Карта Ада Данте
Ад Данте визуализировался несчетно раз, от чисто схематических представлений, как на диаграмме Микеланджело Каэтани 1855 года, где мало деталей, но прослеживается чёткая систематичность с использованием цвета, до богатых элементами иллюстративных карт, как в версии Жака Калло 1612 года. Среди читателей «Божественной комедии» появились те, кто занялся «адской картографией», описанием созданных Данте кругов Ада. Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.
«карта Ада Боттичелли уже давно оценивается как одно из самых убедительных визуальных представлений спуска, совершенного Данте с Вергилием через «ужасную долину боли»». Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины. Желание отобразить «Ад», описанный Данте, распространялось на фоне популярности картографии и одержимости Ренессанса пропорциями и измерениями.
Топография Ада: карты загробного мира Данте от эпохи Возрождения до наших дней
Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту». В этом месте оказываются те, кто часто предавался гневу или унынию (по аналогии с четвертым кругом – две крайности одной сущности). Так выглядит Ад. Как правило, «Божественную комедию» часто вспоминают, когда заходит речь о Преисподней и ее внешнем виде. Кроме того, считается, что и вся структура поэмы может отражать историю ночного путешествия и вознесения Пророка (исра и мирадж), во время которых Мухаммед предстал перед Аллахом, а также посетил рай и ад, где увидел блаженство праведников и муки грешников. Здесь караются люди, которым доверяли и которые это самое доверие попрали.
Те, кто проматывал и проигрывал свое состояние, вынуждены вечно бегать от гончих псов. В первой терцине «Ада» рассказывается, что Данте потерялся в сумрачном лесу, «земную жизнь пройдя до половины». Стражем 8-го круга является Герион, великий лжец и обманщик. Каждой щели соответствует свой грех.
Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы. Кроме гарпий и кентавров, стражем того круга является Минотавр, полумужчина-полубык. Это, по сути, центр Вселенной. От подножья каменных высот, то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причем над рвами они изгибаются в виде мостов или сводов.
Не чуждо это и Данте. Тираны и разбойники вынуждены кипеть в раскаленной крови. Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно. Круги ада Данте расположены в форме огромной воронки, узкий конец которой упирается в самый центр Вселенной. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов. Как считает филолог Марко Сантагата, этот эпизод вставлен в текст поэмы по двум причинам. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.
Он предназначен для предателей. Колдунам и гадалкам голову поворачивают на 180 градусов и отнимают язык.
Сторонники папы звались гвельфами и противостояли гибеллинам, сторонникам императора. Преисподней. Здесь есть место для всех, кто так или иначе связан с обманом или ложью. Кроме чёткой структуры, в общем концепция отражает существовавшие в средневековье католические представления об аде. Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом и не с Богом. 1 кругЛимбСтраж: Харон. Вид наказания: Безбольная скорбь. Томящиеся: Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане. 2 кругСтраж: Минос. Томящиеся: Сладострастники (блудники и прелюбодеи, просто страстные любовники). Вид наказания: Кручение и истязание бурей. 3 кругСтраж: Цербер. Томящиеся: Чревоугодники, обжоры и гурманы. Вид наказания: Гниение под солнцем и дождём. 4 кругСтраж: Плутос. Томящиеся: Скупцы и расточители (неумение совершать разумные траты). Вид наказания: Вечный спор. 5 кругСтигийское болото. Страж: Флегий — перевозчик через болото. Томящиеся: Гневные и ленивые. Вид наказания: Вечная драка по горло в болоте. 6 кругСтены города Дита. Страж: Фурии. Томящиеся: Еретики и лжеучители. Вид наказания: Быть призраками в раскалённых могилах. 7 круг (поделен на 3 пояса)Страж: Минотавр. Томящиеся: Совершающие насилие, 1 – Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники), 2 – Насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества), 3 – Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство). Вид наказания: Кипеть в кровавой реке.
Девять кругов ада в деталях: итальянские дизайнеры создали интерактивную карту ада по произведению Данте
Его стражем и одновременно перевозчиком через эту самую реку Стикс является сын бога Ареса – Флегий. Данте рассказывает об этом в «Пире» «Пир» – философский трактат Данте, написанный приблизительно в 1304 – 1307 годах. : «Утомив зрение упорным чтением, я настолько ослабил свои зрительные способности, что все светила казались мне окруженными какой-то дымкой». Если добавить к этим соображениям сообщение евангелиста Луки о том, что Христос умер в полдень и отсчитать пять часов назад, становится ясно, что разговор о мосте происходит в 7 утра 26 марта 1300 года – через 1266 лет и без пяти часов день после смерти Христа на кресте (Данте думал, что она произошла 25 марта 34 года). В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели – и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет). Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели.
С одной стороны, Данте хотел дать объяснение своему действию, которое, возможно, стало причиной скандала (на это указывают слова, которыми он завершает свой рассказ: «И вот печать, в защиту от шептаний. » – что означает: пусть это свидетельство убедит людей не слушать ложные слухи). Лицемеров заковывают в свинцовые мантии. В своей мистической «Божественной комедии» поэт очень четко собрал, структурировал и описал три части загробного мира – Ад, Чистилище и Рай. Кстати именно этому произведению мы обязаны устоявшейся фразой «пройти через все круги ада», означающей, что человеку для достижения цели пришлось пройти поистине чудовищно сложный путь. Они все томятся в ледяном озере, называемом Коцит. Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок.
Муки обманщиков разнообразны. Те, кто занимался подделкой чего-либо, обречены вечно болеть различными заболеваниями. Среди прочих упоминается имя рыцаря Адимари.
9 кругов ада по Данте (в картинках)
Например, те, кто любил льстить при жизни, после смерти крупно влипнут в экскременты. Первый но счёту вал примыкает к круговой стене. Да и существование ледяного озера Коцит в центре Земли не соответствует современному пониманию о температуре земного ядра.
Здесь караются обманщики, которые водили за нос людей, у которых не было с ними доверительных отношений (случайных знакомых, если так можно выразиться). В тех, кто высунется, черти вонзают багры6 – Закованы в свинцовые мантии7 – Мучения гадами (кенхр, амфисбена, фарей, якул, ехидна), взаимопревращения с ними8 – Души спрятаны (горят) внутри огоньков9 – Потрошение10 – Проказа и лишай. 9 кругЛедяное озеро Коцит. Пояс КаинаПояс АнтенораПояс ТоломеяПояс ДжудеккаСередина, центр вселенной. Страж: Гиганты (Бриарей, Эфиальт, Антей). Томящиеся: Обманувшие доверившихся:Предатели родныхПредатели родины и единомышленниковПредатели друзей и сотрапезниковПредатели благодетелей, величества божеского и человеческого. Вмёрзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия). Вид наказания: Вмёрзли в лёд по шею и лица их обращены книзу. В представлении классика ад выглядит, не как огненное озеро, к которому все привычны благодаря библейским текстам (книга Откровения), а как некая система, напоминающая огромную воронку и состоящая из т. н. Самый полный путеводитель по христианскому аду принадлежит перу великого Данте Алигьери.
Любителей устраивать раздор потрошат бесы. Самоубийц превращают в деревья. Аду. Эта ледяная бездна носит название Коцит.
Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры— Аристотеля, Еврипида, Юлия Цезаря и др. Эпикур (341 – 270 до н. э. ) жил до появления христианства и вот таким образом не мог считаться еретиком в полном смысле слова. В своем известнейшем произведении «Божественная комедия» Алигьери выстраивает ясную схему построения загробного мира. Тех, кто попытается вынырнуть, тут же подстрелят из лука кентавры.
В 1300 году его избирают одним из семи членов коллегии приоров. Так что святая прекрасно подходила на роль посредника между Марией, вознесшейся на небо Беатриче и Данте. Они вынуждены безмолвно наблюдать, как их истязают гарпии, полуженщины-полуптицы. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия – предателей Иисуса и Цезаря соответственно).
«Бездна Ада», Сандро Боттичелли — описание картины
В том круге мучают больше всего разновидностей грешников. Там подвергаются пыткам все души, которые причиняли вред себе или другим. Впервые понятие ада появилось в библейском Новом Завете. кругов, которых насчитывается не много, ни мало, а целых 9 кругов ада по Данте Алигьери.
Наказание таким предателям – вечная мерзлота во льду, куда они вмерзли по самую шею. Современный дантовед Мирко Тавони сближает этот эпизод с Посланием апостола Павла к коринфянам: спустя 14 лет после события апостол рассказывает о том, как он был «восхищен» (то есть вознесен) на небо. Головы их обращены вниз. Каждая из его трех пастей мучает эту не святую троицу. Тех, кто высунется, подстреливают кентавры Несс (мифология), Хирон и Фол. 2 – Самоубийц, в виде деревьев, терзают гарпии мотов загоняют гончие псы. 3 – Изнывать в знойной пустыне у горящего потока. 8 круг (содержит 10 рвов, самый популярный из кругов)Злопазухи или Злые Щели. Злопазухи отделены друг от друга валами (перекатами). Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). Данте уже случалось туманно намекать на свой пророческий дар.
Подхалимы обречены вечно быть погружены в кал. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. В «Божественной комедии» Данте Алигьери ад представляет собой девять кругов, чем ниже круг, тем серьёзней грехи, совершённые человеком при жизни.
Нужно отметить сильную увлеченность Данте магией чисел. Воров мучают змеи, а также проказа и лишай. Льстецы, взяточники, гадатели, лицемеры, соблазнители, воры, лукавые, сплетники – для каждого приготовлен особый отличный от других вид казней. И, наконец, последний из 9 кругов ада по Данте, замыкающий весь ад в целом. Причем, даже от упоминания некоторых может стать дурно. Но при этом и адских мук они тоже явно не заслуживают, а значит им самое место здесь.
Боттичелли изобразил Ад в виде воронки. Он делится на щели (в некоторых переводах — ущелья), которых насчитывается ровно десять. Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания).
Находка : интерактивная карта ада Данте
Тут страж – сам Люцифер. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души тех, кто не смог познать «истинного Бога». Тех, кто высунется, подстреливают кентавры Несс (мифология), Хирон и Фор. 1 – Кипеть в кровавой реке. Восьмой круг ада по Данте Алигьери является предпоследним в этой грандиозной пыточной. В произведении Данте Алигьери «Божественная комедия» немалое внимание уделено тому самому месту, куда после смерти отправятся многие люди. Следующий круг (ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли) заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти.
В средневековой арабской традиции существовало множество описаний мираджа – их сходство с «Комедией» впервые обосновал испанский арабист Мигель Асин-Паласиос в 1919 году. Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Большинство же – это эскизы. Сохранились не все страницы. В «Новой жизни», дойдя до момента смерти Беатриче, Данте отказывается рассказывать о ней: «Мне не приличествует говорить об этом, так как я стал бы превозносить самого себя, что особенно заслуживает порицания» (Данте намекает на мистическое видение, случившееся с ним в момент смерти Беатриче).
«Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии»
Этот анахронизм созвучен общему средневековому антиисторизму: Средневековье лепит исторических персонажей по своему образцу, превращая античных героев в рыцарей, а философов – в христианских мыслителей и стирая различия между эпохами. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Также этот круг называется просто Гневом. К каждой секции четко привязан определенный грех, наказание за него определено заранее. Пройдя через 7 кругов ада, они очищаются от скверны и могут быть приняты в рай. До итальянского поэта никто ранее не описывал ад так подробно, в красках и в лицах.
Он создал своего рода топографию Ада. Души лукавых советчиков обречены на вечное горение. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Этим объясняется личная неприязнь Данте к Венедико. Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай.
После прохождения преддверия ада, человек попадает в Лимб. Святая Лючия в народной традиции считалась покровительницей зрения и помогала при болезнях глаз Такая «специализация» святой связана с этимологией ее имени: Lucia образовано от латинского lux, lucis – «свет». Но политические конфликты на этом не окончились. Центральные фигуры возврожденческого итальянского неоплатонизма – Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола. : человек находится на полпути между животными и Богом и может приблизиться к божественному полюсу, опираясь на данный ему разум или же опуститься до состояния животного (показательно, что прилагательное bestiale – «животный» – употребляется у Данте только в отношении к людскому поведению и всегда в очень негативном ключе). «Божественную комедию» с ее четкой концепцией нельзя назвать ни правдивой, не ошибочной, так как никто не может подтвердить слова Данте и опровергнуть их. Это и есть первый круг, охраняемый существом по имени Харон. Художник довольно подробно и тщательно изображает все перечисленные поэтом места, где томятся и мучаются грешники.
В Божественной комедии (1321) Данте несколько сместил акценты в нравственной оценке грехов. Лучше всех это сумел сделать Данте. Данте, находившийся в это время вне города, никогда больше не вернется на родину.