Картина К Ночи Врубель
В созданной в 1900 году картине «к ночи», Врубель проявил свой редчайший дар колориста. Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах. Купить картину или постер "К ночи", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Описание картины Михаила Врубеля «К ночи»
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900, ГТГ). Критики утверждали: «декадентское уродство». Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Вот наверно это и хотел передать Мастер.
Данный образ заставляет задаться вопросом: кто же изображен перед нами. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Ведь в ночи всякое померещиться может. В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. И так же, как в "Пане" грусть, так в картине к "К ночи" тревога объективизирована в художественный образ и при всей исключительной оригинальности трактовки поднята над утлой ладьей личных переживаний. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву.
Он мог мастерски справиться с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину, расписать блюдо изваять скульптуру, придумать различные ни на что не похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. Первая дошедшая до нас на эту тему картина Демон (сидящий) (1890). После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. В иконе Богородицы с Младенцем, выполненной для Кирилловского иконостаса, художник помещает у трона канонические розы и лилии. И кажется, ему это удалось.
Болезнь Михаила Александровича загадочна. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» — в нем уже лишь злоба и холод. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.
Демоны: как Врубеля свели в могилу его собственные картины
Ночной колорит живописных ноктюрнов Врубеля Сирень (1900) и Пан, связанных единством мифологического сюжета, картины К ночи и Царевна-Лебедь перекликается с поздними произведениями Ге. Неаполитанская ночь, выполненным Врубелем для Русской частной оперы. Отчизна пращуров. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он то сокращается до нескольких цветков, то расширяется до всеобъемлющей среды. Михаил Александрович был прекрасно образован, закончил Петербургский университет, два факультета — юридический и историко-филологический, причем оба с золотой медалью, говорил на восьми языках. В картине художник отказывается от конкретных реалий места и времени.
Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге).
На небе виднеется луна, приближается ночь. В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Подсвечник, графин, стакан. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. Неверный свет заката трансформирует реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».
Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».
Он не следовал анатомической правильности. И, на пике славы, Михаил Врубель низвергает своего Демона с небес. Это символично и полно трагизма. Многие люди узнают в картинах Врубеля виды природы, которые видят каждый день. Художнику удалось передать такой переход из одного мира в другой. Сильное, грозное произведение. Не все из них согласились.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Это стало его первой крупной монументальной работой. Он говорил, что в основе всякой красоты — форма, которая создана природой вовек.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Неверный свет заката трансформирует реальность, делает ее зыбкой и многозначительной.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Все это сближало его со стилем модерн, вызов которого был принят художником. Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно — Принцесса Греза (по Э. Ростану) и Микула Селянинович. Чертополохи в картине К ночи – живые красные факелы: они переговариваются, шепчутся, кажутся одушевленными детьми земли. Картина мучительно, даже болезненно красноречива. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину Демон поверженный (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его магического театра. Мшистая фактура его тела приспособлена к влажным низинам, звуки его цевницы сливаются со скрипучим криком дергача и теми шорохами, что наполняют северный вечер. Но он постоянно и неутомимо всматривался.
Эта картина, по сути, сценический портрет его жены, Забелы надежды Ивановны. пришлись на период его болезни. Все политические и культурные события конца XIX — начала XX вв. «Принцесса Грёза» — вечная мечта художников о прекрасном. Лицо пастуха не разглядеть, поскольку он стоит спиной к ценителям искусства. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь.
Сочинение по картине Врубеля «К ночи»
художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон». Речь шла об Эмилии Праховой. Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной. Позднее Врубель создал ряд акварельных эскизов на темы «Воскресение» и «Надгробный плач» для росписей Владимирского собора в Киеве, оставшихся неосуществленными.
Он редко делал этюды, а тем более не писал свои картины с натуры. Запечатлен процесс, а не результат мироздания. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется.
Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Критики утверждали: «декадентское уродство». Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу. Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. В 1899 году он пишет «Летящего Демона».
Михаил Александрович Врубель (1856—1910)
Очевидцы рассказывали, что на хуторе Ге (где Врубель проводил почти каждое лето) по вечерам всем обществом ходили на ближний курган смотреть закат – и узнавали фоны сказочных картин Врубеля, восхищались, как верно переданы у него эффекты вечернего неба. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру Маска льва. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон.
Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Образ пастуха расплывчат, он сливается с пейзажем степи, как возникающий из его недр.
И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Она — носительница души Декоративно все и только декоративно. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми.
Бенуа писал: Каждое утро. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Реализм был не важен для него. Таким образом, художник дает понять, что реальный мир и фантастический идут рядом рука об руку. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.
Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая её в скульптуре, графике и живописи (к сожалению, ранние опыты не сохранились). Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (Пан, 1899, К ночи, 1900, Сирень, 1900).
Это произведение принесло художнику славу декадента. Живые иллюзорно четкие формы красных и белых цветов сплетаются в орнаментальную вязь. Такая смерть не дарует очищения – ни Демону, ни художнику, его породившему. Безмолвие сумерек нарушают только печальный крик ночной птицы, да храп коней. Шехтелем (Полет Фауста и Мефистофеля).
Сочинение по картине Врубеля К ночи
Не все из них согласились. Сквозь жесткие черные волосы цыгана-пастуха, виднеются рога. На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь. Но сценическая условность преображена натиском врубелевской кисти, претворена в сказочную.
Эта картина, по сути, сценический портрет его жены, Забелы надежды Ивановны. И вновь превратятся в обычных животных. Посмотрите на спину пастуха в ночном – она словно слиток меди. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. Он все мои картины исказил».
Потом это легко запоминается и легко исполняется. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Приближается ночь.
Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Картинки и картины художников мира
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Но Врубель, в отличие от глухой ночи Ге, благодаря световым и цветовым колебаниям, красочно изображает ночь глубокую и прозрачную, полную волшебства. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Царевна-Лебедь. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. Церковь находится на территории больницы, подобной той, где испустил дух Мастер. Эту картину Врубель написал вслед за «Сиренью» – на у же известном нам хуторе Н. Ге в Черниговской губернии. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Сама мысль создать нечто демоническое, возникла еще в Киеве. И вновь ассоциации с Мастером.
Над прекрасной землей тяжело летит скорбный дух тьмы. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Еле мерцает серп молодого месяца, гулкая тишина объемлет степные просторы, только храп коней да печальный крик ночной птицы нарушают безмолвие сумерекГлухие ржаво-красные тона, темные силуэты коней, заросли чертополохов и смуглый полунагой пастух-цыган, у которого в жестких черных волосах виднеются рога.
Человеческий образ изображенный на фоне пейзажа, сливается с ним, как бы выходя из его недр. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Вогнутость и неровность спины, слегка навеивает страх. Врубель ответил: Если бы вы знали, сколько я работал с натуры. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь. Художник обладал прекрасной зрительной памятью.
В небе слегка мерцает молодой месяц, гудящая тишина обнимает степные просторы. В 1900-е гг. Портрет Н. И. Забелы-Врубель (1905) натюрморты Натюрморт. Это дьявол делает с моими картинами. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Данное творение Михаила Врубеля большая часть критиков склонны относить к наиболее мистическому времени творчества художника.
Картина К ночи – Врубель Михаил
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа.
Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии.
- Демон летящий, стоящий и поверженный
- Последние номеранаших изданийв вашем планшете
- Поздний период творчества Врубеля
Но сценическая условность преображена натиском врубелевской кисти, претворена в сказочную. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Мысленно начинаешь перемещаться в сказочный мир, но при этом уверенно чувствуешь землю под ногами и аромат русского поля. Демон. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Но это все тот же Пан.
Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Его «Сирень» постоянно экспонируется на выставках. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. "Царевна-Лебедь".
Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. В 1906 художник ослеп. Это одно из самых символических воплощений его демониады.
Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Врубель очень редко придает человеческим силуэтам эластичность и мягкость кожных покровов.
Это еще один опыт чуткого прислушивания к «голосам» природы в творчестве художника. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. До 1896 года Врубель был одной из заметных фигур абрамцевского кружка, придворным художником С. Мамонтова.
Не только это единит картину со сказкой, вся ее концепция фантастична. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Его торс могуч, словно выкован из меди. В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон — «дух страдающий, но не злобный». Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. Жена художника, Н. Завела, называла его – «Степь», – как бы отмечая источник вдохновения Врубеля. Особенно, зная, как дальше сложилась его судьба. Визуальный мир Врубеля состоит из объемно-графических структур, сливает в единое целое предметный мотив и аналитическую форму, краску и квадратик.
Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то. Природа, кажется, только обретает свои очертания, формы и краски зыбки и изменчивы. Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Необычайная красота и присутствующая мистика приковывают к себе взгляды. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих Фауст для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 Утро, 1897). Речь шла об Эмилии Праховой.
В природном мире ближайшую аналогию описанному процессу возникновения изображения из первоначально разрозненных линий и штрихов, образующих причудливую орнаментальную вязь, в которой вдруг проступают облики знакомых предметов, представляют собой кристаллизации инея на морозном стекле. Он все мои картины исказил». Врубель Михаил Александрович, выдающийся русский художник, ярчайший представитель символизма и модерна в искусстве России (конец 19 – начало 20 столетия). Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович».
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в своей картине «К ночи», созданной в 1900 году. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Он не следовал анатомической правильности. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Достаточно просто повнимательнее присмотреться к вещам.
«Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. — Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Он создал Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции Надгробный плач).
Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Это дьявол делает с моими картинами. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: Обдумывает ход (игра в шахматы), Кровать из цикла Бессонница, Дерево у забора (1903-04) графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904) После концерта.
Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Художник Ковальский однажды спросил у Врубеля, как это ему удается писать по впечатлению, так хорошо помня формы и цвета. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий кристаллики льда, образующие узоры на стеклах игру света и тени и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 — 1887) Белая акация, Белый ирис, Орхидея панно Богатырь (1898), Одиллия (1894), Сирень (1901), Кампанулы, Раковины и Жемчужина (1904), Тени лагун (1905) и т. д. И как воплощение ее души — не то сказочный пастух, не то бородатый леший с огромной гривой волос, с могучим, словно кованным из меди, торсом. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы.
публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала.
Они лишены покоя, обладают собственной энергией. Об этом напоминает и спина пастуха, она похожа на слиток меди. Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. — «Демон поверженный» (ГТГ). Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. величавый. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.
Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Знобит от его взгляда. Его вывернутое изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Багровые цветы чертополоха, рыжий конь — все будто несет следы ушедшего солнца.
Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Его персонажи больше от растительного царства, от скал, минералов и металлов. В 1890—1891 гг. Это — настоящий реквием, полный неожиданных и скорбных интонаций.
Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ). Рисовать Врубель начал рано. И каждый раз на холсте являлся другой, не похожий на предыдущего: в его лице то одиночество и тоска, то отчаяние.
Михаил Александрович обладал даром графической черты и формы, ни одна работа не могла застать его врасплох. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова.
Полотна «К ночи» и «Пан» собирают восторженные отзывы венской публики. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Впервые экспонировалось полотно под названием «Лошади». Реализм был не важен для него. Майоликовый камин, созданный Врубелем, получает Золотую медаль Всемирной выставки (Париж). «Верится, что Князь мира позировал ему, — говорил Александр Бенуа.
.