Медведи В Сосновом Бору Шишкин
Знаменитую картину Шишкина в народе называют по-разному: Утро в сосновом лесу, Сосновый бор и даже Три медведя (несмотря на то что медведей на картине четыре).
Утро в сосновом лесу, Шишкин, 1889
Это ещё не всё. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала.
На картине «Утро в сосновом лесу» раскрывается мастерство реалистичного изображения и его качество, причем во многом опережающее современную цифровую технику. Долгую жизнь в народной памяти сохранило еще и то, что на кондитерской фабрике «Эйнем» по согласованию с Третьяковым была запущена линия конфет с обертками на тему «Русские художники и их картины». «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет. », – писал из шалаша Шишкин жене. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина).
«Утро в сосновом лесу» или как мишки стали знаменитыми
Оба похоронили своих жен. Но, видимо, сказалось созвучие с народной сказкой «Маша и медведи», где мишек было действительно трое. Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Хотя подобные "исторические" детали только повышают ценность картины. Софья Карловна и здесь помогла мужу – в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии.
Раньше считалось, что Шишкин, несмотря на его довольно весомые успехи в анималистической живописи, был не в состоянии изобразить медведей, так что просто эксплуатировал беднягу Савицкого и даже не разрешил тому подписаться на картине. По окончании работы Савицкий также подписаля в картине, таким образом было две подписи. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Вот тут и появляются вопросы. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год).
Кабан отпал сразу – Софья Карловна не любила свинину. А какое богатство красок использовал пейзажист. Утро». А потом над ними пронеслись другие трагедии. Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР.
«Утро в сосновом лесу» картина Шишкина
Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю». Шишкин продолжил поиски в других губерниях.
Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Третьяков взял тряпку со скипидаром и лично стер фамилию Савицкого, ведь в картине, как говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар. Прорисовывает корни поваленной сосны.
Так и было сделано. На картине он создал необыкновенный по красоте и реализму сосновый лес или сосновый бор.
Первоначально на картине «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно – «Утро в сосновом бору») и все – никаких косолапых животных. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Но все забывалось летом на пленэрах.
История одного шедевра: «Утро в сосновом лесу» Шишкина и Савицкого
Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. Если передний план полотна изображает поваленную сосну со взбирающимися на ней медведями, то на заднем плане расположился древний лес. В 1885 году Шишкину пришла идея о написании полотна, которое бы вобрало в себя всю мощь и глубину российского соснового бора. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», – вспоминал Шишкин.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса.
Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. Константин Савицкий написал медведей. Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П. Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год – 1896 г. Интересные факты: медведей на картине рисовал не сам Иван Иванович Шишкин, а его приятель художник Константин Савицкий. Изначально это должны были быть зайцы, однако они бы не добавили картине «мощи» и «силы». Брезжит рассвет. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства.
Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Однако на этот раз его ожидало разочарование.
Левая часть картины еще сохраняет полумрак холодной ночи дремучего бора. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». В народе полотно негласно получило название «Три медведя» (что, впрочем, не совсем верно, ведь медведей на ней четыре).
И его подпись была на картине, которую покупал Павел Третьяков (основатель Третьяковской галереи). Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. Этот "дефект" можно увидеть на картине в музее даже сейчас. Именно так как пейзажист. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. Сохатый также не прошел по конкурсу, так как лось, карабкающийся по дереву, выглядел бы неестественно.
Картина стала известна ещё и благодаря тому, что долгое время сюжет с мишками украшал фантики известных конфет «Мишка косолапый» от кондитерской фабрики «Красный октябрь». В результате под картиной появилась подпись соавтора – это был Константин Савицкий. Также фабрика выпускала шоколад «Три медведя» с картиной «Утро в сосновом лесу», при том что мишек на картине и обёртке было четыре. Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко — под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине— четверо)10. А, точнее, художники.
А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Ночь отступает. Пейзаж был увиден и записан Иваном Шишкиным на острове Городомля (остров на озере Селигер). Отбор произвели методом отсечения.
Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). Конечно точной информации по этому поводу, практически нет историки разводят руками. Ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»89, созданной художником Мануилом Андреевым. Но главное даже не в этом. Невероятно красивая картина оказывает на зрителя необыкновенное воздействие.
Три медведя в сосновом бору: как картина Ивана Шишкина стала конфетой
Сегодня этой подписи на картине нет. 31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко — под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине— четверо).
В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося. То ли Шишкин предложил Константину Аполлоновичу дописать в картину трех медведей, то ли сам Савицкий посмотрел на нее свежим взглядом и сделал предложение ввести в нее анималистический элемент. Он не написан, но его присутствие чувствуется. Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Фамилия этого художника – Савицкий.
Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. Максимум – корову, а она здесь абсолютно неуместна. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. К. А. 3 месяца художник жил в шалаше, дабы почувствовать единение с природой.
Он купил у Шишкина картину, а когда Савицкий потребовал свою часть, удалил его подпись и грубо отказал. Писал он ее в Брянских лесах. Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей.
Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Трудно назвать более известную работу Шишкина. Мягкая зеленая трава создает ощущение уюта и спокойствия. Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович. Но главная изюминка полотна — это озорные медвежата.
Вот проснулись медвежата и медведица, развив свою бурную деятельность. Шишкину замысел картины подсказал Савицкий. Медведей написал Савицкий в самой картине. Получалось и вкусно и познавательно.
Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история создания
Правда, он и был певцом природы родного края и до «Медведей». Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Они изображены такими веселыми, беззаботными, такими «живыми», что сразу становится ясно — художник относился к лесу и его обитателям с большой любовью и трепетом. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. Продукция получала призы и награды на выставках. Изначально сосновый бор пополнился двумя, а после еще двумя фигурками медведей. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь».
Производство быстро набирало обороты. Не умею, не могу, не буду. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). Лисички, зайчики и прочая живность – увольте.
Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками. Это стало поводом для рождения ещё одного названия картины, которое бытовало и до сих пор бытует в народе — «Три медведя». Пейзаж Шишкина и медведи Савицкого выглядят так гармонично, что Савицкий расписался на картине вместе с Шишкиным. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами.
Этот поступок он объяснил так: «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина.
Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. Когда он вернулся, то его первое же произведение приобрел для своей коллекции П. М. Третьяков.
Картина Шишкина Утро в сосновом бору
А только ли Шишкина. В общем, надпись была стерта и «Утро в сосновом лесу» стало считаться одной из ключевых картин в творчестве одного из самых выдающихся российских пейзажистов. Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году. Свои знания он с увлечением передавал сыну.
Эту же картину также знают под другими названиями — «Утро в сосновом бору» и «Мишки в лесу». Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти.
Картина Шишкина Ивана Ивановича «Утро в сосновом лесу» — это едва ли не самое знаменитое полотно, принадлежащее кисти этого русского художника-пейзажиста. Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Хотя своей популярностью картина Савицкого и Шишкина «Утро в сосновом лесу» во многом обязана Третьякову, немалый вклад в ее известность внес немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем, который поместил сюжет с этого полотна на обертку своих шоколадных конфет «Мишка косолапый».
Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. Савицкий пришел в мастерскую. Лось на дереве — совсем неестественно.
На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи. Иногда полотно также называют «Утро в сосновом бору», но это ошибочное название. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году. Своим родным Савицкий сообщил: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю». Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги. Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин.
Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Вот таким образом неудивительно, что К. А. Правда называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу». На горе обоим мальчик умер в три года. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись.
Итак, начнем. Есть экскизы Шишкина c мишками. Утро». Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии.
Описание картины «Утро в сосновом лесу»
Две подписи возмутили Третьякова (картина заказывалась Шишкину и покупалась как авторская) и он требует зарисовать вторую подпись. Выбор встал между медведем, кабаном и лосем. «Утро в сосновом лесу» – это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать.
И вскоре ни один праздник не обходился без знаменитых шоколадных конфет с вафлей внутри. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. Сытые веселые медвежата получились, как маленькие дети, которые резвятся и познают мир под присмотром строгой матери. В нижнем левом углу картины (под подписью Шишкина).
Шишкин Иван, Утро в сосновом лесу
«Утро в сосновом лесу» — картина великого русского художника Ивана Шишкина (1832-1898) в соавторстве с великим русским художником Константином Савицким (1844-1905). Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа.
Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем и его стиль был бесспорен. Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге. Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». Рецепту то уж точно.
Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Итог его пребывания там — пейзаж «Сосновый бор. Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ.
Большой талант он ценил и у своего друга. Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный. Кабана не взяли — жена Шишкина не любила свинину. Но эта история имеет «сладкое» продолжение. Савицкому причиталась тысяча рублей – по тем временам приличные деньги. Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый», созданной художником Мануилом Андреевым. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже.
Медвежат он нарисовал очень удачно. Иван Шишкин – всемирно признанный, непревзойдённый художник-пейзажист. Что интересно, все полотна художника частично эпичны, но монументальны – всегда. Шишкин и Савицкий с тех самых пор, как говорят, раздружились.
Мох покрывает вырванные корни дерева и упавшие сломленные ветки. Работа Шишкина дала жизнь конфете «Мишка косолапый», а с 1925 года она выпускается в привычном нам виде на фабрике «Красный Октябрь», которая выросла из национализированного советской властью «Эйнема». Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат.
Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Замысел картины в свое время был подсказан живописцу Шишкину художником Константином Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медведей.
Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях – Киров (который Сергей Мироныч). Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж.