Художник Саврасов Грачи Прилетели
Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году. В1997году, когда отмечалось 100 лет содня смерти великого художника, Центральным банком России была выпущена памятная серебряная монета сизображенным наней портретом Алексея Саврасова ифрагментом его знаменитой картины «Грачи прилетели». Картина Алексея Саврасова Грачи прилетели: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) – русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели». «грачи прилетели» – картина знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова. Саврасов Алексей – художник, что подарил нам замечательные картины, среди которых и наиболее популярная, непревзойденная работа Грачи прилетели.
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Салтыков). Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Полотно можно условно поделить на три горизонтальных пояса, каждый из которых написан в определённой цветовой тональности.
Молвитино»36. В том же году он был отмечен как ученик, «представивший лучшие эскизы». Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии).
— обрадовалась переменам в нём Софья Карловна. — Доволен. Это Алексей Моргунов (1884 – 1935). Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Молвитино – это достаточно далеко от Ярославля. РЖ-627)90.
Будущее, которое у него так старательно отнимали недруги, оставалось за ним. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность.
Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). А еще через год он уже получил звание художника за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у разлива», его мастерство признали зрелым для завершения обучения. Алексей Кондратьевич пришел, чтобы посмотреть на неё вблизи. Туда Саврасов вряд ли доехал иначе обязательно остались бы какие-то наброски, зарисовки. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны».
Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Все понимали: художник бежит из Москвы. Он покинул Москву вместе с женой и двумя дочерьми. Ученик шляпника Осип Комиссаров (родом из Молвитина) подбил руку с пистолетом.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Обычный весенний немного сероватый день. Автор этой статьи Б. В. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Как Алексей Кондратьевич там оказался – тоже любопытно.
Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Также на них заметны птичьи гнезда. Именно эта формулировка как нельзя лучше описывает этот шедевр русской живописи второй половины 19-го века. Художник просто сломлен этой чередой смертей.
Саврасов поехал на север Костромской губернии. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Саврасовъ. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест.
боярином Г. И. Б. В. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». – Оденешь его – опять пропьет все. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег.
Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Точные даты этого путешествия неизвестны и их определение затруднено ещё одним обстоятельством— отсутствием детальной информации о поездке Саврасова в Москву, которая состоялась в марте того же года. Но эта заурядность кажущаяся. Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся.
Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Благодаря ему и преподавателю училища Карлу Рабусу в 1848 году Алексей смог продолжить образование в пейзажном классе. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Не только потому, что вообще пришли времена новых исканий.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
В это же период семейство лишается казенной квартиры. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.
Однозначно ответить нельзя. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов».
Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. Раскрыл этюдник, надел очки.
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Из Костромы Саврасов поехал в село Молвитино. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Есть воспоминания В. Гиляровского о Саврасове у «последней черты». Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.
В следующем – 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок.
30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Московские неприятности остались позади и не хотелось о них вспоминать. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд.
Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Мир был влажный, новорождённый. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.
Произведение Саврасова тут же было куплено Третьяковым для своей коллекции, в которой она находится и сегодня. А. Саврасовъ»3. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Картина «Грачи прилетели» стала собственностью Третьякова. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.
Вдалеке раскинулось черное поле. Только ученики будоражили душу Алексея Кондратьевича: как они там. Без воздуха нет пейзажа.
Грачи прилетели – математика и искусство
Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Саврасов работал над этюдом в радостном упоении. И так – много раз. В 1854 году обе картины были показаны на годичной выставке Академии художеств, получили высокую оценку и в результате двадцатичетырёхлетний художник был удостоен звания академика живописи. В 1857 году ему предложили место преподавателя в родном Училище живописи ваяния и зодчества и вскоре он вошёл в пейзажный класс как педагог. Ученики внимали Алексею Кондратьевичу с благоговением, а среди них были Константин и Сергей Коровины, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, составившие впоследствии славу русской живописи. «Грачи прилетели» (1871). и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром.
Была у мастера такая привычка – постоянно что-то рисовал, набрасывал. Однако, это лишь поначалу. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41.
Описание картины «Грачи прилетели»
К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Жена от потрясения слегла. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Очень слабенькая. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой.
Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Церковь была построена в конце XVIII века. Это скорее эскиз по памяти". Всю жизнь свою переворошил. В училище Саврасов чувствовал недоброжелательность к себе. Саврасова в Молвитино.
Что с таким делать. Чего только не передумал Алексей Кондратьевич за этот путь, чего только не вспомнил. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок».
О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Смешно, но и при жизни Саврасова и тем более в советские годы находились умники, всё пытавшиеся присобачить к «Грачам» какой-нибудь социальный подтекст. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17.
На картине птицы изображены сидящими на березах в своих гнездах, летающими или прыгающими по последнему весеннем снегу. Тот воодушевлённо приступает к новой картине – но через неделю холст стоит недописанный, Саврасов валяется рядом и на все вопросы пьяно ревёт: «Никаких. » А там глядишь – он снова на улице, грязный, всё пропивший, с всклокоченной бородой у дверей дешёвого трактира шарит в карманах в поисках нескольких копеек. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.
Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. А потом все-таки сбежит. 27192)386.
Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 г. стрелял в Александра II. То, что он пошёл иным путём, закономерно.
И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Галерея Павла Михайловича пользовалась большим уважением среди художников. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. По такому этюду не сделаешь картину. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон.
Большое село со старенькой церковью на окраине. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что самые первые рисунки и этюды к задуманной картине могли быть исполнены художником в Ярославле или его окрестностях, незадолго до его поездки в Костромскую губернию1112.
Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Ему пожаловали дворянство (под именем Комиссаров-Костромской), дали пожизненную пенсию, в его честь учредили особую медаль, выходили плакаты-лубки с описанием подвига, поэты (включая Н. Некрасова) посвящали ему стихи, он ездил по стране с банкета на банкет Слава оказалась тяжким грузом: Осип мало-помалу пристрастился к пьянству.
При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Фамилия по матери, Евдокии Моргуновой, ведь брак родителей не оформлялся. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.
Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). Только бы суметь передать неповторимость мартовского света, весеннего воздуха.
Родимый русский пейзаж, от которого замирает сердце. Отмечалось, что он показал прочные знания линейной и воздушной перспективы, умение передать композиционные планы и сохранить черты «портретного» сходства данной местности. В мае 1854 года училище посетила президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна. Алексей Кондратьевич был рад и взволнован. Но, в конце концов, чего гадать.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Через несколько дней умерла. Ехали поездом по недавно открытой Московско-Ярославской железной дороге. Сколько было таких сел в России. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.
«Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. по тексту Н. П.
В Ярославле сняли большую квартиру. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве.
За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Церковь была построена в конце XVIII века. Это скорее эскиз по памяти». На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка.
По такому этюду не сделаешь картину. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Алексей Кондратьевич подал в Совет прошение о длительном отпуске:«Имея частное поручение исполнить рисунки и картины зимнего пейзажа на Волге, покорнейше прошу Совет уволить меня от службы на пять месяцев с 1 декабря 1870 г». «Зимний пейзаж на Волге» — это была отговорка и настолько беспомощная, что придумать её мог только кроткий, стеснительный Саврасов.
Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. К счастью, подоспела Первая передвижная выставка в Петербурге. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели».
Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Всё шло замечательно – и вдруг удар: умерла новорождённая дочь. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев.
Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Саврасова, в которой говорилось: Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов. Необходимо основательно к этому подготовиться. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Продать картину Третьякову было мечтой каждого живописца.
Алексей Кондратьевич согласился. Излишняя красота так же вредна для картины, как и недостаток её: отдых нужен глазу и свобода для воображения. К началу мая 1871 года Саврасов вернулся в Москву, Здесь он уже полностью закончил картину. В один из летних дней того же года к нему приехал Павел Михайлович Третьяков. — Я слышал о ваших «Грачах» и не терпится взглянуть на них. Какую бы вы цену хотели за неё. И Саврасов горевал.
Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. По такому этюду не сделаешь картину. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.
Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. По мутному пепельному небу плывут облака.
«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Третьяков остановился в нескольких шагах от картины, слегка наклонив голову. — Первоклассная вещь. Мария Николаевна для своей картинной галереи приобрела семь картин, в том числе две саврасовские. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.
Картина Саврасова Грачи прилетели
Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.
На среднем плане мы видим серое пятно. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Это были деревенские мотивы. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Грачи прилетели»
Какая простота. Третья смерть ребёнка в семье. Ужаснее картину представить трудно. Это же художник.
В «большом доме», где были преподавательские квартиры, все жили как одна семья и теперь Саврасов выпадал из этого профессионального содружества, становился каким-то изгоем. Поездки оставляли глубокий след в его душе. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Победил талантом и высотой своего духа. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда.
«Грачи прилетели» : описание картины
А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Серебристо-жемчужный свет, дробясь и растекаясь, стоял перед глазами и получал своё воплощение в этюде для картины. Весна ставит на крыло птицу и художника. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.
Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. В 1844 году Алексей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889.
— сказал после продолжительного молчания. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь.
Саврасов «Грачи прилетели» : описание картины
Он уже подал соответственное прошение. Саврасов был ошеломлён. Он увидел то, что смутно надеялся увидеть: пробуждение жизни.
Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Береза всегда имеет свой рисунок. Он не собирался делать картину яркой и звонкой. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам.
Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Необычное название села понравилось художнику и он подтвердил, что именно туда, а когда крестьянин предложил его подвезти, то согласился40. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Описание картины вот таким образом включает в себя не только очевидные детали, но и то, что может додумать наблюдатель.
В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Их гнезда на старых березах пустовали всю зиму, зияя черными пятнами среди голых веток. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. — Поздравляю вас. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Пейзаж будет небольшим.
Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины
Сколько было таких сел в России. Вот так жил и творил Саврасов. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93.
Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Саврасов провёл гостя в соседнюю комнату — небольшую мастерскую. На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Через несколько дней новорождённая девочка умерла.
Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова
Только весной и именно в марте в средней полосе России льётся с небес такой чистый лазоревый свет, на деревьях ещё не набухли почки, но они уже насыщены живительным соком. То ощущение, которым был полон Саврасов по пути в Кострому и в Молвитино, здесь, у околицы обычного неприметного русского села, приобрело особую остроту и силу. Меодическое приложение к репродукциям. Это произошло абсолютно неожиданно. Прошло совсем немного времени и художник Саврасов получил приказ прибыть в Санкт-Петербург – художник должен был поселиться на даче великой княгини и написать несколько видов.
— Он знал, что Саврасову тяжелы разговоры о деньгах и в глубине души был согласен с художником: разве можно говорить о стоимости серенады Шуберта или двух строчках Пушкина: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты. » Но Третьяков был не только коллекционером, он был купцом. Не дождавшись ответа, сам предложил 600 рублей — годовой оклад Саврасова в Училище живописи. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Он десять лет занимал с семьёй казённую квартиру и теперь ему отказано в жилье.
Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Один тоже известен как яркий художник, но другого направления – входил в объединение «Бубновый валет», потом был сподвижником Малевича (правда, в советские годы пришлось перейти на сугубый соцреализм). Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54.
Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Это было настоящей трагедией для него. Ведь он полотно назвал «Грачи прилетели. » – с восклицательным знаком, явно желая передать свои бьющие через край эмоции. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Алексей Кондратьевич уединился в своей мастерской.
Скорее всего именно такие горькие размышления послужили причиной алкоголизма, который развился у художника. Центральная группа берёз является основой композиции.
«Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. На самом же деле эта обыденность мнимая. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12.
Бойко. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.
На переднем плане художник рассыпает тени, что придает картине гармонии, упорядоченности. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Возможно, понимал – в традиционной живописи отца не превзойти, надо пробовать что-то своё. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег.
Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов
За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Нашли, накормили, похмелили, отмыли, одели, сняли комнату – работай, Алексей Кондратьевич. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.
Как всё скромно и просто. По этому поводу высказывались разные версии. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Описано несколько встреч, но сюжет один: какие-то люди (друзья, сам Гиляровский, некий заказчик) решили помочь художнику. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Было обидно и унизительно. Квартира будет отдана другому преподавателю. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано.
- ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
- Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)
- Эффект бескрайнего пространства
- Творчество, заказы известных людей
- Работа и страсть к путешествиям
- Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Первый после стольких лет внешне благополучной жизни. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. На переднем плане полотна – снег.
Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Ох, как доволен. Затем в 1882 году его уволили с работы. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв.
- Алкоголизм и увольнение с работы
- Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа
- Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. В нижней части этюда была подпись: «А.
Несколько голых берез – кривых и изломанных. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам.
Как Саврасов там оказался. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Это скорее эскиз по памяти. Это был сильный удар.
Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. справку).
В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. А теперь вот выкинули из квартиры и едет он, сам не зная куда и не знает, что будет с ним и его семьёй. Беспокойство оказалось напрасным, Саврасовы устроились в Ярославле хорошо, хотя и не без хлопот. Но выживает только одна из дочерей –Евгения. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.
Третьяков в письмах советовал ему вернуться в Москву, выражал искреннее желание помочь, но Саврасов не мог этого сделать: требовалось время, чтобы забыть пережитое унижение. В феврале 1871 года у Саврасовых родилась дочь. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Годом ранее он из поездки на Волгу привёз серию замечательных полотен («Волга под Юрьевцем», например, получила первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств). На переднем плане – рыхлый грязный снег. Краски их оттенки, тона и полутона, казалось, сами ложились на холст.
Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный».
О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Воздух — главное. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.
Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но в общем-то ему проще было быстренько, «на автопилоте», сляпать, например, повторение «Грачей» и чуть ли не на улице загнать кому попало за бутылку. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся.
И если его так бесцеремонно лишают квартиры, значит, администрация Училища живописи, ваяния и зодчества просто не заинтересована в нём как в педагоге. Береза всегда имеет свой рисунок. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы.
Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. «Грачи» – известный факт – запечатлели пейзаж костромского села Молвитино (см. Московские критики прекрасно понимали значимость оценки Третьякова и однако же, когда Павел Михайлович показал «Грачей» на выставке Общества любителей художеств, картину приняли с насмешкой: «Обычный весенний пейзажик. », «Мрачная картинка. ». В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.
Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94.
Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Саврасов написал в Ораниенбауме две картины. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению.
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Посредством тщательно разработанной пластической характеристики пейзажных элементов художнику удаётся передать печаль уходящей зимы и радость весеннего пробуждения природы5927. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден.
Он победил. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Это скорее эскиз по памяти».
На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг.
Продолжим осматривать картину. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. За окном тянулись заснеженные поля и леса. Возникал, обретая чёткие контуры, замысел будущей картины.
Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Прилетевшие грачи вызывают восторг. Родилось ещё двое сыновей. Кроме этого, художник изобразил колокольню несколько более высокой по отношению к храму, чем на самом деле, а также уменьшил расстояние между колокольней и храмом. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине.
В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. Возле лужи мы видим одинокий голый куст.
Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Работал быстро, вдохновенно.
Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.
В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Вот, дескать, ещё одно воплощение «немытой России». Сохранился его печальный рисунок – могила девочки. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27.
Береза всегда имеет свой рисунок. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Там Алексей Кондратьевич получил настоящую оценку своего труда: «Лучшая и оригинальнейшая картина. », «"Грачи" — это же молитва святая. », «Когда приближаешься к "Грачам", охватывает удивление — какое маленькое полотно. На мольберте стоял совсем небольшой подрамник с натянутым на нём загрунтованным холстом.
Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Алексей Кондратьевич прекрасно знал, что «Грачи прилетели» лучшее его полотно и было обидно, что критики так злобно-несправедливы.