Картины И Е Репина

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.

Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.

Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема имеющая широкое общечеловеческое значение. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». О чем эта история. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Тут больше любви к делу, — пояснил он.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Глаза ясные и добрые.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. М. Бунакову. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать.

Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.

Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

Внимание художника тяготит их. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).

Почти со всеми его связывали дружеские отношения. С 1913 – академик. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.

Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник.

  1. Илья Репин: биография и факты из жизни
  2. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  3. Персоны и личности (интересное о известных)
  4. Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  5. Все Картины Илья Репин по алфавиту
  6. Топограф иконописец, студент Академии художеств

Поначалу он отказался позировать с затылка. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.

О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Эти художники сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.

Рассмотрим "ближний круг". К тому же и погода благоприятствовала работе. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». За окном летний день. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  • «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Позже, в 1960-х годах, находящиеся в Финляндии известные рисунки и картины Репина из коллекции Шувалова, были предложены Музею Атенеум для покупки. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Она ушла из жизни в 1931 году55. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.

  • «Торжественное заседание Государственного совета»
  • Портрет премьер-министра Столыпина
  • «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Биография художника Ильи Репина

Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.

Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

  1. Краткая характеристика творчества
  2. Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание
  3. Поездка за границу и жизнь в Москве
  4. Словари и энциклопедии на Академике

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.

Пришлось пойти на хитрость. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.

Не доносчик ли. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном.

Илья Репин: биография 
и факты из жизни

А свеча становилась ниже и тени менялись. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.

И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.

Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Это лучше всех ваших академических работ.

Написан портрет вдохновенно. Пятый факт. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Репин считал сам эту картину красивой. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.

Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Работал в плакате и в книжной графике. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

Л. Н. Толстого». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.

Она была закончена только в 1891 году. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.

В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.

По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Вся центральная часть написана самим Репиным.

По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репин встречал их по средам. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Действительный. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Вегетарианцем стал и сам Репин.

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Все заняты. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.

Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Этот мужчина слыл в городе колдуном.

В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.

В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Репин дважды подавал прошения об отставке.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.

Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.

Он идет прямо к матери. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Первый факт. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».

Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.

Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.

Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.

Америка—Франция—Россия. Они словно противопоставлены друг другу. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.

Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Репин забыл о конкурсе, об Академии.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).

Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Берег Волги. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В эту минуту в комнату вошел Христос. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.

И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Публике картина понравилась.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом.

Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В его глазах читается печаль, тоска. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. Труд — вот что определяет и украшает человека.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Возвращается в Россию летом 1876 года. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Рисунок уверенный, лепка твердая. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.

А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Так ли это – судить зрителям. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Поставленная перед художником задача была очень трудной. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее.

Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. я работал завороженный. Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.

Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Характеристики привилегированной части толпы — помещицы, купца, священника отмечены духом социально-критической иронии. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Стасов присылает ему все, что он просит. художественный музей им.

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Она была закончена только в 1891 году. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Много учился на написании портретов близких и друзей.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Силу человеческого духа увидели в картине современники. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.

Центральная группа словно недовольна своей ролью. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.

Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».

Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Имя Репина стало широко известным. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».

Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. — Да это превосходно. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П.

Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

«Как. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Комната небогатой интеллигентной семьи. Это вы сами. Все случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое идейное содержание.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и на территории Санкт-Петербурга одновременно.

Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.

В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора.

-— И. Г. ), они много смеялись». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.

Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Общение с прежними друзьями было только заочным. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

Этюд получился превосходный. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Действительный член Академии художеств с 1903.

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.

Так началась коллекция Репина Атенеум. Третьяков»109. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.

Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики».

В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. — сказал Крамской. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».

Казалось, она спит. Убийство свершилось. О картине появилось много статей в периодической печати.

«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.

Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В живописи портрета видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы: красного платья, темносерой кофты и зеленой обивки кушетки. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».

В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Третьяков. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.

Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.

Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин никуда не делся. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.

Репин был очень дружен с Мамонтовым. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. В его взгляде осуждение и тревога. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство.

Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Мне минутами становилось страшно». Они жили в Пенатах в течение двух недель. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254)., Остроумова-Лебедева. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2).

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». И вот уже перед нами не царь, а отец. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.

Учился в Высшем. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Каждый персонаж переживает что-то своё. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Работал весь день, не замечая времени.

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые.