Илья Муромец И Соловей Разбойник Картина Билибина
Иллюстрация к былине Илья Муромец и Соловей-разбойник — Иван Билибин
За рубежом помимо книжных и театральных вещей создал ряд красочных панно (для частных домов и ресторанов), ставших своеобразными эталонами «стиля рюс» оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.
Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник.
Илья Муромец: Богатырь силы и духа
– Не ты меня, князь, полонил, победил. – И отрубил Соловью буйну голову. Столько Соловей-разбойник и на свете жил. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной.
Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых).
Иллюстрация к былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина.
Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Революции Билибин первоначально не принял. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.
– Соловей говорит, – мой рот пересох. К востоку от города Карачева (Брянская обл. ) лежит село с былинным названием Девять Дубов, что в лесах Брынских. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен.
Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.
Билибин Иван «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Победил, полонил меня Илья Муромец.
Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. – От раны кровавой. На том сказ и окончился. Противоположный подход был у Николая Рериха. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина.
С Рерихом все поменялось. Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно Микула Селянинович» (1935–1936), он вернулся на родину, поселившись в Ленинграде.
Илья Муромец и Соловей-разбойник
И никого, кроме него, я не послушаюсь. – Прикажи, Илья Муромец, – говорит князь Владимир. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. В 1920 эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии в 1925 переехал в Париж. Принимал злодей чару одной рукой, выпивал чару за единый дух. – засвистать, закричать, зашипеть Соловью. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону.
С годами в нем возобладали лояльные к советскому строю убеждения.