Купание Красного Коня Автор
История одного шедевра: «Купание красного коня» Петрова-Водкина
Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Художник – это тот, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя. К. С.
Много позже современники и сам художник подчеркивали пророческий характер образа, как предвидение войны и революции. Здесь присутствует глубочайший и тончайший метафизический момент — миг между жизнью и смертью человека, его взгляд не гаснущий, а, скорее, преображенный, устремлен кудато дальше, глубже, «за земные пределы». Именно вэтот период возвращается вискусство иПетров-Водкин, потому как искусство для него всегда было «творчеством, направленным кпостижению верховных запросов бытия» (К. В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной». В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня.
Он служит ей, не человечеству. Он самоуверенно отвергал все, что ему не нравилось— обряды, правила, уставы Церкви. Нарождалась новая, неведомая, безбожная власть— ией нужны были другие герои. Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня» (1912) Холст, масло.
Это интересно:10. Известно, что человек живет в определенном времени, впитывая в себя приметы времени. В России эта тематика, купание коней, была популярна. В глазах Ленина мистически отражается душа «фанатика с холодной кровью», жреца идеи.
Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск. Портреты11. Остается загадкой, почему художник изобразил Ленина именно так, с широко расставленными глазами — это область гаданий. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Послереволюционный Петроград запечатлен без казенного плакатного героизма.
Рука художника неспешно срисовывала лошадей, голых ребятишек, озеро, небо, землю и дальние холмы. «Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской. Петров-Водкин, несомненно, знал традиции иконописи исам писал иконы, расписывал храмы.
Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты икротости. Элина Свенцицкая, писатель, доктор филологических наук, анализируя героев «Песен», отмечает: «Сами по себе герои этого произведения — герои свободы и воли. Жизнь низов он знал не понаслышке. Я даже придумал, что ему дать читать. Петров-Водкин).
«Купание красного коня»: почему бытовую картину назвали предвестником грядущих перемен
За спиной уИльича изображены географические карты СССР: перед нами человек государственного ума— «в огромный лоб— огромная мысль», — думающий осудьбах всей страны. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты и кротости.
И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Это было этапное произведение в творчестве художника. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Пришедший в искусство из низов, он прошел долгую ученическую школу.
Жалкие клоповники-деревни зацветут садами илюбовью ктруду свободному. Одним из символом России всегда был конь. Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. Выходец из социальных низов, Петров-Водкин объяснимо поддержал революцию.
Главным инициатором объединения «вольных философов» стал публицист и историк общественной мысли Р. В. Иванов-Разумник. У меня было три варианта. Я начал писать купание вообще. «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета.
Картина «Купание красного коня»
Натюрморты11. 1. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира.
Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика, очень красивого юноши, художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. В 1911 году он написал живописную работу с изображением красных коней, купающихся в воде возможно, что именно эта ученическая работа вдохновила Петрова-Водкина на создание собственной работы на эту же тему. Главным инициатором объединения «вольных философов» стали публицист иисторик общественной мысли Р. В. Иванов-Разумник, проповедник идеи «вечной духовной Революции, вкоторой единый путь кчаемому Преображению» (Иванов-Разумник), Александр Мейер, философский ирелигиозный общественный деятель, утверждавший идею мистериальной жертвенности— иными словами, это были люди разных мировоззренческих взглядов, такая идейная полифония. В мальчике никогда не возникало мысли стать живописцем.
На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Почему этим былинным конем управляет «надмирный», ушедший всебя, тонкий юноша вовсе не богатырской стати. Легендарный дед по отцовской линии был сапожником ипил «как сапожник», отсюда кродовой фамилии Петровы— приклеилось «Водкины».
9 любопытных фактов о картине «Купание красного коня»
По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник — обнаженный мальчик-подросток. Ленин читает пушкинские «Песни западных славян». Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей. Идет гражданская война.
На этомграндиозном полотне художник смог изобразить современную ему крестьянскую Россию. Работа над картиной была начата в 1914 году в Хвалынске. Это было этапное произведение в творчестве художника. Картину «Купание красного коня» художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ.
Только всередине 1960-х закономерно происходит его «второе рождение» для публики. С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. Сергей Калмыков с 1910 года учился у К. С. Петрова-Водкина. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». Пришедший вискусство из низов, он прошел долгую ученическую школу.
«Купание красного коня» – символы и смысл
Этим «скудным» средством художнику удалось создать зримый образ своего современника, вынесшего трудности 1905, 1914 и 1917 годов. Ленин читает пушкинские «Песни западных славян». Ядаже придумал, что ему дать читать. Зимой Кузьма выполнял случайные заказы от самарских вывесочников. В 1914 году ее отправили в русский отдел Балтийской выставки в шведский город Мальмё. По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник – обнаженный мальчик-подросток. Отношение квере унего было таким же— доморощенно-бунтарским. Тревога – одно из последних значительных произведений Петрова-Водкина. (1934 г. ) На ней передано стойкое ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего.
Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир истощенный ввойнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает всамую глубь людской скорби. Вот таким образом конь на переднем плане — красный, другие кони вдали — розовый, буланый и белый. По иконописным традициям также изображена Дева Мария на иконах «Введение во храм». Русская интеллигенция после сотрясения всех основ привычной жизни пыталась найти новую опору для своего духовного существования.
Описание картины «Купание красного коня»
Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи». Поповоду самих «властителей»— вего личном дневнике, вжалобах на тогдашнее бытовое неустройство нет-нет да имелькнет порой ироничная ремарка: «Пролетариат был занят кормежкой— где тут мыться, не подохли бы граждане передового политически государства» (запись от 13марта 1927года). Успех пьесы вдохновляет художника на последующую работу над ней. Дальнейшая судьба картины была весьма интересной.
Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Глаза прекрасных героинь отведены в сторону. Здесь совсем нет «певучести», метафоричности, характерной для живописного языка Петрова-Водкина. Он кажется одним из своеобразных лесковских героев-богоискателей.
Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. На выставке представлено 236 произведений живописи и графики (160 произведений из коллекции Русского музея) из собраний ГТГ, Саратовского художественного музея им. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно.
Почему Петров-Водкин выбрал именно их. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Легендарный дед по отцовской линии был сапожником и пил «как сапожник», отсюда к родовой фамилии Петровы — приклеилось «Водкины». Сергей Калмыков с 1910 года учился у К. С. Петрова-Водкина.
История создании картины «Купание красного коня»
Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Он демонстрирует материнство, любовь, быт людей, смерть. Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием.
Портреты Кузьма Сергеевич Петров-Водкин много работал в жанре портрета. Вскоре молодые люди заключают брак в мэрии и переезжают в Париж. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален исполнен могучей силы, помчись он – и не удержать его неукротимый бег».
Он словно не считает себя причастным ко всему варварскому, что тогда происходило. К примеру, своей матери он советовал не слишком усердствовать в соблюдении поста, так как «в нем особой святости нет». Никакой сознательной хулы на вождя нового режима со стороны мастера, думается, не было. Почему этим былинным конем управляет «надмирный», ушедший в себя, тонкий юноша вовсе не богатырской стати. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика, очень красивого юноши, художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии.
Осваиваясь в новой реальности, он стано вится членом Вольной философской ассоци ации (сокращенно Вольфил), которая была организована в 1919 году группой писате лей, художников и деятелей культуры име новавших себя «скифами»: А. Белым, А. Мейером, А. Блоком, В. Мейерхольдом, самим Петровым-Водкиным. «1919 год. После начала Первой мировой войны он начинает постигать смысловую полноту своей картины: «Так вот почему написал яКрасного коня». Звучит как ретроспективный комментарий к портрету Петрова-Водкина. «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета.
Он предложил устроить юношу на учебу в столице. После посещения первых христианских катакомб вРиме вписьме матери он делится нахлынувшими размышлениями: «Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы сжирными, озверевшими попами иничего не осталось вних от прячущихся под землю красот человеческой души Собираются невежественные попы, спорят, ругаются из-за каких-то перстосложений, одежды иХристос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России ХХ века. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е. Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию.
Купание красного коня Петрова-Водкина — картина-символ и другие произведения художника
Картина висела над дверью зала. Неожиданная, абсолютно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения. По поводу самих «властителей» — в его личном дневнике, в жалобах на тогдашнее бытовое неустройство нет-нет да и мелькнет порой ироничная ремарка: «Пролетариат был занят кормежкой — где тут мыться, не подохли бы граждане передового политически государства» (запись от 13 марта 1927 года).
Чувствуется хрупкость отношений, непрочность всего налаженного обихода и страшно становится за этих двух молодых людей, за действенно-белую фарфоровую посуду на синей скатерти. А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро. Фигура Ленина с трудом вписывается в ограниченное кабинетное пространство и в этом композиционном решении попытка передать масштаб лично сти — это образ не кабинетного мечтателя, а человека громадного исторического значения, который, по выражению самого Петрова-Водкина «спел свою песню на «свой» лад, а «по земле она каждому своей стала». и др. ) и стремился тоже возвысить своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. В 1924 году по решению комиссии ЦИКа (Центрального исполнительного комитета) всего нескольких художников, включая Кузьму Петрова-Водкина, пригласили делать зарисовки похорон Ленина. Это было этапное произведение в творчестве художника. Жизнь в«клоповниках-деревнях» он знал не понаслышке.
Эта интересное произведение искусства сильно удивляло людей своей необычностью интересным сочетанием холодных чистых и динамичной цикличностью. Многочисленные споры изначально ходили вокруг этого полотна. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения.
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»
Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». Работа над картиной «Купание красного коня» началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требования чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте.
В России всегда полдень. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Она возникает словно из какой-то чудесной дымки. Фигура Ленина струдом вписывается вограниченное кабинетное пространство ивэтом композиционном решении попытка передать масштаб личности— это образ не кабинетного мечтателя, ачеловека громадного исторического значения, который, по выражению самого Петрова-Водкина «спел свою песню на свой лад, апо земле она каждому своей стала». Приехав в Париж, Петров-Водкин работает над пьесой и напряженно занимается живописью и рисунком. Сложность его внутреннего самоопределения связана не только с необходимостью приспосабливаться к обстоятельствам своего исторического времени.
А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро. Но вэтих глазах, отчужденно-холодных— смысловая доминанта портрета. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё., гоголевскую птицу-тройку, блоковское Летит, летит стальная кобылица. В основе картины лежат впечатления провинциальной жизни автора. Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня».
Особенности «Купания красного коня»
Цвета, которые задействованы в картине, не смешиваются между собой, такова задумка автора. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). У Петрова-Водкина вбарском доме все цело— иковры ифарфор ипортрет на месте. За спиной у Ильича изображены географические карты СССР: перед нами человек государственного ума, — «в огромный лоб — огромная мысль», — думающий о судьбах всей страны.
Народ живет и трудится именно на этой необъятной земле.
Часто его образ используется и в живописи и в литературе. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. Бачевич, увлекающейся коллекционированием картин лучших авторов. Он самоуверенно отвергал все, что ему не нравилось — обряды, правила, уставы Церкви. Первые этюды художник начал писать на хуторе Мишкина пристань в Саратовской губернии.
Былинная мощь огненного коня, нежная хрупкость и своеобразная изысканность бледного юноши, резкие разводы волн в небольшом заливе, плавная дуга розового берега — вот из чего складывается эта необычайно многогранная и по-особому обостренная картина. Движение на картине действительно только обозначено, но не выражено, красочные пятна как бы застыли на полотне. Бросается в глаза не быт, а нечто тревожное, щемящее. Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Многочисленны, разнообразны красоты жизни (действительности), природа неистощима в материале развития души. После службы семья вернулась в Хвалынск.
В картине «Селедка» отражена военная коммунистическая эпоха. Вобразе его комиссара («Смерть комиссара», 1928) нет ни капельки того «фанфарного» геройского пафоса, скаким обычно изображали вте годы «фанатичных» красных командиров— защитников новой жизни. Находившийся у художника жеребец стал моделью. «Да, этот художник талантлив. » — произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи».
До революции его образы материнства (картины «Мать» 1913 и1915годов) были полны трепетности инежности, вних читался фольклорный слой, слышался широкий разлив русской песни иотголоски далекого уюта детства, где «веретено мягко скоблит деревянную чашку. Только ноги коротки от бедра. Петров-Водкин сказал вечную истину, определяя цели искусства. Элина Свенцицкая, писатель, доктор филологических наук, анализируя героев «Песен», отмечает: «Сами по себе герои этого произведения— герои свободы иволи. Именно она наводит ужас на всю эту семью. Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году. Можно лишь допустить, что «надмирный» всадник — это надежда, что в революционной «перетасовке человечества» стихийной мощью красного коня будет управлять не грубая, давящая сила, а начало светлое, надмирное.
Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир истощенный в войнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает в самую глубь людской скорби. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению.
«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина
Вернувшись в Петербург, художник уходит с головой в постановку своей пьесы «Жертвенные» в Передвижном театре Гайдебурова. Когда началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня». ». Юрий Михайлович Лотман, литературовед и культуролог, отметил сущность любого портрета: «Портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения и мистического отражения реально сти». Огненная лошадь привлекает свое внимание размером.
Это необходимо для отражения противоборства и коварности. Отец художника, продолжатель «сапожничьей» династии, наставлял юного Кузьму: «Ты прежде Петров, апотом уж Водкин». Салтыкова-Щедрина, Холстомера Л. Н.
Их вполне точно подметил философ Н. А. Бердяев всвоих «Размышлениях орусской революции»: «Появился молодой человек вфренче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей квласти ипроталкивающийся впервые ряды жизни, вбольшинстве случаев наглый ибеззастенчивый. По убеждению художника, такое изображение перспективы наиболее точно передает идейный пафос роли Человека во Вселенной. Яркий цвет коня доминирует над фоном и бледным подростком. Только в середине 1960х закономерно происходит его «второе рождение» для публики. Снаружи из-под обрыва доносятся удары оплетень волжской волны.
Так или иначе, но с портрета в образе Ленина на нас смотрит предсказанный Ницше «сверхчеловек», познавший ницшеанскую свободу и свое право распоряжаться жизнями миллионов людей, не оглядываясь на волю свыше. Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева. «Купание красного коня» – картина, написанная в 1912 г. и ставшая визитной карточкой художника К. Петрова-Водкина. Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал.
Эту систему изображения мира на плоскости холста Петров-Водкин разработал в 1910-х годах, он назвал ее «наука видеть». В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. «Богоматерь»— ответ Петрова-Водкина на весь ужас ихаос военных лет.
Существует и мнение, что художнику позировал Владимир Набоков (так считает Александр Семочкин, бывший директор музея писателя в Рождествено). В советское время молодая работница на переднем плане картины воспринималась как новая героиня новой коммунистической эпохи, а младенец на руках у матери — символ того самого светлого будущего, за которое и надлежало бороться. Содержание1.
Ржаной хлеб лежит пайкой. Он, конечно, читает Пушкина, азатем ляжет спать. Он кажется одним из своеобразных героев- богоискателей, которые в простоте и наивно сти умели выявлять «драгоценные крупицы мудрости, причем мудрости доморощенной, а не взятой напрокат».
Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Художник мог вспоминать обо всех мальчиках, создавая символический образ юного всадника.
Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении.
Он не вступил в объединение своих товарищей «Голубая роза», хотя противопоставить их концепции ему было нечего. Так или иначе, но спортрета вобразе Ленина на нас смотрит предсказанный Ницше «сверхчеловек», познавший ницшеанскую свободу исвое право распоряжаться жизнями миллионов людей, не оглядываясь на волю свыше. Неслучайно прижилось именно второе название картины — «Петроградская мадонна». Горение красного цвета тревожно и радостно-победно и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит. » Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня.
В 1936 году с размахом празднуется 30летие его творческой деятельности. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске.
После чего перекочевала к К. К. Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. Известно, что основной посыл «Песен»— мысли освободе иответственности личностного выбора. Тревога» (1934)6.
Напишите отзыв о статье Купание красного коня
Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота. Был ли Ленин для Петрова-Водкина человеком, который, заваривая кашу кровавой революции, опирался «лишь на собственное разумение», будучи при этом уверенным, что «иначе поступить невозможно». Звучит как ретроспективный комментарий кпортрету Петрова-Водкина. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке Мир искусства, причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью – поверх всей выставки, как знамя, вокруг которого можно объединиться.
Под впечатлением он самостоятельно начал писать иконы и пейзажи масляными красками. Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы. Известный критик 1910-х годов Всеволод Дмитриев, печатавший рецензии в «Аполлоне», едва ли не самом знаменитом журнале того времени, назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. После окончания училища молодой художник оказался в стороне от художественной жизни.
Тема материнства— сквозная втворчестве Петрова-Водкина. В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. Вот таким образом конь на переднем плане – красный, другие кони вдали – розовый, буланый и белый.
Отец художника был сапожником. В новой революционной стихии жизни его «Красный конь» ассоциировался с величием, масштабом грядущих перемен — в стране, на земле, в сознании людей. Он дан так крупно, что его уши и ноги ниже колен обрезаются рамой картины. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). В картине Петрова-Водкина красный цвет аллегоричен.
Неслучайно прижилось именно второе название картины— «Петроградская мадонна». Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. «Селедка» (1918)4. Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. У меня в жизни длиннее». В портрете отсутствуют дополнительные детали, есть только человек и условный фон. «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915)8.
Эти стихи Ивана Есаулкова передают содержание картины Петрова-Водкина Полдень. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. Былинный богатырский конь задает энергетический центр всей композиции.
Отрывок, характеризующий Купание красного коня
Именно в этот период возвращается в искусство и Петров-Водкин, потому как искусство для него всегда было «творчеством, направленным к постижению верховных запросов бытия» (К. Иконы были признаны произведениями живописи удивительной красоты и духовной чистоты. «Богоматерь» — ответ Петрова-Водкина на весь ужас и хаос военных лет. Художник разворачивает в этом шедевре необъятную тему России. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа.
В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной». В образе его комиссара («Смерть комиссара», 1928) нет ни капельки того «фанфарного» герой ского пафоса, с каким обычно изображали в те годы «фанатичных» красных командиров — защитников новой жизни. Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению. Превращение старой гнедой лошаденки в величественного красного коня происходило постепенно. Сильнейшее воздействие на творчество художника оказало знакомство с русскими иконами.
В этом плане наиболее интересен его портрет В. И. Ленина (1934). У Петрова-Водкина в барском доме все цело — и ковры и фарфор и портрет на месте.
Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину Купание красного коня. В изображении вождя смутно чувствовалась некая «идеологическая неправильность». Увидеть этот Свет, обратиться кнему, стать причастным ему— есть вечный путь «умиления злых сердец». Юрий Михайлович Лотман, русский литературовед икультуролог, отметил сущность любого портрета: «портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения имистического отражения реальности».
К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». Художник Петров-Водкин — краткая биография2. «Купание красного коня» (1912)7. При том что вроде бы художник отдает должное многим банальностям официозной ленинианы и неотъемлемые черты «великого вождя» очевидно прочитываются в портрете. Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь. ».
Петров-Водкин, несомненно, знал традиции иконописи и сам писал иконы, расписывал храмы. Былинный богатырский конь задает энергетический центр всей композиции. Однако революционный пафос картины отчасти стихает, когда мы переводим взгляд на всадника.
Но в этих глазах, отчужденно-холодных — смысловая доминанта портрета. Сама по себе тема купания коней была всегда очень популярна в русской живописи. Спускаются с косогора молодые женщины. Оттуда Петров-Водкин созерцает Русь.
Автор «Купания красного коня» начинал как иконописец
У меня было три варианта. Визображении вождя смутно чувствовалась некая «идеологическая неправильность». Рядом с женщинами стоит маленькая девочка. Известно, что основной посыл «Песен» — мысли о свободе и ответственности личностного выбора. Почему Петров-Водкин выбрал именно их.
Картина Купание красного коня принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует». Нельзя говорить о «жанре» и в жанровой картине «На линии огня» (1916) с раненым бледным офицером, приложившим руку к бьющемуся еще сердцу.
В родном городке молодому живописцу улыбнулась удача. Творческий путь Петрова-Водкина9. Это время, когда в обществе возрождается интерес к древнерусскому искусству, в 1966 году на экраны выходит историческая кинодрама «Андрей Рублев» режиссера Тарковского — иными словами, прорывается интерес к жизни истинной, а не к ее идеологическому суррогату. Художник намеренно разложил свободно предметы натюрморта, чтобы придать им значительность. В новой революционной стихии жизни его «Красный конь» ассоциировался свеличием, масштабом грядущих перемен— встране, на земле, всознании людей. Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. Это было то пророческое предчувствие, даром которого наделены истинные художники.
Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом. Художнику позировал племянник Шура. Врага один вдругом не увидят— недоверия не будет друг другу». В 1950 картина возвратилась жене Петрова-Водкина. Каждый портрет представляет собой «человека в эпохе».
После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Есть и еще два претендента на роль прототипа всадника.
«Купание красного коня» стало выставочным хитом
Однако из-за военных событий полотно осталось в Швеции, вплоть до 1950 года. вы можете запросить все в системе с коробкой. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
Родом из Хвалынска, уездного городка на Волге, где вросшие вземлю, подслеповатые деревянные домишки бедноты жались друг кдругу поодаль от солидных домов богатых хлеботорговцев— там мать Петрова-Водкина работала прислугой. До точного самоопределения оставались годы. Кто из трех претендентов отображен на финальной версии картины, неизвестно.
Дальнейшая судьба картины Купание красного коня полна самых разнообразных приключений. «Петроградская мадонна» (1920)5. Молодая женщина существует словно вдругом пространстве, возвышаясь над городом ибытом.
Иконопись, Возрождение и символизм
И только маленький ребенок безмятежно и сладко спит в своей кровати. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. От «косноязычного пришепетывания красок на неопрятных самодельных холстах» (как писал он сам о себе) Петров-Водкин вырос в большого самобытного мастера, создавшего свою художественную систему. Он словно не считает себя причастным ко всему варварскому, что тогда происходило.
По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». молящаяся). Художник изобразил ее уменьшенной взрослой, пренебрегая пропорциями детского тела. И вся земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер — живым, дышащим космосом, пронизана этим неземным прозрачным свечением, «покрывающим» всю мирскую смятенность, надрыв, злобу. Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Вся эта группа, включая центрального мальчика на коне, создает движение кружения, подчеркнутое медленным круговоротом озерной воды.
Вот что вызывает их тревогуи закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже). Петров-Водкин, написав картину, похоже, смутно сознавал, ккаким символам подобрался, он угадывал их скорее по наитию. Акогда началась революция, то говорили, что она была предугадана мной».
Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью – поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Вэтом плане наиболее интересен его портрет Владимира Ильича Ленина (1934). При том что вроде бы художник отдает должное многим банальностям официозной ленинианы инеотъемлемые черты «великого вождя» очевидно прочитываются впортрете.
Это было этапное произведение в творчестве художника. Выше: что вы искали. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить Конягу М. Е.
Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Это было этапное произведение в творчестве художника. Прямого идеологического вызова впослереволюционном творчестве Петрова-Водкина нет, напротив, он отдает дань многим конъюнктурным, актуальным «темам дня» изображая икрасных комиссаров ипетроградских работниц. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Работа над картиной началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года.
Осваиваясь вновой реальности, он становится членом Вольной философской ассоциации (сокращенно Вольфил), которая была организована в1919году группой писателей, художников идеятелей культуры именовавших себя «скифами»: А. Белым, А. Мейером, А. Блоком, В. Мейерхольдом, самим Петровым-Водкиным. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. Каждый узнает всебе человека, уважать всебе его будет, авот таким образом идругих будет уважать. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века.
Однако молодой провинциал очень быстро охладевает к занятиям в училище, где готовили больше ремесленников («прикладников»), чем художников и в 1897 году переводится в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где набирали учеников В. А. Серов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, П. П. Трубецкой. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. Горение красного цвета тревожно и радостно-победно и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит. » Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня.
Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка. Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы и прекрасно отразившей свое время.
Первые зарисовки картины были сделаны на российском юге в 1912. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Еще вразгар Первой мировой войны, колоссально тяжелой для русского народа, в1914–1915годах он написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец». Ну и напряженность позы деревенского мальчика с нетипичным лицом, которое скорее принадлежало бы богемному юноше (что недалеко от истины, так как натурщиком послужил ученик Петрова-Водкина, молодой художник С. Калмыков), указывает на невозможность удержать неумолимые «красные» события в России XX века.
Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной.
Лето. 1917. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Был ли Ленин для Петрова-Водкина человеком, который, заваривая кашу кровавой революции вРоссии, опирался «лишь на собственное разумение», будучи при этом уверенным, что «иначе поступить невозможно». Приезд в Хвалынск петербургского архитектора Р. Ф. Мельцера изменил жизнь мальчика.
Я начал писать купание вообще. Публика впервые увидела «Купание красного коня» в 1912-м на выставке объединения «Мир искусства». Картина Кузьмы Петрова- Водкина «Купание красного коня» принесла славу художнику, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Это один из самых выразительнейших памятников петроградской селедке 1918 года. Петров-Водкин). Экзамены в училище потерпели провал, что стало причиной заняться другим родом деятельности — «художествами».
Ярко-красный цвет коня прозвучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Тема материнства в творчестве Петрова-Водкина9. 1. Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников. Увидеть этот Свет, обратиться к нему, стать причастным ему — есть вечный путь «умиления злых сердец».
В картине «За самоваром» (1926), кажущейся близкой к обывательству, отсутствует бытовое значение. Все члены семьи в оцепенении застыли и ждут чего-то страшного. «Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее. Однако революционный пафос картины отчасти стихает, когда мы переводим взгляд на всадника. По ней шли темные толпы людей с красными стягами, а навстречу им другие – с ружьями. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира.
Октябрьскую революцию Петров-Водкин поначалу принимает своодушевлением: «Земле нужна перетасовка человеческая». Отец художника, продолжатель «сапожничьей» династии, наставлял юного Кузьму: «Ты прежде Петров, а потом уж Водкин». Кпримеру, своей матери он советовал не слишком усердствовать всоблюдении поста, так как «в нем особой святости нет». Открытая, яркая цветовая гамма придает работе монументальность и декоративность.
Живопись Петрова-Водкина сложно назвать жанровой. «Девушки на Волге» (1915)3. Петров-Водкин). Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины.
Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Напрасный труд утверждать, что искусство стоит выше или даже наравне с действительностью. Это были люди разных мировоззренческих взглядов, такая идейная полифония.
Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. После посещения первых христианских катакомб в Риме в письме матери он делится нахлынувшими размышлениями: «Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы с жирными, озверевшими попами и ничего не осталось в них от прячущихся под землю красот человеческой души Собираются невежественные попы, спорят, ругаются изза какихто перстосложений, одежды и Христос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос». Все это не прошло мимо внимания Петрова-Водкина, в творчестве которого чувствуется огромное влияние русской иконы. К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское Куда ты скачешь, гордый конь.
Купание красного коня Информацию О
Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален исполнен могучей силы, помчись он — и не удержать его неукротимый бег». Ему, блестящему портретисту, важно было показать в портрете дух времени. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Здесь присутствует глубочайший итончайший метафизический момент— миг между жизнью исмертью человека, его взгляд не гаснущий, аскорее преображенный, устремлен куда-то дальше, глубже, «за земные пределы». Он, конечно, читает Пушкина, а затем ляжет спать.
Долгое время полотно хранилось в Швеции ввиду нестабильной мировой обстановки (шли боевые действия). Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ. Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась. Вся эта группа, включая центрального мальчика на коне, создает движение кружения, подчеркнутое медленным круговоротом озерной воды.
- От бытовой зарисовки до символа эпохи
- КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ Кузьма Петров-Водкин
- Как развивался стиль Петрова-Водкина
- Самое интересное в виде мозаики
- Истоки творческой индивидуальности
- Жадный интерес к науке и искусству
- Путешествие, перевернувшее сознание
- Художественные особенности полотна
Вскованности поз, в«приглушенности звука», вкакой-то театральной постановочности самого действа читается внутренняя неуверенность новых хозяев всвоем праве здесь находиться. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка. Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. Послереволюционный Петроград запечатлен без казенного плакатного героизма.
Он служит ей, не человечеству. К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица. » и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ.
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Что-то перепуталось всамой жизни
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художник Петров-Водкин — краткая биография
- «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915)
Выходец из социальных низов, Петров-Водкин объяснимо поддержал революционный переворот. Богородица изображена фронтально споднятыми вверх руками— очевидная отсылка кодному из основных иконографических типов изображения Божьей Матери— «Оранта» (от лат.
И это ожидание явно читается на лицах матери и старшего ребенка, дочки. Тогда немалая часть творческой интеллигенции видела революцию не только как путь социальных преобразований, но как некий «вселенский переворот» из которого пускай вмуках, но родится обновленный человек. Это «Песни западных славян», как мне казалось, что эти вещи должны действовать сильно и остро». Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый». Ився земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер— живым, дышащим космосом, пронизана этим неземным прозрачным свечением, «покрывающим» всю мирскую смятенность, надрыв, злобу. Прямого идеологического вызова в послереволюционном творчестве Петрова-Водкина нет, напротив, он отдает дань многим конъюнктурным, актуальным «темам дня» изображая и красных комиссаров и петроградских работниц.
Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Можно лишь допустить, что «надмирный» всадник— это надежда, что вреволюционной «перетасовке человечества» стихийной мощью красного коня будет управлять не грубая, давящая сила, аначало светлое, надмирное. Художник считал иначе. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е.
«Таких коней не бывает» – именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Первые этюды художник начал писать на хуторе «Мишкина пристань» в Саратовской губернии.
- Творческий путь Петрова-Водкина
- Тема материнства в творчестве Петрова-Водкина
- Петров–Водкин написал неканонический портрет Ленина
- Картина покинула Россию на 36 лет
- Восприятие современниковправить
«Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее. Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. Никакой сознательной хулы на вождя нового режима со стороны мастера, думается, не было. На голове одной из женщин повязан платок, словно венец на иконе вокруг головы святой. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Вглазах Ленина мистически отражается душа «фанатика схолодной кровью», жреца идеи.
От«косноязычного пришепетывания красок на неопрятных самодельных холстах» (как писал он сам осебе) Петров-Водкин вырос вбольшого самобытного мастера, создавшего свою художественную систему. Молодая женщина существует словно в другом пространстве, возвышаясь над городом и бытом. Отношение к вере у него было таким же — доморощенно-бунтарским. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. В 1924году по решению комиссии ЦИКа (Центрального Исполнительного Комитета) всего нескольких художников, включая Кузьму Петрова-Водкина, пригласили делать зарисовки похорон Ленина.
Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Двойственна по внутреннему звучанию икартина «Новоселье». Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению. Картина 1919 год. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. Но всамой атмосфере этого новоселья чувствуется что-то маскарадное.
Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К. К. Критиков не устраивал красный цвет лошади. Спрашивается, зачем же художник. Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей.
Это время, когда вобществе возрождается интерес кдревнерусскому искусству, в1966году на экраны выходит историческая кинодрама «Андрей Рублев» режиссера Тарковского— иными словами, прорывается интерес кжизни истинной, ане кее идеологическому суррогату. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Это интересно:12. Впоследствии она подарила это произведение Московской Третьяковской галереею.