Картинки Репина
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Убийство свершилось. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
- 7 знаменитых картин Ильи Репина
- Илья Ефимович Репин – биография и картины
- Творчество художника в фотографиях
- Картины Репина с названиями история создания, сюжет
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Неизвестная деталь известной картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)
Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Репин считал сам эту картину красивой. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
- Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
- Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)
- Все Картины Илья Репин по алфавиту
- «Отступничество» в картинах Ильи Репина
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Рассмотрим "ближний круг". Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
- Путешествие по России: Самарская область
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Он идет прямо к матери. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Не доносчик ли. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
- Картины Репина (фото) с названиями
- Краткая характеристика творчества
- Биография художника Ильи Репина
- Когда поставили плюсик в заминусованный комментарий
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
- Сколько раз видел эту картину, но никогда не задумывался, почему этот казак без рубашки
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Внимание художника тяготит их. В 11 лет Илью отправили в школу топографов – эта специальность была очень востребована в Чугуеве. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Пятый факт. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Первый факт.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
М. Бунакову. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В эту минуту в комнату вошел Христос. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Стасов присылает ему все, что он просит.
Она была закончена только в 1891 году. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Она ушла из жизни в 1931 году55. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Детство и юность Репина прошли на Украине и предание о вольных казаках, ответивших на предложение султана добровольно сдаться дерзким письмом, стало мощным творческим импульсом. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Каждый персонаж переживает что-то своё. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Комната небогатой интеллигентной семьи. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Репин встречал их по средам. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. За окном летний день. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Возвращается в Россию летом 1876 года. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Публике картина понравилась. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. И вот уже перед нами не царь, а отец. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Так ли это – судить зрителям.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Репин дважды подавал прошения об отставке. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Они словно противопоставлены друг другу. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ».
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Третьяков»109. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Глаза ясные и добрые.
О чем эта история. Вегетарианцем стал и сам Репин. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Репин никуда не делся.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Вся центральная часть написана самим Репиным. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым.
Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Работал весь день, не замечая времени. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В его глазах читается печаль, тоска. Этюд получился превосходный. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Америка—Франция—Россия. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Все заняты. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Л. Н. Толстого». Берег Волги. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Судьбы детей Репина сложились по-разному. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
В его взгляде осуждение и тревога. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Казалось, она спит. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Центральная группа словно недовольна своей ролью. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.