Фешин Николай Иванович Картины
Художник Фешин Николай Иванович — картины, биография, выставка работ с названиями
Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3, 3 млн долл. ) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде. Фокиной и других. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сти. Полная монографическая выставка Николая Фешина была открыта в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Национальная художественная галерея «Хазинэ») 3 ноября 2011 года и продолжалась до 15 января 2012 года.
Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе. Фешин быстро включился в художественную жизнь Нью-Йорка. Менее известны работы Фешина в театре, в частности, выполненные им эскизы декораций к опере Ж. Бизе «Кармен», поставленной в Советском городском театре Казани в сезон 1918/1919 года53. Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились.
Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского. В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин.
Его сопровождал Милан Руперт, который и был инициатором вояжа. Осенью 1908 года в Казанской художественной школе ждали новых преподавателей. С 2017 года картина находится в собрании Русского музея в Петербурге, став первой работой Н. Фешина «американского периода» в собрании музея63.
Николай Фешин картины с названиями
Среди них особо отметим портреты Николая II, княгини Орловой, князя Феликса Юсупова. В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание». Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Художник путешествовал поЯпонии, побывал нао. Ява. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе».
Родился в 1881 году в Казани — ушёл из жизни в 1955 году в Санта-Моника, Калифорния. Первая искусствоведческая работа о Н. Фешине была написана и опубликована П. М. Дульским. Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом». Его талант удачно совпал с художественной средой Петербурга. Художник выбрал сюжетом акт убоя скота.
Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить). По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы и был лишён пособия на следующий год. С 1908 г. принимал участие во многих выставках. С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды49), которые не слишком удачны, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). У него образовался свой круг заказчиков и поклонников.
Фешины в 1924—1926 годах объехали несколько южных штатов, но безуспешно. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. О своем ученике Илья Репин высказывался прямо: «Лучший в России художник». Уход Репина из Академии оказался толчком для раскрытия фешинской индивидуальности.
На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им. Расширяется тематика деревянной скульптуры («Иисус», «Пан», «Похищение Европы»), Фешин пытался также переводить в пластику живописные образы М. Врубеля. В 1924 году прошла персональная его выставка в Чикаго, на которой были представлены 22 его произведения, Фешин выставлялся также в галерее Восса в Бостоне.
Описание картины Николая Фешина «Портрет Вари Адоратской»
Написала книгу воспоминаний «Картины прошлого» о революции в Казани. Почти каждый вечер после занятий в художественной школе педагоги и ученики отправлялись в ее мастерскую в Петропавловском переулке и общение продолжалось там до позднего вечера: этюды, споры о живописи, музыка, пельмени, кофе. Вот как надо ее держать, как смычок. » — говорил Фешин ученикам. Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. На согласование и получение необходимых бумаг потребовался год.
Важную часть составляют портреты людей из творческого окружения. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. Всё это привело к усвоению более широкой и свободной манеры письма. Репина.
Описание картины Николая Фешина «Дама в розовом»
Николай Иванович Фешин — выдающийся художник XX века. Ия Фешина даже утверждала, что индейцы очень походили на татар76. Крупный мастер реалистического портрета (Портрет Вари Адоратской, 1914, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Николай после этого пошёл на поправку, однако болезнь сделала мальчика замкнутым и одиноким.
Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Именно Хантеру принадлежала главная роль в получении для семьи Фешина необходимых документов на въезд в США, для чего он обратился за помощью в этом вопросе к Стивену Дж. Фешин – художник разносторонний и универсальный. Мощь природы индейская культура испанские поселения – все смешалось в особый коктейль.
- Дом-музей Николая Фешина в Таосе
- Николай Фешин: художник двух континентов
- Художник Николай Иванович Фешин
- Русский американец Николай Фешин
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955)
- Русские художники – Фешин Николай Иванович
- Биография художника Николая Ивановича Фешина
- Картины художника Николая Ивановича Фешина
- Художник пишет потаенную душу Вьетнама
Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея. Она спонсировала первую выставку абстрактного искусства в США. Процесс важнее результата, вот таким образом работы часто не закончены либо «как бы» не закончены создание произведения не останавливается во времени и свершается на глазах.
С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды47), которые не слишком удачны, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса. В 1928 году Фешин покупает дом в стиле адобе, выработанным индейцами американского Запада. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз.
Любовь к дереву и навыки резчика также были привиты в мастерской отца. Основной строительный материал – адобе, кирпич, сработанный из высушенной на солнце глинистой земли и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием «терра байета». Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе». Близость трактовки этим не ограничивается, поскольку она диктовалась не столько формальными задачами, сколько отношением к личностям своих персонажей, к их артистическим натурам. Евреинова, В. П.
Более серьезен идраматичен вобразах людей искусства (портреты Д. Д. Бурлюка иего жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США). Лето 1908 года Н. И. Фешин провёл в марийской деревне Липша, где собрал много художественного материала, который и обработал в казанском доме дяди. В 1923 году эмигрировал в США. Это печатные воспроизведения, оригиналы утрачены. После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину "Бойня" (1919). После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии86. Фешин — художник во многом парадоксальный.
В 1916 вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность (воспоминания Г. А. Мелентьева)35. Фешины в 1924—1926 годах объехали несколько южных штатов, но безуспешно. Так, И. Евсеев писал: «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного». Преподавание не заладилось, Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать».
- В поисках утраченного дома: Россия
- В поисках утраченного дома: Америка
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Художник Фешин Николай Иванович
- Словари и энциклопедии на Академике
- Биография НИ Фешина, портреты его кисти
Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих региональных музеях России. На согласование и получение необходимых бумаг потребовался год. В 1910 г. – пенсионер Академии художеств в Германии, Франции, Италии и Австрии. Сестры очень дружили. А рядом, не понимавшая ни слова из восторженных речей, с лицом камеи и ниткой крупного жемчуга на длинной шее стояла ее очень красивая дочка Никоэла. На картине изображена резка мяса еврейским способом— выпуская кровь из горла54.
По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». Среди его учеников, . Молодое поколение педагогов (К. Последние эскизы Фешина 1921 года («Голод», «Восстание в тылу Колчака») по тематике примыкают к «Бойне».
Фешин был достаточно известен в России и СССР, в США считается национальным американским живописцем. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Начиная с 1909 г., Фешин – постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург) в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. За этот период Фешин получил первую премию имени Куинджи за выставленную на Весенней выставке в Академии «Черемисскую свадьбу». Дягилева с няней кисти Леона Бакста с портретом Давида Бурлюка с серьгой в ухе, написанным Фешиным, хотя первый изображен справа налево, а второй – слева направо.
На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником. Яркий представитель русского модерна и импрессионизма. Больше к жанровой живописи Фешин не возвращался. Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Благодаря хлопотам П. М. Дульского музей Татарской республики (ныне Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) в 1919 году приобрёл три полотна Фешина— «В бондарной мастерской», «Портрет Тамары Поповой» и «Портрет жены» (украден в 1945 году).
- Годы революции и эмиграция (1917—1923)
- Напишите отзыв о статье Фешин, Николай Иванович
- Отрывок, характеризующий Фешин, Николай Иванович
Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) — были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913) интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914). Всё это привело к усвоению более широкой и свободной манеры письма. Она решила стать самостоятельной, увлеклась молодым писателем, но роман не состоялся. Фешин вспоминал, что обязанности в искусстве и семье на первых порах казались ему несовместимыми35.
Большое влияние на Фешина в этой области искусства оказал С. Конёнков лично они встретились в 1934 году в Нью-Йорке, когда скульптор создал гипсовый бюст Фешина, а художник— графические портреты Конёнкова и его жены72. Навсегда покидая Россию, Фешин оставил на хранение в музее большемерные полотна «Обливание», «Портрет отца» и «Бойня», а множество набросков и этюдов остались у родственников жены и были приобретены казанским музеем в 1970-е годы стараниями Г. А. Могильниковой. Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос.
Кадмий и краплак, которыми был написан рот, от широкой небрежности художника оставались даже где-то на подбородке, на щеке но стоило отойти на несколько шагов от портрета и, неизвестно каким образом, появилось тонкое изящество очертаний девичьего рта». Молодое поколение педагогов (К.
Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. В 1979 году Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм добилась включения дома в список национальных исторических памятников США87. Его работы отличала динамичная, сочная фактура живописи. Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей или 50 долларов за каждый». «Цель мастера живописца, — отмечает Фешин, — заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Как художник Николай Иванович Фешин (1881 – 1955) сформировался в России и прежде всего он – русский мастер.
А уже в августе 1923 с семье переезжает в Америку. В женских портретах 1917 года (Г. В этой книге его творчество было вписано в рамки европейской традиции, но одновременно констатировалось, что Фешин никак не соотносился с процессами художественной жизни Соединённых Штатов, полностью принадлежал русской культуре.
Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле). В сентябре 1938 года Фешин собрался в длительное путешествие по Дальнему Востоку. Вместе с тем, Фешин говорил своим ученикам: «Чтобы писать, нужно уметь рисовать». В этой книге его творчество было вписано в рамки европейской традиции, но одновременно констатировалось, что Фешин никак не соотносился с процессами художественной жизни Соединённых Штатов, полностью принадлежал русской культуре. Она уехала в. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoдвадцать третьем году из Казани. Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского. Работа вызвала неприятие немецкой публики и пренебрежительные отзывы критиков.
Следующий период творчества Фешина связан с США. Евреинова, В. П. Для казанского периода творчества характерно увлечение народными традициями и обычаями, праздниками российской «инородческой» глубинки, получившие отражение на полотнах художника. Ею стала Александра Николаевна Белькович (1892—1983)— дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина. Луначарского. На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником. Совершает в познавательных целях поездки во Флоренцию и Венецию, Берлин, Рим и Вену.
С 1916 г. – академик. Навсегда покидая Россию, Фешин оставил на хранение в музее большемерные полотна «Обливание», «Портрет отца» и «Бойня», а множество набросков и этюдов остались у родственников жены и были приобретены казанским музеем в 1970-е годы стараниями Г. А. Могильниковой. Такие созданные им портреты, как гувернантки дочери за чаем (миссис Крэг), мадемуазель Жирмонд за маникюром или Н. Сапожниковой за роялем, жены Александры Фешиной у зеркала или мадам Стиммель, живо напоминают о сходстве с приемами, характерными для Серова. Уже при первых экспозициях портрет сравнивали с «Девочкой с персиками» В. А. Серова.
В частности, он писал, что не нужны никакие «искусственные пособия», поскольку начинающий художник должен «черпать форму у себя и у природы». Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей. Тем не менее Фешин продолжал эксперименты. Его архитектором был сам Фешин, сохранились его карандашные архитектурные наброски. Из Индонезии художник поехал в Японию, побывав в Токио и Иокогаме.
Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского. Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места. Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. В Нью-Йорке был написан единственный его городской пейзаж— «Улицы Нью-Йорка» (ныне находящийся в частной коллекции). По состоянию на 2005 год, фешинская коллекция ГМИИ РТ (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле) насчитывала 189 единиц хранения97. А. И.
С 1923 г. жил в США, преподавал в Нью-Йоркской академии искусств. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом.
Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. Что еще запомнилось. Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника3. Учился в Казанской художественной школе (1895-1901), Высшем художественном училище при Академии художеств (1901-1908) у И. Е.
Были также созданы две портретные скульптуры: портрет отца в рост (утраченный) и голова деревенского дурачка Салаватуллы, которого Фешин также писал несколько раз. Несколько важных для раскрытия темы строк об организации Аmerican Relief Administration. Художник много работает над созданием своей особой манеры письма. Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома).
Имя женщины, послужившей моделью для этого портрета, неизвестно. В публикации В. Т. Он родился в Казани в семье владельца мастерской, в которой резали и золотили иконостасы. Из произведений живописи таосского периода Николая Фешина к выдающимся можно отнести «Танец Кукурузы» («Corn Dancer», частная коллекция США) изображающий популярный среди таосских художников сюжет ритуального индейского танца, «Пиетро» («Pietro», между 1927 и 1933 г. г.
Любовь к дереву и навыки резчика также были привиты в мастерской отца. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. На нем надпись: «Николай Иванович Фешин». Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, вот таким образом дом был построен из белых адобов.
Большая часть представляемых картин сразу находила своих покупателей. Из Индонезии художник поехал в Японию, побывав в Токио и Иокогаме. Последние эскизы Фешина 1921 года («Голод», «Восстание в тылу Колчака») по тематике примыкают к «Бойне». Об этом свидетельствуют работы первого биографа Фешина, его близкого друга Петра Дульского, статьи и воспоминания современников и учеников, высказывания и оценки скульптора Сергея Коненкова, режиссера Алексея Попова искусствоведа Петра Корнилова, живописцев Николая Никонова и Петра Котова. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись.
Там же, в Казани, окончил художественную школу. В Нью-Йорке был написан единственный его городской пейзаж— «Улицы Нью-Йорка» (ныне находящийся в частной коллекции). В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в Институте Карнеги (Питтсбург, США), где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Н. Фешина24Прим 2. Мы знаем только, что мать Николая Ивановича родом из Костромы. «Зарубежная Россия 1917-1945»). В 1963—1965 годах большая ретроспективная выставка Фешина экспонировалась в Казани, Москве, Ленинграде и Кирове, тогда же был издан каталог.
Последней большеформатной многофигурной картиной Фешина стала «Бойня», законченная в 1919 году. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Порке (1926), были крайне важным этапом.
Н. М. Сапожникова училась у Фешина. Характерно и то, что лица персонажей второго плана вылеплены чётко, в то время как фигура женщины на переднем плане размыта, особенно её лицо и руки40.
1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк59. В 1992 году в Казани был издан каталог творчества Фешина до 1923 года, включающий также биографические материалы, сводку выставок художника до 1990 года на территории России и прочее. Он вспоминал, что когда увидел Таос, понял, что «это другой мир, другое измерение»70. Вскоре после прибытия Фешиных в Нью-Йорк туда приехал и Дж. С матерью отношения были сложные. Построили себе дом, замечательный дом.
Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес. На родине художника с уважением и большим интересом отнеслись к его творческому наследию: в Музее изобразительных искусств Татарии в Казани открыта постоянная экспозиция.
Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). Новые материалы». Его сопровождал Милан Руперт, который и был инициатором вояжа. В 1976 году дочерью Ией был перевезён и перезахоронен в Казани. С 1912-го – экспонент, с 1916-го – член Товарищества передвижных художественных выставок. Станислава III степени34. («Николай Фешин и Таос.
Еще один знак судьбы – открытие в Казани художественной школы именно в год окончания Фешиным публичной школы (1895). Благодаря рекомендации Янг-Хантера Н. Фешин провёл лето 1926 года в Таосе. В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание». И будет еще двадцать лет в Лос-Анжелесе, новые работы, поездки и увлечение Востоком. Несмотря на широту интересов и жанровый диапазон, Николай Фешин, безусловно, прежде всего неповторимый мастер портрета.
Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. Миссис Фешина осталась в Таосе одна.
Она говорила по-русски. Уоттса». Это место с конца XIX века облюбовано художниками. Но все же главным местом в Америке для художника стал Тaoc. В 1895-1900 гг. В 1914 году родилась их единственная дочь— Ия.
Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской. Кроме того, большое количество картин художник забрал с собой при отъезде из России. На картине изображена резка мяса еврейским способом— выпуская кровь из горла. Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж. На одном уроке он подошел ко мне, сел на мой табурет и начал рисовать на моей бумаге моим углем в лист обнаженного натурщика. Миссис Фешина осталась в Таосе одна.
Фешин быстро включился в художественную жизнь Нью-Йорка. Этому главным образом способствовал успех в делах. Серьёзные исследования появились только в 1960-е годы, когда в Нью-Йорке к большой ретроспективной выставке был подготовлен каталог с воспроизведением 328 работ из коллекции дочери художника— Ии Николаевны Фешиной-Брэнхэм.
Миссис Фешина осталась в Таосе одна. 1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк57. После возвращения Н. М. Сапожникова основала собственную мастерскую в Казани (в Петропавловском переулке, ныне— ул. Владелец ресторана раз в году приезжал к ней домой, забирая в уплату те из работ Фешина, которые ему нравились81.
В 1923 г. переехал в США. Художник умер во сне 5 октября 1955 года. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз.
Общался с ним и П. Дульский, впоследствии написавший первое исследование о Фешине. Несмотря на то, что Фешин снял квартиру со студией и начал работать, его мучила депрессия, картины не продавались. В1927 году он переезжает в Таос с женой и дочерью. Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской. Это печатные воспроизведения, оригиналы утрачены13.
В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портретД. Д. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, – портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание X. Уильямс, США). В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу. Между 1910—1914 годами Фешин создал много эскизов жанровых композиций, например, «Неудачная шутка», «Деревня», «Хоровод» и другие, но ни один из сюжетов не получил развития.
«Архитектурное наследие Русского Зарубежья. Российские искусствоведы особо выделяют портреты отца, жены Александры и дочери Ии, привлекающие «естественностью и свежестью образов». Из Индонезии художник поехал в Японию, побывав в Токио и Иокогаме. Эмигрировав в 1923 г. в США, художник много работал над заказными портретами исполняя их в своей блистательной технике. В сентябре 1922 года в АРХУМАС, как тогда называлась Казанская художественная школа, был устроен прощальный банкет с академиком Фешиным. В 1914 году родилась их единственная дочь— Ия.
Художник всегда говорил дочери, что хочет вернуться на Родину. Около 170 его работ находятся в Казани. Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. В них раскрывается духовная высота личности Фешина. Вторая половина XIX – первая половина XX века»).
Портрет Вари Адоратской— одно из самых гармоничных созданий Фешина40. Автор бытовых картин, пейзажей, натюрмортов, театральных декораций. В 1908 году он завершил картину «Черемисская свадьба», отображающую обряд «похищения» невесты, с участием нарядившихся в народные праздничные одежды и веселящихся крестьян марийской деревни Казанской губернии. Макарова, В. С.
Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. И вот через тридцать пять лет сюжет повторяется.
Работы покупали чуть ли не с мольберта. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. Прежде всего, он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой».
1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк. Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея. Менее известны работы Фешина в театре, в частности, выполненные им эскизы декораций к опере Ж. Бизе «Кармен», поставленной в Советском городском театре Казани в сезон 1918/1919 года.
Окончил Академию Художеств, являлся академиком Императорской Академии художеств. На Западе в 1920-е— 1940-е годы отзывы о Фешине были малочисленными и комплиментарными. Имя женщины, послужившей моделью для этого портрета, неизвестно. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП (б), помогли Фешину перебраться в США.
Одни о нем говорят и пишут – талант, а другие – салонный портретист, его виртуозность пустопорожняя, русских крестьян не знал и не любил и вот таким образом акцентировал «звероподобные лица мужиков, тупость женских физиономий и до безобразия расплывшиеся фигуры». Декоративные работы Н. И. Фешина по образному строю принадлежали модерну.
Сосед Фешиных по дому— английский художник Джек Янг-Хантер— посоветовал им Таос, где он периодически бывал. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели. С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание».
Не на что было жить. Хантер, состоялась их первая личная встреча с Н. Фешиным. К периоду 1904—1906 годов относится ряд портретов родственников и знакомых, в них заметны технические приёмы, которые позднее развились у Фешина в индивидуальную стилевую систему— стремление к широкому, свободному письму14.
В 2000-е годы исследованием наследия Фешина занимается Галина Петровна Тулузакова (ГМИИ РТ), защитившая о нём диссертацию издавшая в 2007, 2009 и 2012 годах альбомы-каталоги его творчества, включающие самую подробную на русском языке биографию художника и обстоятельный анализ его творчества и отдельных произведений. Двухэтажный дом отстраивался заново в течение семи лет.
В этих письмах нет упреков или жалоб, а есть нежность и любовь. Станислава III степени. Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк.
В сентябре 1938 года Фешин собрался в длительное путешествие по Дальнему Востоку. Большую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет. Художник не остался в стороне от революционных событий: к 1905—1907 годам относятся его эскизы «Выход с фабрики», «1905 год на заводе», «Расстрел». Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом.
«Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. Полная монографическая выставка Николая Фешина была открыта в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Национальная художественная галерея «Хазинэ») 3 ноября 2011 года и продолжалась до 15 января 2012 года. Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом6. Все кончилось, когда Александра попросила развод. В 1922 году Фешин уходит из Казанской художественной школы. И художник тут же начал работать.
Дочь привезла на родину прах отца. Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской. Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. На моих глазах в полчаса совершилось чудо. Последние эскизы Фешина 1921 года («Голод», «Восстание в тылу Колчака») по тематике примыкают к «Бойне». Академия поставила ультиматум: повысить качество обучения или школа лишается субсидий.
Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП (б), помогли Фешину перебраться в США. Вместе в 1910 году ездили за границу. Расширяется тематика деревянной скульптуры («Иисус», «Пан», «Похищение Европы»), Фешин пытался также переводить в пластику живописные образы М. Врубеля.
Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Квартира Фешиных располагалась в квартале, где жили и работали преуспевающие художники.
Фешин пробовал свои силы и в архитектуре. Была попытка написать вторую книгу, но не получилась, как и дальнейшая жизнь без Фешина. «Разве так держат кисть. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом.
Художник не остался в стороне от революционных событий: к 1905—1907 годам относятся его эскизы «Выход с фабрики», «1905 год на заводе», «Расстрел». Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Американцы приобретали вещи Фешина не только со стен, но и отбирая по фотографиям. Как-то возник разговор об использовании в портрете плоскостного фона.
Они познакомились в Казани. Последней большеформатной многофигурной картиной Фешина стала «Бойня», законченная в 1919 году. Молодое поколение педагогов (К.
В 2000-е годы исследованием наследия Фешина занимается Галина Петровна Тулузакова (ГМИИ РТ), защитившая о нём диссертацию94 издавшая в 2007, 2009 и 2012 годах альбомы-каталоги его творчества, включающие самую подробную на русском языке биографию художника и обстоятельный анализ его творчества и отдельных произведений. Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились. Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. За Мэйбл в Таос потянулись лучшие американские художники-авангардисты, философы, писатели. Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. Несмотря на то, что декоративно-прикладным искусством (резьбой по дереву, керамикой, металлом) Фешин занимался для себя, тем не менее, его работы в этой области являются развитием того направления в русском декоративно-прикладном искусстве, которое обозначили мастера Абрамцева и Талашкино.
Отец для Ии был всем миром. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Фешин покидает Россию в 1923 году. В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в Институте Карнеги (Питтсбург, США), где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Н. Фешина. Они были очень дружны.
Так, И. Евсеев писал: «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного». Интенсивнее работать просто невозможно. У подлинного искусства один язык, понятный всем. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. Были также созданы две портретные скульптуры: портрет отца в рост (утраченный) и голова деревенского дурачка Салаватуллы, которого Фешин также писал несколько раз.
Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. Куинджи и была отправлена на выставку в Мюнхен. Очень любил музыку и хотел учиться играть на рояле. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити.
Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах. Художник и педагог. Квартира Фешиных располагалась в квартале, где жили и работали преуспевающие художники. Позднее из Пушкарки многие перебрались в Арзамас, где становились мастеровыми. Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк.
Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен.
Большей частью они утрачены41. Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру. Позднее же, в «Портрете Вари Адоратской», племянницы художницы исполненном в лучших репинских традициях, создал чистый образ девочки и выбор ровной серой стены в качестве фона здесь оправдан.
С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, пятикратно на выставках Института Карнеги (Питтсбург), а также на выставках в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско и др. Уже при первых экспозициях портрет сравнивали с «Девочкой с персиками» В. А. Серова39. О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ. В тоже время «облик дома предлагает нам абсолютно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». Уход Репина из Академии оказался толчком для раскрытия фешинской индивидуальности. Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
На согласование и получение необходимых бумаг потребовался год. Хантер, состоялась их первая личная встреча с Н. Фешиным. Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить). Одной из первых работ, написанных Фешиным вскоре после приезда в Нью-Йорк, стал «Портрет Джека Хантера» (1923), служащего крупной страховой компании из Питтсбурга и коллекционера живописи, который принимал самое деятельное участие в подготовке переезда Фешина в Америку.
Этому главным образом способствовал успех в делах. Лучшие портреты Н. М. Сапожниковой относятся к 1916 году. Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина. С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. Именно вот таким образом художника называют русско-американским или художником двух континентов. Общался с ним и П. Дульский, впоследствии написавший первое исследование о Фешине.
Бёрнэма. В частности, он писал, что не нужны никакие «искусственные пособия», поскольку начинающий художник должен «черпать форму у себя и у природы»46. Благодаря хлопотам П. М. Дульского музей Татарской республики (ныне Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) в 1919 году приобрёл три полотна Фешина— «В бондарной мастерской», «Портрет Тамары Поповой» и «Портрет жены» (украден в 1945 году)93. Характерной особенностью искусства модерна является художественный универсализм.
Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось. В 1923 г. в Художественном институте Чикаго прошла его персональная выставка. Имел сенсационный успех как светский портретист. Фешин тихо умер во сне.
Это из воспоминаний С. К. Шакуловой, преподавателя школы. Общался с ним и П. Дульский, впоследствии написавший первое исследование о Фешине.
Ею стала Александра Николаевна Белькович (1892—1983)— дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина. В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху— 32 года. Фокиной и других. Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918).
Отдушиной стало рисование. Работа вызвала неприятие немецкой публики и пренебрежительные отзывы критиков. Как всколыхнулась жизнь школы после приезда Фешина: стали интересоваться музыкой, театром, литературой, яростно спорили о направлениях в искусстве читали журналы «Аполлон», «Мир искусства», «Весы». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом». Главными героями работ Фешина таосского периода становятся индейцы и мексиканцы, которые напоминали художнику о языческих обрядах марийской и русской глубинки в Поволжье. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни.
Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. Больше к жанровой живописи Фешин не возвращался57. Судьба замечательного русского художника Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) сложилась подобно судьбам многих его соотечественников, которые по разным причинам, в силу тех или иных обстоятельств, вскоре после Октябрьской революции 1917 года оказались на чужбине.
Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. Построили себе дом, замечательный дом.
Он вспоминал, что когда увидел Таос, понял, что «это другой мир, другое измерение»66. На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им. Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». В революционные годы Фешин обращался также к скульптуре, причём в первую очередь в утилитарных целях— делая объёмные фигурки для расчёта композиции новой картины «Бойня». Мать— Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы.
Несомненно, определенное влияние своего наставника по Академии Фешин на себе испытал. Ею стала Александра Николаевна Белькович (1892—1983)— дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина. Портрет Вари Адоратской— одно из самых гармоничных созданий Фешина38. Таковы портреты Надежды Сапожниковой, ученицы художника, жены Александры, Вари Адоратской, дочери друзей семьи, Натальи Кротовой, выпускницы Казанской художественной школы, художника Павла Бенькова, с которым он вместе преподавал в Казанской художественной школе, Николая Евреинова, автора замечательной книги «Оригинал о портретистах», портреты Давида Бурлюка и его супруги Маруси, портрет гравера Уильяма Уотта и, конечно же, портреты дочери Ии.
Станислава III степени32. Квартира Фешиных располагалась в квартале, где жили и работали преуспевающие художники. Он удивителен и неповторим и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления.
На мой вопрос: «Как же вы составили гаммы. » — «По аналогии с красками. » — ответил Николай Иванович». Преподавание не заладилось, Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать»65.
Были также созданы две портретные скульптуры: портрет отца в рост (утраченный) и голова деревенского дурачка Салаватуллы, которого Фешин также писал несколько раз. До 1923 года Казанская художественная школа четырежды меняла названия, что отражало перемены в её структуре и принципах преподавания.
Николай Фешин (1881 – 1955) родился в Казани в семье резчика иконостасов, отец стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Художественной Академии, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина. В Казань он вернулся преподавателем. В них присутствует внутреннее озарение, открытость миру, чувство особого восторга. Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж. Заказные портреты в этот период редки и всегда их заказчиками были представители интеллигенции и артистической среды. После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину Бойня (1919).
Уход Репина из Академии оказался толчком для раскрытия фешинской индивидуальности. Для художника была особенно важна индивидуальность модели из-за чего лицо передано почти фотографически, всё второстепенное принимает вид полуабстрактного пространства.
Фешин использовал довольно экстравагантный композиционный приём, поместив девочку в область натюрморта изображённого на переднем плане. Вскоре за ней последовали выставки в галерее Восса и нью-йоркской Arden Gallery. Уоттса», пейзаж «Улицы Нью-Йорка». Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации.
Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея. С 1923 года портрет хранился в семье коллекционера. Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков»5. А тем временем продолжалось паломничество учеников в Москву, к «святым угодникам»: Пикассо, Матиссу, Дерену.
Далее она была перемещена в Государственный Русский музей, где вновь открылась 29 февраля 2012 года100101. Характерной особенностью искусства модерна является художественный универсализм. Куинджи и была отправлена на выставку в Мюнхен. Немалое сходство заметно, например, даже при беглом сравнении портрета С. П.
Всё это привело к усвоению более широкой и свободной манеры письма. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. В России это Казанский художественный музей, где хранится около двухсот его работ. В том же 1906 году Фешин получил приглашение руководить рисовальными классами при императорских фарфоровом и стекольном заводах, но отклонил его. Характерно и то, что лица персонажей второго плана вылеплены чётко, в то время как фигура женщины на переднем плане размыта, особенно её лицо и руки.
И он вырвался из этого удушья. Так, И. Евсеев писал: «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного». Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника. Далее критик жаловался, что ему «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь»23Прим 1. Полная монографическая выставка Николая Фешина была открыта в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Национальная художественная галерея «Хазинэ») 3 ноября 2011 года и продолжалась до 15 января 2012 года.
Далее критик жаловался, что ему «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь»25Прим 1. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин. На согласование и получение необходимых бумаг ушло около года.
Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке. Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. Фешины в 1924—1926 годах объехали несколько южных штатов, но безуспешно. В эти годы им были созданы наиболее значительные произведения: Портрет Вари Адоратской (1914)-один из лучших детских образов в искусстве рубежа веков, Портрет Н. М. Сапожниковой (1916), Портрет отца (1918).
С 2017 года картина находится в собрании Русского музея в Петербурге, став первой работой Н. Фешина «американского периода» в собрании музея. Впоздний период переселился врайон Лос-Анджелеса. По воспоминаниям, он с 1902 года сотрудничал с журналами «Шут» и «Вольница» как иллюстратор, но самые ранние из сохранившихся рисунков— карикатуры из народной жизни с юмористическими подписями— относятся к 1904 году.
Декоративные работы Н. И. Фешина по образному строю принадлежали модерну10. Отец для нее был всем миром вокруг. Она уехала в. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoдвадцать третьем году из Казани.
А далее – Петербург, учеба в Академии, мастерская Репина. После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию. Художник порой отказывается от использования такого традиционного инструмента, как кисть, пользуясь преимущественно мастихином, краска кладется на холст тонким, почти прозрачным слоем, что придает его картинам особую воздушность и музыкальность. Между 1910—1914 годами Фешин создал много эскизов жанровых композиций, например, «Неудачная шутка», «Деревня», «Хоровод» и другие, но ни один из сюжетов не получил развития. Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм.
Здесь любил работать Фешин. Да, он мог работать и на угоду публике, учитывая вкусовые предпочтения покупателей, поскольку содержание поместья в Таосе, расходы на лечение заболевания легких (по официальной версии из-за этого он, наверное и вынужден был покинуть Россию) требовали немалых средств. Построили себе дом, замечательный дом. Большую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет7.
На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами. Духовная и культурная жизнь в этом небольшом городке была очень концентрирована. Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Она обучала Фешина языкам, материально поддерживала в трудное время. Ия была балериной. На Западе в 1920-е— 1940-е годы отзывы о Фешине были малочисленными и комплиментарными95. Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились.
Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе. Будто любимая дочка пришла к нему с подарком. После смерти Николая Ивановича Александра жила его картинами, они всегда были в цене. Ия Фешина даже утверждала, что индейцы очень походили на татар80.
Бёрнэма. По мнению Г. П. Тулузаковой, «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба». Следующий период творчества Фешина связан с США. То, что Фешин стал художником, было предопределено.
Портрет Вари Адоратской— одно из самых гармоничных созданий Фешина. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата.
Вспомним портреты знати, представителей высшего света, русской аристократии, написанные с гениальной виртуозностью Валентином Серовым, ставшие еще при жизни выдающегося живописца классикой отечественного и мирового искусства. До 1923 г. работал и преподавал в Казани. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели. Куинджи и была отправлена на выставку в Мюнхен. Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом».
Среди наиболее популярных работ этого периода «портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы», «Портрет гравера У. Дж. Благодаря рекомендации Янг-Хантера Н. Фешин провёл лето 1926 года в Таосе. Когда же художник вернулся в Казань, тут его ждала чудесная встреча с Надеждой Михайловной Сапожниковой – не просто богатой, но редкостной по культуре, образованности, духовности женщиной, одаренной во всем имевшей музыкальное и художественное образование. Творчество Фешина воспринимается неоднозначно.
В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Фешину он казался условным. В частности, он писал, что не нужны никакие «искусственные пособия», поскольку начинающий художник должен «черпать форму у себя и у природы»48.
Картины продавались, денег появилась куча. Художник полностью сосредоточен на образе мальчика. После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии. Домой произведения чаще всего не возвращались, так как их покупали. Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить). Первая искусствоведческая работа о Н. Фешине была написана и опубликована П. М. Дульским.
Организатором мастер-класса был художник Дин Корнуэлл, который считал, что «как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике». Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом. Это была работа Николая Ивановича Фешина. С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, пятикратно на выставках Института Карнеги (Питтсбург), а также на выставках в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско и др. Фешин, обычно немногословен, больше слушал изредка вставлял короткие реплики.
Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Заметное место в экспозиции заняли работы американского периода творчества Фешина. Большей частью они утрачены. Между 1910—1914 годами Фешин создал много эскизов жанровых композиций, например, «Неудачная шутка», «Деревня», «Хоровод» и другие, но ни один из сюжетов не получил развития.
В 2007 году в серии «Русские художники» санкт-петербургским издательством «Золотой век» был издан великолепный альбом «Николай Фешин» (автор-составитель Тулузакова Г. П. ), представляющий наряду с жизнеописанием 270 репродукций и 198 иллюстраций художника. В 1976 году дочь— Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм (1914—2003)— перезахоронила прах отца в Казани. В эти годы им были созданы наиболее значительные произведения: "Портрет Вари Адоратской" (1914)-один из лучших детских образов в искусстве рубежа веков, "Портрет Н. М. Сапожниковой" (1916), "Портрет отца" (1918). В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год).
Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность (воспоминания Г. А. Мелентьева)33. Наконец, в 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». Революция повлияла на смену тем. Благодаря хлопотам П. М. Дульского музей Татарской республики (ныне Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) в 1919 году приобрёл три полотна Фешина— «В бондарной мастерской», «Портрет Тамары Поповой» и «Портрет жены» (украден в 1945 году)97.
Репина (1900-1909). Его архитектором был сам Фешин, сохранились его карандашные архитектурные наброски. На Западе в 1920-е— 1940-е годы отзывы о Фешине были малочисленными и комплиментарными91. По состоянию на 2005 год, фешинская коллекция ГМИИ РТ (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле) насчитывала 189 единиц хранения93. Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк.
Он был и оставался до конца своих дней высокотехничным мастером, уровень профессиональной культуры которого являлся незыблемым показателем и критерием высокого искусства. В женских портретах 1917 года (Т. В 1914 году родилась их единственная дочь— Ия. Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать». В них видно, как меняется палитра мастера в новых условиях. Фешин быстро включился в художественную жизнь Нью-Йорка.
Этому главным образом способствовал успех в делах. После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии90. В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан), великолепные работы 1910—1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИИ РТ). Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: "Портрет неизвестной" (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене конкурсная программа "Капустница" (1909) принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 г. к осени он вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела.
Большей частью они утрачены43. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле75. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. В 1904 году Фешин познакомился с инженером Н. Ижитским, который уговорил его поехать в Сибирь— в Южно-Енисейскую тайгу в Петербург он вернулся в начале 1905 года18. Впервые после публикации о Фешине в «Огоньке» страна увидела его американские работы. Ленина, А. В.
Его архитектором был сам Фешин, сохранились его карандашные архитектурные наброски. Уже при первых экспозициях портрет сравнивали с «Девочкой с персиками» В. А. Серова37. Все равно развелась с мужем. Она уехала в двадцать третьем году из Казани. В 1908 году Николай Фешин начинает педагогическую работу в Казанской художественной школе (после революции преобразованной в свободные художественные мастерские). Америка его сразу приняла.
Все опять нужно было начинать заново. В революционные годы Фешин обращался также к скульптуре, причём в первую очередь в утилитарных целях— делая объёмные фигурки для расчёта композиции новой картины «Бойня». В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан) великолепные работы 1910- 1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИ РТ). «Чудо. » — отзывался он о работах Фешина «Портрет отца» и «Портрет неизвестной», увиденных на школьной выставке.
Больше к жанровой живописи Фешин не возвращался55. документов, где бы была обозначена национальность художника, нет. Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери.
Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина. Ия Фешина даже утверждала, что индейцы очень походили на татар. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле71. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Экспрессионистические тенденции в его творчестве проявились именно в работе с цветом, а не в гротескности форм77. Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков».
Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. По воспоминаниям современников, женщина деятельная, волевая, умная. Работа вызвала неприятие немецкой публики и пренебрежительные отзывы критиков.
Он был очень успешен, обеспечен, признан. Фешин выразил желание написать портрет Хантера в благодарность за помощь, которую тот оказал в организации переезда семьи в Америку, что и было сделано. На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу— «Шаги в прошлое» («March of the Past»)82— два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево.
Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке. Художник, мастер многофигурной жанровой композиции, выдающийся портретист, он прекрасно раскрывался и в таких жанрах, как ню, пейзаж, натюрморт (последние два особенно расцвели в Америке). Фешина создавало и окружение.
С матерью отношения были сложные. Художник выбрал сюжетом акт убоя скота. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле.
Экспрессионистические тенденции в его творчестве проявились именно в работе с цветом, а не в гротескности форм81. Мать— Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы4. Декоративные работы Н. И. Фешина по образному строю принадлежали модерну12. Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. В 1915 году было основано Общество художников Таоса, чьи участники регулярно экспонировали свои картины на выставках Нью-Йорка, Бостона и Филадельфии71.
В Нью-Йорке был написан единственный его городской пейзаж— «Улицы Нью-Йорка» (ныне находящийся в частной коллекции). По мнению Г. П. Тулузаковой, «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба». По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» — белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. Картины продавались, денег появилась куча. Последней большеформатной многофигурной картиной Фешина стала «Бойня», законченная в 1919 году.
В пуританской Америке это было подобно атомному взрыву. Организатором мастер-класса был художник Дин Корнуэлл, который считал, что «как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике»64. На картине изображена резка мяса еврейским способом— выпуская кровь из горла56. Его желание исполнилось уже после кончины. По воспоминаниям, он с 1902 года сотрудничал с журналами «Шут» и «Вольница» как иллюстратор, но самые ранние из сохранившихся рисунков— карикатуры из народной жизни с юмористическими подписями— относятся к 1904 году. Его сопровождал Милан Руперт, который и был инициатором вояжа.
Он писал портреты преуспевающих американцев, организовал мастер-классы, стал преподавателем Нью-Йоркской Академии искусств. В этом же изысканном ряду, безусловно, занимает законное место и дом Фешина в Таосе. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей. В 1981 г. в доме художника в Таосе был основан Институт Фешина. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. После смерти матери дом в Таосе, построенный Николаем Фешиным, украшенный им потрясающей деревянной резьбой, превратила в музей, организовала институт Фешина.
Наверное, Александре надоело молча позировать двадцать лет подряд. Уоттса». Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места. Начиная с 1909 г. Фешин – постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург) в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. А как он ставил натюрморты. В 1920-е годы художественная колония Таоса насчитывала уже два поколения и стала интернациональной.
Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом8. Сб. На старом казанском кладбище стоит скромный памятник. Он вспоминал, что когда увидел Таос, понял, что «это другой мир, другое измерение».
Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Это печатные воспроизведения, оригиналы утрачены11. Фешина вновь спасло искусство. Имя женщины, послужившей моделью для этого портрета, неизвестно.
В 1908 г. получил 1-ю премию на конкурсе им. Далее критик жаловался, что ему «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь». Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места. Не задерживаясь подолгу у картин, ходили мы, студенты, по залам.
Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника1. Куинджи за картину «Черемисская свадьба», в 1909 г. – звание художника и право пенсионерской поездки за границу. Выставки на самых престижных площадках. В сентябре 1938 года Фешин собрался в длительное путешествие по Дальнему Востоку. Уоттса».
Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Одной из первых работ, написанных Фешиным вскоре после приезда в Нью-Йорк, стал «Портрет Джека Хантера» (1923), служащего крупной страховой компании из Питтсбурга и коллекционера живописи, который принимал самое деятельное участие в подготовке переезда Фешина в Америку. Характерной особенностью искусства модерна является художественный универсализм.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Многие из дверей имеют кожаные фрагменты. Известный театральный режиссер А. Д. Попов в 1911—1912 годах учился в Казани. Чеботарёв, П. Мансуров) строило свою преподавательскую методу в прямой оппозиции к традиционным методам художественного образования, которые отстаивали Н. Фешин, П. Беньков и Н. Сапожникова. Иначе первоначальное художественное образование мальчику из бедной семьи (отец к этому времени разорился) получить бы не удалось. Перебравшись в Казань, он открыл мастерскую, где резали и золотили иконостасы. Любовь к дереву и навыки резчика также были привиты в мастерской отца.
Фигура девочки при этом смещена от центральной оси, композиция асимметрична, но лицо помещено в оптически активную часть холста. Художник выбрал сюжетом акт убоя скота. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию. В частности, он отказался от использования готового масляного грунта, заменив его казеиновым или желатиновым собственного изготовления, наряду с кистями он использовал мастихины.
С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, пятикратно на выставках Института Карнеги (Питтсбург), а также на выставках в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско и др. По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского пожал полный триумф».
Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе. Музей Академии Художеств приобрел картину «Портрет неизвестной». Американская администрация помощи, возглавляемая Г. Гувером, была создана распоряжением президента Вудро Вильсона для выполнения принятого в 1919 году сенатом США Закона о помощи Европе, пострадавшей в годы первой мировой войны. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д. Д.
И к 1933 году в Таосе вырос дом, при первом взгляде на который вспоминаешь Абрамцево. Фактура живописной поверхности отныне включалась Фешиным в арсенал художественных приёмов. Декорации были выполнены в серо-оливковой гамме, художник активно пользовался приёмами станковой живописи. По состоянию на 2005 год, фешинская коллекция ГМИИ РТ (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле) насчитывала 189 единиц хранения. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу— «Шаги в прошлое» («March of the Past»)86— два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево. Бёрнэма.
В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в Институте Карнеги (Питтсбург, США), где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Н. Фешина26Прим 2. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков»3.
Мать— Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы2. В постройке, являющейся «уникальным произведением искусства», 51 дверь. По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, вот таким образом дом был построен из белых адобов70.
Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу— «Шаги в прошлое» («March of the Past»)— два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево. С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды), которые не слишком удачны, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса. По мнению Г. П. Тулузаковой, «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба». Портеру, председателю Комитета по иностранным делам. Тем не менее Фешин продолжал эксперименты.
С 1923 года портрет хранился в семье коллекционера. Благодаря рекомендации Янг-Хантера Н. Фешин провёл лето 1926 года в Таосе. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность (воспоминания Г. А. Мелентьева). Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом84.
По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, вот таким образом дом был построен из белых адобов74. За два года на эти благотворительные цели было израсходовано около 78 млн. Мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963/1964), а в 1976 в Казани и Ленинграде прошли выставки работ из собрания СССР и США.
Бывшую жену он поддерживал финансово. Те, кто придерживался традиций, честно копировали натуру.
Навсегда покидая Россию, Фешин оставил на хранение в музее большемерные полотна «Обливание», «Портрет отца» и «Бойня», а множество набросков и этюдов остались у родственников жены и были приобретены казанским музеем в 1970-е годы стараниями Г. А. Могильниковой. Работы покупали чуть ли не с мольберта. О русском художнике, эмигрировавшим в США в 1923 годау, в России мало писали. Н. Сапожникова, учившаяся в Париже у Ван Донгена, прибегала к этому приему. Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос.
Большую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет9. Менее известны работы Фешина в театре, в частности, выполненные им эскизы декораций к опере Ж. Бизе «Кармен», поставленной в Советском городском театре Казани в сезон 1918/1919 года51. Картины продавались, денег появилась куча. Тем не менее Фешин продолжал эксперименты. Фешин – художник во многом парадоксальный.
Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина. После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию. Много путешествует по регионам Среднего Поволжья и Сибири.
В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, — портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США).
Художник быстро влился в творческую жизнь Нью-Йорка. Интерес Фешина к архитектуре и проективность его мышления закладывались в детстве, когда он создавал чертежи иконостасов в Академии художеств был и обязательный курс архитектуры. Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж. Художник не остался в стороне от революционных событий: к 1905—1907 годам относятся его эскизы «Выход с фабрики», «1905 год на заводе», «Расстрел». В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу.
По воспоминаниям, он с 1902 года сотрудничал с журналами «Шут» и «Вольница» как иллюстратор, но самые ранние из сохранившихся рисунков— карикатуры из народной жизни с юмористическими подписями— относятся к 1904 году. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку.
В революционные годы Фешин обращался также к скульптуре, причём в первую очередь в утилитарных целях— делая объёмные фигурки для расчёта композиции новой картины «Бойня». Поправлял работу углем энергичными линиями сразу же выявлялась большая форма, уходили мелочи, тщательно проштудированные учеником в ущерб целому. В 2000-е годы исследованием наследия Фешина занимается Галина Петровна Тулузакова (ГМИИ РТ), защитившая о нём диссертацию90 издавшая в 2007, 2009 и 2012 годах альбомы-каталоги его творчества, включающие самую подробную на русском языке биографию художника и обстоятельный анализ его творчества и отдельных произведений. Его рисунки индейцев Таоса – одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли».
Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Первая экспозиция работ Фешина в Казани открылась в 1958 году благодаря стараниям Г. А. Могильниковой. Преподавание не заладилось, Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать»61.
Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Напомним, что уже в конце 1900-х годов в Мюнхене его портрет «Дама в лиловом» был отмечен золотой медалью. В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху— 32 года.
Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. долларов.
Первая искусствоведческая работа о Н. Фешине была написана и опубликована П. М. Дульским. Ия была балериной. Организатором мастер-класса был художник Дин Корнуэлл, который считал, что «как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике»60. В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху— 32 года. Расширяется тематика деревянной скульптуры («Иисус», «Пан», «Похищение Европы»), Фешин пытался также переводить в пластику живописные образы М. Врубеля.
Отдавая должное его жанровым произведениям (таким, как представленные на выставке «В бондарной мастерской» или «Черемисская свадьба»), отдельным пейзажам и натюрмортам, заметим все же, что портрет не просто превалирует в творчестве живописца, а является вершиной воплощения его уникального таланта.