Мстислав Добужинский Кукла Сочинение

Мстислав добужинский картина кукла содержание

Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен».

Мстислав добужинский 
картина "кукла" 
содержание

Мстислав добужинский картина "кукла" содержание

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Но уже примерно с 1916-1917 гг. В начале творческого пути (1902-05) испытал влияние югендстиля, А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.

Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной.

Вопрос: мстислав 
добужинский картина 
кукла содержание

Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда.

Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Долгое время его домом был Петербург. в 1923, Трём толстякам Олеши изд. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Добужинский, к неудовольствию иных чрезмерно педантичных поклонников старины, не идет более легким путем — стилизации под гравюру, а смело остается верен своим исканиям новых форм графики.

мстислав добужинский 
картина кукла содержание

мстислав добужинский картина кукла содержание

Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического гротеска (Старый домик, гуашь, графитный карандаш, 1905, Человек в очках, уголь, акварель, белила, 1905-06, Окно парикмахерской, акварель, гуашь, уголь, 1906, – все в Третьяковской галерее).

Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта.

Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках.

Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Зато уже налицо вполне выработавшаяся графическая манера, соответствующая фантастическому характеру самой повести. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. И таким он действительно был на языке оригинала.

Эта картина про 
куклу значит и описывай 
ее

Эта картина про куклу значит и описывай ее

На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Долгое время его домом был Петербург.

в 1922, Белым ночам Достоевского изд. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. в 1928 и др. ).

  • Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
  • Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  • Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»
  • Добужинский Мстислав Валерианович Добужинский Мстислав Валерианович Русский художник (1875- 1957) – презентация

И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна.

Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы».

Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. С 1925 Д. жил в Литве (в 1929-39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 – в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.

В конце каждой главы помещен какой-либо масонский знак или эмблема в начале же — рисунок имеющий отношение к последующему тексту. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Член объединения Мир искусства. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. и повышенной экспрессией линий и пятен. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Всюду здания, машины, люди, животные, мельчайшие подробности быта воспринимаются как органическое целое, как единство не их внешних форм, а тек ассоциаций, которые возникают по поводу их.

В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования.

  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты
  • Добужинский Мстислав Валерианович
  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
  • Последние опубликованные вопросы

Замечательны сами приемы графики. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования.

К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Что здесь иллюстрировать. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Но это не вся правда о его творчестве. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла.

  1. ГЕЛОС – Библиотека коллекционера

Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. загадочных приключений «Ночного принца». Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского.

Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

Не менее абсолютно выражена и своеобразная фантастика всего повествования, напоминающая по своим приемам Гофмана. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует».

Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Так всегда.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью.

Видимо, это не в средствах Добужинского, тяготеющего обычно к изображению статических моментов. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Различны и системы иллюстрирования.

А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца.

Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Внизу — песочные часы и черные крылья. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой.

Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Что касается рисунков над текстом, то они хотя и воспроизводят то, о чем говорится в репликах, все же иллюстрируют скорее быт средневековья, чем самую драму. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885-87), в Мюнхене (1899-1901) – в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши.

Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Правда же состоит в том, что далеко не все произведения Овсея Дриза для взрослых были переведены и, лишь читая их на языке оригинала, можно ощутить глубоко национальный трагизм его творчества. Какой-то немецкой кажется вся книжка. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Под ней — сердце между белых крыльев. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги.

Скупой рыцарь» усердно украшен. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Книжная графика Д. отличается точным соответствием структуре книги и эмоциональному строю литературного произведения изяществом и конструктивной ясностью рисунка, а с конца 1910-х гг. Плоскость листа строго блюдется.

Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города.

При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие.

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Необходимо отметить еще значение концовок. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея.

И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к Свинопасу Андерсена изд. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует.

Добужинский Мстислав Валерианович, русский художник. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале Жупел, где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие (Октябрьская идиллия). Добужинский тут не при чем он только старательно, возможно полно и проникновенно интерпретировал любимого писателя.

Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. В понимании эпохи рисовальщик превзошел писателя незабываемы уголок старого ночного Петербурга с горбатым мостиком, занесенным снегом или пышная томная красавица александровских времен. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником».

Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером.

Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая.

Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы Мир искусства, Золотое руно, Аполлон), а также писал исторические картины (Пётр Великий в Голландии, эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли (Месяц в деревне Тургенева, 1909, Николай Ставрогин по Достоевскому, 1913, – оба в МХТ с 1914 – спектакли антрепризы С. П. Дягилева).

Иллюстрации же рисует редко. Первый рисунок играет роль фронтисписа. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Контрастов черного и белого нет. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам.

Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Таким его знали на русском и на других языках. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении.