Кто Такой Чюрленис
Ядвига, сестра Чюрлениса, пишет, что о первом имени Микалоюс в семье никогда не упоминалось, оно как будто было забыто и дома брата все звали Константом. Дальше – болезнь, о которой поговорим более подробно. Умер М. К. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости.
В стилизации цветов мне очень помогла Зося, так что работа просто кипела». В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи». Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. У Чюрлёниса воспринимаемый им музыкальный фон имел цветовые оттенки. А ты иди иди без устали.
- Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- Микалоюс Чюрлёнис: жизнь и творчество художника
- Самые известные картины Чюрлениса
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор
- Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок
Разве этого не достаточно, чтобы дикари, поносители и умалители не возмутились. Каково же соотношение болезни и творчества в случае Чюрлёниса.
Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом. В то время он увлекался Бахом, Бетховеном, Вагнером и Чайковским. А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце.
Это сказка. учился в Лейпцигской консерватории (изучал контрапункт у С. Ядассона и теорию композиции у К. Рейнеке). Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. У подножия волны мы видим маленькие кораблики, а на фоне её – инициалы художника, как символ победы человека и творца над силами природы. В этом заключалась удивительная магия чюрленисовских картин их необычная притягательность ибо там, в их глубинах, зарождалась и светилась Красота иного, невидимого обычным глазом мира, проявленная кистью гениального художника и тонкого музыканта.
Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом». Однако цены на свои картины назначает непомерно высокие, мечтая о помещении их в будущем в созданном «Вильнюсском национальном дворце». Так произошло и с упомянутым выше чиновником и с Чюрлёнисом, «забывшим» о бедности.
- Научно-философское обществоМир через культуру
- Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
- ЧЮРЛНИС (Чурлёнис, Чурлянис) Микалоюс Константинас (Николай Константинович)
- Микалоюс Константинас Чюрленис картины
- Микалоюс Чюрлёнис: художник, композитор, бедняк
- Чюрлёнис Микалоюс Константинас – Биография
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Словари и энциклопедии на Академике
В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». Вячеслав Иванов подметил важнейшую особенность искусства Чюрлениса – некое «двоемирие», позволяющее в процессе взаимопроникновения этих миров друг в друга воспринимать каждый из них как бы обособленно. Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная.
– Только трудом. «Любопытнее и убедительнее, – писал Вячеслав Иванов, – этот духовидец тогда, когда он ставит себе задачу уже иррациональную для живописи, когда он непосредственно отдается своему дару двойного зрения.
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис, литовский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- ЧЮРЛЕНИС Микалоюс Константинас (часть 1)
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Литературное творчество Чюрлёниса
– Авт. ) казались музыкой, прикрепленной к холсту красками и лаками». Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой. Живописное творчество Чюрлёниса называли «музыкой на мольберте». Одно меня утешает – не гаснет во мне желание работать. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого.
Скорбно звучали такие признания писателя. (Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой). И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву.
Ленина, у которого в это время было много других важных дел. В нем существовали два мира земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Есть у меня чувство, – с ума сводила его, повергая в глухое отчаянье, мысль о «заколдованном» Мраком мире и о том, что родившиеся под одними звездами, на одной планете, с Высшего благословения, все ли мы еще. Это сотворение мира, которое отличается от библейского.
Однако весь синтез живописи и музыки, создаваемый им, нельзя выводить из синестезии. Чюрлёнис 10 апреля 1911 г. Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 в городке Ораны (современное название Варена) в Литве. Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. Полет фантазии в просторы космоса, к солнцу, к звездам.
В результате – тяжелое воспаление легких и кровоизлияние в мозг. С нового года написал 50 картин. » Письмо жене (которой никогда и ни на что не жаловался): «Пишу по 8–10 часов подряд. Его высоко оценили Рерих, Бакст, Бенуа и многие другие. И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы. На эту мысль наводят его сумеречные образы и ритуально-таинственная атмосфера, нечто змееобразное, то явственно, то призрачно присутствующее в сюжетах, странные «тайные» знаки. Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции.
- Литовские рассказы Микалоюса Чюрлёниса
- О знаменитости:литовский художник и композитор
– длинню-ю-ю-щая. На этом фоне – замок, деревья, раскинувшая крылья птица. Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. Он был из тех, кто пытался такой язык создать.
Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию.
Буду получать жалованье, приобрету приличную одежду, квартиру, соответственно сытый обед. Чюрленисы жили в Друскининкай. Всю свою жизнь он испытывал сильное влияние Словацкого, а также поэтов «Молодой Польши». М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени.
На этом рисунке – уже сотворенный живой мир. Одно противоречило другому. В Германии Чюрленис поступил в Лейпцигскую консерваторию, которую окончил в 1902 году. Должен освободиться.
Другой основной начальный симптом болезни – беспрерывное, в том числе ночное, рисование. В это время его приняли в общество «Мир искусства». В 1899 году Чюрленис с отличием заканчивает институт. Как писал Чюрлёнис. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. «.
Позже в натурные мотивы все сильнее вторгалось воображение художника. Глубоким сном заснули волны. Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению. Картина обладает очень большой декоративной силой. К «литовскости» они приходили постепенно, зачастую отвергая национальную идентичность, выбранную их дедами и родителями.
В Анданте морская стихия утихомирилась. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты.
В этот период создал симфоническую увертюру «Кястутис», четырехчастный «Струнный квартет», каноны, фуги, среди которых «Sanctus» и «Kyrie» для смешанного хора. Сразу Чюрлянис дал свой стиль, свою концепцию тонов и гармоническое соответствие построения. Мечта где. У Чюрлёниса сочетания фантастических элементов, окрашенные музыкальным звучанием, не искажают природу, не превращают её в комбинации ничего не выражающих красочных пятен или форм. Эти течения уводили от действительности в мир фантазии, не признавали за литературой и искусством какой бы то ни было общественной роли и подменяли реалистическое изображение действительности глубоко субъективными символами и аллегориями.
И наконец, Финал. Это – новый духовный континент. Картины, выставленные им, не привлекли внимания ни художников, ни критиков, ни обычных зрителей. Первым обеспокоился этим исчезновением Добужинский.
Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли. в будущем. Но Валерия Константиновна довезла все картины в целости и сохранности. Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса.
Я не хочу этим сказать, что идея опрозраченного мира иррациональна для живописи сама по себе. Море кипит, беснуется. Он принес новое, одухотворенное истинное творчество. После Лейпцига, учась в школе живописи, создавая десятки картин, зарабатывая на жизнь уроками, Чюрленис сочиняет музыку.
Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис. Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф. Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Все новое к нам приходит через Вестников. Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето».
Но этот музей до сих пор в моей душе. В 1907-1909 гг. В связи с этим хочется еще раз вспомнить слова Рериха он «не новатор, но новый». Вообще и в особенности в своих письмах, М. К. Чюрлёнис предстаёт перед нами, как человек трезвого, светлого ума, широких интересов, бесконечно любящий жизнь и природу.
За два дня сделал набросок углём. Где истина, Господи. Но идущие за ним уже начинают понимать, как возможно можно их избежать. Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами.
Привет, красавица-Пчелка.
На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Охотно воспринимались рассказы очевидцев, видевших в топке локомотива на станции Поречье некрупного дьявола. Но даже и в лучших кругах, увы, очень многие не понимали и отрицали. Синтез музыки и художества в нем был удивительно глубок и всепроникающ. Прежде чем повествовать о болезни, мы должны остановиться на двух моментах.
Курортные знакомства позволили Микалоюсу поступить в оркестровую школу в Плунге. Сам художник на выставке экспонировал более 30 работ – сонаты «Ужа», «Моря», «Звезд», «Сказку о королях», триптих «Фантазия» и др. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса. Надо браться за краски, браться за живопись».
Из воспоминаний жены М. Чюрлёниса: «Он. На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ. Почему у нас Чюрленисов нет. ». Это красиво.
Подвижничество не может тянуться вечно. Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно. Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы.
и его лучистая, звездная мечта о возрождении человека. Если бы ты знала, как приятно так упорно и беспамятно, без передышки писать». Только трудом.
датируются почти все картины художника. Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». Тем не менее, он скопил некоторую сумму, которая позволила ему поехать в Германию. 10 апреля 1911 года Чюрлениса не стало. Прежде всего – романтизм Чюрлёниса.
А земля – обледеневшее кладбище – странствует в бесконечной ночи. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. Чюрлёнис не то чтобы был одним из них — скорее нет, но он дышал тем же воздухом.
Многие из них польский язык знали лучше, чем литовский. В семье было пять сыновей и четыре дочери. В последние годы жизни мечтания усиливаются. Известный художник Остроумова-Лебедева вспоминала: «Мне они (картины Чюрлёниса. Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА.
Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю. В 1904 г. поступает в школу изящных искусств в Варшаве.
Письмо к другу, Э. Моравскому: «. Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Я помню его до сих пор.
В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. Родная природа, сказки и песни матери, учёба музыке уотца-органиста – это и есть детство Чюрлёниса. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил. В некоторых письмах он жалуется, что ничего не умеет. Поступает приглашение участвовать в выставке за границей – в Мюнхене.
Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем. «Картины Чюрлениса, писал о выставке петербургский критик А. А. Люди ничего об этом не знают. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая.
Первый раз – от должности директора музыкальной школы в Люблине (Польша), второй – от места преподавателя Варшавского музыкального училища. Это другой, фантастический мир. Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки. Чюрленис создал ее плакат и обложку для каталога.
Это еще больше обострило его и без того тяжелое состояние. От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением. Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части.
Иначе он не мог и мыслить и творить. Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал. В этом же направлении действовало и польское духовенство. Чюрленис — исключительное явление в мировом искусстве.
Польский вообще был языком его детства — домашним изначальным. А между тем происходило как раз обратное.
Огненные цветы вырастают из темного хаоса и тянутся вверх. Леонид Андреев незадолго до смерти писал мне: «Говорят, что у меня есть читатели, но ведь я-то их не знаю и не вижу». Была черная ночь, лил, хлестал ливень. Микалоюс Чюрленис – литовский художник и композитор.
В своих критических статьях Александр Бенуа называет Чюрлениса в числе талантливых мастеров России. Так же точно многими отрицалось и тончайшее творчество Скрябина. «Из научных дисциплин М. К. Звуками. Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал.
Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др. Но он тосковал по родной Литве. В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Ливень усиливался, а с ним и мой страх.
Весть о Новом мире, о Новой Красоте содержалась в его творчестве. Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине. Текст автора замечательный, все предельно точно по ощущениям. Они сделаны по рисункам с натуры. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами.
Член объединения Мир искусства (с 1911). Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. Если мы под романтизмом будем понимать все то, что связано не с реальной повседневной жизнью, а с мечтой, сказкой, фантазией, если мы вспомним, как Чюрлёнис любил прекрасную природу родного края, которой он не раз любовался, в особенности в Друскининкай, Вильнюсе и на Балтийском побережье, а так же природу Кавказа и Карпат, вспомним, как он интересовался литовскими сказками, легендами и песнями, если поймём воздействие тех мыслителей и писателей, которых художник читал и которыми восхищался, если будем иметь в виду влияние на Чюрлёниса новых веяний в искусстве того времени, если наконец мы вспомним, как Чюрлёнис интересовался проблемами астрономии и древними цивилизациями, то многие вопросы тематики и проблематики его творчества станут ясными. Генделя, П. Чайковского, Р. Вагнера, Ф. Листа. Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер.
Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй. Другой прекрасный художник недавно писал мне: «Говорю как в подушку».
Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. Рамайяну, Рабиндраната Тагора. В поэзии слово должно быть музыкой.
Учась в Варшаве, Чюрленис создал несколько музыкальных произведений.
Пронзительно-зеленые просветы сквозь покрытое тучами небо. Однако в действительности художник вряд ли думал об этом, а если и думал, то, несомненно, не о примитивно понятой замене музыкального звука цветовым пятом. Весь цикл – это образный рассказ не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира.
Над этим же думали тогда по всей Европе символисты. В сказке «Путешествие королевны» на вершине горы – одуванчик беззащитный в своей хрупкой красоте. А дальше при помощи стремянки происходило самое сумасшедшее рисование. Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского).
«Если бы я был богат, писал Александр Бенуа, я бы пришел на помощь ему, заказав ему огромные фрески в каком-нибудь здании, посвященном человеческому познанию. ». Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Одну за другой пишет картины: «Насладился я временем великолепно, так как написал что-то около 20 картин, которыми иногда недоволен, а иногда расставляю, всматриваюсь и радуюсь» «Писал по большей части с 9 утра до 6—7, а потом меньше, только из-за того, что дни стали короче». Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери.
Плунге). Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении как по причине неопределённости перспектив, так и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. Известно 13 рисунков темперой. Это случилось в декабре 1909 года. Сейчас ночь. В избах, дворцах, виллах, гостиницах преспокойно спят люди.
Спустя некоторое время София живет в Литве и ждет ребенка. Ирина, видимо Чюрлёнис хорошо известен именно тем людям, детство, юность и молодость которых и пришлась на советское время. Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ».
Во время каникул рисовал. Была его сфера. Чюрленис был не только Вестником, но и творцом.
Это было скорее видение, чем сон: «Я видел страшный сон. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. Позднее он сбегает из больницы в лес. Дикари и враги много потрудились для его будущей славы. Ему предшествовал, ныне утерянный цикл работ, выполненных пастелью на ту же тему с символическим призывом в названии: «Да будет. ».
Вокруг пустота, темно-серая земля. В то же время упомянутые диссоциативные расстройства обычно не продолжаются столь долго. –. Дальше палитра теплеет.
Его детство и молодость прошли в Друскениках (совр. Сами костры и факелы дикарей являются лишь озарением пути. И в душу льется светлая и всепрощающая мелодия. Он приносит радость младенцу, который доверчиво тянется к нему ручонкой. В Скрябине и в Чюрлёнисе много общего.
Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. В нем существовали два мира: земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Дальше пойти я уже не смогу. Представитель символизма.
Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва. Музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. Простые люди ни об этом мире, ни о дороге туда ничего не знают. Намеченная здесь тема получает развитие в картине "Жематийское кладбище".
Не удивительно, что земной мир становился для него все более и более дискомфортным. – Варшавскую художественную школу. В 1909 году Чюрленис принял участие в выставке «Союза русских художников». «Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос.
Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек. Литовские окончания появились позже. К. Рейнеке, а контрапункт – у С. Ядассона. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Это новый духовный континент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис. И — при несомненной общности носившихся в этом воздухе задач — не был похож ни на кого. Ему казалось, что в тот момент наступила пора счастливого покоя и гармонии.
Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное. Ему не было тогда и 36 лет. Вместе со своими коллегами по искусству он разрабатывает устав, в котором, кроме благородных задач объединения, материальной и моральной поддержки людей искусства, декларируются и просветительские цели, такие, например, как "развитие художественной культуры населения, поощрение народного творчества". Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича. Но сама информация была расплывчатой, неопределенной и во многом противоречивой. Купил себе свечку (был отвратительный серый день) и, запершись в огромной комнате один на один с Юрате, погрузился в морские пучины и мы бродили там вокруг янтарного дворца и беседовали».
В Варшавском музыкальном училище (1894-1899) сперва обучался игре на фортепьяно у Т. Брзезицкого и А. Сигетинского, позже посещал и закончил класс композиции у З. Носковского. От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. В нем жил синтез искусств и мысли, соединивший в одно целое музыку, художество, слово и глубокую философию.
Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Учился живописи в Рисовальной школе Я. Каузика (1902-05) и в Художественном училище (1905) в Варшаве. Иду иду». Посещения знакомых, спокойные разговоры о текущих событиях. Народ может жить лишь светлым допущением и утверждением.
Он горит жаждой творчества. «. – Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве". Но в силу своих слабостей, к коим безапелляционно и бесцеремонно принуждает его мир материальный со своими законами: бытие определяет сознание, цель оправдывает средства революция – двигатель прогресса побеждает сильнейший. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие.
И тот и другой были слиты воедино. Сначала помог случай. Остановимся наконец на многообразных интересах Микалоюса Чюрлёниса. Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского в г. Плунге, где играл на скрипке в придворном оркестре (1889-1893).
У него и картины имеют музыкальные названия — прелюдии и сонаты. Вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он всего себя отдавал работе. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Это было его искусство. в принципе-это чайка над морем.
Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Человек – неотъемлемая и, по Замыслу, чудеснейшая часть этого Мира – на уровне духовном. На Серпуховской в Литовском зале. Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью. Всем удачи.
Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург. Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем. Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт).
Уже тогда его живопись выделялась психологической оригинальностью космических идей, тонкостью красок и неповторимой выразительностью. В Лейпцигской консерватории М. К. Существовать одновременно в двух – таких разных – мирах было невозможно. Институт закончил с дипломом по специальности композиции. В июне вместе с Софией расписали занавес для сцены в зале общества «Рута».
И все же его специфическое литературное творчество сложно отнести к романтизму или литературе «Молодой Польши». Все помнят жизненную трагедию Рембрандта или Франца Хальса. От объективной спокойной фиксации пейзажа к драматизации природы лежал путь Чюрлениса. Легкая депрессия, случившаяся 10 лет назад, после вынужденного расставания с Марией Моравской, пришла и ушла и к наступившей в 1909 году болезни не может иметь отношения. В раннем возрасте отец обучил его игре на органе и он играл в церкви уже с шести лет.
Национальный характер творчества Чюрлениса-художника проявляется не в дальнейшем развитии, претворении или имитации элементов народного художественного творчества, а более сложным путём – чаще всего художественной передачей элементов и красок самой природы или мотивов фольклора. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Впервые познакомилась с несколькими работами Чюрлениса в Каунасе в 70-х годах. Объединение слова и мысли должно рождать новые образы». Сидоров, меня поразили.
В этом, по всей видимости и заключались истоки особенностей и тайны его творчества. Еще один взмах ее крыльев и тоненькие пушинки одуванчика разлетятся по ветру. Друскининкай) и Плунгянах (совр. Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму.
Довольно невежественных отрицаний. В его искусстве усиливаются ноты тревоги. Достаточно прочитать главы «Вечер» или «Утро» в его книге «Атмосфера», где он описывает закат и восход солнца в горах Швейцарии, чтобы понять, насколько этот поэт-ученый по духу был близок М. К. Чюрленису. Ему предлагают должность директора только что основанной музыкальной школы в Люблине. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни.
Но это будет уже другая история. Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим». Как это смешно, глупо, даже противно. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Польский был языком универсального, языком самого бытия — недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет. » раздаются именно на этом языке.
Ему обещают признание и материальное благополучие, но. Co дня смерти литовского композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911) прошло пятьдесят лет. Фантазия где – я спрашиваю.
В репертуаре студента были произведения Баха, Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шопена. Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира. Второе – личность Чюрлёниса. Интересовался языками, особенно «мертвыми»: халдейским, ассирийским, финикийским. Отец Марии, заметив их чувства, поспешил отдать дочь против ее воли в мужья другому.
Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. Ландсбергис). В первых шести листах серии – холодный космос.
Это «Кладбище» – солнце ушло, на желтом небе силуэты крестов, часовенки, деревья. получу какое-нибудь место. Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин.
Огромная волна с пенистыми пальцами, словно когтями чудища, готова поглотить искромсать, уничтожить маленькие, как букашки, суденышки. Подобно Скрябину, Чюрленис верил во внутреннее таинственное преображение человечества через искусство. Осенью того же года с рекомендательным письмом М. Антокольского он едет в Петербург и вступает в тесное общение с членами будущего объединения «Мир искусства» – Добужинским, Бенуа, Рерихом, Билибиным и др.
Стихия разыгралась вовсю. И не только художники.
Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Но и вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он отдавал работе «24-25 часов в сутки». Но и в трагедии этой так много торжественности. В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее. Чюрленис символизировал этот сложный эволюционный процесс «скамейкой вестников», которая никогда не пустует и на которой старых, уходящих, заменяют молодые, вновь приходящие.
– Только трудом. Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано. Но когда эти миры сливались, то возникали другие формы, абсолютно новые и в то же время доступные земной кисти и земному полотну, – формы иной, Новой Красоты, совершающей свои первые шаги в мире земной действительности. Выставленные в Салоне картины Чюрлениса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников».
Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Пчелка Майя, большое спасибо за Чюрлениса. Ощущение пространстваи взлетаМоре и полденьИ странные рыбыв воде голубойИ янтарное мореИ песчаных дюнпозолотаИ сети, как судьбы, таинственныИ белый прибойИ синее небовместе с алой зарею, вспыхивающей на синеми золотом, гудит, как гигантский колоколнад землею:– Только трудом. Его самые знаменитые музыкальные произведения — симфонические поэмы «В лесу» и «Море».
Составил и свой собственный алфавит и на некоторых картинах видны таинственные письмена. Ну, а сейчас иди, так сказал старик и я пошел дальше и смотрел с высоких башен». Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». Первые его произведения – небольшие пьесы для фортепиано. Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность. Клиника отрезала его от мира, от людей.
И вернулся в больницу. Вспоминаем, как Модильяни умер с голоду и лишь этот потрясающий конец открыл доступ к общему признанию его произведений.
Пишет он и стихи.
Особенно характерны циклы картин Сотворение мира, Зима, Зодиак. Впрочем, записью это даже нельзя назвать, скорее, это притча. Конечно, подойти к нему я не решился. ». Костек –старший. В библиотеке издательсства Ц. Ф. Чюрлёниса приглашают участвовать в выставке «Союза русских художников».
И в этом мраке возникают башня, кладбищенские колокольни и крест. Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом.
Но доходов нет. Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Картина оказалась во многом пророческой. Но Чюрлёнис не хотел отвлекаться от живописи. Он рисует набросок самой жуткой по настроению картины: «Баллада о черном солнце», некоторые именуют ее проще – «Черное солнце». Микалоюс Чюрлёнис в одиночестве снова возвращается в Петербург, находит одного (. ) ученика.
Художник писал брату: «Цикл еще не закончен. 10 апреля 1911 года художника не стало. В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят. Каждое признание истинной ценности всех веков и народов должно быть приветствовано.
В Плунгянах он играл в оркестре князя Огинского, с чего началась его музыкальная карьера. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. Рисует занавес для литовского театра в Вильнюсе: «Радость невероятная. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»).
В том же году вместе с женой он подался в Петербург – совсем не подходящее место для спокойного существования. Догадываешься, наверное, что это моя невеста. В этом же направлении действовало и польское духовенство1. Однако что-то удерживало его в этом туманном и сыром городе. Это произведение, с которого начинается история литовской профессиональной музыки. И настроение вот таким образом радостное, приподнятое. Звуками. Об этом мире знают те, кто сидит на «скамейке вестников», а затем отправляется в долгий тяжелый путь искать и траву и деревья и простор, наполненный ароматами.
Аллегро. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств.
Мечтой о лучшей жизни, о счастье человека проникнуты романтические «Сказки» Чюрлениса. Но нам ли, по человечеству, определять сроки. В 80 году в поездке по Прибалтике зашёл в музей Чюрлениса и испытал настоящее потрясение. И никакой режим не в состоянии сломить волю таких подвижников. Штудировал все произведения французского астронома Камилла Фламмариона, который был и большим ученым и большим поэтом.
Если кто-то является в новой форме, то разве такое обновление уже должно стать уделом растерзания. Он был не новатор, но новый. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг.
Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Хронологически композиторское творчество тоже совпадает с художественным: наиболее известны его симфонические поэмы «В лесу», созданная в 1900 г. и «Море», законченная в 1907 г. Периодом между 1903-1908 гг. Но надежд на серьёзную школу нет. Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд.
Придя к живописи уже зрелым человеком, он совершил в ней революцию, которая не сразу была понята и осознана его современниками и до сих пор, вряд ли, до конца осмыслена. Он часто что-то напевал, помнится, однажды, уходя, он стал напевать «Эгмонта» и при этом улыбался своим мыслям.
– Ну, с меня хватит. Запомнилась картина «Музыка леса». Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Вспоминаем Ван Гога, пославшего своему домовладельцу в уплату за квартиру свое отрезанное ухо, как символ пресловутого Шейлоковского мясного вознаграждения. Живопись также может иметь такую же архитектуру, как и музыка и в красках выражать звуки. Обладал некоторыми гипнотическими способностями.
Окончив в 1899 году консерваторию, он отказался от предложенного ему места директора Люблинской музыкальной школы, которое обеспечило бы его материально, но помешало бы творческой свободе. Во время моего председательствования в «Мире Искусства» много копий пришлось преломить за искусство Чюрлёниса. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения. Эскиз сделан по мотивам фантастической повести одного из любимых авторов Микалоюса Чюрлёниса – французского астронома и писателя К. Фламмариона.
«Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк. Детей уже к этому времени было четверо, семья вела более чем скромное существование. Отражается, но в реальности не присутствует. У Чюрлениса проявляются приступы душевного расстройства. На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями. Истинно, не знаем мы путей творчества.
Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое. Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее. Довольно бывшего невежества, когда на разных путях истории мы видели, как попирались и оскорблялись лучшие человеческие достижения. Иначе сердце не выдержит Создать образ мира.
Но не знаю дороги и боязно мне. Чюрленис изучал композицию в классе проф. Несмотря на идеологические запреты и традиционную критику («чуждое искусство», «чуждый художник» и т. д. ), Литва признала своего художника и в этом огромная заслуга Валерии Константиновны.
В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. Хочу сделать цикл, по крайней мере из 100 картин, не знаю, сделаю ли». С 1905 г. участвовал в выставках в Варшаве, Вильнюсе, Санкт-Петербурге. Симфоническая поэма "Море" (1907) – теперь гордость литовской симфонической музыки. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки.
Его творческий путь начинался именно с музыки. Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга. Его и по сей день нет, а уж во времена Чюрлёниса не было и подавно.
Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу». Владимир Ильич счет возможным принять сестру художника лично.
Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. Не по годам задумчивый, он предпочитал занятия музыкой и чтение играм со сверстниками. В 1908 году, а возможно и чуть раньше, он сделал запись в своем альбоме. Завершив учебу, работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара.
Однако и сейчас нас восхищают и волнуют не только талантливые музыкальные произведения М. К. Чюрлёниса, но и его большое (около 300 картин) художественное наследие, необычайно свежее, оригинальное, подчас противоречивое, полное трудно выразимого словами своеобразия, красочности и прелести, пронизанное музыкой, насыщенное напряжёнными исканиями и страстью. Этим замыслом он делился в письмах с женой – автором оперного либретто: «Вчера около пяти часов работал над Юрате, знаешь где. Вот он, ответили мне. Он увлекался шахматами, математикой историей.
Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса. Он кружил по лесу, не в силах найти дорогу на волю. Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908).
Она молча коснулась моей руки и я почувствовала легкое и теплое пожатие. Самые знаменитые из них — это «Соната моря» и «Соната звезд». Свои музыкальные пристрастия он сохранил на всю свою короткую жизнь.
Белая тень чайки ложится на воду. Чюрленис руководил хором, собирал и обрабатывал народные песни, писал публицистические и теоретические статьи, выступал за создание в Литве Народной консерватории и Народного дворца. Его фантазия, – писал М. В.
– люди –. "Известно ли тебе литовское движение. Добужинский, – все то, что скрывалось за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства». Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры.
О эти виденья. В Гевандхаузе и в Лейпцигском театре слушал любимые произведения Г. Ф. прошло почти 40 лет, но я помню то своё ощущение.
Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрленис едет в Петербург. Очень отзывчиво отнесся Добужинский. Это она впервые начинает учить Константа литовскому, вводит в символическое наследство их народа, вовлекает в литовское культурное движение.
Христофором Колумбом которого стал Чюрлёнис». Его земной мозг не выдержит двойного напряжения. Жена перевозит его домой в Друскининкай. Порожденный близким ощущением конца старого общества, символизм видел причину этого в рационалистичности и материализме XIX века.
(Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису). Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба – циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие. – пишет он в письме брату в разгар январского варшавского восстания 1906 года.
Сходный сюжет во втором произведении: «Жемантийское кладбище». Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки. Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми, а затем просто исчез. Крайне обостренное чувство прекрасного. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни.
И это в те годы, когда на иждивении у него были трое младших братьев, а ученики доставались с трудом. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз. Натянул на стену холст шириной в 6, а высотой в 4 метра, сам загрунтовал. Месяц на чистом воздухе, да ещё весна.
Он рано пристрастился к произведениям Достоевского, Гюго, Гофмана, Э. По, Ибсена. Это – бесконечно красиво. Биограф Чюрлёниса Радослав Окулич-Казарин на основании сохранившихся фрагментов «Записок выздоравливающего» предположил, что Чюрлёнис собирался войти в польскую литературу как автор гротескных произведений. Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением. Там, в Варшаве, неожиданно для него самого, в нем проснулась тяга к рисованию, с которой он уже не мог совладать.
Кроме трудностей и страданий на этом пути есть высокие башни, которые не дают Вестнику заблудиться на незнакомой дороге – «и я пошел дальше и смотрел с высоких башен». И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. Как пианист выступал в концертах общества. Поезда ходили нерегулярно их грабили и нередко пускали под откос. Помимо этого художник испытывал настоящую нужду, когда не хватало денег на краски, так что он временами должен был собирать на полу их остатки Чюрлёнис Микалоюс Константинас (1875-1911), литовский художник и композитор.
Все же в прессе о нем стали появляться благосклонные отзывы. В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше.
Часовенки, деревья. Трудна была земная стезя и Чюрлёниса. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Петерса самостоятельно изучал принципы инструментовки Г. Берлиоза, Р. Штрауса. Он прошел по «тропе святой» туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим, становясь теургом в полном смысле этого слова.
Молодой музыкант усердно работает, создает за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Микалоюс Константинас Чюрленис (10 (22) сентября 1875 – 28 марта (10 апреля) 1911), гордость литовского искусства, одним рывком сделавший его неотъемлемой частью искусства мирового, не отделял свое музыкальное творчество от творчества живописного. говаривал, что нет рубежей между искусствами. и идеями, формирующими сознание: человек – царь природы, бери от жизни все все во имя свободы кто не с нами, тот против нас «лучшего из гоев убей» (пусть фраза и вырвана из контекста, но смысл, далекий от высокой морали и богосотворчества, очевиден), он неизбежно выпадает из Света в мутные, неприютные, грязных, болотных оттенков «низкие диапазоны», безнадежно там увязая и уже не различая брода на пути. К тому же органная музыка (отец его был органистом) звучные песни южных литовцев – дзухов, народные сказки и легенды, – всё это с малых лет близко чуткой душе Чюрлёниса (на тему легенды о Юрате и Каститисе он даже мечтал написать оперу).
С 1905 г. его живописные произведения экспонируются на художественных выставках в Варшаве, Петербурге, Вильнюсе. Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться. В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса.
Интереснейший художник. Взволнованный, я стал спрашивать, нет ли здесь самого художника. Была его сфера.
Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Формула – неисповедимы пути – весьма реальна. Живописные «Сонаты» Чюрлениса, как и обычные музыкальные имеют отдельные части-картины. Жена перевозит его домой в Друскининкай.
Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». Он должен разгрузиться.
В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи. В ГерманииМикалоюс Чюрленис увлекается живописью.
Здесь мы переходим к житейской непрактичности Чюрлёниса. Благодаря семье Добужинских в его распоряжении оказался прекрасный рояль. Когда в 1910 году возрождается общество "Мир искусства", Чюрлениса признают одним из его членов.
Обращает на себя внимание его противоречивое отношение к собственному творчеству. К началу 1910 года он писал еще больше, «сжигая себя в творческой горячке» (В. Без врагов люди забыли бы о многом полезнейшем и прекраснейшем. Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен увидишь дорогу. Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.
Эта поэма остается в числе лучших достижений литовской музыки. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. В начале 1910 года его поместили в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. К нам его привлекало еще и то, что здесь он мог играть на замечательном новом «Беккере».
В 1909 году он написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Чюрленис все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Он остался неоконченным.
Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен. Учитывая тот факт, что фуга была частью месс и ораторий, которые в свою очередь являлись именно литургическими произведениями, здесь можно разглядеть и символические очертания молящихся ангелов со свечами. И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Дипломной работой была Кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «De Profundis».
У мальчика был прекрасный слух и неординарные музыкальные способности. Там врачи обнаружили у него душевную болезнь, характера и причин которой они так и не смогли определить. И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа.
Детство будущего композитора прошло в курортной местности Друскининкай. Облака приобретали сложные антропоморфные очертания, сталкивались в напряженной борьбе ("Роща"), несутся в стремительном полете ("Контрфорс") или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев ("Колокольня"). Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. На картинах Чюрлениса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. От души радуюсь этому.
Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским. Тимоти Снайдер пишет, что литовские деятели на рубеже XIX-XX веков часто были выходцами из польскоязычной шляхты, которые «возвращались к своим корням», объединяясь с простым народом. Подниматься на более высокий культурный уровень они не хотели, да и просто были не в состоянии.
Она добилась приема у В. И. Мысль. Недавно всенародно хоронили великого писателя Горького.
И еще хочется немного добавить, что неразрывно с творчеством самого Чюрлениса стоят работы Литовских мастеров, которые выполнили деревянные скульптуры, по мотивам произведений художника, вдоль дороги Чюрлениса из небольшого города Литвы Варены, в котором родился мастер в город, в котором жил мастер- Друскининкай. Спасибо Тине Гай и Пчелке, за удивительный пост. За свою очень короткую жизнь (умер в 1911 году в возрасте 36 лет) Чюрленис успел создать столько прекрасных произведений, что по праву заслужил славу первого классика литовской музыки и одного из самых знаменитых литовских художников. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками. «Плач Витоля» Ю. Крашевского.
Чюрлёнис жил в Литве, а также в Санкт-Петербурге. Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника. Символистически обобщённая, своеобразная по тонкой серебристой колористической гамме живопись Чюрлёниса, переносящая зрителя в мир сказки (цикл Сказка королей, 1907), фантастических видений, мистики (цикл Сотворение мира, 1904-06), народных представлений и верований (циклы Весна, Зима – оба 1907 все упомянутые произведения – в Каунасском художественном музее имени М. К. Чюрлениса), тесно связана с его музыкальным творчеством (Соната солнца, Соната весны – обе 1907 Соната звёзд, 1908). В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами.
В десять лет "Николай-Константин Константинович Чурлянис из крестьян. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. Он был не новатор, но новый». Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни.
Чюрленис прозрел сквозь эти, уже нескончаемые, плотные потоки помойной мути, – продукты «жизнедеятельности» человека в его материальности, – в высоты чистого, животворящего Света, ориентируясь в своем волнующем предчувствии, в своем обостренном ощущении реальности-небыли по путеводным звездам высоких мыслей, благороднейших исканий, одухотворенного искусства. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи у Й. Каузика, а в 1904-1906 гг. Итак, мы вплотную подошли к болезни, начавшейся за год с небольшим до его смерти.
Мир начинает жить, сверкать, цвести. Чюрлениса больше всего интересовали проблемы астрономии и космогонии, – пишет в своих воспоминаниях Стасис Чюрленис. Неуспех ожидал его и на последующих выставках. Все это осталось в его наследии и сегодня воспринимается как золотой фонд культурного достояния литовцев.
Это было его искусство. Документированной истории болезни в своем распоряжении мы не имеем, однако большинство психиатров рассматривают болезнь М. Чюрлёниса как шизофрению (исходя из особенностей личности и творчества). 1905-1906 годы были в Российской империи временем мощных революционных потрясений. Солнце превращается в черный шар.
Вот он источник эмоционального стресса – первого шага к болезни. И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот. Эти первые пьесы относятся к 1896 году. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш. У Чюрлениса был не только музыкальный слух, но и цветовой.
До моей поездки в Каунас о Чюрленисе я ничего толком не знала, а только слышала. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. наверное полчаса стоял перед его картиной "Тревожная весть", по моему так она называлась. Когда он слушал музыку, у него возникали цветовые видения. В этой всенародности был крик признательности всеобщей. Так и утвердилось в истории русской культуры слово "мир-искусники", которое обозначало группу художников, принимавших участие в журнале и выставках под этим названием.
Велика радость, когда можно отметить, что весь народ признал свою истинную ценность. Иначе он не мог и мыслить и творить.
Чюрленис задумывает первое большое сочинение – симфоническую поэму "В лесу" (1900-1901). Без героической торжественности облики названных художников потеряли бы многое. Последняя считается психологическим, а не психиатрическим феноменом.
Но со мной происходило что-то непонятное. Речь шла о поисках новой красоты, непостижимой "красоты таинственного". –. Гулко и звонко, отбрасывая длинноты, медный колоколрассказывает о том, что в этой «большой симфонии»«люди, как ноты»объединяются –только трудом. Умение увидеть то, что недоступно простому смертному.
Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского. И всегда на ней молодые люди. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Он явно выделялся среди девяти братьев и сестер. Молодой композитор остался в Варшаве, зарабатывая на жизнь частными уроками музыки, терпел нужду, но зато мог уделять много времени музыкальному творчеству. По-польски он писал письма друзьям и любимым.
В Петербурге художники «Мира искусства» привлекли его к театрально-декоративному художеству, он увлекся им и решил создать оперу «Юрате» по мотивам литовской поэтической легенды. Хотелось кричать, звать на помощь, но струи холодной воды заливали горло. В 1901-1902 гг. Если М. К. Чюрленис был глубоко образованным музыкантом, отлично знавшим музыкальную проблематику прошлого, а также и своего времени и создававшим свои композиции не только с большим вдохновением, но и с глубоким техническим мастерством, то как художник он был не столько подготовленным специалистом, сколько интуитивным, бесконечно чутким к красоте художником, который скорее ощущал, чем глубоко и теоретически знал технику изобразительного искусства и его приёмы. Они сделаны по рисункам с натуры.
Радуюсь вестям из Литвы о признании прекрасного художника Чюрлёниса. но я всем не только сердцем, но и всем корпусом почувствовал эту тревожную весть. Часто он сам создает свои сказки. Но скоро красота будет развеяна: к цветку уже подлетела птица. Интересно, что восприятие М. Чюрлёниса обладало свойствами синестезии. Еще мгновение и все исчезнет.
Воспитанный в культе польской литературы (он обожал Словацкого) и большую часть жизни не знавший литовского языка, Чюрлёнис под влиянием набирающего силу литовского национального движения решил посвятить себя созданию национального литовского искусства. Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. Он посещает художественную студию. Музыкант и художник, Чюрленис сделал попытку слить воедино оба искусства: лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». С 1901 г. Чюрлёнис придает живописи не меньшее значение, чем музыке. Спят глубоким сном, но ведь это утопленники.
Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. К сожалению, дружбе Марии и Микалоюса не было суждено завершиться женитьбой. Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают. К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». Причем сказать, какой дар преобладал, невозможно: они оба принесли замечательные плоды.
Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла "Сотворение мира". Музыка и живопись, слившись в искусстве Чюрлениса, дали неожиданные и звучащие нездешние краски и формы, которые мы видим на полотнах художника. Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы. А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать. МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет.