Монолиза Биография
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. «Мона» переводится как «госпожа». Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена19. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Все детали ее исполнены с величайшим усердием.
- Загадка картины «Моны Лизы» Леонардо да Винчи
- Кто такая Мона Лиза — Джоконда, 10 вариантов
- «Мона Лиза», самая знаменитая картина в мире
- Десять главных секретов Джоконды
- Под картиной "Мона Лиза" обнаружили скрытый портрет
- Леонардо да Винчи (1452 – 1519) БИОГРАФИЯ и ТВОРЧЕСТВО
- Тайна картины Мона Лизы (Джоконда)
Мона Лиза» (1503-1519). У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Говоря о самых популярных произведениях искусства всех времен, невозможно не вспомнить «Мона Лизу» (Джоконду), которая, безусловно, возглавляет этот список.
Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
- Перейти к полному тексту работы
- Смотреть полный текст работы бесплатно
- Лиза дель Джокондо: интересные факты
- Словари и энциклопедии на Академике
- Детективная история «Моны Лизы»
Примерные хронологические рамки эпохи – XIV-XVI века. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Среди современников и потомков Леонардо, которые восхищались полотном, можно выделить и Рафаэля и Джорджио Вазари и покровителя художника, короля Франции Франциска I и многих других. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
- История создания картины «Мона Лиза»
- Фестиваль "Золотая осень" в Москве
- Напишите отзыв о статье Мона Лиза
- Отрывок, характеризующий Мона Лиза
- История картины и её приключения
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Использовав перевернутое изображение автопортрета, она с помощью компьютера привела картины к одному масштабу, чтобы расстояние между зрачками стало одинаковым. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы.
Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Мону Лизу копировали чаще всех других картин. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Как говорят в Лувре: «Так как она бесценна». Работа выполнена на тонкой тополиной доске, которая теперь чрезвычайно хрупкая. Vincenzo Peruggia).
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
- Картина "Мона Лиза" Леонардо да Винчи
- 8 случаев, когда мужчина пожалеет о том, что вас (шикарную женщину) потерял
- В каком месяце вы родились, таким и должен быть ваш идеальный мужчина
- 10 самых неожиданных и шокирующих ролей Тома Харди, о которых вы не знали
- Интересные факты о картине Мона Лиза
Каждый исследователь дает на поставленный вопрос свой ответ. Наш ИДДЦ (Институт древнеславянской и древнеевразийской цивилизации РАЕН) занимает по этому вопросу пока нейтральную позицию и ищет некоторые независимые аргументы, которые могли бы либо подтвердить, либо опровергнуть данное утверждение. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. При этом каждый предыдущий слой должен был высохнуть.
Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Но Лувр предпочел потратить деньги на охрану картины, а не на ее страхование. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Взгляд художника на Женщину может не совпадать с общепринятыми мнениями. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2.
- Мона Лиза (Джиоконда – Джоконда)
- Сочинение на тему картина Леонардо да Винчи Мона Лиза или Джоконда
Один из самых странных вариантов – Мона Лиза страдала алопецией (выпадением волос) и даже нарисована в парике. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Кватрочентистские портреты были обычно поясными.
Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Доска (тополь), масло.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Но полиция быстро отказалась от этой версии преступления. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достоянии национальной коллекции. Это одно из чудес этого портрета. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Цель этого похищения не выяснена однозначно. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
И напротив, если в действительности «античность» отстояла от эпохи Возрождения на несколько десятилетий, то на произведениях художников эпохи Возрождения мы будем постоянно натыкаться на некие реликты античной эпохи, абсолютно необъяснимые с позиций Ренессанса. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом. Индивидуальное и общее слились здесь воедино.
В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. () Джоконда— не портрет. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. 21 августа 1911 года картина была похищена18 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Она без конца перестраивалась, то входила в упадок, то снова возрождалась. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Ведь речь не идет даже о так называемом типичном образе, не об идеале. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Леонардо писал картину несколько лет. Вазари сообщает, что четыре года и в это время картина все еще оставалась незаконченной.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
Однако прежде взгляд зрителя останавливается на лице изображенной дамы. Грустит она или улыбается. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Эта загадка практически решена. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
появилось высказывание (идея), что это – портрет мужчины (позже создавалось много обнаженных копий, где художники пытаются импровизировать то с женским, то с мужским полом). Наконец, в более поздних упоминаниях, примерно с 1625г., по мнению большинства исследователей портрет стали называть Джиоконда. Даже сегодня, мы не обладаем никакими заключительными доказательствами личности женщины, показанной Леонардо. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. А. С. Пушкина в Москве. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания «воздушного» впечатления). Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. И реверансы в сторону нью-вейва 80-х и кабаре. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Леонардо работал над ним не один год. О матери Леонардо почти ничего не известно. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы висела в административных помещениях Лувра)19. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
«Le Petit Parisien» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров». Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Но возникает вопрос: действительно ли в эпоху Возрождения «появляется интерес к античной культуре» или сама эпоха Возрождения и конструирует эту «античную культуру». Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности.
Поездки только закрепили успех и ее славу. Тайну поразительного воздействия этой картины пытаются разгадать уже много лет. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно, сила ее очарования.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, вот таким образом получил основательное образование в чтении, письме и счете. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11. Нашлась картина более чем через два года после кражи. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его усадьбе. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. И потому не исключено, что кто-то иной позировал художнику в дальнейшем. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Разводя краски скипидаром до прозрачного состояния, Мастер добился удивительного эффекта, но его эксперименты привели к тому, что цветовая гамма сильно изменилась – сейчас преобладают сине-зеленые тона, в то время как написанные в традиционной манере копии сохранили первоначальный колорит – к примеру, на этих копиях рукава одеяния (они обычно пристегивались к платью отдельно) красного цвета. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. Так же роль играет постепенный переход человеческого тела во мрак.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Существует версия, что картины на самом деле две. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. 76х53 см. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Картина находилась при художнике до самой его смерти.
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Есть несколько теорий о причине отсутствия у Моны Лизы бровей и ресниц. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Пабло Пикассо также находился под подозрением. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён.
Животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа. Леонардо изучал темы, которые тогда рассматривались как обязательными для художника: математика, перспектива, геометрия и все науки наблюдения и изучения естественной среды. Для нас портрет остается шедевром кисти Леонардо. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Так что загадка их нынешнего отсутствия на портрете пока не разгадана. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Портрет удался – по словам Вазари, это была точная копия натуры. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Очень быстро вокруг этого события разгорелся международный и политический скандал.
Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. История полотна до сих пор окутана тайной, хотя утверждают, что это портрет молодой неаполитанки Моны Лизы, которая вышла замуж за знатного флорентийца Франческо дель Джоконда, откуда второе название картины – Джоконда. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Это воздушная перспектива лучшая по исполнению. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.
Картина, размером 97х53 см, была закончена в 1503 г. и сразу получила известность. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Его главная цель — не отвлечь внимания зрителя от лица. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. Поиски полиции были безуспешными. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы».
Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Свидетельством этого может быть использование различных растворителей в период написания.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
1. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. () Джоконда— не портрет. Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Кстати, Джорджио Вазари, (1511 – 1574), написавший биографию Леонардо и описавший его картины, дает подробное описание ныне отсутствующих на картине бровей, хотя, считается, что сам картину не видел. Петербургский коллектив MONOЛИЗА был основан в 2007 году. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет несомненно писался долго и был доведен до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Леонардо называл этот метод сфумато (sfumato), по другому, более известному нам названию, лессировка.
Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
И модная электроника и этнические инструменты. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Разумеется, все четыре года во Флоренции и уж тем более после отъезда из этого города, Лиза дель Джокондо не могла позировать художнику. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Рассказ о том, что Мастер нанимал певцов и музыкантов, чтобы они развлекали женщину и она все время улыбалась, скорее всего история, сочиненная самим Вазари, – в его «Жизнеописаниях» немало таких украшательств.
Эта версия считается просто домыслом. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». придумал загадочную улыбку Джоконды.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. А. Т. Так или иначе громкий скандал сделал свое дело. Голова слегка повёрнута9. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом.
Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. На суде все оказалось намного проще – Перуджа долго размышлял, что ему украсть из Лувра – или Тициана или Рафаэля, но потом решил, что Джоконда будет подороже, выбрал именно ее и два года хранил «Мону Лизу» под матрасом на своей кровати, ежевечернее укладываясь спать на шедевр. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью.
В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». С учетом инфляции сейчас эта сумма составила бы почти 700 миллионов долларов.
Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретенная Франциском I непосредственно из рук Леонардо да Винчи, после смерти Леонардо оставалась в королевской коллекции.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Смотришь на эту картину и невольно возникает ощущения покоя, как будто ты отдыхаешь где-то на лоне природы. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Голова слегка повёрнута10. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Её осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Но картину вернули в Лувр. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века.
По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Ее сущность заключается в том, что здесь дается одна из первых в итальянском искусстве попыток передать естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозных или этических мотивировок. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
4. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо.
В области горла, внимательный наблюдатель может уловить биение вен. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Никто не знает, кто обрезал картину. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвёл все детали. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
Лазарев В. Н. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу.
Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Некоторые ученые считают, это было модно у благородных дам того времени. Это и есть одна из главных тайн изображения. Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению.
На прошедшей в конце февраля 2003 года ежегодной конференции Американской ассоциации содействия развитию науки доктор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета заявила, что в основе портрета лежит лишь оптический обман. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. «Возрождение или Ренессанс (фр. Renaissance итал. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа».
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Нежный розовый нос кажется настоящим. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. Картина невелика, однако производит впечатление монументальной. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта.
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Предыстория Джоконды такова.
Но она ли на картине. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В 1963 побывав в США и 1974 в Японии. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Но это чрезвычайно трудная задача. 3. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Изобразительное искусство.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Удивительно, но единственная картина в Лувре, которая не застрахована – это именно «Мона Лиза». С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см.
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Работа создавалась на протяжении нескольких лет, она уникальна. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Не смотря на то, что взгляд Джаконды направлен на нас, междя нами и ей создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка.
Об одиночестве и ожидании Весны. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1.
О чем молчит Джоконда, столь загадочно улыбаясь. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей». Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Когда человек смотрит Моне Лизе прямо в глаза, то ее рот попадает в его периферическую систему зрения и очертания губ становятся размыты. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Vincenzo Peruggia).
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Но, с другой стороны, в книге рекордов Гинесса «Мона Лиза» указана, как картина, которую могли застраховать на самую большую сумму. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Он также начал изучал архитектуру и скульптуру. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Так что, если хотите увидеть «Мону Лизу», вам придется отправиться в Париж. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором – на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Портрет отразил своеобразный человеческий характер. Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс. » Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Ученым удалось разгадать эту загадку. Статуя Венеры, между прочим, тоже находится в Лувре, но этажом ниже.
Трудно представить, что получилось бы. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики20.
Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. С этой целью посмотрим на автопортрет Леонардо (см. Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Пабло Пикассо также находился под подозрением. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена из Луврского Музея. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. В 2005 году была обнаружена книга, на полях которой Агостино Веспуччи, помощник Никколо Макиавелли (с которым Леонардо был дружен), написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие колонны, теперь обрезанные.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. И минор и драйв. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги.
Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. Спустя сто лет она украшала спальню Наполеона, пока наконец не заняла своего места в Лувре, откуда была украдена в 1911 году. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. () Джоконда— не портрет. Объяснений множество. Но самое замечательное в портрете — это подчинение всех частностей руководящей идее. Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. На протяжении всей жизни он развивал свои технические и художественные таланты. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. До него никто не видел в ней никакой тайны. рисунок) – комментарии излишни.
Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Этот портрет молодой женщины с загадочной улыбкой на устах будоражит умы многие сотни лет. Картину столь часто копировали и она оказала столь сильное (возможно, даже слишком сильное) влияние на искусство, что очень трудно взглянуть на нее непредвзятым взором, однако внимательное рассмотрение цветных иллюстраций может привести к удивительным открытиям даже тех, кто устал или же считает, что устал, от Моны Лизы.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Может быть эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Также были записаны интересные дуэтные песни со Светланой Сургановой и Владимиром Шахриным (гр. Чайф). nnО чём же песни «MONOЛИЗЫ».
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность.
Вот таким образом выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Голова слегка повёрнута.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Главарем этой «мафии» был «назначен» Аполлинер, который даже был ненадолго арестован по делу «Моны Лизы». «Джоконда» – не портрет.
Вот вопрос, который уже несколько столетий будоражит умы эстетов. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). И в качестве первого шага мы хотим проверить рельеф и наличие скрытых надписей на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с помощью микроэпиграфики.
Нос, с его проработанными тонкими, розовыми ноздрями, кажется непременно живым. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В начале ХХ столетия произошло то, что завершило восхождение картины Леонардо на «трон мирового искусства». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
О фатальности и ходе времени. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Эта версия считается просто домыслом.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. В Фонтенбло «Мона Лиза» пребывала почти двести лет и лишь в начале XVIII века была перевезена в Версаль. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше.
Среди них английский герцог Бэкингем, запечатленный А. Дюма на страницах романа и который безуспешно пытался приобрести полотно и Наполеон Бонапарт, переместивший картину из галереи дворца в личные покои. Цель этого похищения не выяснена однозначно. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Самой бесценной картиной всего человечества, считают работу Леонардо да Винчи Мона Лиза. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. и это притом, что его технические экспериментирования в живописи были не всегда удачными. Для Леонардо да Винчи, поиск совершенства – истинная, навязчивая идея. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. () Джоконда— не портрет. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело.
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Писал ее великий художник четыре года (он вообще свои произведения творил длительное время).
Около 1503 года, Леонардо исполнил портрет Моны Лизы (так называемая Джоконда), ныне находящийся в Лувре. Объективно, без художественных домыслов. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа8.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Вообще словосочетание собирательный образ неудобоваримое.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. После его смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил сам король. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Эта методика позволила достигнуть невероятной имитации плоти.
Мона Лиза – идеальный портрет, благодаря тонким эффектам света на лице и продуманным пейзажем (цветовая гамма, перспектива пейзажа в сочетании с небом) в фоне картины. Что это даёт. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. И самое сложное моделирование лица, что получилось удивительно реалистически. Леонардо выполнял многослойную живопись с потрясающим терпением и виртуозностью: после подготовки деревянной панели с несколькими уровнями покрытия (уже в то время было множество способов грунтования дерева), он прежде всего рисовал общую композицию, фон, после чего наносятся тонкие слои (масло с добавлением скипидара, что давало ему возможность работать на уровнях прозрачного цвета). () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Но вполне вероятно, что секретарь, перегруженный работой и впечатлениями, обронил имя Медичи по небрежности. Более позднее, второе утверждение Визари, он писал, что Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо (откуда пошло второе название картины Джиокондо). Мы знаем, что она женилась на дель Джиокондо в 1495, но мы фактически не имеем никакого доказательства, что она могла быть хозяйка Медичи. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12. Она старше скал, среди которых сидит, как вампир, она умирала множество раз и познала тайны гробницы, она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными тканями с восточными купцами, как Леда, была матерью Елены Прекрасной, как святая Анна – матерью Марии и все это было для нее не более чем звуком лиры или флейты. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. О вечных вещах – о встречах и расставаниях, о странствиях, о свете ночных фонарей. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
О поиске ключей и паролей к сердцам любимых людей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В 1911 году «Мона Лиза» была украдена из Лувра. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Да Винчи оставлял в своих творениях множество загадок и ребусов настолько сложных, что человечество вот уже пять столетий пытается их разгадать. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Прекрасным получился и ее задний план.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Но Леонардо превзошел возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия.
Не понятно только у кого и что собирали. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Сколько было нанесено лессировок, определить просто не возможно. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров»11. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Поистине, — говорит Вазари, — портрет написан так, что заставляет трепетать и смущаться любого выдающегося художника, кто бы он ни был. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
В эпоху Возрождения расцветает изобразительное искусство. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. С помощью таких искусственных мероприятий Леонардо стремился вызвать на лице своей модели ту улыбку, которую он и зафиксировал в своем произведении. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»11. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным.