Игорь Эммануилович
Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960) — русский советский живописец, реставратор искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор. Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960)— русский и советский живописец, реставратор искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор. Игорь Эммануилович Грабарь (25марта 1871 (18710325), Будапешт, Австро-Венгрия— 16 мая 1960, Москва, СССР)— русский советский художник искусствовед, просветитель, музейный деятель. Игорь Эммануилович Грабарь (25марта 1871 (18710325), Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник-живописец, реставратор искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог.
25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря. Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960)— русский советский живописец, реставратор искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор. Грабарь ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (до 1893 Грабарь-Храбров) – российский историк искусства, реставратор, музейный деятель, живописец, народный художник СССР (1956). Игорь Эммануилович Грабарь (25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия – 16 мая 1960, Москва, СССР) – русский советский художник искусствовед, просветитель, музейный деятель.
В живописных работах советского времени Грабарь продолжал воплощать собирательные образы русской природы (Ясный осенний вечер, 1923, ГТГ), работал также над портретами деятелей советской культуры (портрет С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба Абрамцево) и картинами на историко-революционные темы (В. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.
Руководитель издания первой научной «Истории русского искусства» (1909-1916) монографии о русских художниках. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
В 1913-25 возглавлял ГТГ, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». 16 мая 1960 г., в Москве. В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников. Награждён 2 орденами Ленина (1945 и 1946). Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903).
- Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960)
- Грабарь Игорь Эммануилович – художник, творчество
- Биография Грабаря Игоря Эммануиловича
- Игорь Эммануилович Грабарь биография
- Значение ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
- Чернышенко Игорь Эммануилович – Феодосия
Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. И. Ленин у прямого провода, 1933, ЦМЛ). У меня утро-до восьми. в Россию переехали его жена с сыновьями.
Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина9. Участник творческих объединений "Мир искусства", "Союз русских художников". Утречком. И ловко, даже молодцевато, скрылся в подъезде. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.
- Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»
- Грабарь Игорь Эммануилович 1871 1960 Женские портреты
- «Наш пострел везде поспел» или Обучение Грабаря
- Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России
- Игорь Грабарь – певец снега и инея
- Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР
Государственная премия СССР (1941). И столь же неожиданно подарил мне бесценную реликвию-книгу Вопросы реставрации.
Морозова "Мартовский снег" (1904) в литературно-художественном кружке в Москве "Иней" (1906) в Национальной галерее в Риме "Утренний чай" (1904). Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста. С 1902 г. Грабарь принимает участие в выставках "Мира Искусства", в "Салоне" и "Союзе" выставляет и за границей: в Мюнхене, в Париже, в "Salon d39Automne", в 1906 г. на выставке русского искусства, устроенной С. П. Эта реформа стояла в непосредственной связи с другим, более ранним начинанием Грабаря, создавшим ему широкую популярность, — с его опытом публикации коллективной и общедоступной "Истории русского искусства" (1909—1914). Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».
Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой Война и мир, 1941, – оба в Третьяковской галерее М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба Абрамцево). С начала 1890-х гг. Передо мной был сам Игорь Грабарь. новой "Истории русского искусства", 1953—69), серии монографий "Русские города — рассадники искусства" (осуществлен 1 выпуск), монографий о выдающихся фигурах в современном русском искусстве написал книги о И. И. Левитане, В. А. Серове, позднее — монографию о Рублеве ("Андрей Рублев.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Большая биографическая энциклопедия
- Грабарь Игорь Эммануилович 1871-1960
- Искусствоведческая работа Править
- Краткое описание творчества Игоря Грабаря
- Грабарь Игорь Эммануилович, художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Краткая биографическая энциклопедия
С конца 1890-х годов Грабарь выступал с художественно-критическими статьями в журналах «Мир искусства», «Старые годы» и др. Грабарь с самого ее начала принял ближайшее участие в организации первых музейных органов Советской власти, а затем играл руководящую роль в центральном музейном управлении (Музейный отдел Наркомпроса). Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937).
Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма и постимпрессионизма. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».
- Грабарь, Игорь Эммануилович в книгах
- Реферат на тему Грабарь Игорь Эммануилович
- Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря
- Урок русского языка в 3 классе с использованием ИКТ
Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). Кроме Германии, побывал в Италии и Франции. Кроме живописи изучал в Мюнхене и архитектуру. Выполнил также историко-революционные картины В. И. Ленин у прямого провода (1933) и Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина (1938 обе – в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). Ученик И. Е. Репина, П. П. Чистякова. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова».
В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937 – 1943), Всероссийской Академии художеств (1943 – 1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в МГУ (профессор с 1921), МХИ (1937-43, директор), ИЖСА (1943-46, директор). Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале Мир искусства). Однако на этом добротном фоне слащавой официозностью выделяются большие полотна «В. Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». 1-13, 1953-69).
В ранних пейзажах («Крыша со снегом», 1889, ГТГ) и портретах («Няня с ребёнком», 1892, там же) уже определился натурный метод Грабаря, круг тем и мотивов его творчества. Учился в Петербургской Академии художеств (1894-1896), в частности, у И. Е. Репина и П. П. Чистякова, а также в студии А. Ажбе в Мюнхене (с 1896) преподавал в организованной совместно с Ажбе школе (1898-1901). Иногда Грабарь включал портрет в натюрморт, пейзаж или интерьер («Утренний чай», 1904, Национальная галерея современного искусства, Рим «За самоваром», 1905, ГТГ). Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Член «Мира искусства» (с 1901), Союза русских художников (с 1904), член-учредитель Общества московских художников (1927-32, первый председатель правления), Объединения (Общества) художников имени И. Е. Репина (1924-29).
Его заграничные корреспонденции, появлявшиеся в журн. С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун-та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896. С. Р-ва. Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях.
Он оставался на этой должности вплоть до 1925 г. Действительный член петербургской Академии Художеств (1913), АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. Грабарь предпринял путешествие по Северу России изучая старинную деревянную архитектуру.
в Россию переехали его жена с сыновьями. Его техника вот таким образом родственна технике "научной" ветви европейского импрессионизма — дивизионизму или пуантилизму вот таким образом типичные картины Г. представляют собой по внешней обработке густую сеть мелких цветовых мазков, которые, на расстоянии смешиваясь, вызывают впечатление света, окутывающего предметы.
в 1895 и др. ), в 1905-06 годах принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел». В этом отношении и сейчас "История русского искусства" не потеряла ценности. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».
музеев и реорганизации их в научно оправданные просветительные учреждения. В течение 1879—1880 гг. Художник искусствовед, художественный критик, стоял у истоков отечественного музееведения. В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность. Народный художник СССР (1956).
В 1913-17 годах возглавлял попечительский совет Третьяковской галереи осуществил перестройку экспозиции и издал в 1917 году каталог собрания (директор ГТГ в 1918-25). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Уже в первый период своей деятельности в данной области (с 1909 как редактор "Истории русского искусства" и с 1913 — как "попечитель", т. е. директор Третьяковской галереи) Грабарь обнаружил свои огромные способности организатора и исследователя.
В течение 1879—1880гг. Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944). Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Поддерживал традиции импрессионизма и постимпрессионизма, писал пейзажи ("Сентябрьский снег", 1903 "Февральская лазурь", 1904 "Мартовский снег", 1904 "Хризантемы", 1905 "Неприбранный стол", 1907), портреты (портрет Н. А. Клюева, 1932 и др. ), "официальные" полотна ("В. Грабарь, творчески используя живописные методы импрессионизма, работал над жизнерадостными, мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщающий образ русской природы (Сентябрьский снег, 1903, Февральская лазурь, Мартовский снег – оба 1904, все – в ГТГ) позже Грабарь создал ряд натюрмортов, в которых, стремясь передать красоту и поэзию материального мира, пользовался приёмами (письмо густыми, рельефными мазками), близкими к неоимпрессионизму (Неприбранный стол, 1907, ГТГ).
Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью— Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Член объединения Мир искусства и Союз русских художников. 1–13, 1953–1969). С начала 1900-х гг.
В 1901-1908 годах писал мажорные поэтичные пейзажи («Февральская лазурь», 1904, ГТГ) и натюрморты («Голубая скатерть», 1907, ГРМ) используя приёмы импрессионизма и пуантилизма в них заметно влияние немецкого югендстиля. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». С точки зрения нынешних музейных требований реформа Г. была очень умеренной, сводясь к исторической систематизации произведений и большей наглядности их экспозиции, в соответствии с новыми историко-художественными данными.
Подросток самостоятельно по репродукциям с огромным интересом знакомился со многими произведениями русских художников. Картины Г. имеются в центральных музеях СССР и в ряде провинциальных (Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Вятка, Пермь и др. ), равно как в некоторых музеях и собраниях Европы и Америки. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 г. и т. д. В первый период художественной деятельности Грабарь остается реалистом и примыкает к кружку московских пейзажистов, затем увлекается разрешением технических задач в живописи и становится крупнейшим представителем школы пуантелистов в России. Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента.
В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Вёл курс реставрации в 1-м МГУ (1920-27 профессор с 1921), преподавал в МХИ (1937-42 директор), ИЖСА (1943-46 директор). Г. является одним из редакторов отдела изобразительных искусств Б. С. Э. Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор) институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. (р. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.
– См. Государственная премия СССР (1941). Активно выступая в качестве художественного критика в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917).
Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Главнейшие работы — в Третьяковской галерее ("Луч солнца", 1901, "Мартовский снег", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Неприбранный стол", 1907, "Рябинка", 1915), в Национальной галерее в Риме ("Утренний чай", 1904) и в ленинградском Русском музее ("Яблоки и цветы", 1904, "Груши", 1915). В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников8.
В статье «Два столетия русского искусства» он дал общую картину его развития в 18-19 веках, что впоследствии послужило основой для «Истории русского искусства». Многие часы посвящает рисованию с натуры. Основоположник научной реставрации памятников искусства в 1918 году организовал в Москве Центральные реставрационные мастерские (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря до 1931 года директор, в 1944-60 научный руководитель). Впервые мысль об издании «Истории русского искусства» возникла у Грабаря в 1902, когда издатель журнала «Нива» А. Ф. Маркс попросил его переработать и дополнить «Историю искусств» П. П. Гнедича. Инициатор издания новой «Истории русского искусства» (т. С конца 1920-х гг. Если не затруднит-жду завтра. Война прервала публикацию однако вышедшие в свет тома (архитектура, скульптура, древнерусская живопись) получили капитальное значение как обилием фактического материала, так и его формально-художественной разработкой.
Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например иллюстрации к повестям Гоголя изданным в 1890-е годы). орденами, а также медалями. Грабарь осуществил, вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года), реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции.
Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). Свои силы Г. пробовал и в области архитектуры, построив под Москвой больничный городок (Захарьинский санаторий, 1909—1913). В. И. Сурикова, 1937—43 директор Института истории искусств АН СССР).
Что-то попытался спросить у складывавшего мольберт разрумянивавшегося старичка-крепыша в шубе дореволюционного покроя и в валенках, но сразу же, уловив на себе его суровый и вместе с тем-лукавый, колющий взгляд, проглотил свой вопрос словно провинившийся мальчишка-сосульку. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Он пишет все больше автопортретов и портретов, особенно его привлекают «старинные русские люди», стойко сохранившие свое творческое достоинство: таков поэт Н. А. Клюев (портрет 1932, Русский музей) или академики на картинах, заказанных в 1935 для конференц-зала Академии наук.
В советское время Грабарь стал одним из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятники искусства инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель) с его именем связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства XI-XV вв. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи.
В 1872 г. семья покинула Венгрию и перебралась в Италию, где Эммануил Грабарь получил работу учителя детей богача П. Демидова, а через три года вместе с этой семьей отправился в Париж. В Третьяковской галерее имеются картины: "Луч солнца" (1900), "Февральская лазурь" (1904) и "Неприбранный стол" (1907) в музее Александра III: "Сирень и незабудки" (1905) в коллекции В. Гиршмана в Москве "Сентябрьский снег" (1903) "Плакучая береза" (1904) и "Хризантемы" (1905) в коллекции И. А. Д. Зелинский», 1932).
Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. Грабарь много писал об искусстве в журналах – в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Действительный член Академии художеств (1913), Академии художеств СССР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1941) с 1943 г. академик АН СССР. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».
Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), советский художник и искусствовед. Дальнейшее художественное образование Г. получил за границей, в мюнхенской школе Ашбе (1896—1900). С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). 25 марта 1871 г., в Будапеште, ум. Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И. Шевченко.
Еще осенью 1902 Грабарь предпринимает поездку на русский Север, в Вологодскую и Архангельскую губернии (в Новгороде и Пскове он побывал еще раньше). Отказавшись «перерабатывать» Гнедича, Грабарь предложил издать «Историю русского искусства» и, получив согласие, на долгие годы углубился в изучение архивов Академии художеств, Академии наук, Сената, Синода, Министерства двора и др. Происхождение и место рождения Грабаря, его семейная история достаточно необычны. ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник историк искусства, музейный деятель. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 годов"). попечитель и директор Третьяковской галереи, создатель первого научного каталога ее собрания.
В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903 «Февральская лазурь», «Мартовский снег» обе — 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы («Хризантемы», 1905 «Неприбранный стол», 1907 обе в Третьяковской галерее). В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье галицко-русского общественного деятеля избранного в середине 1860-х годов депутатом австрийского парламента. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».
Учился в петербургской АХ (1894-96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98). В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Как художник начинал с рисунков для журналов «Шут» и «Стрекоза» (1890-1891) иллюстрировал повести Н. В. Гоголя («Сорочинская ярмарка» изд. Сопротивление, оказанное реакционной частью Московской городской думы и старыми художниками, общественная и газетная полемика, создавшая целую литературу, выдвинули вопрос о "перевеске картин" в Третьяковской галерее далеко за пределы его практического значения, придав ему сугубо принципиальный характер — уничтожения частновладельческой замкнутости рус.
В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). С 1921 года он — профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. Брат В. Э. Грабаря.
Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке. Основатель и директор (1944-60) Института истории искусств Академии Наук СССР (ныне Институт искусствознания РАН). 1871) — художник историк искусства, музейный деятель.
Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). российский художник и искусствовед, народный художник СССР, академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Знаток и пропагандист архитектуры русского классицизма, он создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1909-14 ныне санаторий Захарьино) под Москвой. По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и Мюнхене.
Высшей точкой этого движения была деятельность журнала "Старые годы". Г. – редактор и один из авторов Истории русского искусства (т. Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). 1 – 13, 1953 – 1969).
Жил в Санкт-Петербурге и Москве (с 1903). Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1893), одновременно брал уроки живописи у П. П. Чистякова, затем учился в петербургской Академии Художеств (1894-96) у И. Е. Репина, В. Е. Савинского и др., в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98 преподавал там же до 1901) прослушал также курс Архитектурного политехникума в Мюнхене.
было выпущено 5 значительно позднее, в советское время, вышло 5 тт. Неоднократно посещал страны Европы (1895-1900), а также Турцию (1909), Египет (1914) и США (1924). Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. С 1920 — проф. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение.
в 1894 «Шинель» изд. В начале 1913 г. московской городской думой избран попечителем Третьяковской галереи. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).
1 МГУ, с 1928 — заслуженный деятель искусства. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). В советское время опубликовал монографию о И. Е. Репине (1937, Государственная премия СССР, 1941) и множество статей о творчестве русских художников (Феофана Грека, Андрея Рублёва, В. И. Баженова, И. П. Зарудного), по вопросам реставрации и охраны памятников искусства и др. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина. С 1920-х годов в живописи Грабаря на смену импрессионистической этюдности приходит стремление к реалистической картине: пейзажи («На озере», 1926, ГРМ) историко-революционные полотна («В.
В послереволюционный период путь художника отмечен тяжелыми компромиссами. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. Научные интересы Грабаря сказались и в его практической деятельности.
Государственная премия СССР (1941). «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». Жил и работал преимущественно в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). 1-13, 1953-69). Род. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина» (1938 обе в Государственном историческом музее). И. Ленин у прямого провода», 1927-33, Музей современной истории России, Москва), портреты в репинской традиции, преимущественно деятелей науки и культуры (академики Н. Д. Зелинский, 1932, ГТГ, С. А. Чаплыгин, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево» В. И. Вернадский, 1935, РАН «С.
Летом он пробует заняться пейзажной живописью. Неслучайно именно Грабарь стал создателем комплексной многотомной «Истории русского искусства». В 1913—25 гг. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ).
В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы (Ясный осенний вечер, 1923, Зимний солнечный день, 1941, – обе в Третьяковской галерее).