Картины Сталин
Об этой же боевой деятельности товарища Сталина говорит картина Грекова «Товарищ И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в окопах под Царицыном». В эпоху сталинизма эта картина (вместе с полотном Михаила Авилова «Приезд товарища Сталина в Первую Конную») была самой распространённой на репродукциях, с неё были сделаны многочисленные копии для государственных учреждений3. Неюношеской серьезностью отмечено лицо мальчика в портретах-картинах художников Какабадзе — «Товарищ Сталин семинарист» и Гзелишвили — «Coco Джугашвили в юные годы». «и. в. сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (или «Иосиф Виссарионович Сталин и Климент Ефремович Ворошилов на прогулке в Кремле»)— картина советского художника Александра Герасимова, созданная в 1938 году.
Никаких выдающихся художественных ценностей в картине «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» не зафиксировано. Очень свежа и необычна по построению картина художника М. Тоидзе «Товарищ Сталин беседует с крестьянами в Цхалтубо».
Плакаты, картины и рисунки о Сталине
«И. Но наиболее знаковым становится полотно Ленин в Смольном 1930 года. Естественно, Репин оказал на молодого художника огромное влияние. Солидный паек, прекрасная двухъярусная квартира в центре Ленинграда в бывших апартаментах Вильегорских, где в пушкинское время был знаменитый литературно-музыкальный салон, огромная мастерская, личная дружба с сильными мира сего (например, с Кировым и Горьким), должность руководителя Академии художеств, сотни учеников, выставки и заказы, заказы, заказы Позиция Бродского чрезвычайно проста: «Делай, что велит начальство и наслаждайся теми благами, которые оно предлагает взамен». Мы купили ему новый костюм.
Хорошо известный цикл работ грузинских художников, выполненных по инициативе товарища Берия — «К истории большевистских организаций в Грузии» дает образ товарища Сталина в органической связи с зарождением и ростом большевизма в Грузии. Мы же попытаемся рассказать о самых ярких эпизодах его жизни. Не удивительно, что любимчик Репина скоро стал изгоем в некоторых художественных кругах. Похоронен Володарский на Марсовом поле.
Срок исполнения работы устанавливался в полгода. С марта 1989 года и до сего дня эта организация называется «Санкт-Петербургский Союз художников» (СПбСХ). Неимоверная воля отпечаталась на этом лице и столь же безграничная самоуверенность. Государство заказывает – художник выполняет заказ.
В 1943 году организация была переименована в «Ленинградский Союз советских художников» (ЛССХ)затем, после вхождения в 1959 году в состав Союза художников РСФСР, она стала называться «Ленинградское отделение Союза художников РСФСР», а с 1968 по 1989 год — «Ленинградская Организация Союза художников РСФСР». Пространственная структура полотна основана на системе концентрических кругов и на картине «Сталин и Ворошилов в Кремле» Александра Герасимова. Именно Сталину приписывается главенствующая роль в победе.
Плакат тиражом 50 тысяч экземпляров был отпечатан под редакцией Г. Н. В качестве авторского гонорара художникам и искусствоведам было выдано 154 тысячи рублей. Другими словами, за счет каждых пяти художников содержалась одна штатная единица. Нужно хорошо знать человека, чтобы он был у вас в зрительной памяти, как живой. Он мне позировал с натуры»2. Вместе с Троцким и Бухариным издавал во время I Мировой войны газету «Новый Мир».
Александр Герасимов был близок с семьёй Ворошилова. Бродскому это удается, – рассказывает искусствовед Аркадий Ипполитов. «Он был беспощаден. По силе таланта и степени влияния Бродского часто сравнивают с профессором Преображенским из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. В мае 1917 года вернулся в Петроград, где был избран членом президиума Петроградского Совета, позже назначен главным агитатором Петроградского комитета РКП (б).
К сожалению, нам не удалось выяснить, кто был автором этого снимка, в каком году и по какому случаю она была сделана. Зрители, основываясь на трактовке Садовеня, дали этой картине своё название— «Два вождя после дождя»11. Такие вот бывали исключения в СССР.
Но у Кобы на тот момент была только одна ситцевая рубашка и потрепанный пиджак. Плампер приводит два варианта трактовки такого взгляда: а) Ленин проторил путь к коммунизму (ещё не установленная статуя, на которую смотрят Сталин и Ворошилов), а Сталин завершает его дело и является его живым воплощением (фигура Сталина, пристально смотрящего на стройку), б) Сталин смотрит на Ленина как на воплощённое в человеке начало утопической новой эры. В Российской империи и вовсе была специальная должность – гофмалер или «придворный первый живописного дела мастер», в обязанность которого входило изображение носителей царской фамилии. Опубликованная в 1941 году в 2 журнала «Искусство» статья о лауреатах Сталинской премии «Праздник социалистической культуры» утверждала, что название «На страже мира» придумал не Александр Герасимов.
Конкурс являлся закрытым, к участию в нём были приглашены только 50 художников. Снимок также выдает весьма внушительные габариты картины – более двух метров в высоту. Если бы не революция, Бродский с годами стал бы успешным, хорошо продаваемым художником – таким, как Константин Маковский или Генрих Семирадский. Когда натурщик принял опять свою прежнюю позу, Исаак Израилевич сказал студенту: «А вы проверьте по пустотам, посмотрите, какую форму приобретают пустые места между частями тела натурщика».
Они его не касаются. Картина и задумывалась и воплощалась как абсолютное льстивое действо по отношению к главе КПСС, главе государства, лучшему другу детей и физкультурников ит. д. По официальной версии, 20 июня 1918 года по дороге на очередной митинг Володарский был застрелен эсером Сергеевым за дискредитацию социалистических идей. Сразу понятно, что полотно создавалось отнюдь не для скромного кабинетного прозябания, а для парадного украшения какого-нибудь помпезного колонного зала.
Эта машинка была самой дорогой инвентарной единицей Союза. (Новый Оскал, 1919 г. )». Так, достоверно известно, что Ленинградский областной Союз советских художников (ЛОССХ), заказавший печать представленного артефакта, был образован 2 августа 1932 года. Тогда же было избрано его первое правление во главе с автором картины Купание красного коня Кузьмой Петровым-Водкиным.
По мнению Плампера, Сталин служит на картине воплощением Советского государства, а Ворошилов— Красной Армии. И хотя история не сохранила описания этого полотна и подробностей его создания, она донесла до нас более убедительное доказательство авторства Бродского – фотографию, на которой Исаак Израилевич запечатлен во время работы над портретом. Эту особенность выражения лица Сталина заметил и бывший узник ГУЛАГа писатель Даниил Андреев в своем сочинении Роза мира: Тридцать лет повсеместно маячил перед нами портрет этого существа. Работы могли быть исполнены «любой техникой», но они должны были иметь размер не менее 50 на 60 сантиметров и «удовлетворять требованиям репродуцирования массовой печати».
В картине много патетики и движения. Ещё одним символом защиты является ограда. Живописные шедевры тогда стоили копейки или вовсе отдавались бесплатно.
Сталин на плакатах и картинах советских художников 30-х годов
Тонкий художник — Шегаль внимательно работал не только над портретом товарища Сталина, но и над каждой фигурой в этой полной жизни группе. Исаак Израилевич был крайне увлеченным коллекционером. После трагической гибели лучшего друга Сталина от снимка отрежут Николая Шверника (он, к счастью, благополучно переживет и годы репрессий и культ личности Сталина, да и самого вождя) – отныне будущий генсек предпочитает публиковаться в печати вдвоем с покойным соратником, героически погибшим от пули врагов советской власти. Он жаждет обеспеченной жизни, а потому работает почти исключительно на продажу.
Снос храма завершился в декабре 1931 года, в фундамент нового здания был залит бетон, а ближайшая станция метро получила название «Дворец Советов», но по техническим причинам сам Дворец Советов так и не был построен27. Эпическим спокойствием проникнут пейзаж Георгадзе «Дом в Гори, где родился товарищ Сталин». В 1939 году художественный критик предположил, что взгляд Сталина направлен на конкретный объект: «Сталин и Ворошилов стоят на Кремлевском холме, устремив взоры туда, где воздвигается грандиозный монумент в честь В. И. Ленина— Дворец Советов». Среди графических работ — портретов товарища Сталина последнего времени — видное место заняли две сюиты рисунков: художника Яр-Кравченко (альбом «Сталин» — изд.
В конце концов, к 2008 году производственные мощности типографии отошли новому «Ленинградскому издательству». Бумага глянцевая. Мать сделала ему высокие вставки наподобие мундира, френча, – вспоминал Федор Аллилуев, которого от репрессий благодарного Кобы позже спасла только душевная болезнь. И не имеет значения, что именно он делает.
Он дает его в шинели, с рукой, заложенной за борт, в фуражке, с внимательно устремленными вдаль глазами (плакат 1931 г. — «Шесть условий победы»), он рисует Сталина уверенным и радостным на фоне индустриального пейзажа (плакат 1930 г. — «Пятилетка в четыре года»). Он был весь пронизан не только грозой Октября, но и пришедшими уже после его смерти грозами взрывов красного террора. Из последних больших жанровых портретных композиций выделяется картина Шегаля «Вождь, учитель, друг (товарищ Сталин на сезде колхозников)».
Советский и партийный аппарат улучшается и подтягивается. Этого скрывать мы не будем. Краткая записка наркома Калинину сохранилась. Впрочем, Бродский далеко не сразу выдал общественности этот забронзовевший образ вождя. Он был до глубины души убежден, что если мы промедлим со стальными ударами на голову контрреволюционной гидры, она не только пожрет нас, но вместе с нами и проснувшиеся в Октябре мировые надежды», – вспоминал позже Анатолий Луначарский.
В России же с фотографий убрали всех, кроме самых главных. Но это поистине каноническое изображение сильного руководителя еще молодого, но уже великого государства. Картина «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин»— совершенно конъюнктурное произведение, причем это и не скрывалось с самого начала замысла. Заметим лишь, что при любом дворе во все времена были свои придворные художники. И это в смутные предреволюционные годы.
Зато абсолютно очевидно, что историческая хроника была сделана прямо в ленинградской художественной мастерской Исаака Израилевича, а, следовательно, работа над портретом не была выездной (что случалось довольно часто). Понятно, почему. Ворошилов наделён регалиями высшего командного состава (например, маршальские звезды на петлицах), Сталин же в них не нуждается как сакральный центр общества, он одет чрезвычайно просто— в серую шинель, фуражку и армейские сапоги25. Полотно символически размыкает «ближний круг» в сторону зрителя, потенциально включая и его в число самых близких соратников Сталина.
Нельзя было сделать ни шага, чтобы не встретить его справа, слева или впереди. Я имел высокую честь быть у товарища Сталина несколько раз. Мало кто знает, что конец жизни Бродского был омрачен уголовном процессом. Германский историк Ян Плампер предполагает, что слова Герасимова о грозе натолкнули Владимира Садовеня, создателя текста для экскурсоводов Третьяковской галереи, к заключению о том, что тротуар, по которому идут Сталин и Ворошилов, влажен «от только что прошедшего дождя».
Но если Гитлер сам писал акварели, то советский вождь имел обыкновение разглядывать ученические работы начинающих художников – преимущественно, обнаженную натуру. Причем удается это Бродскому весьма скоро. И. Сталин. Частные заказы почти прекратились.
Художник ответил: «Писан с натуры, но для композиции мне пришлось два характерных домика приблизить»13. В 1955 году типографию объединили с Лениздатом. Столько же платили секретарям творческих секций Союза и слесарю-водопроводчику. Ясно одно: всё, что он делает, глубокомысленно и важно для государства.
Предлагаемые художникам темы включали: «портрет / бюст» Сталина, Сталин «на трибуне Чрезвычайного съезда Советов», «на трибуне Мавзолея», «с поднятой рукой на вечере открытия метро или на Съезде Советов Вперед к новым победам», «На канале Москва-Волга», «среди детей, лётчиков, героев Советского Союза» и «В Парке культуры и отдыха им. Показать его, как вождя непреклонной воли и безграничной энергии, замечательного теоретика, ученого, трибуна, который, по меткому определению Барбюса, «подобно Ленину, привязывает к себе, убеждает и потрясает содержанием своих речей, которые и в напечатанном виде сохраняют все свое величие, всю свою архитектурную логику». На приеме делегатов советской Грузии товарищ Сталин жмет руку маленькой отличнице учебы. Через 19 лет со снимка были стерты ВСЕ взрослые и часть детей. Следует заметить, что главным цензором своих портретов отец народовбыл сам.
Все работы, независимо от индивидуальных различий исполнявших их художников, проникнуты глубоким лиризмом, теплотой и в то же время суровым пафосом и героической приподнятостью исторического повествования. Бродский, оставаясь в центре художественного рынка, отлично знал, где и что сдают на государственное хранение. Володарский был террорист. По 600 рублей получали ответсек правления и главный бухгалтер.
Описание картины «Иосиф Виссарионович Сталин»
Горького». Тогда же Герасимову задали вопрос о достоверности пейзажа на картине. Бродского, нам не придется. Скорее всего, срисовал с фотографии – и даже можно предположить, какой именно.
«Прежде всего, Исаак Израилевич указывал на ошибки рисунка. Обратим внимание, что балансовая стоимость всех книг этой солидной библиотеки, хранившей редкие и дорогие издания по искусству, примерно равнялась цене одной пишущей машинки марки «Ремингтон», которая числилась за секретариатом издательства (16, 6 тысяч рублей). По-другому интерпретируют картину искусствоведы Мэттью Куллерне Боун и Брэндон Тейлор, авторы книги «Искусство Советов», хотя они также признают аллегорическое значение изображённой на полотне погоды. Постепенно выяснилось, что полное отсутствие у Бродского политических принципов и идейности вовсе не отталкивает советскую власть, а наоборот, притягивает. В результате тысячи работ осели в его квартире-мастерской-салоне. Зная, в каком бедственном положении пребывает Кустодиев, Бродский заказал ему целую серию изображений «русских типов».
Картинки на все случаи жизни — Всероссийский каталог фотографий и картинок
Говорят, что долгое время единственным местом, где можно было увидеть подлинного Шагала, была квартира Исаака Израилевича. В нем было что-то от Марата. Нижняя треть полотна занята знаменитым френчем английского фасона с отложным воротником. Ворошилов познакомил художника со Сталиным. Предположительный год издания – 1936.
В советской России таким гофмалером был Исаак Бродский (позже эту эстафету у него примет Александр Герасимов). Ворошилов обратился за помощью к Председателю ЦИК СССР М. И. Калинину. Лучшим пейзажем, в котором выразилось и особое пристрастие художника к красоте северной русской природы и его стремление к большому стилю, стала картина «Зимний пейзаж» (1918—1920). У товарища Ворошилова— много раз.
огромный каталог фотографий, картинок по тематикам
А вскоре отпадет необходимость и в почившем Кирове. У Бродского Сталин более приземлен, спокоен, даже холоден. Причем с этим снимком связана трагическая история. Условия конкурса, однако, допускали и возможность самостоятельного определения темы, сами художники были «вправе предложить издательству собственную тему, не идущую вразрез с установкой конкурса»6.
Переезд совпал с его звездным часом – председательством на полулегальном VI съезде РСДРП. Таковы «Портрет жены» (1910), «Сказка» (1911), Автопортрет с дочерью (1911), «Италия» (1911), «Портрет Талалаевой» (1913). Что взамен. Причем каждый из них был точно датирован. А под мышкой у Бродского только что купленная работа самого Кустодиева.
Портреты Бродского тщательны по рисунку. Однако мы ни в коем случае не станем давать оценку творчеству Исаака Израилевича и личному выбору, который он сделал. Он не любил галстуки.
- «Любимый художник Сталина» тайно рисовал обнаженку
- Фото (портрет) Иосифа Сталина с большим разрешением в кителе
- Плакат "Сталин Иосиф Виссарионович, портрет 1951 года"
- Варианты оформления портрета Сталина
А вот в 1920 году Ленин с Крупской поехали открывать электростанцию в Кашине и сфотографировались с группой кулаков (на заднем плане) и детей (на переднем). Это был поистине уникальный мастер и человек. Иосифу Виссарионовичу Сталину. Исаак Израилевич использует эту уникальную возможность на все 100, он без устали пишет одну за другой картины с Ильчом: «Ленин на фоне Кремля» (1923), «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» (1924), «Ленин на фоне Смольного» (1925), «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929).
На другом рисунка веселая Мамлякат — самый маленький орденоносец в Союзе — положила руку на плечо товарища Сталина. Получилось вполне логично – одному из авторов Ленинианы орден Ленина. Что же касается тиражирования расстрелов (речь идет о картине Расстрел 26 бакинских комиссаров, оригинал которой был создан в 1925 году), то, позволим себе напомнить, что и Рубенс штамповал свои мифологические сюжеты, да и у многих других великих живописцев творчество было поставлено на поток. Семья художника не только избежала репрессий, но и сохранила за собой обширную усадьбу. Полотно просто и не имело других задач. Весьма занятной личностью был и Владимир Володарский (урожденный Моисей Гольдштейн) имя которого носила ленинградская типография на Фонтанке. В начале нынешнего века предпринимались попытки создания на базе Лениздата коммерческого издательства «Ленинград».
- Молчание подшефных ягнят или Сталин-педофил
- Картина Сталин и Ворошилов в Кремле (репродукция)
- Картины по стилям и направлениям
- Фотографии Иосифа Виссарионовича Сталина
Следовательно, плакат мог быть выпущен в период с 1932 по 1939 годы. Таким образом, государство находится под защитой армии. Цена 50 копеек. Таким человечным Сталин в исполнении Бродского уже не будет никогда.
В следующие концентрические зоны попадают на картине: а) кремлёвская башня и Кремлёвская стена (по мнению искусствоведа Катерины Кларк, художник идентифицирует Сталина и Ворошилова с этими оборонительными сооружениями изображая их в непосредственной близости друг от друга24), б) Москва-река, в) толпы людей на набережной за рекой, г) дальняя панорама Москвы25. Юношеское тщеславие и талант позволили ему добиться невероятного: в 1902 году он поступил в Петербургскую Академию художеств в класс к гениальному мастеру Илье Репину. В течение самого короткого времени создаются дивизии, бригады и полки.
Считается, что соратники позировали перед фотокамерой после разгрома на очередном съезде так называемой «ленинградской оппозиции». Но портреты Бродского аллергии у Сталина, видимо, не вызывали. У Бродского и на этот раз все получилось. Нагрузка большая.
Этот портрет довольно резко контрастирует с парадными изображениями вождя военных и послевоенных лет, где Сталин обретает фирменный светлый китель с погонами (и нередко звездой героя), фуражку и восторженный взгляд, устремленный в светлое будущее. Салоном для его богатейшей экспозиции служила собственная квартира художника. Имя Бродского скоро становится нарицательным. Володарского по заказу Издательства Ленинградского областного Союза советских художников (ЛОССХ).
Здесь будущий генсек еще сравнительно молод, до культа личности пока довольно далеко. Везде мы видим горящие, страстные глаза, полные убеждающей воли и энергии. Как и другой диктатор того времени Сталин по-своему любил живопись.
Завещание быстро вступило в силу: в августе 1939 года в возрасте 54 лет Бродский умер от лейкемии, оставив последующим поколениям советских людей свою квартиру-музей, в которой хранится более 200 живописных и графических работ самого живописца, а также собранная им богатейшая коллекция живописных и графических работ русских художников XVIII-XX веков (более 500 произведений). Мастера даже хотели судить за скупку антиквариата (говорят, что он увел у одногоиз высокопоставленных партийцев ценную картину). Он стал первым в СССР художником, которому был вручен орден Ленина.
Причем мандат для присутствия на конгрессе с надписью «этически и политически вполне надежен» Бродскому выписал лично нарком просвещения Луначарский. Раритет в удовлетворительном состоянии, немного надорван верхний край. Родился он в 1891 году, активную политическую деятельность начал с 16-ти лет в организациях БУНДа (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России), затем примкнул к меньшевистскому крылу РСДРП. Его назвали Иосифом». Достаточно взглянуть на красноречивый снимок М. А.
Довоенный советский цветной плакат с репродукцией портрета И. В. 6 июля 1933 года Герасимов (вместе с двумя другими художниками Исааком Бродским и Евгением Кацманом) провёл целый день на даче Сталина.
На картине присутствуют одновременно «новая Москва», реконструированная по распоряжению Сталина («Дом правительства», Большой Каменный мост через Москву-реку у правого края картины, дымовые трубы позади них) и «старая Москва» (три купола православной церкви), которая отступила на задний план, что символизирует победу над царской Россией. Причем сделал это абсолютно осознанно: если его коллеги стремились к новаторству, экспериментировали в фовизме, кубизме, лучизме и прочих измах, то Бродский, впитавший репинские реалистические традиции, не рвется к славе и признанию. Всем было известно, что он входит в «ближний круг».
Действительно, за неполных 11 лет – с 1928-го по 1939 годы – Исаак Израилевич создал не один десяток знаменитых портретов Сталина (помоложе и постарше, на трибуне и в колонном зале, в профиль и в фас). По мнению автора статьи, так картину стали называть зрители15. В 1918 году типография переехала в здание МВД на Фонтанке и получила имя Володарского.
Бродский, будучи гениальным художником (необходимость писать портреты советских вождей ничуть не умаляет уникальный живописный талант этого ученика Ильи Репина), детально прорабатывает буквально каждую черту на лице своего непростого героя – замечает глубокие морщины под глазами и на переносице, волевую линию рта, передает хитрый прищур, делает акцент на редких седых прядях еще довольно моложавого вождя, не скрывает бугристость его большого восточного носа, поворачивает его голову чуть вправо, подчеркивает идеальную выбритость, аккуратную стрижку и умело концентрирует внимание зрителя на почти дьявольском блеске черных глаз. И произошло это как-то незаметно, само собой. Он обладал своей абсолютно особой системой проверки рисунка. В ленинградской художественной среде 1920-х так называли художников, живущих по принципу: «Чего изволите. » Это, разумеется, в корне противоречило традициям русского искусства, сформированным романтиками, для которых эстетические и этические убеждения были незыблемы и святы.
Изогиза) и Васильева «Ленин», где вместе с Лениным художник изображает гениального продолжателя его дела, товарища Сталина. Он неоднократно писал портреты наркома. В этот день Герасимов набросал в блокноте портрет Сталина7. Так на Западе сохранились нетронутые свидетельства этого дня. Бродский был салонным художником, его мастерская представляла собой модный салон. Основную часть этих денег составили выплаты за «изопродукцию» – типографские и литографские портреты вождей, писателей и картины современных советских художников.
Помню, как он однажды указал одному из студентов на ошибку в пропорции. Огромная статуя Ленина выделяется на фоне картины и становится ясна мысль художника, — Сталин продолжатель и завершитель ленинских дел. Однако в полной версии этот снимок просуществовал недолго. Комментировал вождь и собственные, неудачные, по его мнению изображения. Они видят замысел Герасимова в изображении «штормового прошлого и голубого неба, пробивающегося сквозь облака»14. Заметим также, что Ленинградский областной Союз советских художников недолго носил это название. Лицо выполнено легкой светотенью, живописна смелая штриховка куртки и фона.
Жизнь этого революционера была очень коротка, но насыщена. Сделали фотографии, напечатали альбомы, довольные депутаты увезли альбомы по домам. Реалистическое искусство еще очень молодо у нас и оно еще страдает некоторыми «болезнями роста» (опасность натуралистических тенденций), но здоровая его сущность обеспечивается создавшей и бережно выносившей его живой советской действительностью, высоким социалистическим вкусом народных масс, для которых создаются лучшие его произведения. Художник признавался, что Дом правительства специально был помещен на картину— Плампер предполагает, что как знак идеологической близости селившейся там партийной и творческой элиты к Сталину.
Ленин в этой версии олицетворяет поворотный момент истории28. К сожалению, нам не удалось выяснить, когда именно было снято это редчайшее видео (полагаем, что на рубеже 30-х годов, поскольку на более поздних картинах Бродского шевелюра Сталина подернута благородной сединой уже гораздо сильнее). Стоя на санях, призывающим к победам жестом руки, товарищ Сталин обращается к конникам. Вряд ли Бродский писал свой знаменитый портрет вживую.
Этот костюм и вошел в историю как полувоенный френч Сталина (подробнее о манере Сталина одеваться и стричься читайте в истории Весомый знак). И все же хоть и немного, но идля души тоже. О великом революционере-борце рассказывают нам картины грузинских художников. И. Ст.
Художникам было передано по 1500 рублей на расходы. С 1836 года предприятие находилось в ведении Министерства внутренних дел и выполняло как ведомственные, так и частные заказы: печатала медицинскую, художественную и историческую литературу, официальные документы, газеты. Его убийство стало предлогом для репрессий по всей России.
Веселова в ленинградской типографии им. Самый высокий оклад был у председателя правления – 700 рублей плюс хлебная надбавка в 20. В плакатах последующих лет Дени несколько раз возвращается к портрету товарища Сталина. Образ главного персонажа решен в манере соцреализма, то есть внешний вид соответствует не реалиям оригинала, а подан в предназначенном для идеологии виде: например испещренное рябыми оспинами лицо оригинала, уродующее его (в свое время у него даже была политическая клчка Рябой), выглядит на полотне чистым и привлекательным. «И. Но революция решительно поменяла соотношение сил в художественном мире России.
Единственным заказчиком стало государство. Позднее, однако, Герасимов на вопросы о позировании Сталина для этой картины говорил и писал уклончиво: «Посчастливилось кратковременно беседовать в майские сумерки на опустевшей после демонстрации Кремлёвской набережной»12. Он изображен ближе к зрителю и вот таким образом выглядит более высоким (в реальности Сталин был гораздо ниже Ворошилова12), рядом с ним, в первой концентрической зоне находится только Ворошилов.
Бродского. Картина была представлена на «Конкурс ИЗОГИЗа на лучший портрет товарища Сталина и его ближайших соратников» (о проведении конкурса было объявлено в 1937 году, размер первой премии составлял 20 000 рублей5).