М Добужинский Кукла

Мстислав добужинский картина кукла содержание

После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.

Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом.

На моих глазах город 
умирал смертью необычайной 
красоты

На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты

Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Мстислав Добужинский, один из тех художников, относится к числу людей, что знали – они созданы для искусства.

В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год — для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Но рисунки к повести Достоевского так задуманы и исполнены, что это обеспечивает им длительное существование и большую силу воздействия на читателя-зрителя. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена.

Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию. Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке.

Вопрос: мстислав 
добужинский картина 
кукла содержание

Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание

Не будучи портретистом, Добужинский создал один из самых емких образов-символов, воплощающих целое поколение интеллигентов-горожан. Скупой рыцарь» усердно украшен. Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы. Участвует в выставках с 1902. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами.

На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

С 1939 года жил в США. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Внизу — песочные часы и черные крылья. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Долгое время его домом былПетербург. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. загадочных приключений «Ночного принца».

Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Здесь яснее показана зима, смерть страшнее, выразительнее старик с седою бородой и растерянно вытянутой рукой в теплой рукавице. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Долгое время его домом былПетербург.

Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.

Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Видимо, это не в средствах Добужинского, тяготеющего обычно к изображению статических моментов. И таким он действительно был на языке оригинала. Замечательны сами приемы графики. Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное — сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города — лишь фон. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Контрастов черного и белого нет. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого).

Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца.

В конце каждой главы помещен какой-либо масонский знак или эмблема в начале же — рисунок имеющий отношение к последующему тексту. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина.

По теме: методические 
разработки, презентации 
и конспекты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Гимназию окончил в Вильне. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».

Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Много занимается портретом, меньше пейзажем, но главные свои силы отдает изображению города. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен.

И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны.

Конспект урока по 
литературному чтению 
во 2 классе

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста.

После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Первый директор Витебского художественного училища (1919).

Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Так всегда. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Но уже примерно с 1916-1917 гг.

Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Различны и системы иллюстрирования. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы.

Первый рисунок играет роль фронтисписа. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи. Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека. В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести.

Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

Багетные работы (рама, подрамник)

Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. По окончании университета Добужинский занимается живописью и рисунком, уделяя главное внимание последнему, в Мюнхене у Ашбэ и Голоши. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием.

Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Таким его знали на русском и на других языках.

  • Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
  • Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  • Добужинский Мстислав Валерианович
  • Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»

Под ней — сердце между белых крыльев. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги.

Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.

  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство

На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Оставался членом ложи по 1938 год. Мстислав Добужинский родился 2 (14) августа 1875 г. в Новгороде. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина.

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым.

Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Какой-то немецкой кажется вся книжка. Член объединения «Мир искусства». Рисует ли он с нежностью и усмешечкой глухую провинцию, с благоговением — дворцы и церкви Италии или с любовью и тоскою — многоэтажные дома, глубокие колодцы-дворы, дымящиеся в хмурое петербургское небо фабричные трубы.

Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала.

Плоскость листа строго блюдется. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма.

Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Но это не вся правда о его творчестве.

Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. В сказке далее говорится, что в вазах были роза и соловей и то и другое рисунках тотчас нам показывает среди текста. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах.

Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»).

Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Иллюстрации же рисует редко. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя.

Здесь, конечно, не место разбирать технические достоинства и недостатки этого первого опыта Добужинского в рисовании на камне. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь.

И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса.

Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Необходимо отметить еще значение концовок. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся.

Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей».

Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. В ней подлинно выражено несколько своеобразное, но очень проникновенное понимание андерсеновского сказочного мира, — наивного, грациозного и немного комичного. С изумительным мастерством при помощи одних лишь контрастов широких пятен типографской краски с белизной бумаги передан белесоватый сумрак северной летней ночи, ранний рассвет, нежные очертания легких облаков и суровые массивы уходящих ввысь домов, штабели дровяного двора, неподвижная поверхность воды и косые линии проливного дождя. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно.

Родился он в 1875 г. С детства, как сообщает биограф, его окружала культурная и благоприятствующая развитию природных способностей обстановка. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии.

Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна.

Учился в Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе и у Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899—1901). Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили.

Что здесь иллюстрировать. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» 536 (Великая Ложа Франции). С 1929 году Добужинский — ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.

Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость.