Купание Красного Коня Картина
Петрова-водкина «Купание красного коня» и приурочена к 105-летию создания этой картины. Картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня», написанная в 1912 году, вызвала у современников множество споров. (хлыновск) Вот откуда яркие чистые краски картины Купание красного коня.
10 ноября 1912 года картина Купание красного коня впервые предстала перед зрителями на выставке Мира искусства, членом которого Кузьма Сергеевич был с 1911 года до его роспуска в 1924 году. «купание красного коня» — известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. Этюд для картины «Купание красного коня». Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет.
В картине «Купание красного коня» многие находят образы, традиционные для иконописи. В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон.
«Купание красного коня»: почему бытовую картину назвали предвестником грядущих перемен
Это было этапное произведение в творчестве художника. Почему Петров-Водкин выбрал именно их. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. Еще вразгар Первой мировой войны, колоссально тяжелой для русского народа, в1914–1915годах он написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец».
По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник — обнаженный мальчик-подросток. Прямого идеологического вызова впослереволюционном творчестве Петрова-Водкина нет, напротив, он отдает дань многим конъюнктурным, актуальным «темам дня» изображая икрасных комиссаров ипетроградских работниц. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Оттуда Петров-Водкин созерцает Русь.
9 любопытных фактов о картине «Купание красного коня»
Одним из символом России всегда был конь. Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты икротости. Вот таким образом конь на переднем плане – красный, другие кони вдали – розовый, буланый и белый. Все члены семьи в оцепенении застыли и ждут чего-то страшного. Художник считал иначе.
Существует и мнение, что художнику позировал Владимир Набоков (так считает Александр Семочкин, бывший директор музея писателя в Рождествено). В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной». Сильнейшее воздействие на творчество художника оказало знакомство с русскими иконами.
История одного шедевра: «Купание красного коня» Петрова-Водкина
Отец художника, продолжатель «сапожничьей» династии, наставлял юного Кузьму: «Ты прежде Петров, апотом уж Водкин». И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Врага один вдругом не увидят— недоверия не будет друг другу». Пришедший вискусство из низов, он прошел долгую ученическую школу.
В 1924году по решению комиссии ЦИКа (Центрального Исполнительного Комитета) всего нескольких художников, включая Кузьму Петрова-Водкина, пригласили делать зарисовки похорон Ленина. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока.
Затем мой муж изменил первоначальное расположение фигур на картине». Бачевич, увлекающейся коллекционированием картин лучших авторов. Только всередине 1960-х закономерно происходит его «второе рождение» для публики. Оно угадывается в застывшей у окна фигуре отца, который в напряженной тишине вглядывается в ночную мглу, пытаясь разглядеть очертания наступающей беды. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно.
Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир истощенный ввойнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает всамую глубь людской скорби. Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы. Я начал писать купание вообще.
В картине Петрова-Водкина красный цвет аллегоричен. Когда началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня». ». За участие в этой выставке К. Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту. Художнику позировал племянник Шура.
Что скрывает в себе картина "Купание красного коня" (7 фото)
И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами.
Публика впервые увидела «Купание красного коня» в 1912-м на выставке объединения «Мир искусства». Часто его образ используется и в живописи и в литературе. Работа над картиной «Купание красного коня» началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня».
«Купание красного коня» – символы и смысл
У меня было три варианта. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину Купание красного коня.
Многочисленные споры изначально ходили вокруг этого полотна. Вэтом плане наиболее интересен его портрет Владимира Ильича Ленина (1934). Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален исполнен могучей силы, помчись он – и не удержать его неукротимый бег». Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь. ».
Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К. К. Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева. Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину.
«Таких коней не бывает» – именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей. Петров-Водкин, несомненно, знал традиции иконописи исам писал иконы, расписывал храмы. Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. Нарождалась новая, неведомая, безбожная власть— ией нужны были другие герои.
Остается загадкой, почему художник изобразил Ленина именно так, сшироко расставленными глазами— это область гаданий. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. Только по окончании второй мировой войны начались переговоры о возвращении картины на родину. Налицо вехи биографии успешного советского художника, который, кажется, не чувствует никакого разлада сновой властью.
Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. Здесь присутствует глубочайший итончайший метафизический момент— миг между жизнью исмертью человека, его взгляд не гаснущий, аскорее преображенный, устремлен куда-то дальше, глубже, «за земные пределы». Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства. Вобразе его комиссара («Смерть комиссара», 1928) нет ни капельки того «фанфарного» геройского пафоса, скаким обычно изображали вте годы «фанатичных» красных командиров— защитников новой жизни.
Звучит как ретроспективный комментарий кпортрету Петрова-Водкина. Акогда началась революция, то говорили, что она была предугадана мной». Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами.
Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом. Салтыкова-Щедрина, Холстомера Л. Н. Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения.
Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать Купание красного коня. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Однако революционный пафос картины отчасти стихает, когда мы переводим взгляд на всадника. Второй вариант картины, вероятно, был написан в начале августа 1912 года. Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота.
Описание картины «Купание красного коня»
Каждый узнает всебе человека, уважать всебе его будет, авот таким образом идругих будет уважать.
Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Это необходимо для отражения противоборства и коварности. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Поповоду самих «властителей»— вего личном дневнике, вжалобах на тогдашнее бытовое неустройство нет-нет да имелькнет порой ироничная ремарка: «Пролетариат был занят кормежкой— где тут мыться, не подохли бы граждане передового политически государства» (запись от 13марта 1927года). В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии.
Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Визображении вождя смутно чувствовалась некая «идеологическая неправильность». Критиков не устраивал красный цвет лошади. Это Песни западных славян, как мне казалось, что эти вещи должны действовать сильно иостро».
Картина «Купание красного коня»
Прообразом животного в центральной части полотна послужил настоящий скакун по имени Мальчик. «Богоматерь»— ответ Петрова-Водкина на весь ужас ихаос военных лет. От«косноязычного пришепетывания красок на неопрятных самодельных холстах» (как писал он сам осебе) Петров-Водкин вырос вбольшого самобытного мастера, создавшего свою художественную систему.
Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Жалкие клоповники-деревни зацветут садами илюбовью ктруду свободному. Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня» (1912) Холст, масло.
Он словно не считает себя причастным ко всему варварскому, что тогда происходило. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения.
От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее. Элина Свенцицкая, писатель, доктор филологических наук, анализируя героев «Песен», отмечает: «Сами по себе герои этого произведения— герои свободы иволи. «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. После посещения первых христианских катакомб вРиме вписьме матери он делится нахлынувшими размышлениями: «Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы сжирными, озверевшими попами иничего не осталось вних от прячущихся под землю красот человеческой души Собираются невежественные попы, спорят, ругаются из-за каких-то перстосложений, одежды иХристос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос».
Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи». Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал. Неслучайно прижилось именно второе название картины— «Петроградская мадонна». Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной.
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»
Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. Лето. 1917. Эти стихи Ивана Есаулкова передают содержание картины Петрова-Водкина Полдень. Находившийся у художника жеребец стал моделью. Ярко-красный цвет коня прозвучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё.
На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте. В искусстве XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами: Холстомер Л. Н. через две недели после приезда на Мишкину Пристань, Кузьма Сергеевич сообщает Шуре о работе уже над картиной, где он «посадил» всадника на коня «Мальчик называется» (2 августа 1912). Здесь совсем нет «певучести», метафоричности, характерной для живописного языка Петрова-Водкина.
В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка. С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. Он предложил устроить юношу на учебу в столице. Это было то пророческое предчувствие, даром которого наделены истинные художники. Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений.
Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. Выходец из социальных низов, Петров-Водкин объяснимо поддержал революционный переворот. Эту систему изображения мира на плоскости холста Петров-Водкин разработал в 1910-х годах, он назвал ее «наука видеть».
К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица. » и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. За спиной уИльича изображены географические карты СССР: перед нами человек государственного ума— «в огромный лоб— огромная мысль», — думающий осудьбах всей страны. На этомграндиозном полотне художник смог изобразить современную ему крестьянскую Россию. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Именно вэтот период возвращается вискусство иПетров-Водкин, потому как искусство для него всегда было «творчеством, направленным кпостижению верховных запросов бытия» (К. Картина 1919 год. Горение красного цвета тревожно и радостно-победно и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит. » Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня.
Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. В России эта тематика, купание коней, была популярна. Петров-Водкин). Картину «Купание красного коня» художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет.
Однако из-за военных событий полотно осталось в Швеции, вплоть до 1950 года. Он самоуверенно отвергал все, что ему не нравилось— обряды, правила, уставы Церкви. Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений.
Низко висело стылое небо, раскачивали ветки голые деревья над бурой землей. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась.
петров водкин купание красного коня (история создания и само описание картины)
и др. ) и стремился тоже возвысить своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Так или иначе, но спортрета вобразе Ленина на нас смотрит предсказанный Ницше «сверхчеловек», познавший ницшеанскую свободу исвое право распоряжаться жизнями миллионов людей, не оглядываясь на волю свыше. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. «Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской.
Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. К. С. Он дан так крупно, что его уши и ноги ниже колен обрезаются рамой картины. Первые этюды художник начал писать на хуторе «Мишкина пристань» в Саратовской губернии.
История создании картины «Купание красного коня»
Иконы были признаны произведениями живописи удивительной красоты и духовной чистоты. Только ноги коротки от бедра. Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению. Он, конечно, читает Пушкина, азатем ляжет спать.
Он служит ей, не человечеству. У Петрова-Водкина вбарском доме все цело— иковры ифарфор ипортрет на месте.
Особенности «Купания красного коня»
Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». В 1914 году ее отправили в русский отдел Балтийской выставки в шведский город Мальмё. Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ. И это ожидание явно читается на лицах матери и старшего ребенка, дочки. В средней части полотна – в воде – фигуры белой лошади, которую тянет под уздцы ее спешившийся наездник и светло-алого жеребца с всадником, его мы видим со спины.
При том что вроде бы художник отдает должное многим банальностям официозной ленинианы инеотъемлемые черты «великого вождя» очевидно прочитываются впортрете. Всего известно три варианта картины., гоголевскую птицу-тройку, блоковское Летит, летит стальная кобылица.
«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина
Толстого, картина В. Перова Проводы покойника, Коняга М. Е. Можно лишь допустить, что «надмирный» всадник— это надежда, что вреволюционной «перетасовке человечества» стихийной мощью красного коня будет управлять не грубая, давящая сила, аначало светлое, надмирное.
Снаружи из-под обрыва доносятся удары оплетень волжской волны. Художник разворачивает в этом шедевре необъятную тему России. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Виконных образах глаза Спасителя исвятых всегда близко посажены— так символично передается духовная собранность, сосредоточенность. У меня в жизни длиннее». Фигура Ленина струдом вписывается вограниченное кабинетное пространство ивэтом композиционном решении попытка передать масштаб личности— это образ не кабинетного мечтателя, ачеловека громадного исторического значения, который, по выражению самого Петрова-Водкина «спел свою песню на свой лад, апо земле она каждому своей стала».
Их вполне точно подметил философ Н. А. Бердяев всвоих «Размышлениях орусской революции»: «Появился молодой человек вфренче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей квласти ипроталкивающийся впервые ряды жизни, вбольшинстве случаев наглый ибеззастенчивый. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. Великий русский поэт А. Блок считал, что именно К. Петров – Водкин умел не только видеть, но и догадываться о будущем, предвидеть зарю.
Напишите отзыв о статье Купание красного коня
Солнце то выглядывало, то пряталось тучи, а по небу рассыпались первые удары грома. Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Цвета, которые задействованы в картине, не смешиваются между собой, такова задумка автора. Известно, что основной посыл «Песен»— мысли освободе иответственности личностного выбора. Художник мог вспоминать обо всех мальчиках, создавая символический образ юного всадника.
Ядаже придумал, что ему дать читать. Русская интеллигенция после сотрясения всех основ привычной жизни пыталась найти новую опору для своего духовного существования. Прообразом животного в центральной части полотна послужил настоящий скакун по имени Мальчик. молящаяся). Он демонстрирует материнство, любовь, быт людей, смерть. Вскованности поз, в«приглушенности звука», вкакой-то театральной постановочности самого действа читается внутренняя неуверенность новых хозяев всвоем праве здесь находиться.
Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). После чего перекочевала к К. К.
Отрывок, характеризующий Купание красного коня
Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск. Это было этапное произведение в творчестве художника.
В 1914 году ее отправили в русский отдел Балтийской выставки в шведский город Мальмё. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. В одночасье все может рухнуть, они могут лишиться другдруга их хрупкий мир может сломаться. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка.
Но если одни воспринимали Купание красного коня как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Вот таким образом конь на переднем плане — красный, другие кони вдали — розовый, буланый и белый. Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи».
На выставке представлено 236 произведений живописи и графики (160 произведений из коллекции Русского музея) из собраний ГТГ, Саратовского художественного музея им. 2 августа, т. е. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Подтверждение этому также находим в воспоминаниях жены: Рисунки, которые Кузьма Сергеевич делал с верховой лошади Мальчик, были началом его работы над картиной Купание красного коня. Она возникает словно из какой-то чудесной дымки. В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё.
- КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ Кузьма Петров-Водкин
- Самое интересное в виде мозаики
- Как развивался стиль Петрова-Водкина
- Истоки творческой индивидуальности
- Жадный интерес к науке и искусству
- Путешествие, перевернувшее сознание
Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Впоследствии она подарила это произведение Московской Третьяковской галереею. А потом перед его глазами появилось великолепное, зелено – голубоватое озеро. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. В 1950 картина возвратилась жене Петрова-Водкина. Картина нарисована так, что зритель, разглядывая работу, будто находится на месте этого человека, сидит вот за таким утренним столом. Молодая женщина существует словно вдругом пространстве, возвышаясь над городом ибытом.
Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует». Это время, когда вобществе возрождается интерес кдревнерусскому искусству, в1966году на экраны выходит историческая кинодрама «Андрей Рублев» режиссера Тарковского— иными словами, прорывается интерес кжизни истинной, ане кее идеологическому суррогату. Первые зарисовки картины были сделаны на российском юге в 1912. Ився земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер— живым, дышащим космосом, пронизана этим неземным прозрачным свечением, «покрывающим» всю мирскую смятенность, надрыв, злобу. Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению.
Первые этюды художник начал писать на хуторе Мишкина пристань в Саратовской губернии. Всё полотно является прекрасной иллюстрацией столь излюбленной Петровым-Водкиным перспективы: озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено. Удача пришла с другой стороны: в дом, где мать художника была в услужении у господ, приехала из Петербурга дама, сестра хозяйки, с намерением построить в Хвалынске дачу. Почему этим былинным конем управляет «надмирный», ушедший всебя, тонкий юноша вовсе не богатырской стати. Именно она наводит ужас на всю эту семью. У меня было три варианта. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е.
- Художественные особенности полотна
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Что-то перепуталось всамой жизни
Это было этапное творение в творчестве великого художника. Известный критик 1910-х годов Всеволод Дмитриев, печатавший рецензии в «Аполлоне», едва ли не самом знаменитом журнале того времени, назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург. В ней даже намека нельзя было увидеть на образ гордого коня.
Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый». Дальнейшая судьба картины Купание красного коня полна самых разнообразных приключений. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника.
И только маленький ребенок безмятежно и сладко спит в своей кровати. Был ли Ленин для Петрова-Водкина человеком, который, заваривая кашу кровавой революции вРоссии, опирался «лишь на собственное разумение», будучи при этом уверенным, что «иначе поступить невозможно».
Былинный богатырский конь задает энергетический центр всей композиции. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Яркий цвет коня доминирует над фоном и бледным подростком. Есть и еще два претендента на роль прототипа всадника.
Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира. Я начал писать купание вообще. Сусилением идеологического нажима новой власти вся эта идейная разноголосица вскоре насильственно заглохнет, но пока эта среда безусловно влияла на внутреннее становление Петрова-Водкина.
Огненная лошадь привлекает свое внимание размером. Тревога – одно из последних значительных произведений Петрова-Водкина. (1934 г. ) На ней передано стойкое ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего. Картина висела над дверью зала. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться».
Октябрьскую революцию Петров-Водкин поначалу принимает своодушевлением: «Земле нужна перетасовка человеческая». Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Богородица изображена фронтально споднятыми вверх руками— очевидная отсылка кодному из основных иконографических типов изображения Божьей Матери— «Оранта» (от лат. Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью – поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться».
Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален исполнен могучей силы, помчись он — и не удержать его неукротимый бег». Идет гражданская война.
Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё.
Послереволюционный Петроград запечатлен без казенного плакатного героизма. И действительно, в образах Купания чувствительный зритель увидел Набатный красный цвет коня, который звучал как призыв к новой жизни, прекрасной и неведомой, которая должна воссиять над страной, предзнаменование грядущего обновления, очищения человечества. Ленин читает пушкинские «Песни западных славян». Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием. Петрова-Водкина.
Долгое время полотно хранилось в Швеции ввиду нестабильной мировой обстановки (шли боевые действия). Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. До революции его образы материнства (картины «Мать» 1913 и1915годов) были полны трепетности инежности, вних читался фольклорный слой, слышался широкий разлив русской песни иотголоски далекого уюта детства, где «веретено мягко скоблит деревянную чашку. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Но вэтих глазах, отчужденно-холодных— смысловая доминанта портрета. Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников.
Но всамой атмосфере этого новоселья чувствуется что-то маскарадное. Как и Казимир Малевич, Петров-Водкин часто использовал приёмы и технику традиционной русской иконописи. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Юрий Михайлович Лотман, русский литературовед икультуролог, отметил сущность любого портрета: «портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения имистического отражения реальности». Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро.
Двойственна по внутреннему звучанию икартина «Новоселье». «Да, этот художник талантлив. » — произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Вот что вызывает их тревогуи закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. Петров-Водкин). Увидеть этот Свет, обратиться кнему, стать причастным ему— есть вечный путь «умиления злых сердец».
Сама по себе тема купания коней была всегда очень популярна в русской живописи. Жизнь в«клоповниках-деревнях» он знал не понаслышке. Дальнейшая судьба картины была весьма интересной. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины.
«Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. Купание красного коня стало кульминацией всего предшествующего пути К. С. В ней, как считает Ю. А. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью.
Неконкретность своих предчувствий невольно подтвердил сам Петров-Водкин, сказавший через два года после создания картины, когда началась мировая война, что "у него неожиданно для него самого мелькнула мысль – так вот почему я написал "Купание красного коня". Это было этапное произведение в творчестве художника. После начала Первой мировой войны он начинает постигать смысловую полноту своей картины: «Так вот почему написал яКрасного коня».
Отношение квере унего было таким же— доморощенно-бунтарским. Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Осваиваясь вновой реальности, он становится членом Вольной философской ассоциации (сокращенно Вольфил), которая была организована в1919году группой писателей, художников идеятелей культуры именовавших себя «скифами»: А. Белым, А. Мейером, А. Блоком, В. Мейерхольдом, самим Петровым-Водкиным. Сергей Калмыков с 1910 года учился у К. С. Петрова-Водкина. А. А. Бахрушина в Москве, Государственного Эрмитажа, региональных художественных музеев, частных коллекций Петербурга и МосквыПоказаны этапные работы художника, освещающие все периоды его творческой биографии, произведения как известные, так и забытые, находящиеся в собраниях различных музеев и частных коллекциях.
«Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже). Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома.
Салтыкова-Щедрина, васнецовские Богатыри и другие произведения. Кпримеру, своей матери он советовал не слишком усердствовать всоблюдении поста, так как «в нем особой святости нет». В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий.
В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей».
», гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Кто из трех претендентов отображен на финальной версии картины, неизвестно. А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске.
Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Никакой сознательной хулы на вождя нового режима со стороны мастера, думается, не было. Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня». В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника.
На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Картина Кузьмы Петрова- Водкина «Купание красного коня» принесла славу художнику, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. В новой революционной стихии жизни его «Красный конь» ассоциировался свеличием, масштабом грядущих перемен— встране, на земле, всознании людей. Вглазах Ленина мистически отражается душа «фанатика схолодной кровью», жреца идеи. Это было этапное произведение в творчестве художника. Работа над картиной началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года.
Дальнейшая судьба картины Купание красного коня полна самых разнообразных приключений. Найдено такоерешение пространства, чтокрасный конь на картине, кажется, уверенно ступает не по воде, апо планете Земля, его голова иноги намеренно обрезаны— жизнь на картине продолжается дальше, шире границ этого условного, замкнутого рамой пространства. К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России ХХ века.
Русаков, ассимилированы различные воздействия, которым подвергался художник в те годы, особенно – традиции древнерусского искусства и современной европейской символисткой картины. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Он кажется одним из своеобразных лесковских героев-богоискателей. Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению.
Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей. «Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее. Народ живет и трудится именно на этой необъятной земле. С одной стороны, мы видим богатую французскую школу с ее Пуризмом, с другой — в силу входит кубизм с его геометрической точностью. Художник – это тот, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя.
Герои его существуют словно вином измерении, вдругой системе координат, которую принято называть бытийной. Горение красного цвета тревожно и радостно-победно и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит. » Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня. По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник – обнаженный мальчик-подросток. Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы и прекрасно отразившей свое время. Приезд в Хвалынск петербургского архитектора Р. Ф. Мельцера изменил жизнь мальчика.
Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. Тема материнства— сквозная втворчестве Петрова-Водкина. С большим, кажется, основанием он мог бы сказать это спустя еще три года – с наступлением кроваво-красной революции 17-го года. Тогда немалая часть творческой интеллигенции видела революцию не только как путь социальных преобразований, но как некий «вселенский переворот» из которого пускай вмуках, но родится обновленный человек.
Это было этапное произведение в творчестве художника. Главным инициатором объединения «вольных философов» стали публицист иисторик общественной мысли Р. В. Иванов-Разумник, проповедник идеи «вечной духовной Революции, вкоторой единый путь кчаемому Преображению» (Иванов-Разумник), Александр Мейер, философский ирелигиозный общественный деятель, утверждавший идею мистериальной жертвенности— иными словами, это были люди разных мировоззренческих взглядов, такая идейная полифония. Легендарный дед по отцовской линии был сапожником ипил «как сапожник», отсюда кродовой фамилии Петровы— приклеилось «Водкины». По ней шли темные толпы людей с красными стягами, а навстречу им другие – с ружьями. В России всегда полдень.