История Картины Шишкина Утро В Сосновом Бору

Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история создания

«Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет. », – писал из шалаша Шишкин жене. Левая часть картины еще сохраняет полумрак холодной ночи дремучего бора. Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Трудно назвать более известную работу Шишкина. Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Савицкий пришел в мастерскую.

«Штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина)4. Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). Кабана не взяли — жена Шишкина не любила свинину. Иногда полотно также называют «Утро в сосновом бору», но это ошибочное название. И вскоре ни один праздник не обходился без знаменитых шоколадных конфет с вафлей внутри. А какое богатство красок использовал пейзажист.

Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи. Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»89, созданной художником Мануилом Андреевым. Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. А может влюбленный с детства в русскую природу Иван Шишкин просто вновь говорит о том, что любит. Хотя подобные "исторические" детали только повышают ценность картины.

Реальная история 
создания картины 
«Утро в сосновом

Реальная история создания картины «Утро в сосновом бору»

Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала. Правда называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу».

Затем описать сюжет картины. 31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. Конечно точной информации по этому поводу, практически нет историки разводят руками. На полотне изображена медведица с тремя маленькими медвежатами играющими на поваленной сосне. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого.

На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства.

В рамках такого движения компания «Эйнем» создавала самые разнообразные серии конфет – например, «Клады моря и Земли», «Типы народов земного шара», «Транспортные средства» и даже «Русские художники и их картины». Рецепту то уж точно. Продукция получала призы и награды на выставках.

Максимум – корову, а она здесь абсолютно неуместна. Один из медвежат, забравшись по стволу ближе к оврагу, встал на задние лапы и с любопытством оглядывается вдаль на свет дымки от восходящего солнца. Брезжит рассвет.

Прорисовывает корни поваленной сосны. Вот тут и появляются вопросы. Хотя своей популярностью картина Савицкого и Шишкина «Утро в сосновом лесу» во многом обязана Третьякову, немалый вклад в ее известность внес немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем, который поместил сюжет с этого полотна на обертку своих шоколадных конфет «Мишка косолапый». Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году.

История одного шедевра: 
«Утро в сосновом 
лесу» Шишкина и

История одного шедевра: «Утро в сосновом лесу» Шишкина и Савицкого

Лось на дереве — совсем неестественно. Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками. Но главная изюминка полотна — это озорные медвежата. С Шишкиным его связывали не только профессиональные (они вместе состояли в Товариществе передвижных выставок), но и дружеские и даже семейные узы – он крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в его честь Константином. Благодаря именно этой работе его имя хорошо известно во всём мире.

Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге. Ночь отступает. Но лучи восходящего солнца уже позолотили верхушки вековых сосен и заставили светиться утреннюю дымку.

Утро». Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Оба похоронили своих жен. В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит.

Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко — под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине— четверо)10. Получалось и вкусно и познавательно. Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени. Сытые веселые медвежата получились, как маленькие дети, которые резвятся и познают мир под присмотром строгой матери. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера.

История создания 
картины «Утро в 
сосновом лесу»

История создания картины «Утро в сосновом лесу»

Этот "дефект" можно увидеть на картине в музее даже сейчас. Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых.

Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. В народе полотно негласно получило название «Три медведя» (что, впрочем, не совсем верно, ведь медведей на ней четыре). В 70-х годах XIX столетия предприимчивые немцы Эйнем и Гейс построили в Москве кондитерскую фабрику, которая выпускала очень качественные конфеты, печенье и прочую подобную продукцию. Писал он ее в Брянских лесах. Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР. А потом над ними пронеслись другие трагедии.

Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами.

Савицкий – великолепный жанровый художник. Свои знания он с увлечением передавал сыну. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. И его подпись была на картине, которую покупал Павел Третьяков (основатель Третьяковской галереи). Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Большой талант он ценил и у своего друга.

А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Туманная дымка, мягко мерцающая в рассветных лучах, фигурно вырезанные листья берёзы, фактура и объёмность мшистой кочки, золотистый песок, кажущийся рассыпчатым и шероховатым, ряска на поверхности лесного болотца – все эти частности делают произведения художника живыми, динамичными и восхитительными. В нижнем левом углу картины (под подписью Шишкина). Мягкая зеленая трава создает ощущение уюта и спокойствия. Две подписи возмутили Третьякова (картина заказывалась Шишкину и покупалась как авторская) и он требует зарисовать вторую подпись. Можно вспомнить, что пейзаж изображенный на картине, не является вымыслом. Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому.

Шишкин Иван, Утро 
в сосновом лесу

Шишкин Иван, Утро в сосновом лесу

Кабан отпал сразу – Софья Карловна не любила свинину. К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. Он не написан, но его присутствие чувствуется. Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу.

Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю»1.

Картина Шишкина 
«Утро в сосновом 
лесу»

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Мох покрывает вырванные корни дерева и упавшие сломленные ветки. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного.

Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. Но вместе с тем он объединяет реалистические изображения с великими поэтическими истинами, предлагая зрителю столько много особенностей для размышлений: свет и тьма, солнце и тень, сила и хрупкость, время и мимолетность. Даже зеленоватый свет и тот кажется необычным.

Картина Шишкина 
Утро в сосновом 
бору

Картина Шишкина Утро в сосновом бору

Первоначально на картине «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно – «Утро в сосновом бору») и все – никаких косолапых животных. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». Однако на этот раз его ожидало разочарование. Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ.

Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. А в 1896 г. в ассортименте появилась новинка – сладость «Мишка косолапый» из покрытых шоколадом вафель, между которыми была начинка из пралине – растёртого миндаля, какао-бобов и сахара. Но все забывалось летом на пленэрах. Итак, начнем.

«Утро в сосновом лесу» или как мишки стали знаменитыми

Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. Шишкин продолжил поиски в других губерниях. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Рассказать о чем либо можно двумя способами: выстраивая описание от общего к частному и наоборот.

Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях – Киров (который Сергей Мироныч). Так и было сделано. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги.

Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову.

Утро в сосновом 
лесу, Шишкин, 1889

Утро в сосновом лесу, Шишкин, 1889

А уже через несколько месяцев художник пригласил друга в свою мастерскую, отправив ему письмо с такими словами: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». Но, видимо, сказалось созвучие с народной сказкой «Маша и медведи», где мишек было действительно трое. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное.

Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. Ещё одна лесная загадка. Утро». К. А. Вероятно, к этому его подтолкнуло создание картин «Туман в сосновом лесу» или «Бурелом» (обе написаны в 1888 г. ). Итог его пребывания там — пейзаж «Сосновый бор.

Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». При этом никого не смущал тот факт, что животных на рисунке четыре. В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. Лисички, зайчики и прочая живность – увольте.

Шишкин — «Утро в 
сосновом бору»

Шишкин — «Утро в сосновом бору»

Выбор встал между медведем, кабаном и лосем. Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. В результате в этом соавторстве возникла ссора, потому как, весь гонорар был заплачен главному исполнителю картины. Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году.

3 месяца художник жил в шалаше, дабы почувствовать единение с природой. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Отбор произвели методом отсечения.

А, точнее, художники. Изначально это должны были быть зайцы, однако они бы не добавили картине «мощи» и «силы». Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. «Утро в сосновом лесу» было приобретено известным ценителем искусства того времени, Третьяковым, который посчитал, что картина выполнена именно Шишкиным и окончательное авторство закрепил непосредственно за ним. Именно так как пейзажист. Но эта история имеет «сладкое» продолжение.

Утро в сосновом 
лесу, Шишкин – обзор 
картины

Утро в сосновом лесу, Шишкин – обзор картины

Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося. Шишкина известнейшего пейзажиста, руками которого сотворено множество прекрасных картин, среди которых и «Утро в сосновом лесу». Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже. Не умею, не могу, не буду. Производство быстро набирало обороты.

О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». На горе обоим мальчик умер в три года. Вот таким образом неудивительно, что К. А. Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж.

Иван Шишкин – «Утро 
в сосновом бору»

Иван Шишкин – «Утро в сосновом бору»

Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей. Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Они изображены такими веселыми, беззаботными, такими «живыми», что сразу становится ясно — художник относился к лесу и его обитателям с большой любовью и трепетом.

По окончании работы Савицкий также подписаля в картине, таким образом было две подписи. Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П. Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год – 1896 г. Это, наверное, самая популярная картина И. И. Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар.

Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный. Картина Утро в сосновом бору не стала исключением. Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем и его стиль был бесспорен. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», – вспоминал Шишкин.

Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович. Софья Карловна и здесь помогла мужу – в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии. Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа.

«Утро в сосновом бору» – наиболее известное произведение великого русского живописца Ивана Шишкина, ставшее классикой русского реалистического пейзажа. Картина Шишкина Ивана Ивановича «Утро в сосновом лесу» — это едва ли не самое знаменитое полотно, принадлежащее кисти этого русского художника-пейзажиста.