Герника Пикассо
Мозарабская Библия выставлялась в Барселоне в 1929 году и в Париже в 1937-м, когда Пикассо проживал там и рисовал «Гернику». Пабло Пикассо написал «Герника» в 1937 году после бомбардировки Герники — святого города Басков — во время гражданской войны в Испании. «герника» — картина, которую можно назвать самой известной и самой значительной в творчестве великого испанского художника Пабло Пикассо. Как ни странно, сам художник никогда не был в Гернике, однако, весть о трагедии впечатлила Пикассо чрезвычайно, впрочем, никто их испанцев не смог остаться равнодушным к новости об уничтожении целого мирного города. «герника» (исп. Guernica)— картина Пабло Пикассо, написанная в мае 1937г.
«герника» Пикассо говорит на языке символов. Помимо этого, она создала большое количество портретов Пикассо и мы можем видеть его сосредоточенность во время написания «Герники». Испанец Пикассо воспринял эту бесчеловечную акцию как личную трагедию и создал одно из самых эмоциональных своих произведений – «Гернику». Увидев на столе Пикассо репродукцию картины «Герника», его спросили: «Это вы сделали. ».
«герника» – одна из самых известных картин Пабло Пикассо. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Из творческой биографии Пикассо известно, что в годы, непосредственно предшествовавшие созданию «Герники», то есть в 20-е и 30-е годы им была создана уникальная и весьма разработанная система своей собственной мифологии. Любой рассказ о «Гернике» начинается с рассказа о визите немецкого офицера в студию Пабло Пикассо в оккупированном Париже.
По мнению художника и профессора искусствоведения Бенито Эскарпиcо (Benito Escarpizo) из Леона, сходство между иллюстрацией из Мозарабской Библии и «Герникой» слишком велико, чтобы быть совпадением – вдохновение Пикассо рисунком из Библии очевидно. В то время, когда Пикассо писал «Гернику», женщина была его любовницей на семи фотографиях она в течение месяца смогла запечатлеть процесс «эволюции» полотна. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога. И, в-третьих, только в этом музее можно увидеть картину «Герника» Пикассо, которая, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор остается самым впечатляющим произведением искусства всех времен и народов.
Выставленная впервые 4 июня 1937 года, «Герника», по мнению Пикассо, достойна была находиться в мадридском музее Прадо. В это время Пабло Пикассо находился в Париже. Мастер никогда не был в Гернике. Картина П. Пикассо «Герника» изображает сцены страдания, насилия, хаоса, безысходности, бессилия и смерти. Все образы на картине Пикассо – символы. Что изображено на полотне «Герника», каждый решает сам.
В мозаике фрагментов выделяются фигуры бегущей женщины, раненой лошади, погибшего воина. Была особая атмосфера. Главное «дело», которое, быть может и сегодня делает настоящее искусство, – это не только показ проблем, но и передача некоторого уже угаданного, выстраданного и кем-то, возможно, дорого оплаченного опыта освобождения, опыта – если только нам удается его извлечь, – открывающего и для нас (для каждого из нас) путь обретения свободы в самой что ни на есть критической – и без того, быть может, безысходной – ситуации. И это последние кадры фильма. 1 мая появляется первый набросок: бык, раненый конь, женщина со светильником в руке.
Не бомбежка города с самолетов: на картине нет ни бомб, ни самого города. Все происходит как-то очень чисто, светло и трогательно. Цвет жив, но он скрыт под пепельно-черным ужасом разрушения. Он «руководит» музеем на расстоянии, но очень гордится титулом. Оказалось, что факт общеизвестный. Все происходит вблизи берега моря и вот кто-то вдруг замечает что-то необычное на берегу. На создание у художника ушло прядка месяца.
- «Герника» Пикассо: описание и фото
- Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937
- Картина «Герника» — протест против войны и насилия
- 75-летие картины Пабло Пикассо "Герника"
- «Герника» — картина-легенда или аллегория войны
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- Анализ картины Пабло Пикассо «Герника»
Но мы уверены, что имеют место все упомянутые выше факторы. Тогда шла Гражданская война. Юнга.
А также гонорар. Картина «Герника» представлена в жанре кубизма неслучайно, стиль помогает глубже прочувствовать и проникнуть в картину, донести до зрителя ее смысл, бедственное положение людей. Но для полноты картины просматриваю биографию Батая и вдруг невероятная деталь: тот самый чердак, «штаб» Contre-Attaque, был описан Бальзаком в «Неведомом шедевре». И здесь можно сказать, что самый окончательный формат картины не случаен. Глаза у всех персонажей картины широко раскрыты, а в горле застрял крик. Повершенный солдат продолжает сжимать в руке клинок из которого растет цветок – так Пикассо передает образ защитника, поверженного войной. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли.
Стоит только сопоставить с ней автопортрет Пикассо, который помещен в том же номере журнала, – автопортрет примерно того же самого времени, что и «Авиньонские девицы» (портрет написан осенью 1906 года, а «Авиньонские девицы» – весной – летом 1907 года), – как мы понимаем, что, хотя на этом полотне изображены женские фигуры, но их лица – это только многократно размноженный автопортрет самого художника. Цифры погибших колеблются от 200 человек до тысячи. Остается вглядываться. Но есть и второй свет. Через символы в полотне читается глубокая скорбь поутраченным жизням и отчаяние.
Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». Маленькую девочку, с которой незадолго до того случайно познакомился. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал П. Пикассо. Не все были готовы воспринять тот ужас и хаос войны, описываемый автором.
- «Герника» Пикассо: опыт психологического анализа
- Напишите описание картины Пикассо Герникане кратко и не много
- Символы в искусстве «Герника» Пикассо
- К 80-летию бомбардировки Герники и создания одноименной картины
- «Герника» картина Пабло Пикассо
- Исторические события, которые легли в основу картины «Герника»
Такое «покушение на шедевр» породило скандал между музеями, король Испании заверил, что «Герника» не покинет Центр искусств королевы Софии, а Сугаса вскоре ушел в отставку. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». «Ну зачем же так писать. Однако друзей было больше. И написал его Пикассо менее чем за месяц. На одной из страниц этой книги автор ведет речь о том, что такое «гениальность». Пикассо до последнего пытался ввести в свою работу элементы цвета: приклеивал к лицам красные слезы из обоев и пестрой бумаги кроил платья трем женщинам (горящей, бегущей и рыдающей над ребенком).
Он писал: «Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садисткой бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Но все фетиши использовались с одной целью. Он явно не в себе. Это – большая и старая тема, тонкое и серьезное обсуждение которой – как темы «тела» – мы находим уже у Платона, позже – как темы «страстей» – у Декарта.
- «Герника» Пикассо легла в основу сюжета фильма Эмира Кустурицы «Герника»
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Все кругом гибнет, только бык возвышается над поверженными, вперяя перед собой неподвижный, тупой взгляд. Первые отзывы о картине стали, отчасти, холодным душем для художника, движимого порывом. Юнг пытался наметить своеобразный генетический подход к творчеству Пикассо. Она уникальна тем, что в этом случае сохранились почти все предварительные материалы. Холст, масло. Ему было тогда 55 лет.
Некоторые ученые, объясняя этот феномен, ссылаются на генетическое наследие воинственных и талантливых племен. Это – в каждом из нас. Пабло никогда в жизни не бывал в этом городе. Но Герника, как вспоминал Рафаэль Альберти, «сразила Пикассо, как удар бычьего рога». И сам Пикассо далее говорит об этом абсолютно недвусмысленно. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли.
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
«Да нет же, – говорит Лакан, – нельзя так меня читать, ничего не поймете. На картине видны языки пожара, но он где-то в отдалении, за пределами полотна. В макете победившего в конкурсе проекта Нормана Фостера и Карлоса Рубио мечта директора Прадо (а также воля самого Пикассо, что неоднократно подчеркивал Сугаса) была воплощена.
Ведь кубизма тогда просто не существовало». Интересная фигура быка находится слева. Разгорится ли этот огонек в мощное пламя, которое разгонит тьму, зависит от самих людей.
Например, будучи уже 90-летним стариком, он с удовольствием позировал абсолютно голым перед фоторепортерами, любил говорить всякие пикантные вещи и т. д. То есть, ее свет – это свет внутренний. Или она выпрыгнула сама. Острие то попадало между пальцами, то впивалось в руку. «Герника» написана в черно-белой гамме, но большинство зрителей вспоминают ее цветной.
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
Мрачное, драматическое настроение«Герники»подчеркивается использованием художником монотонных цветов — различные оттенки серого, черного и белого. Фигуры на картине корчатся, падают, кричат, наих лицах застыли выражения боли и отчаяния. Среди жертв находятся как люди, так и животные. На левой стороне изображения в отчаянии женщина, держащая в руках своего мертвого ребенка. Перед ней горы умирающих воинов (обратите внимание на цветок, который растет из сломанного меча), а выше вы можете увидеть ревущего быка. Фигуры на правой стороне изображения просят о помощи, раскинув руки в жесте ужаса, стоя на коленях и пытаясь облегчить темноту, держа свечу в руке. Все зря. В центральной части изображения является дикая лошадь. Над ее головой появляется предмет типа лампы, с глазами вместо лампочки. Возможно, это является символом падающих бомб или может глаза принадлежат неким сверхъестественным существам, которые смотрят на ужасающие сцены, но ничего не делают, чтобы остановить все это. Это событие вызвало резкий общественный резонанс во всем мире, а для Пикассо стало и вовсе «вестью, подобной удару бычьего рога», как вспоминал впоследствии испанский поэт Рафаэль Альберти. Я понял: я тоже против всего. – задает вопрос такой читатель. – Ведь он же, в конце концов, ученый. в Испании началась гражданская война.
Увидев на столике открытки с репродукцией «Герники», мягко говоря, не самой приятной для фашистского режима картины, фицер спросил Пикассо: «Это вы сделали. ». Нуазезы из «Герники».
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Какое событие изображено на картине «Герника»
- Описание картины Пабло Пикассо «Герника»
- Словари и энциклопедии на Академике
Все, конечно, относительно. Этим, быть может и обусловлено впечатление «незавершенности» работы. Какие силы ее выбросили. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Это событие было настолько неожиданным, что не могло никого оставить равнодушным. Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко.
На чашу весов судьбы, которую можно назвать чашей «добра», «положительного» в человеке, брошено гораздо больше, чем на другую, где – «дьявольское», «темное», «злое». Известно, что здесь не было сосредоточения войск, крупных штабов или соединений. Однако друзей было больше. В более зрелый период он склоняется к сюрреализму и постепенно из него открывает кубизм. Всего за три часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб.
- Культурный код: «Герника» Пабло Пикассо
- Проект «Гордость народа – родной язык» вошел в тройку значимых проектов в России
Работа выполнена на холсте 349 х 776, 6 см маслом. Кто их загнал в ловушку. Так, взятый в экстерьере, по своему прямому назначению, светильник лишен смысла. Даже «продвинутого» и заинтересованного читателя они не могут не раздражать и не отталкивать. Смысловое поле «Герники» вмещает все поиски Пикассо: «Авиньонских девиц» и сцены корриды, «Минотавромахию» и «Распятие», треугольные композиции голубого периода и острые углы кубизма.
Подобно тому, как потом Камю в «Чуме» скажет, что каждый носит эти бациллы чумы под мышкой. В «Минотавромахии» мы видим минотавра по-прежнему агрессивным, страшным, жестоким. Вследствие бомбардировки и пожара было разрушено порядка 75 построек города.
Это не кубизм и не сюрреализм: это хаос, это гибель самой материи. Напрасно взывает к нему и гений света: бык ничему не внемлет и готов все растоптать на своем пути. Это еще одна загадка картины. В конце концов, они же не были кубистами. В одной из них он держит цветок и обломок меча. Очень хотелось бы в это верить.
Высокомерие и жестокость обеих сторон обрушили страдания на всю страну. Но на другом листе, где мы видим нечто подобное, это, скорее, что-то похожее на птицу. Но кто же их будет возрождать из пепла. », — писал художник в письме своему другу. Темпы создания картины кажутся просто невероятными. 25 октября, в день столетия со дня рождения Пикассо, в Прадо открылась новая экспозиция — в Касон-дель-Буэн-Ретро, филиале музея: «Герника» и десятки эскизов. Эпическая пьеса близилась к финалу. Электрифицированное солнце на картине – тоже весьма полисемический образ.
В правом углу изображено окно из которого только что выпала женщина. Понимание войны Пикассо отлично от других. Но, быть может, нельзя без критики доверять и художнику. Последовала череда трагических событий, которые потрясли мир Пикассо.
Кубизм – это не просто течение: его угловатые элементарные формы структурируют и создают мир заново, складывают его из частичек и кирпичиков различной формы. Я не знал об этом. Историко-культурная среда оказывает сильное воздействие на творчество любого автора, художника, писателя или поэта, вот таким образом так важно проанализировать культурную среду, в которой творил П. Пикассо. О чём это. » и искал бы ответы и находил их. Однажды он сказал, что бык – воплощение жестокости, а конь – народа.
От эскиза к эскизу нарастает мрачность, темнота. Напрасно взывает к нему и гений света: бык ничему не внемлет и готов все растоптать на своем пути. Её значение и сила подтвердились в 2003 году в здании ООН. Вспомним фильмы Феллини – «Джульетту и духи» или «Сладкую жизнь»: они сделаны с такой же установкой, о какой мы говорим сейчас применительно к «Гернике», – с установкой на то, чтобы попытаться всех персонажей представить сразу в двух измерениях: в реальном и даже подчеркнуто сниженно обыденном – и одновременно в неком другом, «ортогональном» измерении. А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей». Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция Герники строго и точно организована.
И у того и у другого – в контексте проблемы освобождения и работы над собой. «Нет, — ответил он, — это сделали вы». Экспонаты должны были быть посвящены теме современности. Но в случае Пикассо мы могли бы понимать их прежде всего в психотехническом статусе, то есть как особого рода средства, с помощью которых человек пытается овладеть не внешними силами, но в первую очередь – самим собой, своим «бессознательным».
Его держит протянутая – опять же, женская – рука, рука некой непонятной женской фигуры. Над обломками меча прорастает цветок. Испанский парижанин никогда не писал политических картин (голубь мира родится в 1949 году, «вылетев» как раз из «Герники»), но заказ принимает. Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью — всего за месяц. «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин.
Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. У этого фильма, как мы помним, довольно-таки безысходный финал. Что это: Пегас. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа.
Идет гражданская война. Это не только внешнее, сюжетное развитие, но также и развитие смысловое – развитие тех смыслов, которые придавались основным действующим фигурам, ситуациям и сюжетам. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей и от врагов». После новаторских приемов в цвете, художник занялся поиском идеальной формы. «Мы видели, как Герника обрела потрясающую сдержанность, достойную монастырской сдержанности Эскориала, но погруженного в ужас хаоса», — вспоминал один из присутствовавших. То из раны на боку коня вылетает крылатый Пегас, а сам конь корчится от боли, то он топчет копытами раненого воина, то превращается в понурую детскую лошадку (недаром именно в эти годы Пикассо мечтает «писать как ребенок»), то встает на дыбы с пугающим оскалом.
Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника — страшное обвинение фашизму и Фрнко. Настолько все это серьезно – личностно серьезно. Но раз в разговор вклинился Данте, вспомним о его идее «многомысленного» толкования поэзии из письма к Кангранде делла Скала: толкования исторического, морального, аллегорического и «анагогического» (возвышенного). Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал Пикассо. По крайней мере – «будильниками», не дающими заснуть.
Вместе с тем, коль скоро этот «Пегас» появляется здесь из смертельно раненой, умирающей лошади, он может означать и что-то вроде ее души, которая «отлетает», выходит. Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Этот контраст равнодушия и страдания в первых набросках к «Гернике» был едва ли не главной опорой всей картины, но Пикассо не остановился на этом и в правой части полотна, рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх, появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости.
В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. О городе Герника в Стране Басков знает весь мир. Оно позволяет попытаться «изнутри» выполнить реконструкцию логики работы, ее содержания, не всегда прямо записанного в ней, – того ее смысла, ради которого она, в конце концов, была создана. Оценка работы Пабло Пикассо была неоднозначной.
Мечтой Мигеля Сугасы, директора Прадо до марта 2017 года, было создание «Зала мира» в Салон-де-Рейнос, втором филиале музея, конкурс на реконструкцию которого недавно завершился. Конь – страдание, бык – триумф, но всё же оба были жертвами, символизирующими саморазрушение человечества через войну. В результате чего весь центр города был полностью разрушен.
Духовная катастрофа. Именно в этом смысле следует понимать слова Пикассо «оружие», «влияние», «освобождение» и т. д. Юстин Нассауский, губернатор Бреды, взятой испанцами после длительной осады (это была одна из немногих побед в череде множества поражений в войне с Нидерландами и «духоподъемная» роль события была первостепенной), вручает ключи от города главнокомандующему испанцев Амброзио Спиноле. Только такой человек, как Пикассо, чувствует их в себе особенно остро. Это – светильник в том же значении, в котором он встречается потом и в «Гернике» – там тоже, помимо основного, есть некий второй, загадочный источник света.
Бунюэль, Лорка, кто там еще. Мы знаем, что у Пикассо через всю жизнь прошел мотив какого-то шутовства, юродства. В ногах у лошади в неестественной позе лежит солдат, широко раскинув руки. Первые листы, прямо относящиеся к «Гернике», датированы 1 мая 1937 года, то есть они созданы всего несколько дней спустя после гибели Герники.
Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. Вершиной творчества Пикассо стал кубизм. Искусствовед Гейс ван Хенсберген считает, что «Герника» кажется абсурдной корридой с нарушенными правилами: лошадь ранена и быком и копьем пикадора. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». В этом заключается специфика и талант испанского художника.
Хотя еще до бомбардировки внимание европейцев было притянуто к Испании. Эта работа взята нами не потому, что является одной из самых известных и значительных работ художника (а возможно – и одной из самых знаменитых работ в истории искусства двадцатого века или даже, как многие считают, во всей истории европейского искусства в целом), но потому, что в самом творчестве Пикассо она занимает особое место. Французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии, вспоминал: «Герника» видела в основном спины посетителей», а сам художник позднее писал: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей и от врагов». Он остался.
Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Нельзя читать так некритично. Последний изгнанник прибыл на родину».
Она роняла его вертикально на раскрытую на столе ладонь. Приковывает внимание к картине женщина, летящая из открытого окна. Созданная на основе испанских событий, Герника выходила за конкретные исторические и временные рамки, предвосхищала события, которым тогда не было даже названия. Она стала катализатором, взрывом, выбившим Пикассо из кризиса — в работу. Так, можно заметить заимствования из средневековой каталонской миниатюры XI века, опубликованной за несколько лет до «Герники» другом Пикассо Кристианом Зервосом. Все нужно испытывать своей собственной мыслью».
Но его сияние не проливает свет на кромешную тьму общего фона. Раннее утро. Но героя даже вид этого чудовища уже не способен развлечь: «как можно смотреть на это. » – восклицает он и отходит в сторону. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей. Судя по всему, бык олицетворяет фашизм в целом. Картина «Герника» была написана в 1937 году.
Мы видим детали интерьера: намечены углы комнаты, потолок, пол и т. д. Причем мы понимаем, что именно здесь он предельно искренен. Явно замешана в аллегорическом хоре и личная жизнь Пикассо. В контексте испанского искусства шедевр Пикассо встал в ряд со «Сдачей Бреды» Веласкеса и «Расстрелом 3 мая» Гойи. Ей пришлось это сделать, так как огонь подступал все ближе и ближе.
Трагически относительно. В 1937 году весь мир и Европа в частности, следили за ходомгражданской войны в Испании. С одной стороны – это указание на технологизацию эпохи (которая приводит к милитаризации), когда даже естественный свет солнца представлен электрической лампочкой. Погибли солдаты республиканской армии, мирные жители.
Глаза у человека изображенного на переднем плане, находятся с одной стороны. Композиция «открыта вверх», как будто она обрезана ножницами и что-то там было еще вверху. Более 1600 человек погибли в ту ночь. На спине этой лошади (важная деталь)– матадор и это – женщина: прекрасная женщина, которая находится в каком-то странном состоянии – то ли обморока, то ли она уже мертва.
Страшную, уродливую искалеченную женскую ногу. «Герника» Пикассо — трагическое и невероятное прозрение — и предостережение человечеству.
Второе значение: свеча все-таки горит среди бела дня. Герника — символ традиционных свобод баскского народа (под местным дубом короли Испании приносили клятву свободы эти уважать) — становится символов ужасов войны ХХ века. Поначалу Пабло экспериментировал с цветом, чередуя «голубые» и «розовые» периоды творчества. Что мы видим в правом углу «Герники». История этого знакомства описана у многих биографов. В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику.
В одной из последних версий «Герники» вместо нарисованной бумаги появляется кусок бумаги настоящей — приклеенный к левой руке. Условность предельная. Но разве не это мы называем традицией.
То есть, найдя символический способ выражения для этих темных, поначалу неподвластных ему сил, человек получает возможность овладеть ими. Бык и конь представляли, вероятно, Испанию. В 1937 году вся Европа с напряженным вниманием следила за гражданской войной в Испании.
Красно-золотое одеяние рыдающей переместилось в коллаж «Femmes leur toilette», который ныне украшает резиденцию посла Франции в Мадриде (глядя на эту работу, понимаешь, что дуэнде Герники уберег шедевр от дурновкусия). Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов». Это – орудия. Но Пикассо не остановился на этом и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. Хотя сам Пикассо, скорее всего и не отдавал себе в этом отчета, но, просматривая наброски, мы видим, как он с какой-то почти маниакальной последовательностью отсекает и «вытравливает» из этой работы все, что можно было бы связать с дневным сознанием. Очевидно, что немцы бомбили именно население городка, причём бежавших из города людей расстреливали из бортовых пулемётов.
А всякая связь со злодеяниями фашизма тут – фикция. Но события в мире резко изменили уединенную жизнь художника. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Зато Пикассо, как и следовало ожидать, не согласился. Весной 1937 года мятежники перешли в наступление, а 26 апреля немецкая эскадрилья Кондор совершила ночной налет на маленький город Гернику, расположенный близ Бильбао – в Стране басков.
«Я понял, – говорит Пикассо, – для чего негры использовали свои скульптуры. Зачем было творить именно так, а не как-нибудь иначе. Мадридский журнал «Sbado Grfico» даже писал: «Герника— полотно огромных размеров— ужасна.
«Дьявола», быть может, следует взять тут в кавычки и понимать это слово в психологическом и психотехническом смысле – как обозначение каких-то темных сил, которые Пикассо, как и всякий человек, чувствует в самом себе. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь. В этом окончательном варианте события происходят в каком-то странном подземелье. Картина «Герника» (1937г. ) – полотно пронизано насилием, оно источает ужас и боль. После создания «Герники» Пикассо проживет еще почти сорок лет, однако именно эту картину будут называть последним его шедевром, славу которого не смогут затмить последующие творения.
«Предчувствие глобальной катастрофы, атмосфера грядущего смертоносного конфликта в человеческом обществе»присутствует у каждого. Вся его жизнь была связана с живописью. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Но главное тут даже не в этом. Я тоже верю, что все – неведомо, что все враждебно.
Ведь и жертва Христа статистически мала по сравнению с бойнями Аттилы или Чингисхана. Про угрожающий хаос. Фрагмент «прекрасной Нуазезы» ХХ века. Наш анализ «Герники» продолжает некоторые линии, намеченные в небольшой статье, скорее, даже заметке о Пикассо К. Г. Значит, «Герника» была создана там, где Бальзак поместил действие повести, в которой в 1831 году предсказал рождение авангардной живописи, описав портрет «Прекрасной Нуазезы» — «беспорядочное сочетание мазков, очерченное множеством странных линий, образующих как бы ограду из красок хаос красок, тонов, неопределенных оттенков, образующих некую бесформенную туманность» — то, что осталось от шедевра, над которым персонаж Бальзака, гениальный художник Френхофер, работал 10 лет.
Еще годы он пишет «эскизы» к законченной работе, бесконечных «Плакальщиц», «Рыдающих женщин», «Женщин с мертвым ребенком», еще более жестких и пугающих, чем персонажи «Герники». Но если такой подход по отношению к Пикассо вообще допустим, то это позволяет, конечно же, абсолютно по-другому смотреть даже на его, казалось бы, наиболее известные и, вроде бы, уже вполне понятные (например, в силу их связи с какими-то внешними обстоятельствами) работы, в частности – и на «Гернику». Почти на каждом из листов этой серии встречается фигура быка, а точнее – минотавра. В 1937 году, во время гражданской войны в Испании, Гернику контролировали республиканцы. Когда я пошел в старый дворец Трокадеро, я был там совсем один.
Невероятно напряженная динамика, которую подчас можно обнаружить в бессознательной жизни, происходит в каком-то особом мире, где время в обычном смысле слова отсутствует, где царит вечное настоящее и происходит «вечное возвращение». Но, будучи взята в контексте набросков, она получает некое символическое значение. Вот такие-то люди, считает автор, они только и имеют шанс, «невозможную возможность», если все же найдут путь к спасению, стать теми, кого мы называем гениями. У бегущей женщины с обнаженными ягодицами на первых этапах работы в руке был изображен кусок туалетной бумаги — эта физиологичность отсылала к серии гротескных сатирических гравюр «Сон и ложь Франко», которую Пикассо заканчивал в то же время.
В этой мастерской он написал Гернику. В 1937 году мирная Европа хотела видеть иное: прогресс, торжество техники, светлое будущее, еще не обернувшееся зияющими высотами, которые провидел в своей «Гернике» Пикассо.
Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». 349 776 см. Положим, фигура быка в волларовской серии весьма противоречива.
За четыре месяца художник, пребывающий в творческом кризисе, не пишет ничего. Справа через открытое окно в комнату вплывает лицо, похожее на античную маску. «Это сделали вы. » — задали мастеру риторический вопрос о картине. Все. У Гойи война уже явлена как метафизическое зло.
Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. В этом внешнем, «реальном» плане героиня оказывается в некой критической точке своей жизни, она должна принять важное решение: расстаться с мужем или нет. Они были магическими атрибутами. Важно, что основные фигуры, с которыми мы встречаемся в «Гернике», не были специально изобретены или выдуманы Пикассо для этой работы, – это фигуры, сквозные для всего творчества Пикассо предыдущих лет. Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами.
Неоднозначной была и реакция публики. И вот – в конце фильма как будто бы происходит некий прорыв. Действие перемещается внутрь комнаты — точнее, символического изломанного внутреннего пространства, — где сбоку открыта дверь, пол расчерчен (то ли плитка, то ли карта военных действий), а время застыло. Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко. Бесстрашный человек в белой рубахе вскидывает руки. На протяжении всего фильма его герои «играют» в жизни, они в каких-то масках, непроницаемы друг для друга и нет места для подлинной встречи и контакта между ними.
И первое его желание – бежать (вспомним фигуру художника, который пытается бежать по лестнице), но он не ушел – он понял, что это для него важно. А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. В руке оно держит горящую свечу и в ужасе смотрит на происходящее.
«Герника», выполненная в манере кубизма, представляет собой огромное полотно впечатляющих размеров, написанное масляными красками в черно-белых тонах. Выбор такой формы и цветовой гаммы обусловлен несколькими причинами. Желая выразить в своем творении боль, отчаяние, агонию и гнев невинно пострадавших людей, Пикассо обезличивает их, передавая лишь основные черты, по которым можно узнать мать, рыдающую над телом мертвого ребенка, разорванное на части тело солдата, падающую в агонии белую лошадь, растерзанную голубку, женщину со светильником, гибнущего в огне человека и яростного быка. Деформация объектов, помещения и цветов объясняется ужасом, который внезапно постиг ночью испанский город. Вскоре, однако, – уже на первых набросках – появляются некоторые мотивы, которые войдут затем в окончательный вариант «Герники». Причем если просмотреть эту серию целиком, выстроив ее в ряд, то – как и в случае серии подготовительных этюдов и эскизов к «Гернике» – можно увидеть определенный процесс развития. Название «Герника» также возникло лишь в финале работы. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. Только потом, когда мы выходим из зрительного зала и начинаем снова и снова мысленно возвращаться к этому фильму, думать над отдельными его эпизодами и образами, – только тогда мы начинаем вдруг что-то понимать, у нас начинает что-то связываться, начинает «говорить» именно в этом – втором – плане. Однако друзей было больше.
Это устойчивый символ возрождения – творческого начала жизни и – самой жизни. Глаза людей передают гамму чувств: страх и боль, мужество и решимость.
Картина внушает неподдельный ужас и страх от происходящего, запредельный и безграничный. «Эти маски были не просто скульптуры, – продолжает Пикассо, – совсем нет. Франко, как утверждали, был не против. Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция Герники строго и точно организована. Речь сразу зашла о «Гернике». Так они познакомились с Дорой Маар.
Должно быть, Авиньонские девицы осенили меня в этот самый день, но совсем не в силу форм» – обычно ведь здесь говорят о простом внешнем заимствовании – это говорят и о Пикассо и о Модильяни но сам Пикассо, как мы видим, понимает дело иначе: «Авиньонские девицы осенили меня в этот самый день, но совсем не в силу форм, а потому, – говорит он, – что это было мое первое полотно изгоняющее дьявола, – вне всякого сомнения. ». Но самого огня не видно. Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Но франкистский режим отнял эту автономию.
Они были (магическим) оружием, чтобы помочь людям вновь не попасть под влияние духов, чтобы помочь им стать независимыми. «Гернику» относят к зрелому периоду творчества Пикассо, который начинается с его переезда в Париж.
Кто-то утверждает, что мастерскую Пикассо посетила делегация баскских политиков и один из них воскликнул: «Это же Герника. » Другие свидетели уверяют, что название предложил Поль Элюар, который как раз писал поэму «Victoire de Guernica» или Кристиан Зервос, главный редактор журнала Cahiers d39Art, по заказу которого Дора Маар фотографировала этапы работы. Пол в комнате напоминает карту боевых действий. Титул «главного антивоенного шедевра ХХ века» звучит формально, но отражает суть. Быть может история потаенного цвета «Герники» — еще одна притча Пикассо. К тому же, некоторый символизм в «Гернике» всё таки можно выводить и от полотна Питера Пауля Рубенса «Ужасы войны» (1638) и фрески Рафаэля из Ватикана изображающейтрадиционное представление о Деве Марии с мёртвым Христом на руках.
В июне 1937 года картина была представлена на выставке во Франции. «Я не выпускал из рук кисточки, как республиканские солдаты — ружья», — признается он в одном из интервью. В первый же день после ужасной новости Пикассо стал неприрывноработать над новым полотном под названием «Герника», которое удалосьзавершить всего за месяц и представить публикена Всемирной выставке. Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Этот период является достаточно многогранным и разнородным: начиная с «розового» периода в его творчестве и заканчивая сюрреализмом, кубизмом и другими формами изобразительности.
А в другой руке – свеча. Некоторые считают, что он, напротив, олицетворяет триумф Испании, а лошадь – её страдания. Будущее, в котором нет ничего прекрасного, возвышенного, доброго, а только всепоглощающие ужас и хаос и корчащиеся в тяжелых мучениях люди. «Герника» была представлена в Испанском павильоне на выставке во Франции. «Сдача Бреды» написана в 1635 году, за 300 лет до «Герники».
А на месте обрубленного дерева (единственной прямой — и очень быстро исчезнувшей — отсылки к конкретике Герники) возникает угол стола с раненой птицей. Все зааплодировали. Эта линия связывает работу Пикассо с событием истории: прежде всего истории Испании (родины Пикассо), но также и истории Европы – предвоенной Европы и Европы времен гражданской войны в Испании, когда уже надвигалась и разрасталась нацистская чума, – и истории двадцатого века в целом. Важное замечание, которым мы еще воспользуемся, когда снова вернемся к анализу «Герники». Ключевыми фигурами на картине являются бык и лошадь.
Мне захотелось бежать оттуда, но я не ушел, я остался. Его взгляд совершенно ничего не выражает, при этом он топчет копытами упавшего человека. По всей Испании разбросаны тысячи братских и безымянных могил.
В «Зеркале» Тарковского – в эпизоде, где герой лежит в постели и непонятно, что с ним: он чуть ли не умирает, – почему-то в руке он держит птичку, мнет, мучает ее и потом она куда-то исчезает. Про все главное в «Гернике». Я понял, почему. Несмотря на то, что мотивом к созданию «Герники» послужила бомбардировка города, на самой картине нет ни авиа налетов, ни взрывов, ни разрушений. Впервые «Герника» увидела свет в том же 1937 году на Всемирной выставке в Париже. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». По воспоминаниям Ле Корбюзье известного французского архитектора, на открытии испанского павильона «Герника» видела в основном спины посетителей", а также подверглась резкой критике со стороны некоторых знатоков.
Жертвами бомбардировки, по разным подсчётам, являются от 120 до 300 человек. С другой стороны, даже несмотря на то, что это некое «техническое соднце», оно все же выполняет функцию освещения. Начнем с того, что данный период в творчестве П. Пикассо (1937 год), как он сам говорил об этом «худшее время в его жизни». Он пытался рассматривать работы Пикассо разных периодов их образное и сюжетное содержание, колорит и даже некоторые особенности их формальной организации в соотнесении с теми основными стадиями индивидуации, которые уже были установлены к тому времени, – установлены исходя из анализа, прежде всего, огромного клинического, но также и этнографического, культурологического и исторического материала. Город охватил пожар, который его убил.
Конечно же, африканцы не были кубистами. Сложное впечатление о картине. И мы знаем, что эти предметы – маски, скульптуры – в традиционных культурах действительно были предметами «магическими» в обычном смысле этого слова. Опередившее время, тот метафизический ужас, который явит Вторая мировая, Хиросима, все те грядущие бойни и теракты, что неминуемо оказываются в поле притяжения «Герники». Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли.
Но всеобщее внимание привлекала только Герника. Так уж повелось, что испанская земля дала миру много гениальных имен. Главная достопримечательность Герники — «герникако арбола», легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».
И она сама и вся её история не подарят вам приятных впечатлений, но такого рода «пессимистичный» или «мрачный» туризм тоже имеет право на существование и до сих пор люди едут увидеть места горя и скорби – по разным причинам. В эту эпоху война — главное мужское дело. Подобно Френхоферу, Пикассо не может завершить свой шедевр.
Пикассо здесь говорит про «духов», про «заклинание духов». Когда мир пережил ужасы Второй мировой, пророческий смысл «Герники» обрел новое звучание. Все кругом гибнет, только бык возвышается над поверженными, вперяя перед собой неподвижный, тупой взгляд. Однако друзей было больше. В 1937 г. солнечную Испанию захватила гражданская война.
Это работа, в художественной форме запечатлевшая факт. «Друзья, бомбы уничтожают целые города. Широко известна так называемая волларовская серия. Особенно болезненными для художника оказались переживания от увиденного им сообщения в газете «Се Суар», выпускаемой его другом и писателем Луи Арагоном, о бомбардировке маленького баскского городка Герника 26 апреля 1937 года. Лампочка под потолком является символом лампочки в камере пыток.
Прошу парижских друзей прислать фотографию дома. Пикассо выпросил в подарок окровавленную перчатку. «Герника» была там представлена в виде гобелена и висела на стене комнаты, через которую дипломаты проходили на заседания Совета безопасности ООН.
Неизвестно почему фашисты оставили этот ответ без последствий. Сама «Герника» представляет из себя полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3, 5 м высотой и 7, 8 м длиной. Художник, тем не менее, продолжит с остервенением работать. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов».
Когда Платон говорит вдруг, что «тело» есть не у всякого человека или когда Декарт говорит о «страстях», что они существуют лишь для того, кто стоит на пути, кто начал работу, – мы понимаем, что «тело» и «страсти», о которых они говорят, – это не то, что есть у человека в его обычном состоянии. Фактически «земную жизнь пройдя до половины» (Данте считал «половиной» своего пути 35, цифры рифмуются), Пикассо создает свою главную картину. Под копытами умирающего скакуна лежит мужчина-солдат, тело которого разнято или разрублено на отдельные части.
Однако друзей было больше. Но Пикассо не остановился на этом и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. Оказалось, что госсекретарь Колин Пауэлл, рассказывавший о необходимости войны в Ираке, говорил это на фоне «Герники», которая становилась зловещей иллюстрацией к его словам.
Астрологи утверждают, что над Испанией пересекаются мощные энергетические потоки. В случае другой из этих ранних работ, где фигуре Арлекина придано прямо-таки портретное сходство с самим художником, в этом можно непосредственно убедиться. В июне 1937 года «Герника» была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже и толпы народа сразу же устремились сюда. Так, например, поступал один из крупнейших современных психоаналитиков – Жак Лакан. Она как будто бы «закрыта» со всех сторон, кроме верхней – где, напротив, много линий, движений, которые уводят глаз вверх: воздетые вверх руки, обращенные вверх лица, головы и даже просто открытые места картины. Другие искусствоведы (например, Н. Д. Сна, толкование которого излишне.
Но, вместе с тем, на других работах этой серии можно видеть, как у Пикассо происходит то «слипание», то «разъединение» фигуры минотавра и его собственной фигуры, которая появляется уже в человеческом виде. И вот какой путь избирает Пикассо, чтобы всесторонне изобразить разыгравшуюся трагедию. Мы видели, как фигура минотавра интимным образом связана с собственным «я» Пикассо. У него как у художника сразу появилось желание как-то откликнуться на это. «Пегас» сам по себе – это символ искусства вообще и, к тому же, он всегда связывается еще с одним мотивом – с мотивом возрождения, как и жар-птица. Да и расположен этот бык-Минотавр совсем как Веласкес в «Менинах». Эта работа является предельно личностной вещью.
Главная достопримечательность Герники — «герникако арбола», легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). На фасаде — мемориальная доска: «Пикассо жил здесь с 1936 по 1955 год. Это контраст страдания и равнодушия был в первых набросках к «Гернике» едва ли не главной опорой всего целого картины. В центре композиции находится лошадь.
Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Понимающая встреча с его творчеством и с его личностью – воистину «инициальное испытание» для каждого ищущего человека. TweetСохранитьЦентр искусств королевы Софии в Мадриде подготовил масштабный проект, посвященный 80-летию создания «Герники». После Парижа «Герника» отправится в мировое турне по Англии, Скандинавии, США, а затем обретет временную резиденцию — «до наступления в Испании демократии», как завещал Пикассо, — в нью-йоркском MоMA. Мадридский журнал «Сабадо графико» даже написал, что «Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Ряды французов, убивающих мадридских повстанцев в «Расстреле 3 мая», сливаются в безликое многоногое чудовище.
У нечисти «Капричос» и солдат «Бедствий войны» один и тот же демонический оскал. Не просто: женщины, дети, младенцы, табак игра, – а все вместе». Этот фильм тоже есть попытка особого рода аналитического исследования внутренней биографии современного человека – современного художника (по фильму – журналиста), который тоже оказывается в некой критической жизненной ситуации, когда решается вопрос, быть или не быть ему как человеку, как личности, как художнику.
Её поза и взгляд выглядят так, будто она бьётся в агонии и вот-вот упадёт замертво. Особо стойкие марксисты требовали убрать это «кубистское нечто». В июне 1937 года «Герника» была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже и толпы народа сразу же устремились сюда. Пикассо соглашается, однако идей, которые он бы хотел воплотить и выразить, у него нет. С разрешения Франко, 26 апреля 1937 годанемецко-фашистская эскадрилья «Кондор» совершила ночную бомбардировку баскского городка Герника, в котором проживало около 5000 тысяч человек. Не видно и тех, кто виновен в этом пожаре.
Этот устойчивый мифологический мотив часто появляется в фильмах. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Такое совпадение не может быть случайностью. Его олицетворяют их языки в форме острых кинжалов. Так, в «Джульетте и духах»: с одной стороны – вполне реальные и обыденные события, происходящие в одной обычной семье, семье героини – Джульетты. «Герника» – полотно, полное иносказаний. Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов.
Не менее важны для понимания «Герники» и графические листы из серии «Мечты и жизнь Франко». Реальность и искусство сошлись в это мгновение. В другой же раз художникответил, что оба животных являются жертвенными. Это самое трудное и обычно не удается. Над головой лошади фонарь или лампа в виде бычьего глаза.
Про недостижимость идеала и воплощения, про глухоту к пророчествам. Придав духам форму, мы обретаем самостоятельность». Если предложенное вам удастся (а это, т. е.
Но, как это часто бывает, цели были откорректированы – основной удар «Легиона Кондор» пришёлся на местную рыночную площадь. Оценки числа погибших разнятся – от 25. 000 до 2000. 000 человек. Эту гравюру с ослепленным минотавром и девочкой интересно сравнить с другой, очень известной гравюрой, примыкающей к этой серии, которая называется «Минотавромахия». В духовном смысле они могут позволить себе «спать», могут оставаться непробужденными, жить подобно растениям, без поиска, риска и усилия. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».
Эти негритянские изображения были intercesseurs (заступниками, посредниками). Этим течением он взорвал искусство, создал его заново, как демиург. После заказа полотна на тему разрушенной Герники, Пикассо сразу приступил к её написанию.
Мы снова и снова встречаемся с этим. В июне делегация республиканского правительства инспектирует работу. В настоящее время находится в Музее королевы Софии в Мадриде. 5 февраля журналисты заметили, что репродукция была накрыта покрывалом.
Чуть ниже – женщина в лохмотьях движется к центру, её взгляд направлен вверх. Пытаясь ответить на этот вопрос, мы ограничимся в данной работе демонстрацией принципиальной идеи или принципиального подхода к анализу художественного творчества, – подхода, который, вслед за Выготским, можно было бы назвать «объективно-аналитическим» или культурно-историческим. И мы можем недоумевать по поводу того, что здесь нарисовано, что это может значить, если воспринимать эти детали как принадлежащие к интерьеру комнаты. И тут в историю вмешалась Герника, точнее — наоборот. «В Гернике осталось лишь пять целых домов», «Не виданная миром трагедия» — подобными заголовками пестрят парижские газеты. Смысл понятен: какое бы зло ни творилось в мире подлунном, вечные ценности надлунного мира всегда будут оставаться надеждой на искупление и исправление даже самого безутешного положения вещей.
Но это, быть может, – только половина дела. Республиканцы говорят о «даре» Пикассо, которому всего лишь оплатили холст и краски. «Герника» началась, разумеется, в одноимённом городе, который и дал название полотну.
11 мая Дора Маар, муза Пикассо времен «Герники», фотографирует первую композицию на холсте — в новой мастерской на Rue des Grands Augustin, 7. Это история про бесконечность и незавершенность искусства. Про боль неуслышанности. Отчасти она перекликалась с рядом мотивов и фигур средиземноморской мифологии, античной мифологии и мифологии Ближнего Востока. Но мало кто помнит сюжет повести историю с абстракцией и еще одну важную деталь. Это женщина уже достаточно зрелого возраста, ей где-то за 40.
Их лица нарисованы так же не логично, как и все части тела. «Внешним» поводом для ее создания послужило действительно трагическое, страшное событие, которое произошло в самом конце 36-го года, – бомбежка одним из нацистских штурмовых отрядов небольшого баскского городка в Испании (скорее даже селения, чем города). Но Пикассо не остановился на этом и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица — встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. Но новость о его уничтожении повергла художника в шок.
Но франкистский режим отнял эту автономию. Что же с ним происходило здесь. «Герника» была написана Пикассо в 1937 году. Трагическое ощущение смерти и разрушения Пабло Пикассо рискнул передать агонией самой художественной формы, которая разрывает предметы на сотни мелких осколков.
Во всяком случае, она стала своеобразным символом искусства двадцатого века. Они были против всего – против неведомых, грозящих гибелью духов. Тут же сохранилось не только большое число предварительных набросков, своего рода «графических записей» мыслей иногда отдельных даже мыслей, – в фотографиях сохранилась также и последовательность работы над окончательным вариантом этой картины и можно проследить, как Пикассо пришел к нему. К тому же Пикассо иллюстрировал «Неведомый шедевр» Бальзака в 1927 году.
Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей». Также бык отсылает нас к образу минотавра как символу разрушительного звериного начала. Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко. В этом же доме Бальзак поместил действие своей повести Неведомый шедевр».
Созданная на основе испанских событий, «Герника» выходила за конкретные исторические и временные рамки, предвосхищала события, которым тогда не было даже названия. Поразительное заявление. Спасибо за пост. А уж тем более художник (да и не только), который хочет быть на острие общественных явлений/проблем. Он полностью отверг реализм с его изобразительно-познавательной функцией. «Нужно стараться постоянно меняться.
Множество обстоятельств послужило причиной написания данной картины. Он как бы говорит нам: еще вчера и я не подозревал обо всем этом, я жил как бы во сне. В 1936г.
Это язык символов (а не фактов). Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Два слова об истории создания этой работы.
В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Другие искусствоведы (например, Н. Д. В основе сюжета картины лежит бомбардировка города Герника немецким «Легионом Кондор» в ходе гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года. Есть, однако, продолжает он и другие люди, которые в некотором смысле с самого начала оказываются «проклятыми», – это люди, в случае которых на чашу «злого», «темного», «недоброго» изначально брошено гораздо больше, чем на другую, так что эти люди – просто для того, чтобы выжить в качестве людей в этой своей (изначально, казалось бы, безнадежной) ситуации, чтобы не погибнуть в духовном смысле, чтобы выправить положение этих весов судьбы, – должны совершать постоянное и отчаянное усилие, напряженную внутреннюю работу.
Все события разворачиваются в темном помещении, в подполье. Вот таким образом налёт был вполне ожидаем. Например изображение женщины с лампой в руке (один из немногих образов, сохранившихся от первого наброска до окончательного варианта полотна), возможно, было для Пикассо символом неприкосновенного священного дуба Герники, не пострадавшего после уничтожения города. Чтобы «продраться» сквозь одну страницу такого текста, приходится затратить невероятно много сил, в чем, казалось бы, нет необходимости, коль скоро то же самое можно было бы сказать иначе – проще, яснее, логичнее.
Что же все-таки происходить в Гернике Пикассо. Сам Пикассо говорил, что писал эту работу в «состоянии транса», не останавливаясь, по 14 часов в день. И выясняется, что у Лакана действительно была сознательная установка на писание таких текстов. Война – это один из самых жесточайших и разрушительных феноменов, «бессмысленная и беспощадная», как часто пишут о ней. Для одних их спасение – духовное спасение – заранее, с самого рождения уже предрешено. На город обрушились бомбы, средний вес которых составлял 40 тонн.
Он должен совершить какую-то встречную работу, так как чисто и заслуживает доверия только то, что можно взять в некотором внутреннем усилии, в акте совершения работы души. Для павильона воюющей страны (главная задача которого — заявить о жизнеспособности республики и собрать средства для народной армии) участие Пикассо — важнейший козырь. Мы поможем вам расставить акценты во всем разнообразии шедевров испанских живописцев. Мы видим, что вполне реальное событие изображено в откровенной мифологической форме. В 1992 году «Герника» переедет из Прадо в Центр искусств королевы Софии и станет его главным, знаковым экспонатом.
Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал П. Пикассо. А вот что на обороте холста. Сам сюжет «Герники» во многом был сходным с картиной Ф. Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808», где подобно «Гернике» присутствовал лишь один яркий источник света. Это, пожалуй, был единственный раз, когда он позволил посетителям наблюдать за своей работой.
Там по проекту Сугасы должны были расположиться все три шедевра (тем более что «Сдача Бреды» для Салон-де-Рейнос и была написана). Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Второй свет, который врывается в это подземелье. Постепенно война в Испании забывалась и «Герника» стала символом протеста против любых войн.
В этом и опасность "высовывания" (хозяева жизни не любят высовывающихся), в этом и подвиг художника – автоматом можно десяток уложить, а кистью/словом – тысячи призвать. Это контраст страдания и равнодушия был в первых набросках к «Гернике» едва ли не главной опорой всего целого картины. «Ищу человека. » – отвечал синопский киник на вопрос «что он делает с фонарем в руке при свете дня. ».
На первом плане была изображена женщина в матроске и простёртый на земле мужчина. Ее просто не поняли. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Руис Пикассо. Фиаско с «Залом мира» было одной из причин.
Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. Было сброшено более 20 тонн бомб. Веласкес пишет не ужас бойни, а благородство истинной победы.
Позже он говорил, что оба животных означают жертву. Сам же художник утверждал, что бык – это символ жестокости, а конь – это народ. По поводу же выбора именно «Герники» из всего огромного наследия Пикассо необходимо высказать несколько предварительных соображений. Здесь он тоже в состоянии какой-то агонии, тогда как на первых эскизах он похож, скорее, на упавшую греческую статую. Во-первых, весь ужас и безумие творятся при свете, не тайком (актуализация Минотавра) во-вторых, несмотря на «яркий свет» научно-технического прогресса, люди все равно погрязли во тьме неведения. Пикассо хочет сказать: то, что случилось, – случилось, может быть именно потому, что каждый из нас носит эту «чуму» в себе.
Сама материя мира жива, зло преходяще. В одной книжке, в свое время (в начале двадцатого века) весьма популярной – она была написана юношей, покончившим с собой вскоре после ее написания, – книжке, в целом ужасной и, в общем-то, малоинтересной, встречаются интересные и сильные мысли. Но за холмом Принсипе-Пио, где свершается злодеяние, все равно высятся дворцы и церкви Мадрида.
Противоречивость эта состоит в том, что, с одной стороны, здесь (как и на многих других работах Пикассо) мы видим быка как некоторое предельное воплощение грубого, брутального, агрессивного, не подвластного контролю начала – начала, которое, как правило, связано также и с насилием, часто в эротическом смысле этого слова. Эта работа была начата еще до «Герники» – что важно, поскольку здесь обнаруживаются бесспорные параллели с «Герникой», например, фигура кричащей женщины с ребенком на руках и другие фигуры и мотивы. Она почему-то тоже оказывается в этот час на пляже. 26 апреля 1937 года испанцы были потрясены трагедией, развернувшейся на территории малоприметного муниципалитета – Герника была стёрта с лица земли немецкой авиацией, легионом «Кондор». И опять мы видим сочетание двух взаимоисключающих мотивов: в руке воина меч, правда, сломанный, – но вместе с тем откуда-то «прорастает» цветок. Он пытается бежать.
Гойя презирал войну испытывая к ней глубокое отвращение. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал Пикассо. Это какая-то прямо-таки «пиктографическая» запись для себя, своеобразная скоропись без всякой еще попытки как-то графически воплотить замысел, реализовать его.
Война – это уничтожение цивилизации, уничтожение разума. Я был художником. Ее морда напоминает человеческий череп, тем самым символизируя смерть.
Герои Бальзака видят в углу картины «кончик прелестной ноги, живой ноги» — «обломок, уцелевший от невероятного, медленного, постепенного разрушения», он возникает «как торс Венеры посреди руин сожженного города». В случае этой работы Пикассо, как и для всего его творчества (а возможно – и вообще для анализа любого сложного и серьезного произведения искусства), это обстоятельство представляется решающим. Мир еще не лишился целостности, война все еще достойна парадного портрета.
Погибли несколько сотен человек – в основном, мирные жители. Так, говорят, что на могиле Пикассо выбита циничная надпись – что-то вроде «Ну и хорошо же я подурачил людей». Прямой носитель зла в картине не персонифицирован, сами по себе диктатор Франко и Гитлер, «эти всадники на свинье с вошью на знамени», слишком ничтожны, чтобы быть ее единственной причиной. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь. А мадридский журнал «Сабадо графико» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна.
То есть была атмосфера что-то делать. Время задает призму восприятия. И только бык кажется не соответствует общей атмосфере.
Психолог этому не должен удивляться: он понимает, что, опускаясь в «глубины бессознательного», мы снова и снова встречаемся с такого рода «множественным» представлением души человека: она как бы «раскладывается» на несколько различных «фигур», которые в своем взаимодействии и разыгрывают драму, которую можно назвать «внутренним планом» душевной жизни человека и его развития. Другие искусствоведы (например, Н. Д. Казалось бы: как можно увязать одно с другим. Всё действие картины происходит в комнате. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, животных и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.
Эту монументальную фреску Пабло Пикассо написал в 1937 году для Всемирной выставки. Но есть среди этих мрачных образов и положительные, внушающие надежду. Естественно возникает вопрос: что же было раньше и что откуда перешло.
Художник ответил: «Нет, это вы сделали». Пикассо входил в кружок (КРУГ) самых прогрессивных деятелей искусства своего времени, причем не из бедных семей. На многих работах мы видим вакханалии, где минотавр является одним из действующих лиц. Но ему не хочется в это верить.
Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города страны басков — Герники. Да он и должен так восприниматься. Поразительно, насколько его рефлексия тут адекватна и точна. Луи Арагон сетовал, что чрезмерная склонность к авангарду лишила работу «семантической действенности соцреализма». Тогда Европа замерла от ужаса. С точки зрения туризма, «Герника» очень богата.
Ключом к «Гернике» должно быть понимание того, что Пикассо написал ее, прежде всего, для себя. В искусствоведческих текстах о «Гернике» повторяется одна и та же ошибка: правительство республики не заказывало картину о трагедии Герники, заказ был получен за четыре месяца до бомбардировки и тема не оговаривалась. Иначе – катастрофа. А это, как оказывается и днем с огнем не найти.
Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии павильона, писал: «Герника видела в основном спины посетителей, она казалась им отталкивающей». Никакого военного преимущества этот налет не давал, фашисты хотели нанести «психологический удар» для запугивания. Но по контексту слова Пикассо означают тут также и то, что самый «кубизм» не был нарочито «выдуман» как особая техника письма, но что – и это для Пикассо тут оказывается важным – какие-то черты такого особого способа изображения, которые можно найти в африканском искусстве, были глубоко внутренне мотивированы магическим статусом предметов. Центральный план занимает лошадь, чьё тело падает в агонии. И здесь художнику нужно мужество устоять. тоже ведь человек. Ну и что бы немного по личности Пикассо, как таковой, так предлагаю прочесть места из книги Ильи Эренбурга "Жизнь, события, люди" (Iкн. ), где он описывает встречи с Пикассо в Париже в период собственной эмиграции.
Этот формат есть только половина – нижняя половина – первоначального формата. Всю ночь гулявшая – и здорово погулявшая – компания ранним утром готова разъехаться. На Гернику было сброшено 24 тонны бомб, большинство из них были зажигательными. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».
Это взрослый, сильный мужчина и он пытается бежать по лестнице – «лестница» тут, конечно, тоже не случайна – как не случайно мы видим «подъем вверх». Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Весь этот эпизод вполне мог бы быть эпизодом сна. Изображенный на гравюре мужчина пытается спастись бегством.
«Герника» явно заслуживает оптики Данте. И этот опыт, если он может быть передан другим людям – тем, которые находятся не в таком отчаянном, не в таком безнадежном положении, – этот опыт может оказаться полезным и для других – «обычных» – людей в их борьбе с темным и злым в себе. И поскольку Пикассо принадлежал не к тому типу художников, которые прячутся в башне из слоновой кости, а занимал активную гражданскую и социальную позицию, он не мог не откликнуться на это явление. И мы встречаем тут Пикассо «неведомого», неожиданного с точки зрения расхожих представлений о нем как о баловне судьбы, миллионере, который купался в золоте, покупал себе лучших женщин, жил вообще в свое удовольствие: где хотел, как хотел, делал, что хотел и т. д. И (что, быть может, еще важнее): соотнося этот мир с попыткой художника – внутри и через свое творчество – «освоить» эти глубины бессознательного и, тем самым, обрести свободу по отношению к нему, продвинуться по тому пути личностного развития, который Юнг называл «индивидуацией».
Возможно, это всего лишь красивая байка, тем более, что Пикассо после этого не арестовали и не отправили в застенки, но она очень хорошо передаёт смысл «Герники». Герника – это город в Испании, который исторически принадлежит баскам. «Будьте бдительны. » – вот к чему призывает такой художник, – «бдительны», прежде всего, в смысле внутреннего «бдения», бодрствования. А вместе с ним от 200 до 1 тысячи человек.
Но по мере работы лобовые политические высказывания, язык плаката, уходят из картины. По-видимому, последние листы этой серии были сделаны уже после «Герники» и мы видим, скорее, следы «Герники» на некоторых листах этой серии, а не наоборот, хотя начата эта серия была еще до «Герники». Исследователи отмечают особую неуравновешенность композиции. Испанцы победили, но Спинола не позволяет губернатору опуститься на колени.
Однако вскоре мы понимаем, что интерьер этот – одновременно и экстерьер.
Блаженны изобретатели велосипедов. Но и этот жанр был изобретен художником не случайно. В случае «Герники» мы тоже видим некоторые детали экстерьера – например кусок черепичной крыши, – и он, на первый взгляд, абсолютно не вяжется с остальным построением картины. Единственный вооружённый воин на картине уже не может никого защитить – он убит, «съеден» изнутри, а в руке его торчит бесполезный обломок меча. Притча о том, что жизнь все равно побеждает смерть неизвестным науке способом.
Там, где есть война, всегда есть военные преступления. Достаточно посмотреть на «Гернику», чтобы выйти на эту линию обсуждения. Но Пикассо не остановился на этом и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица — встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. «Сладкую жизнь» можно вспомнить в связи с заключительным эпизодом фильма. Все это, в конце концов, ушло из картины.
И это главным образом жертвы того налета. В окончательном варианте «Герники» эта птичка тоже присутствует и, если не знать подготовительных стадий, она была бы абсолютно непонятной – здесь она нарисована на стене и почти неразличима. Кто с любопытством, кто с ужасом разглядывает его, отпуская скабрезные шуточки. Вместе с тем, это будет реализацией того особого типа исследования, который в психологии называют иногда «анализом одного случая», то есть мы возьмем для анализа всего только одну вещь искусства – «Гернику» Пикассо – и попытаемся провести этот анализ во всей конкретности и уникальности «данного случая».
Трагедия, о которой Пикассо узнал в конце апреля 1936 года, – уничтожение беззащитной деревушки – была потрясением, которое инициировало некий внутренний процесс в душе Пикассо, в результате чего он оказался на пороге внутренней катастрофы. Из всех цветов художник использовал только белый, черный и серый. Пабло Пикассо написал «Гернику» — холст размером 3, 5 на 7, 8 м — за 33 дня. Недалеко от лампы из которой льётся свет, расположились бык, конь и птица.
Так, минотавр – через какие-то детали ряда более ранних работ Пикассо – неожиданно связывается с одним из сквозных образов его «розового» периода, а именно с фигурой Арлекина. Здесь можно прочитать сразу несколько смыслов. Невероятное, невозможное совпадение.
Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: Герника – страшное обвинение фашизму и Франко. Даже ученому нельзя доверять. По мнению историка искусств Роланда Пенроуза, «такой подход является пророческой отсылкой к безличности современной войны, которая предоставляет своим жертвам все меньше шансов узнать чья рука несет им смерть».
И вот бык (чем-то напоминающий автопортреты Пикассо) взирает и на женщину, падающую из горящего дома и на женщину с ребенком и на «маску», освещающую путь. Картина «Герника» это пророчество, которое грозит обществу, если оно не попытается измениться исправиться, понять, для чего оно действительно существует. Ныне два смотрителя неусыпно охраняют ее от фотографов. Журналист-международник А. В. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна.
Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. И эта противоречивость должна быть непременно учтена при анализе быка «Герники». Но здесь были фабрики, которые использовались республиканцами для производства боеприпасов. Свеча – это символ огня, света, который, правда, загорается тут «среди бела дня», что, опять же, указывает на его непрямое, символическое значение – света внутреннего (который, кстати, как мы знаем по мотиву «ослепления», хотя бы в случае того же Эдипа, становится видимым, открывается или даже загорается только для того, для кого гаснет внешний, дневной свет). Как «Дон Кихот» родился из замысла пародийной повести, так и «Герника» должна была стать не более чем шедевром агитпропа.
Пресса восторженно писала о павильонах Германии и СССР (последний был увенчан «Рабочим и колхозницей»), а павильон Испании — построенный выдающимися архитекторами Луисом Лакасой и Хосе Луисом Сертом (последним знаковым проектом Серта станет Фонд Жоана Миро в Барселоне) — даже не был упомянут в каталоге «главных объектов выставки». Не каждый может это сделать. Это было время Гражданской войны в Испании.
Фигура быка только наполовину реальна, а наполовину она – мифологическая. После налёта город горел на протяжении трёх суток. В период работы над «Герникой» он все еще женат на Ольге Хохловой, но юная Мари-Терез Вальтер только что родила ему дочь Майю, а новая муза Дора Маар активно участвует в работе над картиной.
9 мая датирован первый эскиз всей композиции. Пчелка. И что они могут даже стать его друзьями. И каждая из них тянет за собой определенные ассоциации. Существуют, говорит он, два типа людей. Все летит, бежит и рассыпается.
Там же происходили выступления перед прессой. С начала 1970-х обсуждается возвращение картины. Но он почему-то все-таки не может не заговорить об этом. В этой статье будет идти речь о Музее королевы Софии, вернее о ее гордости, картине «Гернике», которая принадлежит кисти Пабло Пикассо.
Как только мы останавливаемся, «засыпаем» – это в нас начинает разрастаться. Узнав об этом, художник, который писал для Парижа другую картину, поменял концепцию. Гестапо явилось не арестовывать художника, а для ознакомительного визита – «в гости».
При всей тотальной новизне в «Гернике» можно найти отзвуки «Страшного суда» Микеланджело, «Комментария на Апокалипсис» Беата Льебанского, мозаик Равенны, романской живописи, картин Бальдунга Грина, «Распятия» Порденоне и «Ужасов войны» Рубенса (там и женщина с поднятыми руками и мать с мертвым младенцем и лежащий ниц мужчина и Венера, простирающая длань почти так же, как «маска» со светильником). В одном из старых номеров «Курьера ЮНЕСКО», целиком посвященного Пикассо, есть интересная статья, автор которой пытается указать на связь творчества Пикассо с африканским и, шире – с восточным искусством.
Событие потрясло жителей Европы, найдя отражение в работах многих творцов. Генерал Франко пытался привнести военную диктатуру. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «"Герника" видела в основном спины посетителей». «Не виданная миру трагедия» — таким был заголовок одной из главных парижских газет.
Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. Многие не понимали его, боялись, но игнорировать не могли. Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Michael, чувствовать коньюктуру (держать нос по ветру, войти с миром в резонанс) по жизни должен каждый активный человек – это залог более-менее нормального выживания в этом мире противоречий. Медведенко рассказывал, что художник работал неистово, как сумасшедший. «Духи, – Пикассо сам ставит здесь запятую.
Все кругом гибнет и только этот бык возвышается над поверженными людьми, вперяя в них неподвижный взгляд. – духи, подсознательное (об этом в то время не очень-то рассуждали), эмоции – все это вещи одного порядка. Мы видим, что действующими лицами – главными действующими лицами – являются здесь даже не люди, хотя и они тут есть (и это люди, которые, понятное дело, пребывают в состоянии агонии и отчаяния), – но главными фигурами в этой работе являются все же две нечеловеческие фигуры: это лошадь в центре картины, которая тоже агонизирует – она смертельно ранена, видно несколько огромных, зияющих ран, – и это бык, который находится в углу картины. На первой фотографии в центре композиции акцентирован поднятый кулак раненого — но торжествующего — солдата, визуальная метафора республиканского лозунга «No pasarn» («Они не пройдут»). Фр.
Что значит эта фигурка. Поначалу, казалось бы, продолжают происходить еще какие-то события в духе прежнего, хотя уже и идущего к концу «веселья», которое всю ночь продолжалось в каком-то фамильном замке одного из участников этой компании. «Герника» – это не просто исторический документ, фиксирующий хронику военной Европы. Детали эскизов варьируются.
«Придав духам форму, мы обретаем самостоятельность» – что значит: освобождаемся, получаем по отношению к ним свободу. Администрация Джорджа Буша-младшего, чувствуя бессилие перед убедительностью антивоенного шедевра, настояла, чтобы работники ООН завесили «Гернику». В основном именно благодаря этой стороне «Герника» и получила свою известность, свое особое звучание и стала одной из самых знаменитых работ не только двадцатого столетия, но и вообще в истории живописи. Из самой картины ее значение не понятно. Конечно же, выбор и художника и картины неслучаен.
Число жертв, по разным оценкам, достигает от нескольких сотен до 2 тысяч человек. Всем удачи. После налета Герника горела еще трое суток. У его подножия некогда были провозглашены первые вольности — автономия, дарованная баскам мадридским королевским двором.
Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. В них угадывались жажда покоя и своеобразный гимн тишине ночи. Меня всегда влекли к себе фетиши. Желтый, красный и синий — академическая «трехцветка» из которой рождаются все цвета радуги, все цвета мира. Но, кроме того, была еще и задача бороться с обычной установкой по отношению к «научному» тексту как к такому, который в силу самого своего статуса научного текста – как будто тем самым у него «на лбу» начертан этакий «знак качества» – требует принимать его без всякой критики, на полном серьезе, за чистую монету, во всем доверяя автору и т. д.
Если говорить совсем точно – ко времени появления его «Авиньонских девиц». А, вспомнил, Павел Моржовый. К тому времени у Пикассо была публика, продажа была. И если текст вообще чего-то стоит, если он вообще заслуживает того, чтобы его прочли, не следует бояться затратить собственные усилия на то, чтобы его прочесть. Здесь версии расходятся.
Складывается ощущение, будто ее пронзили мечом. Это торжество распятия, но это торжество. Из этого можно сделать вывод о том, что художник не ограничивает тематику (проблематику) картины определенным историческим периодом. За несколько часов бомбежки Герника была буквально стерта с лица земли. Этот анализ похож на толкование сновидения: наброски – это что-то вроде «свободных ассоциаций», через которые можно понять смысл элементов самой картины.
И что эти другие, новые «тела» и «страсти» нужны человеку. 26 апреля, в понедельник, самолеты немецкого легиона «Кондор», союзники Франко, в течение трех с половиной часов бомбят мирный город. Про миссию художника.
Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция «Герники» строго и точно организована. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей и от врагов». Похоже, здесь он выговаривает некую свою тайну, которую, быть может, никому (а тем более – всем) и открывать-то был не должен. И все-таки средневековые схоласты соотносили «анагогическое», возвышенное, толкование текстов с надеждой. А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна.
Тогда отчего же гибнут люди и звери. Главная достопримечательность Герники – герникако арбола, легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). И «проговаривание» это тут, конечно, не помогает. Тогда он и начал писать свое произведение к Парижской выставке.
После долгих переговоров (дочь Пикассо требовала, чтобы в Испании сначала разрешили аборты и разводы) 10 сентября 1981 года «Герника» прибыла в Испанию на борту боинга «Лопе де Вега». От реальности первого плана к реальностям «высшего порядка».