Крамской Незнакомка История Создания

1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда

Его звали Михаил Лермонтов. Оригинальное её название – Неизвестная. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Возникало множество гипотез о том, кем же была дама, послужившая моделью художнику. Крамской, несмотря на простое происхождение (он был сыном писаря из городка Острогожска), был принят при дворе и даже стал там своим человеком, не раз выполняя портреты членов императорского семейства (Александр III был большим демократом и предпочитал общение с обычными людьми, особенно талантливыми, общению с романовским кланом), давал уроки живописи дочерям императора.

Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался. Прочитав это, многим захочется выругаться, как этого хотелось нам. В созданном образе нет ни капли доброты— лишь надменность и презрение к тем, кто не умеет «делать деньги» и «красиво жить».

Страны Западной Европы XIX века Россия XIX века. — М. : «Искусство», 1993. Однако, это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот – кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества. «Неизвестная» – образ собирательный, плод воображения Крамского. Осенью Александр I уехал из Петербурга в Таганрог.

  • Самая загадочная из всех незнакомок: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского
  • Картина Незнакомка Ивана Крамского
  • История одного шедевра: «Неизвестная» Крамского
  • МИСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
  • Художник Крамской и картина «Неизвестная»
  • Описание картины Крамского «Неизвестная»
  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
  • Раскрываем тайну "Незнакомки" Крамского

Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза. Это был новый российский социальный типаж: женщина-вамп, женщина-хищница. Я не знаю даже, кому мне говорить о том, что я чувствую и как я признательна. Существует несколько версий о том, чей образ передаёт картина Незнакомка. сидит целая эпоха».

Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. Мастер видит в ней настоящую царицу, которая возвышается над другими людьми. Неизвестная.

Если, конечно, верить Льву Толстому, написавшему об этом один из рассказов и обнаружившим в 1917 году пустую гробницу Александра I в Петропавловском соборе историкам. Позже в одной из частных чешских коллекций был обнаружен этюд к этой картине. Женщина изображённая на этюде, поразительно похожа на Незнакомку, однако в её взгляде ещё больше просматривается презрение к окружающим. Напротив, Павел всегда с нежностью относился к Сергею.

В 1880-х гг. Обезумевшая от горя Варвара покончила с собой. Крамской создавал в первую очередь социально обличительный портрет. Еще в 1860 году (а было ему тогда всего 28 лет) он составил завещание: «Я хотел сделать распоряжение на случай моей смерти Капитал сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи Более всех обращаюсь с просьбой к брату Сергею прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять что для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств».

В Фатежском уезде Курской губернии находилось имение столбовой дворянки Бестужевой. Он восхищается своей героиней, ее аристократизмом, величественной осанкой, нежной кожей. Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов. Все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность.

  1. Уравнения с одной «Неизвестной»
  2. Мистические картины Ивана Крамского
  3. Неизвестная или загадка высокомерного взгляда
  4. Самое интересное в виде мозаики

Он был поражен красотой и трагической смертью грузинки и решил написать ее портрет. Смерть некогда любимой Вари, как царь называл Туркестанову (её похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге), произвела на Александра I глубокое впечатление А когда от воспаления лёгких в возрасте 18 лет скончалась и его старшая дочь Софья, он и вовсе впал в глубокую депрессию. «Неизвестная» – образ собирательный, плод воображения Крамского. Умение же одеваться ей было дано свыше.

В Красноярске она пережила второй удар (инсульт) – была парализована левая часть тела. Художник-демократ боялся весьма вероятных насмешек.

  • Удивительная и трагическая судьба «Незнакомки»
  • Поиски прототипа неизвестной девушки
  • Душа кричала и рвалась на части
  • Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
  • Описание картины Ивана Крамского «Неизвестная»
  • Где находится картина «Неизвестная»

«Это картина, собирательный образ и моделей у него было, вероятно, несколько. Знак ордена носился на широкой красной ленте, которая надевалась через правое плечо. К. нарисовал также и портрет М. С. Бестужевой, который впоследствии получил широкую известность под названием "Неизвестная" (1883, Третьяковская галерея). Дочь Варвары и Александра была официально признана князем Владимиром Голицыным, который дал девочке своё отчество и фамилию.

Постепенно, с изменением социальной обстановки в стране, когда старая аристократическая духовная культура сменилась на образ женщины— простого советского человека и простой советской труженицы изменился и социальный статус героини полотна Крамского (в конце концов проститутка— тоже трудящаяся женщина. ) и дама на полотне стала восприниматься как идеал женской красоты. В знак своей любви император попросил Крамского написать портрет Екатерины. Крамской. В итоге Леонардо покинул Флоренцию, оставив портрет Лизы у себя. Очень похожа». Незнакомка – это не салонный портрет, а сложное, хранящее интригу полотно.

Имя дочери многократно упоминается в переписке художника5. Вот таким образом писать картины «просто так» у Крамского часто не оставалось ни сил, ни времени. Высшее же сословие Крамской рассматривал как источник заработка. Он не побоялся верной пропорции глаз с лицом, у нее небольшие глаза, татарские, но сколько блеску.

Иногда мы страшно жалеем, что Катар нам это запрещает делать в общении с читателями. Бывая у Бестужевых в гостях, в Матрену Саввишну влюбился и сам художник. Всё своё время император стал проводить в молитвах и чтении Священного Писания. Вот что отмечает историк живописи и куратор выставок Андрей Шалаев: Про «Неизвестную» уже спорят долгие годы Кто на ней изображен.

Неизвестная осталась лишь на его полотне.

  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

Есть и достаточно сенсационное предположение (увы, я не знаю имени его автора) о том, что «Неизвестная» – это портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини ЮрьевскойА вот еще одна история о женщине, которая могла быть моделью Крамского. И каждый мужчина, входящий в дом супругов становился её рабом. Она одновременно и страшна и беззащитна в обществе таких же социальных типажей. Долго не было никаких вестей. Одна из самых интересных версий принадлежит автору книги «Судьба красоты.

Знак ордена носился на широкой красной ленте, которая надевалась через правое плечо. Однако Юрьеву-Долгорукову в Петербурге хорошо знали, так что, если бы художник действительно нарисовал портрет княгини, то никакой интриги в этом никто бы и не увидел – тем более, что и секретничать уже не было большого смысла. Многие искусствоведы считают, что художнику позировала его дочь. А еще – внимание.

  1. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  2. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  3. Самые красивые города в вечернем освещении
  4. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  5. Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи

1 (X). Из-за этого он задержался в имении.

Награждать благородством модную кокотку в дорогой коляске не стоит— ибо его нету. Красавица, несомненно, не могла не заинтересовать Крамского как живописца. Городская суета помогает понять одухотворенность образа неизвестной.

Идея не встретила поддержки у русского царя. Она появилась из зимнего тумана в открытом экипаже. Трижды были такие дуэли, но все они завершались примирением. Тем страшней и беспринципнее явился образ. Картина представляет собой портрет молодой женщины, стремящейся к высшему обществу из так называемого полусвета, проезжающей зимой в открытой коляске по Петербургу. А потом попала в Третьяковскую галерею.

  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • История одной Неизвестной Крамского

Шляпа «Франциск», отделанная страусиным пером, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет. Он иногда бывал в их семье. Женщина на нем выглядит высокомерной и грубой, она с вызовом смотрит на проходящих.

Не разрушенная варварами, а так и построенная. Такой, знаете ли, прозрачный намек. «Высокоуважаемая Екатерина Павловна, Вы разрешите мне послать Вам эти несколько строк. Наконец, не так давно в печати появилась и красивая романтическая история о том, что Крамской написал портрет некой курской крестьянки Матрёны Саввишны, которая – как в повести Пушкина «Станционный смотритель» – стала женой богатого дворянина Бестужева. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала.

  • Учить видеть и понимать прекрасное
  • И каждый вечер, в час назначенный
  • Девичий стан, шелками схваченный,
  • И странной близостью закованный,
  • Картина «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и утонченности,
  • Ребенок умирал на глазах родителей

Только она не была его супругой и императорская семья не признала ее детей. III. Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь». Ее драма заключается в том, что она не может смириться с холодным расчетом общества.

Самая загадочная 
из всех незнакомок: 
кем была «Неизвестная»

Там вполне приличные казаки, похожие по одежде на донских казаков того времени. Я стал глазеть из-за спин художников. И даже ищут в этом образе несуществующие благородство, одухотворенность и трогательность. Вся эта теплота, очарование вышли только у него.

Уже после революции, когда было снято табу с семейных дел династии Романовых, появилась гипотеза, что под именем «Неизвестной» художник нарисовал портрет Екатерины Долгоруковой – любовницы императора Александра II. По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. «Незнакомка» Ивана Крамского – один из самых загадочных шедевров русской живописи. На первый взгляд, в портрете нет ничего мистического: красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске. Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное, отороченное мехом и синими атласными лентами бархатное пальто и стильная шляпкаберетка, вкупе с насурьмленными бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках, выдают в ней даму тогдашнего полусвета. С. 242. ). Если сравнить Незнакомку с портретом Софьи Крамской (Девушка с кошкой), то нельзя отрицать видимого сходства двух женщин. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Впервые — после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики. Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века.

Одну из самых знаменитых своих картин Иван Николаевич Крамской написал в 1883 году и дал ей название «Неизвестная», тем самым окружив ее ореолом таинственности и интриги. Отсюда пошел и обычай перевязывать конверты с новорожденными девочками красной лентой. Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. Автор прикасается к вечным вопросам, мучавшим человечество.

Ее стали обучать этикету, танцам, у нее оказался приятный голос. Причем полностью содранная с настоящего Коллизея в Стамбуле, который и есть НАСТОЯЩИЙ РИМ. Сегодняшние зрители, не отягощенные знаниями истории собственного государства, но исполненные патриотизма, видят в портрете «Неизвестной» красивую петербургскую даму 19 века, этакую свою предшественницу. Он описан И. Е. Репиным в книге «Далекое близкое»: «Однажды утром, в воскресенье, я пришел к Крамскому. На зрителей смотрит дерзкая женщина, в лице которой читается пресыщенность жизнью. Одета женщина по последнему писку моды 80-х годов 19 столетия: это и шляпка «Франциск» (небольшая бархатная шляпка с белыми перьями) и пальто «Скобелев», отороченное соболями и лентами (выдающийся русский полководец Михаил Дмитриевич Скобелев был необычайно моден у светских дам Петербурга, а его неожиданная смерть, последовавшая в 1882 году и романтическая история, связанная с этим (по Петербургу ходили слухи, что генерал скончался в постели известной проститутки, что действительно имело место быть и что усиленно скрывалось официальными органами и всё новые слухи обрастали всё большими несусветными подробностями), ввергло его имя в еще большую моду и последние писки моды назывались его именем), дорогие кожаные перчатки, золотые браслеты ит. д. Кто же эта женщина.

Сама художница, она много работала и была отмечена новой советской властью. Ее пленником оказался и художник Иван Крамской. Час расплаты за предательство любви и дружбы наступил лишь в 1825 году. На портрете была изображена дама вчас прогулки по Невскому проспекту.

Ее подлечили и сослали в Иркутск, затем перевели сначала в Канск, затем – в Красноярск. Давайте разбираться. Монументальный акварельный портрет (99х87 см), заключенный в роскошную резную раму, органично смотрелся бы в любом дворцовом интерьере. Правда, некоторые искусствоведы весьма сомневаются, что художник действительно использовал черты собственной дочери для создания портрета «Неизвестной»— Крамской любил дочь и хотя бы вот таким образом вряд ли находил хоть что-то общее с образом наглой и довольно мерзкой красотки-кокотки, а какие-то совпадения случайны (впрочем их видят только те, кто хочет видеть). Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что Илья Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев.

Ни портрет сына Сергея, ни портрет дочери Софии при жизни автора не экспонировались и предназначались лишь для домашнего бытования. С. 487). Особых возражений не последовало ибо невеста пленила и родителей жениха. сидит целая эпоха». Осознать правдивость этих слов поможет сравнение холста с первоначальным этюдом, обнаруженным недавно в одной из частных коллекций Чехословакии, где изображена молодая натурщица, очень похожая чертами лица и позой на «Неизвестную». Даже место указала, мимо которого должны была проезжать изображённая коляска. Художник-демократ боялся весьма вероятных насмешек.

Мы пересмотрели множество портретов прошлого и пришли к поразительному выводу. Он утверждает, что прототипом незнакомки стала княжна Варвара Туркестанишвили – фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра, которому она родила дочь. Спустя год после путешествия Крамской писал: «Дочка моя известная ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант». Итак, раскрываем тайну Незнакомки Крамского.

Для себя, вернее, для выставок Товарищества Передвижников он писал портреты сельских жителей – например, можно вспомнить серию портретов крестьян («Пасечник», «Мельник», «Полесовщик», «Созерцатель», «Мина Моисеев» и др. ), но в том-то и дело, Крамской, выросший среди простых крестьян Воронежской губернии, видел свою художественную миссию в привнесении в изобразительное искусство «правды народной жизни». с натуры ли был написан этот образ или выдуман, Крамской видимо твердо решил, что Портрет неизвестной должен остаться его тайной. Еще раз прошу простить меня, если я делаю что-либо, выходящее из рамок допускаемого. Вот это так.

Ревность же мужа дошла до безумия. Абсолютно не привлекательная табличка, наличие которой было открытием для маститого гида. Критик В. Стасов увидел именно обличительный пафос произведения он называл эту картину «Кокотка в коляске» и считал ее критической, нравственно разоблачительной изображающей наглую барыньку— пустую, взбалмошную и, так сказать, далекую от страданий и нужд народа— тема народничества действительно была очень популярна в те годы в России, вечно ожидающей и жаждущей каких-либо социальных изменений. Наконец я добрался и до Крамского. Рассказ произвел на Крамского неизгладимое впечатление.

Дочь ему родила бесконечно любимая женщина Екатерина Долгорукая. И за такое обличение художнику спасибо».

Приличные дамы сами никогда не ездили, поскольку это был знак ищу богатого любовника. Правда, почемуто картина была известна уже под названием«Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. «Незнакомка» Ивана КрамскогоКартина удивительным образом пережила два периода массового интереса к себе, причём в абсолютно разных эпохах. Белла однако себя называла Мари и одно время подвизалась на театральных подмостках.

Красавицу посадили на возвышение. Это она. Правда искусствоведы отмечают, что история не подтверждена никакими документальными свидетельствами и вообще не понятно, откуда у нее «растут ноги». Но история, даже будучи мифом, по-своему красивая. Тем не менее, они не могли не портить отношений в семье. Неизвестная барышня явно не принадлежала к высшему свету. Еще бы, ведь если перевести это на русский язык, то возникает текст вот такого содержания «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Летом 1841 года Мили Голицыной сделал предложение молодой офицер.

А что, если какого-то конкретного прототипа просто не существовало.

И лишь когда его подвели к ней, он прочитал изумленно: «PIVS. VII. P. M. ANNO. VII». Там картину покупает некто Клюквист – имя первого владельца «Неизвестной» всплывает лишь в документах посмертной выставки Крамского, скончавшегося в 1887 году. Кто та барышня, которую Иван Крамской изобразил на картине. Вскоре в зал стремительно вошла Матрена Саввишна, необычайно возбужденная, румяная.

Что ж, гипотеза действительно любопытная и не лишена определенного конспирологического очарования. На нём барышня одета в тёмное закрытое платье, волосы у неё собраны в высокую причёску. Разумеется, это был Аничков дворец, резиденция наследника императора. В живописном этюде нет недосказанности и неопределенности.

Молодой муж измучился вызывать соперников на дуэли. Обучить молодую Бестужеву манерам оказалось очень легко, так же как языкам и пению. Тот же В. Стасов продолжал: «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха». Во всяком случае, оригинала никто не встречал. Меж тем Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи – может быть, опасался поверья о том, что портреты красавиц «высасывают силы» из живых людей.

Сама картина тоже, где только не побывала: и в частных коллекциях и даже за границей. Что же представляет собой картина Незнакомка.

Дело в том, что мой прапрадед был довольно известным военным врачом в Таганроге, вращался в светских кругах и был знаком с Крамским. Портрет действительно обличительного свойства. За время пребывания в Фатеже и в с. Миленино К. сделал несколько портретных эскизов фатежан и сельских пейзажных зарисовок, по которым в последующем были написаны такие известные картины, как "Полесовщик" (1874, Третьяковская галерея) и "Сельская кузница", "Мужик с уздечкой" (1883, Музей русского искусства, Киев) и др. В свете говорили, что 24-летнего Голицына и 42-летнюю Туркестанову одно время связывали более чем дружеские отношения.

Барышня, царственно выглядящая на фоне заснеженного Петербурга, одета дорого и модно. Дама одета по последнему писку моды: на ней шляпа «Франциск», отделанная изящными лёгкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет – все это модные детали женского костюма 1880-х годов, претендующие на дорогую элегантность.

Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь». камею с портретом княжны, которую ей когда-то подарил император, увидел Крамской. – спросите вы. При этом условились, что она напишет ему. Вып. Истории грузинских жен» Игорю Оболенскому. Через несколько дней влюблённый в дочь Туркестановой офицер погиб на дуэли.

Отсюда пошел и обычай перевязывать конверты с новорожденными девочками красной лентой. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Лишь спустя годы она встретила новую любовь, выйдя замуж за юриста Георгия Юнкера.

Существует версия, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская. Но почти ничего не сохранилось. Мили Голицына пережила его всего на два года и скончалась в 1843-м, ей было 24 года. Точного ответа на этот вопрос не удалось получить до сегодняшнего дня. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. В 1894 году «Неизвестная» появляется на выставке частных владельцев при Первом съезде художников в Москве, но теперь ее владельцем был Павел Иванович Харитоненко – богатый промышленник и коллекционер живописи. Именно из-за этой улыбки «Неизвестную» часто называют «Русской Джокондой», хотя обе эти картины связаны и непростыми женскими судьбами.

Вероятно, она и дала ему вдохновение создать этот портрет». И когда мы делали выставку Крамского в 1987г., юбилейную выставку, мы его получили. Вера Павловна Третьякова (в замужестве Зилоти), подруга детских и юношеских лет Софии Крамской, писала об особой дружбе дочери и ее отца: Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание4. И этому мнению есть основания— внешность дамы на картине напоминает черты Софьи Крамской.

Судьба самой Софьи Ивановны сложилась трагически. В 1878 году Александр II, будучи императором России, стал папой. Так что— материальный стимул очень поддерживал в минуты морально-нравственных страданий (если они вдруг появлялись) и рождал презрение к нищим и их мелким заработкам. А потому маленькая Мили стала Голицыной, дабы отвести любые подозрения от государя.

1997. Ни в одном дневнике художника не было упомянуто об этой загадочной картине. В картине, которую он решил писать, непременно надо будет выразить не только ее привлекательность, но показать хотя бы в какой-то мере и внутренний мир этой очаровательной молодой женщины. Своими при дворе стали и его дети.

Если бы Вы только знали, каким чувством глубокой благодарности полны мои мысли и душа. Но в женщине с «пражского» этюда нет той загадочности и обаяния, которое появится в окончательном варианте.

Скорее всего, отец сделал это в день её трёхлетия. Не проститутка, но явно содержанка какогото знатного или богатого человека. Однако когда художника спрашивали, существует ли эта женщина в реальности, он только усмехался и пожимал плечами. По существовавшему в те годы порядку на городском кладбище хоронили только горожан, вот таким образом М. С. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов итальянский актер Мерси дАржанто. Заручившись согласием своей избранницы, племянник обратился к тетушке с мольбой, чтобы та отпустила с ним горничную, на которой он решил жениться после представления ее своим родителям. Выслушав необычную просьбу, помещица возмутилась – как это столбовой дворянин может жениться на простой мужичке.

После того как ее увидела публика, сразу же появилось множество слухов. Ни кокотки, ни содержанки таких вещей просто не могли себе позволить. Бестужеву похоронили на кладбище её родного села. Ну очень уж похожи лица на сохранённых фотографиях и портрете Неизвестная. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа.

С его легкой руки и пошла по рукам сия дама, поменяв много богатых кавалеров. Все детали элегантного гардероба незнакомки художник прописывает с особой тщательностью. Есть портрет его сына Сережи, этот взгляд сквозь ресницы, сверху вниз тоже отрабатывался на этом портрете Сережи. Она менее красива: лицо грубее, проще, взгляд тяжел и надменен.

Мы не спорим в эстетической ценности этой картины, но хотим сказать, что пора наукой заниматься людям не стремящимся в ней достичь карьеры академика, а вернуться к самородкам типа Ломоносова, Столетова, Менделеева, Фоменко и прочих порядочных людей, способных на подвиг. Крамской образца 1870 года уже сильно отличался от Крамского-бунтаря образца 1863го.

Дескать, в 1872 году Екатерина родила государю сына Георгия (впоследствии она родила от царя еще троих детей – сына Бориса, дочерей Ольгу и Екатерину). К тому же их сын заболел и умер.

Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Так что сами похороны государя были мистификацией. 25 декабря 1930 года энтузиастка Юнкер-Крамская была арестована по статье 58II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду.

Больная старая женщина, она вернулась в Ленинград (бывший Санкт-Петербург), где вскоре скончалась. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. Однако речь может идти только о внешнем сходстве. У Крамского была великолепная возможность не только познакомиться с парадными портретами былых эпох, но и созерцать их бытование в дворцовых интерьерах. Подумаю иногда, да и станет страшно личная жизнь грозит превратиться в трагедию». Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, – но вот совпадения Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу.

Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. Это двойное предательство— и любимого и подруги— долго не давало ей оправиться.

И конец носа с ноздрями шире междуглазия, так же как у нее, – и какая прелесть. Меня освободили. Этот портрет (см.