Левицкий Портреты Женские

Левицкий Дмитрий Григорьевич – русский художник-портретист

Портрет Агаши Левицкой, дочери художника (1785). Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. «Одиночество» героя в камерном портрете XVIII в. имеет принципиальный характер: образ всегда строится с расчетом на присутствие зрителя, современника и потомка, ради которого герой и демонстрирует себя в самых лучших своих качествах. Целью, к которой стремилась императрица в своей деятельности на педагогической ниве, было создание «новой породы» людей, свободных от пороков общества. Атласная одежда Демидова сверкает и переливается алыми и серебристыми оттенками.

1735-1822) родился в Киеве в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос) известного как художник-гравёр. Особняком в этом ряду стоит портрет дочери (1785. Основным было деление на торжественные, парадные портреты и небольшие, камерные. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста). В ней есть одна спокойная уверенность рачительной и довольной собой хозяйки, хотя современники вспоминают, что Бакунина не без успеха «играла на комедии», удачно пела «в итальянском вкусе», музицировала. Вполне официальный костюм кажется несколько помятым и вольно-небрежным.

Это был путь к натуре, но этот путь не представлялся Левицкому ни очевидным, ни простым. Правый портрет изображает Г. И. Алымову играющую на арфе. Известная артистическими способностями Е. И. Нелидова танцует и поет куплеты. Анна занималась рисованием и живописью, брала уроки миниатюрной живописи.

Женский портрет 
конца века (Рокотов, 
Левицкий, Боровиковский)

Женский портрет конца века (Рокотов, Левицкий, Боровиковский)

Левицкий был скован при исполнении заказа определенными светскими правилами. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Дмитриев, как и близкий ему Н. М. Карамзин, начинает с переводов с французского. Тогда они тайно обвенчались.

Храповицкий находился на государственной службе, но увлекался литературной деятельностью. Помнит об этом и художник. Прежде русский портретист, подобно ренессансному подмастерью, учился ремеслу в мастерской практикующего художника или брал уроки у заезжей знаменитости.

Об этом говорит то, как много и с какой внутренней отдачей он пишет писателей своих лет. Тем самым Сеземов, как бы доказывая свое право на портретирование, подчеркивает свои заслуги в благотворительной деятельности, необычной для людей его сословия. Возможно, еще в 1752-1755 гг. «Екатерина II – Законодательница» – своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра.

Оживленный взгляд направлен немного сверху вниз, на губах играет привычная любезная улыбка. Она даже предлагала ему перенести в Петербург издание его «Энциклопедии». Сеземов — «села Выжигина поселянин», — как сообщает надпись, сделанная на обороте холста, на котором написан портрет, был крепостным графа П. Б. Шереметева. Елизавета подарила ему значительные поместья». В полотнах этих художников чувства потретируемого как бы одушевляют природу.

Плавны и медленны движения А. П. Левшиной, девушки серьезной и мечтательной. Левицкий владел всеми формами портрета — от парадного до камерного. Маленькие модели ни на минуту не забывают, что они – царственные особы. Однако глубокое психологическое проникновение во внутренний мир человека еще не было достигнуто. Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II — Законодательница в храме богини Правосудия» (1783 г. ).

В 1775 году Левицкий был произведен в советники Академии. Камерный портрет сложился в России к середине XVIII в. – позже других видов портрета. Вмиг изображение переносит нас через два столетия. Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа.

Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Художника влекла к Полторацкому любовь к музыке. Он стремился достичь и достиг большего: показал девушек в движении. Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см. Второй этап – выработка навыков самостоятельного композиционного мышления. В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»).

Какие и как у него переданы женщины», — скажет со временем Константин Коровин. Работа над серией завершилась в 1776 году, что совпало по времени с первым выпуском учениц. Да и одет Демидов по-домашнему. Такой подход позволяет художнику далеко отступать от привычного для его времени канона. Его совет — писать всегда стоящую, а не сидящую фигуру. Размноженные многочисленными академическими копиями, никитинские полотна впервые приобретают широкого зрителя и известность, будь то портрет самого Петра или «Малороссианин», долгое время ошибочно называвшийся «Напольным гетманом».

Три великих портретиста: 
Рокотов, Левицкий, 
Боровиковский в

Три великих портретиста: Рокотов, Левицкий, Боровиковский в Ярославле

Художественный вкус и артистический дар сочетались у него с широтой взглядов и классической образованностью. Кокоринов изображён человеком с мужественным и спокойным лицом истинным вельможей «во славе». Обстоятельно, подробно рассказывают о Кокоринове окружающие его предметы. Смелыми мазками он передает впечатление юной свежести кожи и влажности полуотрытого рта. Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку.

Выбор Левицкого падает на жанровые в своей основе портретные решения французского мастера. Многие из них не сохранились, а дошли в копиях «типа Левицкого». Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы. Улыбка Урсулы означает конец сеанса.

«Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют играют, общаются. Поза его торжественна и величава. Хорошенькие кукольные лица почти непроницаемы.

За один из выставленных портретов — архитектора А. Ф. Кокоринова. Именно вылепленность объемов, хорошо читаемое освещение, легкий виртуозный рисунок, логически построенная композиция определяют творчество Франческо Тревизани, классициста, свободного ото всякого воздействия барокко, каким он предстает в своей картине «Магдалина с головой Адама», на которую также часто падает выбор Левицкого. И для этого характера Левицкий находит абсолютно точное цветовое решение — звучное, «весеннее» сочетание коричневато-желтого камзола с голубым бархатным воротником, орденской ленты, веселого шитого узора жилета и румяного лица. Пушкина, воспевшего своего легендарного предка в «Моей родословной».

Началась самая плодотворная полоса его творчества. Искусство не прощает постоянных, хотя и маленьких уступок и полуправды. О московских чудачествах Демидова ходили легенды. Художник восхищен очарованием и юностью девушек. Камерный портрет сложился в России к середине XVIII в. — позже других видов портрета. В 1770 г. работы Левицкого имели большой успех на ежегодной летней академической выставке. Простота и чувство собственного достоинства — вот те «изящности душевные», которые он подчеркивает.

Что ни лицо — характер. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Портреты девочек Воронцовых трогают вниманием к внутреннему миру детей, мастерством в передаче фактур различных тканей и тонкой гармонией цветовых отношений. Анна Артемьевна Воронцова (1777-1854) – вторая дочь графа Воронцова и его жены, графини Прасковьи Федоровны.

Становление русской 
живописи: портрет 
века

Становление русской живописи: портрет века

Третий этап – внимательное изучение натуры с целью выражения общего в индивидуальности облика. Его творчество оказало влияние на становление молодых художников того времени: И. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского, Г. И. Угрюмова. Похоронен на Смоленском православном кладбище, но могила его утеряна ещё в XIX в. Очень интересны с этой точки зрения портреты А. Ф. Кокоринова (1769), Б. В. Умского (1770), Н. А. Сеземова (1770). Его увлекла непосредственность девушек искренность, с которой они играли свою роль. Все портреты находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Первоначально портреты были помещены в резиденции императрицы – Петергофe после Февральской революции 1917 г. цикл поступил в Русский музей. Ни в одном портрете Левицкий не повторил больше такой композиции. У Левицкого на «головках» учились сходству: не тем особенностям, которые могут повторяться у многих людей, становиться типическим признаком, но тем отличиям, которые делают каждый человеческий облик неповторимым, единственным.

ГТГ). Но особенно значительны его колористические достижения. Тщательно выписана орденская звезда на груди — свидетельство заслуг на жизненном поприще. ГТГ), М. А. Дьяковой (1778. Среди произведений молодого Левицкого надо назвать замечательный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769) директора Академии художеств и одного из создателей ее великолепного здания на Васильевском острове.

Был директором Академии художеств. Холст, масло. Девушка была влюблена в архитектора, близкого друга Левицкого, но ее родители не соглашались, чтобы их дочь вышла замуж за «ремесленника». Михайла Храповицкий открыто заявляет себя врагом крепостничества и выступает по поводу каждой видимости его смягчения с восторженными одами, вроде «Мыслей по поводу учреждения вольных землепашцев в России» (1801) или «Оды на достопамятное в России постановление о состоянии свободных хлебопашцев высочайшим императора АлександраI указом февраля в 20-й день 1803 года».

Дмитрий Левицкий 
– мастер парадных 
и камерных портретов

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Разряженная Агата стоит у стола, на котором весьма своеобразный натюрморт: на цветастой скатерти расставлены хлебный каравай, солонка и большая кружка. Долгорукова, как и Львова в раннем портрете, здесь можно только предвидеть. Это различие является не просто результатом контрастности именно этих человеческих натур.

Прав относительно высокого ремесленного совершенства, уровень которого утверждает Левицкий в своем академическом классе. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. Подход Левицкого к изображению человека отличается от рокотовского.

Однако спокойный, величавый разворот плеч, горделиво откинутая голова показывают, что именно борьба воспитала в ней чувство собственного достоинства, сформировала личность.

Кокоринов запечатлен в обстановке рабочего кабинета. Постепенно происходит открытие истинно детского портрета. «Головки», бессчетное количество раз рисованные в Воспитательном училище, могли даже оказаться теми же самыми.

  1. Екатерина Великая как жена художника Левицкого
  2. Левицкий Дмитрий Георгиевич (1735-1822)
  3. Картины — Левицкий, Дмитрий Григорьевич
  4. Портреты Левицкого: характер – в глазах
  5. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  6. Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий –

У меня лицо, которое обманывает художника». С портрета смотрит чуть полноватый мужчина в самом расцвете сил.

Грациозный поворот корпуса подчинен ее изящному плавному движению. Чудо. Смолянки не позируют, они живут в окружающей их среде легко и свободно.

  • Картинки и картины художников мира
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • 52 художественной литературы читается в электронном виде
  • Телепрограмма на 21-27 сентября
  • Телепрограмма на 14-20 сентября
  • ЦБ РФ: «Повторение ситуации, сложившейся в декабре 2014 года, представляется нереалистичным»
  • Дольче вита туристического бизнеса

Пора. (1769. Сначала в новое заведение решили принимать только дочерей богатых дворянских фамилий. Левицкий не ограничивает ученика ни определенной позой изображенного человека, ни «действием», ни платьем — все предоставляется на усмотрение молодого художника, чтобы он имел возможность найти наиболее «натуральное» решение. Вместе с тем в каждом случае художник находит особый цветовой ключ. И художник приступил к работе. В 1758 году переехал в Санкт-Петербург и начал обучение в Академии Художеств.

Для преподавателя была важна не реализация темы, а еще самая тема — возможность обратиться к «низким» сюжетам повседневности. Д. Левицкий. По окончании курса большинство изображенных девушек (Нелидова, Левшина, Борщова, Алымова и Молчанова) были предназначены императрицей фрейлинами ко двору супруги наследника престола Павла Петровича, вел. Портреты смолянок представляют собою ансамбль из семи полотен.

  1. Как выбрать полипропиленовый лист
  2. Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий

Дмитрий Григорьевич Левицкий – создатель обширной галереи портретов своих современников. Левицкий – тонкий мастер передачи фактуры предметов. В портрете дочери он демонстрирует мастерство живописца эпохи классицизма и воспевает простоту и естественность народных русских обычаев. Он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени и многих из них запечатлел на своих полотнах: Екатерину II (1783) Дени Дидро (1773), французского философа-энциклопедиста, писателя зодчего А. Кокоринова публициста, просветителя и издателя Н. Новикова. Художник виртуозно передает ткань и шитье платьев, воздушный передничек Хованской.

Д. Левицкий. Современница Кулибина, читательница Ломоносова, эта девушка могла бы — кто знает. Копирование собственно портретов предлагалось Левицким только тогда, когда ученик оказывался способным понять «прочтение» натуры мастером-портретистом, особенности его подхода к модели. А. П. Левшина в театральном платье остановилась в танце среди пышной дворцовой обстановки.

При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем. «Екатерина-Законодательница» была не случайной удачей, но программной картиной и для самого Левицкого и для литераторов его окружения.

Кажется, что интерес художника сосредоточен на передаче несколько подчеркнутой пластики форм. Для них благотворительный характер заведения (содержание на полном государственном обеспечении) выглядел особенно заманчивым. Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А. С. Протасовой.

Эти атрибуты деятельности и обстановка дополняют образ снисходительного, чуть утомленного сановника, погруженного в заботы государственной важности. А. П. Левшина в театральном платье остановилась в танце среди пышной дворцовой обстановки. Это были 7 крупноформатных произведений, выполненных в 1773 — 1776 годах. Основатель Академии художеств в Турине, директор такой же Академии в Вене и основатель прославленной Венской картинной галереи, Чиниароли определяется искусствоведами тех лет очень четко: «Находчив в композиции изыскан в рисунке, насыщен в колорите». Для Левицкого главным остается, по его собственному выражению, чтобы ученик передал «упражнение принадлежащее взятых мыслей» иначе говоря, чтобы общий строй портрета соответствовал тому внутреннему состоянию, в котором портретист решает изобразить свою модель.

Кокоринова (1769). Насколько близко соприкасаются задания мастера с программами класса живописи «домашних упражнений», можно судить хотя бы по тому, что в том же году там предлагается конкурсная программа «представить живописца, спрашивающего мнения о своей картине». Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХХ веке. С удивительным искусством воспроизведен на холсте костюм Нелидовой. В начале 1790-х годов Левицкий создал портреты четырех сестер – Александры, Елены, Марии и Екатерины.

На другом портрете — Екатерина Молчанова.

Произведение Левицкого можно рассматривать как одно из слагаемых более широкого явления. Это она шестнадцатилетней девочкой последовала сразу после венчания в «жестокую ссылку» вместе с мужем, бывшим любимцем ПетраII, родила в Березове отца поэта и там же лишилась всех родных. В «Портрете Урсулы Мнишек» поражает отточенное до виртуозности мастерство художника, который добивается нужного эффекта последовательной системой приемов. Таков Иван Абрамович Ганнибал, двоюродный дед А. С.

Екатерина Великая 
как жена художника 
Левицкого

Центром этого образцового поселения должен был быть собор «в виде константинопольской Софии», заказанный архитектору Чарлзу Камерону. Бьют часы. Учитель не ограничивает и времени работы над холстом.

Имя художника окружено славой, постоянно поступают заказы царского Двора. При храме намечалось размещение дома для Кавалерской думы, для украшения которой нужно было написать серию портретов «всех кавалеров Ордена Святого Владимира Большого креста». Ни в одном портрете Левицкий не повторил больше такой композиции. выше).

Он не ищет новые композиционные решения, эффектные позы, жесты. Горделивое ощущение знаний сквозит в ее улыбке. По выражению критика, в этих портретах выразился «простодушно-хитроватый взгляд здорового и веселого мастера, порядочно-таки издевавшегося в душе над всей этой комедией, но способного в то же время оценить художественную её прелесть»6. Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей. Три более ранних портрета изображают учениц младшего и среднего возраста.

Живописная поверхность доведена до эмалевой гладкости. Портрет Дени Дидро (1773-1774). И художник ищет новые пути. отражается в мужских и женских образах как бы различными своими сторонами.

Это характер еще до конца не сформированный, полный ожидания со взрослой жизнью. ГТГ), который можно расценить как пародию на парадный портрет.

Среди его отечественных родоначальников был и учитель Левицкого — А. П. Антропов. Чувствуется, что для нее представление — не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе. Природа как проекция душевных переживаний – характерная черта культуры сентиментализма, говорящая о том, что внутренний мир человека становится безусловной ценностью. Ф. С. Рокотов работал в жанре полупарадного портрета, когда человек изображался по пояс на фоне архитектурных построек или пейзажа. Дмитрий Григорьевич Левицкий один из самых лучших портретистов российской империи.

Домашний костюм усиливает интимную нотку образа. Для питомца Академии художеств все начиналось с копирования (все три младших возраста — девять лет. ) и возвращалось к копированию уже в специальном классе.

П. В. Бакунин Старшой на портрете полон сдержанного достоинства и уверенности в себе. Таковы портреты фрейлины Екатерины II П. Н. Репниной (1781 г. ), жены директора придворной певческой капеллы А. А. Полторацкой (около 1780 г. ) и другие. ГТГ) инженер-генерала М. И. Мордвинова (1778.

От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли. в действии, глубоко им свойственном, в характерной для них обстановке.

Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета. Холст, масло, 118 x 90 см. ГРМ), Е. И. Нелидовой (1773. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок.

С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. Например, С. С. Щукин, писавший в качестве программы почти бытовую сцену, на звание академика должен написать по заданию Левицкого «портрет с господина адъюнкт-ректора Юрия Матвеевича Фельтена». Он уже немолод, но подтянут и не утратил строгой прямой осанки.

Правда, спустя восемь лет художник останется без работы, отставленный по старости (в 44 года. ) и «по малому его искусству». Девушки изображены исполняющими концертные номера. К сожалению, не сохранилось каких-либо произведений, достоверно связанных с этим ранним периодом его деятельности. Девушки — «смолянки» изображены в образе пастушка и пастушки, которые играют грациозную пастораль.

Передавая черты лица потомка «арапа Петра Великого», его смуглую кожу, оттененную белым адмиральским мундиром, черные, не скрытые париком волосы, Левицкий подчеркивает этническую особенность его внешности. В таком направлении шло развитие качеств, присущих ему изначально.

Слева от него размещался портрет Е. И. Молчановой, сидящей с раскрытой книгой. Вполне вероятно, что в таком большом заказе Левицкому помогали ученики из его мастерской. Среди художников, которые вели наблюдение за ходом работ, был и подмастерье Левицкий, работавший вместе со своим прежним учителем А. П. Антроповым. Известно, что Екатерина была недовольна выполненным заказом.

Г. И. Алымова играет на арфе, повернувшись к зрителю со светски любезной улыбкой. Именно выбор оригиналов для копирования, которые предлагает только что появившийся в Академии преподаватель своим ученикам, говорит о Левицком больше, чем любые высказывания его самого или его современников. Сопоставление двух портретов одной и той же модели открывает общие для камерных портретов 1780-х гг. Умер Левицкий в 1822 г., надолго пережив свою эпоху и собственную славу. Поражают богатство образа, умение раскрыть натуру человека и его душевное состояние всеми доступными живописи средствами. Спустя восемь лет при очередной проверке певчих оба Левицких признаются «спавшими с голоса».

Музей искусства и истории. Художник имел в своем распоряжении модель и его цель сводилась к возможно более точному, по выражению современников, «списыванию». Певица изображена в костюме поселянки. Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком. В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, когда раскрываются черты его характера. Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности»6.

Великий голландец — «малыми голландцами» Левицкий не занимался никогда — ценится Левицким в среднем периоде своего творчества, в годы перед «Ночным дозором»: ясные композиции портретов, внимание, сосредоточенное на характере и внутренней жизни модели, небольшой бытовой натюрморт, сдержанная цветовая гамма при очень простом освещении. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Считается, что этот портрет связан с её замужеством. Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств.

Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. В 1781 году перешедшим в последний возраст воспитанникам портретного класса, среди которых находился С. С. Щукин, Левицкий предлагает «представить портреты в картине две фугуры с руками поясные, — учительницу с воспитанницею, в приличном их одеянии и упражнении».

«Дар живописца-декоратора, свойственный Левицкому, проявился в той поразительной точности, почти материальной осязаемости, с какой переданы в Смолянках ткани одежд, прозрачность кружева, блеск атласа, мерцание золотых нитей, вплетенных в матовый бархат. Юсуповой. Д. Левицкий. По-своему Храповицкий в это время тоже еще «будущий». В 1779 году Академия лишилась одного из своих преподавателей — Филиппа Неклюдова.

Парные изображения Ф. С. Ржевской и А. М. Давыдовой (1771—1772. Их ровесница Е. И. Нелидова (тоже в пастушеском платье) исполняет грациозное па менуэта. Одной из интереснейших проблем камерного портрета является изображение детей. Трудно сказать, в какой мере выбор последних был добровольным.

s humble et tr. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. Левицкий торопится (но и имеет возможность. ) увидеть каждое доставленное во дворец собрание, лишь бы оно заняло свое место на стенах зал и тут же принимает решение, что из увиденного нужно для его воспитанников, добивается права для них приступить к копированию.

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772) – талантливый архитектор. Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года. Она свободна от всяких душевных волнений и порывов. Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен». Их ровесница Е. И. Нелидова (тоже в пастушеском платье) исполняет грациозное па менуэта.

Д. Левицкий. Три более ранних портрета изображают учениц младшего и среднего возраста.

Очень сложные, детализированные работы этого периода. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Левицкий написал девушку в кресле с книгой в руках, а перед ней — физические приборы.

Произведению сопутствовал шумный успех и автор несколько раз повторял свое творение (одна из копий находится в Третьяковской галерее). Камерный портрет сложился в России к середине ХVIII века — позже других портретных жанров. Неклюдов снова первым получает звание «мастера первых начал рисования» и среди его выучеников оказываются такие выдающиеся художники, как И. А. Акимов, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов, не говоря о десятках других русских мастеров художественной школы второй половины XVIII века. Стасов утверждал, что талант художников того времени был «испорчен и искажен, он весь израсходован только на ложь притворство и выдумку главной сущности и на парад и блеск подробностей». В Третьяковской галерее только в XX веке появляются Анна Давиа и Бакунина, в Румянцевском музее — оба портрета Львовой, в Русском музее — несколько женских портретов, в дальнейшем оспаривавшихся в своем авторстве. Одно из самых прекрасных полотен Левицкого 1770-х гг.

Сохранился и портрет мужа Бакуниной. ГРМ), Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской (1773. Но Молчанова не стала ученым: ее готовили во фрейлины.

ГРМ), грациозно танцующей Н. С. Борщевой (1776. Он знает, что внизу ее ждет карета. «Портретного рода художнику, — писал И. Урванов в своем теоретическом сочинении Краткое руководство к познанию рисования и живописи, — должно уметь хорошо делать голову и сходственно с тем, с кого портрет пишется, а притом в лучшем лица виде и в хорошем всего положении также с той стороны лица, которая выгоднее для красоты частей и полезнее для сходства ибо не у каждого человека все стороны и части бывают выгодны для сходства и приятности Отделывать же надлежит все с большим вкусом и так, чтобы всего видна была причина».

Своеобразным пиком творчества Левицкого стал портрет Урсулы Мнишек, жены литовского коронного маршала М. Мнишека (1782 г. ). Сюве незадолго до приезда Мельникова получает место адъюнкт-профессора Парижской Академии. При этом женские образы нередко приобретают подчеркнуто аристократический характер. На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца.

Но художник первой половины – середины XVIII века все еще многостаночник: шереметевский крепостной Иван Аргунов выполнял разнообразные прихоти хозяина и завершил свой путь домоправителем, оставив живопись Андрей Матвеев и Иван Вишняков надзирали за зодчими и декораторами Канцелярии от строений сходные обязанности были у Алексея Антропова в Синоде. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия (1783). На такие концерты съезжалась петербургская знать, нередко во главе с самой императрицей. ГРМ), И. М. Долгорукова (1882. С картин-портретов Левицкого говорит эпоха.

Общечеловеческий по содержанию портретный идеал камерного изображения 1780-1790-х гг. Изображение крепостного является величайшей редкостью в русской портретной живописи XVIII в., а парадная форма его – исключительный случай. В 1780-е гг.

Гос. Д. Левицкий. Но вскоре положение изменилось. Однако сооружение храма растянулось на шесть лет, а к строительству «орденского дома» так и не приступили. Художник строит богатую гамму серо-зеленых, жемчужных и розовых тонов.

Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине. В 1775 г. он произведен в советники Академии. «Он портретной» — отзвук системы жанров, предложенной классицизмом, где все определялось емкостью содержания, выраженной художником мысли. Художники-портретисты 18 века действительно выдающиеся мастера. Любопытный пример тому представляет судьба другого выученика портретного класса — В. Ф. Морозова.

Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. Так, племянница польского короля светская красавица Урсула Мнишек (1782, ГРМ) написана в изысканной гамме золотистых и голубых тонов в портрете хитрой авантюристки итальянской певицы Анны Давиа Бернуцци (1782, ГТГ) некоторая пестрота, элементы крикливости цвета. В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757).

Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения). Вот таким образом хочется больше увидеть, чтобы вновь насладиться живописью. «Смолянка» Екатерина Нелидова запечатлена в своей лучшей роли — служанки Сербины из оперы Перголези»Служанка — госпожа», в которой рассказывается, как ловкая горничная сумела добиться сердечного расположения своего господина, а затем и брака с ним. Нетрадиционной работой мастера стал портрет П. А. Демидова (1773.

Девушки старшего возраста запечатлены в четырех портретах. С другой стороны, Левицкий создавал проникновенные образы, раскрывающие внутреннее «я» человека, чьи личностные качества вызвали симпатию мастера. С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться. Супруга художника действительно была схожа с Екатериной II.

Храповицкий получил известность благодаря своему «Дневнику», в котором описал жизнь императрицы на протяжении нескольких лет. —Они превосходные артистки, — ответил Левицкий с поклоном. Эта серия стала новой для русского искусства разновидность жанра— «портрет в роли»2. Там можно было встретить заморские растения, попугаев и даже орангутангов. Д. Левицкий.

В 1787 году он создал портрет великого князя Александра Павловича. Из сери портретов «Попечители Воспитательного дома»Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий. Французские комедии и комические оперы ставились на широкую ногу. Портреты смолянок представляют собою ансамбль из семи полотен.

Разработал трехступенчатую систему обучения. Но естественность достигалась не простым общением портретиста с моделью. – портрет М. А. Дьяковой, будущей жены Н. А. Львова (1778 г. ).

Серия из 7 портретов написана в 1773-1776 гг. Здесь до конца раскрывается упоение жизнью, свойственное Левицкому. Причудливым сплетением традиционно-парадных и неожиданных черт отмечен его портрет. Очень выразительна поза Демидова, в ней ощущается какое-то небрежное изящество. ГРМ), М. А. Львовой-Дьяковой (1781.

ГРМ), ректора Академии художеств и одного из авторов ее здания на Васильевском острове. Немногочисленные друзья пытались облегчить положение старого мастера. ГРМ) явили новую для русского искусства разновидность жанра — «портрет в роли». спасибо за статью.

Таков портрет Анны Давиа Бернуцци, примадонны итальянской оперы-буфф в Петербурге (1782 г. ). Кокоринов запечатлен в обстановке рабочего кабинета. Холст, масло, 134 х 102 см. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств.

Бо. Специальных классов открывалось год от года больше. В 1786 году Левицкий получил этот высокий заказ. Ни один из портретов Левицкого не вызывал стольких восторгов, так часто не выставлялся в России и за рубежом, не воспроизводился, как этот, фигурировавший под названием «Портрета отца художника». На нем халат и ночной колпак.

В его портретах всегда представлен «лучший вид» человека, но в той мере, в какой он не помешает прочтению характера. Он отдает дань мастерству первого русского исторического академика А. П. Лосенко («Апостол Андрей»).

В 1770 г. работы Левицкого имели большой успех на ежегодной летней академической выставке. Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна. Портрет А. Ф.

Преподавал в Академии художеств, 17 лет был руководителем портретного класса. Во втором портрете темные звучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым. Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. Одно из самых прекрасных полотен Левицкого 1770-х гг.

Отсвет этого идеала ложится на самых разных по натуре людей. Но в первые годы обучения они служили изучению «естественной разности» вещей — их материальных отличий: «Вещи имеют премного разности между собой, как, например, шерсть и волосы со льном и пенькою или земля, древа, камни, вода и прочее с телом человека, как тонкое платье с толстым». И фон приобретает зеленоватый оттенок.

Такова особенно любимая Левицким картина, получившая со временем название «Старушка с библией на коленях» и предположительно приписанная кисти Кареля Бисхопа. Такое мироощущение прослеживается в «рембрандтовском» портрете старика-священника (1779. Эрмитаж, в свою очередь, пережил цензурный «досмотр» НиколаяI, произведшего его чистку на основании собственных представлений о ценности или бесполезности произведений живописи, а затем печально известный аукцион 1854 года, пустивший с молотка и притом в неизвестные руки сотни номеров императорского собрания. Мальчик запечатлен в маскарадном костюме. Девушки судили о картинах с несомненным пониманием искусства.

Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. Это постоянное упражнение глаза, руки, внимания художника. В сравнении с портретом в рост такой портрет благодаря уменьшению формата и сокращению количества аксессуаров позволял художнику как бы приблизиться к изображенному и обратить большее внимание на его собственные качества помимо необходимых для обозначения его социальной роли.

Он чувствовал, что вопрос задан неспроста. Дань преромантическим тенденциям отдал Левицкий в портрете Ф. П. Макеровского (1789 г. ). Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты.

Молчанова чувствует себя среди них уверенно и спокойно. Началась самая плодотворная полоса его творчества.

Вокруг аксессуары, которые несут большую смысловую нагрузку. При этом изображённым девушкам свойственны черты искренности и непосредственности. Сохранились указания, что Левицкий писал и жену писателя Евгению Смирную, больше известную в обществе под именем Нины после удачно сыгранной ею роли в спектакле «Нина или Сумасшедшая от любви». Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины.

Несмотря на общность композиции и формата (овал в прямоугольнике), все четыре работы отличаются индивидуальной образной трактовкой. История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица». Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета. Развивая концепцию национального портрета, И. П.

Мельгунова, который был награжден орденом Святого Владимира в 1783 году. И вот начался спектакль — комическая опера Киампи «Капризы любви или Нинетта при дворе». Именно с этого момента начинается всеобщее признание живописца.

Обе девушки одеты в парадные платья из белого атласа. Этическое и эстетическое всегда было важнейшей составной частью портретного идеала. В 1776 г. был первый выпуск учениц. Это, конечно, расширяет возможности толкования образа.

Между персонажами нет явной композиционной или образной связи, они сосуществуют обособленно в тесном пространстве холста, каждый из них независимо от другого обращен к зрителю. В 1769 г. Левицкий окончательно поселился в Петербурге. На многие годы он связал свою деятельность с Академией художеств.

Среди этих работ особенно интересен портрет А. Ф. Кокоринова (ГРМ), выполненный в характерном для XVIII века жанре парадного портрета. Пока у мальчика лишь собственные, да и то не слишком определившиеся душевные качества и романтический ореол внука знаменитой Натальи Борисовны Долгоруковой, которой посвятил одну из своих «Дум» Рылеев и воспел в посвященной ей поэме Козлов. Правда, за его плечами служба, удачно начатая у поддержавшего его Кириллы Разумовского.

Кроме того, передавая «демократические» черты облика Сеземова, художник в то же время дает нам почувствовать, что хотя перед нами и мужик, но мужик необыкновенный. Он одел Агашу в русское платье и кокошник и поместил в интерьер бревенчатой избы. Поза его со слегка откинутым назад корпусом выглядит удобной и естественной. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности.

Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица». Видимо, портрет создавался именно там. Дидро изображён в домашнем халате и без парика. Изобразительному искусству учился у отца и у живописца А. П. Антропова. Обязательная в таких произведениях «говорящая» обстановка непосредственно перекликалась с творческими интересами Левицкого.

по заказу императрицы Екатерины II. Сопоставление в парных портретах двух образов усиливает и оттеняет их непохожесть.

110 х 77 см. Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей.

ГРМ), выполненный в русской крестьянской манере. Долголетнее писание заказных портретов сделало свое.

преобладают различные варианты парадных портретов. «Все это придает серии портретов воспитанниц Смольного института такую жизненность и правдивость, помогает художнику достигнуть такой силы характеристики портретируемого человека, которые были невозможны в работах, созданных по ранее обязательному канону»17. ГРМ) — ему было присуждено звание академика. s soumis serviteur».

Храповицкий получил известность благодаря своему «Дневнику», в котором описал жизнь императрицы на протяжении нескольких лет. В 1785 году среди пенсионеров Академии художеств в Париж приезжает Киприан Мельников.

Вышла замуж за графа Д. П. Он свободно владел всеми средствами художественного выражения от насыщенной пластики и повышенной «цветности» барокко до строгой, почти аскетичной рассудочности классицизма. Очень скоро Долгоруков будет привлечен к «малому двору», то есть к окружению Павла, в котором и остается до 1791 года, когда Екатерина находит необходимым его удалить и Долгоруков получает назначение в далекую Пензу.

Между тем отношения Левицкого с Полторацкими никогда не были просто деловыми или формальными. Общепризнанным успехом живописца стала серия портретов смолянок — питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт). Девушки на полотнах Левицкого танцуют, поют играют на музыкальных инструментах, обращаются к зрителям или просто улыбаются, радуясь своей весне. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью.

Она не собирается нравиться, не хочет казаться красивой, как Анна Давиа. Бремя прожитой жизни — здесь, скорее, право на суд, приговор. Все они построены по уже сложившейся схеме решения парадного портрета.

Среди женских образов, созданных Левицким, наиболее привлекательна М. А. Дьякова (1778, ГТГ), нежная, светлая исполненная обаяния, женственности. Блестяще написанный, он интересен во многих отношениях. Автопортрет (1783)Дмитрий Григорьевич Левицкий (ок. Но это увольнение было следствием внутриакадемических распрей. Лицо ее, чуть резче повернутое к зрителю, рождает ощущение едва сдерживаемой порывистости. Среди его родоначальников был и учитель Левицкого Антропов.

В детстве учился у отца художника-гравера и уживописца Антропова. Кстати, морским офицером становится по выбору Левицкого и его младший брат, Павел.

Эта картина – еще один образец парадного портрета кисти Левицкого. Новиков представлен на фоне тревожного облачного неба. К 1773 году относится выполненный им портрет П. А. Демидова (ГТГ). и М. А. Митрофановых (1790-е гг. ).

Три других портрета составляют единое целое по композиции и колористическому решению. Это и прославленные полководцы екатерининских войн, кавалеры ордена св. Отец Дмитрия, Григорий Кириллович, образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал крупнейшим украинским графиком. Среди его родоначальников был и учитель Левицкого Антропов.

Ныне полотно хранится в Русском музее. Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Основным было деление на торжественные, парадные портреты и небольшие, камерные. Наталии Алексеевны. Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину.

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Екатерина II Алексеевна родилась в 1729 г. в небогатой семье и получила посредственное воспитание. Нежный колорит, в котором сочетаются светлые оливковые и бледно-розовые тона, мягкость светотеневых переходов являются важнейшими звеньями в общем решении образа. Его собственная находка — работы Ивана Никитина, любимого портретиста ПетраI. Ребенок в XVIII в. трактовался обычно как маленький взрослый. Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях. Тремя годами позже появится и «Чужой толк». Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. Но все же основные связи художника лежат в литературном мире.

П. А. В конце 1780-х – начале 1790-х годов мастер исполнил портреты сестер Воронцовых. Как в волшебное зеркало глядим в полотно.

Это еще не театральная сюита художника — только как бы пробный портрет. ГРМ) и А. П. Левшина (1775. Левицкий наряду с ним, точнее даже перед ним, ставит понятие естественности. Он уже немолод, но подтянут и не утратил строгой прямой осанки.

Демидов изображен во весь рост на фоне величавой архитектуры, в алом халате. Три других портрета составляют единое целое по композиции и колористическому решению. Левицкий написал своеобразную живописную оду в традициях русской «учительной» поэзии, это было своего рода публицистическое выступление по актуальному вопросу идейной полемики: о гражданском долге монарха, обязанного не только издавать законы, но и подчиняться им.

Характерна его фигура, уже заметно отяжелевшая. Она читает их сигналы, робкие послания еще не раскрытой науки будущего. Художнику позировали воспитанницы, отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах.

Сочетание всех этих качеств ценится и Левицким настолько, что входившая в академическое собрание «Голова женщины с перстнем» итальянского мастера единственная нуждается в переводе на новый холст и это уже в 1776 году — так часто ее использовали в качестве оригинала для копирования. С одной стороны, блистательные мастерские полотна, где характеристика модели остается в пределах внешнего репрезентативного изображения — портреты опекуна Московского Воспитательного дома Б. В. Умского (1770. Он с равным блеском выполнял как блестящие парадные портреты, так и камерные образы, которые по праву считаются началом развития реалистического психологического портрета. «Портрет Доротеи Шмидт», написанный Левицким, – один из многих камерных портретов, созданных им в период расцвета его творчества. Сопоставление в парных портретах двух образов усиливает и оттеняет их непохожесть. Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса.

1774 год был отмечен праздником по случаю заключения мирного договора с Турцией. 61 x 50 см (овал, вписанный в прямоугольник). С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого». Для Левицкого важно соотношение красоты телесной и духовной.

1770 – 1780-е годы – время расцвета дарования Левицкого. Отсвет этого идеала ложится на самых разных по натуре людей.

Девушки старшего возраста запечатлены в четырех портретах. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века.

Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749). Эта мера наблюденности ясно предстает в двух портретах Дьяковой-Львовой. Такой подход позволяет художнику далеко отступать от привычного для его времени канона. Руководитель специального класса уводил будущих художников к своей профессии как считал нужным, как умел. Он останавливается на целой серии однофигурных мифологических композиций Вьена, будь то «Амур», «Психея» или «Минерва в шишаке» и на нескольких портретах Ж. -Б. Грёза.

В ее улыбке, взгляде, движениях – живость, задор, веселое кокетство. 1770-1780-е годы – время расцвета дарования Левицкого. Картины этих художников — эталон живописи для меня. Среди его героев – цари и царедворцы, промышленники и дипломаты, чиновники и военные.

Художник спешит. литературный музей) и его собственного автопортрета (1783. После представления Екатерина II подозвала к себе художника Левицкого.

Художник воспроизводил образ царицы с других работ портретистов. ВглядимсяОвал. Эта Маргарита Мартен служит художнику моделью и без нее он не сможет закончить начатых работ. Другим примером костюмизации является портрет дочери Левицкого Агафьи в русской одежде (1785 г. ). Питомцев Левицкого особенно ценили в Академии за их профессиональную эрудицию. Родился Д. Г. Левицкий в Киеве в 1735 году, происходил из старинного украинского рода.

музей изобразительных искусств Армении), князя А. М. Голицына (1772. В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения. Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы». Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения. И это не роскошь, доступная одному мастеру. В то же время сам великий философ отмечал, что написать его портрет чрезвычайно трудно. Нинетта — воспитанница Хованская, ее возлюбленный Кола — воспитанница Хрущева.

Разумеется, такие костюмы лишь в общих чертах подражали народной крестьянской одежде. Челябинская картинная галерея), — которые во многом нарочито перекликаются по композиции. Женева), Е. А. Бакуниной (1782.

Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу. Но какие именно портреты художник имел в виду, что имел возможность видеть. Но все это скрывается под маской светской любезности и величавости. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения.

А между тем лицо молодой женщины говорит совсем о другом. Он был наделен даром создавать полнокровные и благородные образы, способностью к завораживающе точной передаче разнообразных фактур – тканей, камня, металла, человеческого тела. Дело учителей было разобраться в призвании и возможностях каждого из питомцев. Вместе с тем такой мягкий свет и гладкие, аккуратные, практически незаметные мазки.

Однако, художник, работая над портретами, подошел к решению задачи абсолютно неожиданно. Он весь в желании доказать и собственную правоту и услышать возражения собеседника. Несмотря на неопределенность с местом размещения портретов, художник продолжал их писать.

По-видимому, Левицкого особенно интересуют и теоретические выводы Чиниароли, так как среди книг русского портретиста есть и знаменитые «Lettera sul colorire», труд, посвященный живописи и очерки о творчестве старых венецианцев того же автора. Это могла быть крестьянская изба, но тщательно прибранная, намытая, с живописно размещенным натюрмортом из предметов домашнего обихода в духе «малых голландцев», крестьянское платье, по только праздничное, не тронутое ни единой морщинкой или пятном грязи. кн. Среди произведений молодого Левицкого надо назвать замечательный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769) директора Академии художеств и одного из создателей ее великолепного здания на Васильевском острове. Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало.

И этот надлом, надрыв, чутко ощущаемый тонким художником, все нарастал. Портретисту позировали воспитанницы, отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах. Вместе с Антроповым в 1762 году он едет в Москву, выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронации Екатерины II. В портретной живописи сложились определенные образные каноны.

Смолянок Левицкий видел и прежде чем побывал на их спектаклях — в Эрмитаже, куда они приезжали по Неве на шлюпках. «Разве не поэт Левицкий. Увы. Здесь и собрание Гоцковского, приобретенное императрицей в 1763 году и Брюлля (1769) и Троншена (1771), друга Вольтера, Дидро и Гримма, пользовавшегося в своем коллекционировании советами энциклопедистов и собрание Кроза (1772), вслед за которым в Петербурге оказывается коллекция Шуазеля и Амбуаза.

Портрет Агаши не задался. Общечеловеческий по содержанию портретный идеал камерного изображения 1780-1790-х гг. Демидов стоит, опираясь на большую металлическую лейку, около стола, на котором лежат луковицы каких-то растений и книги, возможно, труды по ботанике. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг. ) родился на Украине. На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя.

Это различие является не просто результатом контрастности именно этих человеческих натур. Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839). Он ищет пути к народу, к народной тематике. — еще двести лет назад явиться предшественницей Софьи Ковалевской.

черты образного строя. музей русского искусства), французского философа-просветителя Дени Дидро (1773—1774 гг. Например, создавая в 1782 году очередной портрет государыни, он воспользовался «Портретом Екатерины II перед зеркалом» Вигилиуса Эриксена. Правый портрет изображает Г. И. Алымову играющую на арфе. Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». Классическая теория искусства невысоко ценит портрет. Левицкий стоял у истоков жанра детского портрета в русской живописи.

А «простонародная» одежда из голубовато-зеленоватого шелка, отделанная золотисто-коричневым мехом, выглядит не менее дорогой и нарядной, чем любой роскошный костюм аристократа. Таковы нормы светской культуры конца 18 века. Первый портрет показывает восемнадцатилетнюю девушку, почти ровесницу «смолянок». Умер художник в 1822 году все в том же Санкт-Петербурге. Та высокая эмоциональная напряженность, к которой Рембрандт приходит в 40-х годах XVII века, внутреннее действие человеческих чувств и страстей, присущее позднейшим полотнам голландского мастера, захватывают Левицкого только в «Притче о виноградаре», которую он поручает копировать многим из будущих портретистов.

Он пишет портрет своей дочери в свадебном народном уборе. Но хочется немного больше информации, больше изображений (портретов художников).

В 1743 г. мать Екатерины и она сама получили приглашение от императрицы Елизаветы Петровны приехать в Петербург. Лицо написано крупным планом, приближенным к зрителю. Они шились из дорогих тканей и, по сути, мало отличались от маскарадного костюма. Вот таким образом почти повторяя программу живописи «домашних упражнений» — «представить в картине портрет и фигуру в пояс с обеими руками стоячую, означающую художника за его упражнением», — Левицкий как бы ограничивается присутствием художника, а не его участием в обсуждении представленного на картине портрета.

— портрет М. А. Дьяковой, будущей жены Н. А. Львова (1778 г. ). Она принесет необходимую награду одному из старших выучеников мастера — Михайле Бельскому. Мясистый нос над крупными губами и пытливо-строгий, «пронзительный» взгляд слезящихся и все еще не потерявших яркости глаз. В портретной живописи сложились определенные образные каноны.

Они нарядны, декоративны, красочны.

К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает. Кстати, само прошение — липшее свидетельство знаний, которые сообщала своим питомцам Петербургская Академия. В пары объединялись обычно портреты супругов иногда братьев и сестер.

Многочисленная иногда, салонная продукция Левицкого теперь мстила ему. Обаятельная, с тонким, умным лицом, Е. И. Молчанова декламирует стихи. Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну. Можно было погрузить композицию в гамму полутонов, снимающих интенсивность цвета и являющих фигуру в цветовоздушной среде. Такое непортретное содержание сближает это произведение с исторической картиной периода классицизма, прославлявшей гражданские доблести своих героев. Дань преромантическим тенденциям отдал Левицкий в портрете Ф. П. Макеровского (1789 г. ).

В целом творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму. — неизвестно.

В его творчестве предугадано и живопись следующего века. В ее взгляде чувствуется усталость, в улыбке проскальзывает горечь.

В 1769 г. Левицкий окончательно поселился в Петербурге. В течение всего своего визита в Петербург Дидро жил в доме князя Нарышкина. Сеземов широким жестом указывает на бумагу, которую держит в руке.

Будущему историческому живописцу и художнику «плодов и цветов», портретисту и мастеру резьбы по дереву предстояли те же шесть лет занятий. Но портрет, по всей вероятности, написан после первого литературного успеха поэта, очень шумного и сразу же сделавшего имя будущего баснописца широко известным читающей публике, — это опубликованные в «Московском журнале» Карамзина в 1791 году песня «Стонет сизый голубочек» и сказка «Модная жена».

Кажется неслучайным, что изощренная, но лишенная внешних эффектов манера Рокотова оформилась в Москве с пестуемой ею традицией частной жизни, семейственности и дружества. Но европеизация изобразительных форм началась раньше. Через год Левицкий расстается со своим учителем. Мягкий контур изящных фигурок, нежные, прозрачные тона, тонкое сочетание розового с серебристым и зеленым придают портрету изысканную гармонию. Обе девушки одеты в парадные платья из белого атласа.

Левицкий ни в чем не повторяет примера руководителей других классов живописи. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763). Храповицкий наделен незаурядными литературными способностями, с успехом занимается переводами, пишет тексты для вошедших в моду «русских песен».

В 1775 г. он произведен в советники Академии. Портрет П. А. Демидова (1773). Левицкий передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии.

Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарадность и театральность портретов. Пергаментное старческое лицо в ореоле все еще густых седых волос. Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо.

Он спокоен и сдержан. К тому времени, когда Левицкий начал свой путь портретиста, традиционный парадный портрет во многом уже исчерпал свои возможности и не отвечал новым взглядам на человека, складывавшимся с середины ХVIII в. При создании заказных изображений Левицкий предпочитал использовать один из самых распространенных в отечественной живописи видов портрета — поколенный. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук и почетным членом Академии художеств.

Героини Левицкого танцуют играют на арфе исполняют театральные роли. Творчество Левицкого, его мировоззрение, его понимание задач искусства в силу замечательной одаренности и удивительной чуткости мастера к запросам современности вобрали в себя почти все лучшее и прогрессивное (особенно если это касалось понимания ценности человеческой личности), что выработали к этому времени передовая отечественная общественная мысль и национальная культура. В первом портрете мягкие краски в гармоничной тональности. И все-таки этот портрет — парадное, торжественное изображение человека. Киевский Гос.

По случаю данного гулянья, а также первых институтских спектаклей, Екатерина заказала Левицкому портреты воспитанниц их надлежало изобразить в театральных костюмах, соответствующих игранным ими ролям.

ГТГ). Кокоринов не был знатным человеком, принадлежащим к верхушке правящего сословия. Полного расцвета достигает колористическое мастерство Левицкого строя свою гамму на дополнительных цветах, он теперь широко пользуется рефлексами, отбрасываемыми друг на друга двумя соседними тонами.

Одну из первых предложенных им в Академии программ на золотую медаль Левицкий определяет — «представить учителя с двумя воспитанниками упражняющегося в истолковании наук 3-му возрасту». Разница заключалась во внутренней ориентации молодого художника. Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754).

В отличие от современной Франции, где в эпоху Энциклопедии книга не была редкостью даже в аристократическом портрете, персонажи русских полотен XVIII века очень редко представлены за чтением. Его взгляд несколько мечтателен, но мягок и простодушен, с лёгкой улыбкой. Тому же Морозову Совет Академии сочтет возможным поручить в 1795 году и живописный класс. В Ярославле способствовал расцвету местного театра, а также учредил журнал «Уединенный пошехонец». Теперь его освободившаяся должность предоставляется В. Ф. Морозову — назначение настолько спешное, что Совету Академии приходится его повторить: 28 сентября 1779 года, когда оно было впервые принято, Морозов еще не имел на руках аттестата, 7 октября при повторении решения его можно было уже назвать «выпущенным».

Но вначале он был известен как мастер парадного портрета. С непревзойденной тонкостью он был способен проникнуть в индивидуальность человека. Зато неимущих дворянских семей, мечтавших отдать девочек в новое училище, оказалось много.

Урванов был прав и неправ. В конце концов ее настойчивость победила. Второй портрет (1781) написан, когда молодой женщине исполнился 21 год, но она выглядит старше своих лет. Левицкий достигает здесь совершенства в передаче нежной кожи, переливчатости ткани, осязательности деталей. Чувствуется, что Левицкий был очарован этой личностью. Дидро пробыл в Петербурге полгода. Напряженное, взволнованное звучание фона не передается самому портретируемому.

Левицкий находит для Дмитриева энергичный поворот, нарочито резкое движение откинутой назад головы, ощущение пружиной напрягшегося тела — они также характерны для кипучего, неукротимого нрава Дмитриева, как и открытый искрящийся иронией взгляд удивительно ярких синих глаз. Осуществление этой слегка утопической идеи возлагалось, в частности, на Смольный институт. В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». Левицкий создал обширную галерею портретов: от известных людей до детских лиц. Помещица Бакунина — светская пустая львица Мнишек. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не только становится учеником прославленного мастера, но и живет в его семье почти шесть лет.

«Сговор» или «Крестьянский обед» М. Шибанова были крайним из допустимых в то время решений. От темного фона предшественников Рокотов уходит к фону неопределенному, подобному дымке, не столько приближающему фигуру к зрителю, сколько впитывающему ее. Музей искусства и истории (Женева)Эта работа – опыт камерного портрета, который написан во время приезда французского философа в Россию по приглашению Екатерины II. Благородный овал лица. Для своих учеников он ограничивается единственным произведением Рафаэля «Мадонна делла Кверча», представленной в старой хорошей копии. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств.

Также в 1773 году состоялись, обставленные необычайно пышно и торжественно, публичная церемония перевода девиц «среднего возраста» в «старший» и первый большой выезд воспитанниц в свет. Среди его друзей со временем окажется и вошедший в кружок Львова талантливейший композитор Яков Козловский, сочинявший торжественные, пользовавшиеся огромной популярностью полонезы, в частности на слова Державина — «Славься сим, Екатерина», «Гром победы раздавайся». В 1776 году происходил выпуск из института девиц «старшего возраста». Его пенсионер поступает под руководство Ж. -Б. Сюве, того самого художника, который после неоднократных неудачных попыток конкурировать на получение Римской премии все же опередил в этом отношении Л. Давида, что стало причиной их пресловутой растянувшейся на годы вражды.

Вполне официальный костюм кажется несколько помятым и вольно-небрежным. Понятие «улучшать» модель, о котором упоминает И. Урванов, существовало и для Левицкого. Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А. С. Протасовой.

Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. Жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало от священника Василия Носа. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели. камерные портреты преобладают у Левицкого над всеми другими видами изображений. Перед нами один из первых исполненных русским мастером портретов человека творческого труда – зодчего. Рисунок Левицкого отличается безупречной верностью и острой выразительностью.

Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты, которые он написал с прижизненных изображений предков П. Б. Это портрет-аллегория образа справедливой правительницы. ГТГ), генерал-аншефа М. Н. Кречетникова (Конец 1770-х гг. Высокая напудренная прическа. Костюм парадный, но на голове домашний колпак насмешливый умный взгляд и провалившийся беззубый рот: сам заказчик настаивал на таком «реализме» или художник остался верен себе.

У Левицкого можно найти такой пример: это портрет супружеской четы В. Н. Портрет Анны Воронцовой в детстве (конец 1780-х-начало 1790-х). Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия.

Холст, масло. Его дом на Басманной улице был обшит железом, а в стенах были скрыты маленькие органчики. Но советы и планы Дидро императрица отвергла.

Одет в специально сшитый для церемонии вступления в должность костюм. Именно в тот период ее запечатлел художник в первом портрете. Одним словом, девочек обучал первый в России учитель сценической игры. Художник стремился придать образу девушки большую значимость и выбрал народный костюм. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей.

«В сем роде, — заключает один из теоретиков академического обучения, — не только надобно уметь рисовать голову, но и всего человека также потребно знать некоторую часть баталического и ландшафтного рода, Анатомию, Архитектуру со всеми домашними упражнениями, Перспективу и Оптику». Но, в первую очередь, он был большой чудак. К работе с натурщика привыкают все выученики портретного класса. Когда в 1769 году после посещения Вероны австрийский император ИосифII отозвался, что видел в городе две достопримечательности — амфитеатр и «величайшего живописца Европы», его точка зрения не многим разнилась от общепринятой оценки Джанбеттино Чиниароли. Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов.

При этом Левицкий настаивает на том, чтобы на модели было привычное, а не парадное платье — еще одно условие достичь «естественности», привычных положений и поворотов.

Холст, масло. У основания колонн стоят горшки с растениями, составляющими, по-видимому, предмет особой заботы и гордости хозяина ибо на них, а не на Воспитательный дом указывает Демидов. —А сказывали, как он Дмитрия Самозванца играет или в «Мизантропе» господина Мольера. Гос.

В духе традиционных портретов государственных мужей написаны портреты А. М. Голицына (1772 г. ) и А. Д. Ланского (1782 г. ). Мечтательная задумчивость девушки передана ее позой, спокойной, естественной, с легким наклоном головы к плечу. Это была та внутренняя настройка художника на «прочтение» каждого изображения, которая исключала бездумное повторение оригинала, будь то изображения голов, следовавших за ними по программе полуфигур или человеческих фигур в рост. Это «Девочка с куклой», черты которой скажутся на детских портретах Левицкого и «Портрет молодого человека в шляпе». Левицкий познакомился с известным художником А. П. Антроповым, который тогда расписывал Андреевскую церковь в Киеве.

Честь портретировать царских детей Левицкому выпадала неоднократно. И это не были риторические восторги. Мальчик запечатлен в маскарадном костюме. С портрета смотрит чуть полноватый мужчина в самом расцвете сил. Особняком стоит в творчестве Левицкого так называемый «Портрет старика-священника».

Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности»14. Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х гг. Храповицкий находился на государственной службе, но увлекался литературной деятельностью.

Покоренный обаянием молодости своих моделей, Левицкий не теряет остроты взгляда и прекрасно видит индивидуальные особенности каждой девушки. В одном из таких поместий — Грузине под Торжком — Полторацкие принимали в 1785 году и притом очень неудачно, проезжавшую из одной столицы в другую императрицу. Стремительно, темпераментно движется в танце Н. С. Борщова.

На многие годы он связал свою деятельность с Академией художеств. Серия «Смольнянок» – шедевр мирового искусства. Физические приборы остаются на портрете в тени. Левицкий приступил к работе в начале 1770-х годов, очевидно, по заказу И. И. Бецкого. «У меня было сто различных физиономий на день, смотря по предмету, каким я был занят. В этой пышущей здоровьем и зрелой силой женщине нет ни малейшей простоватости, хотя она и запечатлена в домашнем одеянии, без пудры в пышных волосах. Блестяще написанный, он интересен во многих отношениях.

Но портрет вызывает неизменный интерес. Девочки изображены не в театральных, а в форменных платьях.

Музей Академии рассеялся и слишком часто подвергался пересмотру в прошлом столетии. Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». Выбор оставался свободным, но он ни в каком варианте не исключал ученика из общей программы академической подготовки. Портретный класс в Академии был основан в 1767 году. Одни из них входили в академическую коллекцию, другие находились в дворцовых собраниях — Левицкий разыскивает их и там, предлагает копировать всем без исключения ученикам портретного класса и, по существу, первым возвращает «персонных дел мастера» истории русского искусства. Изменилась цветовая гамма.

Один из выдающихся русских художников XVIII столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг. ) происходил из старинного украинского рода. Поза его со слегка откинутым назад корпусом выглядит удобной и естественной. Портрет не мог соперничать в этом даже с живописью «домашних упражнений» иначе — с первыми шагами жанра.

Однако за этим признаками заката жизни художник видит и другое: чуть печальную мудрость, приобретенную долгим и нелегким житейским опытом, неясную тревогу, словно ожидание чего-то неотвратимого и уже недалекого. Что ни лицо — биография. Ощущается, что ей пришлось столкнуться с чем-то трудным, тяжелым.

Непосредственным поводом для создания портрета было, возможно, замужество дочери. В ней есть, скорее, то пренебрежение к внешним формам кокетства, о которых писал Пушкин: «Его не терпит высший свет». Вот портрет М. А. Львовой (1781 г. ), рожденной Дьяковой, жены Н. А. Львова, хозяйки дома, в котором собирались крупнейшие деятели культуры того времени.

Он станет исключительно популярным при жизни поэтом, одаренным актером любительской сцены, автором интереснейших воспоминаний «Капище моего сердца». В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер. Тщательно выписана орденская звезда на груди – свидетельство заслуг на жизненном поприще.

Таким он выглядит на парадных портретах первой половины и середины XVIII в. С возникновением камерного портрета многие свойства образов взрослых людей были перенесены и на детей. Предполагается, что мастер исполнил по одним источникам – двенадцать, а по другим – девятнадцать полотен. Художник добивается здесь большой полноты характеристики портретируемого.

В Государственном Русском музее хранится идентичный портрет кисти неизвестного художника. В центре расположена фигура портретируемого, четко и объемно рисующаяся на фоне.

Но он дружен с Державиным, и эта внутренняя нить заставляет художника внимательнее приглядеться к новому члену привычного для него кружка друзей. Старческие изображения нечасто возникали в портретной живописи XVIII в. Но в «Портрете священника» чувствуются особая теплота отношения к модели, оттенок скорбной горечи при виде разрушений, которые причиняет человеку неумолимо уходящее время. Шереметева. Только благодаря «естественности», в его представлении, художник мог достичь сходства.

Однако имя его никогда не исчезало из памяти потомков. Очевидно, портрет Сеземова создан для того, чтобы рассказать об общественных добродетелях богатого откупщика — его щедрой благотворительности, его заботе о «сирых и бездомных». Список отмеченных нами воспитанниц передаст Иван Иванович Бецкой. Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус.

Его работы, являющиеся органической частью культуры XVIII века, соединившие в себе и сильные и ограниченные ее стороны, несут в себе такие присущие произведениям последующих поколений отечественных портретистов черты, как прогрессивная социальная направленность, высокий общественный и нравственный критерий ценности личности, внимательное, серьезное, строгое и в то же время исполненное любви и сочувствия отношение к человеку искренний интерес к строю его чувств, мыслей и переживаний. Высокий лысеющий лоб. В том же году за портрет А. Ф. Кокоринова он получил звание академика (ему было в то время 35 лет). Внешний облик Левицкого, с его чуть желчным и страстным лицом. Он так прославился своими чудачествами, что была даже выпущена книга «Русский чудак XVIII столетия».

ГЭ). Добивался ли этого Левицкий на практике, можно судить хотя бы по тем натурным зарисовкам, которые сохранились среди работ его учеников, вроде сепий А. П. Давыдова и среди них «Открытие монумента ПетруI», выполненного в 1786 году. На первом этапе – копирование известных мастеров (Рембрандт, Ван Дейк, Грез, а также русские мастера Никитин, Лосенко). Портретам присуща эффектная зрелищность, так как воспитанницы представлены в театральных костюмах на сценических площадках и на фоне живописных кулис.

П. В. Бакунин Старшой на портрете полон сдержанного достоинства и уверенности в себе. На столе – приготовленные для гостей хлеб, соль в изящной солонке и кубок с питьем. «Екатерина II — Законодательница» — своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра. Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. Представление о «живописи домашних упражнений», которая предшествует появлению собственно жанра, предполагало обращение к повседневности, хотя и в «улучшенном» ее виде.

отражается в мужских и женских образах как бы различными своими сторонами. (Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах, ей посвящали стихи. ). К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает.

Одним из лучших в серии по качеству исполнения является и портрет А. П. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Гордо посаженная головка. Все это слагается в изобразительную оду красоте, юности, свежести, человеческой весне. Де Труа, знакомство с которым оставит свои следы даже на произведениях Левицкого.

ГТГ), директора Певческой капеллы М. Ф. Полторацкого (1780. И в этом Гектор, оставляющий ради ратного подвига любимую жену и сына, Гораций, лишающий жизни полюбившую врага отчизны сестру, Рогнеда, полная отчаяния и ненависти к насильнику, обладали неизмеримо большей силой воздействия в представлении человека XVIII века, чем современный им полководец, солдат или переживающая личную трагедию девушка. Слева от него размещался портрет Е. И. Молчановой, сидящей с раскрытой книгой. Разлет сильных бровей. Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II – Законодательница в храме богини Правосудия» (1783 г. ).

Это обстоятельство свидетельствует, что он уже пользовался уважением и известностью. Однако, по сути, художник далеко отходит от привычного истолкования образа императрицы. Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу. Д. Левицкий.

Государственная Третьяковская галерея (Москва). Первоначально предполагалось, что вблизи резиденции в Царском Селе будет построен «малый Константинополь». В большом двухсветном зале готовили сцену.

Не знает и не помышляет он, что через 2 года его жизнь трагически оборвётся. Однако, по сути, художник далеко отходит от привычного истолкования образа императрицы.