Донателло Пир Ирода
Донателло достигает подлинной классичности в рельефе Пир Ирода, созданном по возвращении из поездки в Рим. Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности («Пир Ирода»). Позже Донателло создает пять статуй для кампанилы Джотто, «Пир Ирода» (около 1427), «Мадонну Пацци» (около 1420) и другие знаковые произведения.
Описание рельефа донателло «пир ирода»
XV вв. Первая его работа в этом материале — статуя св. В таком случае Филиппо Липпи может оказаться родоначальником этой традиции. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Dialog.
Даже великан-стражник на переднем плане, по сравнению с Саломеей, выглядит недописанным. ворот флорентийского баптистерия.
Примеч. Так впоследствии эту сцену будут изображать художники Италии, начиная с Джотто4. На бронзовых с позолотой рельефах пределлы алтаря представлены деяния св. Теперь можно обратиться и к традиционным средствам выразительности. Возможно, что художник сам резал доски для ксилографий.
- Образ Саломеи в изобразительном искусстве
- Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
- История произведений искусства (2 сезон: 11 серия из 22) Пир Ирода Донателло / 039 / 2008 /
- Скульптор Донателло: биография, работы, фото
- Описание рельефа Донателло «Пир Ирода»
На заднем плане, под дворцовой аркой художник показал танец Саломеи на пиру Ирода1617. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Д. исполнил гробницу антипапы ИоаннаXXIII во флорентийском баптистерии (1425–1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итал. Этот сюжет интересен тем, что художники могли изобразить светскую тему: пир со множеством народа, слугами, музыкантами. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Один из интересных примеров разработки сюжета— рельефные бронзовые панно двери входного портала веронской церкви Сан-Дзено (XIв. ). Конный памятник (1447–53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европ.
В IV веке падчерица Ирода упоминается наряду с мимами и жонглёрами. Ее изящная фигурка словно наполнена божественным светом, ее ноги едва касаются земли. По своим изобразит.
- Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло
- Поездка в Рим, второй флорентийский период
- Брунеллески, Купол собора во Флоренции, 1420-36
- Часть 117 ТЕ Смерть Иоанна Крестителя
Неаполя). 1427 г. (баптистерий кафедрального собора, Сиена)В 1412 г. Д. был принят в гильдию св. Она — воплощение грациозности и легкости. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Саломея тем временем продолжает исполнять свой необузданный танец.
иллюстрацию в ст. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Иоанн Богослов.
Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Позже художники изображают ее танцующей, обычно полуобнаженной, хотя на самом деле она танцевала абсолютно обнаженной. В творчестве мастера наступил новый период. Кроме того, она является самым светлым пятном на всей фреске. 1423—1425) и св. Фра Липпи пользовался, в основном, тремя цветами: белым, красным и темно-синим.
В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. В XV веке сюжет был распространён в районе исторических Нидерландов (современные Бельгия, Нидерланды, Люксембург и (частично) северная Франция) и Германии, а также Латинских земель. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Д. одним из первых используя язык рим.
иск-ве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя имп. Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца и для ее осуществления был приглашен Донателло. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Царь Ирод, в темнице которого был заточен святой, пообещал своей падчерице Саломее все, что она попросит, лишь за то, чтобы она станцевала перед ним. Часто изображаются музыканты играющие на флейте и тамбурине.
Георгия (1415-1417, Национальный музей, Флоренция) наделена «изумительным движением, оживляющим камень изнутри» (Вазари. Hom. Марка (1411-1413), предназначенный для наружной ниши ц. Орсанмикеле. Мраморный рельеф Пир Ирода (ок. 1435-1439). средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (кон. Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Д. : «Битва св.
Вот таким образом его определяли и как Меркурия (Вазари) и как Персея (Чинелли, 1677) Сатира (из-за хвостика) и как Купидона (возможно, в руках держал лук и стрелы) и как фавна и как Айона и Приапа, как Пана, юного Геркулеса (змея под ногами), Атиса, возлюбленного богини Кибелы. На 5 рельефах сев. или пейзажный фон. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Эта бестия не успокоится, пока «не получит добычу»5.
К скульптуре ап. источником стиля Д. было творчество Нанни ди Банко, сотрудничавшего с ним в работах над Порта делла Мандорла и Филиппо Брунеллески, привлекшего его к проектированию купола Флорентийского собора. Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры. В Риме среди прочего Д. сделал надгробие Джованни Кривелли, архиеп.
(Музей кафедрального собора, Флоренция)Ап. Донателло принадлежал художественный замысел кафедры, а также рельефы балюстрады с изображением пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах путти, фланкированных коринфскими пилястрами. Отдельные рельефы Сиенской купели демонстрируют разнообразие их творческой манеры. Петра и завершения ряда других заказов.
Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). 1430-хгг., ц. Санта-Кроче оба– во Флоренции). 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я пол. В конце XVI в. алтарь был разобран. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. представления о человеческой личности («Св. Саломея словно выполняет волю свыше, подчиняясь своему року.
Георгий», 1415–1417, обе– для ц. Орсанмикеле статуи пророков для колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1415–36 все– во Флоренции). Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см.
Получив известность после исполнения обществ. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. По замечанию Э. Панофского, Д., реализовав свои художественные намерения, «обесценил это выдающееся общественное начинание».
Саломея по наущению своей матери, Иродиады, потребовала голову Иоанна Крестителя. Положение рук ангела и Марии перекликаются.
Георгий» (1407) – в фигуре «Пиппо Спано» (1450-1455), позднее конного памятника Б. Коллеони работы Андреа Верроккио (Пьяцца-Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции). Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. В работах Донателлоформируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурныйили пейзажный фон.
для посмертных монументов стенного надгробия (гробница Бальдассаре Коссы, антипапы Иоанна XXIII, 1425-1427 совместно с Микелоццо – флорентийский баптистерий) Д. отлил из бронзы конную статую, вознесенную на 9-метровом цоколе. С. 100. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. 1962. На нижних уровнях написано мученичество (или страсти) обоих святых: справа – обезглавливание Иоанна Крестителя, слева – побивание камнями Стефана Первомученика.
1415, Флоренция, Нац. музей Барджелло). de Lucae, XXVII, 3) добавил к ним свои рассуждения. В последней сцене Саломея при виде головы Иоанна теряет сознание и падает на руки слуге15.
Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. заказов Флорентийской республики и гор. В начале 1420-х годов Донателло обратился к технике литья из бронзы. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Италии этот тип изображения пришел на смену готическому полиптиху.
Пять фигур находятся в музее собора. 1440-хгг. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. 1386, Флоренция – 13. 12. 1466, там же), скульптор итал. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Д. происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-япол. Донателло является истинным создателем так называемого «живописного рельефа».
Настал удобный день, когда Ирод, по случаю рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь и дам тебе и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. 1963. н. Мадонна Пацци, 1422), напоминающих профили менад на классических камеях, а также в «Благовещении» алтаря Кавальканти (1-я пол. Его наиболее достоверная реконструкция создана по аналогии с главным алтарем ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне, спроектированным Андреа Мантеньей (1456-1460) и алтарем падуанской ц. Эремитани (1452-1453 работа ученика Д. - Джованни да Пиза), в котором использованы принципы антикизированного архитектурного обрамления алтаря Кавальканти. Блаженный Августин (Vв. ) добавляет новую деталь— передавая голову Иоанна Крестителя Иродиаде, Саломея кладёт её на лоно матери. Пребывание в Падуе (1443-1453) граничит с работами Д. в соборе Сан-Антонио (Иль Санто 1447-1450) и созданием конного монумента (1443-1453) кондотьеру Эразмо да Нарни, прозванному Гаттамелатой.
Особенная прелесть медальонов Сан Лоренцо состоит в редком для Донателло использовании полихромного рельефа, так обогатившего строгую архитектуру Раннего Возрождения, созданную Брунеллески. С исканиями Д. тесно связано творчество сиенца Якопо делла Кверча, работы к-рого выделяются пластической насыщенностью и образной мощью (рельефы портала собора Сан-Петронио в Болонье, 1425-1438). Антония.
1427 г. (баптистерий кафедрального собора, Сиена)Пир. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Скульптура отличается живостью исполнения.
Учитель церкви добавляет детали к характеристике танца принцессы, покоряющей Ирода: «она изгибается всем телом и вращает ногами, как будто у неё не было позвоночника»6. Они повстречались в1456году, когда Липпи был сорокашестилетним монахом, аЛукреция – семнадцатилетней девушкой. Выглядит это так, будто солдат говорит Ироду: «Вот то, что вы просили. Возможно, это означает, что Саломея, в отличие от них, была принцессой или что Андреа Пизано, работая над «Пиром Ирода», не придавал значения последовательности античного пиршества.
С. 281). cum Tryphono iudaeo, XLIX) повторил евангельские сообщения, Ориген же (Orig. Ап.
Он словно отстраняется от нее, вытянув руки, держащие блюдо. За колоннами изображен уникальный мраморный рельеф изображающий языческое ликование хоровода упоенно пляшущих крылатых младенцев-путти – излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Д. вел инженерные работы во время осады Лукки (1430).
Архитектура полностью симметрична. Ипполита в «Refutatiо» – сочинении, доступном на Западе со времени Флорентийского Собора (1439) (Janson. P. 164-167), в «Дневнике Полициано» (A. Постоянное перемещение художественных ориентиров является путеводной нитью книги, в которой я стремился показать, как каждое произведение соотносится с предшествующими — через подражание им или противодействие. Сигизмунда (1433, рис. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. возможностям такой рельеф приближается к живописи (см.
Иоанна Богослова, словно сидящего на наклонной поверхности, в профиль воспринимается как барельеф (поскольку спина статуи срезана), но при этом обладает монументальностью. Также интересно заметить и степень прорисовки разных персонажей. Рельеф купели. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.
Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. Целое море жизненной силы должно было кипеть в художнике, создавшем эти фигуры. Возможно источниками вдохновения послужили статуя Марка Аврелия (II в. ) в Риме, надгробные конные монументы Сев. Самые радикальные новшества отличают рельеф работы Донателло «Пир Ирода».
Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Пир Ирода танец Саломеи (Мк., 6:21-28). Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными.
Пир. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Возможно, Д. имел связи с влиятельным в Падуе в XV в. орденом францисканцев и был приглашен попечительским советом миноритского собора Сан-Антонио, для к-рого им был исполнен большой, свободно стоящий алтарь (1485-1552 разобран в XVII в., существует его краткое описание у Микеле Санмикели). XV в., ц. Санта-Кроче, Флоренция) и для рельефов парапета кафедры для певчих (1433-1438, Музей кафедрального собора, Флоренция). Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. 1967), освященной во имя ап. Др. Мозаика, хотя и художественно замечательная, не содержит новых трактовок истории Саломеи.
Панели, сюжетно связанные сСаломеей и казнью Иоанна Крестителя, относятся к правой двери (ил. 10): это «Танец Саломеи» (ил. 11), «Обезглавливание Иоанна, голову Иоанна показывают царю Ироду» (ил. 12) и«Саломея показывает голову Иоанна Иродиаде». Описание пира, данное Ювенком, заложило основы иконографии сюжета. В творчестве Донателло глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщению и героике. 1962. Италии (напр., памятник П. Савелли в венецианской ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари).
Возрождение). Справа показан Иоанн в темнице, по традиции он одет в звериную шкуру. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков.
Хоквуда (1436, Санта-Мария дель Фьоре), заменившую работу А. Гауди и Дж. Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора. Эта скульптура, вероятно созданная под влиянием античной статуи Гермеса (Палаццо Веккьо) (Либман. Jena, 1929) и в др. Иоанна Богослова близок образ ап.
Слева Ирод возлежит с гостями перед столом с корзиной фруктов. Но это не мешало ему быть скромным и непритязательным в быту: он мало ел, стеснялся носить дорогой плащ, который ему подарили почитатели его таланта. В пляске путти у Донателло есть победоносный, героический размах.
Здесь начинается следующий этап его творчества. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто).
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Мы получили это. Этому немало способствовала близость к знаменитому архитектору Брунеллески Ф., с которым Донателло, вероятно, познакомился в самом начале XV в. С этого времени молодой скульптор начал стремительно подниматься к вершинам своего мастерства, завоевывая авторитет не только совершенством исполнения, но также смелостью творческого мышления, новаторским подходом к искусству ваяния. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой. Эти оттенки отличаются лишь по светлоте.
Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Фигура Богоматери на троне выполнена в виде единого блока. Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. Универсальность интересов Д. позволяла ему реализовывать свои замыслы в различных жанрах (многофигурный алтарь, надгробие, медальоны для Палаццо Медичи-Риккарди, картон для витража «Коронование Богоматери», проект убранства для празднества по случаю коронации имп. У последней нет четко выраженной оси. Фра Липпи не случайно выделил Саломею.
(Музей кафедрального собора, Флоренция) (ок. 1957. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ.
1998. Возрождения, способствовавший становлению искусства раннего Возрождения и формированию индивидуальной манеры отдельных художников (Андреа Вероккио и Микеланджело). Это один из первых ренессансных конных монументов. Главный персонаж в этой сцене –Саломея, которая изображена в трех разных положениях. комментариях XV-XVI вв.
Альбрехт Дюрер дважды обращался к истории Иоанна Крестителя. и Сев. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). н. sacra conversatione у Дж. Драматич.
Рядом с ним рельеф Кверчи «Захария в храме» поражает мощью творческого темперамента художника, пластической энергией телесных форм. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах —статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Выполненная по заказу цеха оружейников для той же церкви статуя св.
30-х гг. Манускрипт с фрагментами из евангелия Матфея, выполненный на пурпурном пергамене золотыми буквами, датируется VI веком (Национальная библиотека Франции, Париж). В то время она была послушницей августинского монастыря Святой Маргариты вПрато. Ее голова увенчана короной с изображением херувимов. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. ремесленных цехов, Д. всё чаще стал получать частные заказы.
Polizianos Tagebuch: 1477-1479 / Hrsg. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. В целом знаменитая кантория (кафедра для певчих) во флорентийском соборе, украшенная рельефными изображениями пляшущих младенцев-ангелов (т.
находку Д. - «обрезы» фигур краем рамы, придающие композициям незавершенность (напр., разбойники на крестах в сцене «Снятие с креста»). Скульптура Д. известная как Амур-Аттис (1-я пол. Аквилеи (1433 изображение полустерто), установленное в ц. Санта-Мария ин Арачели. В нем идет повествование о смерти Иоанна Крестителя.
На панели «Саломея показывает голову Иоанна Иродиаде» Андреа Пизано следует евангельскому изложению изображая Иродиаду вне пиршественного зала. н. Цукконе) – Джованни ди Бардуччо Керикини, в прор. 1430, Гос.
Та отвечала: головы Иоанна Крестителя» (Мк. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святогоГеоргия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственныемузеи, Берлин). 1423-1425), Аввакума (1427-1435), группы «Жертвоприношение Авраама» – ренессансная образность соединяется с натурной точностью, остротой линейного рисунка и выразительностью формы, родственными искусству сев. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). В 1403—07 гг.
Новаторская концепция алтаря утвердилась в качестве образца в живописи (т. находится во Флорентийской академии), материалах и техниках. В кон. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св.
В«Танце Саломеи» (ил. 11) Пизано – вполном соответствии с иконографией – изображает только мужчин: за пиршественным столом сидят трое взрослых бородатых людей, повернувших головы влево, чтобы видеть молодую женщину, которая танцует, видимо, неподалеку от Ирода. XV в. во Флоренции ознаменованы интересом к фламанд. Такую отстраненное состояние мы можем увидеть у всех трех изображений Саломеи.
Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. Монохромная цветовая гамма также не отличается разнообразием.
Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (ок. Италии. Марк»). 1), записи Джованни Чинелли-Кальволи, замечания Антонио ди Туччо Манетти в биографии Филиппо Брунеллески, а также сведения, содержащиеся в предисловии к «Трем книгам о живописи» Л. Б. Альберти и в жизнеописаниях художников и скульпторов в сочинении Б. Фацио (см. : Baxandall.
мастеров, а также с убедительным правдоподобием, свойственным античности. Марка Аврелия, которую Д. видел в Риме. После возвращения из Рима, в начале второго флорентийского периода творчества Донателло создал алтарь Кавальканти c классически сдержанным рельефом Благовещение (ок. 1435) для церкви Санта Кроче.
Юстин (Iust. Антония (Санто). 1971. Людовика Тулузского (ок.
Аввакуме (т. Сообщение евангелистов получило своё развитие позднее в трудах отцов церкви, описывающих пир Ирода и танец его падчерицы с новыми подробностями и дающих их метафорическое толкование, которые повлияли на традиции изображения этих библейских сюжетов.
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Алтарь был выполнен в определённой форме, которая и повлияла в значительной мере на облик живописных алтарных образов Мантеньи, Джованни и Кривелли Беллини. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). 1971), работы Д., посетившего Рим (1431-1433), отражают влияние античного искусства.
Вместо традиц. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Мощные консоли несут мраморную балюстраду кантории, украшенную мозаикой и позолотой.
Амвросий Медиоланский подробно повествует как о пире Ирода, так и танце его падчерицы, называя его «семенем раздора» (pignus regale). Медальоны, особенно в сочетании с гербами рода Медичи перегрузили композицию интерьера. Марк», 1411–13 «Св. Наиболее традиционно «Крещение Христа» работы Гиберти.
Ироду пришлось выполнить свое обещание. Свой рельеф Донателло изобразил с большой естественностью, простотой и задушевностью. скульпторов. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги. Ирод устроил пир, на котором танцевала его падчерица Саломея.
Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Но в XVв. По Хрисологу, Ирод, глядя на танцующую Саломею, понимает, что она— его родная дочь, плод его кровосмесительной связи с Иродиадой: «ведь будь она чужим ребёнком, можно было бы обнаружить хоть следы целомудрия»67. Небольшая бронзовая статуя Давида (1-я пол. Ирода.
1415 ранее размещался у подножия статуи св. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. традиции (Panofsky. Вазари, считал ее одним из своих лучших произведений. Богато украшенные стрельчатые арки обрамляют сцены.
В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные. Вот таким образом сходство с декорациями здесь лишь условно. Художник Ганс Мемлинг поместил сюжет с Саломеей на левое крыло «запрестольного образа», в настоящее время хранящийся в Музее Мёмлинга (Брюгге, Бельгия).
музеи, Берлин). 30-х гг. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).
пластики, воплотил в своих статуях гуманистич. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). Самые известные среди них – это статуи Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского и Святого Георгия. Марка (1412 год), св. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Энергичная пластика объемов, естественность и в то же время угловатая напряженность поз, характерность (возможно, портретность) персонажей способствовали созданию столь ярких образов, что флорентийцы находили их «прототипы» среди сограждан: в прор. Так или иначе, но в его «Танце Саломеи», как и уДжотто, Иродиада отсутствует.
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Работал в городах Центр. Саломея также изображается стоящей на коленях перед Иродиадой, получая ее фатальные указания или она танцует, держа над своей головой блюдо с головой Крестителя.
В итальянской живописи XVI века был распространён вариант полуфигурного изображения Саломеи, держащей блюдо с головой Предтечи. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Ладислао Дураццо) испытала влияние произведений поздней готики (работ Дж.
Георгия с драконом» (1-й пример использования в скульптуре линейной перспективы) Д. пытался воссоздать органическое единство мира и героя в нем. Иоанна Богослова (1408-1415, Музей кафедрального собора, Флоренция) противоречила традиции «интернационального стиля», в соответствии с к-рой были выполнены и установлены на фасадах собора и на 2 сторонах колокольни ок. музей Барджелло). Созданию этого иллюзионистического эффекта способствует постепенное уплощение рельефа к центру и введение фигур, фланкирующих центральные сцены («Положение во гроб») такую композиционную особенность стали использовать в XVI в., как и др.
Иеремии увидели Франческо ди Томмазо Содерини, в прор. 6:24). Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.
К слову, надо заметить, что эмоциональное напряжение фрески нарастает по мере развития сюжета слева направо. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Людовика Тулузского, заказанная ему советом гвельфской партии в 1422 для украшения одной из ниш в Ор Сан Микеле (впоследствии перенесена в Санта-Кроче, ныне хранится в музее при церкви) — один из самых прекрасных памятников, в которых отразилось ренессансное понимание святости как личного подвига. Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (см. Ирода. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателлоисполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Композиция рельефа «Передача ключей ап. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, впоследствии самый знаменитый царь Израильский – один из самых распространенных героизированных образов Итальянского Ренессанса, в целом тема героя-победителя – излюбленная тема этой эпохи. Запечатлевая историю Саломеи, Донателло наполняет ее поразительной эмоциональной силой. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. Луки как «скульптор и золотых дел мастер» и привлечен к строительству собора Санта-Мария дель Фьоре. P. 143).
Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Несмотря на то что 30-е гг. Художник сознательно помещает основную сцену в центре фрески. «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить.
В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Скульптура Д. повлияла на живопись Андреа дель Кастаньо. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. 1971. XIV – нач.
Микеланджело, по свидетельству историографа, сказал, что если ап. Саломея, дочь Иродиады, стала танцевать перед гостями, дабы развлечь их. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
Работа Д. перекликается с фреской Мазаччо в капелле. н. путти) является одним из величайших шедевров Донателло. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готич. 1430– нач.
Петра, созвучна программе декора капеллы, в к-рой подчеркнута идея величия Флоренции («Florentine empire» – один из мифов, определявших гос. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. Он так был восхищен ее танцем, что опрометчиво пообещал выполнить любое ее желание. К ранним работам относятся статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы.
Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Не будь таким малодушным. » Кажется, ее злит его реакция – иабсолютно обоснованно. Жесты и пластика поз, обнаруживающие сильные душевные порывы от немого отчаяния до неистовства («Распятие»), выражают суть повествования. В содружестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо в 1425-27 Донателло создает гробницу папы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (Донателло выполнил лишь лежащую фигуру папы), ставшую классическим образцом для всех позднейших гробниц эпохи Возрождения, призванных увековечить славу умершего. дАрриго.
Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Георгия с драконом» (Нац. Она трясёт своей гривой, не человеческими волосами». В 20 – е годы XV века в конкурсе на украшении Сиенской купели вместе с уже признанным мастером Гиберти принимали участие еще два скульптора, которым предстояло прославиться в грядущие десятилетия – уроженец города Сиены Якопо делла Кверча (1374 – 1438) и великий флорентинец Донателло (1386 – 1466).
Она вышла и спросила у матери своей: чего просить. Так, стилистическая концепция статуи ап. Георгия (ок. Сейчас это произведение называют Амур-Атис, ныне хранится в Национальном музее Барджелло, Флоренция. Изображение написано яркими красками, убранство пиршественного зала выдержано в римском стиле.
Изображения жизни святых следуют параллельно друг другу и каждое состоит из трех уровней. P. 10-11). Одновременно с началом работ в Иль Санто (1443) Д. приступил к исполнению оплаченного Венецианской республикой монумента (кенотаф) кондотьеру Гаттамелате. Особенно это заметно в изображении св. В статуе и рельефе на ее цоколе «Битва св.
Монументальная и суровая простота композиционно безупречной группы достигнута обобщенностью форм, сочетающейся с тщательной проработкой деталей и портретностью лица всадника. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Это один из первых ренессансных конных монументов. Бронзовая статуя Амур-Атис (1430-е).
Оправданием может послужить то, что произведения живописи меньше теряют в репродукциях, чем объемная скульптура и тем более монументальные сооружения архитектуры. Антония. Этот рельеф напоминает о традициях позднеготического ювелирного искусства. Во Флоренции выполнял лепные работы в ризнице ц. Сан-Лоренцо (1433-1443, 4 медальона в парусах свода с сюжетами о евангелистах, бронзовые врата).
Его 1-м самостоятельным произведением стала скульптура пророка с фиала Порта делла Мандорла (1407) в Орсанмикеле. Затем следуют эпизоды с танцем, усекновением головы и её поднесением Иродиаде. Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать. «Пир Ирода» является одним из ключевых изображений в серии Иоанна Крестителя. A. Wesselski.
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. 30-х гг. иск-вом. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора.
Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях.
В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. С большим мастерством скульптор выполнил складки одеяний Марии и ангела. В Амьенском соборе, на северной стороне хоров помещены четыре рельефа (XVв. ) с эпизодами из жизни святого Иоанна. Опознаваемы античные мотивы отдельных эпизодов. Марк был таким, то он «мог бы поверить тому, что тот написал». 1450-хгг., Палаццо Веккьо, Флоренция). Третье правило также потребовало некоторого самоотречения.
Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. Её миловидность и невозмутимость вступают в диссонанс с драматической ситуацией. традиции («Давид», 1409, Нац. В 1430 г. Донателло создал Давида – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. 1408-1415 гг.
кафедры представлены сюжеты, выбор и размещение к-рых далеки от традиционных: «Христос перед Каиафой», «Христос перед Пилатом», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Вознесение». Антония Падуанского, описанные в хранящейся в соборе книге Секко Полентоне: «Чудо с ослом», «Чудо с заговорившим младенцем», «Чудесное исцеление непокорного сына», «Сердце скупого». Эти качества проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Справа— тюрьма, где лежит обезглавленное тело, над которым склонились двое мужчин9.
Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Петру» (1430, Музей Виктории и Альберта, Лондон), служившего пределлой первоначального алтаря капеллы Бранкаччи (Einem. 1408-1415 гг. Современники называли Д. «великим подражателем древних».
В Сиене Д. исполнил серию рельефов для баптистерия, показав безупречное владение перспективой (напр., «Пир Ирода», 1427, - более простой по композиции, нежели «Пир Ирода», 1441, Музей Викар в Лилле). Слева, принимая от палача блюдо с головой Иоанна Крестителя, она смотрит в сторону.
Иоанн Богослов. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата).
Миловидное лицо не выражает никаких эмоций. «Царь опечалился», но исполнил обещанное. музей Барджелло, ок.
Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Рельеф купели. А вот старейшие бронзовые ворота баптистерия изготовленные Андреа Пизано и ныне расположенные с южной стороны имеют особенности, позволяющие поместить старый сюжет на новый уровень психологической сложности, особенно в отношении интерпретации личности Саломеи. 50 скульптур. Вероятно, декор дверей был выполнен немецкими мастерами.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
трудах и лит. Среди масштабных работ Донателло, выполненных в 1420-е, — монументальное надгробие лжепапы Иоанна XXIII (выбранного папой во время церковного раскола и непризнанного католической церковью ок.
Композиции, полные импульсивного движения, уподоблены «пластическим видениям». В рельефе видят политическую аллегорию, связываемую с личностью папы Мартина V, олицетворявшего в глазах современников «libertas Ecclesiae», звавшего к крестовым походам против гуситов и пытавшегося восстановить могущество папской власти. Он указывает на женщину (неизвестно, Саломея ли это или Иродиада), которая принимает у палача голову Иоанна на блюде.
В этом заключается главное отличие от фрески «Чудо со статиром», выполненной Мазаччо по схожей схеме. Иосии – Поджо Браччолини. Медальоны в Старой сакристии церкви Сан Лоренцо (1428-1443). В XVIII веке семейство Донни выставило ее на продажу как этрусское божество.
политику и питавших общественное сознание в XV в. ). При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. 1420-хгг., Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (ок.
Самым главным грехом Ирода, в котором обвинил его Иоанн, было то, что он, вопреки закону, женился на Иродиаде, жене своего покойного брата. Но, с другой стороны, данная книга, как она замышлялась, не могла бы состояться без соотнесения изобразительных искусств с архитектурой. Пизано и Тино да Камаино в Сиене, Пизе, Прато, Пистое). Ксилографии «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1510), где Саломея изображена принимающей голову Иоанна и «Принесение Саломеей Ироду главы Иоанна Крестителя» (1511), где дочь передаёт Иродиаде свою страшную ношу, по тонкости исполнения и художественным качествам близки к гравюре на меди. Музыканты вообще обозначены лишь призрачным намеком на то, что находятся в помещении.