Купчиха Пьющая Чай Кустодиев

Купчиха, пьющая чай – одно из известных произведений русского художника Бориса Михайловича Кустодиева, созданное им в 1923 году.

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. И это показательно.

Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет.

Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. Многим в те годы казалось, что Россия под гнётом советской власти погибла и уже никогда не возродится. Конечно, основной темой выставки стала революционная.

Как супружеская чета, они степенно соучаствуют в священном ритуале. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Именно в ней и жили сюжеты и люди из того, уже ушедшего мира, не утратившего своего терпкого аромата9. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе.

Картина была написана в проблемный для России год. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. И такие молодцы проглядели революцию. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

«Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков.

И пользовалась спросом публики. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Чем же была для Кустодиева данная работа. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Полусонная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия, однако богатство и беззаботность купчихи показаны иронично, беззлобно. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы.

Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города.

Купчиха за чаем, 
1918, Кустодиев 
– описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Художник уделяет большое внимание фактуре изображаемых предметов. Но тем живее работало воображение. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718.

Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. В 1918 году, когда на Россию обрушилась революция, голод и разруха, многие мечтали о той жизни, которая осталась в прошлом и эта картина является красочным воспоминанием, последним лучиком света бывшего уклада жизни. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку.

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу.

Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу.

Описание картины 
«Купчиха, пьющая 
чай»

Описание картины «Купчиха, пьющая чай»

На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». В этом он находил свое спасение. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец).

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой.

Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». В этом он находил свое спасение. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Ты знаешь, у меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха. »59.

Кем на самом деле 
была кустодиевская 
купчиха

Кем на самом деле была кустодиевская купчиха

Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта. Одна из известнейших — «За чайным столом». На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Монолитный силуэт купчихи уравновешен самоваром. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

А кот. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей.

И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953.

Кустодиев, «Купчиха, 
пьющая чай»

Кустодиев, «Купчиха, пьющая чай»

Но тем живее работало воображение.

Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов.

В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Особое внимание художник уделил женскому лицу, подчеркнув его строгие, но в то же время гармоничные и прекрасные черты. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика.

Концепция картины перекликается с групповыми композициями Огюста Ренуара, также наполненными светом и воздухом. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем».

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.