Картина Врубеля Богатырь
Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь». Купить картину или постер "Богатырь", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь»
С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Она подлинно монументальна. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Сильное, грозное произведение. Первоначально она называлась «Илья Муромец».
На богатыре надеты защитные латы. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Лучшего патриотического образа и не создать.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.
Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Чистякова (курс не окончил).
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
Сочинение по картине михаил врубель богатырь
В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. И название картина имела совсем другое. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Да ведь до них несколько верст.
Одежда, которая видна на богатыре, написана в русском классическом стиле, то есть все мы ее прекрасно знаем и понимаем. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Немного дополняют плотно маленькие ели и сосны, которые почти дотягиваются до колен коня и темный заколдованный лес на заднем плане. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Прошение было удовлетворено157.
Сочинение по картине Врубеля Богатырь
И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
Весь его образ очень смелый и боевой. Предложение я принял, конечно, охотно. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, совершенно неясен сюжет.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце.
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Рождается ощущение первозданности. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. С Рерихом все поменялось.
Купить картину Богатырь, Михаил Врубель
За спиной виднеются лук и стрелы. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. И всадник и конь будто возникают из причудливого узорочья деревьев, освещенных последними лучами заходящего солнца.
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике.
На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Написанный позже в большом виде маслеными красками, он наделал много шума в художественном мире и вызвал полные негодования нападки тогдашней критики. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. И название картина имела совсем другое.
Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
Другие картины художника – Михаил Врубель
Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». Искусствовед Н. М. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Богатырь. Тогда художник написал ее без рабочих набросков. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Врубель писал картины на темы pyc.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Богатырь. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.
Сочинение по картине Врубеля «Богатырь»
Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. 1898 – 1899. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна.
Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Из воспоминаний Н. А. Это вот, эти копны сена. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Русский музей Дополненная реальность
- Врубель Богатырь Описание Картины
- Картина Богатырь – Врубель Михаил
- «Действительный студент» Михаил Врубель
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Его богатырь — могучий исполин. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. «.
заданный автором Обособленный лучший ответ это М. А. Врубель. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Благородный образ Воскресения, лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба Ангел с кадилом и свечой и, наконец, Надгробный плач, потрясающий силой трагического чувства. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Врубеля. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. В 5 лет Михаил начал рисовать. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента.
Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Возникает ощущение цельности и сопричастности. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь».
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства.
Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Мамонтова. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Римского-Корсакова. Автору удалось создать монументальный эпический образ богатыря как порождения могучих сил природы. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. Противоположный подход был у Николая Рериха.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Картина Богатырь раньше называлась по-другому. Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году.
Художник Русской частной оперы С. И. Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Оно, заостренное вверху. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости».
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.
В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Но и не только это.
Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. На следующий день Врубель приступил к писанию красками.
В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии).
У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. На богатыре надеты защитные латы.
Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
В следующем году она появляется на VI передвижной выставке, затем Васнецов переписывает ее еще раз в 1879 году. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Вся меблировка два простых табурета и кровать. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Из воспоминаний Б. К. Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля.
Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность.
Возникает ощущение цельности и сопричастности. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Он искал правильный ракурс поворота.
Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Как Садко предпочитает самым экзотичным невестам неприметную русскую девицу Чернаву в глубине картины, так и он, золотой медалист Академии художеств, отправленный на шесть лет за границу на полном пансионе, сохраняет верность родной культуре. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен.
Весь его образ очень смелый и боевой. Противоположный подход был у Николая Рериха. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Но когда смотришь на массивную фигуру богатыря, то кажется, что это под силой его веса она погрузла в землю. По совету И. Е. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Его богатырь — могучий исполин. Репина занимался акварелью. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Эта лошадь получилась грациозной, мощной и ломовой, такая, какая нужна была этому богатырю. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля.
Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156.
В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании древнерусской истории нужно идти еще глубже. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. В эти годы он вновь писал демонов. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Конь богатырский под стать хозяину. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. Сильное, грозное произведение. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Конь богатырский под стать хозяину. Это не было случайностью в его творчестве. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Васнецова, которые художник находил недостаточно былинными, а также творчество композитора Н. А. Холст, масло. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. За спиной виднеются лук и стрелы.
Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Прахова, сына архитектора А. В. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Он показывал свое видение и представление данного мира.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
У его апостолов были живые прототипы. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи.
На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами.
Савву похоронили на Байковой горе. Начал он с головы лошади.