Художник Головин Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Головин (17февраля 1марта1863, Москва— 17 апреля 1930, Детское Село)— русский советский художник, сценограф, декоратор, народный артист Республики (1928)12, действительный член Академии художеств (1912). Александр Яковлевич Головин (17февраля 1863, Москва— 17 апреля 1930, Детское Село)— русский советский художник, сценограф, декоратор, народный артист Республики (1928), действительный член Академии художеств (1912).
Русский художник Головин Александр Яковлевич
Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1917) спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского (1919) и многим другим. Александр Головин родился 1 марта (17 февраля по старому стилю) 1863 года в Москве. С 1899 участвовал в выставках Мира искусства, с 1902 – член объединения.
Головина были развиты в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881—1889) и закреплены во время его пребывания в Париже (1889—1897). В 1897 г. занимался в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра. В 1872 – 1879 г. учился в Катковском лицее в Москве, где получил первоначальное художественное образование под руководством И. Д.
Работал в театре с 1898, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ). В детстве будущий художник серьезно занимался музыкой. Лучшие произведения художника Александра Головина созданы в период, называемый «Серебряным веком» русской культуры.
Русские художники: Головин Александр Яковлевич
Участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1908) в программе Русских сезонов в Париже. В ИСТОРИИ ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОГО ИСКУССТВА АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГОЛОВИН БЫЛ ОДНИМ ИЗ ВЕРШИТЕЛЕЙ РЕВОЛЮЦИИ, ПОДОБНОЙ ТОЙ, КОТОРАЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ИМПРЕССИОНИСТАМ В ЖИВОПИСИ. Многолетняя деятельность Александра Яковлевича в театре в качестве декоратора оставила не менее яркий след в культурной среде «серебряного века», чем его живописные работы. Их цветовая гамма строилась на довольно резких контрастах и порой доходила до крикливости. ФОРМАЛЬНО ТЕАТРАЛЬНЫМ НАСЛЕДИЕМ НУЖНО СЧИТАТЬ ЭСКИЗЫ ДЕКОРАЦИЙ, КОСТЮМОВ, БУТАФОРИИ, А ТАКЖЕ ПОРТРЕТЫ АКТЕРОВ, КОЛЛЕГ ХУДОЖНИКА ПО ТЕАТРУ И Т. П. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре.
К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. В 1898 г. изучал в Испании техники керамики. В конце 1890-х г. работал на гончарном заводе Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. Вернувшись в Россию, он попытался делать то. В 1898 назначен на должность художника-декоратора Императорских театров.
Носова обладала обширной коллекцией русской живописи XVIII-ХХ веков, в которой находились «Портрет неизвестной в розовом платье» Ф. С. Рокотова, портрет графини Урсулы Мнишек Д. Г. Левицкого, «Портрет Челищева» Кипренского, а также работы Боровиковского, Венецианова, Тропинина. Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене. МоскваДобиваясь целостного художественного решения спектакля, А. Я. Поленова. В 1903-1916 гг.
Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». Создавал в полной мере «сорежиссерские», красочные и в то же время остродраматические зрелища, порой изысканно совмещающие (как это было в сенсационном Маскараде) внешнюю роскошь с внутренним трагизмом. Родился в Москве, в семье священника. Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал.
В 1913 г. поселился в Детском Селе под Петербургом. Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. Центральный театральный музей им. Интерьер представлял собой удивительный сплав таинственной сказочности и уюта. Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. Дягилев. И – первая удача: его пастель приобрел Павел Михайлович Третьяков.
Здесь он познакомился сЛевитаном и Коровиным, свел дружбу сНестеровым и Архиповым. Сотрудничал в одноименном журнале. Сергея Павловича Дягилева в Париже (операОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Стравинского.
- Художник Александр Головин картины
- Картины — Головин, Александр Яковлевич
- Александр Яковлевич Головин биография
- Головин Александр Яковлевич и его работы
К концу 19 века занимался дизайном интерьеров, мебели и утвари, участвовал в оформлении русского павильона на Всемирной выставке в Париже (вместе со своим другом К. А. Коровиным 1900) и создании майоликового фриза гостиницы «Метрополь» (1900–1903). Сначала он учился в Катковском лицее. Коровин свел его с Врубелем. Сорокина, В. Д. Головина – портреты Ф. И.
Маковского, В. Д. Шаляпина, запечатленного в ряде созданных им сценических образов, В. Э. СТАНИСЛАВСКИМ. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре. В 1890-х г. неоднократно путешествовал по Италии и Франции.
- Головин Александр Яковлевич (1863 – 1930)
- Александр Яковлевич Головин — биография
- Волошин Максимилиан Александрович
- Головин Александр Яковлевич (1863-1930)
- Головин, Александр Яковлевич: биография
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». В 1889 г. жил в Париже, посещал Школу Ф. Коларосси, где занимался под руководством Ж. -Э. Однако, вскоре понял, что ошибся со «специализацией» и перевелся на живописное отделение. ГОЛОВИН Александр Яковлевич, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928).
Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Бланша и Ж. Симона. Сын священнослужителя, Александр Головин получил прекрасное образование.
- Творчество Александра Яковлевича Головина
- Словари и энциклопедии на Академике
В Санкт-Петербург вместе с ним переехал и Головин. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице". После октябрьской революции работал в Историческом музее.
Бенуа и художественно-театральный деятель СА. А. А. Бахрушина. Первый успех в новой сфере принесли ему работы в Большом театре (оперы Ледяной дом А. Н. Корещенко, 1900 и Псковитянка Н. А. Римского-Корсакова, 1901). Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом.
В своем интерьере Головин продемонстрировал новые приемы стилизации и открытия в области декоративного искусства, основанные на творческой переработке национального наследия. В 1898 назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Третьяков. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.
С 1899 участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902— член объединения. К сожалению, в это же время врачи обнаружили у художника первые признаки сердечного заболевания. Мейерхольда, выполненного остро композиционными приемами. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм "Кармен" Ж. Бизе (1908), "Орфей и Эвридика" К. В. Глюка (1911), "Каменный гость" А. С. Даргомыжского (1917) спектаклям "У врат царства" К. Гамсуна (1908), "Гроза" А. Н. Островского (1916), "Маскарад" М. Ю. Лермонтова (1917), "Песнь соловья" И. Ф. Стравинского (1919) и многим другим. За свои произведения в керамике был награжден золотой и серебряной медалями. Мусоргского, Жар-птица И. Ф.
Однако самые яркие свои сценические шедевры создал в Петербурге, куда был приглашен в 1902 на должность главного художника императорских театров (Кармен Ж. Бизе, 1908 и Орфей и Эвридика К. В. Глюка, 1911, в Мариинском Гроза А. Н. Островского, 1916 и Маскарад М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском и др. ). В 1903 г. вступил в Союз русских художников. Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений. Постепенно сформировалась и авторская манера Александра Яковлевича. В него входили художники Бакст, Добужинский, Сомов, Рерих и другие.
Его работа художника-оформителя театральных спектаклей в Большом театре получила быстрое признание — его приглашают в Петербург на должность главного декоратора Императорских театров (спектакли Кармен, Гроза, Маскарад и др., работа для дягелевских «Русских сезонов» в Париже — спектакли Борис Годунов М. П. Особый, «головинский стиль», присущий его театральным работам, театрализованным портретам, пейзажам и натюрмортам, отличает изощренная и прихотливая декоративность изысканная фантазия и живописный темперамент. Она тактично, умело руководила его духовным развитием. Портретная серия А. Я.
Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. Прянишникова, В. Е. Мейерхольд, а оформил А. Головин), когда открылся занавес перед картиной оврага, зала сразу застонала от рукоплесканий, декорации аплодировали дружно, положительно весь театр, такое сильное впечатление произвела эта декорация. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
В положенный срок Александр Головин поступил в Катковский лицей, а после смерти отца его перевели в Поливановскую гимназию. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Вскоре он понял, что ошибся со "специализацией" и перевелся на живописное отделение. Подлинным триумфом стало для А. Головина оформление в 1908 году оперы Ж. Бизе Кармен. ФАКТИЧЕСКИ ЖЕ ПОЧТИ ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОЛОВИНА – И СТАНКОВЫЕ НАТЮРМОРТЫ, И «ПРИДУМАННЫЕ» ПЕЙЗАЖИ, И ПОРТРЕТЫ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ, И ИЗОБРАЖЕНИЯ «ИСПАНОК», В РОЛИ КОТОРЫХ НЕРЕДКО ВЫСТУПАЛИ РАБОТНИЦЫ ТЕАТРА, – В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ТЕАТРАЛИЗОВАНЫ. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля.
Первый успех в новой сфере принесли ему работы в Большом театре (оперы Ледяной дом А. Н. Корещенко, 1900 и Псковитянка Н. А. Римского-Корсакова, 1901). Однако самые яркие свои сценические шедевры создал в Петербурге, куда был приглашен в 1902 на должность главного художника императорских театров (Кармен Ж. Бизе, 1908 и Орфей и Эвридика К. В. Глюка, 1911, в Мариинском Гроза А. Н. Островского, 1916 и Маскарад М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском и др. ). Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). Современники находили, что они даже внешне были очень похожи друг на друга. и М. Ф. Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. – член Союз русских художников.
С 1884 посещал также поленовские рисовальные вечера. Головин был многогранным художником: он мог соорудить костюм, расписать ткани, спроектировать мебель и создать керамическое панно. «Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения«Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. Александр Бенуа иМстислав Добужинский не всегда были художественными решениями коллеги, однако признавали его несомненный талант. С 1902 г. с директором Императорских театров В. А. Родился в семье священника.
Роль светильников выполняли совы из глаз которых лился свет. На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что в своих прежних работах делал не то, что следовало делать. С 1926 г. сотрудничал с К. С. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко "Ледяной дом" (1900), Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка" (1901).
Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. ГОЛОВИН Александр Яковлевич, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928). После революции принимал активное участие в деятельности Дома искусств.
Головин тщательно исполнял эскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Жанровую живопись Головину преподавалиИлларион Прянишников и Владимир Маковский. Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности. В 1898 – 1900 г. совместно с К. А. Маковского, Е. С.
Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. Вернувшись в Россию, он попытался делать именно «то». Александр Яковлевич Головин (1863-1930) — знаменитый русский художник. Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. Свадьбу сыграли в сентябре. Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.
По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались кустарным способом на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». Предметы бутафории должны отличаться дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю). В Петербурге с конца 90-х годов прошлого века и до 1924 года существовало декадентское (упадническое) формалистское художественное объединение «Мир искусства». Головин Александр Яковлевич (1863-1930) – русский театральный художник, художник. Он был также талантливым живописцем.
ГОЛЛЕРБАХОМ «ВСТРЕЧИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ» АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА РИСУЮТ ВНЕШНЮЮ КАНВУ ПРОЖИТОГО ВНИМАНИЕ АКЦЕНТИРУЕТСЯ НА СОБЫТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ОЦЕНКЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЛЮДЕЙ И ЯВЛЕНИЙ, В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВКЛЮЧАЯ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ. Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. В 1912 г. был избран действительным членом ИАХ. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях.
В кругу «поленовцев»В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. А. А.
К моменту приглашения его в театр был уже сложившимся декоратором-модернистом. Бахрушина и многих других. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е. Д.
А. А. В Петербург вместе с ним переехал и Головин. Во главе его стояли известный художник и знаток искусства А. Н. Коровин свёл его с Врубелем. На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения.
Многие его работы имели просто ошеломляющий эффект. Он замечательно овладел пастелью, стал писать клеевыми красками и темперой. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Русский художник, сценограф, представитель символизма и модерна.
1916 — 1917. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. Москва. А. Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому.
Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ. В 1906 – 1907 г. участвовал в выставках русского искусства, организованных С. П. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве.
Мастер портрета (Портрет Ф. И. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор». Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже.
Работал в театре с 1898 года, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 — 89) у Иллариона Михайловича Прянишникова, Владимира Егоровича Маковского, Василия Дмитриевича Поленова, в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Необходимо отметить, что окончательно стиль Головина сложился в 1910-е гг. В 1908 – 1917 г. сотрудничал с В. Э. БОМАРШЕ «БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО». Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. Поленова, И. М.
Это был блестящий театральный художник. Это была настоящая симфония цвета. Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901 г. ). После Октябрьской революции «серебряный век» фактически завершился, хотя многие его творцы еще долгие годы пытались создавать свои произведения. В 1889 написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из Училища со званием классного художника.
Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е. Д. Он известен и как автор многочисленных портретов актеров, в частности Ф. И. Предчувствие надвигающихся катаклизмов овладевало всеми слоями населения. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная Тимирязевка). Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н. И. Картины Головина отличаются от работ других художников тем, что он смело использует свои собственные идеи и активно внедряет в искусство свой особенный почерк. Якунчиковой и Е. Д. С 1912 г. – д. чл.
На выставках с 1894 г. (Московское товарищество художников, Московское общество любителей художеств, Союз русских художников, Мир искусства – член объединения с 1902). Здесь он познакомился с Левитаном и Коровиным, свел дружбу с Нестеровым и Архиповым. Новейшая французская живопись поразила его. По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т. д. Стравинского). он участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал в майолике и дереве. Мейерхольдом.
Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. Головин по-настоящему страдал.
Александр Яковлевич оформлял также спектаклиСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др. ), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. -антрепризыАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т. п. ), небольшая (из 3 – 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций. В начале 1890-х г. работал у подрядчика А. А. В 1899-1917 гг. Мейерхольда (1917) и др., приносит ему известность и признание коллег по искусству и многочисленных любителей живописи.
Игоря Федоровича Стравинского «Жар-птица», 1910). Сейчас это — полуразрушенный двухэтажный домик. К моменту приглашения его в театр был уже сложившимся декоратором-модернистом. Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, ГТГ) и Бориса Годунова (1912, ГРМ) Н. К. Рериха (1907, ГТГ), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, ГТГ).
Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, Государственная Третьяковская галерея) и Бориса Годунова (1912, Государственный Русский музей) Н. К. Рериха (1907, Государственная Третьяковская галерея), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, Государственная Третьяковская галерея). С 1884 посещал также поленовские рисовальные вечера. ВНУТРЕННИЙ МИР ХУДОЖНИКА, ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧТИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ ЗА КАДРОМ. Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина.
По эскизам Головина были исполнены театральные занавесы для Мариинского театра (1914 и 1917) и Одесского театра оперы и балета (1925). Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Коровиным, М. Ф. Родился Александр Головин в Москве на Плющихе в семье священника.
Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». Нерадовского. Лермонтова (1917 г. ), «Песнь соловья» И. Ф. В этих условиях театр начал играть гораздо более заметную роль в жизни общества. Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». К концу 19 века занимался дизайном интерьеров, мебели и утвари, участвовал в оформлении русского павильона на Всемирной выставке в Париже (вместе со своим другом К. А. Коровиным 1900) и создании майоликового фриза гостиницы «Метрополь» (1900–1903). Они идеализировали старину, дворянский быт, были сторонниками стилизации и символизма.
В 1928 г. был удостоен звания «Народный артист РСФСР». А. А. Бахрушина. Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900), Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901). Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. сотрудничал в одноименном журнале. А. А.
Головин работал также и для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910). Когда мальчику исполнилось три года, профессора Якова Даниловича Головина назначили настоятелем храма и преподавателем богословия в Петровскую земледельческую и лесную академию. Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов», 1908 балетБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам.
А. С. Рерихом и Д. С. В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр.
Родился 17 февраля 1863 года в семье священника. В эти годы Головин испытал влияние стиля «модерн». Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897).
Представители этого направления были приверженцами искусства для искусства, они яростно нападали на русских художников—реалистов, передвижников, особенно на И. Е. Член московской городской думы. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. Тот взял его на работу. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Еленой Дмитриевной Поленовой, сестрой учителя, которая сыграла огромную роль в его судьбе. Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912, ГРМ), натюрморта, пейзажа.
Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. Пейзажи и натюрморты художника (Купавки Ветлы, 1909 Розы и фарфор, 1910 Нескучный сад, 1910-е Осень, 1920) отличаются редкой лиричностью и красотой.
Он поддерживал талантливую молодежь (Серова, Головина и Коровина вообще называл своими художественными детьми) и в то же самое время сам ставил перед собою и решал в своем творчестве все новые и новые живописные задачи, был знаком с Саввой Мамонтовым, Константином Станиславским. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве. Испытал влияние стиля «МодернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов.
Я. Головин. Шаляпина в ролях Олоферна (1908) и Бориса Годунова, Автопортрет (оба — 1912), Портрет В. Э. ИЗДАННЫЕ Э. Ф. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908 г. ), «Орфей и Эвридика» К. В. В 1919 г. экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927 г. ) и Москве (1928 г. ). Поленова.
Большинство этих спектаклей (за исключением Кармен) поставил В. Э. Мейерхольд. Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. ТЕПЕРЬ ВСЕ РАСПУСТИЛОСЬ, И ВИД ИЗ ОКНА ПОХОЖ НА СЛЕПЫЕ ОБЛОЖКИ ГОЛОВИНА, ВСЕ ПРОСТРАНСТВО СПЛОШЬ ЗАПОЛНЕНО ЗЕЛЕНЫМИ УЗОРАМИ РАЗНЫХ ОТТЕНКОВ «ВОСХИЩЕНЫ, ВЗВОЛНОВАНЫ, ГОРДИМСЯ, ЛЮБИМ ВСЕМ ТЕАТРОМ, НЕЖНО ОБНИМАЕМ» – ГЛАСИЛА ПРИСЛАННАЯ А. Я. 1916 — 1917.
А состоявшуюся накануне февральской революции 1917 года премьеру «Маскарада» Лермонтова, в контрастных красно-черных декорациях Александра Яковлевича, современники назвали «пышными похоронами императорской России». Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Именно она увлекла его изучением и переосмысливанием народных орнаментов, керамикой и резьбой по дереву. Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903).
Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-оРазумовское. Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. Многогранное мастерство художника опирается на прекрасную школу живописи, которую он прошел в молодости. сотрудничал в одноименном журнале.
Томашко, выполнял росписи интерьеров. Жил в Москве до 1901 года и в Петербурге. Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Пресса считала декорации недоделанными, художников обвинили в том, что они не умеют рисовать так, как прежние декораторы-классики.
Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном. С 1899 г. участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902 г. — член объединения. Ранние театральные работы Александра Яковлевича отмечены влиянием красочного живописного стиля Константина Алексеевича Коровина («Псковитянка» Николая Андреевича Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр. Станиславским в МХАТ, оформив постановки спектаклей «Безумный день или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927 г. ), «Отелло» У. Шекспира (1930 г. ). Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ.
Декоративность, театральность, псевдоевропейское эстетство стали неотъемлемыми атрибутами выставок и салонов. человек. В 1901-17 годах главный декоратор императорских театров в Санкт-Петербурге (в 1907-17 работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом). С тех пор и до 1917 года вывший полковник и поповский сын работали рука об руку.
По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. Произошло это важное для русской культуры событие в Москве, на Плющихе. Репина. В 1903 вступил в Союз русских художников. В 1900 году Александр Головин начал создавать декорации для театральных постановок. ПРИОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ ПОМОГАЮТ ВОСПОМИНАНИЯ И ПИСЬМА.
Прянишникова, а также в Париже. Население 2, 1 млн. Спасла художника театральная работа в которую он с головой окунулся. В 1872-1879 учился Катковском лицее в Москве, где получил первоначальное художественное образование под руководством И. Д. Нерадовского. «Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения «Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. ложатся друг подле друга подобно мозаике («Дон-Жуан» Жана Батиста Мольера, 1910, «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова, 1917, — оба в Александрийском театре в Петрограде). В 1934 ГОДУ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОГДА МОДЕРН БЫЛ УЖЕ В НЕВОЗВРАТНОМ ПРОШЛОМ – ТОМ СЧАСТЛИВОМ ПРОШЛОМ, В КОТОРОМ ЖИЛА МОЛОДОСТЬ, ЗВУЧАЛИ ВДОХНОВЕННЫЕ АРТИСТИЧЕСКИЕ СПОРЫ В ЖУРНАЛАХ «МИР ИСКУССТВА» И «АПОЛЛОН», А В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА-РОМАНТИКА, ВОЗНЕСШЕЙСЯ НАД СЦЕНОЙ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА, РАЗЫГРЫВАЛИСЬ «ПОЭТИЧЕСКИЕ» ДУЭЛИ, – МИХАИЛ КУЗМИН СДЕЛАЛ В ДНЕВНИКЕ СЛЕДУЮЩУЮ ЗАПИСЬ: «ВЕСНА.
Почти все дни, а иногда и ночи А. Головин проводил в своей мастерской в Мариинском театре. В 1898 г. назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. С 1893 г. участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках ТПХВ (1893 г., 1895 г. ), Московского товарищества художников (1893 г., 1901 – 1902 г. ), Московского общества любителей художеств (1894 – 1898 г. ). После 1917 года продолжал работать в театрах Петрограда (балет «Сольвейг» на музыку Э. Грига, 1922, ГАТОБ и др. ) и Москвы («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ, режиссёр К. С. Станиславский). Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать».
Новейшая французская живопись поразила его. Даргомыжского (1917 г. ) спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908 г. ), «Гроза» А. Н. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. Но любимым преподавателем был профессор Василий Поленов, который не только был учителем будущих гениев русской живописи, но и их наставником и, можно сказать, духовным отцом.
В 1787 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский. По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера».
Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства. Следуя общим тенденциям, российская живопись, разбуженная в натуралистических полотнах Венецианова и Шишкина, напитавшаяся романтизмом Саврасова и чувственностью Левитана, мощно социализированная «передвижниками», дала последний всплеск перед увяданием и будущей гибелью эпохи в «Черном квадрате» Малевича. В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. не только декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма., но и костюмов, бутафорииБутафория (итал. ) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др. ), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Живописи и графике «Мира искусства» (Л.
Центральный театральный музей им. Член объединения «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Якунчиковых в Наре под Москвой. ОДНОВРЕМЕННО ФОРМИРУЮТСЯ И ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ХУДОЖНИКА В ТЕАТРЕ. Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». С 1884 г. посещал также поленовские рисовальные вечера.
С тех пор и до 1917 года бывший полковник и поповский сын работали рука об руку. В 1900 – 1903 г. создал майоликовый фриз «Времена года» и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда») для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве. Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. В 1898 г. вместе с Е. Д. Ваулина в Кикерино под Петербургом. Добавьте сюда абсолютный музыкальный слух и талант к рисованию – и станет понятно, откуда выросло призвание Головина к театральной сценографии.
В 1900-1903 создал майоликовый фриз Времена года и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты (Клеопатра, Поклонение природе, Поклонение божеству, Купание наяд, Жажда) для фасадов гостиницы Метрополь в Москве. Это была невиданная в Петербурге новость. Дягилевым в Париже и Берлине.
В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). В 1889 г. написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из училища со званием классного художника. И их совместная работа в театре имела огромный успех. Созданные для этой же антрепризы декорации балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910) стали одним из лучших созданий Головина, повлияв на развитие европейской сценографии: тонкое узорочье грандиозного задника (панно), таинственное мерцание красок неразрывно связаны с колористической изысканностью музыки балета. А. Я. Головин. Вскоре первую Гловинскую пастель приобрел П. М. После 1917-го продолжал активно работать в театрах Москвы и Ленинграда.
Коровин представил его Врубелю. Однако они вновь и вновь обращались к нему с просьбой оформить спектакль. Свадьбу сыграли в сентябре. По сути она открыла и развила в нём грани его дарования, обусловившие то место, которое и занял Головин в российской культуре начала ХХ века.
Жанровую живопись Головину преподавали Илларион Прянишников и Владимир Маковский. Эта работа, как и выполненное Головиным совместно с Коровиным оформление балетов Дон Кихот Л. Минкуса и Лебединое озеро П. Чайковского не были поняты современниками. – декоратор императорских театров. Родился в семье священника. человек (2004). Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. Окончательно стиль живописца сложился в 1910-е годы.
Корещенко «Ледяной дом» (1900 г. ), Н. А. В 1890-е гг. Помните, дорогие друзья, как я, рассказывая о знаменитом русском художнике Константине Коровине, несколько раз упоминала о его друге – художнике Александре Головине, с которым они вместе учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Рано проявившиеся наклонности и талант А. Я. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. Работал Головин в станковой живописи, в области монументального и декоративного искусства.
Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений. Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. В конце 1900-х г. — начале 1910-х г. работал в художественно-керамических мастерских П. К.
Поленовой оформил «русскую столовую» усадебного дома В. В. Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897). Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Евфимия Павловна Носова, урожденная Рябушинская, жена текстильного фабриканта В. В. Носова. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. Академии художеств. В дальнейшем он регулярно ездил в Европу и глубоко проникся духом европейского искусства. Когда на премьере «Грозы» Островского в постановке Мейерхольда поднялся занавес, зал утонул в звуке оваций, адресованных работе художника.
Однако мало кто знал, что кроме спектаклей на казенной сцене А. Головин с интересом принимает участие в самых смелых экспериментах Мейерхольда, бывает в его студии на Бородинской, оформляет его постановки в небольших театрах и даже кабаре, помогает издавать журнал Любовь к трем апельсинам. Вместе с ним в Санкт-Петербург переехал один из его лучших декораторов – Александр Головин, ставший главным консультантом Императорского Мариинского театра. Коровин представил его Врубелю. Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к Двойнику Э. Т. А. Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой. Родился Александр Яковлевич Головин 17 февраля 1863 года в Москве.
Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался удачен и дело пошло. Сорокина, П. С. Именно по ночам писал он портреты Ф. Шаляпина.
Стихотворениями в тряпках назвали их современники. в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Стравинского (1919 г. ) и многим другим. После революции Головину удалось «блеснуть стариной» в Женитьбе Фигаро по пьесе П. Бомарше (МХАТ, 1927), но в целом его все реже привлекали к работе в театре.
По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались «кустарным способом» на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». Это была первая совместная работа А. Головина с выдающимся режиссером К. Станиславским. Растительные орнаменты и мотивы из русских сказок и народного искусства явились в «Теремке» в гипертрофированном, зрелищно-театральном виде в духе стилевых исканий русского модерна. Классическими художественными документами стали театральные портреты его работы: Ф. И. Шаляпин в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург), Олоферна (1908, Третьяковская галерея), Бориса Годунова (1912, Русский музей, Петербург) и др.
В 1880-х сблизился с С. И. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.
Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался на редкость удачным и дело пошло. Глюка (1911 г. ), «Каменный гость» А. С. Островского (1916 г. ), «Маскарад» М. Ю. В кругу «поленовцев» В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта.
Бахрушина в Москве. Занимался дизайном (убранство кустарного отдела русского павильона на Всемирной выставке 1900 в Париже, совместно с К. А. Коровиным) и декоративно-прикладным искусством (эскиз майоликового фриза гостиницы «Метрополь» в Москве, 1900, совместно с М. А. Врубелем) иллюстрированием книг и журнальной графикой. Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности. Коровин свел его с Врубелем.
Многие считают, что именно данный фактор послужил в дальнейшем для создания великолепных полотен, которые до сих пор называют «музыкой для глаз».