дмитриева-Кавказского (1895-1898) и у В. В.
Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы.
Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Н. Тынянова "Подпоручик Киже" и использовал для балета музыку Прокофьева. С 1939 жил и работал в США.
Создавал картины на исторические темы: «Петр Великий в Голландии» (1910, ГТГ), «Провинция 1830-х» (1907–1909, ГРМ). Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия).
В Париже проходят его персональные выставки. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями.
В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам второй мировой войны». С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда. Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере». Для открытых писем издаваемых Общиной св. Лучшие из них – русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. -А. Под ней — сердце между белых крыльев. Внизу — песочные часы и черные крылья.
С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Реже обращался к портрету («Человек в очках. Великий русский график, театральный художник.
Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. В дальнейшем занимался в основном сценографией, оформлял спектакли для Метрополитен-Опера, других театров Америки и Европы в их числе балеты «Русский солдат» («Поручик Киже») на музыку С. С. Прокофьева (балетм. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров.
Весной 1919 вернулся в Петроград, где пережил смерть дочери Веры (1901–1919). с Н. В. Ремизовым, США, 1946) и др. Гимназию окончил в Вильне.
Их издательство собиралось использовать для воспроизведения на художественных открытках. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского.
Видимо, это не в средствах Добужинского, тяготеющего обычно к изображению статических моментов. С 1901 года Добужинский входит в "Мир искусства". Исполнил иллюстрации к книгам: «Барышня-крестьянка» (1919) и «Скупой рыцарь» (1922) А. С. Пушкина, «Чудесная жизнь графа Иосифа Бальзамо де Калиостро» М. А. Кузмина (1919), «Роза и Крест» А. А. Блока (1919), «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1921), «Тупейный художник» Н. С. Лескова (1922), «Петербург Достоевского» Н. П. Анциферова (1923), «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (1923) оформил детские книжки: «Свинопас» (1917) и «Принцесса на горошине» (1918) Г. Х. Андерсена, «Три толстяка» Ю. К. Олеши (1925 1928), «Бармалей» К. И. Чуковского (1925), «Примус» О. М. Мандельштама (Пг., 1925).
Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского «Ревизора».
Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное — сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города — лишь фон. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира.
Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Благодаря особенностям композиции, многие его городские пейзажи, ставшие сейчас бесценнымантиквариатом, не воспринимаются как бытовые, а скорее, как символико-фантастические.
В октябре 1918 был назначен ученым хранителем Эрмитажа. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского Ревизора. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Матэ, а также в Мюнхене. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения.
Часть из них была представлена на выставке «Мстислав Добужинский: от Литвы до Америки» в Москве (галерея «Наши художники», 2007–2008). Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства».
Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Скупой рыцарь» усердно украшен. В 1901 посетил Венецию и Париж. Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку Прокофьева. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Талант М. Добужинского ярко проявился в преподавательской деятельности, книжной графике и театрально-декорационном искусстве, не ограничиваясьстаринными картинами.
Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Занимаясь в Университете, он самостоятельно изучает историю искусства и посещает частную мастерскую Дмитриева-Кавказского, его рисунки появляются в студенческих журналах. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Портрет К. А. Сюннерберга (Эрберга)», 1905, ГТГ). С 1901 года Добужинский входит в «Мир искусства». В 1923–1924 гг.
Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера Ночной принц (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком.
Работал в смешанной технике – акварелью, пастелью, гуашью, тушью, карандашом. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича.
Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Публиковал работы в журналах «Мир искусства» (1902–1904), «Художественные сокровища России» (1903), «Золотое руно» (1906–1908), «Аполлон» (1909–1915), «Сатирикон» (1908–1910), в альманахах «Белые ночи» (1907) и «Шиповник» (1907–1908) и на открытках Общины св. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая.
Для открытых писем издаваемых Общиной св. Сотрудничал в юмористических и сатирических журналах. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены.
Необходимо отметить еще значение концовок. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Добужинский занимался и станковой графикой и живописью, успешно преподавал – сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. В 1938 по приглашению М. А. Чехова выехал в Лондон для работы в его школе-театре.
Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова.
Участвовал в организации Большого оперного театра и стал заведующим художественной частью. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. В 1939, за несколько дней до начала войны, переехал с труппой театра в США. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина.
В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. В летние месяцы занимался в школе Ш. Холлоши в г. Надьбанья в Венгрии.
Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского Бесы Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем. Учился в Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе и у Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899—1901).
На выставках с 1902 г. Входил в объединение Мир искусства (с 1904 по 1910 – член Союза русских художников). Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Волькенштейн (1874–1965). В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда.
Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Живёт в Нью-Йорке.
Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Евгении (1902–1910). Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова. Дягилева. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена.
Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике. Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала.
Последние годы жизни оказались для него самыми трудными – он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. В созданных в 1903 годустаринных картинах«Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга» уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу и отображение его жесткой и суровой силы.
Для этого периода творчества Добужинского характерны городские пейзажи: виды Вильно, Тамбова, Новгорода, Ростова-на-Дону и, конечно, Петербурга. По окончании университета (1899) женился на пианистке Елизавете Осиповне Добужинской, урожд. Но его особенно привлекал другой Петербург. Наарт-рынкеособым успехом пользуются эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28. 03. 12 по 31. 05. 12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом». Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность.
В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера "Ночной принц" (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Работал для кинематографа исполнил декорации к фильмам «Пиковая дама» Ф. Оцепа (совм.
В 1900–1910-е много ездил по городам России и Западной Европы, неоднократно посещал Италию (позже выпустил со своими иллюстрациями книгу «Воспоминания об Италии»). Начавшаяся война не дала художнику возможности вернуться в Каунас. Моцарта, "Гамлет" и "Король Лир" Шекспира. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». А. А. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков — в Литву. Но уже первые выступления принесли ему известность.
В 1914 оформил балеты «Бабочки» Р. Шумана и «Мидас» Л. П. Штейнберга (балетм. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие.
Родился в семье офицера. Добужинский, к неудовольствию иных чрезмерно педантичных поклонников старины, не идет более легким путем — стилизации под гравюру, а смело остается верен своим исканиям новых форм графики. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Еще мальчиком он много читал, полюбил и внешний облик книги, с особым интересом относился к иллюстрированным журналам, рисовал карикатуры, виньетки, сочинял шрифты. Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Родился он в 1875 г. С детства, как сообщает биограф, его окружала культурная и благоприятствующая развитию природных способностей обстановка.
Эффектное воспроизведение мерцающих очертаний падающих хлопьев снега, отражение в зеркале, отсветы свечи на стене лишь усиливают впечатление чего-то таинственного и жуткого. Гимназию окончил в Вильне. Достоевского, 1923).
Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Член объединения «Мир искусства». Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву.
Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). А если и остается долго жить, то лишь как рисунок, как графика ее значение как истолкование памятника другого искусства обычно воспринимается по прошествии известного времени лишь в исторической перспективе. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». М. М. Фокин, 1942), «Ballet Imperial» на музыку П. И. Чайковского (балетм. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом.
Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника принадлежат уходящему, более человечному времени. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. Для открытых писем издаваемых Общиной св.
Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), в школе Антона Ашбе и у Шимона Холлоши (Мюнхен, 18991901). Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. «Человек в очках» (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике.
Портрет города и горожан», «Неоклассицизм в России», «Дягилев и его эпоха», «Два века русской литографии», «Издания Общины святой Евгении», «Дягилев. Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде.
Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. В 1910-е сотрудничал в литературно-художественном кабаре «Привал комедиантов», любительском театре графини Шуваловой, кукольном театре Ю. Л. Сазоновой-Слонимской.
Замечательны сами приемы графики. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Книги с его иллюстрациями в последующие годы многократно переиздавались. В 2007–2009 выставка «Мстислав Добужинский. С 1929 Добужинский – ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас).
Евгении, Добужинскии исполнил серию рисунков архитектуры Петербурга XVIII – начала XIX века. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1885-1887), мастерской живописи и рисования Л. Е. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Лермонтова, 1913 Белые ночи Ф. М. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея.
По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Умер Добужинский в 1957 году.
Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. В 1935 с труппой каунасского театра уехал в Англию. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем. Но уже первые выступления принесли ему известность.
Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин.
Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. В 1925 работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 – для парижского театра Никиты Балиева «Летучая мышь».
А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. С 1924 г. жил в эмиграции. В других пейзажах Добужинского подчеркнута иная сторона русской столицы: за блестящими фасадами прячутся темные дворы-колодцы с безликой симметрией слепых окон, вместо живописных колоннад и портиков с улицы видны глухие брандмауэры. Участвует в выставках с 1902. Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города».
Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа.
Человек в очках (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Начало».
Ч. Вейдман, 1949). В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста.
В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ – декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу.
Отец забрал сына на воспитание и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Различны и системы иллюстрирования. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия).
К тем же годам относятся и первые поездки за границу — в Германию и Швейцарию. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Местами кое-где введены небольшие пятна черного.
Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Таким видел Добужинский современный ему Петербург. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа.
Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). С 1901 года Добужинскии входит в Мир искусства. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги.
Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). В иллюстрациях показано самое интересное в сказке, все то, что ребенок хотел бы увидеть изображенным. Большое количество работ художника было приобретено российскими коллекционерами. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении.
Моцарта, Гамлет и Король Лир Шекспира. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника — оформлении сказки Андерсена "Свинопас" (1917). Бахрушина, музеях Вологды, Иркутска, Кирова, Козьмодемьянска, Краснодара, Севастополя, Саратова, Смоленска, Твери, Хабаровска, зарубежных музеях. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Так всегда.
Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909 «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917). Участвовал в оформлении постановок Русских сезонов СП. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами.
"Человек в очках" (1906, ГТГ) — одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике.