Грачи Прилетели

Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году. В конце 1871 годакартина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Картина «Грачи прилетели» очень свежа, легка и радостна, художник с большим удовольствием показывает зрителям весеннее обновление природы.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) – русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели». Передо мной художественное произведение А. Саврасова «Грачи прилетели». Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Грачи прилетели явно была задумана автором как произведение лирического весеннего настроения, в котором обязательно красовалась русская матушка природа, на фоне сельской красивой церквушки и привычных обветшалых домишек.

Грачи прилетели, Оттепель, Распутица. Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Однако Грачи прилетели внесли серьёзную лепту в развитие живописи. «грачи прилетели» – картина, которая удивительно точно передает его мировосприятие. Грачи – перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений.

В 1872 годуСаврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Грачи – перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений. Почему же картина «Грачи прилетели» так нам близка.

Который по значимости уступаетлишь картине Грачи прилетели. У Саврасова есть ещё одна картина Грачи прилетели, написанная 10 лет спустя. Свою одну из самых известных картин «Грачи прилетели» известный русский живописец написал в 1871 году. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи»15. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели».

«грачи прилетели». Спустя 10 лет после написания картины Грачи прилетели жизнь Саврасова пошла под откос. «грачи прилетели»— картина русского художника Алексея Саврасова, созданная в 1871 году. «грачи прилетели» – картина знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

Одним из таких волжских произведений была и картина «Грачи прилетели». В этом дне очень ощутим приход весны – снег почти растаял и прилетели одни из первых птиц весны – грачи.

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении.

Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд». В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями.

Николай Анисимов 
– Грачи прилетели

Николай Анисимов – Грачи прилетели

ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину и не имел столь определённого сходства с картиной. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть».

Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже. На среднем плане мы видим серое пятно.

Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение». Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа». Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». На них с шумом и гамом опускается стая грачей.

Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими. 30958), поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова».

Анисимов Николай 
– Грачи прилетели, 
аккорды

Анисимов Николай – Грачи прилетели, аккорды

О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П.

При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Правда, костромской краевед Н. Зонтиков напоминает, что всё же родина Сусанина – Домнино, это в семи верстах от Молвитина и тоже места живописные. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.

Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым.

Туда Саврасов вряд ли доехал иначе обязательно остались бы какие-то наброски, зарисовки. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Это скорее эскиз по памяти". По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле». Автор этой статьи Б. В.

В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Б. В.

Церковь была построена в конце XVIII века. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт». Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Береза всегда имеет свой рисунок.

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге. Точные даты этого путешествия неизвестны и их определение затруднено ещё одним обстоятельством— отсутствием детальной информации о поездке Саврасова в Москву, которая состоялась в марте того же года.

Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели».

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Всё шло замечательно – и вдруг удар: умерла новорождённая дочь. Это скорее эскиз по памяти». «Грачи» – известный факт – запечатлели пейзаж костромского села Молвитино (см. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Ужаснее картину представить трудно.

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром.

Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака». Продолжим осматривать картину.

Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года.

Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. РЖ-627)90. Саврасовъ. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Родилось ещё двое сыновей. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели». Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон.

Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских. По этому поводу высказывались разные версии.

Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. «Есть птицы, которые зимуют недалеко и они как раз на ход весны реагируют очень чётко. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48.

Давид Самойлов «Грачи 
прилетели»

Давид Самойлов «Грачи прилетели»

Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. С. Молвитино. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи».

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Что с таким делать. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести».

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Возможно, понимал – в традиционной живописи отца не превзойти, надо пробовать что-то своё. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Тот воодушевлённо приступает к новой картине – но через неделю холст стоит недописанный, Саврасов валяется рядом и на все вопросы пьяно ревёт: «Никаких. » А там глядишь – он снова на улице, грязный, всё пропивший, с всклокоченной бородой у дверей дешёвого трактира шарит в карманах в поисках нескольких копеек. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы.

Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852).

По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Самыми первыми прилетают лебеди, точнее, они прилетают не к нам, они через нас летят. Годом ранее он из поездки на Волгу привёз серию замечательных полотен («Волга под Юрьевцем», например, получила первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств).

Ученик шляпника Осип Комиссаров (родом из Молвитина) подбил руку с пистолетом. И так – много раз. 27192)386.

Ведь он полотно назвал «Грачи прилетели. » – с восклицательным знаком, явно желая передать свои бьющие через край эмоции. Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 г. стрелял в Александра II. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало.

Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Увидел в Молвитино Воскресенскую церковь, радостную синеву пробивающегося сквозь облака мартовского неба, тающий снег извив речушки, берёзы, грачей, кружащих над гнёздами, – что ещё надо. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще». Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году.

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68.

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. РЖ-627). в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Молвитино».

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Это скорее эскиз по памяти. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Но в общем-то ему проще было быстренько, «на автопилоте», сляпать, например, повторение «Грачей» и чуть ли не на улице загнать кому попало за бутылку. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова.

Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

Как Алексей Кондратьевич там оказался – тоже любопытно. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. В нижней части этюда была подпись: «А. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27.

Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью».

В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59.

Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. То есть её появление обычно совпадает с ледоходом.

Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный», а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова».

Напишите отзыв о 
статье Грачи прилетели

Напишите отзыв о статье Грачи прилетели

Вдалеке раскинулось черное поле. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.

Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. В изданной в 1871 году брошюре о Костромской губернии эти места описывались следующим образом: «Местоположение Молвитина красивое. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности. Была у мастера такая привычка – постоянно что-то рисовал, набрасывал.

Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. справку). Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48.

Отрывок, характеризующий 
Грачи прилетели

Отрывок, характеризующий Грачи прилетели

Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. А между верхним и нижним поясами, охватывая пространство от забора до дальних полей у горизонта, находится относительно узкий средний пояс, написанный в коричневых тонах с голубыми прописками. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.

Судьбоносным для Алексея стал 1871 год именно тогда проводилась экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок, в организацию которой он внес посильный вклад. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Салтыков). За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Молвитино – это достаточно далеко от Ярославля.

Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. – Оденешь его – опять пропьет все. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом. На переднем плане – рыхлый грязный снег.

Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Береза всегда имеет свой рисунок. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны.

Картина Саврасова 
Грачи прилетели

Картина Саврасова Грачи прилетели

О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Описано несколько встреч, но сюжет один: какие-то люди (друзья, сам Гиляровский, некий заказчик) решили помочь художнику. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Очень рано появляются грачи и белые трясогузки. По мутному пепельному небу плывут облака. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви».

Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Верхний пояс, охватывающий примерно половину холста, занят светлым небом, в цветовой гамме которого преобладают холодные голубые тона. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Во-первых из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы.

  1. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
  2. Эффект бескрайнего пространства
  3. Творчество, заказы известных людей
  4. Работа и страсть к путешествиям
  5. Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.

Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы». Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).

В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием».

Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Центральная группа берёз является основой композиции. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Перед вами авторское повторение 1879 года. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69.

  • Алкоголизм и увольнение с работы
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Давид Самойлов, самые читаемые стихотворения
  • Лучшая поэзия, читайте на сайте
  • Словари и энциклопедии на Академике

На их пока голых ветвях сидят только что вернувшиеся из дальних краев, куда отправлялись на зимовку, грачи. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316.

На переднем плане полотна – снег. Центральная группа берёз является основой композиции. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника. На самом же деле эта обыденность мнимая.

27192). Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом. Затем в 1882 году его уволили с работы. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели».

  • Этюды, эскизы, повторения и варианты

Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. Это было настоящей трагедией для него. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.

Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что самые первые рисунки и этюды к задуманной картине могли быть исполнены художником в Ярославле или его окрестностях, незадолго до его поездки в Костромскую губернию. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области). А. Саврасовъ». По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели».

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 
Алексей Саврасов

Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8.

Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал». На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32.

Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Жена от потрясения слегла. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели».

Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Но эта заурядность кажущаяся. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. По этому поводу высказывались разные версии.

То, что он пошёл иным путём, закономерно. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Один тоже известен как яркий художник, но другого направления – входил в объединение «Бубновый валет», потом был сподвижником Малевича (правда, в советские годы пришлось перейти на сугубый соцреализм). По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок».

Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. А потом все-таки сбежит.

В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины». Единственная яркая деталь здесь – это красивая колокольня и низенькое строение под сияющим куполом одного из столичных храмов. Буквально, как только тает лёд на реках, начинается прилёт уток. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6.

«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского). Сохранился его печальный рисунок – могила девочки. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели». Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова.

В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Например, стрижи, которые всегда появляются в интервале 9 – 15 мая. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы». Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Вот так жил и творил Саврасов. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать». Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка.

Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Это Алексей Моргунов (1884 – 1935). По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Он был приобретён галереей в 1984 году. Это скорее эскиз по памяти. Несколько голых берез – кривых и изломанных.

Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью.

В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Поездки оставляли глубокий след в его душе. Есть воспоминания В. Гиляровского о Саврасове у «последней черты». С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта.

В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Необходимо основательно к этому подготовиться. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.

Это же художник. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем» и «Разлив Волги под Ярославлем». В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова». Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер. Нашли, накормили, похмелили, отмыли, одели, сняли комнату – работай, Алексей Кондратьевич.

Это является доказательством того, насколько это полотно опередило время и насколько ему удалось подняться над другими пейзажами, показанными на 1-й передвижной выставке70. Какая простота. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести».

Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение». Третья смерть ребёнка в семье. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, это описание может быть отнесено к работе над предварительными этюдами, но никак не над самим полотном, которое было написано позже. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели».

Но, в конце концов, чего гадать. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485.

В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. В нижней части этюда была подпись: «А. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Саврасова в Молвитино. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Если он собирался приехать к началу выставки, то он мог отложить свою поездку в Москву, а перед этим съездить в Костромскую губернию36.

В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей. В феврале 1871 года эта спокойная жизнь была нарушена трагическими событиями— в переписке с Третьяковым 13 февраля Саврасов сообщал, что тяжело заболела его беременная жена, а 18 февраля написал, что были преждевременные роды, жена поправляется, но ребёнок очень слаб. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы». Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным».

Родимый русский пейзаж, от которого замирает сердце. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Ему пожаловали дворянство (под именем Комиссаров-Костромской), дали пожизненную пенсию, в его честь учредили особую медаль, выходили плакаты-лубки с описанием подвига, поэты (включая Н. Некрасова) посвящали ему стихи, он ездил по стране с банкета на банкет Слава оказалась тяжким грузом: Осип мало-помалу пристрастился к пьянству.

В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. И Саврасов горевал. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан.

Однако, это лишь поначалу. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. » Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля, через которые протекает река— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся.

Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа». Есть такая примета: трясогузка хвостом лёд разбивает.

В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Как Саврасов там оказался. В конце 1870 года Алексей Саврасов, работавший в то время профессором в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, взял пятимесячный отпуск и в начале декабря вместе со своей семьёй— женой Софьей Карловной и детьми— приехал в Ярославль. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок.

Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. По такому этюду не сделаешь картину. Какая простота. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». В 90-е годы XIX века в ней, как сказано в архивных документах, от сырости грунта земли возникли глубокие трещины, после чего церковь было решено разобрать. 27 Взамен её на кладбище в 1904 году была выстроена из красного кирпича новая небольшая Троицкая церковь28, которой было суждено пострадать от трещин уже совсем иного рода. Справа от деревьев мы видим талую, не покрытую льдом воду, а это означает, что земля нагревается и что на улице с каждым днем становится теплее. Иногда каким-то образом они всё-таки «узнают», что у нас потеплело рано и их появление сдвигается на более ранние сроки, но разброс по датам всё равно получается небольшим», – пояснил эксперт.

Он тусклый и потому не дает блики на свету. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».

Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми.

Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу». С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве.

По такому этюду не сделаешь картину. Не только потому, что вообще пришли времена новых исканий. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.

В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Обычный весенний немного сероватый день. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54.

Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ).

Молвитино»36. Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. Помимо этого, от московских пейзажистов были представлены картины Льва Каменева, Сергея Аммосова и Владимира Аммона51.

Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Это является доказательством того, насколько это полотно опередило время и насколько ему удалось подняться над другими пейзажами, показанными на 1-й передвижной выставке. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516.

боярином Г. И. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. В Ярославле сняли большую квартиру. Однозначно ответить нельзя. Вот, дескать, ещё одно воплощение «немытой России».

Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Смешно, но и при жизни Саврасова и тем более в советские годы находились умники, всё пытавшиеся присобачить к «Грачам» какой-нибудь социальный подтекст.

Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. «Грачи» стали открытием в живописи. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах».

Саврасовъ. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Тем не менее, по словам Новоуспенского, в главном Стасов был прав— он верно почувствовал одушевлённость изображённой художником природы, наполненность картины чувством и настроением8. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.

А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Фамилия по матери, Евдокии Моргуновой, ведь брак родителей не оформлялся. Сколько было таких сел в России. Также на них заметны птичьи гнезда. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов.

Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести». По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11.