Джоконда Википедия
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Площадь Сан-Марко в Венеции. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Народ в предвкушении праздничной регаты.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления.
- Десять главных секретов Джоконды
- Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр
- Советская Джоконда: как «Девушка в футболке» художника Самохвалова покорила Париж
- Ограбление века: невероятная история похищения «Моны Лизы»
- Сенсационное заявление итальянских ученых: найдены останки Моны Лизы
- Словари и энциклопедии на Академике
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Джоконда оправдывается, а Лаура внезапно подаёт признаки жизни, приходит в чувство и говорит Энцо, что её спасла именно Джоконда. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо и руки и плечи.
- Детективная история «Моны Лизы»
- Лиза дель Джокондо: интересные факты
- История картины и её приключения
- Критика и недостатки полотна Мона Лиза (Джоконда)
- «Памяти наставника» – художник Юрий КУГАЧ
- «Благодатное небо» – чудотворный образ Пресвятой Богородицы
- Золотисто-коричневый бархат борозд
- Напишите отзыв о статье Джоконда (опера)
Друзья вносят бездыханное тело Лауры. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Улыбка Джоконды необычайно притягательна, обворожительна, маняща.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Другие оперы Понкьелли хоть и были популярны, всё же не достигли подобного успеха3. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Но он любил этот образ. Только чувство утраты рождает любовь. В обмен на освобождение Энцо из тюрьмы, Джоконда согласилась отдаться Барнабе. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
- Отрывок, характеризующий Джоконда (опера)
- Поиск значения / толкования слов
Другие оперы Понкьелли хоть и были популярны, всё же не достигли подобного успеха2. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Леонардо работал над ним не один год. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Это одно из чудес этого портрета.
Вот почему он не писал автопортреты. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. До него никто не видел в ней никакой тайны. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
Леонардо был очень похож на свою мать. Остров Джудекка. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Премьерные спектакли на русской сцене были осуществлены в Казани (1 декабря 1885 года, антреприза П. Медведева), в Петербурге (18 января 1888 года, Мариинский театр) и Москве (13 февраля 1907 года, Большой театр).
Больше чем через два года известный итальянский антиквар АльфредоГери получил по почте письмо от некого ВинченцоПеруджа с предложениемпередать ему Джоконду, но с одним непременным условием – картина должна остаться в Италии. Леонард был арестован. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Он был влюблен в собственную мать.
«Мона» переводится как «госпожа». В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. В числе его учеников были Джакомо Пуччини и Пьетро Масканьи3. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. В сознании Леонардо с детских лет отпечатался образ Катерины – красавицы-крестьянки. Над проверкой этой версии трудятся многие учёные, сегодня ведутся раскопки могилы Моны Лизы дельДжокондо в монастыре Святой Урсуллы на территории Италии. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
Время шло – картина не появлялась. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
Получив отказ, он натравливает толпу на слепую мать Джоконды, обвинив её в ведовстве. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. А в мае этого года лик Моны Лизы, набранный художником Георгием Пузенковым из компьютерных пикселей, отправился в космос на Международную станцию.
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Джоконда соглашается, но убивает себя кинжалом на его глазах. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Учитывая его состояние, легко понять, что вынести такое для Леонардо было тяжело или невозможно.
Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». А. С. Пушкина в Москве.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Да Винчи использует здесь новый технический прием – сфумато, суть которого заключается к нечетком, размытом написании линий контура. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Но это чрезвычайно трудная задача. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. В числе его учеников были Джакомо Пуччини и Пьетро Масканьи. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Впоследствии композитор занял место профессора Миланской консерватории. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Впоследствии композитор занял место профессора Миланской консерватории. Барнаба признаётся в любви Джоконде.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Опера имела исключительный успех в Италии, а спустя некоторое время— в США. Немецкие газеты платили той же монетой. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея.
Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. придумал загадочную улыбку Джоконды. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Так он и спал на картине больше двух лет.
Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. 76х53 см. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Мать Джоконды дарит ей на память чётки. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Лаура принимает снадобье и её возвратившийся муж решает, что она отравилась.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Эти идеи вызрели в квартале поэтов – Латинском квартале Парижа, в дискуссиях в кафе романтической молодежи.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Техника написания портрета доведена мастером до совершенства. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. До него никто не видел в ней никакой тайны. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. «Le Petit Parisien» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Это и есть одна из главных тайн изображения. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Джоконда делится с ними своими тревогами о судьбе пропавшей слепой матери и оставшись одна начинает размышлять о самоубийстве.
Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Герцог планирует убийство изменившей ему жены Лауры. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
О матери Леонардо почти ничего не известно. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Команда сгоревшего корабля вместе с Джокондой остаются на острове Джудекка.
Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы. Эта загадка практически решена. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
По сути дела, получалось изображение его идеала, его кумира, но в гротескном виде. Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной. Другие оперы Понкьелли хоть и были популярны, всё же не достигли подобного успеха. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. В числе его учеников были Джакомо Пуччини и Пьетро Масканьи2. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.
Vincenzo Peruggia). Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Народ удаляется в собор Святого Марка. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ее спокойный взгляд излучает ум и волю. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Подслушавшая их и влюблённая в Энцо Джоконда очень разочарована. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Что означают они, этот взгляд и эта улыбка.
Женщину спасает от толпы Лаура, жена инквизитора. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Влюблённые Энцо и Лаура покидают Джоконду. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. Опера имела исключительный успех в Италии, а спустя некоторое время— в США. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
Дом герцога Бадоэро. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире.
«Джоконда» – не портрет. Разразился страшный скандал. Контуры не исчезли, но опять-таки чудесно смягчены полусветом. Безутешная Джоконда предлагает Барнабе освободить Энцо. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Опера имела исключительный успех в Италии, а спустя некоторое время— в США.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. «Джоконда» впала в полное забвение. Ею вдохновлялись Каземир Малевич, Марсель Дюшан, Энди Уорхол, Сальвадор Дали. Создание шедевра относится к 1514 – 1515 гг. Где любовь, там и ревность. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Энцо с нетерпением ждёт Лауру, которая наконец убегает к нему от мужа.
Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Переодевшийся провокатор Барнаба шпионит за экипажем корабля. Но она ли на картине. Он требует плату за спасение Энцо. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Она не просто улыбается, а интригует зрителя. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. Джоконде не удаётся убежать и она оказывается пойманной Барнабой.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. () Джоконда— не портрет. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Потом разошлись по всему миру.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Ее перевели в покои министров. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Голова слегка повёрнута10. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы висела в административных помещениях Лувра)19. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Представим, что Джоконда исчезла, осталась только ее загадочная улыбка. Однако никто не достиг такого мастерства в столь многих различных областях, как Леонардо да Винчи.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Бригантина «Геката», принадлежащая Энцо. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину.
В СССР была поставлена 7 июня 1956 года в Ленинграде, на сцене Малого оперного театра. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Вот почему он никогда не любил другую женщину и не имел семьи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Иногда кажется, что можно почувствовать дыхание Моны Лизы, если приблизиться к ней. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Таким образом он совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Барнаба знает, что Энцо был раньше обручён с Лаурой и обещает привести её к нему ночью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Премьерные спектакли на русской сцене были осуществлены в Казани (1 декабря 1885 года, антреприза П. Медведева), в Петербурге (18 января 1888 года, Мариинский театр) и Москве (13 февраля 1907 года, Большой театр). «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Не было ее и у реставраторов. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Доска (тополь), масло. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других.
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Ресницы же – благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джордже Вазари). Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Картина находилась при художнике до самой его смерти. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
Как только Мона Лиза была торжественно возвращена на своё место, все материалы дела о её похищении были засекречены. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки.
Поразительна художественная глубина произведения. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Никто не знает, кто обрезал картину.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Лаура попадает в руки своего мужа. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Премьерные спектакли на русской сцене были осуществлены в Казани (1 декабря 1885 года, антреприза П. Медведева), в Петербурге (18 января 1888 года, Мариинский театр) и Москве (13 февраля 1907 года, Большой театр). Возможно, он не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 г. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 г. Затем картина была собственностью его ученика и ассистента Салаи. К тому же он доверял профессионалам.
На раме он заметил отпечаток пальца. Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с направленным на зрителя бесстрастным, словно испытующим взглядом.
Многие исследователи склоняются к мнению, что моделью для картины Леонардо стала реальная женщина – Лиза ГерардиниядельДжокондо, третья жена флорентийского торговца ФранческодельДжокондо. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари.
Энцо сжигает свой корабль, прыгает в воду и уплывает. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». А еще – техника. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Vincenzo Peruggia). Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Впоследствии композитор занял место профессора Миланской консерватории. Но затворницей Мона Лиза не была.
Джоконда решает заколоть кинжалом соперницу, но узнав в ней спасительницу своей матери— предупреждает Лауру о грозящей ей опасности. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Где-то между 1503 и 1506-м. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Это не радостная улыбка, зовущая к счастью. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Входит Энцо, разгневанный на Джоконду за похищение тела Лауры. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. В СССР была поставлена 7 июня 1956 года в Ленинграде, на сцене Малого оперного театра.
Только вот женщин там вы не найдете. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). «Джокондомания» охватила Америку.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. До охраны наконец дошло, что картину украли. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Если верить всё тем же биографам, Леонардо, в то время когда рисовал данную картину держал вокруг себя различных музыкантов и шутов, которые развлекали модель и создавали особую атмосферу, вот таким образом полотно получилось столь изысканным и непохожим на все другие творения этого автора.
Были допрошены сотни людей. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Оставшись один, Барнаба вслух диктует писцу донос инквизитору на его жену Лауру. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик.
Звучит погребальный набат. Все детали её исполнены с величайшим усердием.
Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». В ярости Барнаба кричит, что прошлой ночью мать Джоконды жестоко оскорбила его и он утопил её.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. В СССР была поставлена 7 июня 1956 года в Ленинграде, на сцене Малого оперного театра. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Назревала большая европейская война. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Мона Лиза» (1503-1519). То есть разобраться в этом механизме. Что вы видите перед собой. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания»12. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.