Франс Хальс Картины
Описание картины Франса Хальса «Цыганка»
Рештратен не был только студентом (Харлемские архивы содержат заверенный нотариально документ, который поддерживает этот факт), но он также стал зятем Халса, когда он женился на своей дочери Адриэентдж. В Голландии работало множество живописцев. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике.
Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г.
Художник провел за мольбертом более полувека. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Вероятнее всего, это – офицер. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи.
Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. А. С. Но бывали и исключения. Во всяком случае, городские власти Хаарлема были вынуждены издать в 1621 году специальное постановление, которое предписывало ограничить офицерский банкет сроком не «долее трех или, в крайнем случае, четырех дней».
Жизнь Франса Хальса не менее красочна, чем его живопись. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Нищета брала за горло. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей.
Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Хальс был мастером детали, что и позволило ему стать столь популярным художником. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью.
- Франс Халс – голландский художник
- Франс Хальс – великий портретист
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Картины и репродукции Франса Хальса
- Кавалер Рамп и его возлюбленная, Франс Халс, 1623
Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Яркое платье девушки, белые рукава кофты, смелая и лукавая улыбка играющая на ее губах, – все говорит зрителю о том, какой радостной и пряной может быть жизнь, если не заковывать ее в серое суконное платье. Сейчас мы даже не можем представить себе, какое впечатление произвела эта картина на современников Хальса. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы.
За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса.
предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. То есть запечатлевал мгновение, настроение, характеры.
Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. 1650).
На одной из ранних картин «Смеющийся мальчик» (1625 год) улыбающийся во весь рот ребёнок будто вырван из реальной ситуации для того, чтобы застыть на полотне художника. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. 1626 послужила одна из его дочерей. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь.
- Картины художников: Франс Хальс
- Классическая коллекция живописи из собрания музея Франса Халса ( )
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Выдающийся голландский портретист Франс Халс
- Характеристика творчества Франса Халса
- Портрет молодого человека с перчаткой в руке (1650)
- Портрет Изабеллы Койманс (1689)
Изысканность колорита и общего Живописного решения как бы внутренне аристократизировала персонажи Хальса – приоткрывала в образе новые грани, которые духовно усложняли и обогащали его. Это можно объяснить тем, что Франсуа был католиком, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак.
Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.
1621, Государственный музей, Амстердам). Уоллес). А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты.
- «Голова мальчика в берете» (1640)
- Картина Евангелист Лука Франса Хальса 1623-1625 года
- Картина Иоанн Богослов Франса Хальса 1625-1628 года
- Картина Смеющийся мальчик Франса Хальса 1625 года
- Портрет Виллема Хейтхейссена Франса Хальса 1625-1630 года
- Картина Весёлый собутыльник Франса Хальса 1626-1627 года
Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). В 1624 году Хальс написал своего знаменитого Улыбающегося кавалера. Его поза естественна и непринужденна.
Луки. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Именно здесь сейчас и находится классическая коллекция музея, которую я Вам и представляю.
- Картина Шут с лютней Франса Хальса 1628-1630 года
- Картина Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме Франса Хальса 1633 года
- Картина Малле Баббе Франса Хальса 1633 года
- Картина Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме Франса Хальса 1641 года
- Портрет мужчины Франса Хальса 1650-1653 года
Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Видно, что заказчик – состоятельный и пышущий здоровьем человек – старается держаться величаво. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству.
Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса.
- Все Картины Франс Халс по алфавиту
- Словари и энциклопедии на Академике
- Франс Хальс: живописная правда мгновения
- Еще о голландской живописи 17 века
Ею «разорван» плоский холст. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». На почетном месте под пышным балдахином расположились старшие офицеры во главе с полковником. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем.
Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Еще при жизни Хальса, в 1640 году, в Голландии был издан указ, запрещающий женщинам ношение платья, обнажающего тело. Музей Франса Халса — художественный музей в Харлеме (Нидерланды) известный как музей золотого века голландской живописи, был основан в 1862 году и первоначально находился в заново отремонтированном бывшем клуатре в задней части городской ратуши известной как Принсенхоф. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен.
Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. 1626 послужила одна из его дочерей. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им.
Правда, когда он умер, то был похоронен с почестями в церкви Синт-Бова. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков.
На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Но для нас большой разницы в этом нет. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Заказы на портреты и создавали благосостояние семьи художника.
В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга.
Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Он написал его в счастливый период своей жизни, когда известность и большое количество заказов позволяли ему существовать безбедно.
Скорее всего, они преувеличивали. Он находится в частной коллекции. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. В персонажах Хальса нет ни скованности, ни нарочитого позирования кажется именно здесь, в этом привычном и близком им обществе они в полной мере и со всей откровенностью выказывают свой нрав и характер.
Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Этот цвет у Халса – «многолик», что подметил еще ван Гог, сказав, что художник использует 27 оттенков черного.
1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Дети на работах Халса – потрясающий аспект его творчества. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Мазки набегают друг на друга, сталкиваются, расходятся в разных направлениях, то густо покрывают холст, то оставляют просвечивать подмалевок. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". Первое предположение напрашивается само собой.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. любителей крепко выпить. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Учился у К. ван Мандера. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.
Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности.
Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Правда, роль народной милиции была вполне декоративной – роты служили скорее клубом для зажиточных горожан. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов.
К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею.
На губах играет легкая улыбка. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. стр. ) – выразительный тому пример. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные.
Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет.
У них было одиннадцать детей. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах.
Этого мы никогда не узнаем, но зато поймем – занятие подарило маленькому герою счастье. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Художник получает этот эффект динамики за счет того, что модель приближена к зрителю, взгляд обращен прямо на него, а локоть руки, на которую опирается портретируемый, выдвинут вперед. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни.
С его именем связан расцвет национальной живописи. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом.
Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Члены этого клуба собирались, читали друг другу стихи, ставили любительские спектакли. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. В конце 20-30-х гг.
Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Не стоит отбрасывать это предположение. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом роммель-пот.
Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника.
Была ли она ведьмой. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Это в основном изображение стрелковых гильдий – корпораций офицеров для обороны и охраны городов. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна.
В июне 1615 года Анетье умерла родами. Дальше нам остается лишь строить предположения. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре.
ционально приподнятое, экстатическое состояние боговдохновенного труда. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. Словно в ответ на эти вздорные обвинения, Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета – "Регенты приюта для престарелых" и "Регентши приюта для престарелых". А. С. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме.
Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Этим достигнуто создание законченного образа. Но, конечно, не столько в роли голландских «околоточных», сколько в статусном смысле — в роли почетной милиции, обязанности которой сводились больше к парадам, торжественным встречам, почетным караулам.
Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей.
Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Нищета брала за горло. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. «В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св.
По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. На губах играет легкая улыбка. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Например, богатый харлемский бюргер Исаак Масса (чей портрет кисти Хальса ныне столь известен) крестил дочь Хальсов Андриантье. У них было одиннадцать детей.
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Первое предположение напрашивается само собой.
Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Работа Халса «Св.
С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах.
Особенно это утверждение относится к данному портрету. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Много художников поехали в Музей Франса Халса в Харлеме (с 1913 на Groot Heiligland и перед этим в Ратуше), где несколько из его наиболее важных работ сохранены. Репутация Хальса тоже была небезупречной.
Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. На картине «Регентши приюта для престарелых» художник запечатлел пять женских фигур, облачённых в чёрное. Но о нем лично известно немного. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости.
предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа.
Была ли она ведьмой. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Наконец, считалось, что каждый человек обязан уметь трудиться так, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера.
Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни.
Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову). Но для нас большой разницы в этом нет. Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи.
В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею.
Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г. Нам остается лишь делать предположения. 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2.
Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. складывается зрелое живописное мастерство художника. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Картины почти не заказывают. Можно предположить, что на картине запечатлено лишь самое начало «торжеств».
По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Но для нас большой разницы в этом нет. Насчет самого застолья. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.
Его Кормилица с ребенком, 1619-20 (на след. Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Этим достигнуто создание законченного образа. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством.
Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Нищета брала за горло. Это было героическое время создания независимого голландского государства. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Правая, освещенная светом играет румянцем. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие.
Сама живописная манера получила особое содержательное значение. Адриана. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок.
Искусствоведы ценят эту картину за новаторство композиции. Вероятно их было гораздо больше. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». Георгия (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра.
Праздник отличался размахом и длительностью. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса.
Адриана. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Мандер называл алкоголизм "повальной болезнью голландцев". Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса.
Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Халс много работает в жанре группового портрета. Но это – если углубляться в искусствоведческие дебри.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа.
Люди на картине – это просто бюргеры и одновременно – не просто бюргеры. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии.
Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Каждый волосок и ямочка были проработаны и дышали жизнью. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Оно им схвачено и перенесено на полотно. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету.
Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Праздник отличался размахом и длительностью. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса.
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". Такое установление ввели ревностные протестанты, поднявшие в 1581 году восстание против испанцев.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". С другой стороны изображения евангелистов были также достаточно популярны и в среде протестантов, которые воспринимали их как персонификацию Слова Божьего в морально-назидательных целях такие изображения могли украшать комнату или библиотеку.
Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Он был почти исключительно портретистом, но его искусство много значило не только для портретной живописи Голландии, но и для формирования других жанров. Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр.
В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре. Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Пробы были взяты из десяти разных мест картины.
Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся.
Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Он находится в частной коллекции.
В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св. Он не рисовал румяные щёки и блестящие глаза на фарфоровых лицах кукол. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей.
наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. В 20-х гг. Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично.
Не зря его через пару с лишним столетий так полюбили французские импрессионисты. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету.
Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Обитатели богадельни должны были регулярно просить милостыню (кстати, скульптуру человека, с кружкой для подаяния в руках, можно увидеть в вестибюле музея и сейчас). Лука» и «Св.
Но потом его начинают забывать. Круг сразу придает законченность портрету. Живой и захватывающий, техника может казаться «якобы небрежной» – люди часто думают, что Халс 39бросил39 свои работы 39в один бросок39 (aus einem Guss) на холст. Изменяется и колористический строй его живописи. Любопытный факт: первая их дочь по имени Сара появилась на свет спустя всего девять дней после свадьбы. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи.
В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. Луки.
Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Во время его рождения не было мира на его родине. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения.
1623–1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса), но главным руслом творчества Халса был портрет, великим реформатором которого он явился. О том, как быстро росло мастерство Хальса, свидетельствует его картина "Банкет офицеров роты св.
Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Среди "неофитов" был и сам Хальс. Адриана (1627 и 1633) и св. Точная дата рождения Халса неизвестна – что-то около 1582 года, а умер он в 1666-м, так что жизнь прожил долгую и плодотворную, не отказывая себе в удовольствиях, но и работая в полную силу.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Франс Халс был преданным отцом и они продолжали иметь восемь детей.
Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе.
История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель.
В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу.
Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Халс много работает в жанре группового портрета.
Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты.
Вслед за матерью умер и второй сын Хальсов имени которого мы не знаем. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Отсюда пошел термин «малые голландцы». Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме.
Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины».
Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. Во время его рождения не было мира на его родине.
Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Похоронили ее очень скромно.
Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря.
Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только художническая безалаберность, но и упрямый, заносчивый характер. Старая часть музейной коллекции берет свое начало со времен Реформации и состоит преимущественно из полотен на религиозные темы. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Этот пафос возник в результате становления национального и социального самосознания всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола.
В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Смеющимся, кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. 1650).
Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Картина поражает своей застывшей атмосферой. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. А еще через год он женится. Нам остается лишь гадать об этом. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить.
Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков.
Проводить великого живописца в последний путь пришли всего лишь несколько человек. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера.
Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей.
Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Двери богадельни запирались в восемь вечера летом и в семь зимой. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр.
В портрете же регентов царит атмосфера растерянности, беспокойства, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур их неловких поз, хаотичных жестов. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса.
В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Он работал над их большой коллекцией произведений искусства, которую Карел ван Мандер описал в своем Schilderboeck («Книга Живописца187) изданный в Харлеме в 1604. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо.
«Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. В сумрачном колорите единственно сильный цветовой аккорд — розово-красное пятно ткани на колене одного из регентов, обрез книги в руках регентши. В его Де Гроте Шубюргхе (1718–21), Арнольд Хоубрэкен упоминает Philips Wouwerman, Адриена Брауэра, Питера Геррицца ван Рештратена, Адриэена ван Остэйда и Дирка ван Делена как студенты. Халс был также членом местной палаты риторики и в 1644 он стал председателем Гильдии Св.
Зная, что Хальс был близок к стрелковым обществам города Харлема, а в 1624 году состоял мушкетером роты св. Все это способствовало бурному росту национальной экономики и культуры. Но в их глазах есть нечто общее, что связывает воедино все пять образов. У них было одиннадцать детей. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.
Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета.
Приехав в Харлем, учился (ок. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить.
Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. В ней он и умирает. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии.
Творчество Хальса, сформировавшееся в атмосфере послереволюционных лет, стало одним из ярчайших выражений демократического духа голландской буржуазной культуры в период ее становления. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Изменяется и колористический строй его живописи. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись.
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого Улыбающегося кавалера. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот".