История Написания Картины Грачи Прилетели Саврасова
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. А. Саврасовъ»3. Документов о закрытии Воскресенской церкви мне найти не удалось, молвитинская районная газета «Колхозный клич» о таком событии как закрытие главного храма районного центра не сообщила ничего: времена, когда о закрытии очередной церкви рапортовали как об очередной победе на фронте социалистического строительства, остались позади (церкви по-прежнему закрывали, но сообщать об этом в газетах уже считали лишним).
Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. С именем знаменитого крестьянина было связано известное село Домнино, находящееся от Молвитина в семи верстах и если бы Саврасов приехал в эту часть Буйского уезда (в то время и Молвитино и Домнино относились к этому уезду), чтобы посмотреть сусанинские места, то он, несомненно, поехал бы в Домнино, деревню Деревеньки, на легендарное Исуповское болото. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка.
Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Не только потому, что вообще пришли времена новых исканий.
По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Но в общем-то ему проще было быстренько, «на автопилоте», сляпать, например, повторение «Грачей» и чуть ли не на улице загнать кому попало за бутылку. Это скорее эскиз по памяти».
Как и везде, в Молвитинском районе началась коллективизация и, как и везде, вслед за возникновением колхозов на территории района началось насильственное закрытие церквей, первым шагом к которому обычно было снятие колоколов. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
На лугах мирно пасется стадо. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Сохранился его печальный рисунок – могила девочки. Годом ранее он из поездки на Волгу привёз серию замечательных полотен («Волга под Юрьевцем», например, получила первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств). В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49.
Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Придел же «святой мученицы Ефимии (точнее — Евфимии) прехвальной», память которой отмечается 11 июля (по старому стилю), также связан с приходом к власти новой династии — 11 июля 1613 года, в день своего рождения, в Успенском соборе Московского кремля Михаил Романов был венчан на царство и, таким образом, окончательно стал русским царём. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.
Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Саврасов начал заниматься рисованием сам и достаточно успешно: ещё мальчишкой, до начала каких бы то ни было специальных занятий, он делает десятками акварельные пейзажи на продажу, которые охотно, хотя по дешёвой цене, разбирают торговцы. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Необходимо основательно к этому подготовиться. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения.
У Г. М. Шестова было трое детей: сыновья Иван, Сидор и дочь Мария. Жена от потрясения слегла. Закрытие основной части церквей в Молвитинском районе пришлось на конец 30–х годов. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8.
Саврасовъ. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Это были удачно выполненные копии с попадавших в его руки журнальных или каких-либо др. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. И Саврасов горевал.
В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. и М. М. Салтыковых: вместе с М. Ф. Романовым наверх, к вершинам власти в государстве, пошли и они (в феврале 1613 года на земском соборе в Москве братья Салтыковы активно действовали в пользу кандидатуры Михаила Романова и сразу после его прихода к власти старший, Борис Михайлович, был назначен на один из высших придворных постов — он стал главой приказа Большого Дворца или дворецким, а младший, Михаил Михайлович, стал кравчим). Салтыков). Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.
Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Однако кое-какие события, предшествовавшие закрытию храма, нам известны. Что касается самого храма, то на картине показана только его северная часть — да и то полузакрытая берёзами — однако хорошо видны пятиглавие (с характерной деталью — «перетяжками» на маковицах глав), четырёхскатная крыша и закомары.
Версия Е. Кончина логична и весьма вероятна, однако у ней есть и существенный изъян: Молвитино не имеет никакого отношения к Ивану Сусанину и его подвигу (в Сусанино село Молвитино было переименовано в 1939 году как центр района, на территории которого был совершён подвиг Иваном Сусаниным). Ужаснее картину представить трудно. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». В середине или во второй половине XVIII века — точное время неизвестно — храм был капитально перестроен в соответствии с тогдашней архитектурной модой в стиле «барокко». А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру.
В Ярославле сняли большую квартиру. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».
Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. «нагорным» трактом, шедшим по правому берегу Волги. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами.
Грачи прилетели (картина Саврасова
одним из наиболее приближённых к царю лиц. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу.
Возможно, понимал – в традиционной живописи отца не превзойти, надо пробовать что-то своё. С. Молвитино. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена.
Оба брата были лишены почти всех своих вотчин и сосланы из Москвы: Борис Михайлович в вологодское село Ильинское, а Михаил Михайлович в свою «галицкую вотчину» — в село Коткишево одноимённой волости Галичского уезда (ныне это территория Нейского района). Сразу понятно, что от этой приметы холодного времени года скоро не останется и следа. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. В 1866 году на кладбище «тщанием крестьянина села Молвитина Алексея Григорьевича Галочкина» была выстроена небольшая каменная Троицкая церковь.
Третья смерть ребёнка в семье. Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Стройная, с глухим восьмигранным столпом, ажурным ярусом «звонов», с тремя рядами слуховых проёмов, украшенных строенными кокошниками, молвитинская колокольня и по своему композиционному замыслу и по декору весьма близка к колокольне известного храмового ансамбля в Ярославле, в Коровниках, по праву считающейся одной из прекраснейших русских колоколен такого типа (к тому же, коровницкая колокольня была построена в те же 1680-е годы, видимо, всего на несколько лет раньше молвитинской). Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. По свидетельствам старожилов Молвитина, на начало XX века в закомарах храма настенной живописи не было — или её к тому времени забелили при одном из ремонтов или же её не было совсем — и она «домыслена» Саврасовым по чисто художественным соображениям. Теперь — об остальных храмах Молвитина, которые, конечно, были построены Салтыковыми. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613.
А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны. 14-15 мая 1938 года в Молвитине проходило отчётно-выборное партийное собрание, на котором, как писал в те дни «Колхозный клич», «работу райкома подвергли суровой критике». Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.
А. К. Саврасов родился 12 мая 1830 г. в семье московского купца третьей гильдии, небогатого и к тому же постепенно разорявшегося, так что в годы учёбы сына он был уже вынужден переписаться в мещанское сословие. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа.
По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. На картине абсолютно чётко видны строенные кокошники, обрамляющие проёмы звона, три яруса слухов, скромный декор граней столпа колокольни.
Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Что с таким делать. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Судьбоносным для Алексея стал 1871 год именно тогда проводилась экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок, в организацию которой он внес посильный вклад. Это скорее эскиз по памяти".
Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)
Автор этой статьи Б. В. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. В нижней части этюда была подпись: «А.
Молвитино»36. Б. В. Вот, дескать, ещё одно воплощение «немытой России». Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Это же художник. Это было настоящей трагедией для него.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Родилось ещё двое сыновей. Необычное название села понравилось художнику и он подтвердил, что именно туда, а когда крестьянин предложил его подвезти, то согласился40. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу».
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Вскоре Алексей женился на хорошей девушке.
Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». На среднем плане мы видим серое пятно. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11.
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 г. стрелял в Александра II. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69.
В 2005—2006 годах она экспонировалась на выставке, посвящённой 175-летию со дня рождения Саврасова, которая проходила в Инженерном корпусе Третьяковской галереи3165758. Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35.
По такому этюду не сделаешь картину. Время их расцвета еще впереди.
В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Конечно, до осуществления этого решения предстоит очень неблизкий путь. В 90-е годы XIX века в ней, как сказано в архивных документах, от сырости грунта земли возникли глубокие трещины, после чего церковь было решено разобрать. 27 Взамен её на кладбище в 1904 году была выстроена из красного кирпича новая небольшая Троицкая церковь28, которой было суждено пострадать от трещин уже совсем иного рода. Как Алексей Кондратьевич там оказался – тоже любопытно. Тот воодушевлённо приступает к новой картине – но через неделю холст стоит недописанный, Саврасов валяется рядом и на все вопросы пьяно ревёт: «Никаких. » А там глядишь – он снова на улице, грязный, всё пропивший, с всклокоченной бородой у дверей дешёвого трактира шарит в карманах в поисках нескольких копеек. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника.
Описание картины «Грачи прилетели»
Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Однако суждение В. И. Смирнова, явно основанное на мнении кого-то их молвитинцев, является ошибочным. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.
В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Во-вторых, художник существенно завысил колокольню по отношению к храму (или наоборот, несколько понизил храм по отношению к колокольне), отчего храм и кажется на картине сравнительно небольшим. Позже художник создал несколько реплик картины, которые отличались от первоначального оригинала размерами и некоторыми деталями. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь — у околицы обычного русского села — приобрело особую силу и очарование.
Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Центральная группа берёз является основой композиции. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне.
Иначе обстоит дело с Воскресенской церковью изображённой в «Грачах» Саврасовым. Мы много говорим, намечаем хорошие планы, но практических мер к их реализации не принимаем» К 1988 году восстановление Воскресенского храма в целом было завершено и в его бывшую трапезную (тёплый храм) перевели из прежнего помещения районный музей, в основном посвящённый подвигу Ивана Сусанина. Такое сходство позволяет нам, как уже писалось, уверенно предположить, что Воскресенская церковь в Молвитине строилась артелью ярославских мастеров. Согласно предположению Фаины Мальцевой, этот эскиз-вариант мог быть выполнен художником в окрестностях Ярославля на начальном этапе работы над картиной— возможно, в сельской слободе Кресты, где находился похожий по архитектуре храм79. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине.
В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Ведь он полотно назвал «Грачи прилетели. » – с восклицательным знаком, явно желая передать свои бьющие через край эмоции. Саврасова в Молвитино. По такому этюду не сделаешь картину. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений.
В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Береза всегда имеет свой рисунок. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. На переднем плане полотна – снег. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60.
Романова большую роль при его дворе. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Мир увидел ее в 1893 году и она сразу получила хвалебные отзывы, однако подлинного восхищения она уже вызвать не могла – за это время многое изменилось. Продолжим осматривать картину.
«Грачи прилетели» : описание картины
На момент окончания строительства Воскресенский храм в Молвитине был одним из наиболее выдающихся шедевров каменного зодчества конца XVII века в костромском крае, единственным каменным храмом на большой территории, составляющей нынешний Сусанинский район. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.
В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника.
По этому поводу высказывались разные версии. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан.
Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.
Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Ту любовь, то чувство, душевность, которые художник вложил в картину, ощущал любой, кто видел ее. в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Справа снег уже превратился в весеннюю проталину, наполненную прозрачной, холодной водой. Первый план полностью отдан изображению весенней природы. Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе.
Через год же грянул пресловутый «великий перелом». Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Это Алексей Моргунов (1884 – 1935). В-третьих, Саврасов переставил колокольню и храм местами.
Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух.
Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Именно жестяная обивка создаёт тот самый тёмный колорит шатра колокольни на картине (сейчас, когда жесть снята и заново побеленный шатёр стал одного цвета со всей колокольней, это также препятствует «опознанию» в ней саврасовской колокольни). справку). В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа
Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Поездки оставляли глубокий след в его душе.
Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. (Шишкин.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. На выставке, посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проходила в 1947 году в Москве56, были представлены два этюда, выполненные на красном дереве. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.
Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, вот таким образом картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Это скорее эскиз по памяти». Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В.
Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины
Также на них заметны птичьи гнезда. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов.
Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Тогда же и пробил час Воскресенского храма, закрытого летом 1938 года. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.
- ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
- Эффект бескрайнего пространства
- Словари и энциклопедии на Академике
- Творчество, заказы известных людей
- Работа и страсть к путешествиям
- Алкоголизм и увольнение с работы
- Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
Это были деревенские мотивы. Однозначно ответить нельзя. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Всё это, плюс то, что храм на картине показан с возвышенной точки зрения (с какой её обычно мало кто видит), а также то, что с шатра колокольни ныне удалена тёмная жестяная обивка, затрудняет «опознание» молвитинского храма на знаменитой картине. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. 27192)386.
На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. То, что он пошёл иным путём, закономерно. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.
Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Береза всегда имеет свой рисунок. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.
- Этюды, эскизы, повторения и варианты
Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Молвитино – это достаточно далеко от Ярославля. Сделано это было группой татар, жителей Татарской слободы в Костроме (последние издавна специализировались на работах, связанных с колоколами, только до революции они поднимали их на колокольни, после же Великого Октября — сбрасывали). Такую возможность даёт нам посвящение храмовых приделов.
По такому этюду не сделаешь картину. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Ученик шляпника Осип Комиссаров (родом из Молвитина) подбил руку с пистолетом. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Родимый русский пейзаж, от которого замирает сердце. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Нашли, накормили, похмелили, отмыли, одели, сняли комнату – работай, Алексей Кондратьевич.
Какая простота. Береза всегда имеет свой рисунок По такому этюду не сделаешь картину. Была у мастера такая привычка – постоянно что-то рисовал, набрасывал. Решение этого вопроса слишком важно и здесь не должно быть места неясностям.
В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Васильеву. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316.
картинок. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении.
По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Необходимо отремонтировать переданный под музей особняк, необходимо завершить реставрацию в Воскресенском храме (и прежде всего ликвидировать ту невообразимую картину в холодном четверике с его ужасной ямой), необходимо полностью возродить храм — в нём вновь должны появиться иконостасы, образа, колокола на колокольне и т. д.
Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна.
На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.
Описано несколько встреч, но сюжет один: какие-то люди (друзья, сам Гиляровский, некий заказчик) решили помочь художнику. Смешно, но и при жизни Саврасова и тем более в советские годы находились умники, всё пытавшиеся присобачить к «Грачам» какой-нибудь социальный подтекст. Таким образом, примерно в 70-е годы XVI века Молвитино перешло в собственность рода Михалковых. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). – О. И. ). Как Саврасов там оказался.
Это первые предвестники и глашатаи весны. Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Салтыков умер в 1608 году (он был похоронен в родовой усыпальнице Салтыковых в подклете Богоявленского монастыря в Костроме).
А между верхним и нижним поясами, охватывая пространство от забора до дальних полей у горизонта, находится относительно узкий средний пояс, написанный в коричневых тонах с голубыми прописками. Однако, как мы видим, нет и не может быть никаких сомнений: на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» изображена церковь Воскресения Христова в селе Молвитине (ныне — посёлке Сусанине). Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины.
Те же туристы, которые будут приезжать сюда, должны видеть не только посвящённый Ивану Сусанину музей, но и действующий — как при Саврасове — храм изображённый на его знаменитых «Грачах» (тем более, что в память о великом художнике, верующем человеке, трагически окончившем свою жизнь, в храме могли бы служиться панихиды). Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53.
«Грачи» – известный факт – запечатлели пейзаж костромского села Молвитино (см. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. По мутному пепельному небу плывут облака. В частности, «суровой критике» была подвергнута и антирелигиозная работа райкома.
На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.
Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Первый из них, как мы помним, был посвящён святым мученикам Хрисанфу и Дарье, чья память отмечается 19 марта (по старому стилю), — именно в этот день избранный царём Михаил Романов уехал из Ипатьевского монастыря в Москву (Хрисанфу и Дарье была посвящена сооружённая в середине XIX века и сохранившаяся доныне монументальная надвратная церковь в этом монастыре). На склоне лет старый боярин пережил страшную трагедию — 15 мая 1682 года во время известного стрелецкого бунта в Москве был убит его сын Фёдор Петрович Салтыков (стрельцы убили его по ошибке, приняв за брата царицы — матери Петра I — Ивана Кирилловича Нарышкина).
Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. При первом взгляде на Воскресенский храм, горделиво стоящий на склоне молвитинской возвышенности, кажется, что он не имеет ничего общего с той скромной, небольшой церковью на картине, которую мы знаем с детства.
Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Затем в 1882 году его уволили с работы.
В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи».
Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Одна за другой появляются картины Волга под Юрьевцем (1871, местонахождение неизвестно), Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) и, наконец, Грачи прилетели (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми. РЖ-627)90. Не избежал этого и Воскресенский храм — в середине 30-х годов с его колокольни (вспомним — с колокольни изображённой А. К. Саврасовым) были частью сброшены, частью сняты все колокола. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54.
Фамилия по матери, Евдокии Моргуновой, ведь брак родителей не оформлялся. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Береза всегда имеет свой рисунок. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни.
Сколько было таких сел в России. Как отметил один из выступавших: «докладчик (т. е. Крамской Ф. А. В нем уже ничего не осталось от зимнего великолепия и белоснежной пышности. Таким образом, А. К. Саврасов из композиционных соображений в картине: 1) изобразил колокольню слева, а не справа от храма, 2) несколько повысил колокольню по отношению к храму (или, наоборот, понизил храм по отношению к колокольне), 3) сблизил колокольню и храм.
Слева – рыхлый, талый снег со следами животных и птиц. Как они красивы». Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Это скорее эскиз по памяти». Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося.
Церковь была построена в конце XVIII века. Это скорее эскиз по памяти. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «С натуры нельзя так написать. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег.
Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Однако, это лишь поначалу. Но сквозь изломанный узор березовых ветвей просвечивает удивительное небо, легкое и сквозное.
Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Была разрезана алая лента — право на это «получили лучшие механизаторы района» В конце концов, очень нелёгкое в нынешних условиях, но бесспорно разумное и справедливое решение о переводе музейной экспозиции из Воскресенской церкви в один из старых особняков райцентра с последующей передачей храма верующим было принято. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Посредством тщательно разработанной пластической характеристики пейзажных элементов художнику удаётся передать печаль уходящей зимы и радость весеннего пробуждения природы5927.
Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Один тоже известен как яркий художник, но другого направления – входил в объединение «Бубновый валет», потом был сподвижником Малевича (правда, в советские годы пришлось перейти на сугубый соцреализм). Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. боярином Г. И.
А потом все-таки сбежит. Окольничий М. М.
Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Судя по опубликованным изложениям выступлений на собрании, руководству Молвитинского райкома ВКП (б) и лично I-му секретарю И. М. Белкову действительно досталось. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине – со своей вечной темой обновления жизни. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59.
Как выглядела эта кладбищенская церковь, нам неизвестно изображений её, судя по всему, не сохранилось, в документах же о ней сказано только, что она «зданием каменная с такою же колокольнею» Колокольню Воскресенского храма Саврасов изобразил практически «один к одному», какой она была в марте 1871 года. Главный престол храма был посвящён, конечно, небесному покровителю Константина Ивановича Михалкова, а престол придела (во имя великомученицы Екатерины) — небесной покровительницы его тётки, Екатерины Андреевны Салтыковой. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Отчётливо видно жестяное покрытие шатра колокольни (жесть с шатра сняли только в 80-е годы во время реставрационных работ). Однако в своём первоначальном виде он простоял недолго. Но, в конце концов, чего гадать.
Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Всё шло замечательно – и вдруг удар: умерла новорождённая дочь. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Каждый, кто видел, например, церковь изображённую в «Московском дворике» В. Д. Поленова, легко узнает её — несмотря на полностью изменившееся окружение храма — в стоящей доныне в Москве церкви Спаса на Песках. Птицы вернулись в родные края и обживают свои гнезда.
Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Одним из таких отличий был горячий коричнево-золотистый колорит этюда, который, судя по всему, был написан в яркий солнечный день.
Описание картины вот таким образом включает в себя не только очевидные детали, но и то, что может додумать наблюдатель. Но все это – деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах, – писал И. Н. Ясный летний день. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Есть воспоминания В. Гиляровского о Саврасове у «последней черты».
Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. На картине мы видим окраину деревни или небольшого села. Но это, конечно, было только начало. Ни о каком образовании в этой среде разговоров не существовало. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели».
Ему пожаловали дворянство (под именем Комиссаров-Костромской), дали пожизненную пенсию, в его честь учредили особую медаль, выходили плакаты-лубки с описанием подвига, поэты (включая Н. Некрасова) посвящали ему стихи, он ездил по стране с банкета на банкет Слава оказалась тяжким грузом: Осип мало-помалу пристрастился к пьянству. Но в 1922 году новая власть — в лице подкомиссии губернской комиссии по изъятию церковных ценностей — вошла и под своды Воскресенского храма. Скромный деревенский вид превзошел классику и на сегодняшний день эта картина бешено популярна.
В духе времени это было почти судилище (похоже, что районное руководство предполагали сменить и заодно показать внутрипартийную демократию). Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова.
К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. И так – много раз. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.
Вот так жил и творил Саврасов. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Туда Саврасов вряд ли доехал иначе обязательно остались бы какие-то наброски, зарисовки. Реквизиции, мобилизации и прочие атрибуты «военного коммунизма» не миновали и Молвитина. Обычный весенний немного сероватый день.
А пока голые ветви деревьев облюбовали грачи.