Картина Ночь На Днепре Автор
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Он родился, по всей видимости, в 1842 году (точная дата не известна) в семье грека, сапожника Ивана Куинджи (в его метрике значится Еменджи). В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Новая манера письма никого не оставила равнодушным и вызвала бурю споров. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо.
Рылов, К. Б. Среди его учеников были Н. К. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ).
Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
105 144 см. Детство его было нелегким и сам художник не любил вспоминать эти годы. На картине изображена летняя ночь. В этот раз Лунная ночь на Днепре висела на стене одна. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74.
Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. 10. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Основателями общества были Крамской, Мясоедов, Ге и Перов.
Первые две попытки оказались неудачными. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше».
Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Город погружён в сладкую дремоту.
В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам». В 1875 году Архип Иванович вновь едет за границу и становится членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. На ней выставлялись «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре». Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы. Деревня спокойно спит.
В 1880 году, в марте Куинджи вышел из Товарищества передвижников. Он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Что это такое. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Вы, вероятно, уже слышали.
Они будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства.
В данной манере были написаны его знаменитые произведения – «Украинская ночь» (1876 год), «Вечер на Украине» (1878 год). Ж-4191). Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море.
История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре». Картина или действительность. ». Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.
По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Он всегда рисовал только кистью, выделяя форму в процессе работы, как скульптор. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года). Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной.
Несмотря на такой лаконизм цветовой гаммы, колорит картины не производит впечатление однообразного или скучного. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А. И. А есть художники, которых просто любят. На вопрос Константина Константиновича о цене художник, всё ещё думая, что перед ним был обычный морской офицер, ответил: «Да зачем вам. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника.
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг». Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. За эту картину он стал вольнослушателем Академии.
Берег темный, только редкие белые хаты слегка озарены зеленым светом луны. В какие-то полдня О. Ренуару пришлось переписать всю вещь. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи.
Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. «Что это такое. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И.
Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве». Луна играет водной гладью, отражаясь и подсвечивая реку, создавая мистическое сияние. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см)234. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре». Полотно экспонировалось на посмертных выставках Куинджи, проходивших в 1913 году в Санкт-Петербурге и в 1914 году в Москве. О них тоже пишут, но предпочитают издавать репродукции их произведений, чтобы без сложных комментариев и специальных пояснений читатели и зрители сами могли любоваться их работами».
Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте.
На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Свечение луны отражается в реке. Конечно, сырость, ветер и воздух, пропитанный солью, негативно сказались на состоянии холста.
Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. Григоровичу: Нет никакого сомнения, что картина. К числу таких художников принадлежит и «художник радости» — Огюст Ренуар. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен. Пришедших тогда на Большую Морскую приводила в какой-то священный восторг иллюзия настоящего света луны и они, как свидетельствовал Репин, стояли перед полотном в «молитвенной тишине», а потом уходили со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи. Успех картины превзошел все ожидания. Поэт Я. Полонский, друг А. И. Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность».
«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
2. Недаром современники называли Куинджи непревзойденным гением света. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности». Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью.
Куинджи работал над новой картиной. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре». «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года.
Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе, он прибыл в Петербург. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей.
Центральный элемент картины – сам Днепр. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу». Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Это стала первая в России выставка одной картины.
А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Размер — 105 146см (по другим данным, 105 144см).
«Есть художники, — пишет М. Лебедянский, — которых многие знают их творчеству посвящены монографии, книги, научные статьи. Посетителей привлекала необычная реалистичность света на картине, многие высказывали предположения о необычных красках использованных художником, а некоторые даже заглядывали за картину, пытаясь выяснить, не написана ли она на стекле и нет ли с обратной стороны какого-нибудь источника света. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего большую площадь картины занимает небо.
«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
В значительной мере это было граничит с тем, что при создании полотна применялись краски, содержавшие битум, который темнел под воздействием яркого света и морского воздуха17. Это скорее общая среда из которой постепенно возникают очертания фигуры. Семья будущего художника жила в предместье Мариуполя Карасевке. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина.
В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Вы, вероятно, уже слышали. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской.
«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи
Выяснилось, что ее автор — М. Клодт, конкурент и злостный завистник Куинджи. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Но А. И. Куинджи умел побеждать.
В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. — Картина или действительность. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя.
Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков.
Оказалось, что это был Великий князь Константин Константинович Романов, который и приобрел картину для своей коллекции. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Он совсем не ожидал, что тот согласится. Однако это звание неклассного художника было присвоено Куинджи не сразу. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом». Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника.
Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха». Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства.
Оставляю за собой». Что это такое. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. 15129).
А. И. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61.
Куинджи приходили И. С. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. У самого берега мы видим силуэт мельницы. Крамской, П. П. Чистяков. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской.
Ирина Опимах – «Лунная ночь на Днепре»
Огюст Ренуар написал несколько эскизов к портрету этой актрисы, а сам портрет (в полный рост) создан в 1878 году. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея».
Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915).
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Картина или действительность. По некоторым сведениям, художник решил завесить окна из-за отсветов, производимых красной стеной, расположенной на другой стороне улицы2733.
Недостаточно средств на аккаунте
Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года. Творческую свободу он ценил намного больше любых корпоративных интересов.
Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Пространство изображения стало шире, объемнее, более живым и насыщенным. — спрашивал потрясенный до глубины души поэт Яков Полонский. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».
Но ей это и не нужно, чтобы приковывать взгляд. Заинтересовавшись, Константин Константинович решил навестить Куинджи в его мастерской — было известно, что художник каждое воскресенье на два часа открывал двери для посетителей. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5.
Оставляю за собой». Водный поток неоновой пестрой лентой пересекает полотно. Осиротевшие дети жили попеременно в домах брата и сестры Ивана Куинджи. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность».
Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Первая его финансовая операция была с недвижимостью. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Этакий молодец — прелесть»42. Картина не обладает яркой и богатой цветовой палитрой. Мальчик в три года остался сиротой, его взяли на воспитание тетя и дядя по отцовской линии.
Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Но Романов просил оставить картину за ним. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах.
ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи
Дюранти, один из наиболее влиятельных критиков того времени, писал: «Куинджи — бесспорно, самый интересный среди молодых русских живописцев. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. И. С. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое».
Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Но А. И. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту.
Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Именно он оттеняет и подчеркивает ночную красоту реки.
Искусствовед Владимир Андреев подробно объясняет, в чём, по его мнению, состоит ошибочность подобного домысла. В Киевском музее русского искусства есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Гоголь.
Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Поэт Я. Полонский, друг А. И. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. Оригинальная национальность чувствуется у него еще больше, чем у других». Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Однако художник не опустил руки – он продолжал учиться самостоятельно, наблюдая за природой.
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Но на Восьмой выставке художников-передвижников произведения А. И. В просвет, образовавшийся между облаками, светит полная луна, свет которой отражается на водной поверхности6. Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Картина так понравилась новому владельцу – Великому князю Константину, что решил не расставаться с ней даже в путешествиях.
Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. В 1876 году, на Пятой выставке передвижников художник уже показывал наделавшую много шума «Украинскую ночь». По действовавшему в то время уставу Академии, Архип Иванович для получения документа о звании должен был выдержать еще экзамен по одиннадцати предметам.
Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои». Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв.
Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Богаевский, А. Борисов. По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72.
Число искренних почитателей таланта А. И. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Этакий молодец — прелесть. » Позже, опасаясь, что краски могут потускнеть, он даже предложил составить протокол, в котором было бы засвидетельствовано, что «Лунная ночь на Днепре» в 1880 году была «наполнена действительным светом и воздухом, река действительно совершала величественное течение и небо было настоящее, бездонное и глубокое». Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины».
Рерих, А. А. По-видимому именно он преподал Куинджи первые уроки живописи. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать».
Лунная ночь на Днепре — Архип Куинджи
Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным». Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли».
Луна светила, обрамленная мерцающим сиянием. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59).
Автор картины ночь на днепре: поиск слов по маске и определению
Он поставил две керосиновых лампы по краям полотна. Просто дьявольщина какая-то»15. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё».
По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. О судьбе жены Куинджи известно не так много. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей. В 1880 году Архип Иванович впервые в России устраивает выставку одной картины – «Лунная ночь на Днепре».
Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь. Куинджи работал над новой картиной.
Сочинение по картине Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей3335.
Картина или действительность. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».
Самое интересное в виде мозаики
Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Газеты тогда писали, что пейзаж этот абсолютно убивает все другие картины, висящие рядом. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции».
Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Репин позже вспоминал: «Он был с большими недочетами в образовании, односторонен, резок и варварски не признавал никаких традиций, что называется, ломил вовсю и даже оскорблял иногда традиционные святыни художественного культа, считая все это устарелым». На вопрос о цене художник назвал ему баснословную по тем временам сумму – пять тысяч рублей, даже не ожидая, что тот согласится. Он решил облагодетельствовать художника и остатками лака от другой картины покрыл «Портрет Жанны Самари». В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину.
Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
15129). Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов». Просто дьявольщина какая-то».
На этот раз все картины были показаны при дневном освещении. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. В октябре — ноябре того же года «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время.
В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Поводом послужила анонимная статья, появившаяся в газете «Молва». Оставляю за собой».
Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре
Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. Свой поступок объяснял так: «. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.
Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Вот таким образом известный художественный критик Моклэр так писал о портрете Жанны Самари: «Там, где ученик Академии написал бы корректное платье, пригодное служить моделью для портнихи, Ренуар создает поэму из шелковистых мелочей, воспринятых чутким и пылким глазом художника и гармонирующих с самим образом привлекательной белокурой актрисы».
Отмечается, что некоторые зрители, не веря своим газам, заглядывали за картину, чтобы убедиться, что там нет лампы, которая создаёт настолько правдоподобный свет. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге.
В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре — мать. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует». Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща». На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом. Эффект был ошеломительный.
Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего большую площадь картины занимает небо. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». И Куинджи решил разбогатеть.
Коллекция Государственного Русского музея
Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». «Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году. Событие стало настоящей сенсацией. Чтобы увидеть полотно, люди выстраивались в очередь, многие посещали выставку не по одному разу. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Город погружён в сладкую дремоту. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму. Многочисленные атрибуты пейзажа — стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника — поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Так до А. И. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного».
С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Там было сказано, что Куинджи «перезеленяет» свои картины. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы».
Описание книги «Лунная ночь на Днепре»
После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей. Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща».
Ведь всё равно не купите: она дорогая». И с этими задачами он справился блестяще. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Ведь всё равно не купите: она дорогая».
Похожие книги на «Лунная ночь на Днепре»
На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. И. С. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки.
вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». В мастерскую А. И. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Солдатенков.
Отзывы о Ирина Опимах – «Лунная ночь на Днепре»
Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море». После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника.
Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 1882, поступил из коллекции Гучкова) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е). вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр. Куинджи умел побеждать. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Менделеев, Я. П. В нем (так же, как и в этюдах) художник создал полный жизни и тепла, грациозный и обаятельный облик Жанны Самари.
Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре
Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было». Полонский, И. Н. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи.
Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Гоголь.
Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие».
По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь». По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им». художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Слухи о тайне художественного метода А. И.
И. С. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Успех его картин давал все возможности для этого. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Картина «Лунная ночь на Днепре» была выставлена в 1880 году в Санкт-Петербурге, причём она была единственной картиной, составившей выставку.
Картина или действительность. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом».
8. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Все как в жизни, но более возвышенно. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Ученики любили и уважали Куинджи. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи.
Описание Картины Куинджи Лунная ночь
Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины». По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80.
Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность».
Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. И, конечно же, прежде всего, любил людей — талантливых, ярких, всегда старался им помочь. Куинджи отсутствовали и это было сразу же замечено зрителями. Зеленоватая лента реки, в которой отражается лунный свет, пересекает равнину, которая у горизонта сливается с тёмным небом, покрытым рядами лёгких облаков6.
Завершающий элемент картины – это берег Днепра. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров». В Петербурге она была воспринята как сенсация. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице.
Краска потрескалась и поблекла. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. Художник велел закрыть окна галереи плотной тканью. Гавриил Константинович писал: «Узнав об этом, Куинджи собирался возбудить процесс, считая, что его знаменитая картина в плавании испортится. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок и пейзаж стал темнеть.
Эти слова находили так же по следующим запросам
По небу плывёт прозрачная дымка облаков. 4. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков.
Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Но А. И. И. С. «Лунная ночь на Днепре» – картина русского художника Архипа Ивановича Куинджи, написанная и впервые показанная публике в 1880 году.
Последние комментарии (всего 2)
Это говорит о том, что главное в ней – не иллюзорность, не обман зрения, а высокий строй поэтического чувства, ощущение величия мироздания, то внутреннее, в котором видел смысл произведения художник. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский». Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника.
«Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году. Что это такое. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников.
Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. В октябре — ноябре 1880 года в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Он создал то, что не удавалось ранее никому.
В 1878 году картины Куинджи встречают теплый прием на Всемирной выставке в Париже. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». О пагубном влиянии морского путешествия на состояние картины беспокоился не только её автор.
О невероятном эффекте картины ходили легенды. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. В 1880 году, после завершения работы на картиной, Архип Куинджи организовал выставку, причём данная картина была единственным экспонатом данной выставки. Лунный свет и белые украинские мазанки производили чарующее впечатление. В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза.
Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Вы, вероятно, уже слышали. И тогда из рядов передвижников вышел сам Куинджи. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи, крупнейшим творческим достижением художника и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. В частности, он использовал краски с содержанием битума (или, как их ещё называли, «асфальтовые краски»), которые, как выяснилось впоследствии, разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Ж-4191).
Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Лишь только одинокий луч света был направлен на полотно. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81.
Слухи о тайне художественного метода А. И. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Он сделал картину живой. А. И. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11.
Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Несмотря на такой лаконизм цветовой гаммы, колорит картины не производит впечатление однообразного или скучного. Интерес к живописи у Куинджи появился в детстве, учился он не очень хорошо, зато рисовал на всем, что попадало под руку – обрывках бумаги, заборах, стенах.
Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Но офицер ответил: «Хорошо. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61.
Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре».
Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Менделеевым и др. ). Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Куинджи умел побеждать.
Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Днепр играл магическим лунным светом. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. В северную столицу Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина». Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света.
И. С. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А. И.
Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. 15129). Эффект превзошел все его ожидания. Когда смотришь на картину, слышишь эту безмятежную тишину спящего берега. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало.
Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади». Картина завораживала публику, а у входа в галерею выстраивалась огромная очередь.
В 1868 году он написал большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставил на академической выставке. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное».
В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом». Но вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. На картине изображена летняя ночь.
Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Быть может, Куинджи соединял вместе Впечатление пространственности усилено сопоставлением холодного серебристо-зелёного цвета и более тёплых тёмно-бурых тонов. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг».
Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см)234. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Этакий молодец — прелесть». Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. В 10 лет закончились школьные годы Архипа — учился он неважно, зато все время рисовал. На картине изображён берег Днепра. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79.
Но её не было. Еще до публичного показа картина была продана Великому князю Константину Константиновичу. Двадцатилетний Куинджи решил поехать в Петербург и поступить в Академию, дважды срезывался на экзаменах — по рисунку, но все же поступил: написал картину «Татарская сакля», отдал ее на академическую выставку и победил — его все-таки приняли. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную».